Ревность это грех или нет?

  • Shares

Много написано о вреде человеческой ревности, но в Библии Бог назван ревнителем. В чем разница между человеческой и Божьей ревностью? Такие есть мнения.

Валерий Татаркин, автор книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru

Из текстов Библии четко видно к кому (чему) ревнует Бог-ревнитель. Посмотрите на первую и вторую заповедь Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:3-5).

Когда верующий, заключивший завет с Богом, затем начинает «ходить» к другим богам, или находит себе религиозного кумира – идола или изображение, то это вызывает «ревность» Творца. Даже если этим идолом становятся предметы, посвященные Богу. Через материальные вещи некоторые люди надеются стать поближе к Господу. Но Библия учит поклоняться напрямую Единому Живому Богу. Господь знает, что со временем даже в неживом предмете люди начинают видеть творческую силу. И этому предмету начинают уделять внимание, достойное только Творца, а не творения. Обращаясь к Богу через «посредника», верующий ему передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние. Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-то? Каждый супруг будет сильно расстроен, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. А разве этого не происходит, когда верующий общается с Богом через какого-то «посредника» — человека или предмет? Но конечно, в отличие от человека, в ревности Бога нет злобы, мстительности и агрессии.

Господь, говоря о Своей ревности, подразумевает страдание, сожаление и желание любой ценой возвратить Свою избранницу (Иер.3:1,7).

А в грешном человеке ревность может вызвать массу негативных эмоций, разрушительных слов и действий. Обиженный супруг не просто готов разорвать отношения, но зачастую доставляет огромную боль обидчику, причем любыми способами, включая отмщение через детей и имущество.

Таким образом, в ревности человека, как в переживании из-за возможной потери любимого супруга, нет ничего странного и тем более дурного. Благодаря позитивной ревности, многие делают добрые дела, совершенствуются, тем, доказывая свою любовь. Но, как только человек начинает видеть в своей ревности негативные оттенки – появляющиеся злые мысли, то тут надо бить тревогу.

Иван Музычко, автор, публицист, служитель церкви в г. Ошава, Канада

С самого начала, надо определить общее значение слова «ревность» и «ревновать». Согласно Толковому словарю Даля, слово «ревновать» имеет два значения:

  1. ревновать — это усиленно стремиться к чему-то, стараться достичь чего-то;
  2. ревновать — это не доверять кому-то, опасаться за кого-то, сомневаться в ком-то (в супружеской верности, например).

Соответственно слово «ревность» означает:

  1. это горячее усердие, стремление к чему-то и
  2. слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-либо верности.

Слово «ревнитель» означает усердный защитник, старатель, поборник (истины, например).

Исходя из этих определений, можно полагать, что в тех местах Писания, где говорится, что «Бог есть ревнитель» (Исх. 20:5; Наум. 1:2), речь идет о том, что Бог есть защитник и поборник истины. Должен ли христианин быть защитником и поборником истины? Конечно, должен.

Как видно из вышеприведенных значений слова «ревновать», то первое значение имеет положительную коннотацию, а второе значение имеет отрицательную коннотацию. В многочисленных местах Нового Завета слово «ревновать», как правило, употребляется в первом значении и является призывом верующих к добрым и Богоугодным делам.

Игорь Соколов, пастор церкви Большого Города, (Санкт Петербург, Россия)

Слово «ревность» в русском языке чаще всего употребляется в негативном смысле. Есть у этого слова и положительное значение, об этом чуть позже. Но вот Википедия однозначно называет ревность негативным чувством, и поясняет, что «…она (ревность) в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревность возникает, когда эта претензия мнимо или на самом деле ставится этим человеком под вопрос, что вызывает сильный, порой иррациональный страх его потери».

Но у кого есть «исключительное право на «владение» людьми? Только у Бога! Библия представляет Бога ревнивым именно в этом смысле.

Он создал людей, Он желает общения с ними, Он ревнует о том, чтобы люди не поклонялись никому, кроме Бога, и Он имеет на это право.

Бог повелевает Своему народу не поклоняться идолам, говоря: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Богословы говорят нам, что «Понятие «ревность Бога» можно определить следующим образом: ревность Бога означает, что Бог постоянно стремится защитить Свою честь».

Апостол Павел говорит коринфянам: «Я ревную о вас ревностью Божьей» (2Кор.11:2). Здесь это слово используется в положительном значении, и означает глубокую заинтересованность в том, чтобы отстоять честь или благосостояние кого-либо – себя или кого-то другого.

Итак, Бог есть «Бог ревнитель». Это означает, что Он не потерпит неверности Своего народа (т.е. поклонения иным богам) (Втор.4:23). Этот вид ревности свят и праведен. Подобная ревность должна быть и в браке, чтобы охранять любовь супругов друг к другу. Супруги вправе ожидать по отношению к себе исключительной любви и верности. Однако, хроническая склонность человека к ревности считается негативной чертой, может стать болезненным и деструктивным чувством.

Александр Величко, пастор, епископ, директор «Славянской внешней миссии», (Богуслав, Беларусь)

Иаков задает риторический вопрос, который не требует ответа. Ответ виден в самом вопросе. Конечно же, не напрасно Писание предупреждает нас о том, что Бог ревнив.

«Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» (Иакова 4:5).

А Бог невероятно ревнив. И у Него есть все основания быть ревнивцем.

Во-первых, Он нас задумал, и задумал для Себя. Во-вторых, Он претворил Свои задумки в реальность, сотворив нас такими, какими мы должны быть. В-третьих, Он даровал нам свободу, рискуя, и не напрасно, потерять нас навсегда. В-четвертых, Он простил нас, когда мы, воспользовавшись нашей свободой, ушли от Него, предав Его любовь. И, в-пятых, Он продолжает искать путь к нашим сердцам, несмотря на отступничество.

Все это, несомненно, дает Ему право на ревность. Он любит, и любит радикально. Он не желает делить нас с кем бы то ни было еще, когда наша интеграция с миром заходит слишком далеко. Хотя, что значит «слишком далеко»? Когда это вообще происходит, то Он ревностно к этому относится.

Господь любит, и Он — собственник. Он настоящий мужчина. Он не желает отпускать тех, кого любит. Он заплатил слишком большую цену за любовь.

Поэтому стоит опасаться гнева, который неизбежно последует, если изменять Тому, Кто сотворил вселенную. Каким глупцом нужно быть? Кем нужно быть, чтобы вообще думать или размышлять об измене Богу? Бояться Любящего тебя — это уже само по себе измена.

Господь, зная нас, давая нам свободу, понимает, что мы будем в той или иной мере нарушать правила, но Он не рассчитывает на то, что мы отвернемся от Него. В таком случае, ревность — это то, что нас может ждать.

Бъёрн Нильсен, христианская церковь Брюнстад, (Норвегия)

Божья ревность и человеческая ревность — две разные вещи.

В Божьей ревности заключается будущее и надежда, в то время как движущей силой человеческой ревности являются: своя собственная жизнь и интересы, личные преимущества.

Божья ревность приводит нас к новой жизни, когда мы готовы отказаться от собственной жизни, чтобы приобрести жизнь в Иисусе Христе, в которой заключается вечная жизнь. Эта ревность приводит нас к смерти, с которой пришёл Иисус, при помощи которой мы можем умерщвлять грех, живущий в нашей плоти, и таким образом, наш человеческий дух оживотворяется для этой вечной жизни. 2 Кор. 4:6-18. Та часть нашего человеческого духа, которая стала оживотворённой, станет нашим светом и нашим сиянием в вечности.

Бог желает, чтобы все люди пришли к этому очищению и развитию, и, оставив объятия грехопадения, стали жить победоносной жизнью, как Павел пишет об этом в Римлянам 6:22: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная».

Ради этой работы Бог ревностен. Он ревнует о нашем духе. Он даёт необходимую нам благодать, чтобы у нас всё получилось.

Святитель Феофан Затворник, епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник.

Ревность же, всегда горящая, постоянная и неутомимая, бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у вас такая ревность, значит, и у вас восстановлен дух и – только не угашайте его – он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские – и все направит к одному: богоугождению и спасению.

Еще примите во внимание, что бывает ревность и душевная, и ревность сильная. Но она вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует, не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея; кто о другом чем – житейском или гражданском. Все это было бы ничего, но то беда, что когда какая-либо из сих ревностей завладеет вниманием и силами человека, то она погашает ревность духовную.

Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную.

А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной. Ибо есть еще ревность суетная (о нарядах и подобном) и есть ревность злая – порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям. Эти последние не охлаждают только ревность духовную, но совсем враждебны ей и как в себе самих подавляют ее, если она как-либо зашевелится в совести, так и в других гонят ее и преследуют. Вот сколько бывает ревностей! Извольте-ка приглядеться, нет ли какой-либо из них и у вас?

Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой.

Она прогоняет только суетную и страстную и показаться им не допускает в круге жизни человека, которым сама завладела. В одном только случае она и душевной ревности не дает хода – именно, когда видит, что дела и занятия по удовлетворению сей ревности – науки, художества, мастерства, жизнь семейная, гражданские службы и должности – не дают простора ей самой, теснят ее, охлаждают и гасят. Тогда она человека, коим завладела, совсем исторгает из тех порядков жизни, коими заведует ревность душевная, и уводит его туда, где тем только и занимается, чтобы удовлетворять ее – духовную ревность.

Максим Король, служитель церкви «Надежда», богослов, (Днепр, Украина)

Не секрет, что Библия показывает нам, что христианский Бог – это Бог-Ревнитель (Исх. 20:5; Исх. 34:14). Священнописатель данных отрывков показывает нам Бога, который избирает себе народ и дает обещание заботиться о нем и любить его. И как мудро подмечает Джеймс Пакер в своей книге «Познание Бога»: «Бог имел в виду, что от тех, кого Он возлюбил и искупил, Он требует полной и абсолютной верности и будет доказывать Свои требования строгими наказаниями, если они неверностью предадут Его любовь». Поэтому мы видим, что Божья ревность не имеет ничего общего с человеческой плотской ревностью, которая часто возникает у людей как реакция, которая исходит из греховного сердца.

Божья ревность – это ревность к жизни. Человеческая ревность – это ревность к смерти.

Человеческая плотская ревность – всегда греховная. Такая ревность осуждается Богом, так как она является грехом (Пр. 14:30; 1П.2:1). Это плотская ревность, которая присуща невозрожденным людям. Греховная ревность проявляется в зависти, лицемерии, раздражительности и т.п.

Божья ревность всегда праведна и является передаваемым качеством Бога. Такая ревность поощряется Богом и является естественным результатом благочестивой жизни человека (Пс. 68:10; 2Кор.9:10). Она всегда чистая и ведет к позитивному результату. Праведная ревность – это страсть по делу Божьему. Это ревность по исполнению Божьих заповедей.

Исходя из вышенаписанного, важно сделать следующие выводы:

  1. Божья ревность требует от нас полное подчинение Богу.
  2. Божья ревность побуждает нас ненавидеть грех.
  3. Божья ревность показывает нам пример правильного отношения к служению.
  4. Божья ревность будет суровой к тем христианам, которые живут плотской жизнью и безразличны к исполнению Божьей воли.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

«Тем из нас, кто хоть раз ощутил ядовитый укол зависти, известно, что избавиться от нее не так просто. Зависть может быть самым вероломным – а возможно, и самым коварным – из всех смертных грехов. Очевидно, что именно в этом пороке люди менее всего склонны признаваться, поскольку в противном случае им придется согласиться с тем, что они, по всей вероятности, недоброжелательны, злы и неблагородны.

Ясно одно: что бы ни включало в себя это понятие, оно чрезвычайно многозначно. Одно из значений: чувство досады и неприязни, вызываемое размышлениями о том, что кто-то владеет превосходящим по размеру богатством.

Определения, которые даются в словарях, не отражают важного различия между завистью и ревностью. Большинство не улавливает разницы между этими понятиями и часто ошибочно считает их почти синонимами.

На самом деле разница заключается в том, что ревнивец ревнует то, что есть у него, а завистник завидует тому, что есть у других. Ревность не всегда уничижительна: в конце концов, мы можем ревновать к общественному положению, гражданским правам или славе. Понятие зависти, за исключением тех случаев, когда оно используется в соревновательном смысле, всегда уничижительно. Если ревность, говоря метафорическим языком, «чудище с зелеными глазами», то зависть – чудище красноглазое, косое и близорукое. И она никогда не бывает привлекательной или милой.

Хотя если сравнивать зависть и ревность, последняя зачастую бывает более неистовой, а также более реалистичной: в конце концов, иногда ревнивцу удается справиться с собой. Кроме того, ревность не всегда носит только сексуальный характер. Можно ревностно относиться – и совершенно справедливо – к своей репутации, честности и другим хорошим качествам. Но практически невозможно оставаться правым, завидуя: зависть по определению ошибочна.

Кроме того, зависть необходимо отличать от просто сильного желания. Так, глядя на людей, пользующихся преимуществами высокого положения в обществе, мы хотим быть такими же или же вдруг остро ощущаем, как здорово было бы снова стать молодыми; или страстно желаем быть богаче; или жаждем быть более высокими, стройными, мускулистыми, ловкими и красивыми. Все это – проявления желания. Зависть никогда не бывает такой общей, она всегда конкретна – по крайней мере, та ее разновидность, которая мучает больше всего.

Завистники чаще всего бывают несправедливы. И почти всегда зависть выражает чувства более личные, чем стремление к справедливости. Зависть задается главным вопросом: а как же я? Почему у других есть красота, талант, богатство, власть, слава и другие блага, или, во всяком случае, они наделены ими щедрее, чем я? Почему не я?

Иногда мы беззлобно называем что-то – чужую жизнь, здоровье, успехи – «завидными». Точно так же можем сказать: «Я завидую тому, что ты будешь два месяца отдыхать на юге Франции», – не вынашивая при этом планов, как бы расстроить эту поездку. Или, скажем, вы говорите: «Я не завидую его ответственной работе», и это всего лишь означает, что вы рады, что у вас нет таких проблем. По-видимому, должно существовать слово, означающее промежуточное звено между завистью и восхищением, так же как должен существовать термин для обозначения переходной ступени между талантом и гениальностью. Должны, но не существуют. Язык так несовершенен.

Зависть нельзя путать и с открытым конфликтом. Предположим, у одного есть нечто, являющееся предметом вожделения для другого, – клиенты, высокое положение или рейтинг, место на государственной службе, влиятельный пост, – и тот борется за желаемое более или менее агрессивно, но открыто. И эта откровенность меняет характер игры. Зависть практически никогда не проявляется открыто: она таится, интригует, ведет подковерные игры. Она всегда представляет собой скрытый, потаенный процесс, наличие которого невозможно доказать. За завистью, если квалифицировать ее именно как таковую, должна маячить тень – а иногда и нечто более осязаемое – злобы.

Злобы, которой нет названия, холодной, но скрытой враждебности, бессильной страсти, затаенной неприязни и недоброжелательности, что так обильно расцветает под сенью зависти. Ларошфуко изящно вскрыл нарыв зависти, написав: «В несчастье наших лучших друзей мы всегда находим нечто приятное для себя». Да, весьма приятное. Старая добрая зависть».

Подробнее см. Д. Эпштейн «Зависть» (Астрель, 2006)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *