Религия мексики

I. Государственно-правовое регулирование религиозной жизни в Мексике

Свобода вероисповедания в контексте конституционного права

Конституция Мексики гарантирует свободу вероисповедания для своих граждан. В соответствии с Конституцией, мексиканцы могут свободно реализовать свое право на выбор религии, или не исповедовать никаких религиозных взглядов. Статья 24 Конституции Мексики гласит: Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, и участвовать в церемониях, посвящениях или актах соответствующего культа, если они не являются нарушением или преступлением, преследуемым по закону.

Мексика имеет очень сильные антиклерикальные традиции — свобода вероисповедания как гражданское право мексиканцев было сформировано в контексте двухвековой борьбы с историческим доминированием католической церкви в общественной и государственной жизни страны. В результате этой борьбы, католическая церковь в Мексике во многом потеряла свои когда-то бывшие нерушимыми позиции – по Конституции Мексики, церковь отделена от государства вот уже более полутора веков, а сама Мексика уже является многоконфессиональным государством.

В период президентства Бенито Хуареса, в 1857 году в Мексике была принята первая либеральная Конституция и проведен ряд реформ («Закон Лердо»), согласно которым католическая церковь в Мексике юридически окончательно отделялась от государства. Этот период в истории Мексики называется «Реформой». В результате реформ, католическая церковь потеряла свои привилегии и свою когда-то огромную собственность. Разделение церкви и государства вошло в мексиканскую конституцию и явилось логическим завершением долгого этапа антиклерикальной борьбы, начавшейся еще в период Войны за независимость Мексики (1810-1821 гг), и как конституционное положение сохраняется до сих пор. Существует мнение, что церковная реформа 1857 года открыла двери альтернативным культам и религиозным конфессиям, чей приход через полтора века изменил религиозную ситуацию в Мексике, и послужил причиной того разнообразия религиозной жизни страны, которое существует в настоящее время.

Особенно сильные трения между римско-католической церковью и правительством начались после мексиканской Революции 1910-1920 гг. когда в конце двадцатых годов двадцатого века в Мексике разразилась настоящая война пост-революционного правительства против католической церкви (так называемая «Кристиада», Cristiada или La Guerra Cristera), в результате чего в Конституцию Мексики были внесены суровые поправки, еще больше ограничивающие права римско-католической церкви и духовенства. В школах было запрещено преподавать религиозные основы, учителя преподающие основы религиозных доктрин наказывались, церкви закрывались, священники подвергались репрессиям. Статья 130 революционной Конституции подтвердила ранее существующее разделение церкви и государства: ни члены духовенства, ни сама церковь не считались юридическим лицом, не существовали как субъект государственного права, и соответственно, не могли иметь собственность. Священники (каковыми могли быть только мексиканцы по рождению) не имели право голоса, а церковь целиком подчинялась светским законам, установленным государством. Долгое время государство делало вид, что ни религии, ни церкви в Мексике не существует – по окончании Кристиады, в сороковых годах правительство приостановило проведение в жизнь кардинальных антицерковных законов. Здания католической церкви принадлежали государству, а альтернативные религиозные группы (протестанты, иудеи) находились в ничтожном меньшинстве, и их жизнь никак не регулировались государственными постановлениями, и не учитывалось ни в какой государственной статистике.

Период кардинального противостояния между церковью и государством завершился лишь к 1992 году, когда во время президентства Карлоса Салинаса де Гортари правительством Мексики были приняты несколько новых конституционных законов. В Мексике был принят судьбоносный Закон о религиозных объединениях и общественных отправлениях культа (Ley de asociaciones religiosas y culto publico, publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992).

Соответственно, в том же году была затронута и священная 130-я статья Конституции Мексики, определяющую разделение церкви и государства — церковь, служители культа и религиозные объединения вернули себе юридический статус: при условии регистрации в соответствующих государственных органах церковь возвращала себе статус юридического лица и соответственно, титул на собственность (недвижимость), а священники и/или служители культа, если они являются гражданами Мексики, впервые в истории Мексики получали право голоса.

Со своей стороны, согласно новому закону, государство официально обязалось не вмешиваться во внутренние дела церкви или религиозного объединения. Тем не менее, статья 130 Конституция по-прежнему четко определяет примат общественного права — светское законодательство является основной регулирующей силой в Мексике: все административные акты имеют юридическую силу только при отправлении в государственных органах и только соответствующими уполномоченными государством лицами (это относится, в первую очередь, к бракосочетанию как акту гражданского состояния). Как и прежде, духовенству запрещено заниматься общественной деятельностью, поддерживать политические партии, выражать свои политические взгляды, поддерживать кандидатов от политических партий или противостоять законам и установлениям государства. Служители культа могут участвовать в работе таких общественных учреждений как больницы или тюрьмы – основной закон страны напрямую не запрещает подобное участие духовенства в общественной жизни, но и не поддерживает его никаким соответствующим законодательством. Служители культа теперь могут голосовать, но не имеют права быть избранными на высшие государственные посты. Религиозные группы не могут обладать или управлять телевизионными станциями на государственных частотах. Тем не менее, в Мексике существует канал кабельного телевидения, по которому католическая церковь осуществляет вещание на национальном уровне. Обычно, для трансляции программ религиозного содержания на государственных частотах, необходимо заручиться разрешением от государственных органов, и как правило, это разрешение выдается в обычном порядке. Согласно статистике, с июня 2003 по май 2004 года, государственными органами было выдано разрешение на трансляцию 11,116 передач религиозного содержания.

В связи с принятием закона 1992 года, мексиканское правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом (весьма натянутые еще со времен Второй мексиканской империи, когда в 1865 г. возмущенный церковными реформами императора Максимилиана, папский нунций покинул Мексику). Католическая церковь вновь обрела свой юридический статус, и по закону 1992 года были сняты практически все ограничения, когда-то наложенные на нее, особенно в части юридических прав на собственность. Закон 1992 года разрушил дипломатические и политические барьеры, которые долгие годы существовали между Мексикой и Святым престолом, в связи с чем папа Иоанн-Павел Второй смог впервые посетить Мексику в качестве Главы государства Ватикан в 1999 году.

Однако, процесс возрождения религии коснулся не только католической церкви. Вместе с католической церковью, права получили и другие, уже имеющиеся в Мексике церкви и религиозные ассоциации. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость). Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы. Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения. Культовые здания построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние – их собственником является государство, и они освобождены от налогов.

В августе 2001 года в Конституцию Мексики была внесена еще одна поправка, впервые в истории страны официально запрещающая преследования и дискриминацию граждан по религиозному признаку. (Статья 1 Конституции).

Школа в Мексике отделена от государства, и преподавание религиозных основ в государственных школах запрещено, что не мешает, однако, религиозным ассоциациям иметь свои частные школы. Частное религиозное образование на дому не поддерживается законом, но и не запрещается.

Как правило, на практике конституционное право мексиканцев на свободу вероисповедания охраняется государством: правительственные структуры обычно уважают свободный выбор граждан и их право на религиозные собрания. По Конституции, Конгресс (парламент) Мексики не может одобрить закон, разрешающий или запрещающий ту или иную религиозную конфессию, или дающий преимущество той или иной религии.

В рабочем календаре Мексики за 2009 г. определены восемь праздничных дней, из них один посвящен христианским праздникам – Рождество (25 декабря). Кроме того, некоторые работодатели дополнительно предоставляют своим работникам оплачиваемые выходные в Великий четверг (пасхальная неделя), в День поминовения усопших (2 ноября), праздник Пресвятой Девы Гвадалупской (12 декабря) и Рождественский сочельник (24 декабря).

Начиная с 1992 года, Статья 2 Конституции определяет Мексику как «мультикультурное» государство, этнической базой которого является индейское население. Метисы составляют основное население Мексики, а индейское население составляет (по различным источникам) – 11% от всего населения страны, и представлено (также по различным источникам) 62 коренными народами, которые проживают на территории всей Мексики, и говорят на разных языках. Индейское население Мексики весьма неоднородно с точки зрения религиозных убеждений. Свобода вероисповедания в индейских общинах часто бывает ограничена рамками культурной среды, местными традициями и существующей политической обстановкой. Как правило, в Мексике инциденты на почве религиозной нетерпимости происходят довольно редко, но большинство из них зарегистрированы именно там, где существует наибольшая плотность индейского населения – в Юкатане, штатах Оахака, Чиапас и Табаско. Каждый такой случай серьезно рассматривается на различных государственных уровнях. Как правило, большинство случаев религиозной нетерпимости зарегистрировано в штате Чиапас, где традиционно проживают различные группы народа майя. К вопросу об особом положении Чиапаса в религиозной жизни Мексики мы вернемся и рассмотрим его в особой главе.

Административное регулирование деятельности религиозных объединений

По закону, административное управление делами религиозных объединений на территории Мексики возложено на Министерство внутренних дел Мексики (La Secretaría de Gobernación de México, SEGOB). В правительстве большинства штатов Мексики имеются специальные подразделения – офисы по религиозным делам (oficinas de asuntos religiosos). В штатах Чиапас, Герреро, Нуэво Леон религиозными делами занимаются заместители министра внутренних дел Мексики по религиозным делам (subsecretarios de asuntos religiosos).

Начиная с 2001 года, Министр внутренних дел Мексики (Secretario de Gobernación) является непременным участником диалога между представителями различных религиозных конфессий — как с целью обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, так и с целью урегулирования конфликтов. Представителем Министра в этих диалогах является специальное подразделение внутри структуры МВД Мексики — Генеральное управление по религиозным делам (GDAR), которое также осуществляет административно-государственное управление делами религиозных объединений.

Прямой задачей Генерального управления является гарантия реализации закона о свободе вероисповедания, пропаганда религиозной терпимости и расследование конфликтов на почве религиозной нетерпимости, укрепление связей между религиозными ассоциациями и государством – исключительно в контексте светского характера закона о разделении церкви и государства.

В последнее время, особое внимание Управление уделяет переводу Закона о религиозных ассоциациях на языки коренных народов Мексики (мексиканских индейцев). По сведениям Доклада Госдепартамента США о свободе вероисповедания (U.S. Department of State, Religious Freedom Report 2009), Закон 1992 г. о религиозных объединениях был переведен на одиннадцать индейских языков (включая язык индейцев пурепеча штата Мичоакан), и планируется дальнейший перевод Закона на другие индейские языки Мексики (общим планируемым числом 16).

Закон разрешает религиозным объединениям заниматься неофициальной деятельностью без регистрации, однако чтобы приобрести статус юридического лица, заключать договоры, арендовать землю и покупать недвижимость, религиозное объединение обязано зарегистрироваться в Генеральном управлении по религиозным делам. Как правило, службы и культовые собрания проходят в церквях или специально приспособленных для культовых целей зданиях. Для проведения службы вне лицензированного места собраний, религиозная ассоциация должна заранее уведомить соответствующие инстанции. Как правило, разрешение выдается в рутинном порядке.

Регистрация религиозного объединения тоже проходит в установленном законом порядке. Для того чтобы законно существовать на территории Мексики, религиозная ассоциация обязана изложить свою религиозную доктрину, которая не должна cодержать призывы к физическому насилию или представлять опасность для членов организации. Ассоциация обязана иметь определенный «стаж» работы среди новообращенных – не менее пяти лет (однако, закон не требует никакого количественного «ценза» обращенных). Религиозное объединение не может быть создано с целью проведения коммерческой деятельности, хотя получает налоговые льготы при регистрации. Согласно Докладу о свободе вероисповедания Госдепартамента США по Мексике (Religouis Freedom Report 2004), за 2004 год правительство Мексики получило 4 442 заявки на регистрацию.

По статистике на февраль 2009 г., в Мексике ВСЕГО зарегистрировано 7.074 религиозных ассоциаций, из которых крупнейшими являются евангелическая и римско-католическая церкви, а также протестанты. Статистику по каждой из этих церквей мы укажем ниже.

В Мексике существует достаточно большой спектр религиозных конфессий и ассоциаций, обеспечивающих мексиканцам широкий выбор вероисповедания. На территории Мексике на постоянной основе работают иностранные миссионеры. У каждой религиозной организации есть своя квота на визы, определяемая на уровне федерального правительства. Начиная с 1995 года по 2004 год, было выдано 49 466 виз для иностранных миссионеров, включая 5 526 виз за период мая месяца 2004 года. К вопросу о работе иностранных миссионеров в Мексике мы вернемся несколько позже.

II. Религиозная демография и статистика

Территория Мексики составляет почти два миллиона квадратных километров, а население (по официальным подсчетам, за 2009 год) составляет около 109 миллионов.

Представление о религиозной демографии в Мексике можно получить на основании трех статистических источников.

1). Официальная статистика в Мексике ведется Национальным институтом статистики и географии (INEGI). Каждые десять лет проводится национальная перепись населения, результаты которой публикуются в открытых отчетах. Несмотря на обилие данных по статистике, до недавнего времени эти данные не использовались в полной мере для воссоздания религиозной картины Мексики.

До начала девяностых годов прошлого века, статистические данные о религиозной демографии Мексики были достаточно скудны и не давали полного представления о религиозной ситуации в стране. Большой «религиозный взрыв» произошел в 1993 году, на следующий год после принятия Закона о религиозных объединениях – именно в том году было зарегистрировано более полутора тысяч религиозных объединений (для сравнения – до принятия закона, в1992 году по статистике было зарегистрировано всего три религиозных ассоциации).

Перепись 2000 года впервые показала разнообразие религиозной картины Мексики, и на основе структуризации данных позволила провести классификацию религиозных течений. Условно, перепись разделяет все существующие в Мексике церкви на 10 групп:

— Католическая

— Протестантская

— Евангелическая

— Библейская не-евангельская

— Другие христианские церкви

— Восточные религии

— Иудейская религия

— Ислам

— Нативисты (неоязычники)

— Спиритуалисты

— Нехристианские религии

По переписи, примерно 88% мексиканцев определяют себя как католиков. В Мексике насчитывается примерно 11 тысяч католических церквей, 14 тысяч католических священников и монахинь. В структуре католической церкви в Мексике задействованы около 90 тысяч служащих.

Оставшиеся мексиканцы отнесли себя к следующим религиозным группам (в процентном отношении от всей численности населения):

— 1,62% пятидесятники и ново-пятидесятники

— 2, 76% другие протестантские и евангелические течения

— 1,25% Свидетели Иеговы

— 0,71% «исторические» протестанты (каковыми государство определяет пресвитерианцев, баптистов, методистов, назареян, меннонитов)

— 0,58% адвентисты седьмого дня

— 0,25% мормоны (члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней)

— 0,05% иудеи

— 0,31% другие религиозные течения.

Примерно 3,5% мексиканцев не отнесли себя к никакой религиозной группе, и 0,85% не определили своей религиозной принадлежности.

Нужно иметь ввиду, что в данном статистическом раскладе рассматриваются только так называемые «официальные», зарегистрировавшиеся церкви и объединения, и данная статистика базируется на критериях, разработанных для переписи населения.

2). Свою статистику религиозной жизни в стране, отличную от Национального института статистики, ведет Министерство иностранных дел Мексики (SEGOB).

Несмотря на то, что по переписи большинство мексиканцев относит себя к католической вере, статистика Министерства внутренних дел (SEGOB) предоставляет собственные данные, где публикуются цифры о религиозных объединениях, зарегистрированных на территории Мексики. Эти данные публикуются в Административном каталоге религиозных объединений Мексики (CATALOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN MEXICO) при МВД Мексики (SEGOB).

На февраль 2009 года, Каталог регистрирует общую численность религиозных объединений на территории Мексики — 7.074. Также, Цифры Каталога свидетельствуют о том, что в Мексике налицо опережающий рост численности евангелической церкви, на фоне отставания римско-католической церкви:

— В Мексике всего христианских объединений – 7,042

— Евангелическая церковь (евангелисты, баптисты, армия спасения, пятидесятники, спиритуалисты и другие) насчитывает 3,777 объединений

— Католическая церковь насчитывает 3,151 объединений

— Протестанты насчитывают 83 объединения

— православные – 28

— мормоны – 1

— свидетели Иеговы – 2

— традиционные восточные религии (индуисты, буддисты, кришнаиты) – 17 объединений

— ислам – 2

— «новые религии» — 4.

Среди «новых религий» числятся: 1) In Kaltonal (Ин Кальтональ, Дом Солнца), чьи последователи считают, что древние доиспанские верования ацтеков являются истинным проявлением мексиканского духа, 2). Эканкар (познание Божественной реальности через Святого Духа) 3). «Мексиканская церковь Красавица одетая в Солнце» («La Mujer Hermosa Vestida del Sol»), чьим пророком, возрожденным Илией является Роке Рохас, живший в девятнадцатом веке – автор так называемого «Последнего завета», и 4). Церковь «Ла Эрмоса», Templo la Hermosa, чьи последователи верят только в Новый Завет, и Иисуса Христа как одного бога.

Некоторые религиозные культы – такие, в частности, как недавно появившийся и набирающий популярность культ Святой Смерти (Santa Muerte) – не входят в статистику Национального института статистики и географии. Полное название церкви — «Ортодоксальная католическая мексикано-американская церковь Святой смерти». Церкви было отказано в регистрации при Генеральном директоре по религиозным делам МВД – чиновники нашли, что заявленный статус церкви сильно отличается от ее религиозной практики, и отправление культа смерти (который все христианские церкви считают «дьявольским») может привести к массовым правонарушениям. Среди населения бытует убеждение, что наиболее преданными новообращенными являются члены наркокартелей и преступных организаций.

Несмотря на хорошо структурированную и подробную статистику Каталога, точное количество религиозных объединений в Мексике пока не поддается подсчету. Получение точных статистических данных затруднено по причине невозможности атрибутировать ту или иную религиозную группу к определенной церкви – как с точки зрения исследователей, так и с точки зрения самих членов религиозного объединения. Например, библейских не-евангельских христиан некоторые исследователи причисляют к парапротестантской религии, а некоторые евангелические церкви (определяемые в данных переписях как «другие евангельские») считают себя близкими к пятидесятникам, и очень часто не образуют никакого представительства, и не формируются в религиозной объединение. Иногда такие группы действуют не в качестве религиозного объединения, а гражданской ассоциации.

3). Религиозные объединения публикуют свою собственную статистику, и эта статистика может отличаться от официальных данных. Так, некоторые евангелические группы в штате Чиапас утверждают, что вместе с протестантскими приходами и сочувствующими, к протестантам можно отнести 60% всего населения штата Чиапас. С другой стороны, иногда служители культов предпочитают занижать статистику своего присутствия: так, в штате Табаско Свидетели Иеговы заявляют, что в 17 муниципалитетах существует 20 тысяч их последователей, в то время как Офис по религиозным делам штата Табаско показывает, что в штате зарегистрировано 22.500 членов церкви Свидетелей Иеговы, и 46 молельных домов – самая большая в стране численность Свидетелей Иеговы в расчете на плотность населения.

В Административном Каталоге религиозных объединений Мексики также указаны регионы, где насчитывается самое большое количество зарегистрированных религиозных объединений – на первом месте находится Федеральный округ, затем штат Нуэво Леон, город Мехико, и штат Тамаулипас.

Большинство христиан некатолической принадлежности проживают на юге Мексики, а именно – в штате Чиапас, чье население составляет 4% от всего населения Мексики, и где проживает множество индейцев. Именно среди индейского населения штата Чиапас насчитывается наибольший процент не-католиков – не-католики составляют 36,2% от населения штата (на фоне примерно 12% некатолического населения всей Мексики). За штатом Чиапас следует штат Табаско, где проживает 29,6% не-католиков, затем штат Кампече – 28,7%, и штат Кинтана-Роо – 26,8%.

Необходимо отметить, что упомянутый штат Чиапас играет исключительную роль в религиозной демографии Мексики. Эту особую роль подчеркивают практически все исследования и источники по религиозной демокрафии Мексики. В отличие от других штатов, Чиапас представляет собой настоящую мозаику различных религиозных конфессий и культов, подчас весьма экзотических. Среди индейского населения Чиапаса в последние годы появились мусульмане – это группа индейцев-цоцилей, проживающих в исторической столице штата, городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. С исламом индейцев познакомила миссия Дава – исламистская секта, привнесенная в Мексику группой испанских проповедников. Активная и подчас агрессивная деятельность иностранных миссионеров среди индейского населения Чиапаса – это, как мы упомянули выше, тема для особого исследования. Помимо ислама, индейцы Чиапаса исповедуют ново-языческие культы, основанные на доколониальных верованиях местных индейцев, в сочетании с различными видами христианства (включая местные и привнесенные виды православия). Религиозный синкретизм индейцев Чиапаса является отдельной темой многочисленных исследований, которые проводятся как мексиканскими, так и зарубежными учеными (в основном, американскими). Свобода вероисповедания, заявленная в Конституции Мексики, с достаточным постоянством нарушается на уровне местных муниципалитетов Высокогорья Чиапаса, где борьба местных общин за «чистоту веры» в исторической ретроспективе вызывала и до сих пор вызывает внутренние миграционные потоки индейцев, переселяющихся целыми семьями и деревнями в новые места, в поисках спасения от своих гонителей.

В 2002 году представитель римско-католической церкви в Чиапасе заявил прессе, что примерно 12% населения штата причисляют себя к неверующим, 64% атрибутируют себя к римско-католической церкви, и 22% к протестантской. В индейских общинах Чиапаса число католиков еще ниже: в декабре 2001 года среди индейцев-чолей насчитывалось 56,3% католиков, среди цельталей – 54,7%, и среди цоцилей – 51,9%.

К вопросу о религиозном разнообразии Чиапаса мы вернемся в отдельной главе.

Как и в Чиапасе, некоторые индейцы полуострова Юкатан и штата Оахака практикуют синкретическую смесь из доколониальных обрядов майя и католической религии.

В 2007 году, усилиями солидных государственных учреждений — Министерства внутренних дел (SEGOB), Национального института статистики и географии (INEGI), Центра исследований социальной антропологии, а также ряда престижных учебных заведений был впервые опубликован Атлас религиозного разнообразия Мексики, который на основании статистики предыдущих лет дал достаточно полную картину религиозной жизни Мексики. Данные этой работы свидетельствуют о том, что старые представления о Мексике как нерушимом оплоте римско-католической церкви больше несостоятельны. Католическая основа испанской культуры, вот уже много веков являющейся частью и собственно мексиканской культуры, постепенно разрушается под воздействием мощного наступления протестантизма, которому, хоть и в меньшей степени, сопутствуют другие религиозные течения – как христианские, так и не-христианские. Это наступление, в конечном итоге, может окончательно изменить культурное единство мексиканцев как нации.

Вот что сказал по этому поводу Элио Масферрер, профессор Национальной школы антропологии и истории (ENAH): «Мексика превращается в мультикультурную страну где Конституция «запрещает запрещать» любую религию. Нам нужно привыкать к этой ситуации – она лишь часть глобального процесса по культурной диверсификации, и результат тех культурных, социальных и политических перемен, которые происходят в мексиканском обществе».

Таракихи, © январь 2010

Конституция Мексиканских соединенных штатов
CONSTITUCIÓN POLITICA DE LOS ESTADOS UNIDOS MEXICANOS

U.S. Department of State

Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2009

U.S. Department of State
Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2004

Религия в Мексике (перепись 2000 года)

Католицизм (88%) Протестантизм (5%) Свидетели Иеговы (1,4%) Другая религия (1,9%) Неаффилированные (2%) Не указано (1,7%)

Религия по странам

Религиозный портал

Католическое христианство является доминирующей религией в Мексике , составляя около 88% от общей численности населения по состоянию на 2010 год. В последние десятилетия доля католиков снижается из-за роста других христианских конфессий — особенно различных протестантских церквей, Свидетелей Иеговы и мормонизма. — которые сейчас составляют 5% населения, и нехристианские религии. Преобразование в некатолические конфессии было значительно ниже, чем в Центральной Америке , а центральная Мексика остается одним из самых католических регионов в мире.

Мексика — светская страна, в которой с середины 19 века разрешена свобода религии . В ту эпоху в стране утвердились традиционные протестантские конфессии и открытая практика иудаизма . Современный рост наблюдается в евангелическом протестантизме , мормонизме и в народных религиях, таких как Мексикайотль . И буддизм, и ислам сделали ограниченное проникновение через иммиграцию и обращение.

Религия и государство

Конституция Мексики 1917 года налагала ограничения на Римско-католическую церковь в Мексике и иногда кодифицировала вмешательство государства в религиозные вопросы. Правительство не делает финансовых взносов в религиозные учреждения, а Римско-католическая церковь не участвует в государственном образовании. Рождество — национальный праздник, и каждый год во время Пасхи и Рождества все школы Мексики, государственные и частные, отправляют своих учеников на каникулы.

В 1992 году были внесены поправки в конституцию, в результате чего в мексиканском государстве были отменены ограничения на религию, в результате чего были отменены почти все ограничения для религий, включая предоставление всем религиозным группам правового статуса, предоставление им ограниченного имущества и снятие ограничений на количество священников в стране . До недавнего времени священники не имели права голоса, и даже сейчас они не могут быть избраны на государственные должности.

Авраамические религии

христианство

Исторически католическая церковь в Мексике является старейшей установленной церковью, основанной в начале шестнадцатого века. После обретения независимости католическая церковь сохранила статус единственной разрешенной церкви в Мексике. В середине девятнадцатого века мексиканские либералы ограничили исключительный статус церкви, и протестантские миссионеры, в основном из Соединенных Штатов, легально проповедовали евангелизацию в Мексике. Другие христианские конфессии выросли в Мексике, начиная с двадцатого века. С ростом иммиграции с Ближнего Востока были основаны восточные католические церкви. Евангелические протестантские церкви значительно расширили свое присутствие с конца двадцатого века.

католицизм

Дополнительная информация: католицизм в Мексике Базилика Девы Марии Гваделупской является одним из самых важных мест паломничества христианства. Катедраль — де — Сан — Ильдефонсо в Мериде, Юкатан является старейшим собором на материке Северной и Южной Америке .

Католики составляют 88% от общей численности населения по сравнению с 96% в 1970 году. Число мексиканских католиков упало на 5% в первое десятилетие 21 века, а на юго-востоке католики составляют менее двух третей населения. численность населения. В абсолютном выражении в Мексике проживает 84 217 138 католиков, что является вторым по величине числом католиков в мире, уступая только Бразилии .

Мексиканцы, по крайней мере, номинально католики, некоторые сочетают или синкретизируют католические обычаи с местными традициями. На полуострове Юкатан некоторые люди майя до сих пор практикуют традиционные верования своих предков, не будучи синкретизированными с христианством. То же самое происходит с людьми Wixarika в Халиско и Наярите .

В Мексике проводятся крупные праздники, связанные с христианскими праздниками Богоявления (6 января) ( Día de los Reyes Magos ), Днем всех святых (1 ноября), Днем всех душ или Днем мертвых (2 ноября) ( Día de los fieles difuntos ) и праздник Богоматери Гваделупской (12 декабря). Это не государственные праздники в Мексике . Рождество отмечается как религиозный и государственный праздник.

Восточный католицизм в Мексике

Есть также отдельные юрисдикции для определенных восточных церквей в Католической церкви в Мексике:

  • Maronite католическая Епархия Богоматери Мучеников Ливана в Мексике
  • Мелките греко — католическая епархия Нуэстра Сеньора дель — Параисо в Мехико
  • Армянская Католическая Апостольская экзархат Латинской Америки и Мексики

Протестантизм

Дополнительная информация: протестантизм в Мексике

Около 5% населения (6 160 000 человек старше 5 лет, согласно переписи 2000 года, включая Свидетелей Иеговы и мормонов, которые обычно считаются непротестантами и членами реставрационизма или отдельных христианских ветвей) являются протестантами , из которых пятидесятники и харизматы (называемые в переписи неопятидесятниками) являются самой большой группой. Англиканская представлена англиканской церкви Мексики .

Протестантизм наиболее силен там, где католическая церковь и мексиканский штат практически не представлены, и составляет более 10% населения в четырех штатах, граничащих с сильно протестантской Гватемалой : Кампече , Чьяпас , Кинтана-Роо и Табаско . Он также значительный в мексиканских штатах, граничащих с американским штатом Техас , хотя, согласно недавним подсчетам, протестантизм — в стране в целом — упал с 10% до 6%.

Раньше протестантизм был на подъеме, поскольку предлагал менее законническую и иерархическую версию христианства.

Православие

Служба в Catedral Ortodoxa de San Jorge в Колония-Рома , Мехико. Часть греческой православной церкви Антиохии , он находится под покровительством архиепископа Антонио Chedraoui ( ов ).

В Мексике есть некоторые мексиканцы, исповедующие восточное православие, в основном выходцы из других стран.

Адвентисты седьмого дня

Есть также ряд адвентистов седьмого дня (488 946 человек).

Свидетели Иеговы

Всероссийская перепись 2000 года насчитала более миллиона Свидетелей Иеговы . По официальным данным Свидетелей Иеговы на 2014 год, проповедовало более 800 000 человек.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

LDS Мехико Храм в Мехико Основная статья: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в Мексике

Первые миссионеры СПД прибыли в Мексику в 1875 году (хотя первые мормоны приехали в Мексику в 1840-х годах в Юте, когда она еще была мексиканской территорией). В 1885 году 400 мормонских колонистов переехали в Мексику. В 1993 году правительство Мексики официально зарегистрировало Церковь СПД. Это позволило церкви владеть собственностью в Мексике.

По данным переписи 2010 года, мормоны составляют 314 932 человека. По состоянию на 2015 год, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Мормоны Церковь) утверждает 1,368,475 членов, 231 пакетов акций , 1,998 конгрегаций и 12 храмов в Мексике .

Ла Лус дель Мундо

La Luz del Mundo — это харизматическая христианская конфессия с международной штаб-квартирой в Гвадалахаре , Халиско , Мексика . Его флагманская церковь в Гвадалахаре считается крупнейшим некатолическим храмом в Латинской Америке .

ислам

Основная статья: Ислам в Мексике Мескита Сорайя , первая мечеть в Мексике.

По оценкам Pew Research Center, в 2010 году в Мексике проживало 111 000 мусульман. Ислам исповедуют в основном ливанские мексиканцы и другие мексиканцы арабского происхождения , и лишь некоторые мексиканцы неарабского происхождения. Среди коренного населения штата Чьяпас также растет число мусульман .

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм в МексикеИнтерьер Sinagoga Histórica Justo Sierra 71, расположенный в историческом центре Мехико .

Присутствие евреев в Мексике восходит к 1521 году, когда Эрнан Кортес завоевал ацтеков в сопровождении нескольких Конверсо . Согласно последней национальной переписи населения, проведенной INEGI, в настоящее время насчитывается более 67 000 мексиканских евреев, почти все из которых (около 95%) проживают в районе Большого Мехико.

Вера Бахаи

Основная статья: Вера бахаи в Мексике

Вера бахаи в Мексике начинается с визитов бахаи до 1916 года. В 1919 году были опубликованы письма главы религии Абдул-Баха , в которых Мексика упоминалась как одно из мест, где бахаи должны принять религию. к. После того, как пионеры переехали туда и установили контакты, первый мексиканец, присоединившийся к религии, был в 1937 году, а вскоре после этого в 1938 году было избрано первое Местное Духовное Собрание бахаи всей Латинской Америки.

В связи с постоянным ростом Национальное Духовное Собрание было впервые избрано в 1961 году. По оценкам Ассоциации архивов религиозных данных (опираясь на Всемирную христианскую энциклопедию ), в 2005 году было почти 38 000 бахаи.

Индийские религии

буддизм

Основная статья: Буддизм в МексикеТибетский буддийский ритуал в Валье — де — Браво

В Мексике насчитывается примерно 108 701 буддист. Также один из шести тибетских домов в мире — Casa Tibet México — находится в Мехико. Он используется Далай-ламой и другими лидерами тибетского буддизма для сохранения и распространения тибетской культуры и духовности. Алехандро Ходоровски заявил, что он открыл дзен-буддизм в 1960-х годах, находясь в Мексике.

Есть также два учреждения традиции буддизма Тхеравады: буддийский монастырь Тхеравады и Дом медитации Випассана. В Мексике существует не менее 30 буддийских групп.

индуизм

Основная статья: Индуизм в Мексике Музыканты Харе Кришна в Мехико

В Мексике проживает около 800 индийских семей, составляющих около 900 NRI . Большинство из них недавно приехали в страну. В Гвадалахаре, Керетаро и Мехико много недавно прибывших индийцев, работающих в Tata Consultancy Services . Мексика проводит недискриминационную политику в отношении предоставления гражданства. Супруги мексиканского гражданина обычно не сталкиваются с какими-либо проблемами при получении местного гражданства. Но хотя довольно много NRI женились на мексиканцах, они сохранили свое индийское гражданство. Организация Сангама построила храм Саи Бабы и храм вайшнавов в Мехико.

Сикхизм

Основная статья: Сикхизм по странам

В Мексике проживает около 8000 сикхов. Большинство из них имеют пенджабское происхождение.

Не религиозный

Основная статья: Безбожие в Мексике

Хотя демографические характеристики атеизма и нерелигиозности в Мексике трудно измерить, потому что многие атеисты официально считаются католиками, 4 660 692 человека в Национальной переписи населения 2010 года сообщили, что не имеют религии.

Недавние опросы показали, что около 3% католиков посещают церковь ежедневно, а 44% — не реже одного раза в неделю, и, по данным INEGI , количество атеистов ежегодно увеличивается на 5,2%, а количество католиков — на 1,7%.

Информация о переписи

Религия по переписи населения (2010 г.)

Религия Числа Процент
Католик 92 924 489 82,72
Анабаптисты / меннониты 10 753 0,01
Баптист 252 874 0,23
Церковь Назарянина 40,225 0,04
методист 25 370 0,02
Пресвитерианский 437 690 0,39
Другой исторический протестант 53,832 0,05
Пятидесятники 1,782,021 1,59
Другие христианские евангелисты 5,783,442 5,15
Адвентист седьмого дня 661 878 0,59
Мормоны 314 932 0,28
Свидетели Иеговы 1,561,086 1,39
Восточные религии 18 185 0,02
Иудаизм 67 476 0,06
ислам 3 760 <0,01
Родные религии 27 839 0,02
Спиритизм 35 995 0,03
Другие религии 19 636 0,02
Нет религии 5 262 546 4,68
Не указано 3 052 509 2,72
Заметки

  1. ^ a b c d e f По результатам переписи 2010 года анабаптисты, баптисты, Церковь Назарянина, методисты, пресвитериане как исторические протестанты (Protestante histórica oreformada) составляют 820 744 человека (0,73%).
  2. ^ a b Перепись 2010 г. объединяет пятидесятников с другими христианскими евангелистами (пятидесятники / христиане / евангелисты) в общем количестве 7 565 463 человека (6,73%).
  3. ^ a b c В переписи 2010 г. адвентисты седьмого дня, мормоны и Свидетели Иеговы объединены в одну группу (Bíblica diferente de Evangélica), всего 2 537 896 человек (2,26%).

дальнейшее чтение

внешняя ссылка

  • Религия в Мексике

Мексика / Религия и государство, роль религии в политике

Мексика — светское государство. Конституция страны (ст. 24) определяет свободу вероисповедания, каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, совершать церемонии, обряды и обязанности своего вероисповедания в местах религиозного культа или в своём доме при условии, что эти церемонии и обряды не являются наказуемым законом нарушением. Все публичные акты религиозного культа должны совершаться в пределах церквей, которые всегда находятся под наблюдением властей.

