Религия Кабардино Балкарии

Религия

Деятельность религиозных организаций, а также взаимодействие с ними органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», республиканскими целевыми программами «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2013-2015 годы и «Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011 – 2015 годы.

Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, поддержания межконфессионального согласия и диалога, осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы и ведется по двум направлениям:

разработка и реализация комплекса мер, направленных на распространение идей духовного единства и патриотизма, повышение культуры межконфессионального общения;

укрепление межконфессионального согласия, взаимодействие с религиозными организациями, вовлечение их в миротворческие процессы, воспитание толерантности.

На 1 января 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 176 религиозных организаций, в том числе 125 мусульманских, 21 православная, 1 иудейская, 3 римско-католических, 26 протестантских. В республике функционируют 147 мечетей, 20 православных церквей, 1 монастырь, 4 храма-часовни, 1 синагога, 27 протестантских и 3 римско-католических молельных домов. Религиозную службу и обряды в них проводят 137 мусульманских, 23 православных, 2 римско-католических, около 30 протестантских служителей, 1 раввин. Религиозную картину в республике в основном определяют мусульманство и православие. Общины данных конфессий составляют более 80-ти процентов от общего количества религиозных объединений, а число последователей – 90 процентов от общего числа верующих.

Конфессиональное пространство в республике в целом носит конструктивный характер: религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

В 2012 году в рамках реализации мер, направленных на укрепление межконфессионального согласия и взаимодействие с религиозными организациями, Министерством в данном направлении реализовано более 100 мероприятий с общим охватом около 14 000 человек.

В целях возрождения народных славянских традиций, а также популяризации культурных ценностей народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, совместно с благочинием православных церквей КБР 13 февраля 2012 года в Государственном концертном зале г.Нальчика проведено празднование Широкой Масленицы. В концертной программе приняли участие отдел культуры Пятигорской и Черкесской Епархии Русской православной церкви, национальные культурные центры КБР, учащиеся общеобразовательных учреждений и школ-интернатов республики.

Совместно с администрацией Чегемского муниципального района КБР с 26 по 30 ноября в с. Нартан реализован республиканский проект «Куначество», направленный на профилактику межнациональных конфликтов и возрождение механизмов установления и поддержания добрососедства в Кабардино-Балкарской Республике. В проекте приняли участие 12 семей, представляющих Чегемский, Майский, Черекский, Урванский, Терский, Зольский и Лескенский муниципальные районы, а также городской округ Прохладный. Ранее, в апреле 2012 года в рамках данного проекта организован и проведен «Лагерь кунаков». В течение четырех дней будущие кунаки из Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия, РСО-Алания и Кабардино-Балкарской Республики, проживая в санатории «Маяк» г.Нальчика, знакомились друг с другом. С 16 по 20 июля 2012 года реализован межрегиональный этап молодежного проекта «Куначество», в течение которого ребята — участники проекта проживали в семьях друг друга, знакомились с традициями, бытом, культурными ценностями соседних народов. Цель проведения данного мероприятия — профилактика межнациональных конфликтов среди молодежи Северного Кавказа.

В июне 2012 года совместно с Духовным управлением мусульман КБР организован и проведен межнациональный лагерь «Согласие» под девизом «Межнациональный диалог – залог процветания наших народов!». В течение месяца в лагере проживали около 100 мальчиков и девочек в возрасте от 12-ти до 15-ти лет из разных городских округов и муниципальных районов республики, в том числе представители национальных культурных центров. Согласно специально разработанной программе для участников лагеря организованы и проведены семинары-тренинги по коммуникативности, толерантности, взаимодействию со СМИ, ведению переговоров, «круглые столы», встречи с общественными и религиозными деятелями, конкурсы, диспуты, спортивные соревнования, а также экскурсии по достопримечательностям Кабардино-Балкарии. Цель организации лагеря — обеспечение мира и согласия в обществе, установление диалога и взаимопонимания между различными культурами и народами, а также укрепление и развитие межнациональных отношений между народами, проживающими в Кабардино-Балкарской Республике.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы проведён конкурс социально значимых проектов среди республиканских социально ориентированных некоммерческих организации, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, направленный на профилактику асоциальных проявлений в молодежной среде Кабардино-Балкарской Республики. По итогам конкурса субсидия в размере 5 200 тыс. рублей предоставлена ДУМ КБР на реализацию проекта «Духовно-нравственное оздоровление молодежи» в Кабардино-Балкарской Республике. В рамках проекта 10 октября 2012 года Духовным управлением мусульман КБР проведен Международный научно-практический семинар «Московская Богословская Декларация как инструмент преодоления крайних позиций в среде мусульманской молодежи». В семинаре приняли участие преподаватели и студенты светских и исламских учебных заведений Кабардино-Балкарской Республики, имамы, государственные и муниципальные служащие, работающие в сфере государственно-конфессиональных отношений, представители общественных организаций, а также духовных управлений мусульман субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Организовано и проведена международная богословская конференция «Мусульмане и национальная культура в светском обществе» с участием ученых-исламоведов из Турецкой Республики, Азербайджанской Республики, руководителей духовных управлений мусульман Северо-Кавказского федерального округа, представителей светских и исламских высших учебных заведений, общественных организаций и духовенства республики (15.11.2012г., г.Нальчик).

Духовным управления мусульман КБР с августа 2012 года с целью проведения разъяснительных бесед осуществлено 30 посещений мечетей в муниципальных образований республики. Также с учащимися общеобразовательных учреждений проведены 32 встречи просветительского характера, посвященные проблемам профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде. Выпущено 6 наименований религиозных информационно-просветительских брошюр тиражом по 700 экземпляров каждая.

С целью оказания содействия жителям республики в совершении хаджа в 2012 году распоряжением Главы КБР А.Б. Канокова от 25 июля 2012 г. № 68-РГ образован организационный комитет по оказанию содействия паломникам. В его состав традиционно вошли руководители органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители законодательной власти республики, председатель Духовного управления мусульман КБР. В августе-сентябре 2012 года проведено 2 заседания организационного комитета, по итогом которых оказана помощь в отправке 452 паломников из КБР в хадж.

В течение 2012 года в Кабардино-Балкарской Республике конфликтов на межрелигиозной почве не наблюдалось. Религиозная ситуация сохраняла относительную стабильность, однако, несмотря на предпринятые меры, конфликт внутри мусульманской общины, между верующими старшего и молодого поколения все еще существует в латентной форме.

В рамках противодействия распространению радикализма и в целях снижения уровня террористической угрозы религиозными организациями, представляющими основные конфессии, значительно усилена работа просветительского характера среди населения республики.

В течение года для проведения разъяснительных бесед Духовным управлением мусульман КБР было организовано около 200 выездов в общеобразовательные учреждения республики, около 20-ти посещений колоний общего режима, проведено более 60-ти встреч с верующими и пятничных проповедей в мечетях населенных пунктов республики.

Благочинием православных церквей КБР продолжена деятельность по поддержке наименее защищенных слоев общества, профилактике проявления негативных зависимостей и радикальных настроений, ведется работа по реабилитации наркозависимых, а также поддержке лиц, находящихся в местах лишения свободы, привитию им трудовых навыков, восстановлению утраченных социальных связей. Адресная помощь остро нуждающимся категориям граждан, поддержка воспитанников детских домов-интернатов и реабилитационных центров, оказанная благочинием православных церквей КБР, также способствовала поддержанию в обществе межнационального и межконфессионального согласия.

Продолжена деятельность еврейской общины республики. В отчетном периоде следует обозначить ряд значимых событий: завершена реконструкция единственной действующей в г. Нальчике синагоги, на территории которой для совершения ритуальных обрядов построена миква; в марте, мае и сентябре 2012 года проведены торжественные обряды внесения трех новых Свитков Торы. Позитивным явлением в жизни верующих иудеев стало избрание в январе 2012 года Главным раввином Северо-Кавказского федерального округа раввина горско-еврейской общины города Нальчика Л.М. Шабаева.

Особой активизации деятельности со стороны римско-католических и протестантских религиозных организаций в отчетном году не наблюдалось.

С целью объединения усилий и конструктивного взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с религиозными объединениями, сотрудничества в вопросах соблюдения религиозного законодательства, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания, противодействия распространению асоциальных проявлений в обществе, в муниципальных районах и городских округах созданы и функционируют комиссии по взаимодействию с религиозными организациями при местных администрациях.

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с религиозными объединениями постоянные конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова, свободе вероисповедания, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения, противодействия религиозному экстремизму, оказывают финансовую, материальную и иную помощь в строительстве и реставрации культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлении налоговых и иных льгот.

Развитие государственно-конфессиональных отношений и религиозная политика в республике в целом предполагают дальнейшее совершенствование, в том числе в области просвещения. В развитии религиозного образования и просвещения последователей ислама большие надежды возлагаются на духовных лиц и теологов. В настоящее время в республике функционирует ряд учреждений религиозного профессионального образования.

Университет располагает кадровой базой, учебной программой, состоящей из 23-х религиозных и 12-ти светских дисциплин, отвечающей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В стенах университета получают образование также студенты из других республик Северного Кавказа.

15 марта 2011 года в городе Нальчике начато строительство Религиозно-образовательного центра, который будет включать Соборную мечеть, новый современный университетский комплекс со всей необходимой инфраструктурой, от общежития для студентов до конференц-залов и библиотек. Срок завершения строительства – 2013 год.

Во всех образовательных учреждениях республики на классных часах, факультативных курсах ведется работа по ознакомлению учащихся с историей мировых религий, совместно с религиозными организациями республики, проводятся культурно-просветительские и иные мероприятия, реализуются образовательные проекты, направленные на духовно-нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся. Факультативные занятия проводят преподаватели общественных дисциплин.

В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Население недостаточно осведомлено об исторически сложившейся религиозной культуре народов, проживающих в республике, традициях бытования ислама у кабардинцев и балкарцев, о современном состоянии религий, даже при наличии информации по данной тематике в масс-медиа.

Конфессиональное пространство в республике в целом сложилось конструктивное, религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

Реализация государственных мер положительно сказывается на оздоровлении и стабилизации религиозной обстановки, создании и поддержании благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития государственно-конфессиональных отношений в республике.

Социодинамика
Правильная ссылка на статью: Атласкиров А.Р. — Региональные особенности становления ислама в Кабардино-Балкарской Республике в конце XX – начале XXI века // Социодинамика. – 2019. – № 12. – С. 118 — 125. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31214 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31214

Атласкиров Альберт Русланович
кандидат социологических наук
Старший научный сотрудник, Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН
360051, Россия, республика Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18
Atlaskirov Albert Ruslanovich
PhD in Sociology
Senior Scientific Associate, Center for Socio-Political Research of Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
360051, Russia, respublika Kabardino-Balkarskaya respublika, g. Nal’chik, ul. Pushkina, 18

atlaskirov.albert@yandex.ru
Другие публикации этого автора

10.25136/2409-7144.2019.12.31214

Дата направления статьи в редакцию:

30-10-2019

Дата публикации:

03-01-2020

Аннотация.

Конец XX – начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни Кабардино-Балкарской Республики. Крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели. Однако распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию среди населения региона. В молодежной среде стали распространяться радикальные религиозные учения. Методологической основой исследования являются системный и междисциплинарный подходы. Методом исследования является вторичный анализ данных. Выявлено, что большая часть населения позиционируют себя в качестве верующих. Однако лишь незначительная часть соблюдает все религиозные нормы и посещает богослужения. На уровень распространения консервативных исламских ценностей сильное влияние оказывает наличие у титульных народов региона собственных этико-философских доктрин (обычаев) жизни – адыгэ хабзэ и тау адет. В республике набирает популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям.

Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика, Северный Кавказ, религиозные ценности, ислам, традиции, общество, молодежь, конфликт, фундаментализм, социологическое исследование

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых (грант МК-2488.2019.6)

The late XX – early XXI century is characterized by strengthening of the role of Islam in social life of the Kabardino-Balkar Republic. Dissolution of the Soviet Union led to the formation of ideological vacuum, which was gradually filled by the Islamic religious leaders. However, the spread of Islamic values caused controversial response among the regional population. Some extreme religious teachings have proliferated in youth circles. It is determines that the majority of population position themselves as the believers; although only insignificant part adhere to religious norms and attend worship. Increasing proliferation of the conservative Islamic values in strongly affected by the presence of own ethical-philosophical doctrines (customs) among the titular ethnic nations of the region – Adyghe Habze and Tau Adet. The idea of revival of the ancient ethical-philosophical teachings, positioned as an alternative to Islamic values, gains popularity in the republic.
youth, society, traditions, Islam, religious values, Northern Caucasus, Kabardino-Balkarian Republic, conflict, fundamentalism, sociological research

Характерной особенностью развития Кабардино-Балкарии конца XX-начала XXI веков является усиление роли ислама в общественно-политической жизни республики. Закрытые или же пустовавшие в советский период мечети стали наполняться людьми, молодежь начала проявлять интерес к религиозному образованию, которое в новых условиях можно было получить не только на территории страны, но и за ее пределами. Старая система ценностей уходила в прошлое, оставляя после себя пустоту. Новая система ценностей еще не была сформирована, что послужило благодатной почвой для распространения ислама, который в условиях духовного вакуума задавал четкие ориентиры развития.

Вместе с тем, следует отметить, что распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В молодежной среде получили распространение радикальные религиозные учения, которые способствовали обострению криминогенной обстановки в республике. Конфликтные ситуации возникают не только между светской и религиозной частью общества, но и между представителями различных течений ислама. Параллельно с этим, в общественно-политическом пространстве региона зародились дискуссии относительно места и роли ислама в жизни народов Кабардино-Балкарии. Набирает популярность движение активистов пропагандирующих возрождение традиционных ценностей народов республики на основе этико-философских доктрин (обычаев) кабардинцев и балкарцев (адыгэ хабзэ и тау адет). В существующих условиях распространение исламских ценностей встречает определенные трудности, обусловленные региональными особенностями.

Целью работы является исследование особенностей становления исламских ценностей в Кабардино-Балкарской Республике в конце XX – начале XXI века.

Изучению особенностей формирования и функционирования различных направлений ислама в республиках Северного Кавказа посвящено немало работ. А.А. Ярлыкапов отмечает, что роль ислама в последние годы значительно выросла, заметно изменив картину религиозной жизни на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в самые разные сферы жизни кавказских народов. Он выделяет ряд районов распространения различных течений (толкований) ислама: Азербайджан – преимущественно шиитский регион; Дагестан, Чечня, Ингушетия – суннитский регион, с преобладанием шафиизма; Центральный и Северо-западный Кавказ – суннизм ханафитского толка . Х.В. Дзуцев и Н.В. Корниенко выделяют неоднородность отношения к исламу в республиках Северного Кавказа. По их мнению «исламизация Кавказа фактически представляется наложением ислама на местные традиции каждого этноса, что рождает различные формы магометанской религии. В исламизированном Йемене горные племена живут совсем по-другому. Устройство жизни горцев, их психология подчинены прежде всего горскости, а не исламскости, зародившейся в пустынном климате Западной Аравии, хотя это не мешает населению искренне и по праву считать себя мусульманами» .

Исследователи выделяют две формы ислама, сложившиеся в постсоветское время на Северном Кавказе: традиционный и нормативный. А. Дугин отмечает, что под традиционным исламом следует понимать аббасидско-османскую версию адаптации ислама к специфическим региональным условиям . Массовое религиозное сознание населения ассимилировало элементы неисламских явлений (языческих верований и традиций) в свое понимание ислама. В отличие от традиционного ислама нормативный (книжный) имеет более консервативный подход и выражен в сакральных текстах (Коран, Сунна) и трудах мусульманских ученых-алимов. З.М. Абдулагатов в своей работе отмечает, что народный (традиционный) ислам более приспособлен к изменениям, происходящим в светской жизни общества, и приводит данные социологических исследований, отражающих отношение населения республик Северного Кавказа к исламским ценностям. По мнению К.М. Ханбабаева на Северном Кавказе «произошло сращивание «нормативного» ислама с местным духовным субстратом разных национальных культур, в результате чего сложилась специфическая региональная форма его бытования, основой которой являются общеисламские принципы» . Региональным особенностям становления исламских ценностей и ее политизации также посвящены работы: Р. Эмирова , З.Г. Султанахмедовой , В. Аккаева , Р.Б. Иванченко .

Можно отметить ряд работ, посвященных анализу религиозных ценностей жителей Кабардино-Балкарской Республики. Исследование, проведенное А.В. Кушхабиевым, М.М. Алхасовым и И.А. Табаксоевым, показало, что 61% опрошенных жителей региона считают себя верующими. Наиболее высокая доля верующих приходится на людей среднего поколения и молодежь (21-30 лет – 66,7%, 31-40 лет – 67,8%) (рис. 1). На наш взгляд данный факт объясняется тем, что люди старшего поколения выросли в советский период, когда религиозные учения находились на периферии общественно-политической жизни общества. Среднее поколение и молодежь (21-30 лет) росли уже в постсоветский период, когда ислам стал приобретать широкую популярность у населения республики, что и нашло отражение в результатах исследования. Невысокая доля верующих среди молодежи в возрасте 18-20 лет, в свою очередь, объясняется тем, что данная категория населения более подвержена влиянию постматериальных ценностей современного мира, в силу более активного включения в глобализационные процессы.

Рис. 1. Доля верующих в различных возрастных категориях населения КБР

Вместе с тем, необходимо отметить, что количество тех, кто регулярно посещает богослужения в храмах (мечетях, церквях и т.д.) и соблюдает все религиозные предписания значительно меньше, чем позиционирующих себя в качестве верующих – 8,2% . Результаты исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. Данный вывод подтверждают результаты ряда других региональных исследований. З.А. Атабиева и А.О. Виндижева изучая ценностные ориентации молодежи региона, пришли к выводу, что «религиозные установки молодежи носят преимущественно характер суеверий, привитых в процессе традиционного семейного воспитания, нежели осознанной религиозной позицией, чему способствует, характерная для молодого сознания несформированность собственного мировоззрения и целостности картины окружающего мира» .

Результаты проведенного автором социологического исследования в 2013 году также подтверждают, что для основной части населения республики исламские ценности не превратились в основу духовной жизни. Верующими людьми себя позиционировали 81% опрошенных (рис. 2) . Однако только 9% отметили, что совершают необходимые религиозные обряды, что коррелирует с результатами исследований проведенных А.В. Кушхабиевым, М.М. Алхасовым и И.А. Табаксоевым.

Рис. 2. Доля верующих среди респондентов в Кабардино-Балкарской Республике (2013 год)

З.М. Абдулагатов, исследуя особенности становления ислама на Северном Кавказе в постсоветский период, выявил наличие существенных региональных различий. Он выделяет две группы верующих: фундаменталисты и модернисты. К фундаменталистам он относит тех, кто в ходе опроса отметил, что исламская религия не должна меняться и адаптироваться к меняющимся условиям. К модернистам он отнес людей, которые придерживаются противоположной точки зрения. Результаты исследования показали, что отношение к исламу в молодежной среде республик Северного Кавказа различно. В направление с востока на запад влияние консервативного, радикального ислама имеет тенденцию к снижению. В восточных регионах Северо-Кавказского федерального округа (Чечня, Дагестан) уровень фундаментализма значительно выше, нежели в Кабардино-Балкарской Республике (рис. 3) .

Рис. 3. Религиозное сознание молодежи в республиках Северного Кавказа.

Деятельность по продвижению консервативных исламских ценностей не пользуется большой поддержкой в Кабардино-Балкарском обществе, и периодически приводит к конфликтным ситуациям. Большой общественный резонанс в республике вызвал проект строительства в городе Нальчик Исламского культурно-образовательного центра. Строительство центра было начато в марте 2011 года. По проекту Исламский культурно-образовательный центр должен был включать в себя ряд объектов: Исламский университет имени Абу-Ханифы, общежитие при университете, офис духовного управления мусульман, медресе «Нур» и мечеть на 3000 человек. Однако в сентябре 2012 года строительство исламского центра было приостановлено по техническим причинам . В мае следующего года на встрече Министра ВД КБР С.В. Васильева с руководителями национально-культурных центров Кабардино-Балкарии было заявлено, что в январе 2013 года весь правоохранительный и силовой блок КБР, Верховный суд КБР, «обратились к Главе республики Арсену Канокову с предложением рассмотреть вопрос о приостановлении строительства данного учебного заведения» . Данное обращение было поддержано многими общественными организациями, которые боялись усиления исламизации населения региона. В результате проект строительства исламского центра был закрыт, а построенное здание Исламского университета было переоборудовано в детскую академию творчества «Солнечный город».

Важным фактором, влияющим на процессы исламизации населения в республике, является наличие у титульных народов (кабардинцев и балкарцев) собственных этико-философских доктрин жизни – адыгэ хабзэ и тау адет. Данные этико-философские доктрины регулируют все стороны жизни человека и во многом схожи с исламскими ценностями. Однако в отличие от консервативных установок ислама адыгэ хабзэ и тау адет проявляют большую гибкость по отношению к новшествам. В республике набирает все большую популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций. Следствием конфликта стало убийство в Кабардино-Балкарии в декабре 2010 года известного этнографа, доктора филологических наук Аслана Ципинова. Аслан Ципинов был одним из лидеров кабардинского национального движения. Занимался организацией и проведением фольклорных праздников, на которых пропагандировал традиционные адыгские обычаи и правила поведения (адыгэ хабзэ), и противостоял распространению в обществе идей радикального ислама .

Следует отметить, что выделенное нами выше идеологическое противоборство между исламом, с одной стороны, и народными обычаями и верованиями, с другой, не является чем-то новым в общественном сознании народов республики. Так, адыгские (кабардинцы являются одним из субэтносов общего адыгского этноса) просветители XVIII-XIX веков в своих трудах отмечали, что ислам, несмотря на активную пропагандистскую деятельность турецких и татарских подданных, не получил прочной основы в национальном сознании адыгов, в отличие от народов востока Северного Кавказа. Один из адыгских просветителей Султан Хан-Гирей в своем произведении «Черкесские предания», характеризуя роль ислама среди адыгов, описывает следующую картину: «Вскоре поле покрылось яствами и напитками, но угощение не начиналось: ждали имама, княжеского эфенди. Князь-старшина хотел соединить языческие обряды с исламизмом. Наконец явился и имам. Он хотя проклинал и ненавидел языческие обряды, но находил в законах, как улемы знаменитого Махмуда, сообразные с желанием князя толкования, благословил торжество язычников и говорил речь о блаженстве, предназначенном павшим за дело родной земли воинам. Набожные с благоговением слушали религиозные поучения имама, но язычники шепотом издевались над его словами и бородой, а чалму его сравнивали с головным убором вдов» .

Итоги. Подводя итоги исследования можно отметить, что конец XX – начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни Кабардино-Балкарской Республики. Крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели. Однако распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В молодежной среде получили распространение радикальные религиозные учения, которые способствовали обострению криминогенной обстановки в республике. Конфликтные ситуации возникают не только между светской и религиозной частью общества, но и между представителями различных течений ислама.

Результаты исследований, проводимых в регионах Северного Кавказа, показывают наличие двух основных форм ислама в регионе: традиционный и нормативный. Традиционный (народный) ислам представляет собой смесь языческих верований и народных традиций с исламскими ценностями. В отличие от традиционного ислама нормативный (книжный) имеет более консервативный подход и выражен в сакральных текстах (Коран, Сунна) и трудах мусульманских ученых-алимов. Проводимые в Кабардино-Балкарии исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. Так, несмотря на то, что значительная часть респондентов позиционируют себя в качестве верующих людей, только 8-9% регулярно посещают богослужения и выполняют все необходимые религиозные обряды.

В Кабардино-Балкарской Республике уровень религиозного фундаментализма ниже, чем в Чеченской Республике и Республике Дагестан. На уровень распространения консервативных исламских ценностей сильное влияние оказывает наличие у титульных народов региона собственных этико-философских доктрин жизни – адыгэ хабзэ и тау адет. В республике набирает популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций в регионе.

Библиография References (transliterated)
Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться .

Представленная автором в журнал «Социодинамика» статья ставит цель рассмотреть региональные особенности становления ислама в Кабардино-Балкарской Республике в конце XX – начале XXI века. Отметим, что указанная проблематика имеет выход на междисциплинарный уровень исследования; с этой точки зрения может вызвать интерес, но, разумеется, в том лишь случае, если автор предложит обоснованный вариант своей авторской концепции и сумеет теоретические положения подкрепить эмпирическим материалом. С этой точки зрения представленный материал может заслужить поддержку. Между тем автор исходит в изучении данного вопроса из того, в частности, что характерной особенностью развития Кабардино-Балкарии конца XX-начала XXI веков является усиление роли ислама в общественно-политической жизни республики. Закрытые или же пустовавшие в советский период мечети стали наполняться людьми, молодежь начала проявлять интерес к религиозному образованию, которое в новых условиях можно было получить не только на территории страны, но и за ее пределами. Старая система ценностей уходила в прошлое, оставляя после себя пустоту. Отмечается, что новая система ценностей еще не была сформирована, что послужило благодатной почвой для распространения ислама, который в условиях духовного вакуума задавал четкие ориентиры развития. Обосновывая выбор направления исследования, автор отмечает, что результаты исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. Данный вывод подтверждают результаты ряда других региональных исследований. Рассматривая проблему в данном аспекте, автор отмечает, что, таким образом, деятельность по продвижению консервативных исламских ценностей не пользуется большой поддержкой в Кабардино-Балкарском обществе, и периодически приводит к конфликтным ситуациям. Большой общественный резонанс в республике вызвал проект строительства в городе Нальчик Исламского культурно-образовательного центра. Строительство центра было начато в марте 2011 года. По проекту Исламский культурно-образовательный центр должен был включать в себя ряд объектов: Исламский университет имени Абу-Ханифы, общежитие при университете, офис духовного управления мусульман, медресе «Нур» и мечеть на 3000 человек. Автором статьи были дифференцированы «доктрины жизни», в связи с чем было установлено, что важным фактором, влияющим на процессы исламизации населения в республике, является наличие у титульных народов (кабардинцев и балкарцев) собственных этико-философских доктрин жизни – адыгэ хабзэ и тау адет. Данные этико-философские доктрины регулируют все стороны жизни человека и во многом схожи с исламскими ценностями. Однако в отличие от консервативных установок ислама адыгэ хабзэ и тау адет проявляют большую гибкость по отношению к новшествам. В республике набирает все большую популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, отмечается, что выделенное в статье идеологическое противоборство между исламом, с одной стороны, и народными обычаями и верованиями, с другой, не является чем-то новым в общественном сознании народов республики. Так, адыгские (кабардинцы являются одним из субэтносов общего адыгского этноса) просветители XVIII-XIX веков в своих трудах отмечали, что ислам, несмотря на активную пропагандистскую деятельность турецких и татарских подданных, не получил прочной основы в национальном сознании адыгов, в отличие от народов востока Северного Кавказа. Важным моментом в статье явилось предпринятое автором статьи обобщение, в соответствии с которым конец XX – начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни Кабардино-Балкарской Республики. Крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели. Однако распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В молодежной среде получили распространение радикальные религиозные учения, которые способствовали обострению криминогенной обстановки в республике. Конфликтные ситуации возникают не только между светской и религиозной частью общества, но и между представителями различных течений ислама. Как видим, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи? 1. Автор в своей работе обобщил результаты исследований, проводимых в регионах Северного Кавказа, которые показывают наличие двух основных форм ислама в регионе: традиционный и нормативный. Традиционный (народный) ислам представляет собой смесь языческих верований и народных традиций с исламскими ценностями. В отличие от традиционного ислама нормативный (книжный) имеет более консервативный подход и выражен в сакральных текстах (Коран, Сунна) и трудах мусульманских ученых-алимов. Проводимые в Кабардино-Балкарии исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. 2. Было установлено, что в Кабардино-Балкарской Республике уровень религиозного фундаментализма ниже, чем в Чеченской Республике и Республике Дагестан. На уровень распространения консервативных исламских ценностей сильное влияние оказывает наличие у титульных народов региона собственных этико-философских доктрин жизни – адыгэ хабзэ и тау адет. В республике набирает популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций в регионе. Как видим, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы. Статья направлена на решение проблемы, актуальной для современного социогуманитарного знания. Кроме того, теоретическая концепция автора подкреплена серьезным эмпирическим исследованием, инструментарий которого не вызывает сомнений. Библиография отражает системный характер оценки обозначенной проблематики, позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемому вопросу. И в количественном (было использовано 17 источников), и в качественном смысле список источников и разнообразен, и достаточен для полноценных научных обобщений. На основании приведенных данных можно представленную статью рекомендовать к опубликованию в научном издании. Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Традиционные религии как фундамент культуры

В рамках регионального этапа ХХ1Y Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» прошла встреча депутатов Парламента КБР и представителей духовенства, в которой приняли участие и члены Общественной палаты КБР.

Участники встречи отметили, что тема Рождественских чтений весьма актуальна. «Традиции и новации: культура, общество, личность» — именно эти вопросы необходимо обсуждать сегодня в условиях размытости нравственных норм в мире. И следует скоординировать усилия с гражданским обществом в определении базовых ориентиров в условиях, когда исконные ценности и традиции пытаются выдать за анахронизм. В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Путин свою позицию по данному вопросу сформулировал так: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться – и сегодня, и в будущем – и к тому, и к другому». Председатель Парламента КБР Татьяна Егорова в своем выступлении подчеркнула, что высший законодательный орган Кабардино-Балкарии готов к сотрудничеству с религиозными конфессиями республики, в то числе и в правовом пространстве. Архиепископ Пятигорский иЧеркесский Феофилакт поблагодарил Парламент КБР за участие в образовательных чтениях, отметив историческую важность и значимость факта такой встречи. Он указал, что государство, оставаясь светским, признает роль религии как незыблемого фундамента культуры, а развитие национальных и религиозных культур возможно только в постоянном взаимодействии. Руководитель Духовного управления мусульман КБР, член Общественной палаты КБР Хазраталий Дзасежев в своем выступлении подчеркнул значение религиозных лидеров в качестве проводников духовных ценностей, являющихся основой стабильности в обществе. А также сказал о важности воспитания детей, защищающего от губительных внешних влияний, ломающих душу и судьбы. Необходимой и очень своевременной назвал встречу заместитель Председателя Правительства КБР Владимир Битоков. Как отметили участники встречи, это новая дискуссионная площадка — достаточно действенный механизм для развития партнерских взаимоотношений религии, власти и общества в республике

Нарткала

Нарткала – один из крупнейших городов Кабардино-Балкарии, административный центр Урванского района. Это город с широкими зелеными улицами, просторный и живописный. Нарткала — сравнительно молодой населенный пункт, что редкость для Кавказа, однако он обладает промышленной мощью и огромными перспективами развития.

История города Нарткала

Появление города Нарткала напрямую связано со строительством ветки железной дороги от Нальчика до станицы Котляревская. Железнодорожный железнодорожную станцию Докшукино в нескольких километрах от села Нижнее Докшукино. Первоначально станция состояла из одного казенного здания и двух изб, построенных для работников станции и обслуживающего персонала. Постепенно здесь начали строить жилье люди из соседних селений. Название и село, и станция получили по фамилии князей Докшукиных, которые исторически владели этими землями. С приходом в Кабарду советской власти населенные пункты один за другим стали переименовываться, чтобы в названиях не осталось фамилий местных дворянских семей. Почти все села, принадлежавшие роду Докшукиных, получили новые названия (например, современные поселки Кахун и Старый Черек). Исключением стала станция Докшукино, сохранившая первоначальное имя.

В 1921 году станция получила официальный статус поселка, административно подчинявшегося сельсовету села Кахун. Но уже через 7 лет Докшукино становится самостоятельным поселением, и с этого момента сюда очень активно приезжают люди из соседних районов, что дало толчок к росту населения и инфраструктуры. Если в конце 20-х годов прошлого века население поселка было менее двухсот человек, то уже через 5 лет здесь насчитывалось почти 2,5 тысячи жителей. С ноября 1942 года по январь 1943-го населенный пункт был оккупирован войсками фашистской Германии. В 1955 году Докшукино официально стал городом. А в 1967 году получил новое название – Нарткала. «Нарткала» сложилось из двух общекавказских слов: «нарт» – герой-богатырь, он встречается в большинстве сказок и эпосов народов Кавказа, и «кала» – «город». Поэтому в переводе на русский язык «Нарткала» – это «город богатырей».

География Нарткалы

Нарткала находится на Кабардинской равнине, в той ее части, где предгорья переходят в равнинные земли. С запада к городу подступают малые возвышенности, средняя высота которых – чуть более 300 метров. Однако вдалеке можно рассмотреть белые вершины Главного Кавказского хребта. Его близость формирует климат всего Урванского района. Летом здесь тепло, средняя температура достигает +30°С, зимой прохладно, но редко бывает холоднее -10°С, даже в самый холодный месяц года – январь. Сезон дождей – весной, с апреля до начала лета, в среднем же выпадает около 550 мм осадков в год. В начале весны с гор дуют сильные и холодные ветры. В целом же климат в этой части республики умеренный и очень комфортный.

Население Нарткалы

Сегодня в «городе богатырей» проживает более 30 000 человек. Кабардинцы – абсолютное большинство из них (65%), на втором месте по численности – русские, на третьем – турки. Эти цифры говорят и о том, что подавляющая часть жителей исповедует ислам. Население Нарткалы можно назвать молодым: средний возраст его жителей – 36 лет. В таком небольшом городе работают 9 крупных промышленных предприятий.

Достопримечательности Нарткалы

Одна из главных достопримечательностей города Нарткалы – памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Это две белые величественные статуи в городском сквере. В городе поставлено несколько скульптур в память о погибших земляках. Горожане любят отдохнуть и возле небольшого, но очень живописного пруда, расположенного в черте города.

Если вы оказались в Нарткале впервые, то можете подробно познакомиться с ее историей в городском историко-краеведческом музее или заглянуть во Дворец культуры, расположенный в центре города.

Красивейшее сооружение Нарткалы – центральная мечеть. Ее белые стены и зеленый купол выделяются на фоне окружающих домов. В мечети организовано медресе, в котором изучают Коран и арабскую письменность.

Нарткала в Кабардино-Балкарии, несмотря на относительно скромные размеры и недолгую для Кавказа историю, удобна для жизни. В 2005 году она победила во Всероссийском конкурсе, получив статус самого благоустроенного города среди городов, относящихся к III категории (с населением до 100 тысяч человек). На республиканском уровне Нарткала признавалась лучшим муниципальным образованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *