Религия румынии

14.07.2004

12.07.2004

В последние десятилетия в результате массовой эмиграции немцев число протестантских общин в Румынии, некогда преобладавших в Трансильванской Саксонии, значительно сократилось. Согласно данным последней переписи населения, в настоящее время в Румынии всё ещё проживают 60 тысяч граждан немецкого происхождения. Сюда входят и банатские швабы, преимущественно исповедующие католичество. Протестантской общине в Бухаресте опасаться за своё существование не приходится. Недавно она отметила 150-летие со дня своего основания. К этому юбилею было приурочено и открытие новой церкви. На торжествах побывала Медана Вайдент.

Вот уже несколько десятилетий протестантская церковь на улице «Страда Лютерана» является неотъемлемой частью городского пейзажа в центре Бухареста, хотя это здание больше и не является, как некогда, самым высоким в городе. Благодаря поддержке многочисленных друзей, оказываемой лютеранской общине, протестантской церкви удалось выстоять и трудные времена своей 150-летней истории. На рубеже 19 и 20 веков, практически до своей смерти в 1916 году огромную поддержку этой общине оказывала тогдашняя королева Румынии Елизвета из династии Вид. После того как, наконец, миновали страшные годы коммунизма, перед протестантской общиной Бухареста встали новые задачи. С 1989 года резко увеличился поток эмиграции румынских немцев. Община, некогда насчитывавшая 6 тысяч членов, сократилась до 1200 человек. Тем не менее, она остаётся третьей по величине протестантской общиной в Румынии. И торжества по случаю 150-летнего юбилея свидетельствовали о её жизнеспособности. «Само здание церкви имеет большое значение как место, где собираются члены общины, но ещё важнее дух, царящий в этом здании», – считает посол Германии в Бухаресте Вильфрид Грубер.

«Действительно приятно, что два молодых пастора вдохнули новую жизнь в общину. В то время как во многих других местах в Трансильвании протестантские общины прекращают своё существование, немецкая община в Бухаресте может быть уверена в своём будущем».

Это действительно так. Несмотря на то, что большинство членов общины – люди пожилые, к ней всё больший интерес проявляют и молодые жители Бухареста. Как правило, это молодёжь из смешанных семей. Однако всё чаще в общину приходят и подростки из семей, исповедующих румынское православие. В немецкой школе в Бухаресте детей знакомят с протестантским вероучением. Многие из них впоследствии решают принять крещение в протестантской церкви. Немало детей из православных семей поют в церковном хоре и активно участвуют в жизни протестантской общины. При этом в своих семьях они являются единственными протестантами.

Будущее общины зависит от молодёжи. Это понимают и два пастора протестантской общины Бухареста. Эмиль Ольтеану и Даниэль Цикели придают большое значение работе с молодёжью.

150-летний юбилей был поводом не только вспомнить об истории протестантской общины в Румынии. Епископ протестантской Церкви в Румынии Кристоф Клейн так оценивает значение лютеранской общины Бухареста:

«Трансильванские саксонцы и их Церковь, как мы знаем, всегда были чем-то особенным. Они носили в некоторой степени элитарный характер. Возможно, именно поэтому им удалось в течение 150 лет сохранять свой язык и свою веру. Сегодня, в эпоху экуменизма, мы рады, что как немцам нам не нужно опасаться за своё существование. Мы живём в мультикультурном и мультирелигиозном обществе, сохраняя своё самосознание, свой немецкий язык, свою западную культуру и своё протестантское вероучение, доставшееся нам в наследство от Реформации».

Епископ Клейн считает, что христиан следует оценивать не по их количеству, а по их значению в обществе. А значение христиан в сегодняшнем обществе позволяет смотреть с надеждой в будущее.

Медана Вайдент

u u u

После свержения Чаушеску в декабре 1989 года в Румынии вспыхнул острый конфликт между православной и греко-католической, или униатской Церквями. Униатская Церковь сохраняет византийский обряд, однако признаёт главенство Папы Римского. Европейская общественность оставляет этот спор практически без внимания. Речь идёт о возвращении церковных зданий и церковного имущества. Как и во всех остальных странах Восточного блока, в Румынии в 1948 году, по распоряжению Сталина, греко-католическая Церковь оказалась под запретом. Этой мерой коммунисты хотели лишить Папу Римского возможности оказывать влияние на румынское общество. Имущество греко-католической Церкви было передано Румынской православной Церкви, традиционно сохранявшей лояльность по отношению к государству. С 1989 года деятельность униатской Церкви вновь легализована, и теперь униаты требуют возвращения 200 из примерно 2 тысяч принадлежавших им церковных зданий. В споре речь идёт также о религиозном и историческом самосознании румынской Трансильвании. До 1918 года эта территория входила в состав Австро-Венгрии, поэтому в регионе преобладали униаты. После Первой мировой войны, когда возникла Великая Румыния, православная Церковь и в Трансильвании получила статус государственной Церкви. Этот статус православная Церковь сохраняла и формально, и фактически также при коммунистическом режиме. После свержения диктатуры Чаушеску православная Церковь стала опасаться, что возвращение церковных зданий греко-католикам будет способствовать возвращению многих верующих в лоно униатской Церкви. Для православных священников это означало бы ощутимое сокращение доходов, поскольку в Румынии нет церковного налога, и православное духовенство живёт за счёт добровольных пожертвований верующих. Кено Верзек побывал в селении, где спор между обеими Церквями принимает прямо-таки абсурдные формы.

Пятница, полдень. Жители селения Урча возвращаются с рынка в соседней общине. Их подводы нагружены мукой, сахаром, растительным маслом. Прежде чем сесть за обеденный стол, нужно ещё на скорую руку накормить скот.

Урча – небольшая румынская деревня с населением в 1000 человек. Она расположена примерно в часе езды на автомобиле от трансильванской метрополии Клуж среди живописных холмов. Правда, добираться туда приходится по очень плохой просёлочной дороге. Так что деревенская идиллия обманчива. Именно в Урче находится деревенская церковь, ставшая своеобразным символом спора между православной и греко-католической Церквями. На расстоянии двух метров вокруг старой церкви возводятся новые стены, так что одна церковь оказывается как бы внутри другой. По завершении строительных работ крыша и часть стен старой церкви будут разрушены. Официально эта «интеграция» старой церкви в новую называется строительной консолидацией. Проблема, однако, заключается в том, что греко-католики требуют право также пользоваться этой церковью, потому что в своё время это селение было униатским. В 1948 году жители Урчи вынуждены были перейти в православие, тем самым и сельская церковь оказалась в руках православных.

После 1989 года некоторые жители Урчи были бы не прочь вернуться к своей прежней вере. Этому, однако, противятся православные иерархи, в частности, деревенский священник. Теперь, чтобы покончить со спором в Урче, руководство православной Церкви решило прибегнуть к трюку: не сносить старую церковь, но сделать так, чтобы она исчезла в стенах нового здания.

Примечательно, что селение Урча – не единственный пример «замуровывания» бывших униатских церквей. Расчёт прост: если прежняя церковь исчезает за новыми стенами, то не может быть и никаких требований о возвращении здания.

Большинство жителей Урчи весьма неохотно говорят с «чужаками» о конфликте. Тем более что этот конфликт нередко вносит раскол в семьи. Вот что говорит пенсионер Эмиль Русу, которому уже 71 год:

«Я крещён в греко-католической церкви, мои дети – в православной. В своё время нас заставили перейти в православие. А ведь в Священном Писании ничего не говорится о православных и католиках. Нельзя допускать ненависти между религиями. Ведь все мы молимся одному Богу. И церковь здесь принадлежит жителям селения. Нам не важно, какой в ней будет священник, мы всё равно будем ходить в эту церковь. Если там будет католический священник, мы пойдём к нему, а если там будет православный священник, то мы будем ходить к православному».

Каролина Букур, 72-летняя пенсионерка из Урчи, хотела бы вернуться к своей прежней вере.

«Даже если нас всего лишь десяток верующих, ведь новую церковь можно было построить рядом. Тогда мы могли бы ходить в нашу старую церковь. Ведь там достаточно места для нескольких церквей. Так нет же, они хотели искоренить католичество. Вот такую политику проводит православная Церковь. Я хочу сказать одно: священнику следует запретить продолжать строительство».

Аурелиан Керекеш, 30-летний священник в селении Урча, говорит, что здание церкви обветшало и требует ремонта. Кроме того, лишь очень немногие желали бы перейти в греко-католическую Церковь.

«Греко-католическая Церковь сеет лишь ненависть и раздор между людьми, которые все раньше были братьями по вере. Теперь постоянно возникают беспорядки, недоразумения, вспыхивают конфликты. Дело доходит до того, что иногда приходится запирать церкви. Но, знаете, всё это, может быть, и неплохо, потому что из-за протестов нам, православным, приходится всё время проявлять активность. Мы не будем делать никаких ошибок. Мы сохраним православный порядок».

Бюро православного архиепископа в Клуже, в ведении которого находится селение Урча, отказался прокомментировать инцидент. Ни православные, ни греко-католики своих позиций сдавать не собираются. А ведь ещё 3 года назад в их отношениях наблюдалась некая оттепель. Тогда Папа Римский Иоанн Павел Второй впервые за всё историю католичества официально посетил православную страну – Румынию. Тогда же была учреждена комиссия, в рамках которой православные и греко-католики должны были мирным путём обсудить вопрос возвращения собственности униатской Церкви. Тем более что в последние годы перед визитом Папы Римского в Румынию споры о принадлежности церковных зданий нередко выливались в потасовки между православными и униатами.

Официальный представитель греко-католической Церкви в Клуже священник Мирча Марциан жалуется, что в последние 3 года в комиссии удалось договориться о возвращении всего лишь нескольких церквей. Дело о возвращении ещё 8 униатских церквей пришлось решать в суде, и это несмотря на то, что после визита Папы Римского в Румынию была достигнута договорённость об урегулировании этого конфликта в рамках взаимоотношений между обеими Церквями. Положительным примером для греко-католиков служит Николае Корнеану, православный митрополит западнорумынской области Банат. Он распорядился о возвращении униатам 50 церквей и тем самым в значительной мере уменьшил напряжённость в отношениях между православной и греко-католической Церквями. Однако, по мнению Мирчи Марциана, это остаётся исключением.

«Это просто вызывает отчаяние. Через 13 лет после формального восстановления нашей свободы, свобода нашей Церкви фактически остаётся ограниченной».

Глава 1: Общие данные

Официальное наименование: Румыния (принятое в 1862 году, после объединения румынских княжеств Валахии и Молдовы в 1859 году).

Форма государственного правления: Республика.

Столица: город Бухарест (расположенный на юге страны, площадь 228 кв.к.), первое письменное упоминание в 1459 году.

Географическая позиция: государство, расположенное на юго-востоке Центральной Европы, на севере Балканского Полуострова, на нижнем течении Дуная, с выходом к Черному Морю. С запада к востоку Румыния занимает примерно 9 меридианов. С севера к югу Румыния расстилается на 5 параллелей.

Территория: 238.391 квадратных километров (91.843 квадратных миль). Румыния является 12-ой по величине страной в Европе.

Границы: примерно 3150 километров, из которых приблизительное одна треть – сухопутная граница, а две трети – водная граница (реки Тиса и Прут, Дунай и Черное Море). Длина румынского черноморского побережья составляет примерно 245 километров.

Официальный язык: румынский (неолатинский язык).

Глава 2: Символика, национальный праздник, законные праздники, часовой пояс, национальная валюта

Национальный праздник: 1 Декабря (день, когда в 1918 году, в городе Алба Юлия, в центре страны, объединились все исторические провинции с мажоритарно румынским населением).

Флаг: флаг Румынии трехцветен (синий желтый, красный), и не претерпел значительных изменений на протяжении истории; он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: синей — у древкового края, жёлтой — в середине и красной — у свободного края полотнища.

Национальный гимн: «Пробудись, румын!», на стихи романтического поэта эпохи Революции 1848 года, музыка написана поэтом и композитором Антоном Панн.

Герб: современный Румынии герб имеет в качестве центрального элемента золотого орла, держащего в клюве крест, а в лапах скипетр и меч. Орел расположен на синем щите, а на его груди находится другой щит, поделенный на пять геральдических полей, которые символизируют исторические румынские провинции (Валахию, Молдову, Трансильванию, Банат, Кришану, и Марамуреш, и Добруджу).

Часовой пояс: восточноевропейское время: UTC+2 (зимой), UTC+3 (летом). Летнее время вступает в силу с последнего воскресенья марта до последнего воскресенья октября.

Национальная валюта: лей (множественное число – леи, международный код RON), состоит из 100 баней (единственное число – бань). На нашем сайте можно узнать обменный курс лея по отношению к разным иностранным валютам.

Глава 3: Разделение властей, ветви государственной власти

Государство организовано согласно принципу разделения и равновесия властей – законодательной, исполнительной (Правительство и Президент), и юридической – в рамках конституционной демократии (согласно Румынской Конституции 2003 года).

Президент избирается всеобщим голосованием на 5 лет. Один человек не имеет право занимать должность президента боле двух мандатов.

Правительства Румынии были чаще всего коалиционными, особенно после первой пост-коммунистической смены власти в 1996 году.

Двухпалатный парламент, в состав которого входят Палата Депутатов и Сенат (верхняя палата), избирается всеобщим голосованием, по мажоритарной одномандатной системе, на 4 года. Румынские граждане из-за границы выбирают 4 депутата и 2 сенатора, которые представляют их интересы.

Согласно Конституции, национальные меньшинства, которые не могут самостоятельно преодолеть избирательный порог, получают в Парламенте по одному месту, в Палате Депутатов, если им удается набрать определенное число голосов на национальном уровне. В Палате Депутатов представлено 18 меньшинств, каждая – одним депутатом. Единственное меньшинство, которому удается преодолеть избирательный порог – это венгерское, самое многочисленное в Румынии.

Румыния представлена в Европейском Парламенте 33 европарламентариями, избираемыми на пятилетний мандат.

Глава 4: Социально-демографические данные

Согласно Переписи Населения и Жилищ, проведенной в октябре 2011 года (предварительные результаты), стабильное население составляло примерно 19 миллионов (19.043.000) человек, из которых 18,38 миллионов было объявлено присутствующими, а 659 тысяч – временно отсутствующими. Дополнительные 910 тысяч человек находилось в отъезде на длительный срок (более 12 месяцев), а 300 тысяч – временно присутствовали. Согласно всеобщей переписи 2002 года, в стране находилось 21,68 миллионов человек, численность населения сокращаясь, из-за падающей рождаемости и растущей миграции.

Из общего числа стабильного населения Румынии, 52,8% проживало в городах, а 47,2% в сельской среде.

Самые большие румынские общины, проживающие за границей, находятся в Республике Молдова, США, Канаде, Украине, Сербии, Германии, Израиле, Австралии. К ним следует добавить многочисленные общины румын, уехавших на заработки, главным образом в Италию и Испанию.

Согласно Национальному Институту по вопросам Статистики, население состояло (1 января 2011 года) из 51,3% женщин, и 48,7% мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни составляет, в среднем, 70,1 лет для мужчин и 77,5 лет для женщин. Средний возраст населения (1 января 2011 года) составлял 39,8 лет.

Глава 5: Административное деление, главные города

Административное деление: 41 уезд плюс Город Бухарест, которому присвоен статус уезда, с 320 городами (из которых 103 муниципий) и 2861 коммунами.

Главные города: Бухарест (примерно 1,94 миллиона жителей), за которым следуют Яссы, Клуж-Напока, Тимишоара, Констанца (каждый с населением более 300 тысяч жителей).

Глава 6: История

История: Первые упомянутые этнонимы в ареале карпатских гор свидетельствуют о существовании сборища фракийских племен, из числа которых, Геродот выделяет в VI веке д.н.э. одно племя, гетов, которые проживали к северу от Дуная.

В римских источниках геты называются даками, ведь, согласно утверждению Страбона, греческого историка и географа времен императора Октавиана Августа (27 год до н. э. —14 год н.э.), «даки и геты разговаривали на том же языке». Политический центр дако-гетской цивилизации был распложен в Горах Орэштией, в Сармизаджетуса (в западной части современной Румынии), а пик развития этой цивилизации был достигнут в эпоху королей Буребиста (80 – 44 до н.э.) и Децебал (87-106 н.э.).

В результате двух войн (101-102 и 105-106 н.э.), император Траян превращает Дакию в римскую провинцию. До 270-275 гг., когда Римская империя выводит свою армию и администрацию, Дакия познает систематические преобразования, благодаря которым она станет частью римского мира.

В период с IVпо XIVвек, на современную территорию Румынии обрушились разные волны кочевников. Германские, иранские, славянские, и тюркские племена оказали влияние на местное население.

Прото-румынские элементы документально упомянуты в византийских источниках, начиная с VII– VIII веков, однако первым государственным образованием, возглавляемым румыном, стало княжество Джелу, расположенное на внутрикарпатском пространстве, как свидетельствует хроника Gesta Hungarorum (Деяния венгров) в конце X века. В начале XII века, после того, как внутрикарпатское пространство было завоевано венграми, и после их обращения к христианству, создается княжество Трансильвании. Формирование румынских средневековых княжеств Молдавии и Валахии происходит через два с половиной века, между 1330 и 1350.

Хотя румынское пространство расположено на периферии европейского, оно разделило основные европейские ценности своего времени, среди которых самым важном было христианство. Православное христианство распространилось на территории румынских княжеств под влиянием византийского мира.

В период с XIV по XVI век, такие государи, как Мирча I Старый, Штефан Великий, Влад Цепеш, Янош Хуньяди присоединились к европейским христианским союзам против восхождения Османской Империи.

На протяжении XVI века она контролировала Балканы, Малую Азию, Север Африки, Ближний Восток и дошла до ворот Вены.

В течении более половины тысячелетия румынское пространство тоже находилось под влиянием османской культурной модели.

Первые попытки выхода из-под турецкого контроля и возвращения к европейским ценностям были предприняты в начале XVII века, во время правления государей Михая Храброго, Шербана Кантакузино, Константина Брынковяну, Дмитрия Кантемира.

В фанариотский период, в XVIII веке, углубляется политический, социальный и экономический кризис османского мира, а переориентация на Западную Европу рассматривалась, как путь выхода из этого кризиса. С военно-политической точки зрения, российско-австрийские союзы, к которым присоединяются и некоторые румынские господари, начинают выталкивать Османскую Империю за пределы пространства юго-восточной Европы.

В начале XIX века, века наций, румынское пространств тоже проникается идеими романтизма. Дебаты по поводу будущего румынского государства были направлены на объединение Молдовы и Валахии и на создание государственных учреждений, которые сделали бы это государство действенным.

Благодаря реформам, предпринятым королем Каролем I фон Гогенцоллерн-Зигмаринген (1866-1914), вторая половина XIX века стала одним из самых благоприятных периодов в истории Румынии. В конце первой мировой войны, в 1918 году, территории, входившие в состав Российской и Австро-венгерской Империи, с мажоритарно румынским населением, объединялись с королевством Румынии, создав государство, получившее в эпохе название «Великая Румыния».

Дальнейший экономический и политический рост Румынии был зарегистрирован в период между двумя мировыми войнами, в эпоху королей Фердинанда I (1914-1927) и Кароля II (1930-1940).

Румынская промышленность познает качественный и количественный скачок, особенно в горнодобывающей, горнометаллургической и машиностроительной областях. Политическая стабильность способствовала росту жизненного уровня, особенно благодаря иностранным инвестициям. Политический режим либеральной демократии и частная собственность стали основами румынского свободного общества.

Однако в XX веке, «веке крайностей», тоталитаризм не обошел и Румынию. Сперва под видом фашизма, который познал сильный рост в 30-40 годы, а затем в эпоху режима маршала Иона Антонеску. После Второй Мировой Войны к власти пришла коммунистическая диктатура, при непосредственной поддержки советской армии. Фашизм, и главным образом коммунизм, означали депортацию или казнь сотен тысяч людей, помимо травм войны.

Коммунизм был равнозначен нарушению самых элементарных человеческих прав и свобод, отмене частной собственности, уничтожению политической оппозиции и тюремному заключению для ее членов: интеллектуалов, крестьян, рабочих, буржуазии, и всех тех, кто ему противостоял.

Коммунистический режим, который возглавляли Георге Георгиу-Деж (1947-1965) и Николае Чаушеску (1965-1989), вызвал сильнейшие социальные мутации, ввел приемы сталинского правления, основанные на политической модели марксизма-ленинизма и подавлении диссидентов, и принял катастрофические решения для экономической политики страны.

Системный кризис коммунизма достиг апогея в 80-ые годы, а 1989 год, когда пал режим Чаушеску и более 1300 румын погибло во время антикоммунистической революции, стал подтверждением провала коммунистического проекта.

С 1989 года, Румыния постепенно вернулась к демократии и рыночной экономике.

Глава 7: Рельеф, воды, климат, флора, фауна, защищенные ареалы, минеральные ресурсы

Рельеф Румынии состоит из трех основных ступеней: высшей – Карпатские Горы (самый высокий пик – вершина Молдовяну, 2544 м), средней, которой соответствуют прикарпатские нагорья и холмы, и низшей, которая включает в себя равнины, поймы, и Дельту Дуная. Средняя высота над уровнем моря в Дельте Дуная, самом молодом образовании рельефа, составляет 0,52 м.

Основными характеристиками рельефа являются пропорциональность (31% горы, 36% нагорья и холмы, 33% равнины и поймы) и концентрическое расположение основных ступеней.

Климат Румынии — умеренно-континентальный, с океанскими, средиземноморскими и континентальными влияниями. Среднегодовая температура варьирует в зависимости от широты – от 11 °C на юге до 8 °C на севере, и от высоты рельефа – от -2,5 °C в горах до 11,6°C в равнинах.

За последние несколько лет Румыния столкнулась с экстремальными метеорологическими явлениями, в результате которых были зарегистрированы жертвы и значительный материальный ущерб: обильные дожди, торнадо, волны жары с последующей засухой.

Реки Румынии расположены радиально, большинство из них берут начало в Карпатских горах. Большую часть этих рек собирает Дунай, который пересекает южную часть страны и впадает в Черное Море. Длина Дуная на территории Румынии составляет 1075 км. Озёра представлены как природными озерами, рассеянными по всем видам рельефа, от ледниковых озер в горной ступени (Озеро Миоареле – Горы Фэгэраш, на высоте 2282 м) до речно-морских лиманов (Озеро Текиргьол, на высоте 1,5 м), так и искусственными озерами.

Растительность обусловлена рельефом и почвенно-климатическими условиями, которые приводят к ее ступенчатому расположению. Горные регионы покрыты хвойными лесами (главным образом елью), смешанными лесами (бук, пихта, ель), и буковыми лесами. На более высоких вершинах встречаются альпийские луга и можжевеловый, сосновый, брусничный и черничный кустарник. В нагорных и холмистых регионах встречаются лиственные леса, в которых растут главным образом бук, дуб скальный или дуб черешчатый. Степную и лесостепную растительность, занимавшую ареалы с низкой влажностью, большей частью, заменили сельскохозяйственные культуры.

Фауна: в горном уровне появляются реликтовые элементы, такие, как серна, горный орел. В карпатских лесах проживают разные млекопитающие: медведь, олень, рысь, волк, кабан, лань, белка, и много разновидностей птиц. В некоторых горных регионах еще можно встретить глухаря; в холмистых и равнинных регионах встречаются заяц, крот, ёжь, разные птицы, ящерицы, земноводные; в степных регионах встречаются грызуны (суслик и сурок). Водная фауна представлена, главным образом, форелью в горных реках, голавлем и миногой в холмистых регионах, карпом, окунем, щукой, сомом, карасем – в равнинных реках и в Дельте Дуная; в морских водах и нижнем течении Дуная встречаются и осетровые.

Среди основных полезных ископаемых: нефть (с давними традициями добычи), природный газ, уголь (в основном коксующийся уголь, бурый уголь и лигнит), черные и цветные металлы, залежи золота, серебра и боксита; большие запасы соли, а также целый ряд нерудных ископаемых. В особую категорию богатств недр входят более 2000 источников минеральной воды, пригодных для питья и для лечения.

Общая поверхность защищенных природных ареалов в Румынии составляет примерно 20% ее территории, включая, с 2011 года, 3 резервации биосферы, входящие в достояние ЮНЕСКО (Дельта Дуная, Национальный Парк Ретезат, Национальный Парк Горы Родней), 8 влажных зон международного значения, 13 национальных парков, 15 природных парков, 206 памятников природы, 64 научных резерваций, 699 природных резерваций, 148 ареалов, со специальной защитой пернатых.

Глава 8: Транспорт

Румыния располагает лишь 500 км автострад, расположенных по трем направлениям: А1 (Бухарест – Питешть – Сибиу – Дева – Тимишоара – Арад – Нэдлак), А2 (Бухарест – Констанца), А3 (Бухарест – Брашов – Орадя – Борш). Европейские дороги класса А, которые проходят через Румынию: E58; E60; E68; E70; E79; E81; E85; E87. Общая длина дорг в Румынии составляет примерно 198.930 км.

Общая длина железных дорог составляет примерно 10.785 км, из которых примерно 4.020 электрифицированы.

Главные аэропорты: Бухарест – «Анри Коандэ» в Отопень и «Аурел Влайку» в Бэняса (для чартеров и частных рейсов); Констанца – «Михаил Когэлничану»; Тимишоара – «Траян Вуя»; Клуж-Напока; Тыргу Муреш – «Трасильвания»; Бакэу; Яссы; Сибиу; Арад; Орадя; Бая Маре; Сучава.

Глава 9: Телефонный код страны, национальный интернет домен

Международный телефонный код Румынии – 0040 (или +40). Код Бухареста, если звонить из-за рубежа – 004021. За этим кодом следует семизначный номер.

ИнтернетдоменРумынии– .ro

Текст на румынском языке: Стелиу Ламбру, Эуджен Кожокариу, Штефан Бачу.

Фотографии: Палата Депутатов, Сенат Румынии, Национальное Управление лесов — ROMSILVA, Мирча Вергелец, Учебное Издательство — Бухарест, Флорин Орбан, Штефан Бачу, Даниел Оня, Василе Каптару, Эуджен Кожокариу.

№1 (22) январь

МИССИОНЕРСКАЯ СТРАНИЧКА

О БЕДНОЙ РУМЫНИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

ПРОЛОГ

Начнем с того, что о Румынии никто ничего толком не знает. Вот что вам приходит в голову, когда вас спросят об этой стране? Проведя импровизированный соцопрос, я выяснил, что для многих Румыния — это мамалыга, цыгане, Чаушеску и Дракула. Смесь, надо сказать, мутная.

Кто во что горазд
Оказывается, что и современный кинематограф также изрядно запутал и без того непростой ассоциативный ряд обывателя. Одни вспоминают «Секретные материалы», где агенты Малдер и Скалли сталкиваются с сектой румынских эмигрантов; другим на память приходит полусказочный «Горец», бессмертный монстр-убийца, который в одной из серий томится в тюрьме румынской секуритате (госбезопасности); третьим припоминается не мене бессмертный «Гарри Поттер», где Румыния — это место, в котором сохранилась последняя резервация драконов.

Натренированный ум историка вспомнит, что до Второй мировой войны Румыния была известна как «житница Европы», а Бухарест — как «маленький Париж». Еще известны непростые отношения Румынии с Россией, точнее, отношения между политиками обеих стран. Если в 50-е годы румынские историки вели отсчет «вековой дружбы» с Россией чуть ли не со времен палеолита, то в период смены власти настроения политиков менялись. Маршал Антонеску, например, запрещал румынам носить шапку-ушанку, «потому что она скроена по русскому образцу». Приказ, однако, не выполнялся — у румын мерзли уши!

Румыния еще не избалована Европой, но уже примеряет европейский кафтан. Гужевые телеги толкаются за место на дорогах с быстрыми иномарками, крестьяне в деревнях приколачивают к «конькам» крыш спутниковые антенны. Но дадим немного места фактам.

География страны
Страна расположена на юго-востоке Европы. Граничит на севере с Украиной, на западе — с Венгрией, на юге и юго-западе — с Сербией и Черногорией, на юге — с Болгарией, на востоке — с Республикой Молдова и Украиной. Границу с Болгарией, Сербией и Черногорией формирует река Дунай, образующая при впадении в Черное море обширную дельту. На юго-востоке страна омывается Черным морем. Население современной Румынии составляет около 22,36 млн. человек, которые проживают на территории общей площадью 237,5 тыс. кв. км.

Кстати, о населении. Корни современных румын, столь же запутанны и переплетены, как и наши знания о самой Румынии. Современная территория Румынии была заселена еще в дохристианскую эпоху племенем фракийцев, которых римляне называли даками, а греки — гетами. Даки заимствовали и сохранили многие основные черты римского образа жизни и латинский язык, появившийся здесь после завоевания их римлянами в 105-106 по Р.Х. Они заимствовали некоторые обычаи, правила и элементы материальной культуры у славян и византийцев. Византийско-славянский след сохранился в духовной культуре страны, хотя Румыния стала отечеством и для многих меньшинств. Украинцы, русские и болгары, евреи и уж, конечно, цыгане. Современная румын-ская культура являет собой синтез византийско-христианского прошлого и европейского настоящего, который породил такие выдающиеся имена, как поэт-романтик М. Эминеску, талантливый сказочник И. Крянгэ, новеллист Ч. Петреску и мн. др.

Надеюсь, что внимательному читателю становится ясно, что колоритная и противоречивая Румыния не укладывается в известные схемы, которые готовятся на кинокухнях Голливуда или в наших отечественных воспоминаниях. Суть Румынии в Румынии! И чтобы узнать о Румынии, нужно побывать здесь!
Такой случай и пред-ставился «главному герою» этой статьи в 2003 году. В Румынии проходили Европейские курсы повышения знаний английского языка, которые проводил Всемирный Совет Церквей совместно с Румынской Православной Церковью. Вот! По-моему, тут мы и приблизились к тому самому, о чем мало кто слышит и знает: Румынская Православная Церковь.

Интересная история
Ну, о дракулах, чернокнижниках и прочей румынской нечисти с легкой руки режиссеров все достаточно на-слышаны. Может даже создаться впечатление, что румыны все поголовно язычники и оккультисты. Но немногие знают, что в Румынии около 86,8% населения принадлежат к Автокефальной Православной Церкви, которая канонически связана с Константинопольским Патриархом.

Согласно преданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территории современной Румынии, христианство было принесено апостолом Андреем и учениками святого апостола Павла. В 106 году Дакия была покорена римским императором Траяном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. В отличие от других народов, у румын не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно, параллельно с процессом становления румын-ского этноса, который возник в результате смешения даков с римскими колонистами. Но уже со Второго Вселенского Собора (381 год по Р.Х.) епископы Дакии участвуют в обсуждении важнейших общецерковных вопросов.

С VI века соседями румын стали славяне. А с VII века румыны постепенно утрачивают связи с романскими народами и испытывают славянское культурное влияние. Кстати, позже румыны стали единственным романским народом, принявшим славянский язык в церковной и светской литературе. Это было обусловлено зависимостью румын от Болгарской Церкви в тот период, когда они еще не имели своей письменности. Румыны совершали богослужение на церковнославян-ском языке с X вплоть до XVII века.

С XV века в истории Румынской Православной Церкви начинается эпоха турецкого ига. В XVIII веке бороться с Османской империей православным румынам помогала и Россия. Благодаря русско-турецким войнам Румыния стала независимой. В 1862 году в Бухаресте было созвано единое Национальное собрание и создано единое правительство. Новое государство стало именоваться Румынским княжеством. Вместе с молодым государством крепла и Церковь. И уже в следующем веке 4 февраля 1925 года Румынская Православная Церковь была провозглашена Патриархатом.

Правда о румынской вере
Сегодня в состав Румынской Православной Церкви входит более 13 тысяч церковных единиц (приходов, монастырей, скитов), 531 монаше-ская община, более 11 тысяч человек духовенства, более 7 тысяч монашествующих и более 19 миллионов мирян. Обращая внимание на религиозность румын, надо сказать о контингенте румынских церквей. В городе Яши (Iasi), в котором мне пришлось учиться, находится один из самых красивых соборов страны, в котором почивают мощи святой мученицы Параскевы Пятницы. С раннего утра до позднего вечера вереница людей, идущих к раке с ее святыми мощами, измеряется десятками метров. И это не преувеличение. За полгода жизни в этом городе мне не удалось ни разу подойти к мощам святой мученицы, предварительно не выстояв в благочестивой линии.
Так вот, среди тех, из кого состоит эта «линия ежедневной молитвы», молодых ребят и девушек большинство. Джинсы и футболки, рюкзачки и плееры, фенечки и сандаловые бусинки стоят в сосредоточенном молчании у ног этой великой святой и молятся: Молятся, как я понял, обо всем. Об экзамене, о женихе, о новой машине, о друзьях, о родных, о себе, о спасении души. В Румынии быть православным в молодежной среде столь же естественно, как у нас в России слыть человеком, получающим высшее образование.

Одна картина меня просто повергла в веселый транс. Представьте себе, по центральной улице города едет этакая навороченная спортивная машина, за рулем «новый румын». Музыка гремит из-под каждого сален-блока. И вот вдруг автомобиль, с ветерком и ритмом пересекающий пространство напротив Собора, притормаживает, музыка затихает, и водитель в полосатой кепке привычным движением осеняет себя крестным знамением. Учитывая, что он при этом перекладывает сэндвич из правой руки в левую, а между ухом и плечом зажимает мобильный телефон, перед нами предстает картина, впечатляющая своим благочестием. Но такова румынская молодежь, которая считает церковь неотъемлемой частью своего культурного андерграунда и своей духовной жизни.
Кстати, что млад, что стар. Вот еще одна зарисовка, о многом говорящая. Страстная Пятница. Вечер. Церковь. Крестный ход с плащаницей Господа. Рядом с храмом проходят трамвайные пути. Люди со свечами и пением идут ровно вдоль полотна. Мимо проезжает самый экологичный и демократичный вид городского транспорта. Время позднее, так что народу полный вагон. И вдруг трамвай останавливается (причем до ближайшей остановки еще далеко), двери его открываются и все люди в вагоне начинают креститься и молиться. Они своей тишиной и сосредоточенностью во взгляде, всем своим видом словно присоединились к процессии. Пассажиры в вагоне и прихожане у церковных стен, люди с билетиками в карманах и со свечками в руках, короче, все, скорбели памятью Великой Пятницы Страстной седмицы. Потом крестный ход зашел в храм, трамвай закрыл свои двери и тронулся. В церкви запели молитвы, вагон привычно тряс своих обывателей. И ни одного слово возражения, гнева, возмущения. Такое ощущение, что это был не обычный маршрутный номер, а прям-таки миссионерский поезд.
Смотришь на все это румынское бытовое благолепие и понимаешь, что православию в Румынии ни в тертых джинсах, ни в «белых платочках» не тесно.

«Чудеса» румынской иконографии
Особое слово нужно сказать о румынских монастырях. Во-первых, вы нигде не найдете колоколов. К богослужению всех верующих призывают деревянные билы. В билы стучат не только перед началом службы, но и во время ее. Например, во время чтения шестопсалмия специально поставленный на это дело человек обходит стены храма и, словно дятел на дереве, довольно учащенно постукивает молоточком об досочку. Говорят, что это древняя практика, чтобы монахи или монахини не засыпали в полумраке при погашенных во время шестопсалмия свечах.

Не только человека, разбирающегося в церковной архитектуре, но и простого паломника удивят стены церквей в румынских монастырях. Дело в том, что они все, буквально каждый их сантиметр, расписаны, как большое иконное полотно. На каждой колонне, капители, фронтоне, выемке и угле будут изображены иконы, сцены из Священного Писания или житий святых. Заметим, что выполнены все эти священные изображения в пре-красном византийском стиле. Если внешняя стена будет очень длинной, ну, например, продольная стена храма, здесь обязательно разместят какую-нибудь богословскую панораму: Страшный суд, лестницу Иакова или даже изобразят конец времен по Апокалипсису. Сложность символьного языка не являлась препятствием для иконописцев. Порой они использовали совсем необычные или, скажем прямо, смелые образы. Вот как, на-пример, изобразить то, что, согласно благочестивому преданию, наше время в «последние времена», т.е. перед Вторым Пришествием, будет течь быстрее? Да-да, именно с этой задачей попытался справиться один из румынских иконописцев XV века. Он изобразил длинный развернутый папирус, который с обоих концов скручивают ангелы. А чтобы понятно было, что под ангельским свертыванием папируса подразумевается укорочение времен, иконописец изобразил на этом самом папирусе всю таблицу знаков Зодиака! И это все на стене одного из самых древних монастырей Румынии. Вот такое оригинальное применение оккультных символов в христианском повествовании.

Но на этом румынское православие не перестает удивлять вас. На большой фреске в домовой церкви одного местного архиерея я видел единственное в мире изображение самолета «Боинг-737»: Дело в том, что несколько лет назад, в Румынию чудесным образом были доставлены мощи святого апостола Андрея Первозванного. Их, понятное дело, привезли на борту самолета. Вот эта икона и изображает чудесное принесение мощей апостола в православную Румынию. А однажды меня поразило изображение действующего патриарха и правящего архиерея на стене домашней церкви. Здесь были преподобный Серафим Саровский, святитель Григорий Богослов, Великомученик Георгий Победоносец, а рядом ныне здравствующий патриарх и местный архиерей. Единственная разница между святыми и архиереями — нимб. Символ небесной славы украшал лики святых, а изображения действующих церковных предстоятелей оказались символами единства небесной и земной церкви.

Влад Цепеш: между выдумкой и фактом
Вот уж кому из румын точно не повезло, так это Владу Цепешу, более известному как граф Дракула. Кем только он не представал на страницах и экранах! Самодуром и баламутом, жестоким правителем и деспотом, убийцей молодых детей и раз-вратником, даже несуществующей личностью и, конечно же, вампиром. Все началось с Ирландии, которой была посвящена наша прошлая статья в газете «Спас». Вернее говоря, все началось с ирландца Брэма Стокера. Заскучав на Зеленом острове, он решил проветриться в Европе. Прибыв в Румынию, этот ирланд-ский фантаст и услышал от местных цыган страшную легенду о грозном румынском князе, жившем в XV веке.

Летописи того времени, в частности немецкие хроники, рассказывают о не-примиримой борьбе Цепеша с саксами и венграми и живописуют образ кровожадного тирана, получавшего удовольствие, когда сажал на кол своих пленников. Слово «цепеш», кстати, и означает «сажатель на кол».

Из турецких документов того же времени можно узнать, что Цепеш вел непримиримую войну и с турками. Не раз исламские карательные отряды султанов отправлялись в Румынию на разгром войск князя. И согласно турецким источникам, Цепеш казнил пленных турок, а равно и румынских предателей, сажая их на кол. Есть множество исторических работ, которые сомневаются в достоверности немецких и турецких сочинений. Естественно, что они пытались всячески очернить Цепеша, бывшего хорошим полководцем и нещадно боровшегося с иноземцами, укрепляя румынские земли. Чтобы понять, как из князя вышел вампир, нужно сказать несколько слов именно об этой борьбе князя Дракулы.

Герой ушедшей эпохи
Начало XV века. Это период турецкого нашествия на Европу, в том числе на Румынию. В то время у единственного патриота своей страны Влада Дракулы (старшего) родился первый сын, который был назван также Владом. При его рождении наблюдался странный факт: икона Богоматери, подаренная Владу царем Венгрии, замироточила. Сам Дракула — старший, отец нашего героя, состоял в рыцарском ордене Дракона право-славно-патриотического толка. На его фамильном гербе был изображен дракон, отсюда и прозвище «Дракула».

Сражаясь с турками, он не забывал уделять внимание сыну и обучал его основам веры и боевому искусству. Отец Дракулы — младшего отказывался платить туркам дань и постоянно вел боевые действия с ними. Однажды его сын был похищен турками и стал заложником. Однако князь Влад Дракула не стал подчиняться воле турков и ценой ребенка все же продолжил борьбу. Вскоре сын убегает из плена, а отца убивают предатели. Так на сцену румын-ского сопротивления выходит Дракула — младший. Неудивительно, что турки невзлюбили как отца, так и сына. После турецкого плена безграничная ненависть к туркам осталась у Влада на всю жизнь. Став правителем, он совершил со своим войском многочисленные набеги за Дунай в Оттоманскую империю и нанес серьезный урон туркам. Это не последний фактор, который повлиял на очернение имени Влада Цепеша.

Если же рассматривать народные сказания, то во многих из них князь Влад описывается как суровый, однако справедливый воевода. До того, как он пришел к власти, в стране царила анархия, процветали коррупция и воровство. Те же самые цыгане, поведавшие Стокеру «страшилки» о Цепеше, не раз наказывались им за воровство. Он предлагал цыганам простое решение их финансовых вопросов: вот вам земля, вот вам лопата, — работайте и живите честно. Но смуглолицые ромалы предпочитали конокрадство земледелию. За довольно короткое время Цепеш навел порядок в своих землях, наказывая всех, кто нарушал закон, невзирая на лица. О временах правления Цепеша до сих пор существует легенда, в соответствии с которой в центре столичной крепости был установлен фонтан. Любой путник мог попить воды из золотого бокала, стоявшего все время на парапете. Что интересно, из-за боязни сурового наказания никому и в голову не приходило украсть этот драгоценный сосуд. Свою роль в ославлении князя сыграли и румынские бояре, которым не по-нравилось, что за преступления наказывали не только простолюдинов, но и их. Конечно, Влад Цепеш был жесток, и даже очень жесток. Он вершил суд самым экстремальным способом. Но справедливости ради надо сказать, что делал он это в духе той эпохи. Так поступали многочисленные правители других европейских (и не только европейских) «цивилизованных» стран. Так что свой Дракула был в истории каждого европейского народа. Кстати, в княжестве князя вам покажут не только грозный замок последнего, но и множество церквей, построенных этим противоречивым правителем. Думается, что если бы стопы Брэма Стокера были направлены не в Румынию, а в Россию, то весь мир смотрел бы ужастики о кошмарном вампире Иване Грозном.

Немного о детях
Как уже стало понятно нашему читателю, вокруг Румынии бродит множество легенд, вымыслов и явной лжи. На самом деле это красивая и светлая страна, не говоря уже о том, что она еще и теплая. Сейчас, когда вы держите свежий номер газеты «Спас», румынского обывателя, наверное, греет градусов 13 тепла.
А еще Румыния — это страна, где много детей. С каждым годом, медленно, но верно, румыны решают демографический вопрос. И не последнюю роль в этом играют право-славные ориентиры и ценности. Ведь с детских лет каждого румынского малыша учат, что жизнь может быть счастлива и прекрасна лишь тогда, когда ей делишься еще с кем-то.

Дело в том, что в то время, когда в российских школах вводятся программы Ассоциации Планирования Семьи, румынские школьники изучают православие. Во всех государственных школах Румынии преподаются основы православия, которое является религией большинства. Предмет «Православие» входит как обязательный в систему обучения с первого по восьмой класс средней школы, а с девятого по двенадцатый становится добровольным. Кстати, при этом церкви меньшинства также имеют право обучать своих детей (венгров и немцев) основам их веры. По мнению румынского общества, все школы обязаны обеспечить возможность преподавания религиозного курса для всех национальных групп. Основная цель такого преподавания — помочь в становлении человеческой личности начиная с молодежи, а также сформировать понимание и правильное отношение к христианским ценностям. Вот уж поистине, эти слова да в уши нашим чиновникам из министерства образования, которые выступают против курса Основ Православной Культуры.

Эпилог
Заканчивая повествование об этой удивительной стране, хочется сказать, что как бы далеко она ни была, какие бы старые и новые границы ни разделяли нас, сердцу каждого право-славного человека, впервые приезжающего сюда, Румыния предстанет достаточно родной и знакомой. Древние обители, византийские иконы, православное население и даже пре-словутые ушанки, которые так и не смог отменить грозный маршал Антонеску, встретят вас своим светом, радушием и в буквальном смысле теплом. Так что никакая она не бедная, эта противоречивая страна Румыния. Разве может быть бедным народ, который живет со Христом и в Церкви? Риторический вопрос:

Румыния / Религия и государство, роль религии в политике

Конституция запрещает ограничение свободы религиозных верований. Провозглашается свобода религиозных культов, которые организуются по собственным уставам на условиях, установленных законом. Религиозные культы автономны по отношению к государству и пользуются его поддержкой, включая благоприятствование религиозной помощи в армии, больницах, местах лишения свободы, приютах и сиротских домах (ст. 29).

По данным переписи 2002 года, православие исповедуют 86,7 % населения. Приверженцами Римско-католической церкви являются 4,7 % населения, Греко-католической церкви Румынии — 0,9 %. Реформаты (приверженцы различных кальвинистских церквей) составляют 3,2 % населения, пятидесятники — 1,5 %, баптисты — 0,6 %.

После прихода в Румынии к власти коммунистической партии государство поставило под жёсткий контроль религиозную жизнь в стране. Однако Румынская православная церковь (РумПЦ), в отличие, например, от Русской православной церкви, не подвергалась чрезмерным притеснениям и гонениям. При этом была запрещена Греко-католическая церковь Румынии.

В 1990-х годах государство вернуло ряду религиозных организаций значительное число культовых зданий и собственности, и этот процесс продолжается.

Государство официально признает в Румынии 18 религий. Данный статус позволяет официально зарегистрированным церквам получать государственную поддержку пропорционально числу последователей (определяется по результатам переписей населения), финансирование на строительство культовых учреждений, выплату зарплат священнослужителям и тому подобное.

Правозащитные организации обвиняют румынское государство в особом отношении к РумПЦ и притеснении нетрадиционных для Румынии культов. РумПЦ, по мнению ряда экспертов, стала инструментом внешней политики государства. Именно с этой точки зрения Русская православная церковь, некоторые политики Украины и Молдавии рассматривают учреждение РумПЦ епархий на территории данных государств.

С вступлением Румынии в ЕС начался новый этап в церковно-государственных отношениях. Румыния — крупнейшая православная страна в Евросоюзе, а РумПЦ имеет представительство при ЕС и европейских политических учреждениях.

← | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *