Тема урока:
— это движение за переустройство церкви в
Европе в 16 веке.
•Сын бывшего крестьянина, который
стал рудокопом и разбогател
•Монах
•Преподаватель университета
•Знаменитый богослов, перевел
Библию на немецкий язык
1. Причины религиозной революции.
Князья,
феодалы
Горожане
Крестьяне
Недовольны католической церковью
1. Образом жизни духовенства, его роскошью и
развлечениями
2. Обязанностью платить церковную десятину.
3. Продажей духовных должностей
4. Продажей индульгенций
5. Вмешательством духовенства в дела князей.
6. Увеличением церковных владений (церковь – крупнейший
феодал) ©
7. Высокой платой за обряды
8. Продажа святых мощей
Любимые развлечения священнослужителей
Папа Лев X
ОХОТА
ПИР
Католическая церковь
Римский папа
Кардиналы, епископы
Священники
Монахи
По приказу папы Юлия II в Ватикане
начали строительство не знающего
себе равных собора Святого Петра.
Средства добывали продажей
индульгенций.
Торговля индульгенциями. Карикатура 16 в.
Монастырь Мон Сен-Мишель
1/10
Обряд венчания
Обряд причастия
Обряд крещения
Процессия с
мощами святого
Доната
Мощи блаженного кардинала Дусмета в
кафедральном соборе Катании
Частица мощей
святой Пусинны
2. Начало Реформации.
Папа римский и католические богословы. Карикатура 16 в.
«Гоните монету, спасайте ваших близких!
Как только монета окажется в моей
кружке, душа грешника попадет в рай!»
В 1517 г. монах Иоганн Тецель разъезжал по
Германии с ворохом индульгенций. В городах и
деревнях предлагал он всем свой товар.
Начинается Реформация в Европе
Мартин Лютер.
«Я понял, что божественную
праведность мы получаем
последствием самой веры в
Бога и благодаря ей, тем самым
милостивый Господь
оправдывает нас последствием
самой веры». При этой мысли
Лютер, как он сказал,
почувствовал, что он родился
вновь и через открытые врата
вступил в рай. Представление о
том, что оправдание верующий
получает благодаря своей вере
в милость Бога, Лютер
разработал в 1515—1519 годах.
Мартин Лютер сжигает папскую буллу об
отлучении. Гравюра на дереве, 1557
«На этом я стою. И не могу иначе»
Карл V император Священной
римской империи
Мартин Лютер
3. Суть протестантства.
Против католической церкви
Направление в Христианстве,
результате Реформации.
Последователь протестантизма.
появившееся
в
Спасение верой:
1. Не нужны посредники между человеком и Богом
(церковь и духовенство)
2. Священником может быть любой грамотный,
выбранный общиной.
3. Богослужение на родном языке (не латынь).
Дешевая церковь:
1. Минимум обрядов
2. Скромность (не нужны храмы и пышные
одежды священников)
«Молись и работай!»:
1. Успех в земных делах – знак того, что ты избран
Богом. Обогащение -не грех, а богоугодное дело.
4. Народная Реформация.
Томас Мюнцер
По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, знакомя
простой народ с учением Лютера. Вождем народной
Реформации стал священник Томас Мюнцер. Население
изгоняло католических священников и закрывало церкви.
Программа требований крестьян.
1. Право выбирать своего
священника
2. Отменить личную
зависимость крестьян
3. Сократить барщину
4. Отменить второстепенные
повинности
5. Уменьшить арендную плату
за землю
6. Вернуть общинные земли
Титульный лист
«Двенадцати статей»
Крестьяне. Гравюра
А. Дюрера. 1497-1500 гг.
Дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке.
Раненный Мюнцер попал в плен, его казнили. 100 тысяч
крестьян было уничтожено князьями.
5. Княжеская Реформация.
Карл V пытался защитить католическую церковь не только
потому, что сам был ревностным католиком, но и потому, что
боялся – вслед за борьбой против Папы начнется борьба
против светских владык; не станут платить десятину папе –
перестанут платить налоги князьям и императорам.
ПРОТЕСТАНТ
КАТОЛИК
На этой гравюре во всех деталях показана сцена казни меннонитов
(представителей одного из направлений анабаптизма) католиками в Генте в 1554
году. Меннонитов вешали на столб, привязывали голову удавкой, пытали, а затем
убивали раскаленными вилами.
1. Католицизм и протестантизма признаются равноправными
религиями.
2. Определяет религию подданных князь.
3. Глава церкви – князь.
4. Лютеранская церковь:
А) подчиняется князю
Б) стала дешевой
В) отменены пышные обряды
Г) отменено поклонение иконам и святым мощам
Знать имена:
•Мартин Лютер
• Томас Мюнцер
• Карл V
Словарь:
•Реформация
•Протестант
•Протестантизм
•Религиозные войны
•Аугсбургский мир
•»95 тезисов»
•»12 статей»
•индульгенция
Знать содержание:
•Причины Реформации
•Суть протестантского
вероучения
•»95 тезисов»
•»12 статей»
•Аугсбургский мир
Роль католической церкви в средневековой Европе
Фадеев Д.А., Новикова Д.Е., Ермолаева Е.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.
В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.
Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.
Еще одной сферой влияния католической церкви являлась культура. Церковь способствовала строительству многочисленных храмов и монастырей, что вело к развитию архитектуры. Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, задача которой была воспитать будущих служителей церкви, преподавание на латинском языке, а также то, что все научные труды должны были быть написаны по-латыни, облегчало ей задачу. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет.
Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что католическая церковь являлась мощным властным институтом, который контролировал все сферы жизни общества.
ПАПА РИМСКИЙ. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.
Титул «папа» в раннехристианскую эпоху применялся по отношению ко всем епископам и выражал особое почтение (по отношению к римскому епископу впервые встречается в начале III века у Тертуллиана). Позднее он закрепился лишь за епископами Рима и Александрии. Современная официальная титулатура Папа Римский: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской области, суверен государства Ватикан, раб рабов Божиих.
Рим с самого зарождения христианской Церкви играл большую роль в её жизни. Никакая другая западная Церковь, кроме римской, не имела апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (например, основанных апостолом Павлом в Малой Азии, Греции). Римская церковь активно участвовала в жизни других кафедр посредством адресованных им посланий по различным вопросам (например, по поводу споров о дне празднования Пасхи, середина II века, по вопросу перекрещивания еретиков, середина III века) и пользовалась у них авторитетом. В эпоху Вселенских соборов (IV-VIII веков) позиции Римской кафедры ещё более укрепились, так как Папы Римские выступали противниками еретических учений: арианства (которое приняли многие варварские племена ещё до нашествия на Римскую империю), монофизитства, монофелитства, иконоборчества, не останавливаясь даже перед временными разрывами с восточными церквами. Это стяжало римскому престолу славу оплота православия. После IV Вселенского собора (451) во вселенской Церкви сложилась система 5 патриархатов — крупнейших и наиболее авторитетных кафедр (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), к предстоятелям которых с VI века стал регулярно применяться титул патриарха (из официальной титулатуры Папы Римского титул патриарха Запада исключён в 2006 году, однако сохранён в латинской подписи «P. P.» — «Папа и Патриарх»).
Вместе с тем в Римской церкви постепенно развивалось учение о примате Папы Римского как верховного главы всей христианской Церкви, носителя высшей юрисдикции и авторитета в вопросах веры и христианской морали. С этим учением связано формирование особой вероучительной системы католицизма. Опирающееся на толкование отдельных мест Священного Писания (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) учение о папском примате основано на представлении о первенстве в Церкви апостола Петра, который в западной традиции считается первым епископом Рима; папы, как преемники апостола Петра по Римской кафедре, наследуют от него это первенство. Римский собор 378 года определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, Римский собор 382 года впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока. В V веке ярким выразителем учения о папском примате был папа Лев I Великий. Римский собор 494 года впервые назвал Папу Римского «наместником Христа» (vicarius Christi). На Востоке учение о примате Папы Римского не принималось в полном объёме, но и не оспаривалось до определённого времени.
Постепенно Папы Римские стали претендовать на высший сюзеренитет в Европе на основании поддельного документа в форме императорской конституции — «Константинова дара» (VIII-IX века). Особый импульс политические притязания пап получили после «Пипинова дара» (середина VIII века), которым франкский майордом Пипин Короткий давал Папе Римскому власть светских правителей на отвоёванных у лангобардов землях — будущей Папской области.
Ослабление Византии по причине внутренних смут и противоречий, арабских (VII-VIII веков) и тюркских (XI века) завоеваний способствовало активному стремлению Папы Римского распространить свою власть на Востоке, что привело к соперничеству с восточными патриархатами (например, борьба папы Николая I и патриарха Константинопольского Фотия из-за церковной юрисдикции над Болгарией и приоритета в миссионерской деятельности среди славян-язычников) и в итоге — к разделению церквей.
В период борьбы с императорами Священной Римской империи (XI-XIII веков) Папы Римские претендовали на высшую светскую власть во всех христианских землях, что было выражено в ходе григорианской реформы и в деятельности папы Григория VII. Крестовые походы, взятие крестоносцами Константинополя (1204), введение инквизиции (два последних события при папе Иннокентии III) ознаменовали пик усиления светской и духовной власти Папы Римского. В XIII-XV веках, особенно во время противостояния соборному движению, Авиньонского пленения пап, Великой схизмы, усилия Папы Римского были направлены на удержание достигнутого влияния.
Важными вехами в истории папства являются Реформация и противопоставленная ей Римско-католической церковью Контрреформация, одним из ключевых событий которой стал Тридентский собор (1545-1563), особо выделивший папские прерогативы, в частности то, что авторитет Папы Римского выше авторитета любого собора. Учение о папском примате в качестве догмата католицизма было провозглашено Ватиканским I собором (1869-1870) в догматической конституции «Pastor Aeternus». Этой же конституцией провозглашён догмат о безошибочности Папы Римского в важнейших официальных суждениях (ex cathedra) по вопросам веры и нравственности (в остальных случаях высказывания Папы Римского не носят общеобязательного характера; догмат не подразумевает личную безгрешность папы).
В результате многовековой эволюции католическое учение о Папе Римском приняло следующий вид. Иисус Христос поставил апостола Петра князем (латинский princeps) апостолов; Пётр — основание христианской Церкви, видимый её глава и начало единства. Он единственный воспринял власть (potestas) прямо от Христа, а не через посредство Церкви. Он наместник Христа, принявший всю полноту власти, а не одно лишь первенство чести; апостолы приняли власть не без Петра и не против Петра, они были ему подчинены и даже апостол Павел не был ему равен. Апостол Пётр был первым епископом Рима, поэтому Папа Римский — полновластный преемник апостола Петра. Отсюда именование папской кафедры как «апостольского престола», «престола святого Петра» и тому подобное. Петрово преемство не основано на вселенских соборных постановлениях. Единство Церкви в том, что «стадо Христово» в силу общения с Папой Римским имеет единого пастыря и исповедует его веру. Признание такого первенства Папы Римского необходимо для спасения; не повинующийся папе — схизматик. Папа Римский имеет непосредственную епископскую юрисдикцию над всей Церковью. Это — верховная власть в вопросах вероучения и морали, дисциплины и управления. Постановления Папы Римского не нуждаются в дополнительном согласии Церкви, чтобы быть непреложными, так как они выражают самую сущность церковной веры и являются голосом Церкви.
Папа Римский имеет верховную законодательную, административную и судебную власть. Будучи верховной судебной инстанцией, Папа Римский принимает апелляции от всех верных; его решение не подлежит пересмотру в какой-либо другой инстанции. Сам Папа Римский не подлежит ничьему суду, имеет власть над соборами. Он верховный учитель Церкви, сам по себе определяющий общеобязательные вероучительные истины и полномочно интерпретирующий соборные постановления, но может действовать и как частный учитель, например поддерживающий одно из допустимых мнений какой-либо богословской школы (богословские факультеты, монашеские ордена у католиков имеют право на частные доктрины по дискуссионным вопросам).
Трактуемая таким образом власть Папы Римского оспаривалась православными, протестантами и даже членами самой Римско-католической церкви (соборное движение, галликанство) в различных аспектах (Священное Писание, Священное Предание, каноника, церковная история). Ватиканский II собор (1962-1965) Римско-католической церкви, сохранив непререкаемым учение о первенстве Папы Римского во вселенской Церкви, наряду с этим, придал особое значение принципам епископской коллегиальности, в рамках которой римский понтифик осуществляет своё первоверховное служение. Согласно принятой собором догматической конституции «Lumen Gentium», коллегия епископов обладает унаследованной от апостолов полнотой власти в Церкви и безошибочностью в изложении учения о вере и нравах, однако обязательным условием осуществления этих прерогатив является согласие и единство с Папой Римским.
В начале XXI века большинство богословов всех христианских конфессий признают католическое учение о Папе Римском главным препятствием на пути восстановления единства Римско-католической церкви с другими церквами.
Светская власть Папы Римского, ныне действующая в государстве Ватикан (правопреемнике Папской области), важна как гарантия его независимости от любой человеческой власти. В международном праве в силу одновременного владения Папой Римским нераздельными функциями власти — как видимого главы Римско-католической церкви и как суверена государства Ватикан — он является суверенной персоной исключительного свойства (persona sui generis). Полный суверенитет Папы Римского сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
В избрании нового Папы Римского после смерти (или отречения) предыдущего понтифика, согласно правилу, утвердившемуся со времён григорианской реформы XI века, могут принимать участие только кардиналы, собравшиеся на конклаве. С конца XIV века Папа Римский неизменно избирается из числа кардиналов. Согласно Кодексу канонического права, он может отречься от служения по собственной воле без соизволения с чьей-либо стороны.
По преданию Католической церкви, Христос завещал преемство апостолу Петру, первому епископу Рима. Пьетро Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру. 1482. Сикстинская капелла, Ватикан
«Хорхе Мария Бергольо, епископ Рима». Вот так скромно теперь значится имя папы Римского Франциска в папском ежегоднике Annuario Pontificio. Издание традиционно выпускается Государственным секретариатом Святого престола в марте-апреле каждого года и представляет собой статистический адресный справочник Католической церкви. Еще в прошлом году под именем Бергольо значилось «викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, верховный понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих». В 2020 году весь этот перечень был перенесен в конец страницы и напечатан мелким шрифтом в качестве «исторической» сноски.
Нововведения взволновали верующих. Известно, что папа Франциск не любит церемониалы и пышные действа, веками присущие Католической церкви. После избрания на престол святого Петра он отказался практически от всех папских атрибутов – красных башмаков, «кольца рыбака» (вместо него он носит свой кардинальский перстень), моцетты (накидка понтифика), папамобиля и т.д. Также Франциск впервые за столетие решил не поселяться в папских апартаментах Апостольского дворца и продолжает жить в доме Святой Марфы, небольшой пристройке к базилике Святого Петра, где обыкновенно останавливаются кардиналы, приезжающие на конклав или в Ватикан по делам. Воспротивился понтифик и отдыху на летней вилле Кастель Гандольфо, предложив обустроить в ней музей. Но если отказ от материальных благ католики еще могли понять и оценить, то отрицание титулов для них стало непонятным и тревожным знаком.
Официальное издание Епископской конференции Италии, портал Avvenire, направило запрос по этому поводу в Ватикан и получило ответ от директора пресс-службы Святого престола Маттео Бруни. Последний пояснил, что фраза «исторические титулы», которой обозначены все регалии понтифика, означает лишь «связь с историей папства». «Фактически эти титулы понимаются как исторически связанные с титулом епископа Рима, потому что в тот момент, когда он назначается конклавом для руководства Римской церковью, избранный получает титулы, связанные с этим назначением. Таким образом, традиционные титулы, приписываемые папе, не «историзируются», а сохраняют свою актуальность нетронутой», – заверил Бруни.
Такое объяснение удовлетворило не всех. Кардинал Герхард Людвиг Мюллер назвал это исчезновение «богословским дилетантизмом». На страницах немецкого издания Tagespost он заявил: «Взгляд на тексты Второго Ватиканского собора о католическом учении, о папе как верховном пастыре церкви спас бы редакторов Annuario Pontificio – 2020 от обесценивания основных элементов примата как простого исторического аксессуара. Действительно, именно епископы являются преемниками апостолов, которые вместе с преемником Петра, представителем Христа и видимым главой всей церкви управляют домом живого Бога. Это богословское варварство – обесценивать титулы папы «преемник Петра, представитель Христа и видимый глава всей церкви» как простой исторический балласт. Они возникали исторически, как и все понятия о Троице, христологии, благодати, экклезиологии и т.д. Но они обеспечивают важные элементы первенства Петра, которое восходит к Христу и, следовательно, является божественным, а не только человеческим и церковным правом. Ни один папа или Вселенский собор не может отменить или переосмыслить их суть». По мнению немецкого прелата, то, что в Ватикане выдают сегодня за «величайшее смирение», выглядит лицемерием.
По мнению архиепископа Карло Вигано, новый формат папского ежегодника свидетельствует об «узурпации, в которой царит не принцип «Servus servorum Dei» (раб рабов Божьих), а личность Хорхе Марио Бергольо, который официально дезавуировал свое положение викария Христа, наследника князя апостолов и верховного понтифика, как будто они – раздражающие атрибуты прошлого». «Это акт, который, по-видимому, официально меняет папство. Папа Франциск теперь считает себя хозяином церкви, свободным разрушать ее изнутри, не отвечая ни перед кем», – заявил Вигано.
Титулы римских понтификов складывались не один век. Самыми древними из них являются «верховный понтифик» (Pontifex Maximus) и «епископ Рима». Pontifex Maximus в буквальном переводе с латыни означал «великий строитель мостов». В Древнем Риме так пожизненно именовался верховный жрец. А в 753–712 годах до н.э. так стали величать императоров. Лишь с папы Льва I в 440 году верховным понтификом стали называть только главу западной ветви тогда еще неразделенной церкви.
А вот титул «викарий Христа» давно вызывал возражение восточных христиан. «По учению православной церкви, у Христа нет и не может быть «викария» – земного представителя, который управлял бы Вселенской церковью от Его имени, – однажды писал наш современник, «главный богослов» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). – Титул «преемника князя апостолов» отсылает к римскому учению о том, что верховная власть Петра, перешедшая к римскому епископу, подчиняет ему Вселенскую церковь. Данное учение неоднократно оспаривалось в православной полемической литературе. Звание «верховного понтифика» (Pontifex Maximus) носили римские императоры – язычники. От этого звания не отказался император Константин после своего обращения в христианство. Однако применительно к Римскому папе звание «верховный понтифик Вселенской церкви» указывает на вселенскую юрисдикцию папы, которую никогда не признавали и не признают православные церкви».
Любопытная история произошла и с титулом «раб рабов Божьих». Он имеет библейское происхождение. В Евангелии говорится: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20.25–27). Первым, кто использовал это словосочетание в качестве титула, был папа Григорий I (конец VI века). Однако позже у пап появился еще один титул – «царствующий во славе», и на долгие века концепция «раб рабов Божьих» отошла на второй план. Реанимировал ее в 1969 году папа Павел VI, который известен также тем, что прекратил использовать папскую тиару, знак политической власти. Он не только вернул титулование «раб рабов Божьих», но и удалил «царствующий во славе». n