При этом в конституции чётко определено разделение церкви и государства и возможности государственного вмешательства в религиозную сферу. Ст. 3, п. 4, запрещает заниматься педагогической деятельностью религиозным корпорациям, служителям культов, ассоциациям и обществам, пропагандирующим какое-либо религиозное учение. В 1992 году в конституцию были внесены поправки, регулирующие отношения с Римско-католической церковью и другими религиозными организациями. Впервые за 80 лет священникам и монахам вернули избирательные права. Религиозные организации обязали пройти регистрацию в Секретариате по делам религии при Федеративном секретариате.

Господствующей религией является христианство, католицизм исповедуют 89 % от числа всех верующих. Религиозная традиция Мексики сформировалась под влиянием католицизма и народных верований индейцев. Записи испанских конкистадоров содержат сообщения о человеческих жертвоприношениях, которые практиковали ацтекские жрецы. Католическая церковь искоренила самые жестокие проявления язычества, но частично интегрировала некоторые элементы индейской религии в бытовую религиозность мексиканцев. Один из самых распространённых народных культов — 12 декабря — День явления Девы Марии Гваделупской, покровительницы Мексики. В день праздника многочисленные паломники приезжают к холму Тепиак, где, по легенде, в 1531 году индеец Хуан Диего (канонизированный католической церковью) встретился с Девой Марией Гваделупской. Многие особенности этого праздника напрямую заимствованы из верований индейцев. В дни национальных праздников индейцы исполняют ритуальные танцы, используют древние культовые сооружения, производят жертвоприношения. В удалённых областях страны католические священники практически не оказывают влияния на духовную жизнь своей паствы.

В период национально-освободительной борьбы демократические силы использовали антиклерикальные лозунги в качестве средства привлечения на свою сторону беднейших слоев населения. Вплоть до середины XIX века католическая церковь была одним из крупнейших собственников в Мексике, располагала обширными землями и контролировала систему образования посредством специально подготовленных проповедников. Несмотря на это, именно в среде религиозно настроенной интеллигенции были развиты идеи мексиканской революции. Так, один из деятелей антиколониального восстания Мигель Идальго был ректором иезуитского колледжа. В 1876 году католическая церковь потерпела серьёзное поражение в политической борьбе. Либеральная власть проводила последовательную секуляризацию всех сфер жизни общества, включая закрытие монастырей. Хотя церковь смогла частично вернуть себе утраченное влияние, католицизм в Мексике не является государственной религией. Доля мексиканцев, которые считают себя католиками, за последние годы снизилась с 96 % в 1970 году до 88 % в 2000 году.

Православие в Мексике появилось вместе с эмигрантами. Монастырь Святого Антония Великого в городе Хилотепеке действует под омофором Антиохийской патриархии, во главе с Его высокопреосвященством митрополитом Мексиканским и Центрально-Американским Антонием. В Мексике проживает большая община православных христиан — выходцев из Ливана, а также православные греки, русские, румыны, мексиканцы.

Одним из спорных вопросов, расколовших общественное мнение в Мексике, стала проблема легализации абортов. В 2007 году, несмотря на кампанию протеста в христианских СМИ, был принят законопроект, разрешивший искусственное прерывание беременности. В ноябре 2006 года законодательный орган власти Мехико также принял закон, легализующий однополые гражданские браки.

Сегодня численность иудеев составляет около 45 тысяч человек. Впервые крещёные евреи, тайно исповедовавшие иудаизм, прибыли в Мексику вместе с конкистадорами в 1521 году. В 1825–1830 годах в Мексику прибыло большое количество эмигрантов-евреев из Европы и открылись первые синагоги. На протяжении XIX–XX веков в Мексику переселились десятки тысяч евреев, в том числе и из России. В настоящее время в Мехико функционируют 23 синагоги, действует Международный еврейский культурный центр.

К началу XX века в Мексике среди городского населения появились небольшие группы протестантов (сегодня составляют около 6 % населения). Основная масса протестантов принадлежит к группам неопятидесятников. Около 6 миллионов человек в Мексике считают себя последователями адвентистов седьмого дня. Свидетели Иеговы и мормоны заявляют, что членами их организаций являются до 1 миллиона человек. Мормоны впервые переселились в Мексику в 1875 году. В последнее время численность мормонов значительно возросла, особенно в сельской местности.

Мусульмане в Мексике проживают в основном в закрытых общинах эмигрантов из стран, где ислам исторически распространён (Турция, арабские страны). Небольшая группа мусульман есть среди коренного населения штата Чьяпас. В 1995 году туда прибыли из Испании проповедники ислама. В 2005 году среди последователей мусульманской религии было около 300 представителей цоцильской народности индейцев-майя.

Центр содействия развитию тибетского буддизма в Мексике с 1989 года действует в Мехико с санкции далай-ламы XIV. Буддизм исповедуют эмигранты и небольшая группа городской интеллигенции. Три миллиона мексиканцев, согласно переписи населения, считают себя атеистами.

← | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *