Религия как наука

Комментарии (1)
Все книги автора: Радугин А. (3)

Радугин А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций

Предисловие
тема 1. Религия как предмет исследования
1. Понятие религиоведения. Богословско-теологический (А. Мень) и философский подходы к исследованию религии (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс)
2. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм)
3. Психология религии о природе религиозного феномена (У. Джемс, 3. Фрейд, К. Г. Юнг) 26
тема 2. Структура современных религий
1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
2. Религиозный культ: содержание и функции
3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
тема 3. Функции и роль религии в обществе
1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
2. Религия как фактор социальных изменений
3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
тема 4. Происхождение и ранние формы религии
1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
тема 5. Национальные религии
1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
2. Индуизм — ведущая религия Древней Индии
3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
5. Иудаизм — религия еврейского народа
тема 6. Буддизм
1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
тема 7. Возникновение и эволюция христианства
1. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Иисуса Христа
2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
4. Церковь как божественное установление и социальная организация
тема 8. Русская православная церковь: история и современность
1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
3. Организация и управление современной Русской православной церкви
4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
тема 9. Современная Римско-католическая церковь
1. Особенности вероучения и культа католицизма
2. Организация управления Римско-католической церковью
3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
тема 10. Протестантизм
1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
3. Основные направления протестантизма.
тема 11. Ислам
1. История возникновения ислама
2. Особенности вероучения и культа ислама
3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
тема 12. Нетрадиционные религии
1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
1 История формирования представлений о свободе совести
2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России6
тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Российского государства
1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих

УДК 2(075) ББК 86.2я73 Р15
Рецензенты:
кафедра философии Воронежского государственного университета. Овсиснко Ф. Г., доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

На обложке:
фрагмент картины художника Леонардо да Винчи (1452-1519) «Мадонна Литта»

Радугин А А
Р15 Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.— 240с.
ISBN-5-88860-053-9
Пособие знакомит с основами религиоведения. В нем представле­ны различные концепции теории религии, ее структура и функции в жизни общества и индивида, освещаются проблемы происхождения и эволюции религии. Основное внимание уделяется рассмотрению со­временных мировых религий. Рассматриваются проблемы диалога ве­рующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и учащихся колледжей, гимназий, школ.
Без объявления ISBN-5-88860-053-9
ББК 86.2я73 © А.А. Радугин, 2000

Глава 2.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

По своей природе люди не могут мыслить одинаково. У людей разные жизненные установки, так как они имеют разные представления о смысле своей жизни.

Систематизация всех исторических трудов со времен первых летописцев до сегодняшнего дня с мировоззренческой позиции высшего ценностного ориентира человека — «смысла жизни» позволяет выделить три методологии или методологически-мировоззренческих подхода:

— Религиозный. Считает высшей ценностью человека, смыслом его жизни, а, следовательно, и прошлой жизни людей движение человека к Богу, спасение Души.

— Всемирный. Считает высшей ценностью человека, смыслом его жизни, а, следовательно, и прошлой жизни людей получение благ и, прежде всего материальных.

— Локальный (Регионально-биосферный). Считает высшей ценностью человека, смыслом его жизни, а, следовательно, и истории долголетие человека. Укрепить свое здоровье и своих близких, продлить долголетие возможно лишь на пути единства Природы (человек — часть Природы).

Мировоззренческие подходы наполнены своими алгоритмами.

Алгоритм — это набор правил, позволяющий механически решить поставленную задачу. Алгоритм подхода включает: точку зрения, периодизацию, смысловые понятия.

1. РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Точка зрения. В религиозном подходе приоритетной ценностью в ходе истории является спасение Души. Путь к спасению Души лежит через познание Бога.

Периодизация. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога — основное содержание хода истории.

Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов:

— от сотворения Мира до рождения Иисуса Христа;

— от рождения Иисуса Христа до конца мира.

В Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26-35) записано: «Бог послал в этот греховный, развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время. Даже наше летоисчисление начинается со дня рождения Иисуса Христа».

Смысловые понятия. Понятийный аппарат подхода основывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние — «страдание Души».

Причина и оценка фактов. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального — тела человека и Вечности — Души. Смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, даются оценки.

Литература

2. ВСЕМИРНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Точка зрения. Во всемирно-прогрессивном подходе приоритетной ценностью в ходе истории является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага.

Периодизация. Идею единства всемирного исторического пути человечества и прогресса обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Была создана периодизация «восходящей истории». Цивилизация мыслилась как высший этап истории, на котором возникает и развивается государство и собственность.

Причина и оценка фактов. Движение хода истории связано с ускорением прогресса. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, выстраиваются в логическую цепочку причинно-следственной связи и делаются выводы.

Направления подхода Всемирно-прогрессивный подход к изучению истории при мировоззренческой систематизации можно разделить на направления:

— Марксистское (по периодизации — формационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересу общества.

— Либеральное (по периодизации — модернизационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересам личности.

А) МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Точка зрения. Направление, изучая прогресс человечества, приоритетной ценностью человечества считает развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.

Периодизация. Ход истории представляет прогресс человечества, развивающегося по спирали, а периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотроебляемые наполняют смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности и установлению общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.

Причина и оценка фактов. История представляется как закономерность смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий.

Литература

Б) ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Точка зрения. Изучая прогресс человечества, либеральное направление высшей ценностью человечества считает развитие отдельной личности и обеспечение ее индивидуальных свобод. Личность, реализуя свой интерес противостоит другой личности, а также обществу и государству.

Периодизация. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция — модернизация. Либеральное направление предлагает следующие этапы модернизационного хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Только частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотребляемые наполняет смыслом с точки зрения интереса личности. Понятийный аппарат подхода основывается на эволюционном развитии общества (модернизация — обновление) и сотрудничестве (консенсусе) классов. Понятия направления: модернизация, эволюция, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, тоталитарный режим, цивилизация, вариативность истории, цена свершившегося и др.

Причина и оценка фактов. Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории ведомой личностью всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от отдельной сильной личности — героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из логики подачи фактов, делаются выводы, и дается оценка истории.

Литература

Либеральное направление в истории России представлено трудами и учебниками И. Н. Ионова, Р. Пайпса и др. (См.: Ионов И. Н. Российская цивилизация, IX — начала XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995; Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Верт Н. История Советского государства 1900-1991 года. М., 2008; Семененникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск, 1995; История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений /Под ред. Г. Н. Сердюкова М, 2004 и др.).

3. ЛОКАЛЬНЫЙ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Точка зрения. В локальном подходе приоритетом в ходе истории является региональная общность и биосфера.

Периодизация. Ход истории в движении по замкнутому кругу. В Природе идет беспрерывный замкнутый круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет, прежде всего, среда обитания, а не прогресс.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотребляемые наполняет своим смыслом. Понятия подхода: этнос, Евразия — этнический котел переплавки наций, месторазвитие, пассионарность и др. Подход особую роль отводит научной категории «историческое пространство».

В рамках подхода существуют направления: славянофильство, евразийство, этногенез и др.

Причина и оценка фактов. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целую, динамичную систему. Каждая из региональных общностей самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Соответственно этому мировоззренческому представлению субъективно подбираются исторические факты и выстраиваются в систему причинно-следственной связи. Согласно созданной схеме делаются выводы, и дается оценка истории.

9.1. Проблема определения сущности религии

Религия – многогранное явление, которое имеет множество разнообразных форм, одни из которых существуют сегодня, насчитывая довольно длительную историю, другие появились сравнительно недавно. Многие религиозные учения, существовавшие в различные эпохи, сохранились только в источниках. Формы эти столь не похожи друг на друга, что дать единое универсальное определение религии вряд ли представляется возможным. Однако существуют некоторые специфические черты, которые присущи религии как социокультурному феномену. Используемое в европейских языках слово «религия» происходит от латинского глагола religare – связывать, соединять. Следует заметить, что это понятие существует как самостоятельное в русле христианской традиции. Для культур Востока понятия «религия» и «философия» воспринимаются как тождественные, поэтому в восточных языках они часто обозначаются одним словом, как, например, «дхарма» (учение) в санскрите.

Проблема определения сущности религии решалась в зависимости от общей направленности той или иной философской школы. В истории общественной мысли можно проследить достаточно большое число таких определений. Практически каждая философская школа определяла религию исходя из своих представлений о мире, человеке, процессе познания, основных ценностях, а также в зависимости от той культурно-религиозной традиции, в которой она существовала. Эти определения можно представить в следующих вариантах.

Религия как иррациональный дар свыше. Таково богословское объяснение сущности религии. Похожие объяснения существуют в богословии различных конфессий. Признавая существование Абсолюта, богословы определяют религию как стремление человека в любой форме постичь Его, поклоняясь и признавая себя Его созданием. Православный священник и историк религии Александр Мень (1935–1990) так объяснял сущность религии: «Религия есть преломление Бытия в сознании людей… в основе Бытия… сокровенная Божественная Сущность» . По его мнению, история разных религиозных учений – это история познания Человеком Бога, а разнообразие религиозных форм объясняется сложностью этого процесса и недостаточным уровнем развития самого человечества, поэтому, например, политеизм – это своеобразная «детская болезнь» на пути к единому Богу.

Православный богослов Андрей Кураев (р. 1963) считает, что сущность религии можно объяснить следующим образом: подобно тому как у каждого человека есть в душе нечто сокровенное, священное, то, о чем он не говорит вслух, в повседневной жизни, потому что об этом невозможно говорить обыденным языком (у А. Кураева есть и такое замечание: «…если человеку не о чем молчать, то ему и сказать нечего»), так и религия – это нечто священное, но это «то, о чем молчит все человечество» . Поэтому так называемые языческие религии – это попытка говорить о сокровенном, священном языком, принятым в повседневной жизни.

Подобным образом подходит к определению сущности религии протестантский богослов и исследователь религии Корнелис Тиле (1830–1902): религия – это «все то, в чем человек выражает свою веру в сверхчеловеческую силу и что он делает, чтобы поддержать свою связь с ней» .

Религия как результат обмана и страха перед природой. Этой точки зрения придерживались такие мыслители эпохи Просвещения, как П. Гольбах, Ж. Мелье. Поль Гольбах (1723–1789) считал, что основа религии – это человеческое невежество и нежелание получать знания и преодолевать трудности. Жан Мелье (1664–1729), бывший католическим священником, написал большой труд, опубликованный после его смерти, – «Завещание», в котором он разоблачал деятельность католической церкви, считая ее главным мошенником, который грабит народ.

Религия как врожденное чувство человека, который ощущает себя зависимым от Целого и Вечного. Как определял протестантский теолог Фридрих Шлейермахер (1769–1834), религия есть субъективное переживание связи с объективным высшим началом. В «Речах о религии» он пишет о том, что религиозному знанию невозможно научить, оно рождается в процессе эмоционального переживания, это такой же духовный процесс, как и рациональное познание. Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842–1910) вводит понятие религиозного опыта, который существует вне конкретных религиозных учений, представляя то общее, что есть в каждой религии, конкретные формы которой зависят от социальных и других внешних условий. С точки зрения теории Джеймса религия порождается субъективными переживаниями человека.

Религия как общественная норма. Так объяснял сущность религии социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Общественные нормы, ценности и правила, через которые люди не могут переступить, выступают как священные запреты, становясь по сути своей религиозными идеями. «Религия, – писал Дюркгейм, – это единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен» . По мнению Дюркгейма, религия – это сакрализованные общественным сознанием нормы, на которых держится общество.

Религия как психологическая защита человека от враждебного ему социального начала. Основоположник школы психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939) считал, что религиозные представления – «это иллюзии, реализации самых древних, самых сильных, самых настойчивых желаний человечества; тайна их силы кроется в силе этих желаний» . Считая, что религия порождена «общечеловеческим навязчивым неврозом», Фрейд полагал, что в то же время она помогает избавиться от целого ряда личностных комплексов: «…до каких подробностей прослеживается сходство между религией и навязчивым неврозом, сколь много своеобразных черт и исторических перипетий религии можно понять на этом пути. Со сказанным хорошо согласуется то, что благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза» .

Религия как нравственный принцип. По мнению немецкого философа Иммануила Канта, взгляды которого формировались в протестантской среде в эпоху Просвещения, человеку, который «имеет мужество пользоваться своим разумом», нужна не «историческая» религия, наполненная суевериями и заблуждениями, а религия «в пределах только разума» – высшие моральные нормы. Истинная религия есть познание человеком своих нравственных обязанностей как божественных заповедей, следовательно, религия должна быть присуща человеческому существованию, она «разумна» как служение «доброму образу жизни».

Религия как форма сознания. В философской системе Г. Гегеля выделяются три этапа развития Абсолютного Духа: искусство, религия и философия. В религии проявляется единство субстанции и субъекта через потустороннюю личность, которая есть одновременно Бог (т. е. мышление мышления) и человек (т. е. чувственно наличное бытие). В отличие от Канта Гегель считал необходимым соединение религии и государства как основы государственной дисциплины. Идеальной религией Гегель считал христианство.

Религия как отражение сущностных характеристик человека. Создавая свою философскую систему, Л. Фейербах определил религию как представление человека о своей сущности. Бог птиц был бы пернатым, бог рыб был бы покрыт чешуей, бог у коров должен быть рогатым. Бог, созданный человеком, это «человек вообще».

Религия как результат развития общественных отношений. Немецкий философ Ф. Энгельс считал сущностью религии фантастическое отражение в сознании человека природных и социальных сил, которые господствуют над ним. Мыслители середины XIX века не только критиковали религию, но и смогли увидеть в ней средство преодоления многих недостатков современного общества. Философ и экономист Карл Маркс, цитируя просветителя Пьера Марешаля (1750–1803) и других просветителей, отмечал, что в обществе религия играет роль опиума – сильного обезболивающего средства, лекарства, которое спасало людей от болевого шока, но и дурманило, вызывало привыкание. Маркс писал, что религия – это не только заблуждение, но и источник надежды для «угнетенной твари», живущей в «бессердечном мире».

Изучение и критика религии привели к появлению различных форм свободомыслия, которое можно также считать достоянием духовной культуры. Свободомыслие развивалось как в русле религиозного мировоззрения, так и вне религии. К религиозному свободомыслию можно отнести богоборческие высказывания античных авторов, которые не отрицали существование богов, но критиковали мифологические представления о них; еретические движения Средневековья, выходящие за рамки ортодоксальной догматики (например, выступления Мартина Лютера (1483–1546), положили начало формированию протестантизма). К религиозным формам свободомыслия можно также отнести пантеизм (философское воззрение, отождествляющее Бога и природу), формирующийся в XVII веке, и деизм (философское учение, признающее Бога в качестве творца мира, развивающегося по естественным законам), распространенные в эпоху Просвещения. К нерелигиозному свободомыслию относятся индифферентное (безразличное) отношение к религии, атеизм как проявление гуманистического взгляда на мир и человека и нигилизм как неприятие религии в любой форме. Атеистические взгляды включают не только критику религии и деятельности религиозных организаций, но и мировоззрение, основанное на уважении к интеллектуальным и духовным возможностям человека. Так П. Гольбах в «Системе природы» писал о том, что все лучшие качества личности присущи человеку в соответствии с его сущностью, а не по воле какого-либо божества. Атеистические взгляды наряду с критикой религии включают и понимание того, что религия – неотъемлемая часть духовной культуры. Следует отметить, что крайне негативное отношение к религии вплоть до ее полного неприятия так же пагубно влияет на развитие культуры, как и религиозный фанатизм и экстремизм.

Несмотря на столь разные подходы и сложность в формулировании единого для всех разнообразных форм определения религии, существуют общие характерные черты, опираясь на которые можно говорить о религии как о предмете научного исследования и всесторонне изучать этот феномен :

1. Религия есть результат развития общественных отношений. Она формируется только на уровне общественного (а не индивидуального) сознания на определенном этапе его развития. Всякое религиозное учение отражает ту систему общественных отношений, которые господствуют в данное время. Религия связана с политикой государства, в котором она существует, зависит от уровня развития экономики и, в свою очередь, оказывает влияние и на политику, и на экономику, и на социальную систему общества. История знает разные модели взаимодействия религии с жизнью общества – от стремления к полной независимости до активного участия в общественной жизни. Можно приводить в пример создание религиозных партий, государств, основанных на религии как официальной идеологии, экономических программ.

2. Религия – это форма существования и способ преодоления отчуждения сущностных сил человека. Отчуждение (т. е. стихийное и бесконтрольное господство над человеком результатов и процессов его собственной деятельности) может проявляться в разных сферах: экономической, политической, социальной, экологической. Сам человек постоянно находится в центре пересечения двух линий противоречий – с одной стороны, все люди есть представители определенного биологического вида, а с другой – человек – существо разумное, вся его жизнь регулируется не только инстинктами, но и сознанием. Противоречие между биологическим и рациональным – это одна линия противоречий. Второе противоречие – между индивидуальным и общественным началом в человеческой деятельности. Каждый человек является уникальной, неповторимой личностью, но в то же время он не может жить вне общества, в котором вынужден играть определенные социальные роли. Далеко не всегда индивидуальные стремления и желания совпадают с обязанностями перед обществом (вспомним, например, что именно по этой причине «жениться по любви не может ни один король»). Если какая-то из вышеперечисленных сторон начинает господствовать над человеком, то он чувствует неудовлетворенность собой (испытывая противоречие между «хочу» и «могу») или окружающим его миром (который не дает реализовать человеку его «могу» и «хочу», ограничивая возможности и желания требованием «надо»). Кроме этого, человек постоянно испытывает чувство собственного несовершенства из-за конечности, ограниченности земной жизни. Религия является зеркалом, в котором отражаются все вышеперечисленные противоречия, и в то же время она дает человеку возможность разрешить конфликт между «могу» и «хочу», «желаю» и «должен», найти ответ на вопрос о сущности понятий, непостижимых для обыденного сознания – «вечность» и «бесконечность».

Следует также отметить, что существует и такая форма отчуждения, как отчуждение идеи. Созданная людьми идея при определенных условиях может подчинить себе всю жизнь и деятельность человека вплоть до мельчайших деталей его повседневной жизни, как это было в первых протестантских общинах или есть сейчас в некоторых современных организациях, которые получили название «тоталитарных сект». История религиозных учений знает примеры, когда религия становилась основой для различных форм нетерпимости вплоть до фанатизма и экстремизма. Примером могут служить религиозные войны между католиками и протестантами во второй половине XVI века или разрушение буддийских святынь мусульманами в конце XX века.

3. Религия является отражением действительности. Всякое религиозное учение отражает природную, социальную и культурную среду, в которой оно формируется. По содержанию того или иного учения можно реконструировать животный и растительный мир (вспомним, например, зооморфные божества Древнего Египта – сокола, шакала, бегемота, жука-скарабея), климатические особенности – сказания об умирающих и воскресающих божествах как отражение циклических изменений погоды. В религиозных сказаниях отражались занятия людей (боги Древней Греции плавали по морям, работали в кузнице, торговали, воевали) и общественное устройство (божественная иерархия появилась после формирования социальной).

4. Религия выступает как общественная подсистема. Религиозные организации функционируют в обществе, занимая определенное место в его политической системе. Деятельность этих организаций может и не быть связана непосредственно с религией, они могут как заниматься политикой, так и вести просветительскую, благотворительную, издательскую работу и т. д.

5. Религия есть феномен культуры. Во-первых, ценности, создаваемые как религиозные, зачастую приобретают характер общечеловеческих – интеллектуальных, нравственных, художественных. Именно поэтому для людей, принадлежащих к разным культурам, значимы ценности других культур – так, достоянием общечеловеческой культуры являются знаменитые тексты Библии и Корана, философские учения Конфуция и Фомы Аквинского, соборы Московского Кремля и готические храмы Западной Европы, византийские иконы и протестантские хоралы. Во-вторых, религия выполняет культурно-транслирующую функцию, не только создавая, но и сохраняя и способствуя распространению общечеловеческих культурных ценностей.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

В современном религиоведении используются разнообразные модели классификации религий. В качестве основных критериев рассматриваются масштабность и влиятельность религий, различия в содержании, принадлежность к определенному культурному региону, связанность с этапом исторического развития.
Классификация религий по распространенности и влиятельности
С точки зрения влиятельности, распространенности, значимости вклада в мировую культуру выделяются локальные, национальные, мировые религии. Локальные религии распространены в пределах сообществ, находящихся на архаичной ступени развития. К этому типу относятся родоплеменные, ранние формы религии.
Национальные религии
К национальным относятся как религии древних цивилизаций (древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская), так и имеющие современное распространение (индуизм, синтоизм, иудаизм и др.). Определяющей чертой национальных религий является их связь с культурой и историей определенного народа. К особенностям национальных религий можно отнести формирование устойчивой идеи Бога или богов, которые предстают как особые силы, принимают различные формы, могут пониматься как высшие космические энергии, входящие в тела различных существ, животных, людей, предметы, статуи. Представления о богах функциональны, связывают божества с конкретными природными и социальными сферами. Боги выступают как творцы человека, создающие основы социальности и культуры. Складывается жреческая каста, выступающая в роли культурной и правящей элиты. Жрецы устанавливают коммуникацию с богами, записывают священные тексты. Храмы рассматриваются как сакральные центры, в которых проявляются высшие, божественные силы. Литература древности выступает как словесное дополнение ритуала, включает гимны, молитвы, повествования о богах. Формируются сложные учения о загробной жизни, спасении, воскресении из мертвых. Учение о загробном воздаянии направляет людей на добродетельную жизнь, удерживает от нарушения моральных норм, придает направленность и смысл жизни.
Мировые религии
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) являются высшим этапом развития религии. Духовное наследие, ценностные системы мировых религий стали важным достоянием культуры. В учениях мировых религий, несмотря на их связь с определенным культурно-историческим контекстом, получили выражение универсальные ценности и потребности людей.
К особенностям христианства и ислама относится формирование представления о запредельности, трансцендентности единого Бога. В их учениях отражено стремление преодолеть конкретные, привязанные к земной реальности представления о Боге. Мифологические сюжеты приобретают символическую, условную форму, возрастает значение рациональных представлений. Учения мировых религий ориентируют на активную индивидуализацию духовной жизни. Человек находит опору в своем внутреннем мире, все большее значение приобретают личностные, духовно-нравственные и психологические измерения религий. Усиливается этическая сторона религиозных учений, создаются социальные учения и проекты преобразования мира и человека в соответствии с религиозными идеалами. В ходе межкультурного взаимодействия происходит сближение ценностей и учений разных народов.
Содержательная типология религий
Основное содержательное разделение религий заключается в выделении ранних форм религий, политеизма (многобожия) и монотеизма (единобожия).
Культурно-региональная типология религий
В рамках культурно-регионального подхода выделяются религии Запада (христианство, иудаизм), Востока (учения Индии, Китая, Японии), Юга (африканские племенные, трайбалистские верования), нативистские (естествено-природные) религии коренных народов Америки и др.
Типология религий на основе сакрального текста На основе признания значения сакрального текста выделяется группа авраамических религий (по имени библейского патриарха Авраама, именуемого отцом всех почитающих единого Бога), восходящая к духовной традиции Ветхого Завета. В нее входят иудаизм, христианство, ислам.
Естественные и исторические религии
Под естественными религиями понимаются традиционные ценностные системы, наследуемые группой людей. Они не сформировались в результате деятельности пророков, их учение не основывалось на письменных источниках, откровении и священном писании. Верования передаются из поколения в поколение через мифологические повествования, древние обычаи и ритуалы. Религиозная группа включает весь социум, каждый член которого разделяет его религиозные традиции.
Возникновение исторических религий (этических, пророческих, религий откровения) связано с деятельностью основоположников и событием откровения, развивается вероучение, формулируются доктринальные положения, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, происходит разделение на священнослужителей и рядовых верующих. Наиболее значительными историческими религиями являются зороастризм, буддизм, христианство, ислам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *