Римско католической церкви

Тема урока:
— это движение за переустройство церкви в
Европе в 16 веке.
•Сын бывшего крестьянина, который
стал рудокопом и разбогател
•Монах
•Преподаватель университета
•Знаменитый богослов, перевел
Библию на немецкий язык
1. Причины религиозной революции.
Князья,
феодалы
Горожане
Крестьяне
Недовольны католической церковью
1. Образом жизни духовенства, его роскошью и
развлечениями
2. Обязанностью платить церковную десятину.
3. Продажей духовных должностей
4. Продажей индульгенций
5. Вмешательством духовенства в дела князей.
6. Увеличением церковных владений (церковь – крупнейший
феодал) ©
7. Высокой платой за обряды
8. Продажа святых мощей
Любимые развлечения священнослужителей
Папа Лев X
ОХОТА
ПИР
Католическая церковь
Римский папа
Кардиналы, епископы
Священники
Монахи
По приказу папы Юлия II в Ватикане
начали строительство не знающего
себе равных собора Святого Петра.
Средства добывали продажей
индульгенций.
Торговля индульгенциями. Карикатура 16 в.
Монастырь Мон Сен-Мишель
1/10
Обряд венчания
Обряд причастия
Обряд крещения
Процессия с
мощами святого
Доната
Мощи блаженного кардинала Дусмета в
кафедральном соборе Катании
Частица мощей
святой Пусинны
2. Начало Реформации.
Папа римский и католические богословы. Карикатура 16 в.
«Гоните монету, спасайте ваших близких!
Как только монета окажется в моей
кружке, душа грешника попадет в рай!»
В 1517 г. монах Иоганн Тецель разъезжал по
Германии с ворохом индульгенций. В городах и
деревнях предлагал он всем свой товар.
Начинается Реформация в Европе
Мартин Лютер.
«Я понял, что божественную
праведность мы получаем
последствием самой веры в
Бога и благодаря ей, тем самым
милостивый Господь
оправдывает нас последствием
самой веры». При этой мысли
Лютер, как он сказал,
почувствовал, что он родился
вновь и через открытые врата
вступил в рай. Представление о
том, что оправдание верующий
получает благодаря своей вере
в милость Бога, Лютер
разработал в 1515—1519 годах.
Мартин Лютер сжигает папскую буллу об
отлучении. Гравюра на дереве, 1557
«На этом я стою. И не могу иначе»
Карл V император Священной
римской империи
Мартин Лютер
3. Суть протестантства.
Против католической церкви
Направление в Христианстве,
результате Реформации.
Последователь протестантизма.
появившееся
в
Спасение верой:
1. Не нужны посредники между человеком и Богом
(церковь и духовенство)
2. Священником может быть любой грамотный,
выбранный общиной.
3. Богослужение на родном языке (не латынь).
Дешевая церковь:
1. Минимум обрядов
2. Скромность (не нужны храмы и пышные
одежды священников)
«Молись и работай!»:
1. Успех в земных делах – знак того, что ты избран
Богом. Обогащение -не грех, а богоугодное дело.
4. Народная Реформация.
Томас Мюнцер
По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, знакомя
простой народ с учением Лютера. Вождем народной
Реформации стал священник Томас Мюнцер. Население
изгоняло католических священников и закрывало церкви.
Программа требований крестьян.
1. Право выбирать своего
священника
2. Отменить личную
зависимость крестьян
3. Сократить барщину
4. Отменить второстепенные
повинности
5. Уменьшить арендную плату
за землю
6. Вернуть общинные земли
Титульный лист
«Двенадцати статей»
Крестьяне. Гравюра
А. Дюрера. 1497-1500 гг.
Дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке.
Раненный Мюнцер попал в плен, его казнили. 100 тысяч
крестьян было уничтожено князьями.
5. Княжеская Реформация.
Карл V пытался защитить католическую церковь не только
потому, что сам был ревностным католиком, но и потому, что
боялся – вслед за борьбой против Папы начнется борьба
против светских владык; не станут платить десятину папе –
перестанут платить налоги князьям и императорам.
ПРОТЕСТАНТ
КАТОЛИК
На этой гравюре во всех деталях показана сцена казни меннонитов
(представителей одного из направлений анабаптизма) католиками в Генте в 1554
году. Меннонитов вешали на столб, привязывали голову удавкой, пытали, а затем
убивали раскаленными вилами.
1. Католицизм и протестантизма признаются равноправными
религиями.
2. Определяет религию подданных князь.
3. Глава церкви – князь.
4. Лютеранская церковь:
А) подчиняется князю
Б) стала дешевой
В) отменены пышные обряды
Г) отменено поклонение иконам и святым мощам
Знать имена:
•Мартин Лютер
• Томас Мюнцер
• Карл V
Словарь:
•Реформация
•Протестант
•Протестантизм
•Религиозные войны
•Аугсбургский мир
•»95 тезисов»
•»12 статей»
•индульгенция
Знать содержание:
•Причины Реформации
•Суть протестантского
вероучения
•»95 тезисов»
•»12 статей»
•Аугсбургский мир

Роль католической церкви в средневековой Европе

Фадеев Д.А., Новикова Д.Е., Ермолаева Е.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.

В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.

Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.

Еще одной сферой влияния католической церкви являлась культура. Церковь способствовала строительству многочисленных храмов и монастырей, что вело к развитию архитектуры. Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, задача которой была воспитать будущих служителей церкви, преподавание на латинском языке, а также то, что все научные труды должны были быть написаны по-латыни, облегчало ей задачу. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет.

Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что католическая церковь являлась мощным властным институтом, который контролировал все сферы жизни общества.

ПАПА РИМСКИЙ. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти­тул «па­па» в ран­не­хри­сти­ан­скую эпо­ху при­ме­нял­ся по от­но­ше­нию ко всем епи­ско­пам и вы­ра­жал осо­бое поч­те­ние (по от­но­ше­нию к римскому епи­ско­пу впер­вые встре­ча­ет­ся в начале III века у Тер­тул­лиа­на). Позд­нее он за­кре­пил­ся лишь за епи­ско­па­ми Ри­ма и Алек­сан­д­рии. Современная официальная ти­ту­ла­ту­ра Папа Римский: епи­скоп Рим­ский, ви­ка­рий Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник кня­зя апо­сто­лов, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Римской об­лас­ти, су­ве­рен государства Ва­ти­кан, раб ра­бов Бо­жи­их.

Рим с са­мо­го за­ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ской Церк­ви иг­рал боль­шую роль в её жиз­ни. Ни­ка­кая дру­гая западная Цер­ковь, кро­ме рим­ской, не име­ла апо­столь­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в то вре­мя как на Вос­то­ке бы­ло мно­го апо­столь­ских ка­федр (например, ос­но­ван­ных апостолом Пав­лом в Ма­лой Азии, Гре­ции). Римская цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в жиз­ни других ка­федр по­сред­ст­вом ад­ре­со­ван­ных им по­сла­ний по различным во­про­сам (например, по по­во­ду спо­ров о дне празд­но­ва­ния Пас­хи, середина II века, по во­про­су пе­ре­кре­щи­ва­ния ере­ти­ков, середина III века) и поль­зо­ва­лась у них ав­то­ри­те­том. В эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров (IV-VIII веков) по­зи­ции Римской ка­фед­ры ещё бо­лее ук­ре­пи­лись, так как Папы Римские вы­сту­па­ли про­тив­ни­ка­ми ере­тических уче­ний: ари­ан­ст­ва (ко­то­рое при­ня­ли многие вар­вар­ские пле­ме­на ещё до на­ше­ст­вия на Римскую им­пе­рию), мо­но­фи­зит­ст­ва, мо­но­фе­лит­ст­ва, ико­но­бор­че­ст­ва, не ос­та­нав­ли­ва­ясь да­же пе­ред временными раз­ры­ва­ми с восточными церк­ва­ми. Это стя­жа­ло римскому пре­сто­лу сла­ву оп­ло­та пра­во­сла­вия. По­сле IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451) во все­лен­ской Церк­ви сло­жи­лась сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов — круп­ней­ших и наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ка­федр (Рим­ская, Кон­стан­ти­но­поль­ская, Алек­сан­д­рий­ская, Ан­ти­охий­ская и Ие­ру­са­лим­ская), к пред­стоя­те­лям ко­то­рых с VI века стал ре­гу­ляр­но при­ме­нять­ся ти­тул пат­ри­ар­ха (из официальной ти­ту­ла­ту­ры Папы Римского ти­тул пат­ри­ар­ха За­па­да ис­клю­чён в 2006 году, од­на­ко со­хра­нён в латинской под­пи­си «P. P.» — «Па­па и Пат­ри­арх»).

Вме­сте с тем в Римской церк­ви по­сте­пен­но раз­ви­ва­лось уче­ние о при­ма­те Папы Римского как вер­хов­но­го гла­вы всей хри­сти­ан­ской Церк­ви, но­си­те­ля выс­шей юрис­дик­ции и ав­то­ри­те­та в во­про­сах ве­ры и хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. С этим уче­ни­ем свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние осо­бой ве­ро­учительной сис­те­мы ка­то­ли­циз­ма. Опи­раю­щее­ся на тол­ко­ва­ние отдельных мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче­ние о пап­ском при­ма­те ос­но­ва­но на пред­став­ле­нии о пер­вен­ст­ве в Церк­ви апостола Пет­ра, ко­то­рый в западной тра­ди­ции счи­та­ет­ся пер­вым епи­ско­пом Ри­ма; па­пы, как пре­ем­ни­ки апостола Пет­ра по Римской ка­фед­ре, на­сле­ду­ют от не­го это пер­вен­ст­во. Римский со­бор 378 года оп­ре­де­лил прин­цип не­под­суд­но­сти пап свет­ской вла­сти и рас­про­стра­нил су­деб­ную власть епи­ско­па Рим­ско­го на всех епи­ско­пов За­па­да, Римский со­бор 382 года впер­вые за­я­вил о при­ма­те епи­ско­па Рим­ско­го по от­но­ше­нию к апо­столь­ским ка­фед­рам Вос­то­ка. В V веке яр­ким вы­ра­зи­те­лем уче­ния о пап­ском при­ма­те был па­па Лев I Ве­ли­кий. Римский со­бор 494 года впер­вые на­звал Папу Римского «на­ме­ст­ни­ком Хри­ста» (vicarius Christi). На Вос­то­ке уче­ние о при­ма­те Папы Римского не при­ни­ма­лось в пол­ном объ­ё­ме, но и не ос­па­ри­ва­лось до оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни.

По­сте­пен­но Папы Римские ста­ли пре­тен­до­вать на выс­ший сю­зе­ре­ни­тет в Ев­ро­пе на ос­но­ва­нии под­дель­но­го до­ку­мен­та в фор­ме императорской кон­сти­ту­ции — «Кон­стан­ти­но­ва да­ра» (VIII-IX века). Осо­бый им­пульс по­ли­тические при­тя­за­ния пап по­лу­чи­ли по­сле «Пи­пи­но­ва да­ра» (середина VIII века), ко­то­рым франк­ский май­ор­дом Пи­пин Ко­рот­кий да­вал Папе Римскому власть свет­ских пра­ви­те­лей на от­воё­ван­ных у лан­го­бар­дов зем­лях — бу­ду­щей Пап­ской об­лас­ти.

Ос­лаб­ле­ние Ви­зан­тии по при­чи­не внутренних смут и про­ти­во­ре­чий, араб­ских (VII-VIII веков) и тюрк­ских (XI века) за­вое­ва­ний спо­соб­ст­во­ва­ло ак­тив­но­му стрем­ле­нию Папы Римского рас­про­стра­нить свою власть на Вос­то­ке, что при­ве­ло к со­пер­ни­че­ст­ву с восточными пат­ри­ар­ха­та­ми (например, борь­ба па­пы Ни­ко­лая I и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия из-за цер­ков­ной юрис­дик­ции над Бол­га­ри­ей и при­ори­те­та в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти сре­ди сла­вян-языч­ни­ков) и в ито­ге — к раз­де­ле­нию церк­вей.

В пе­ри­од борь­бы с им­пе­ра­то­ра­ми Свя­щен­ной Римской им­пе­рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре­тен­до­ва­ли на выс­шую свет­скую власть во всех хри­сти­ан­ских зем­лях, что бы­ло вы­ра­же­но в хо­де гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы и в дея­тель­но­сти па­пы Гри­го­рия VII. Кре­сто­вые по­хо­ды, взя­тие кре­сто­нос­ца­ми Кон­стан­тино­по­ля (1204), вве­де­ние ин­кви­зи­ции (два по­след­них со­бы­тия при па­пе Ин­но­кен­тии III) оз­на­ме­но­ва­ли пик уси­ле­ния свет­ской и ду­хов­ной вла­сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо­бен­но во вре­мя про­ти­во­стоя­ния со­бор­но­му дви­же­нию, Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап, Ве­ли­кой схиз­мы, уси­лия Папы Римского бы­ли на­прав­ле­ны на удер­жа­ние дос­тиг­ну­то­го влия­ния.

Важ­ны­ми ве­ха­ми в ис­то­рии пап­ст­ва яв­ля­ют­ся Ре­фор­ма­ция и про­ти­во­по­став­лен­ная ей Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью Контр­ре­фор­ма­ция, од­ним из клю­че­вых со­бы­тий ко­то­рой стал Три­дент­ский со­бор (1545-1563), осо­бо вы­де­лив­ший пап­ские пре­ро­га­ти­вы, в ча­ст­но­сти то, что ав­то­ри­тет Папы Римского вы­ше ав­то­ри­те­та лю­бо­го со­бо­ра. Уче­ние о пап­ском при­ма­те в ка­че­ст­ве дог­ма­та ка­то­ли­циз­ма бы­ло про­воз­гла­ше­но Ва­ти­кан­ским I со­бо­ром (1869-1870) в дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Pas­tor Aeternus». Этой же кон­сти­ту­ци­ей про­воз­гла­шён дог­мат о без­оши­боч­но­сти Папы Римского в важ­ней­ших официальных су­ж­де­ни­ях (ex cat­hedra) по во­про­сам ве­ры и нрав­ст­вен­но­сти (в ос­таль­ных слу­ча­ях вы­ска­зы­ва­ния Папы Римского не но­сят об­ще­обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра; дог­мат не под­ра­зу­ме­ва­ет лич­ную без­греш­ность па­пы).

В ре­зуль­та­те мно­го­ве­ко­вой эво­лю­ции ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском при­ня­ло сле­дую­щий вид. Ии­сус Хри­стос по­ста­вил апостола Пет­ра кня­зем (латинский princeps) апо­сто­лов; Пётр — ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви, ви­ди­мый её гла­ва и на­ча­ло един­ст­ва. Он един­ст­вен­ный вос­при­нял власть (potestas) пря­мо от Хри­ста, а не че­рез по­сред­ст­во Церк­ви. Он на­ме­ст­ник Хри­ста, при­няв­ший всю пол­но­ту вла­сти, а не од­но лишь пер­вен­ст­во чес­ти; апо­сто­лы при­ня­ли власть не без Пет­ра и не про­тив Пет­ра, они бы­ли ему под­чи­не­ны и да­же апостол Па­вел не был ему ра­вен. Апостол Пётр был пер­вым епи­ско­пом Ри­ма, по­это­му Папа Римский — пол­но­вла­ст­ный пре­ем­ник апостола Пет­ра. От­сю­да име­но­ва­ние пап­ской ка­фед­ры как «апо­столь­ско­го пре­сто­ла», «пре­сто­ла святого Пет­ра» и тому подобное. Пет­ро­во пре­ем­ст­во не ос­но­ва­но на все­лен­ских со­бор­ных по­ста­нов­ле­ни­ях. Един­ст­во Церк­ви в том, что «ста­до Хри­сто­во» в си­лу об­ще­ния с Папой Римским име­ет еди­но­го пас­ты­ря и ис­по­ве­ду­ет его ве­ру. При­зна­ние та­ко­го пер­вен­ст­ва Папы Римского не­об­хо­ди­мо для спа­се­ния; не по­ви­ную­щий­ся па­пе — схиз­ма­тик. Папа Римский име­ет не­по­сред­ст­вен­ную епи­скоп­скую юрис­дик­цию над всей Цер­ко­вью. Это — вер­хов­ная власть в во­про­сах ве­ро­уче­ния и мо­ра­ли, дис­ци­п­ли­ны и управ­ле­ния. По­ста­нов­ле­ния Папы Римского не ну­ж­да­ют­ся в до­пол­нительном со­гла­сии Церк­ви, что­бы быть не­пре­лож­ны­ми, так как они вы­ра­жа­ют са­мую сущ­ность цер­ков­ной ве­ры и яв­ля­ют­ся го­ло­сом Церк­ви.

Папа Римский име­ет вер­хов­ную за­ко­но­дательную, административную и су­деб­ную власть. Бу­ду­чи вер­хов­ной су­деб­ной ин­стан­ци­ей, Папа Римский при­ни­ма­ет апел­ля­ции от всех вер­ных; его ре­ше­ние не под­ле­жит пе­ре­смот­ру в какой-либо другой ин­стан­ции. Сам Папа Римский не под­ле­жит ничь­е­му су­ду, име­ет власть над со­бо­ра­ми. Он вер­хов­ный учи­тель Церк­ви, сам по се­бе оп­ре­де­ляю­щий об­ще­обя­за­тель­ные ве­ро­учительные ис­ти­ны и пол­но­моч­но ин­тер­пре­ти­рую­щий со­бор­ные по­ста­нов­ле­ния, но мо­жет дей­ст­во­вать и как ча­ст­ный учи­тель, например под­дер­жи­ваю­щий од­но из до­пус­ти­мых мне­ний какой-либо бо­го­слов­ской шко­лы (бо­го­слов­ские факультеты, мо­на­ше­ские ор­де­на у ка­то­ли­ков име­ют пра­во на ча­ст­ные док­три­ны по дис­кус­си­он­ным во­про­сам).

Трак­туе­мая та­ким об­ра­зом власть Папы Римского ос­па­ри­ва­лась пра­во­слав­ны­ми, про­тес­тан­та­ми и да­же чле­на­ми са­мой Рим­ско-ка­то­лической церк­ви (со­бор­ное дви­же­ние, гал­ли­кан­ст­во) в различных ас­пек­тах (Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­щен­ное Пре­да­ние, ка­но­ни­ка, цер­ков­ная ис­то­рия). Ва­ти­кан­ский II со­бор (1962-1965) Рим­ско-ка­то­лической церк­ви, со­хра­нив не­пре­ре­кае­мым уче­ние о пер­вен­ст­ве Папы Римского во все­лен­ской Церк­ви, на­ря­ду с этим, при­дал осо­бое зна­че­ние прин­ци­пам епи­скоп­ской кол­ле­ги­аль­но­сти, в рам­ках ко­то­рой римский пон­ти­фик осу­ще­ст­в­ля­ет своё пер­во­вер­хов­ное слу­же­ние. Со­глас­но при­ня­той со­бо­ром дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Lumen Gentium», кол­ле­гия епи­ско­пов об­ла­да­ет унас­ле­до­ван­ной от апо­сто­лов пол­но­той вла­сти в Церк­ви и без­оши­боч­но­стью в из­ло­же­нии уче­ния о ве­ре и нра­вах, од­на­ко обя­зательным ус­ло­ви­ем осу­ще­ст­в­ле­ния этих пре­ро­га­тив яв­ля­ет­ся со­гла­сие и един­ст­во с Папой Римским.

В начале XXI века боль­шин­ст­во бо­го­сло­вов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий при­зна­ют ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском главным пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти вос­ста­нов­ле­ния един­ст­ва Рим­ско-ка­то­лической церк­ви с другими церк­ва­ми.

Свет­ская власть Папы Римского, ны­не дей­ст­вую­щая в государстве Ва­ти­кан (пра­во­пре­ем­ни­ке Пап­ской об­лас­ти), важ­на как га­ран­тия его не­за­ви­си­мо­сти от лю­бой че­ло­ве­че­ской вла­сти. В ме­ж­ду­народном пра­ве в си­лу од­но­временного вла­де­ния Папой Римским не­раз­дель­ны­ми функ­ция­ми вла­сти — как ви­ди­мо­го гла­вы Рим­ско-ка­то­лической церк­ви и как су­ве­ре­на государства Ва­ти­кан — он яв­ля­ет­ся су­ве­рен­ной пер­со­ной ис­клю­чительного свой­ст­ва (persona sui generis). Пол­ный су­ве­ре­ни­тет Папы Римского со­хра­ня­ет­ся за ним вне за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия тер­ри­то­ри­аль­ных вла­де­ний.

В из­бра­нии но­во­го Папы Римского по­сле смер­ти (или отречения) пре­ды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, со­глас­но пра­ви­лу, ут­вер­див­ше­му­ся со вре­мён гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы XI века, мо­гут при­ни­мать уча­стие толь­ко кар­ди­на­лы, со­брав­шие­ся на конк­ла­ве. С конца XIV века Папа Римский не­из­мен­но из­би­ра­ет­ся из чис­ла кар­ди­на­лов. Со­глас­но Ко­дек­су ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, он мо­жет от­речь­ся от слу­же­ния по собственной во­ле без со­из­во­ле­ния с чьей-ли­бо сто­ро­ны.

По преданию Католической церкви, Христос завещал преемство апостолу Петру, первому епископу Рима. Пьетро Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру. 1482. Сикстинская капелла, Ватикан

«Хорхе Мария Бергольо, епископ Рима». Вот так скромно теперь значится имя папы Римского Франциска в папском ежегоднике Annuario Pontificio. Издание традиционно выпускается Государственным секретариатом Святого престола в марте-апреле каждого года и представляет собой статистический адресный справочник Католической церкви. Еще в прошлом году под именем Бергольо значилось «викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, верховный понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих». В 2020 году весь этот перечень был перенесен в конец страницы и напечатан мелким шрифтом в качестве «исторической» сноски.

Нововведения взволновали верующих. Известно, что папа Франциск не любит церемониалы и пышные действа, веками присущие Католической церкви. После избрания на престол святого Петра он отказался практически от всех папских атрибутов – красных башмаков, «кольца рыбака» (вместо него он носит свой кардинальский перстень), моцетты (накидка понтифика), папамобиля и т.д. Также Франциск впервые за столетие решил не поселяться в папских апартаментах Апостольского дворца и продолжает жить в доме Святой Марфы, небольшой пристройке к базилике Святого Петра, где обыкновенно останавливаются кардиналы, приезжающие на конклав или в Ватикан по делам. Воспротивился понтифик и отдыху на летней вилле Кастель Гандольфо, предложив обустроить в ней музей. Но если отказ от материальных благ католики еще могли понять и оценить, то отрицание титулов для них стало непонятным и тревожным знаком.

Официальное издание Епископской конференции Италии, портал Avvenire, направило запрос по этому поводу в Ватикан и получило ответ от директора пресс-службы Святого престола Маттео Бруни. Последний пояснил, что фраза «исторические титулы», которой обозначены все регалии понтифика, означает лишь «связь с историей папства». «Фактически эти титулы понимаются как исторически связанные с титулом епископа Рима, потому что в тот момент, когда он назначается конклавом для руководства Римской церковью, избранный получает титулы, связанные с этим назначением. Таким образом, традиционные титулы, приписываемые папе, не «историзируются», а сохраняют свою актуальность нетронутой», – заверил Бруни.

Такое объяснение удовлетворило не всех. Кардинал Герхард Людвиг Мюллер назвал это исчезновение «богословским дилетантизмом». На страницах немецкого издания Tagespost он заявил: «Взгляд на тексты Второго Ватиканского собора о католическом учении, о папе как верховном пастыре церкви спас бы редакторов Annuario Pontificio – 2020 от обесценивания основных элементов примата как простого исторического аксессуара. Действительно, именно епископы являются преемниками апостолов, которые вместе с преемником Петра, представителем Христа и видимым главой всей церкви управляют домом живого Бога. Это богословское варварство – обесценивать титулы папы «преемник Петра, представитель Христа и видимый глава всей церкви» как простой исторический балласт. Они возникали исторически, как и все понятия о Троице, христологии, благодати, экклезиологии и т.д. Но они обеспечивают важные элементы первенства Петра, которое восходит к Христу и, следовательно, является божественным, а не только человеческим и церковным правом. Ни один папа или Вселенский собор не может отменить или переосмыслить их суть». По мнению немецкого прелата, то, что в Ватикане выдают сегодня за «величайшее смирение», выглядит лицемерием.

По мнению архиепископа Карло Вигано, новый формат папского ежегодника свидетельствует об «узурпации, в которой царит не принцип «Servus servorum Dei» (раб рабов Божьих), а личность Хорхе Марио Бергольо, который официально дезавуировал свое положение викария Христа, наследника князя апостолов и верховного понтифика, как будто они – раздражающие атрибуты прошлого». «Это акт, который, по-видимому, официально меняет папство. Папа Франциск теперь считает себя хозяином церкви, свободным разрушать ее изнутри, не отвечая ни перед кем», – заявил Вигано.

Титулы римских понтификов складывались не один век. Самыми древними из них являются «верховный понтифик» (Pontifex Maximus) и «епископ Рима». Pontifex Maximus в буквальном переводе с латыни означал «великий строитель мостов». В Древнем Риме так пожизненно именовался верховный жрец. А в 753–712 годах до н.э. так стали величать императоров. Лишь с папы Льва I в 440 году верховным понтификом стали называть только главу западной ветви тогда еще неразделенной церкви.

А вот титул «викарий Христа» давно вызывал возражение восточных христиан. «По учению православной церкви, у Христа нет и не может быть «викария» – земного представителя, который управлял бы Вселенской церковью от Его имени, – однажды писал наш современник, «главный богослов» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). – Титул «преемника князя апостолов» отсылает к римскому учению о том, что верховная власть Петра, перешедшая к римскому епископу, подчиняет ему Вселенскую церковь. Данное учение неоднократно оспаривалось в православной полемической литературе. Звание «верховного понтифика» (Pontifex Maximus) носили римские императоры – язычники. От этого звания не отказался император Константин после своего обращения в христианство. Однако применительно к Римскому папе звание «верховный понтифик Вселенской церкви» указывает на вселенскую юрисдикцию папы, которую никогда не признавали и не признают православные церкви».

Любопытная история произошла и с титулом «раб рабов Божьих». Он имеет библейское происхождение. В Евангелии говорится: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20.25–27). Первым, кто использовал это словосочетание в качестве титула, был папа Григорий I (конец VI века). Однако позже у пап появился еще один титул – «царствующий во славе», и на долгие века концепция «раб рабов Божьих» отошла на второй план. Реанимировал ее в 1969 году папа Павел VI, который известен также тем, что прекратил использовать папскую тиару, знак политической власти. Он не только вернул титулование «раб рабов Божьих», но и удалил «царствующий во славе». n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *