Римлянам 12 глава

1. Прочтите отрывок из записок П.А. Кропоткина и укажите дату начала общественного движения, о котором говорится в отрывке.»Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя… Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».

2. Прочтите фрагмент из программы революционной организации и укажите ее название. «Признавая главное значение террора как средства вынуждения у правительства уступок путем систематической его дез­организации, мы нисколько не умаляем других его полезных сторон. Он поднимает революционный дух народа; дает не­прерывное доказательство возможности борьбы… он действу­ет сильно пропагандистским образом на массы…»

3. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны, о которой идет речь.»Было решено войскам генералов Радецкого, Святополк-Мирского и Скобелева… двинуться через Балканы, спуститься в долину Казанлыка, охватить с обоих флангов Шипку и отрезать войска Сулеймана-паши. Надо сказать, что операция, вызванная действиями авангарда ген. Гурко, встречена была далеко не единодушно. Оборванная и плохо снабженная армия должна была перенести тяжесть зимнего перехода через Балканы».

4. Прочтите отрывки из официальных телеграмм и назовите правившего во второй половине XIX в. императора, о гибели которого идет речь.»Государь Император, возвращаясь из манежа, где изволил присутствовать при разводе, на набережной Екатерининского канала <в Санкт-Петербурге>, не доезжая Конюшенного моста, опасно ранен, с раздроблением обеих ног ниже колена, посредством подброшенных под экипаж разрывных бомб. Один из двух преступников схвачен. Состояние Его Величества, вследствие потери крови, безнадежно. По возвращению в Зимний Дворец Его Величество сподобился приобщиться св. Тайн и <1 марта> в Бозе почил».

5. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца события и напишите название войны, о которой идет речь в приведенном документе.»Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояли на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

6. Прочтите отрывок из биографии полководца и укажите его фамилию.»<Он> является на балканский театр военных действий очень молодым генералом, хотя и оказавшим большие заслуги, но попавшим в положение полуопального… Постепенно предубеждение против него уступает уважению к его военному таланту, и ему дают все более и более серьезные и ответственные поручения. 18 июля, при второй атаке Плевны, и 22 августа под Ловчею он дает выдающиеся образцы искусства, насколько он мог их проявить в качестве частного начальника…При третьей атаке Плевны во время ее обложения и при переходе через Балканы <он> проявляет также замечательное искусство… Неудивительно, что <он> именно в эту войну приобрел чуть ли не всесветную известность».

7. Прочтите отрывок из сочинения современника и укажите дату войны, о событиях которой идет речь.

«Перевал через Балканы, признанный… невозможным – останется навсегда в истории.

…Солдаты с натугой выхватывали ноги из снеговой глыбы, потом ступали вперед, опять погружаясь в вязкую массу. Под ногами снег расползался, ноги расходились, приходилось падать и, скрипя зубами, подниматься опять…

– Невозможный переход!.. – обратился к <Скобелеву> кто-то.

– Тем лучше. Что невозможный! – отвечал он.

– Почему?

– А потому, что турки не ждут нас отсюда. Полководец именно при защите и должен опасаться якобы невозможных позиций. Невозможных для штурма, для обхода… Их-то он и должен иметь в виду…»

22 августа 2004 года

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2).

Основная идея Послания к Римлянам 12:1-2 заключается в том, что вся жизнь человека должна стать «разумным служением». Стих 1: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». В Божьих очах цель жизни любого человека заключается в том, чтобы Христос стал для него такой же ценностью, какой Он есть на самом деле. Служение — значит с помощью разума, сердца и тела выразить, какую ценность имеет Бог и все то, чем Он является для нас в Иисусе Христе. Существует особый образ жизни – проявление любви, которым это достигается. Можно выполнять свою работу так, что в ней будет видна истинная ценность Бога. Если у вас это не получается, значит вам следует поменять работу или же это может означать, что 2 стих не в полной мере исполняется в вашей жизни.

Во 2 стихе Павел поясняет, как вся наша жизнь может стать служением. Мы должны преобразоваться. Мы должны преобразоваться. Преображаться должно не только наше внешнее поведение, но также все чувства и помыслы – наш разум. Стих 2: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего».

Стань самим собой

Уверовавшие в Иисуса Христа уже являются искупленными Его кровью новыми творениями во Христе. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Но теперь мы должны стать тем, кем мы являемся. «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны» (1 Кор. 5:7).

«И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Вы уже стали новым творением во Христе и теперь вы обновляетесь день за днем. Именно об этом мы говорили на прошлой неделе.

Обратите внимание на вторую часть 2 стиха, а именно, на цель обновленного ума: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Сегодня мы сосредоточим внимание на определении, что есть «воля Божья» и как мы можем познать ее.

Две воли Бога

В Библии приводятся два ясных, но очень отличающихся друг от друга определения «воли Божьей». Нам необходимо их знать для того, чтобы мы могли определить, какое из них употребляется в Послании к Римлянам 12:2. По сути, знание отличия между двумя определениями «воли Божьей» является ключом для понимания одного из наибольших и сложных вопросов во всей Библии, а именно, осознание того, что Бог является Владыкой над всем, но, в то же время, осуждает многое. Это означает, что Бог осуждает кое-что из того, чему Он Сам предопределил совершиться. То есть, Он запрещает исполнение некоторых вещей, которые Сам совершает, а также повелевает исполнение некоторых вещей, от которых Сам воздерживается. Говоря еще более парадоксально, Бог, с одной стороны, желает исполнения некоторых событий, но с другой — не желает их исполнения.

1. Божья воля как установление или Его суверенная воля

Давайте рассмотрим отрывки Писания, которые раскрывают это понятие. Прежде всего, мы рассмотрим стихи, которые описывают «волю Божью» как Его суверенное управление всеми происходящими событиями. Наиболее ясно это видно в словах Иисуса о воле Божьей, которые были сказаны в Гефсиманском саду во время молитвы. Он сказал: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). К чему относится воля Божья в этом стихе? Она относится к суверенному замыслу Бога, который должен осуществиться в ближайшее время. Вспомним, как сказано об этом в Деяниях 4:27-28: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Воля Божья была на то, чтобы Иисус умер. Это был Божий замысел, Его неизменное установление. Иисус склонился и сказал: «Вот что Я прошу, но Ты сделай то, что будет лучше всего». Именно в этом заключается суверенная воля Божья.

Нельзя упустить здесь ключевой момент, который включает грехи человека. Ирод, Пилат, воины, лидеры израильского народа – они все согрешили, исполняя волю Божью, согласно которой Его Сын должен был быть распят (Ис. 53:10). Необходимо ясно понимать, что Бог желает исполнения того, что Сам ненавидит.

Вот пример из 1 Послания Петра 3:17: «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Другими словами, Божья воля может состоять в том, чтобы христиане страдали за добрые дела. Петр говорит о гонениях. Но гонения на христиан, которые не заслуживают их, являются грехом. Таким образом, иногда Бог желает, чтобы происходили события, которые включают в себя грех. «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела».

Павел приводит ясное утверждение этой истины в Послании к Ефесянам 1:11: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Воля Божья является Божьим суверенным управлением всеми происходящими событиями. В Библии есть также много других отрывков, которые учат тому, что Божий промысел во вселенной распространяется даже на мельчайшие события в природе и на решения людей. Ни одна малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного (Мф. 10:29). «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16:33). «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Притч. 16:1). «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1).

Первое определение воли Божьей – это Божье суверенное управление всем происходящим. Мы называем ее Божьей «суверенной волей» или Его «волей как установление». Ее невозможно нарушить. Она всегда осуществится. «По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»» (Дан. 4:35).

2. Божья воля как повеление

Другое определение «Божьей воли» в Библии можно назвать «воля как повеление». Эта воля заключается в том, что именно Бог повелевает нам делать. Этой Божьей воле мы можем противиться и не исполнять ее. Волю как установление мы исполняем независимо от того, верим ли мы в нее или нет. Волей как повелением мы можем пренебречь. Например, Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Согласно словам Иисуса, не все исполняют волю Его Отца. «Не всякий войдет в Царство Небесное». Почему? Потому что не все исполняют волю Божью.

Павел пишет в 1 Послании к Фессалоникийцам 4:3: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда». В этом стихе приводится конкретный пример того, что Бог повелевает нам – иметь святость, освящение, чистоту взаимоотношений. Это Его воля как повеление. Но, к сожалению, многие не послушны ей.

Затем Павел говорит в 1 Фессалоникийцам 5:18: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Снова приводится конкретный аспект Божьей повелевающей воли – благодарите во всех обстоятельствах жизни. Но многие не исполняют эту волю Божью.

Еще один пример: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин 2:17). Не все пребывают вовек, только некоторые. Почему? Потому что некоторые исполняют волю Божью, а другие нет. В этом смысле Божья воля не всегда осуществляется.

Итак, основываясь на этих, а также на многих других отрывках Библии, можно сказать, что существует два определения Божьей воли. Оба определения истинны и оба важны для понимания и веры. С одной стороны, Божью волю можно определить как волю-установление (или суверенную волю), а с другой — как волю-повеление. Его воля, как установление, всегда осуществится, независимо от того, верим мы в нее или нет. Его воля, как повеление, может быть нарушена и нарушается каждый день.

Ценность этих истин

Прежде чем применить эти истины к Римлянам 12:2, позвольте мне сказать о том, насколько драгоценными являются эти истины. Они обе чрезвычайно необходимы нам, особенно в то время, когда мы переживаем глубокую боль или тяжелую утрату. С одной стороны, нам необходима уверенность в том, что Бог всем управляет и, следовательно, Он силен обратить всю боль и потерю во благо мне, а также во благо всех любящих Его. С другой стороны, необходимо знать, что Бог сопереживает нам и не радуется греху или боли, которую мы испытываем. Эти две необходимости соответствуют Божьей воле, как установлению, и Его воле, как повелению.

Например, зная, что с вами в детстве жестоко обращались, кто-нибудь может спросить вас: «Как ты думаешь, на это была Божья воля?» Теперь вы можете взглянуть на это Божьими очами, и дать ответ, который не будет противоречить Библии. Вы можете сказать: «Нет, на это не было Божьей воли, потому что Он повелевает людям не быть жестокими, но любить друг друга. Жестокость нарушила Его повеление и поэтому исполнила Его сердце гневом и скорбью (Мк. 3:5). Но с другой стороны, да, на это была Божья воля (Его суверенная воля), потому что сотней различных способов Он мог бы остановить жестокость. Но, по неизвестным мне причинам, Он так не сделал».

И в соответствии с этими двумя волями Божьими, в этой ситуации вам необходимо : первое –Бог, достаточно сильный и суверенный, чтобы обратить зло в добро; и второе – Бог, Который сопереживает вам. С одной стороны, Христос является суверенным Царем царей и ничто не происходит вне Его воли (Мф. 28:18). С другой стороны, Христос является милостивым Первосвященником, Который сострадает нам в наших немощах и горе (Евр. 4:15). Святой Дух побеждает нас и наши грехи по Своей воле (Ин. 1:13; Рим. 9:15-16), и также по Своей воле позволяет нам угашать, оскорблять и гневить Его (Еф. 4:30; 1 Фес. 5:19). Его суверенная воля непобедима, а Его воля, как повеление, может быть, как это ни печально, нарушена.

Нам необходимы эти две истины, оба понимания Божьей воли, не только для того, чтобы понимать Библию, но чтобы крепко держаться Бога во время страданий.

О какой воле говорится в Послании к Римлянам 12:2?

Итак, какая воля подразумевается в Послании Римлянам 12:2: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Несомненно, апостол Павел говорит о Божьей воле, как повелении. Я утверждаю это по двум причинам. Во-первых, Бог не намеревался открыть нам многое из Своей суверенной воли раньше времени. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Если вы хотите узнать подробности Божьей воли, как установления, о будущем — вам не понадобится обновленный разум, вам будет необходим только магический кристалл. Это не является преобразованием или послушанием, это называется гаданием или предсказанием.

Вторая причина, моей уверенности, что воля Божья, о которой говорится в Римлянам 12:2, есть воля, как повеление, а не воля, как установление, заключается во фразе: «чтобы вам познавать, что есть воля Божья». Она подразумевает наше одобрение воли Божьей с последующим послушным ее исполнением. Но мы не должны ни одобрять грех, ни впадать в исполнять него, несмотря на то, что он является частью Божьей суверенной воли. Слова Павла из Послания к Римлянам 12:2 почти точно перефразированы в Послании к Евреям 5:14, где сказано: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Смотрите еще одно перефразирование в Флп. 1:9-11). В этом заключается основная идея данного стиха: не выведывание скрытой воли Божьей на то, что Он планирует совершить, а распознание открытой в Писании воли Божьей на то, что Он должен совершить.

Три стадии познания и исполнения открытой воли Божьей

Существует три стадии познания и исполнения открытой воли Божьей, т.е. Его воли, как повеления. Они все требуют обновленного ума, который, при содействии Святого Духа, имеет способность к различению.

Первая стадия

Во-первых, Божья воля, как повеление, с окончательным и несомненным авторитетом открыта только в Библии. И нам необходим обновленный разум, чтобы понять и принять то, что Бог повелевает в Писании. Не имея обновленного ума, мы будем искажать Писание, чтобы избежать исполнения основополагающих повелений, призывающих к самоотвержению, любви, чистоте и обретению высшего наслаждения во Христе одном. Авторитетная Божья воля, как повеление, находится только в Библии. Павел пишет, что Писание вдохновлено Богом и помогает христианину стать «совершенным, …ко всякому доброму делу приготовленным» (2 Тим. 3:16). Не к некоторым добрым делам, но «ко всякому доброму делу». Какие же силы, время и посвящение должны иметь христиане, размышляя над написанным Словом Божьим.

Вторая стадия

Вторая стадия Божьей воли, как повеления, заключается в применении библейской истины в ситуациях, детально рассмотренных или не рассмотренных в Библии. Библия не говорит вам, за кого выходить замуж или какую машину водить, какой дом иметь, куда ездить отдыхать, каким мобильным телефоном пользоваться или апельсиновый сок какого производителя нам следует пить равно как и о тысяче других решений, которые вы должны принимать.

Важно то, что мы имеем обновленный разум, т.е. настолько сформированный и управляемый волей Божьей, открытой в Библии, что это дает нам способность видеть и оценивать все существенные факторы разумом Христа, и понимать, к чему нас призывает Бог. Это очень отличается от постоянных попыток услышать голос Божий, повелевающий сделать то или иное. Люди, пытающиеся руководствоваться в жизни голосами, не поступают по Слову, записанному в Послании к Римлянам 12:2.

Существует огромнейшая разница с одной стороны между молитвой и усилиями, направленными на приобретение обновленного ума, который знает, как применять Божье Слово, и привычкой просить у Бога послать новое откровение того, что делать, с другой стороны. Гадание не требует преобразования. Цель Бога – дать новый разум, новый образ мышления и суждения, а не просто новую информацию. Его целью является наше преобразование, освящение и освобождение посредством истины, записанной в Его открытом Слове (Ин. 8:32; 17:17). Таким образом, второй стадией Божьей воли, как повеления, является разумное применение Писания к различным ситуациям жизни посредством обновленного ума.

Третья стадия

В заключение, третья стадия Божьей воли, как повеления, это жизнь большинства людей, в которой нет сознательного предварительного обдумывания поступков. Осмелюсь заявить, что более 95% своих поступков вы не продумываете заранее. То есть, большинство ваших мыслей, отношений и действий — спонтанны. Они просто являются проявлением того, что у вас внутри. Иисус сказал: «От избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:34-36).

Почему я называю это частью Божьей воли, как повеления? По одной причине. Потому что Бог повелевает: не гневайся, не желай чужого, не гордись, не беспокойся, не завидуй. И ни один из этих поступков не продумывается заранее. Гнев, гордость, желание чужого, беспокойство, зависть – это все исходит из сердца без сознательного осмысливания или намерения. И из-за них мы оказываемся виновны. Они нарушают заповедь Божью.

Таким образом, для многих верующих не вполне очевидна одна великая задача жизни христианина – преобразовываться обновлением ума. Вам нужны новые сердца и новый разум. Сделайте дерево хорошим, и плод его будет хорошим (Мф. 12:33). Это очень сложная задача. Но именно к этому призывает вас Бог. Вы не сможете справиться с ней самостоятельно. Вам нужен Христос, Который умер за ваши грехи. Кроме того, вам нужен Святой Дух, чтобы привести вас к истине, возвеличивающей Христа, и сотворить в вас смирение, принимающее истину

Рим. 12:1-2 «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

То есть оказывается, есть воля Божья о каждом из нас; есть воля Божья о вас, дорогой друг. Воля Божья включает в себя определенный комплект обстоятельств; определенный комплект качеств генетических ваших, как вы родились; время, в котором Бог позволяет нам жить; люди, которые вас окружают; самые разные процессы, которые происходят; миллионы процессов, которые находятся под контролем Владыки Бога, Который видит всё, знает всё и контролирует всё. И у Него есть воля. И эта воля — благая, угодная и совершенная. Благая — это значит добрая. Угодная — это значит вам подходящая. И совершенная — лучше не найдете.

Я как-то говорил о том, что когда-то играл в шахматы. И когда только пошли компьютерные программы, с которыми можно играть, так вот, с ними чрезвычайно трудно играть. Почему? Потому что компьютер просчитал намного больше ходов, чем ты способен. И поэтому, просчитав, он находит тот совершенный (perfect) ход. У тебя не хватает ума даже всё это увидеть.

Теперь, когда мы говорим о Боге… Бог обладает умом, который неизмеримо больше любого компьютера; и Бог уже просчитал всё очень точно и в Своем Слове открыл. И всё, что нам нужно сделать в любой ситуации, — спросить у Него: «Какой ход? Что я должен сделать?» В каждой конкретной ситуации…

Друзья мои, ваша жизнь будет полноценной или нет, зависимо от того, насколько в каждой ситуации вы будете искать исполнения воли Божьей и того, что Он хочет, или же будете искать свою собственную волю, реализацию своих собственных желаний реализации своих собственных капризов, своих собственных страстей, своих собственных представлений… Наша проблема заключается в том, что эти страсти, эти представления, очень часто делают нас вот теми, кто мы есть. Проблема только в том, что человек свои желания реализует так, что они являются убийственными для него самого.

» Подробно в проповеди: «Совершилось!» (часть 1)

А. В личном посвящении (12,1-2)

12,1 После тщательного анализа различных проявлений милосердия Божьего в 1-11 главах Послания, апостол переходит к заключительному выводу: мы должны представить тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу. Под «нашими телами» подразумеваются как все наши члены, так и вся наша жизнь.

Посвящение себя Богу – это разумное служение. Обоснованность этого служения заключается в следующем: если Сын Божий умер вместо меня, то самое меньшее, что я могу сделать в ответ на Его поступок, – это жить для Него. Британский спортсмен К.Т. Стадд как-то раз сказал: «Если Иисус Христос – это и есть Бог, и если Он умер за меня, то ничто из того, что я могу дать Ему, не будет слишком большой жертвой». (Norman Grubb, C.T. Studd, Cricketer and Pioneer, p. 141.) Эта же мысль отражена в одном из известных гимнов Исаака Уоттса: «За такую удивительную Божественную любовь необходимо отдать все сердце, всю жизнь, всего себя».

«Разумное служение» можно также перевести как «духовное служение». Как священники, мы приходим к Нему не с жертвами убитых животных, а со своей жизнью как с жертвой духовной. Также мы приносим Ему в жертву наше служение (Рим. 15,16), нашу хвалу (Евр. 13,15) и нашу собственность (Евр. 13,16).

12,2 Далее Павел призывает нас не сообразоваться с веком сим, или, как пишет Филлипс: «Не позволяйте окружающему миру втискивать вас в свои формы». Когда мы приходим в Божье Царство, нам необходимо выбросить все те образы и стереотипы, которыми мы руководствовались в мире.

Веком сим здесь названо общество или система, построенная человеком для того, чтобы ему было приятно жить и без Бога. Это царство враждебно Богу, так как его богом и князем является сатана (2 Кор. 4,4; Ин. 12,31; 14,30; 16,11). Все неверующие люди принадлежат к его подданным, и он пытается удержать их похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскую (1 Ин. 2,16). Мир держится на своей собственной политике, религии, культуре, развлечениях, стереотипах мышления и представлениях о жизни; он пытается приспособить каждого человека к своим обычаям и традициям. Мир ненавидит неприспособленцев, например, Христа и Его последователей.

Смерть Христа дает нам освобождение от мира сего. Для нас мир теперь распят на кресте, а мы распяты для мира. Вот почему любовь верующего к миру оскорбляет Господа. Всякий, кто любит мир, – враг Богу. Как Христос был не от мира сего, так и верующие в Него. Однако они призваны, чтобы быть в мире и свидетельствовать о том, что дела мира злы и что всякий, кто поверит в Господа Иисуса Христа, может получить спасение. Мы нуждаемся не только в отделении от мира, нам необходимо преобразование и обновление нашего ума, то есть способность думать обо всем с точки зрения Бога, как она открыта нам в Библии. Тогда мы увидим, как Сам Бог ведет нас по этой жизни, и поймем, что Его воля не жестокая и не губительная, но благая, угодная и совершенная.

Итак, вот три основных ключа к пониманию Божьей воли. Первый – тело, преданное Богу, второй – жизнь, отделенная от мира, и третий – преобразованный, обновлением ум.

Б. В служении духовными дарами (12,3-8)

12,3 Павел, по данной ему благодати, говорит здесь как апостол Господа Иисуса. На основании этого он собирается обсудить некоторые формы верного и искаженного мышления. Он отмечает, что в Евангелии нет ничего такого, что позволяло бы человеку развивать в себе манию величия. Павел призывает нас пользоваться нашими дарами в смирении и не завидовать друг другу. Наоборот, нам нужно понять, что каждый человек уникален и у каждого есть свой труд перед Господом. Нам надо радоваться тому месту, которое Бог уделил нам в Своем Теле, и стараться применять наши дары со всей ниспосылаемой Богом силой.

12,4 Человеческое тело состоит из многих членов, и у каждого из них – особое предназначение. Здоровье и сила организма зависит от того, насколько точно каждый член справляется со своей задачей.

12,5 Также обстоят дела и в Теле Христовом. Оно включает в себя единство (одно тело), различие (многие) и взаимосвязь (один для другого) всех членов. Любые дары предназначены не для самоуслаждения, а для блага тела. Ни один из даров не достаточен сам по себе; нет также ни одного ненужного. Именно понимание этого дает нам должную скромность (12,3).

12,6 Здесь Павел дает конкретные инструкции по использованию различных дарований. В этом списке приведены не все возможные дары, а лишь некоторые характерные примеры. Наши дарования различны именно по данной нам благодати. Другими словами, Божья благодать распределяет различные дары разным людям. И для применения этих даров Бог дает необходимую силу и способности. Таким образом, мы несем ответственность за наше добросовестное служение этими Божьими дарованиями.

Те, кто имеет дар пророчества, должны пророчествовать в соответствии со своей верой. Пророк является Божьим глашатаем, провозглашающим слово Господа. Конечно же, пророчество может включать в себя и предсказание, но это не является его неотъемлемым элементом. Ходж пишет, что в ранней Церкви пророками были «люди, которые говорили под непосредственным воздействием Духа Божьего и, в зависимости от конкретной ситуации, передавали информацию от Бога, касающуюся доктринального учения, текущих обязанностей или будущих событий». (Hodge, Romans, p. 613.) Мы пользуемся их служением, имея написанный текст НЗ. Сегодня больше не может быть никакого дополнительного богодухновенного пророческого добавления к христианскому учению, так как вера раз и навсегда уже была предана святым (см. Иуды 3). Таким образом, в наши дни пророком является тот, кто провозглашает волю Божью так, как она изложена в Библии. Стронг пишет:

«Все истинное современное пророчество является не чем иным, как возвещением уже известного послания Христова, провозглашением и изложением уже открытых в Писании истин». (A.H. Strong, Systematic Theology, p. 12.)

Те из нас, кто имеет дар пророчества, должны пророчествовать по мере веры. Это может означать «согласно с учением веры», то есть в соответствии с изложенными в Библии доктринами христианства. Другим же смыслом может быть «в соответствии с количеством нашей веры», то есть по мере того, какую веру дает нам Бог. В некоторых переводах перед словом «веры» вставляют слово «нашей», но в оригинале оно отсутствует.

12,7 Под словом «служение» здесь понимается самая разнообразная христианская деятельность. Она не ограничивается обязанностями церковного служителя (в том смысле, как это понимают в наши дни). У человека, обладающего даром служения, сердце слуги. Он ищет разнообразные возможности послужить другим и с радостью делает это.

Учитель – это тот, кто может объяснять Слово Божье так, чтобы оно находило отклик в сердцах слушающих. И так же, как в случае со всеми остальными дарами, мы должны полностью отдавать себя этому служению.

12,8 Увещателем называется человек, обладающий даром побуждать святых противостоять всякому злу и стремиться к святости и служению Христу.

Раздаватель имеет особое Божье дарование, которое помогает ему быть в курсе проблем и нужд окружающих и стремиться помочь им. Делать это он должен в простоте.

Дар начальника зачастую связан со служением пресвитеров (или также диаконов) в поместной церкви. Начальник в церкви – это непосредственный подчиненный Пастыря, стоящий во главе небольшого стада и управляющий им с заботой и усердием.

Дар благотворения – сверхъестественная способность и талант помогать страдающим людям. Делать это необходимо с радушием. Конечно же, мы все должны быть благотворительны и радушны.

Одна христианка рассказывала: «Когда моя мать состарилась и стала нуждаться в постоянной заботе, мы с мужем взяли ее к себе в дом. Я старалась делать все, чтобы ей было хорошо. Я готовила, стирала за ней, помогала ей выходить на улицу и, вообще, старалась заботиться обо всех ее нуждах. Но, несмотря на мои труды, внутри я чувствовала себя несчастной. Подсознательно я расстраивалась из-за того, что наша обычная жизнь была нарушена. Часто мама говорила мне, что я перестала улыбаться, и спрашивала, улыбаюсь ли я вообще. Видите, я благотворила ей, но делала это без радушия».

В. В отношениях с обществом (12,9-21)

12,9 Далее Павел перечисляет некоторые качества, которые должен проявлять христианин в своем общении с другими верующими и с необращенными.

Любовь должна быть непритворной, то есть не приятной маской, но истинной, реальной и беспристрастной.

Нам следует отвращаться всякого рода зла и прилепляться ко всему доброму. В этом контексте под злом, видимо, подразумевается все, что совершается не по любви, а по ненависти и злобе. Добром же названо проявление высшей любви.

12,10 В наших отношениях с родными по вере нам следует проявлять любовь с чувством нежной привязанности, а не с холодным безразличием или соблюдением общепринятых приличий.

Мы должны стремиться к прославлению других, а не себя. Как-то раз один из известных служителей Христа должен был принять участие в каком-то торжественном собрании. Когда он, вслед за другими высокопоставленными лицами, вышел на трибуну, весь зал начал ему аплодировать. Увидев это, он быстро отступил в сторону и начал хлопать сам, не желая принимать прославление, которое, как он посчитал, предназначалось для других.

12,11 Прекрасный перевод этого стиха сделал Моффатт: «Никогда не опускайте знамя своей ревности, сохраняйте духовный накал, служите Господу». В этой связи вспоминаются слова пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер. 48,10).

Не стоит тратиться впустую;
Жизнь коротка, и грех вокруг.
Наши годы подобны падающему листу,
Катящейся слезе.
У нас нет времени прожигать часы;
В таком мире, как наш,
Все должны спешить.

(Гораций Бонар)

12,12 Вне зависимости от того, в каких обстоятельствах мы оказались, мы можем и должны радоваться нашей надежде на пришествие Спасителя, искупление наших тел и вечную славу. Также Павел призывает нас быть терпеливыми в скорбях, то есть мужественно переносить их. Именно всепобеждающим терпением можно наполнить славой эту жалкую жизнь. Что касается молитвы, то в ней от нас требуется постоянство. Человек завершает работу и одерживает победу только благодаря молитве. Молитва исполняет силой нашу жизнь и миром – наше сердце. Когда мы молимся во имя Господа Иисуса Христа, мы приближаемся к наивысшему всемогуществу, доступному смертному человеку. Таким образом, отказываясь от молитвы, мы только причиняем вред самим себе.

12,13 Нуждающихся святых можно найти везде – безработные, истратившие все деньги на лечение, позабытые в отдаленных местах проповедники и миссионеры и, вообще, любые наши сограждане, имеющие финансовые проблемы. Истинная жизнь Тела включает в себя взаимопомощь всех членов друг другу.

Дж. Б. Филлипс перефразировал этот стих так: «Не лишай пищи или ночлега тех, кто в них нуждается». Гостеприимство, или странноприимство, стало в наши дни забытым искусством. Небольшим размером наших домов и теснотой наших квартир мы пытаемся оправдать нежелание принимать странствующих христиан. Может быть, мы просто хотим избежать дополнительной работы и неудобств, связанных с гостями. Но при этом мы забываем, что, принимая Божьих детей, мы таким образом принимаем Самого Господа. Наш дом должен походить на тот дом в Вифании, где любил гостить Иисус.

12,14 К нашим гонителям мы должны относиться по-доброму, а не стремиться отплатить им тем же. Для того чтобы уметь отвечать благородством на зло и насилие, требуется Божий взгляд на всю свою жизнь, так как обычной реакцией на зло является проклятие и месть.

12,15 Сострадание – это способность искренне разделять чувства и переживания других. Чаще всего чужая радость вызывает в нас зависть, а чужие слезы – желание пройти мимо. Христианский же подход подразумевает участие в радостях и скорбях окружающих нас людей.

12,16 Быть единомысленными между собою вовсе не значит стремиться к полному единству даже в мелочах. Здесь имеется в виду не единообразие мышления, а гармоничные отношения. Мы должны избегать даже намека на снобизм и высокомерие и относиться к смиренным и простым людям так, как мы относились бы к богатым и знатным. Как-то раз один знаменитый христианин приехал проповедовать в небольшую церковь. Руководители этой церкви встретили его на шикарной машине и хотели поселить в роскошном отеле. Он же спросил: «А где обычно вы размещаете гостей вашей церкви?» Они рассказали ему об одной пожилой семейной паре, живущей неподалеку в скромном домике. «Именно там я и хочу остановиться», – ответил проповедник.

Апостол еще раз предупреждает каждого верующего не мечтать и не воображать о своей мудрости. В нас нет ничего хорошего, кроме того, что нам было подарено, и осознание этого усмиряет наше самолюбие.

12,17 В мире принято платить злом за зло, воздавать только по заслугам и лишь то, что заработано. Но радость отмщения не может присутствовать в жизни искупленных людей. Более того, при любых жизненных обстоятельствах они должны с честью смотреть в лицо оскорблениям и насилию. «Пекитесь» означает «задумывайтесь» или «заботьтесь».

12,18 Христиане не должны противопоставлять себя другим или провоцировать конфликты. Праведность Божья проявляется не только в гневе. Нам следует любить мир, стремиться к миру и быть в мире. И если мы кого-нибудь обидели или кто-либо обидел нас, то необходимо направить все усилия на то, чтобы прийти к мирному разрешению проблемы.

12,19 Необходимо стойко сопротивляться желанию возместить нанесенный нам ущерб. Выражение «дайте место гневу Божьему» может означать как призыв позволить Богу Самому позаботиться о наших проблемах, так и призыв к смирению и непротивлению. Вторая половина стиха делает первое толкование более предпочтительным, то есть в таких ситуациях нам нужно отступить и позволить гневу Божьему разобраться с виновными.

Отмщение принадлежит Богу, и мы не можем посягать на Его права. Он Сам накажет кого следует в надлежащее время и надлежащим образом. Ленски пишет по этому поводу:

«Бог издавна установил порядок правосудия над злодеями, и никто из них не избежит его. Каждый проступок будет наказан на основании абсолютной справедливости. Если же кто-нибудь из нас захочет вмешаться, то его суд будет основан лишь на предположениях». (R.C.H. Lenski, St. Paul’s Epistle to the Romans, p. 780.)

12,20 Христианство учит нас не просто непротивлению, но активной добросердечности. Оно призывает не уничтожать врагов силой, а обращать их любовью. Оно учит накормить врага, если он голоден, и утолить его жажду, собирая таким образом ему на голову горящие уголья. Конечно же, речь здесь не идет о жестокой пытке, это лишь образное выражение. Собирать горящие уголья на чью-либо голову значит устыдить его за жестокость своей незаслуженной добротой.

12,21 Первую половину этого стиха хорошо объяснил Дарби: «Если мое плохое настроение испортило настроение вам, то этим самым вы были побеждены злом». (J.H. Darby, из сносок к Рим. 12,21 в его New Translation.)

Один великий чернокожий ученый Джордж Вашингтон Карвер как-то раз сказал: «Я никогда не позволю ни одному человеку разрушить мою жизнь, вызвав во мне чувство ненависти к нему». (George Washington Carver, других данных нет). Он, будучи верующим, не позволял злу победить его.

Но побеждай зло добром. Одной из характерных черт христианского учения является то, что оно не ограничивается порицаниями и запретами, но дает при этом полезные советы и побуждает к доброму. Зло может быть побеждено добром, и этим оружием мы должны пользоваться постоянно.

Стэнтон относился к Линкольну с чувством лютой ненависти. Он говорил, что в поисках горилл бессмысленно ехать в Африку, так как настоящую гориллу можно найти в городе Спрингфилд, штат Иллинойс. Линкольну приходилось мириться с этими словами. Позднее Линкольн назначил Стэнтона своим главнокомандующим, так как считал, что лучше него с этой должностью никто справиться не сможет. После гибели Линкольна Стэнтон называл его величайшим лидером человечества. Любовь победила! (Цитируется по Charles Swindoll in Growing Strong in the Seasons of Life, pp. 69-70.)

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *