Римский консул

Эта статья об историческом римском чиновнике. Для использования в других целях, см Quaestor (значения) .

Эта статья является частью серии статей о
политике и правительстве
Древнего Рима.

Периоды

  • Римское царство
    753–509 гг. До н. Э.
  • Римская республика
    509–27 до н. Э.
  • Римская империя
    27 г. до н.э. — 395 г. н.э.
  • Западные
    395–476 гг.
  • Восток
    395–1453 гг.
  • Лента новостей

Римская конституция

  • Конституция Королевства
  • Конституция республики
  • Конституция Империи
  • Конституция поздней империи
  • Сенат
  • Законодательные собрания
  • Исполнительные магистраты

Прецедент и закон

  • Senatus consultum ultimum

Сборки Обычные магистраты Чрезвычайные магистраты Титулы и почести

  • Император

Квестор ( / к ж я с т ər / Kwee -stər , Latin : ; «исследователь») был государственным чиновником в Древнем Риме . Эта должность выполняла разные функции в зависимости от периода. В римском Королевстве , квесторы parricidii (квесторы с судебными полномочиями) назначался царем , чтобы расследовать и обрабатывать убийства. В Римской республике квесторами (лат. Quaestores ) были избранные должностные лица, которые контролировали государственную казну и проводили проверки. Это была самая низкая позиция в cursus honorum (курс должностей). Однако это означает, что в политической среде Рима для многих честолюбивых политиков было довольно обычным занятием занять позицию квестора как раннюю ступеньку на политической лестнице. В Римской империи должность, которая была первоначально заменена префектом (префектом), возродилась во время поздней империи как quaestor intra Palatium , должность, назначенная императором руководить имперским советом и отвечать на петиции.

КОНСУЛ В ДРЕВНЕМ РИМЕ (лат. Consul) — наименование двух высших должностных лиц Римской республики, которые ежегодно избирались центуриатными комициями.

Консулы были эпонимными магистратами (то есть по имени консулов обозначался год) и обладали империем. Символами власти консулов были курульное кресло, тога-претекста, 12 ликторов с фасциями. До 153 г. до н. э. консулы вступали в должность 15 марта, впоследствии – 1 января. Согласно традиционной точке зрения консулат возник вместе с Римской республикой в 509 г. до н. э., и консулы унаследовали всю полноту царской власти, которая теперь была разделена между двумя магистратами, ежемесячно чередовавшимися в верховной власти.

Ряд свидетельств античных авторов позволяет предполагать, что первоначально консулы назывались преторами (Liv., III, 55, 12; Fest., s.v. praetoria porta). С другой стороны, многие ученые полагают, что говорить о консулате, как о сложившемся институте, нельзя вплоть до законов Лициния-Секстия (367 г. до н. э.). Некоторые из них, основываясь на свидетельстве Тита Ливия (Liv., VII, 3, 5), в котором упоминается должностное лицо под название praetor maximus, утверждают, что первые полвека Римской республикой управлял лишь один выборный магистрат. Этому противоречит свидетельство консульских фаст (то есть официального списка высших магистратов), с самого основания республики называющих для каждого года имена двух высших должностных лиц.

Развитие принципа коллегиальности привело к появлению у консула права вето на решения коллеги (ius intercessionis). Значимость этого принципа отражена в том, что в случае смерти или отказа от должности одного из консулов, второй обязан был провести выборы, чтобы избрать консула-суффекта (то есть консула на оставшуюся часть года).

Первоначально консульская власть заключала в себе не только верховное военное командование, а также право созыва сената и народных собраний, но и ряд других полномочий, которые в дальнейшем постепенно были переданы другим магистратурам (проведение ценза – цензорам в 443 г. до н. э.; гражданская юрисдикция – преторам с 366 г. до н. э.; составление списка сената – цензорам после принятия плебисцита Овиния).

Как высшая государственная должность, консулат нередко фигурировал в ходе сословной борьбы патрициев и плебеев. Доступ к консулату был одним из основных требований плебеев на первых этапах этой борьбы и вплоть до 342 г. до н. э. имена плебейских консулов редко встречаются в фастах, несмотря на один из законов Лициния-Секстия, требовавший обязательного избрания одного из консулов из числа плебеев. Первая консульская коллегия, состоявшая из двух плебеев, была избрана в 172 г. до н. э. В 180 г. до н. э. законом Виллия были зафиксированы определенные возрастные ограничения при избрании консулов (в эпоху поздней республики консулами обычно избирались граждане не моложе 42 лет).

В эпоху империи консулат продолжил свое существование, несмотря на то, что консульская власть фактически перешла в руки императора. В дальнейшем, с упразднением народных собраний, консулы стали рекомендоваться сенату императором или назначаться им лично, что привело к превращению консулата в почетный титул. С 395 г. было принято назначать одного консула для Западной Римской империи и одного для Восточной. Консулат продолжил свое существование и после 476 г. и окончательно исчез в Восточной Римской империи к началу VII в.

Автор статьи: А.В. Васильев

Римская республика и ее империя

Историческая формация Римской республики завораживала современников и потомков, правда по совершенно разным мотивам. Прежде всего впечатляют динамика и размах власти, то есть тот факт, что из ничем не замечательной с точки зрения экономического, культурного и военного потенциала республики в период III—II вв. до н.э. образовалось государство, которому удалось достичь власти над всем Средиземноморьем. Во-вторых, импонировала стабильность этого «общинного государства», явно образцовое разрешение конфликтов социальных, выживание после катастрофических военных, будь то вторжение галлов и дальнейшее разрушение «старого» Рима или тяжелое поражение при Каннах в 216 г. до н.э.

В-третьих, Рим превратился в символ республиканских традиций: он стал примером целенаправленной и эффективной организации политически автономной, самоуправляющейся гражданской общины. Конституция Рима, бывшая гарантом легендарной «свободы», считается идеальной. Наконец, в-четвертых, поражает структура римского политического союзничества — дифференцированной системы политического союза, в котором, с одной стороны, признавалось местное самоуправление союзников в тех местах, где власть Рима не была постоянно представлена, с другой, было обеспечено основополагающее политическое главенство Рима, прежде всего мобилизация военного потенциала союзников в интересах Рима.

Эти явные достижения Рима послужили причиной к появлению как в античности, так и в новое время, обсуждений «Причин величия Рима», причем дискуссия однозначно концентрировалась на феномене Римской республики. Уроженец Рудии вблизи Личе Коллабрии поэт Квинт Энний (239—169 гг. до н.э.) цитируется как главный свидетель республиканской эпохи. Энний говорил о себе, что имеет три сердца, потому что владел греческим, оскским и латинским языками. Позже он получил римское гражданство, сначала занимался историей развития Рима, как посторонний, пока наконец не стал рупором римской аристократии. Этот многосторонний и одаренный автор четко сформулировал на все времена представление о Риме. В цитируемом позже Цицероном и Августином изречении, он коротко и ясно заявил: «На древних обычаях и мужах держится Римское государство».

В этой строчке заключена основа самосознания римлян в эпоху классической республики. Эти семь слов четко и ясно передают римское представление о «причинах величия Рима». Однако они требуют краткого пояснения. Поскольку древние обычаи поставлены на первое место, а мужи — на второе, значит, это обратное расположение для всех римлян, а особенно для правящего слоя, было основополагающим.

Как ни в одном другом государстве древнего мира, вклад предков в общее дело используется для легитимизации потомков. Древние обычаи упоминаются в бесчисленных речах как канонизированный пример традиций, они остались в своеобразном ритуале похорон аристократов, когда снова вызывались к жизни великие предки с их почетными знаками отличия; они как бы принимали покойного в свои ряды. Прославлялись не только деяния тех, с кем прощались, но также заслуги и деяния предков. Обычаи предков были по существу добродетелями свободных собственников из старого правящего слоя, которые одновременно выступали как политики и военачальники.

Каноном примерного образа жизни считалось достижение мужских доблестей, сохранение себя как личности, постоянное стремление к славе, дисциплина и строгость, послушание и выдержка, неподкупность и верность, откровенность и, одновременно, молчаливость, готовность вступиться за зависимых людей, за друзей, а потом и союзников. Прежде всего предки отличались благочестием, признанием религиозных и моральных обязанностей. Действовать в соответствии с волей богов было для римлян не только проявлением личной набожности, но и важнейшим политическим достижением их истории, хотя религия во времена Цицерона скорее всего превратилась в идеологию.

В любом случае римляне республики столетиями были убеждены, что их господство соответствует воле богов, той воле, которую они узнавали по различным знакам; наблюдая за полетом вещих птиц, изучая внутренности животных, следя за молниями и другими природными явлениями. Потом умело расшифровывали волю богов и старались ее исполнить. Они полагали, что были обязаны своим господством этому принципу: «следовать воле богов», и поэтому считали великих предков достойными подражания.

Естественно, что уже с давних пор были сделаны попытки объяснить феномен римского могущества. Особенно большое значение имеют соображения Полибия (200—120 гг. до н.э.), потому что наряду с признанием высоких достоинств римских военных, политиков и римского народа он с большой убедительностью подчеркивает, преимущества римской конституции. Она показалась ему крайне стабильным и взвешенным смешением монархических, аристократических и демократических элементов, изобретательной теоретической концепцией.

В новое время тоже было предпринято много попыток напасть на след причин величия Рима. Боссюе, например, считает республиканские добродетели предпосылками достоинств конституции. Монтескье утверждает, что «римляне своими максимами» превзошли все народы. Нибур выделяет отказ римского плебса от сословной борьбы. Моммзен подчеркивает тот факт, что «в пределах римского гражданства не было ни господина, ни слуги, ни миллионера, ни нищего, а одинаковая вера и одинаковые права всех римлян». Р.Хайнце воспринимал римлян, как ярко выраженных «людей власти»; по типологии Шпрангера («Формы жизни»): «Люди власти, как отдельные личности, так и народ в целом, являются признанной силой». Только Фр. Альтхайм, наоборот, выделяет приоритет римской религии и справедливо замечает, что часто цитируемый стих Вергилия

«Ты — римлянин, пусть это будет твоя профессия: правь миром, потому что ты его властелин,

Дай миру цивилизацию и законы, милуй тех,кто тебе покорен, И разбей в войнах непокорных» —

призывает не к стремлению к господству, а к «установлению порядка» и выполнению божественной миссии.

Под влиянием новых научных исследований и теорий, а также под влиянием новых общественных идеалов были выработаны другие оценки этого исторического феномена. Как позитивные признаки оценивались образование полностью интегрированного общества, образцовое разрешение социальных конфликтов, а также эффективная целенаправленная организация всей общественной и политической жизни. Способность к интеграции и готовность к ней объяснялись на примере системы римских союзников, плотность «интеграции» которой была впечатляющей.

В настоящее время весьма критически оценивается применение относительно ограниченного инструментария власти Римской республики: гражданского права, колонизации, контрактной системы и мобилизации военного потенциала союзников. Совершенно очевидно, что техника осуществления власти была на удивление развита. Совсем недавно более отчетливо, чем раньше, отмечалось, какие последствия это имело для италийских городов и племен, последствий, которые Моммзен в плену своего восхищения динамичным процессом экспансии обошел молчанием и с которыми он по меньшей мере смирился в соответствии с телеологией «необходимости» единения италийской «нации». Критика экономической и финансовой эксплуатации подвластных Риму регионов не является монополией исторического материализма. На эту тему в последнее время были сделаны точные и конкретные анализы, которые значительно продвинули изучение этого вопроса.

Римское господство, естественно, продолжает оцениваться негативно. С.Пуфендорф и Г.Гердер считают его результатом последовательной агрессивной и деструктивной политики. Вследствие современного опыта на это господство однозначно может быть поставлено клеймо «империализма» и «колониализма». Но отождествлять «величие Рима» с империалистической политикой нельзя. Учитывая это, рекомендуется сначала определить основные черты римского общества, римской конституции, а также римского государства времен республики.

При попытках понять своеобразие Римской республики нужно исходить из однородности ее первоначально аграрного общества. Взаимодействие крупных землевладельцев с огромным количеством мелких крестьян, ремесленников, торговцев определяло экономическую, общественную и политическую жизнь. При этом следует также учитывать семейные связи, власть в семье, клиентелу и государство. Решающим для отношений и структурных элементов римского общества и политики являлось подчинение индивида, а не только рабов своим хозяевам, подчинение жены и детей, даже взрослых и уже женатых сыновей, неограниченной «отцовской власти» главы семьи, подчинение экономически слабых или зависимых, юридически необразованных или неуверенных в себе людей своему патрону в институте клиентелы и, наконец, подчинение отдельных лиц интересам государства.

Эта столь сильно определяемая властными структурами система просуществовала так долго только потому, что не было односторонних злоупотреблений ею или явного самоуправства. Хотя абсолютная власть главы семьи во многих отношениях была санкционирована религией, она тем не менее ограничивалась еще и традициями. От главы семейства времен республики требовалось, чтобы он перед вынесением приговора выслушивал виновного и испрашивал совета членов семьи. Использование совещательного органа, совета, было основополагающей нормой для юридической, военной или политической практики республики. Повседневная жизнь римской семьи, как центральной общественной ячейки, характеризовалась не слепым террором семейного тирана, но совместной жизнью, в которой власть главы семейства была неоспоримой, положение женщины уважалось, и вообще по сравнению с греческими обычаями она пользовалась гораздо большим авторитетом. Причиной этого являлось то, что римлянка во время отсутствия своего мужа, находящегося в походе, управляла домашним хозяйством вместо него.

Если патрон злоупотреблял зависимостью от него клиента, интересы которого он везде представлял, в суде особенно, то он порицался обществом. Конечно, патрон заботился о своих клиентах не из альтруизма, а потому, что его престиж зависел от возможно большего числа клиентов. Эксплуатация была не односторонней: действовали отношения «я даю, чтобы ты дал». В эпоху ранней и классической республики рабы играли только подчиненную роль. Они не имели большого значения, так как потребность в рабочей силе, как правило, удовлетворялось членами семьи и клиентами. Если раб был один или несколько, они полностью интегрировались в семью. Поэтому выдвижение теории о «классовой борьбе» между рабами и рабовладельцами применительно к этой исторической эпохе является ошибочным и непозволительным анахронизмом.

Своеобразие общественных структур можно объяснить тем, что в области политики общепризнанным был авторитет и привилегии правящего слоя, то есть старой аристократии, патрициев, а позже также и «чиновной аристократии». Это продолжалось до тех пор, пока их претензии на власть приносили ощутимую пользу всем гражданам, а политика соответствовала экономическим интересам плебеев. Во всяком случае, как в обществе,так и в политике преобладал аристократический элемент. Римская республика никогда не стремилась к принципам равенства современной демократии.

В римском сенате было сосредоточено большое количество римских аристократов, принадлежность к сенату всегда являлась свидетельством высокого общественного престижа. Власть сенаторов признавалась как политическая компетенция. То, что эта власть предпринимала, считалось легитимным и соответствующим интересам государства. То, что ей противоречило или ее не укрепляло, считалось нелигитимным и бунтарским. В традиционных, отрегулированных формах сенат управлял римской политикой своими решениями и постановлениями.

Исполнительная власть, юрисдикция и военное руководство были в руках немногочисленных магистратов, избиравшихся из господствующих слоев путем народных выборов. В течение всего срока деятельности им предоставлялась неограниченная власть. Только благодаря годичности срока и коллегиальности была пресечена всяческая попытка завладеть долгосрочной единоличной властью: каждая должность как правило давалась на год и как минимум двум равноправным лицам. Власть магистратов была большой, она охватывала как административные, так и военные сферы, поэтому претор, например, мог выполнять функции и судьи, и военачальника. Но фактически эта власть была ограничена в своей компетенции, тесно связана с сенатом и подотчетна ему.

Продуманно организованное правление римской аристократии с самого начала носило антимонархический характер. Понятие «царь» или «тиран» было для нее неприемлемо, республиканский пафос придавал решимость противодействовать любой форме единовластия. Введение должности диктатора, как неизбежной необходимости, только подтверждает это правило. Для римской формы аристократической власти было немыслимо образование центральной бюрократии, «постоянного властного аппарата», хотя в это время процветала бюрократия больших эллинистических царств. Римские сенаторы, как магистраты, выполняли сложные служебные обязанности почти исключительно с личной свитой и персоналом, с друзьями-аристократами и родственниками, с клиентами, вольноотпущенниками и рабами.

Хотя все трудности политики и управления ложились на плечи аристократии, свободные римские граждане тоже не оставались в стороне. На народных собраниях и собраниях центурий, которыми командовали консулы, они имели возможность решать проблемы войны и мира, а также другие важные вопросы, принимать законы, судить политических преступников, а также выдвигать кандидатов в магистратуру. На этих собраниях римский гражданин не имел законодательной инициативы, он мог только соглашаться с внесенным предложением или отклонять его, а также выбирать между официально назначенными кандидатами на должность.

Каким бы ограниченным ни казалось право участия, оно в определенной степени гарантировало открытость важных политических решений. Это право на практике находилось под влиянием личных связей, что вынуждало представителей правящего слоя все время вербовать себе приверженцев и убеждать граждан в необходимости и пользе своих действий. Если плебс был в чем-то убежден, он был готов принести любую жертву для пользы дела. Другими словами, плебс был мобилизован для государства, хотя управление этим государством находилось в руках аристократии.

Нельзя не учитывать, что политика аристократов долгое время удовлетворяла конкретные интересы плебеев. Так как большинство римских плебеев состояло из мелких крестьян, которые на своих крошечных клочках земли вели убогое хозяйство, обеспечение второго и следующих сыновей могло осуществиться лишь благодаря покорению новых земель. Иначе говоря, необходимое воспроизводство общественных и хозяйственных структур было возможно только вследствие насильственного римско-латинского процесса колонизации, который обеспечивал для римской республики внутреннюю стабильность и прочность власти правящего слоя. Возникшее вследствие этого совпадение интересов было более важной движущей силой для римской колонизации, чем все моральные соображения.

В такой же степени, как и в большинстве античных городов, в Римском государстве все важнейшие политические и религиозные акты были связаны с городом Римом. Там почитались боги государства, гадали по ауспициям перед военными походами, там вступали в должность и слагали с себя обязанности магистраты, принимались важные политические решения. Священная граница померий отделяла город от окрестностей, но с самого начала он был тесно связан с сельской местностью. Только она с ее лугами и полями, озерами и лесами обеспечивала существование как правящего слоя, так и плебейского мелкого крестьянства.

К своеобразию римского образа жизни относится то, что уже издавна были фиксированы границы полей и проведены линии, служащие для обмера. Следы их частично сохранились до наших дней. Римляне очень внимательно и настороженно наблюдали не только за небом, но и за своими соседями. Начиная с нападения кельтов в IV в. до н.э., у них выработался защитный инстинкт, менталитет, который возвел в абсолют интересы собственной безопасности. Для профилактики они периодически нападали на соседние племена. Мало-помалу это превратилось в принцип.

Фундаментальное значение для создания и расширения римского владычества имели два понятия римского государственного права: империя и провинция. До сих пор является спорным вопрос, какое фактическое содержание имел термин «империя» в начале республики. Являлась ли она, как утверждал Т.Моммзен, всеобъемлющим полновластием высших магистратов, которые осуществляли как военное, так и политическое руководство. По этой концепции «империя» обозначала совокупность этих компетенций, которые раньше принадлежали царю, а позже — высшим должностным лицам — консулам и преторам.

Словом «провинция» обозначалась конкретная область империи, под которой могла пониматься определенная сфера юрисдикции, например, командование отдельным театром военных действий. Территориальное значение понятия «провинция» относится к более поздним ступеням развития, когда многочисленные римские провинции требовали точного определения. Как в случае со словом «империя», которое при принципате понималось как когерентная Римская империя, а во времена республики относилось к строго ограниченным во времени компетенциям, так и в случае с понятием провинция, которое в процессе развития римской экспансии коренным образом изменило свое содержание.

Начальная примитивная политика Рима с позиции силы хорошо иллюстрируется примером Сицилии, внеиталийской сферы влияния Рима. Римское вмешательство в распри мамертинов в Мессине в 264 г. до н.э. быстро привело к эскалации военных столкновений с Карфагеном, а именно, к продолжавшейся почти два десятилетия I-й Пунической войне, к которой Римская республика вообще не была готова, особенно на море. С царем же Сиракуз, против которого должна была быть направлена римская интервенция, был заключен договор о мире и союзничестве, который в дальнейшем очень пригодился Риму.

На опыте эскалации войны на Сицилии, истощившей Рим, Римская республика, как видно, ничему не научилась. Четыре десятилетия спустя она связала себя обязательствами дружеских отношений с Сагунтом, что на Пиренейском полуострове, чем спровоцировала Баркидов, династии их злейшего карфагенского противника Гамилькара Барки. Это спровоцировало II Пуническую войну (218—201 гг. до н.э.), которая привела город и его союзников на край пропасти.

Эта готовность идти на риск тем более удивительна, что совсем другой противник давно уже представлял для Рима гораздо большую опасность, чем карфагеняне на большом острове, а позже Баркиды в Испании. Процесс экспансии римского владычества и римско-латинской колонизации шел совсем в другом направлении. После нападения кельтов на первом плане стояли верхнеиталийские регионы и задача покорения кельтских племен. Делая вывод из более поздних событий, можно сказать, что римская республика во всех начинаниях, которые касались вне-италийских регионов, будь то Сицилия, Иллирия, Испания, Македония, Греция или Малая Азия и Северная Африка, вызывала события, последствия которых к началу интервенции не были предусмотрены.

Доказательством отсутствия у Рима внешнеполитической концепции является тот факт, что после окончания I Пунической войны на Сицилии не сразу была отлажена эффективная римская администрация вновь приобретенных областей. Первостепенная цель Рима заключалась не в том, чтобы по возможности лучше эксплуатировать новые регионы, а в освобождении Сицилии, а позже Сардинии и Корсики от власти Карфагена. За этим кроется не только абстрактная римская «идеология безопасности», но и горький опыт многочисленных грабежей городов побережья карфагенским флотом во времена последней войны. Прежде всего за этим просматривается своеобразный принцип внешней силовой политики Рима: классическая Римская республика хотела господствовать над своим приграничным пространством, но боялась, однако, брать на продолжительное время власть над этими завоеванными территориями. Так как аристократическая республика не имела управленческого аппарата с долгосрочными функциями, она не могла и думать о том, чтобы взять на себя дополнительно управление большими регионами. Во-вторых, каждый обладатель власти, долгое время управляющий внеиталийскими областями, очень сильно увеличивал там свою клиентелу, что служило угрозой для равновесия римского аристократического общества и его однородности. Тем самым возрастала возможность образования единоличной власти, а в конце концов и монархической. Рим был всегда очень щедр на обвинения в подобных намерениях: подозревался в этом Сципион Африканский, а также Тиберий Гракх и Цезарь.

Итак, ясно, что начало систематической организации внеиталийской сферы господства Римской империи в своей основе было продиктовано военной и политической необходимостью. Очень часто это были импровизации, которые в будущем превращались в долгосрочные решения. Только в 227 г. до н.э. на Сардинии, Корсике и Сицилии были учреждены два претора с военной и административной властью и юрисдикцией. Установлением должностей этих двух провинциальных наместников преследовалась цель обезопасить римское господство от нежелательных для Рима совпадений интересов кельтов и карфагенян.

Обе ближайшие провинции, созданные в 197 г. до н.э. — Испания ближняя и Испания дальняя ~ были наследием II Пунической войны, подобно тому как Сицилия, Корсика и Сардиния — наследием I Пунической войны. Конфликт с Македонией привел к образованию в 148 г. до н.э. провинции Македония, к которой вскоре была присоединена большая часть покоренной Римом Греции. Это являлось следствием войны с Ганнибалом, бывшего союзником Филиппа V Македонского. Поводом для массированной римской интервенции, которая привела к параличу всех эллинистических монархий, послужили попытки македонских и селевкидских владык распространить свою власть на греческие полисы в Греции и Малой Азии.

Последующие образования римских провинций были тоже вынужденными. Возникновение провинции Африка в 146 г. до н.э. явилось неизбежным следствием III Пунической войны (149—146 гг. до н.э.). Образование провинции Азия в 129 г. до н.э. прямое следствие равнодушия владык Пергама, которые по завещанию передали свое царство римлянам, а тот, кто подает пример, всегда находит подражателей. Образование Нарбоннской Галлии в 121 г. до н.э. стало необходимым, когда нужно было обеспечить безопасность коммуникаций из Италии в испанские провинции.

Если учесть все эти даты, факты и взаимосвязи, можно понять, что радиус власти Рима постоянно расширялся дальше, чем может предположить число провинций. Целая сеть договоров о дружбе, клиентские отношения с вождями и царями, дипломатические миссии и «благодеяния» распространяли римское влияние на другие регионы и давали основания и предпосылки для новых вмешательств. Еще со времен первой римской интервенции в Грецию и на эллинистический Восток в начале II в. до н.э. в город Рим хлынули посольства и цари из всего Средиземноморья. Сенату очень нравилась роль постоянного советчика и третейского судьи. Рим превратился в место, где разрешались конфликты государств Греции и Малой Азии, а также Испании и Северной Африки, но только не конфликты собственных провинций. Уже давно стало ясно, что в результате непрямого управления, противоречивости и непродуманности римских решений озлоблялись и ослаблялись даже дружественные государства. Политические и общественные склоки часто приводили к хаотическим отношениям, и Рим был просто вынужден взять на себя управление этими государствами.

Какой бы целенаправленной и прогрессивной ни казалась организация римского союзничества в Италии, какими бы успешными ни были применение римского гражданского права и система римско-латинской колонизации, а также последовательная политика договоров, как инструмента власти и ее укрепления, такими же рудиментарными и неадекватными были основы римской администрации в провинциях. Там не было никакой модели римского господства и управления, которая переносилась бы на вновь обретенные пространства, не было четкой программы расширения римских территорий. По своей структуре и функциям они походили на первые внеиталийские провинции в Испании и Северной Африке, Малой Азии и Нарбоннской Галлии.

Но этот «конгломерат подвластных регионов» (В.Долайм) сдерживался угрозой введения римских легионов, а также заселением или долгосрочным пребыванием там римлян и италиков. Сначала эти замкнутые поселения не играли решающей роли. Но потом десятки тысяч римских ветеранов, торговцев и поселенцев внесли гораздо больший вклад в романизацию провинций, чем римская администрация. Более стабилизирующим римское господство фактором было то, что большие группы высших слоев местного населения становились на сторону Рима, видя в нем гаранта сохранения своих владений и собственности, действуя в своих интересах, они действовали в интересах Рима.

Так как во времена республики в Риме не было постоянного управленческого аппарата и ответственные должностные лица часто менялись, администрация по своей сущности строилась в расчете на личность, а не на региональные интересы. Поэтому личность наместника была важнее, чем все механизмы управления. В длинном ряду римских наместников в провинциях отсутствуют компетентные администраторы, зато есть даже преступные элементы, которые использовали свое положение в разных целях, Должность наместника нередко рассматривалась как шанс для восстановления семейного состояния, пошатнувшегося в результате огромных расходов на политическую карьеру и предвыборную борьбу. В 149 г. до н.э. был учрежден специальный «суд по взяткам». Он должен был препятствовать этим преступлениям, однако остановить их не смог. Сам факт возникновения необходимости его учреждения подтверждает крушение всей системы.

Быстрая смена римских администраторов и наместников в провинциях долго препятствовала проведению единой политики. Но все же отдельные наместники осознали огромные финансовые возможности римских провинций. На Сицилии во время II Пунической войны Марк Клавдий Марцелл, завоеватель Сиракуз, и его преемник Марк Валерий Левин, завоеватель Агригента, обложили налогами завоеванные общины. А в Испании Марк Порций Катон, позже цензор, ярый защитник обычаев предков и чрезвычайно способный экономист, поднял доходы Рима до небывалого уровня и стал примером эксплуатации провинций. Однако этим он спровоцировал ожесточенное сопротивление испанских племен и вождей, которое десятилетиями обременяло республику. Совершенно очевидно, что такая система не могла долго сохраняться и должна была привести к тяжелому кризису даже в самой метрополии.

Следующая глава >>

Вопрос 3. Римская республика

Республика – (от лат. Res publika – «общее дело») – форма правления, при которой власть принадлежит должностным лицам, выбранным на определенный срок.

Республика просуществовала в Древнем Риме почти 500 лет, с 509 г. д. н. э. Этот период принято делить на два этапа. Первый: VI – III вв. до н.э. Его сутью стало формирование Римско-италийского союза. Второй: III – I вв. до н.э. Это – период время Римской средиземноморской державы.

Главным нервом первого периоды была борьба плебеев с патрициями за обретение всех гражданских прав. Неограниченное господство патрициев в экономической, политической и военной жизни фактически привело к диктатуре патрициев и вызвало в обществе большую напряженность.

От общины к римско-италийскому союзу (VI – III вв. до н. э.).

Рис. 42

Требования плебеев выражались в следующем: наделение землей, отмена долгового рабства, политическое равноправие, принятие письменных законов для борьбы со злоупотреблениями. Будучи основой римского войска, где командование имели патриции, плебеи для достижения своих целей угрожали уходом из города. Это явление получило название сецессии. Недовольные предъявляли свои требования и уходили на Священную гору, холм, расположенный в окрестностях Рима. Патриции были вынуждены идти на уступки.

Борьба длилась долго, сопровождалась кровопролитием. И все-таки плебеи победили. В 451—450 гг. до н.э. были приняты письменные законы – «Законы XII таблиц», где закреплялись частная собственностьрабство и неравноправие. Позже плебеям удалось добиться удовлетворения и других требований. Изменилась структура управления общиной. Возникли должности народных трибунов – представителей плебеев, которые могли приостанавливать решения патрицианских магистратов, должностных лиц, словом «вето (veto)», т.е. запрещаю. На высшие должности стали избирать 2 консулов, один из которых должен быть плебеем. Общегражданскими законами становились решения плебесцитов – собраний плебеев. Было отменено долговое рабство. В рабов можно было обращать преимущественно военнопленных.

Благодаря этим мерам в III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима: из патрицианской она превратилась в патрицианско-плебейскую. Эта община и была государством. Высшим органом являлось народное собрание (комиции). В его функции входило принятие и отмена законов, объявление войны и заключение мира, избрание должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть. К их числу относились консулы, преторы, цензоры, народные трибуны. Кроме того, оно было высшей судебной инстанцией. Еще одним важнейшим элементом системы управления Римским государством был Сенат. Он предварительно обсуждал все законопроекты. И он же одобрял законы, принятые на народном собрании. Сенат представлял собой пожизненное представительство бывших магистратов (высших должностных лиц). Он был оплотом римской олигархии и имел всю полноту фактической власти, которой обладали также магистраты. Поэтому римскую республику называют аристократической.

Внутренняя консолидация римского полиса способствовала укреплению государства и его переходу к активным военным действиям.

Уже к концу царского периода Рим обрел преобладающее положение в области Лаций. И это не могло не встревожить соседей. В истории Рима того времени отмечена борьба с этрусским царем Порсеной, этрусским городом Вейи, с соседним племенем самнитов. Кроме того, Риму противостояли племена латинов, галлов и другие.

Нужда в новых территориях толкала Рим к активным действиям. Этого требовали крупные собственники, нуждавшиеся в дополнительной рабочей силе, процессы обезземеливания крестьян, рост населения. Подчиняя соседей, Рим все дальше продвигался на юг Апеннинского полуострова. Вскоре римское первенство признали греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии. А к 265 г. до н.э. весь Апеннинский полуостров оказался в руках Рима.

Победе способствовали удачное географическое положение города в центре Италии на судоходной реке близ соляных разработок. В военно-техническом плане Рим превосходил противников, имея вооружение в виде коротких копий и организацию в виде манипул (войсковая единица). Мощным методом против врага была деятельность по принципу «разделяй и властвуй», которую широко применял Рим, разбивая противников по одиночке, препятствуя созданию единого антиримского фронта.

Так в ходе военных захватов возник Римско-италийский союз – союз Рима с подчинявшимися ему на разных условиях общинами и полисами Италии (союзники и колонии). Насильственное объединение Италии и Великой Греции осуществила Римская община. Ему способствовали этническая общность италиков, сходство общинного устройства полисного типа италиков и греков, необходимость единения перед грозным противником с севера – кельтами (галлами).

Своеобразие государственно-правовой структуры римско-италийского союза заключалось в следующем. Римский полис возвышался над другими. Союзники имели самоуправление полное или ограниченное. Высшее положение среди них имели союзные муниципии, обладавшие полными правами в Риме. Это – некоторые из древних полисов Лация. Ниже них были те союзники, кто имел лишь имущественные права в Риме – в полном объеме (этрусский город Цэрэ) или неполном (города Фунды, Формии). Кроме того, были такие союзники, которые не обладали в Риме никакими правами (греческие города Неаполь, Тарент).

Ограниченное самоуправление имели те союзники, которые в ходе захвата Римом подписали неравноправные договора (города Капуя, Кумы). Они не имели никаких прав в Риме, и самоуправление осуществляли под надзором присланного из Рима чиновника. Он назывался префектом. Отсюда их название – префектура.

Кроме союзников у Рима были колонии. Они были зависимы в проведении внешней политики и были обязаны воевать на стороне Рима. Союзных договоров с ними не подписывалось. Колонии имели самоуправление. Они подразделялись на колонии римского права и латинского права. Колонисты первых обладали всей полнотой гражданских прав в Риме.

Римское государство в ходе захватов политически усилилось, вырос его экономический потенциал. Римская территория стала включать не 21, а уже 35 триб (округов). Вместе с тем, соединение в рамках единой структуры сблизило население Италии, способствовало распространению передовых хозяйственных технологий.

Рим – средиземноморская держава (III–I вв. до н.э.).

Рис. 43

После подчинения всего Апеннинского полуострова зоной интересов Римского государства стало Средиземноморье. Здесь оно столкнулось с могущественным Карфагеном, Сирийским царством, Македонией и Египетской державой Птолемеев.

Первым грозным противником стал Карфаген, влияние которого на острове Сицилия противоречило римским интересам. Карфаген в III в. до н. э. представлял собой крупнейшее финикийское (пуническое) государство на западе Средиземного моря. Он подчинил к тому времени Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику.

Торговые и дружеские отношения, существовавшие ранее между государствами, исчезли. Рим и Карфаген вступили в эпоху вражды, выразившуюся в трех Пунических войнах (264–241 гг. до н.э., 218–201 гг. до н.э. 149–146 гг. до н.э.). В результате Карфаген потерял все свои владения. Даже гений прославленного Ганнибала не спас его от поражения. В 146 г. до н.э. римляне разрушили город и всех его жителей обратили в рабство.

Рис. 44. Пуническая война

Римская держава стала хозяйкой Западного Средиземноморья. Завоёванные территории, где упразднялось местное управление, она обратила в провинции, которыми управляли специальные наместники – проконсулы. Они набирали себе отряды воинов и имели высшую власть, право вести войну, заключать мир, осуждать жителей провинции на смерть. Первые провинции Рима – Сицилия, Сардиния, Корсика, Испания Ближняя, Испания Дальняя. Принцип отношений Рима с провинциями – «разграбление и порабощение». Из провинций в Рим поступали огромные средства через систему откупов.

После разгрома Карфагена Рим обратил внимание на Восточное Средиземноморье, где вели борьбу между собой эллинистические государства. К военным захватам Рим снова толкали желания приобрести новые земли, рабов. Первым на востоке было захвачено Иллирийское побережье Балканского полуострова. Нападению подверглись территории сирийского царства Селевкидов. Затем в трех войнах была разгромлена Македония. Превратив ее в провинцию, Рим вовсе отказался от практики существования зависимых государств и перешел к прямым военным захватам.

В 146 г. д. н. э. в битве при Истме был сокрушен Ахейский союз, объединявший эллинистические греческие полисы. Грецию подвергли страшному разгрому, уничтожили величайшие произведения культуры и искусства. Коринф – крупнейший город, – был разрушен, жители проданы в рабство. На картинах величайших художников, выброшенных из храмов Коринфа, римские солдаты играли в кости.

В результате победы над Сирийским царством, Македонией, овладения западной частью Греции Рим превратился в самое могущественное государство всего Средиземноморья.

Внешнеполитические успехи Рима вели к изменению в жизни римского общества. Широко распространились рабовладельческие отношения. От первоначальной формы, существовавшей в царском Риме, патриархального рабства, они превратились в форму классического рабства, где раб рассматривался как говорящее орудие труда. Укрепились и распространились отношения частной собственности. Произошло дальнейшее развитие товарно-денежных отношений.

В ходе многочисленных войн оказались заброшенными многочисленные участки земли, были разорены тысячи земледельцев. Это вызывало рост социальной напряженности в обществе, где формировались новые социальные группы, состоявшие из нобилитета, всадничества, плебса и люмпен-пролетариата.

Нобилитет – олигархическая верхушка общества, представители самых знатных патрицианских и самых богатых плебейских родов, крупные землевладельцы и рабовладельцы. Только они могли быть членами сената и избираться на все ответственные должности в государстве.

Всадничество – торгово-финансовая знать, контролировавшая внешнюю и внутреннюю торговлю, ростовщические операции и откуп налогов.

Плебс – граждане, городские и сельские жители, крестьяне-собственники, мелкие ремесленники и торговцы.

Люмпен-пролетарии – люди, не имевшие собственного хозяйства и жившие на содержание от государства, но сохранявшие гражданские права.

Гибель людей, разорение вели к снижению роли народных собраний (трибутных, центуриатных, куриатных комиций). Им в ущерб возрастала роль Сената.

Социальные противоречия в римском обществе II – I вв. до н.э. вели к кризису республики. Кризисные явления выражались в Союзнической войне (91 —88 гг. до н. э.), в восстаниях рабов. Самые крупные восстания рабов происходили на острове Сицилия в 138 —137 гг. до н.э. и 104—101 гг. до н.э. Потрясением для Рима явилась война с рабами под руководством гладиатора Спартака в 74—71 гг. до н. э.

Еще одним ярким проявлением кризисных явлений республиканского общества были борьба за аграрную реформу и начавшиеся гражданские войны 133 —30 гг. до н.э.

Элита римского общества предпринимала отчаянные попытки преодолеть трудности, стабилизировать положение государства. Народные трибуны братья Гракхи разработали план реформ с целью сохранения римской общины. В период трибуната Тиберия Гракха (134 —133 гг. до н.э.) и Гая Гракха (123—122 гг. до н.э.) были сделаны попытки остановить разорение крестьян, укрепить римское государство и армию.

Братья пали жертвами политической борьбы, но законы, предложенные ими, оказали влияние на развитие Римской республики в последующие десятилетия. Реформа способствовала возникновению десятков тысяч мелких хозяйств, были созданы условия для существования зажиточных хозяйств. Идея выведения колоний в римские провинции за пределы Италии послужила созданию городов римского типа с высокоразвитым хозяйством и передовой культурой, что содействовало развитию провинций. Более активно к участию в управлении государством стало привлекаться всадническое сословие. Широкая раздача неимущему населению по символическим ценам хлеба как попытка нейтрализации его политической активности вошла в перечень важнейших мер римского государства.

В ходе противостояния противников и сторонников реформ (оптиматов и популяров) были выработаны линии дальнейшего развития республики. Борьба между представителями этих взглядов определила всю дальнейшую историю Рима I в. до н. э.

Популяры – сторонники демократических преобразований, усиления роли народного собрания.

Оптиматы – сторонники усиления власти олигархии, Сената.

Еще одной важнейшей по своим последствиям реформой с целью преодоления кризисных явлений была военная реформа Гая Мария (157—86 гг. до н. э.).

Её начало относится к 107 г. до н.э. Сутью мероприятия являлось преобразование римского войска в профессиональную армию (добровольный набор, оплата за службу, бесплатное оружие, земельный участок после 20 лет службы). Ранее легион в римской армии делился на 30 манипул (до 200 человек в каждой), манипула состояла из 2 центурий (до 100 человек каждая). Марий ввел новую единицу – когорту, объединявшую 3 манипулы во главе с особым начальником. Всего в легионе было 10 когорт. Вместе с приданными союзными отрядами когорта превращалась в крупную тактическую единицу, способную решать разнообразные задачи. Каждый легион получал значок в качестве символа, изображавшего орла с распростертыми крыльями. Его несли впереди легиона на высоком древке. Каждая когорта получала знамя на древке со своим изображением.

Следствием реформы стали превращение армии в крупную военную силу, а ее командующего – в первостепенную политическую фигуру. Это вызовет впоследствии установление режима диктатуры полководцев. Например, Гая Мария, Луция Корнелия Суллы, Помпея Великого.

Преобразованная армия вступила в сражение с герман-скими племенами тевтонов и кимров, обрушивших свой первый натиск на Рим. В ходе битв 102—101 гг. до н. э. римляне победили врага, уничтожив 150– 200 тыс. германцев и столько же продав в рабство.

Рис. 45. Гай Марий

Рис. 46. Луций Корнелий Сулла

В 91—88 гг. до н. э. Римскую республику потрясла Союзническая война. Восстали италики, которые хорошо знали римские военные порядки и представляли грозную силу. В результате кровопролитных сражений ценой больших усилий Рим выстоял, но побежденные добились выполнения поставленных задач. Правами римских граждан стало обладать 2 млн. человек италийского населения. Они получили доступ к общественной земле и возможность участвовать в политической жизни.

Однако Италия была разорена, нестабильность и противостояние различных сил в обществе усилилась. Республика шла к своему падению.

Крушение республики.

На протяжении десятилетий I в. до н. э. внутриполитическую ситуацию в государстве определяло противостояние популяров и оптиматов. Вверх брала то одна, то другая сила. В 88 г. д. н.э. сторонники популяров решили отстранить от командования армией сенатского командующего Луция Корнелия Суллу (138—79 гг. до н. э.). Однако это оказалось невозможно. Легионеры поддержали Суллу, который повел войска на Рим. Впервые город был взят собственной армией, выступившей против правительства и свергшей его. Впервые политик в своих интересах и в интересах политической группировки использовал армии. Такого еще не было в римской истории. Но прецедент на будущее был создан.

Сулла установил диктатуру (82—79 гг. до н. э.), отвечавшую интересам оптиматов. Произошло это в ходе кровопролитных гражданских войн. Эта диктатура отличалась от прежних. Ранее диктаторы избирались на срок до 6 месяцев, и их решения можно было обжаловать в народном собрании. Власть Суллы напоминала монархический режим.

Были приняты меры против народного собрания, ограничена его власть и одновременно укреплена власть Сената, число членов которого стало составлять 600 человек. Сенат обрел судебную власть над наместниками провинций, контроль над финансами государства, полномочия цензуры. Трибуны были поставлены под контроль Сената.

Все противники Суллы были жестоко наказаны. Они объявлялись вне закона, подлежали смерти, а их состояние конфисковалось. В составленные списки, проскрипции, включались и просто богатые люди с целью завладения их имуществом. Родственники тех, кто попал в такие проскрипционные списки, лишались прав и не могли занимать государственные должности.

Проскрипции (обнародованное объявление) – списки популяров – врагов «величия Рима», которые уничтожались, а их имущество конфисковалось.

В ходе реформ Суллы произошло крушение полисных порядков, и были созданы условия для становления монархического правления. Кстати сам Сулла совершенно добровольно и неожиданно от всех отказался от своей неограниченной власти, и, спустя несколько месяцев, умер на 60-ом году жизни.

Для возникновения единовластия в Риме и крушения республиканских порядков существовали весомые причины. Среди них: устарелость республиканского государственного аппарата; обострение социальной борьбы в связи с развитием крупного землевладения; ухудшение положения населения (волнения в провинциях, восстания рабов); постоянная борьба политических группировок за власть.

Механизм установления единовластия – централизация государственного аппарата через сильную единоличную власть, опирающуюся на армию. Его запуск преследовал цели сохранения политического единства огромного по территории и пестрого по населению Римского государства, упорядочение управления провинциями, удовлетворение интересов различных слоев общества. Рим теперь представлял столицу крупного политического образования, перестав быть городом-государством.

Оптиматы, укрепившие власть при диктатуре Суллы, переживали разные времена. Острое недовольство вспыхивало в разных частях республики, провинции которой подвергались нещадному ограблению. Потрясением стало и война с рабами поднявшимся на борьбу под руководством Спартака. В ее победном для римлян результате огромную роль сыграл Марк Лициний Красс (115—53 гг. до н.э.). Вместе с сенатским военачальником талантливым Гнеем Помпеем (106—48 гг. до н.э.), усмирившим Испанию, Красс, избранный как и Помпей, консулом провел в жизнь законы, ликвидировавшие политические порядки Суллы. Напуганный восстанием Спартака, Сенат не стал выступать против. Народные трибуны снова обрели статус важных государственных мужей.

Внешнеполитическая деятельность принесла Гнею Помпею успехи. Он уничтожил пиратство в Средиземноморье, разбил войска правителя Понтийского царства Митридата, заставил капитулировать армянского правителя Тиграна II, теперь зависимого от Рима, образовал в 64 г. до н. э. провинцию Сирия, к которой была присоединена признавшая римское владычество Иудея. Почти вся Малая Азия принадлежала Римскому государству. Оно стало господином всего Восточного Средиземноморья.

Однако сенатская верхушка, опасаясь прославленного полководца, постаралась всячески унизить его положение при возвращении из похода, где он разбил войска 22 восточных правителей. Понимая, что не сможет выполнить данные солдатам обещания о наделении землей, Помпей вступил в соглашение с виднейшими политиками для борьбы с Сенатом. Так был создан первый триумвират 60—53 гг. до н.э. в составе Гнея Помпея, Марка Лициния Красса и Гая Юлия Цезаря (100—44 гг. до н.э.), который был родственником Гая Мария. Триумвиры, разделив власть между собой, фактически ликвидировали авторитет республиканских учреждений.

Они не ладили между собой, хотя и нуждались друг в друге, завидовали успехам, опасаясь роста влияния в обществе. Цезарь, отправившийся на войну в Галлию, добился крупных успехов. Под властью Рима оказались территории от Рейна, на правый берег которого он оттеснил германцев, до Пиренеев. В 55 г. до н. э. Авторитет Цезаря укрепился. Вскоре во время похода на Восток против Парфянского царства, ставшим заслоном против римской экспансии, погиб Красс. Цезарь отправился на новое завоевание Галлии, а оставшийся в Италии Помпей сделал все, чтобы упрочить свою единоличную власть. Сенат передал ему диктаторские полномочия в 52 г. до н. э. Имея огромные возможности, Помпей стал готовиться к противостоянию с Цезарем.

Рис. 47. Гай Юлий Цезарь

В 49 г. до н. э. войска Цезаря перешли реку Рубикон. Начались гражданские войны. Они принесли гибель в Египте Помпею, где он был убит советниками египетского царя, которые послали его голову Цезарю. Еще несколько лет Цезарю пришлось воевать со сторонниками Помпея, пока в 45 г. до н. э. во имя закрепления верховной власти в своих руках он не получил от Сената титул вечного диктатора. Его особа считалась священной, он возглавил коллегию жрецов (с 63 г. до н. э.), ранее временное звание император, которое подчеркивало связь военачальника и войска, стало постоянным титулом Цезаря. Он носил постоянно пурпурный плащ триумфатора и лавровый венок на голове, красные особого вида сапоги. Император сидел на богато украшенном специальном кресле из слоновой кости с золотыми украшениями.

Деятельность Цезаря была разнообразна. Он снова увеличил состав Сената, доведя его численность до 900 человек. На различные должности назначались, а не выбирались, лично преданные правителю люди. Это были прокураторы, префекты, легаты – чиновники для управления провинциями. Впервые были дарованы римские права гражданства жителям провинции. Ветераны выводились для жилья на земли провинций. Это способствовало романизации территорий. Меры Цезаря оживили торговлю. По его приказу восстановили города Карфаген и Коринф. Был введен юлианский календарь.

Главным содержанием реформ Цезаря было согласование полисно-общинных традиций и реалий мировой державы. Однако судьба отпустила реформатору слишком короткий период. 15 марта 44 г. до н.э. Цезарь был убит в Сенате сторонниками республики во главе с Юнием Брутом и Кассием Лонгиным.

Заговорщики рассчитывали на восстановление традиционных республиканских структур и автоматическое уничтожение монархических порядков. На деле сторонников монархии как основы централизации и укрепления власти оказалось куда больше. Римская республика отжила свой век.

Рис. 48. Марк Антоний

В ходе борьбы между сторонниками монархии и республики в 43 г. до н. э. по решению Сената был образован новый триумвират из сторонников Цезаря: Марка Антония (83—30 гг. до н.э.), консула 44 г. до н. э., Эмилия Лепида, начальника конницы, заместителя диктатора, Гая Октавия (63– 14 г. н.э.), внука сестры Цезаря, которого тот усыновил. Против республиканцев были использованы проскрипционные списки, в которые занесли 300 сенаторов, 2000 всадников и тысячи людей простого звания. Они превзошли списки Суллы. В Риме впервые появились доносчики, и доносительство стало обычным явлением. В результате римская аристократия была физически уничтожена, собственность аристократов перераспределена. Убийцы Цезаря Брут и Кассий были разгромлены и покончили с собой.

Рис. 49. Гай Октавий – Октавиан Август

Но и победители вкусили горечь поражений, когда начали открытое соперничество между собой. Эмилий Лепид, не поддержанный собственной армией, был выслан в свое поместье, где в безвестности скончался. Марк Антоний, правитель восточных провинций, был разбит в битве при мысе Акций в 31 г. до н. э. Вместе с женой, египетской царицей Клеопатрой VII, он бежал в Александрию Египетскую, но не смог оказать сопротивление Октавиану и покончил жизнь самоубийством в 30 г. до н.э.

Единственным правителем Римской средиземноморской державы стал Гай Юлий Цезарь Октавиан, с правления которого начинается история Римской империи.

Особенности культуры республиканского Рима.

Республика канула в небытие, оставив культурное наследие в виде произведений литературы, архитектуры, скульптуры, научных достижений, религиозных взглядов, черт полисной идеологии, уходящих под влиянием новых условий.

Товарно-денежные отношения, утверждение частной собственности, развитие классического рабства подрывало основы римской общины.

Большую роль в ней имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус – творец Вселенной, Юпитер – бог неба, Марс – бог войны. Римляне почитали Весту – хранительницу домашнего очага и государства, Юнону – богиню луны и покровительницу женщин, Минерву – богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было и множество других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов – этрусских, греческих, а потом и восточных. Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.

Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и различные запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь.

Рис. 50. Храм Геркулеса на Бычьем форуме в Риме. II в. до н. э.

Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм – моноптер – состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход в храм, по этрусскому обычаю, был только с одной стороны. Ордер в таких храмах отличается жесткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили характерную для Греции пластичность.

Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество – сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради общего блага, должен был ориентироваться человек. Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена. Обязательства римского гражданина были четко установлены: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором – перед семьей и на последнем – забота о своем личном благе.

Однако новые явления жизни изменили римские нравы. Полисный коллективизм сменялся индивидуализмом, отдельная личность противостояла коллективу, старинные обычаи и нормы подвергались осмеянию и критике. Пантеон старых богов пополнился греческими, которые были отождественны с римскими, в него также включили богов, которых почитало население завоеванных провинций. В годы гражданских столкновений, неурядиц был особо распространен культ слепой судьбы, Фортуны. Среди низших слоев распространялись идеи о загробной жизни, о приходе избавителя мессии, богоспасителя. Это послужит почвой для распространения в будущем христианских идей.

Еще одной особенностью римской культуры, востребованной позже, была любовь к зрелищам. Достаточно рано празднества стали иметь светский, а не религиозный характер: Римские игры, Плебейские игры, Аполлоновы игры, флоралии, сатурналии, луперкалии и др. Необычайно популярны были гладиаторские бои. Для них римляне создали новый тип здания – амфитеатр.

Архитектура Рима имела свои особенности: мощь и величие построек, подавляющие человека, пышная отделка, богатое декоративное убранство, стремление к сооружению гражданских построек (водопровод, бани, мосты, театры и т.д.). Римляне изобрели бетон и широко применяли его. Они разработали построение сводчатых конструкций. Появились базилики, триумфальные арки. На высоком уровне было дорожное строительство, сооружение многоэтажных домов. Достижения в архитектуре были отражены Витрувием в специальном трактате. Научная мысль римлян ярко проявила себя в филологии, риторике, юриспруденции, агрономии.

Рис. 51. Римский акведук

Рис. 52. Пантеон

Рис. 53. Базилика Максенция

Рис. 54. Амфитеатр в Помпеях

Рис. 55. Мост Фабриция в Риме

Огромное влияние оказала на римскую культуру Греция. Особенно – в литературе. Римляне познакомились с великим наследием благодаря переводам первого римского поэта Ливия Андроника. Лишь к I в. д.н.э. относятся произведения гигантов римской литературы, освободившихся от чар греческого искусства. Это – творения Тита Лукреция Кара и Гая Валерия Катулла, Марка Теренция Варрона и Марка Туллия Цицерона.

Новые условия существования государства периода империи внесли изменения в духовную жизнь римлян и способствовали дальнейшему развитию римской культуры и искусства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *