Рисунок для психолога

Черный — не признак грусти. Рисунок из личного архива Иногда меня спрашивают, могу ли я расшифровывать рисунки собственных детей. Я отвечаю отрицательно. В роли мамы я необъективна — вижу лишь проблемы либо, напротив, только хорошее. И я не одинока: многие родители пытаются по рисункам определить тайные страхи или проблемы детей. Как специалист хочу предупредить: не пытайтесь делать это по советам, вычитанным в интернете. Для расшифровки детских рисунков требуется профессиональный опыт, иначе вы сделаете ошибочные выводы.

Вот самые частые ошибки.

Содержание

Черный цвет — это не депрессия

Черный цвет ассоциируется с трауром, грустью, трагедией. Поэтому много лет назад считалось, что рисунок в черных тонах свидетельствует о депрессии у ребенка.

Однако 10 лет назад исследователи изучили рисунки здоровых детей и пациентов психиатрической больницы с диагнозом депрессии. Оказалось, что дети с депрессией рисуют черным цветом не чаще, чем здоровые дети. Более того, они предпочитают вообще не пользоваться черным.

Как же узнать, что чувствует ребенок? Обычно о проблемах свидетельствует снижение уровня рисунков по сравнению с обычным для данного малыша.

Персонажи без рук — сигнал о домашнем насилии? Не всегда

Отсутствие рук — не символ насилия. Фото: частный альбом

«Если у изображенных на рисунке людей нет рук — ребенка бьют дома, а он не может ответить» — такое утверждение содержалось в одном популярном исследовании. Из-за него многих родителей беспочвенно подозревал в насилии.

Но потом провели исследование, и оказалось, что отсутствие рук на рисунке — норма для «художников» 5-7 лет. За пределами этих возрастных рамок отсутствие у персонажей органов имеет значение, но не обязательно свидетельствует об издевательствах.

Решетки на окнах домика — еще не сигнал насилия

Взрослые считают: раз малыш нарисовал на окнах решетки, значит, он ощущает себя, как в тюрьме. И начинают гадать: в чем причина, кто лишил его свободы? Однако решетки на окнах, как выяснилось, рисуют многие дети.

Исследователи изучили 200 рисунков детей, над которыми дома издевались, и сравнили их с 200 рисунками обычных детей. Оказалось, что дети из нормальных семей рисовали решетки чаще, чем жертвы насилия.

Отсутствие ушей — не признак проблем с концентрацией внимания

Человечек без ушей — не признак синдрома СДВГ. Фото: частный альбом

Одна воспитательница детсада сказала маме мальчика: «Ваш ребенок рисует человечков без ушей. Это означает, что он сам невнимателен и страдает дефицитом внимания».

Раньше такое мнение действительно существовало, но теперь оно признано ошибочным. Синдром гиперактивности и дефицита внимания никак не связан с ушами на рисунке. Об этом синдроме свидетельствует отсутствие органов на рисунке в сочетании с другими признаками.

Люди в профиль: ничего общего со страхом

Дети любят рисовать людей в профиль: один глаз, нос под углом. Многих детей увлекает такой тип рисунка. Но вдруг кто-то решил, что это сигнал беды: мол, ребенок хочет что-то скрыть, боится смотреть прямо в глаза.

Это такая же ошибка, как и с отсутствием ушей: дети не отображают на рисунках свое поведение один в один. Если ребенок хочет что-то скрыть, он рисует иначе: накладывает краску в несколько слоев или изображает маленькие фигурки.

Изображение профиля — это интересный опыт в рисовании и свидетельство хорошо развитого пространственного воображения. Иными словами — если ваш малыш рисует людей в профиль, он обладает высоко развитым интеллектом.

Улыбки — еще не признак радости

Улыбки на рисунке — что бы это значило? Фото: частный альбом Улыбка на рисунке еще не говорит о том, что ребенок счастлив. Она характерна для рисунков детей 5-6 лет и не отражает их личной радости. А вот если улыбаются персонажи малыша постарше, это может свидетельствовать о том, что он старается оправдать ожидания окружения и скрывает отрицательные эмоции.

Зубы на рисунке — это не агрессия

Хотя зубастые персонажи и выглядят агрессивными, о самом малыше это ничего не говорит. Дети рисуют зубы потому, что им о них напомнили, например, сводили к стоматологу. Точно так же малыш будет рисовать грудь, если его мать кормит грудью маленького братика, или палец, если недавно порезался.

Изображения половых органов — не обязательно домогательство

Когда родители видят на детском рисунке половые органы, они впадают в панику. Но причин нет: в возрасте 3-6 лет это нормальный элемент рисунка, ибо малыш познает свое тело.

Но если гениталии фигурируют на рисунках детей постарше, надо изучить больше рисунков и провести сеансы психотерапии.

Солнце — это мать, дождь — это грусть: как много мифов

Принято считать, что солнышко на детских рисунках обозначает маму, ибо ассоциируется с теплом, счастьем. Поэтому многие мамы тревожатся: а почему солнышко на рисунке такое маленькое? Или почему ребенок рисует тучи и дождь — у него что, депрессия? Дорогие мамы, все это мифы.

Ощущения ребенка от отношений с родителями не сводятся к одному элементу рисунка, тем более к солнцу. И у взрослых, и у детей о проблемах свидетельствует целый комплекс признаков, складывающихся в сложную формулу.

Психология рисунка ребенка позволяет лучше понять его внутренний мир. В этих каракулях, словно в зеркале, малыш отражает все, что творится на душе: его индивидуальность, его мечты и стремления, его желания и даже страхи. Изучая рисунок, детский психолог может дать и оценку уровня развития ребенка, поскольку его недостаточный речевой аппарат не всегда позволяет выразить себя и свои мысли.

Обычно наиболее информативными в психологии считаются рисунки детей в возрасте 4,5-5 лет. В это время каракули приобретают завершенность и уже несут смысловую нагрузку. При этом цвет является не изобразительным средством, а способом описать настроение. Но как правильно трактовать рисунок малыша? И стоит ли переживать, если в детском творчестве преобладают тревожные красные и черные цвета? Давайте разбираться.

Оценка состояния ребенка с помощью психологии рисунка

Дети не умеют, а иногда и не хотят рассказывать о своих личных переживаниях. Весь внутренний мир они переносят на бумагу, где с помощью карандашей, фломастеров или красок выплескивают эмоции, проявляют отношение к какому-то событию, определяют свое место в окружающем мире. Поэтому внимательные и заботливые родители, понимая психологию рисунка ребенка, обсуждая с ним детали сюжета, изображенных персонажей, смогут лучше узнать его внутренний мир. А малыш в этот момент попытается донести до взрослых свои мысли и чувства, развивая тем самым речь, логику, пополняя запас слов. Сокровенные мечты и тайны, взаимоотношения со сверстниками, мировосприятие – все это родители узнают, если прислушаются к рассказу маленького художника о том, что он изобразил на бумаге.

  • Анализ сюжета рисунка и его завершенности

Этот пункт крайне важен для изучения внутреннего «Я» детей любого возраста. Малыши до 5-ти лет рисуют схематично, не задумываясь о деталях. Это связано с возрастными особенностями психики. Детки постарше рисуют схематично в том случае, если в данный момент у них нет интереса к этому занятию. Но могут изобразить придуманных героев, отражающих состояние их внутреннего мира. Необычные сюжеты говорят о хорошем воображении и творческой фантазии детей. Если же у сына или дочери получаются лишь абстрактные картинки, никак не связанные с окружающей реальностью, то родителям стоит обеспокоиться психологическим состоянием своего чада. Подобные изображения говорят о том, что у маленького человека проблемы в общении со сверстниками, нет верных друзей, его не устраивает собственное положение.

Развитие внутренней энергии возможно: 10 эффективных приемов

В статье рассказывается о том, как развить внутреннюю энергию

Все, что ребенок считает для себя важным и наиболее значимым, он рисует крупно, порой нарушая всякие пропорции. А маленьким изображает то, что не имеет для него большого значения.

Сюжет детского рисунка, изображенные на бумаге персонажи надо интерпретировать крайне осторожно, чтобы не ошибиться в эмоциональном состоянии ребенка. Малыш может нарисовать улыбающегося монстра, что говорит всего лишь о его игривом, шутливом настроении.

Тема картинки зависит и от пола ребенка. Мальчики – это машины, самолеты, корабли, а еще война и солдаты. Девочки рисуют чаще принцесс в роскошных платьях, бабочек, цветочки. Когда рисунок будет закончен, поговорите с юным художником – кто на нем изображен, о чем думает его персонаж, радуется он или грустит. Позитивное настроение автора, его душевное равновесие отражают зарисовки природы – солнышко, лес, речка, трава.

  • Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Лист бумаги для ребенка – это целый мир, поэтому очень важно, какую его часть занимает детский рисунок. Детки, которым в этой жизни удобно и комфортно, расположат свой сюжет в самом центре листа. Робкий стеснительный малыш детали рисунка сделает мелкими. И вообще, маленькая картинка – это заниженная детская самооценка. А вот рисовать в центре листа, но так, чтобы заполнить все свободное пространство, будут дети с завышенной самооценкой.

Стоит обратить внимание и на то, как расположен детский рисунок по вертикали от центра. Если он смещен в верхнюю плоскость, то это говорит о лидерских качествах, стремлении доминировать над окружающими, держать ситуацию под контролем. Соответственно, картинка в нижней части листа говорит о пассивном поведении, неуверенности, зависимости от окружения.

Сюжет, смещенный вправо, обозначает стремление в будущее. Это характерно для активных и решительных экстравертов, которые ум и интеллект ставят выше эмоций. Интроверты чаще рисуют на левой половине, их притягивает прошлое. Это очень эмоциональные дети, мечтатели, они долго не хотят взрослеть.

  • Анализ линий

Линии, которые проводит карандашом маленький художник, могут многое рассказать о его нервной системе. Активный динамичный ребенок в бодром состоянии рисует с сильным нажимом, уверенно обозначая контуры. Неуверенные, дрожащие линии, слабый нажим характерны для скованного, неуверенного в себе малыша. Либо он устал, причем не только физически, но и эмоционально. У детей с импульсивным характером нажим меняется в зависимости от настроения, становясь то сильным, то слабым.

Если вы заметили, что какая-то деталь на бумаге выделена ярче, линии проведены с более сильным нажимом, то имейте в виду – с этой деталью у ребенка ассоциируется эмоциональный подъем. К примеру, он может плотно заштриховать, закрасить рот нарисованной маме или бабушке, потому что часто слышит от них в свой адрес окрики и замечания.

Цвет рисунка в психологии ребенка

Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.

В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.

Психологическая картина мира и ее воздействие на жизнь человека

В статье рассказывается о том, что такое психологическая картина мира и психологическая астрология

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи. Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание.

Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

  • темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
  • зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
  • красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
  • фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
  • коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
  • черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
  • если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

  1. Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
  2. Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
  3. Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.
  4. Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
  5. Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
  6. Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением. Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
  7. Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)

Расшифровка рисунка «Моя семья» в психологии ребенка

Больше всего дети любят рисовать свою семью, людей, которых они видят каждый день. Семейный портрет для психолога – открытая книга, но и родители могут сделать анализ психологии рисунка ребенка о семье и многое узнать о себе. Главное, вовремя заметить тревожные признаки.

  • Расположение фигур на рисунке

То, как расположены члены семьи на бумаге, говорит об их взаимоотношениях. Дети часто убирают из состава семьи нежелательных персонажей, объясняя это тем, например, что «папа в командировке», а сестра «ушла в свою комнату». Это не говорит о том, что отношения с ними не сложились, возможно, перед началом занятий произошла какая-то ссора, и ребенок выразил свою обиду тем, что не нарисовал своих родственников.

А вот любимые бабушки и дедушки появятся на картинке даже в том случае, если они живут в другом городе или даже стране.

10 секретов психологии женщины в отношениях

В статье рассказывается о психологии женщины в отношениях

Если изучить психологию рисунка ребенка, то можно заметить одну особенность. Того, кого он любит и считает самым близким и родным, он изображает рядом с собой. А если какие-то персонажи нарисованы отдельно ото всех, то чаще всего это означает, что малыш мысленно исключил их из своей семьи. Это может быть постоянно пропадающий на работе отец, брат или сестра, которые гораздо старше по возрасту.

Очень плохо, когда отдельно от всех малыш рисует себя, считая, что его никто не любит. Это должно обеспокоить родителей.

  • Изображение себя

Рисуя себя, ребенок занимает место либо в центре картинки (это нормально для единственного чада в семье), либо рядом с тем, кого он поместил в центр. Если фигурка малыша нарисована в стороне от родителей, то тем самым он обозначает свою отстраненность от семьи. Зачастую даже его собственные разъяснения вызывают тревогу: «Все ушли на праздник, а меня наказали (оставили дома, уложили спать)».

Когда дети счастливы, то их ручки и ножки на картинке торчат в разные стороны, поза максимально открыта миру. Если же тщательно прорисованы прижатые к телу руки, то это говорит о неуверенности в себе. Фигурка с небольшими ручками или вовсе без них – понимание собственной неумелости. Возможно, похвала в его адрес звучит редко, а вот критикуют слишком часто.

Обычно фигуры на детской картинке соответствуют тому, что ребенок видит каждый день: родителей он рисует побольше, себя – поменьше, а младших братьев и сестер – совсем крохотными. Если же он изобразил слишком маленьким себя, то это говорит о потребности в заботе, о неуверенности, возможно, страхе.

О неуверенности в собственных силах говорит и еще одна особенность детского рисунка – «отрыв» себя от земли. Папа и мама нарисованы правильно, а чадо как бы висит, держась за их руки: голова находится на одном уровне с родителями, а ноги до земли не достают. Родители могут посчитать такую картинку просто неудачным опытом, даже не догадываясь, что малыш чувствует себя некомфортно, когда с ним общаются на равных.

  • Страх и агрессия на детских рисунках

Признаки страха и агрессии тоже можно увидеть в детских сюжетах. Психологи их сразу замечают, а вот родители могут остаться в неведении, принимая все за фантазию.

Огромные руки, похожие на грабли, ребенок нарисует тому члену семьи, который ведет себя агрессивно по отношению к остальным. Если он себя так нарисовал, значит, что-то вызывает в нем постоянную злость, которую он вынужден прятать от окружающих.

Четкие очертания ярких зрачков означают, что малыш испытывает чувство тревоги. О том же говорит и жесткая штриховка с сильным нажимом.

Яркое свидетельство агрессии и злобы – огромные кулаки, зубы, длинные и острые ногти. Если это детали автопортрета, то ребенку явно нужна защита, которой он не чувствует в своей семье.

  • Секс и детские рисунки

Изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей говорит скорее об их интересе к собственному телу и о понимании гендерного различия, о котором детки обычно узнают, когда начинают посещать детский сад. Вряд ли кто-то учит их этому специально.

Поведение мужчины в отношениях согласно его солнечному знаку Зодиака

Из статьи вы узнаете, каким может быть поведение мужчины в отношениях согласно его солнечному знаку

Но если 6-7-летняя девочка рисует себя с развитым бюстом, или мальчик того же возраста добавляет себе «взрослые» усы и бороду, то это может вызвать некоторые опасения. Хотя чаще дети таким способом пытаются привлечь к себе внимание, приукрасить себя. Рисуя семью, они больше всего времени тратят на собственное изображение: прорисовывают детали одежды, украшения (девочки рисуют себе пышные прически и золотую корону).

Но окружение ребенка лучше еще раз проверить: нет ли к нему подозрительного внимания со стороны взрослого, или он случайно получил доступ к информации «18+» (порнофильм, журнал с откровенными фотографиями), которая его напугала?

Кому-то может показаться, что анализировать детское художественное творчество легко и просто. Но далеко не каждые родители смогут дать правильную оценку тому, что они увидели, а ошибочные выводы приведут к еще большим проблемам. Ведь человек, проводящий анализ детской картины, смотрит на него с высоты собственного положения, опыта и душевного состояния. Поэтому не стоит делать далеко идущие выводы.

Анализируя детский рисунок, помните:

  • о цветовом сочетании можно судить, учитывая какая цветовая палитра предлагалась ребенку. Были ли доступны в его творческом процессе все цвета.
  • не стоит анализировать рисунки, которые малыш принес из детского сада, в таких работах ребенок недостаточно свободен в самовыражении.
  • детский рисунок выражает состояние ребенка «здесь и сейчас». Если перед занятием малыш с кем-то поссорился или просто устал, то через рисунок он мог выплеснуть свои эмоции, снять напряжение.
  • обсуждайте с ребенком его рисунок, предложите рассказать о нем, задавайте уточняющие вопросы. Только выслушав ответы ребенка, Вы сможете правильно рисунок истолковать.

Чаще проводите свободное время со своими детьми!

Научитесь «разгадывать душевные секреты» своего ребенка, выраженные через рисунок. Это позволит узнать его внутренний мир.

Но если родителям что-то в рисунке ребенка не понравилось, вызвало тревогу, лучше показать его специалисту. Диагноз по данной методике может поставить только психолог, способный учесть все нюансы, разглядеть взаимосвязи проявлений и особенностей поведения. Он и поможет во всем разобраться.

Милан Гейны Вместо уравнений – пластиковые бутылки, вместо учителя, объясняющего формулу расчета периметра – весело переговаривающиеся дети. Так проходят уроки математики примерно в 7% чешских общеобразовательных школ. По методике профессора Педагогического факультета Карлова университета Милана Гейного и его отца. Она настолько успешна, что о ее внедрении в свои школы подумывают и другие страны – Греция, Польша, Италия и Канада.

Первоначально новую методику называли «Фрауз» — по названию издательства, которое издает учебники профессора Гейного. Но сейчас уже чаще используются названия «геймат» или «матгей» — сокращения от «Гейны — математика» и «математика — Гейны». 76-летний профессор, который в 2010 году был награжден медалью министерства образования за многолетнюю успешную педагогическую деятельность, считает, что математика один из самых интересных и увлекательных школьных предметов. Если ее по-умному преподавать. Не стращать детей плохими отметками, не требовать от них заучивать новые и новые формулы, а давать им возможность работать головой. Такой методики нет нигде в мире, рассказывает Милан Гейны.

Фото: Фрауз «Я думаю, это большая новинка. Конечно, есть огромное число методик преподавания математики. В России, как известно, в советские времена появились математические школы, где готовили блестящих математиков. Подобные школы открывали в Чехии, Словакии и Польше, но выбирать талантливых детей из 200-миллионного народа и из 10-миллионного – это большая разница. Большие страны – Россия, США, даже Германия, могут себе позволить воспитывать детей экстенсивным способом. То есть полагаться на статистические законы – что найдется определенное количество талантливых детей, и усиленно заниматься подготовкой лишь этих избранных. Малые народы – Чехия, Голландия, Финляндия – на примере Финляндии, большие средства инвестирующей в образование, это особенно заметно — вынуждены выбирать интенсивный путь обучения. То есть достигать того, чтобы блестящие специалисты взращивались из меньшего числа детей. Это был один из импульсов, который сподвиг моего отца на разработку новой методики обучения математике – рассчитанной не на избранных, а на как можно большее число детей. И я стараюсь продолжать дело отца».

Сколько у вас дома ковров и дверей, — спрашивают первоклашек на первых уроках необычной математики. Дети вспоминают и ставят галочки – одна дверь, две двери… Постепенно для них моделируются все более сложные в математическом отношении ситуации. Ситуация «Автобус»: в классе обозначают несколько остановок, пластиковые бутылки – это пассажиры, короб – автобус, который следует от остановки к остановке. На каждой остановке дежурит по ребенку – они впускают и выпускают пассажиров. Сколько бутылок в коробе, класс не видит, но ему надо вычислить, сколько пассажиров доехало до конечной.

Фото: Фрауз «Традиционная методика обучения математике основана на разделении материала на блоки. Наша методика вводит ребенка в новые пространства, где он приобретает новый опыт. Например, ребенок получает деревянные палочки и из них складывает фигуры по заданию учителя. Складывает, скажем, квадрат. Из трех палочек он не выходит, а из четырех уже да. А когда в четвертом классе мы просим ребенка высчитать периметр квадрата, ему не надо вспоминать формулу расчета периметра: он вспоминает четыре палочки и говорит – это же эти четыре стороны. То есть никто ему не говорит: периметр – это то-то и то-то. Ребенок ищет решение в своей голове».

Принято думать, что ребенок знает лишь то, чему его научили. Профессор Гейны считает, что это ошибочный подход. Ребенок знает то, с чем он столкнулся на практике.

«Поэтому главное в моей методике не учебный материал, который требуется освоить, а методы обучения, основанные на двух принципах. Перво-наперво, это вера в ребенка. Учитель должен верить в то, что его дети очень умные. А они умные. Во-вторых, это принцип активности ребенка. Учитель вступает в процесс обучения минимально – он дает задание, дети его решают и обсуждают. Учитель лишь организует их дискуссию. Слабым ученикам даются задания полегче, сильным – потруднее, чтобы ребенок на протяжении всего урока работал».

Традиционная методика обучения ведет к тому, что слабые дети испытывают фрустрацию, не успевая усваивать правила и формулы, а сильные на уроках скучают.

Фото: Фрауз «От детей ожидается воспроизведение и имитация – они должны воспроизводить то, что сказал учитель, и имитировать тот алгоритм расчетов, который ему показали. А творческая часть, творческая деятельность, которая в нашем обществе все больше востребована, к сожалению, при этом подавляется. Я думаю, что когда лет через 20 эти дети выйдут на рынок труда, ситуация будет еще более напряженной, чем сейчас. Люди, который могут быстро считать, делить, умножать, никому не нужны – я лучше куплю калькулятор, зачем мне нужен для этого работник? Нужны люди, способные анализировать ситуацию, открывать новое, выдвигать новые гипотезы и проверять их, общаться. И именно этому мы хотим научить детей на уроках математики».

— Неужели и таблицу умножения детям необязательно учить?

«Вы никогда не заучивали наизусть, сколько у вас дома ковров или светильников, но вы знаете это. Так и ребенок не учит наизусть таблицу умножения, но использует ее. Умножение не главное, оно вспомогательно, главное же – мышление. Но наши дети так много считают, что и в умножении не отстают от сверстников в обычных математических классах. Сейчас проводились тесты, и наши учителя мне говорили, что дети набирают в них 85-87%, в то время как средний чешский показатель не дотягивает до 50%».

В идеальном варианте, начинать прививать детям любовь к математике, лучше не с первого класса, а уже с детского сада, говорит профессор.

Фото: Фрауз «В детсадах воспитательницы обучают детей элементарным вещам – как завязать шнурки на ботинках, как надеть пальто, и для детей такое обучение естественно. И воспитательница может сказать детям: «Давайте строить башни. Сколько разных башен мы построим?». Дети испытывают сильную радость, когда они творят. Такую же радость ребенок испытывает, когда делает первый шаг, говорит первое слово. Вокруг все радуются, ребенок это чувствует, и радость заставляет его развиваться. Мы бы хотели, чтобы эта радость не исчезала. Как говорил советский педагог Матюшкин, в школу приходят дети восторженные и любопытные, и каждый день 5-летний ребенок задает родителям по 400 вопросов – это уже Чуковский писал. Но как только ребенок приходит в школу, его любопытство быстро исчезает».

— А почему, кто в этом виноват?

«Психолог Эдита Грущик-Кольчинска подвердила это статистически. Она создала очень точную методику оценки интеллектуальной творческой деятельности ребенка в математике. Она выяснила, что в школу приходит более 50% детей с творческими задатками, а уже через полгода их число снижается до 10%. Потому что вместо решения задачи ребенок обдумывает, как ему угодить учительнице. Какой ответ хочет услышать пани учительница? За что меня похвалят? Уж наверняка не за то, что я выскажу какую-то необычную идею. Похвалы раздаются за то, что я скажу именно то, что ждет учительница».

— Но это касается не только математики, но и других предметов, разве не так?

Фото: Фрауз «Да, правда. Но у математики есть одна важная особенность. За творческую составляющую в научной дисциплине отвечает соотношение между объектами и связями, которыми можно эти объекты соединить. Чем меньше объектов и больше связей, тем больше эта дисциплина подходит для детей. В математике у нас имеется всего лишь несколько цифр и огромное количество разнообразных связей между ними. В биологии и географии ребенок должен иметь намного больше фактов в запасе, чтобы искать между ними связи, более того – открывать эти связи. Неслучайно дети в тех классах, где занимаются по нашей методике, не только креативно мыслят, они еще очень грамотно говорят и пишут – дети учатся точно думать и точно использовать язык».

Методика «геймат» — это не только специальные учебники. Это и специально обученные педагоги. Как говорит профессор Гейны, далеко не каждый учитель способен с легкостью перейти на новую методику.

«Для учителя, работающего по традиционной модели, которую он пережил и в качестве ученика, и имеющего стаж 10-15 лет – это очень сложно. Он привык к тому, что он излагает материал, а ученик в его глазах — потребитель материала, как говорил советский педагог Матюшкин, интеллектуальный иждивенец, живущий на том, что ему дает учитель».

Учитель на занятиях по методике Гейного хвалит каждого ребенка, который обосновывает свой вариант решения задачи. И при этом молчит как партизан, когда дети спрашивают: «А как правильно?».

«Учительница всех хвалит, потому что все дети аргументируют свои результаты, никто из них не списывает. И это начинается с самого первого урока: если учительница скажет, что один ученик прав, а второй нет, то творческий порыв у второго погибнет в зачатке. В наших глазах прав каждый ребенок, который может объяснить свое решение».

Еще один важный аспект – дети должны обсуждать задачи между собой, потому что именно в процессе дискуссии они отрабатывают учебные схемы. Возможна и такая ситуация, когда учитель не будет понимать, о чем говорят дети. И это нормально, говорит Милан Гейны.

«Еще когда мой отец был жив и пришел посмотреть на мой урок в пятом классе, произошел вот какой случай: мне показалось, что девочка у доски ничего не знает, и я отправил ее на место. Потом папа меня спросил, почему я это сделал. «Но ты же видел, что она ничего не знает». «Нет, я видел лишь то, что ты ее не понимаешь. Но вдруг кто-то из детей ее понимал». Сначала мне не верилось, что это может быть правдой. Но когда я при ближайшей возможности это проверил, оказалось, что часть детей действительно понимала кажущегося «незнайку». Дети общаются между собой на немного другом языке. Взрослый человек или понимает, или не понимает, а у детей есть некое полупонимание. Лев Выгодский писал о стадии псевдопонятий у детей – когда они находятся лишь на пути к точным словесным определениям. Поэтому важно, чтобы дети общались между собой. Как говорил один китаец: «Кое-чему меня научили мои учителя, гораздо большему – мои одноклассники, но больше всего я узнал от своих учеников».

Учительница из школы в городке Нератовице Йитка Михнова, которая много лет преподавала математику по старинке, в последние шесть лет перешла на «геймат». Она говорит, что смена методики прошла для нее достаточно гладко, но и ей пришлось над собой поработать.

«Я как раз такой тип человека, которому эта методика подходит. Сложнее всего мне было привыкнуть к тому, что я не являюсь носителем ключевой информации, что мне нужно подвести к ней детей. И я не могу сказать им, как правильно, а как неправильно. Но я уже этому научилась, и уроки проходят очень интересно, дети от них в восторге. Математика один из самых любимых их предметов, и мне в радость с ними заниматься. Я поражаюсь тому, что могут дети открыть и какими путями они идут к своим открытиям – мне бы такое никогда и в голову не пришло».

Кстати, многие учителя, перешедшие на методику Гейного, говорят, что работа начала им приносить намного больше удовлетворения.

Йитка Михнова «Я бы мог вам прочитать письма, которые они присылают, очень восторженные письма. Хотя есть и учителя, которые приходят в ужас от того, что уже в четвертом классе дети их обгоняют, они понимают, что дети сообразительнее их самих. Бояться этого не надо. Потому что дети, хотя и понимают, что их учительница слабовата в математике, все равно ей очень благодарны за то, что она научила их думать. Учитель не задействован в процессе мышления, он всегда воздерживается от так называемых «правильных» ответов. И иногда он действительно не понимает, о чем говорят дети. Но все это несущественно. Важно лишь, что дети работают».

— Кто принимает решение о том, по какой системе класс будет заниматься математикой? Директор школы или родители должны прийти с такой инициативой?

«По сути, все зависит от дирекции и учителей – они договариваются, по каким учебникам будет вестись обучение. Но там, где руководство школ считает, что достаточно заниматься по нашим учебникам, и начнут происходить чудеса, дело добром не кончится. Нужно, чтобы учителя были внутренне убеждены в том, что этот путь единственно верный. Иначе занятия могут быть даже контрпродуктивными».

Мы продолжаем рассказ о необычной методике преподавания математики в чешских школах. И вот вопрос Йитке Михновой, которая в течение пяти лет обучала по методике Гейного пилотный класс.

— Я читала, что достоинства «геймата» порой не сразу становятся очевидны родителям, что на первом-втором годах обучения у них могут возникать сомнения – а что, если ребенок будет отставать от обычной школьной программы по математике. Чем это вызвано?

«Ребенок ни в чем не отстает, но считает он не особенно быстро. А на традиционных уроках математики тренируется как раз счет. Если бы поставили рядом двух первоклашек – нашего и обычного, то при счете до десяти обычный бы, скорее всего, выиграл. Зато наш ребенок в состоянии решать задачи, выходящие за рамки знаний, дающихся в первом классе. Он немного подумает, но справится. Но уже с третьего класса глубина математических познаний ребенка становится очевидна. Родители убеждаются, что дети знают не меньше, чем они сами в школьные годы, и становятся убежденными сторонниками нашей методики».

— Учитель, как мы уже знаем, не имеет права говорить детям, какое решение правильное. А родитель дома, при проверке домашних заданий, не может испортить все своими объяснениями?

«Родители, конечно, настроены на объяснение ребенку того, что те недопоняли в школе. Многие родители хотят заниматься с детьми дома и имеют на это полное право. Но я сама призываю родителей вообще не заниматься со школьниками математикой, я не даю детям домашние задания по математике. Если же родители настойчивы, я рекомендую им сначала узнать, что мы делаем на уроках – пусть они послушают ребенка и узнают, что есть и другие методы обучения. Родитель может и сам для себя открыть что-то новое, и ребенку это полезно – он закрепляет свои знания».

На примере пилотного класса Йитки Михновой была подтверждена успешность методики Милана Гейного.

«Все началось в третьем классе – сразу 5 детей из моего класса набрали на конкурсе «Сверчок» максимальное число баллов. Во всей Центральной Чехии такой результат показали 25 детей из 8 тысяч, и пятеро были из моего класса. Я считаю, что это прекрасный результат. А самый слабый ученик из класса имел средний результат по нашему краю. Потом последовали другие конкурсы и олимпиады. Примечательно, что наши дети шли на них с радостью, с удовольствием, без принуждения. В олимпиаде по логике трое моих учеников попали в общенациональный финал, оказались в сотне лучших».

На данный момент учебники профессора Гейного выпущены для пяти классов общеобразовательной школы. Это значит, что детям на определенном этапе все равно предстоит перейти на традиционную методику преподавания. Не выбивает их это из колеи?

«Первые дети, которые через это прошли, были дети из моего пилотного класса. Пять лет я их учила математике в начальной школе, а теперь они в шестом классе, некоторые перешли в гимназии. Пока я не слышала о том, чтобы у кого-то из них были серьезные проблемы с математикой. Правда, я побаиваюсь, что одаренным детям математика в другой подаче может показаться скучной. Но я надеюсь, что учителя в гимназии найдут выход».

Можно было бы ожидать, что такая прогрессивная методика будет воспринята на «ура» министерством образования. Но, увы, это не так. Заявки на два гранта, поданные профессором Гейным и его коллегами, были отклонены.

«Мы готовили два проекта. Во-первых, планировалось создать в каждом крае по одной пилотной школе и подготовить для нее учителя – вложить в его обучение время и деньги. Второй проект был связан с разработкой материалов для инструкторов, которые будут продвигать эту методику. Но, к сожалению, мы не получили от правительства грантов».

При этом потребность в новой методике преподавания математики в Чехии налицо. Это подтвердил и последний выпускной экзамен по математике, который включал в себя нестандартные задачи, поставившие в тупик огромное количество школьников.

«Последний экзамен однозначно показал, что наши дети натренированы не на мыслительный процесс, а на решение стандартных примеров. Мне кажется, что этот экзамен был шагом в правильном направлении, но, к сожалению, слишком большим. Составители дали слишком много сложных заданий, нужно было начать с одного-двух. Но наши дети, я уверен, с такими заданиями на сообразительность справятся, в подавляющем большинстве. Мы их к этому готовим»,

— говорит профессор Милан Гейны. Он рассказывает о том, что некоторые элементы его методики уже тестируют греки и итальянцы, большой интерес к ней проявляют и в Польше. Но ему бы хотелось, чтобы служила она, в первую очередь, чешским и словацким детям – тем, для кого она и создавалась.

«Конечно, я бы очень хотел, чтобы эта методика получила распространение, прежде всего, в Чехии и Словакии – я по отцу чех, по матери словак, и я писал эти книги для чешских и словацких детей, потому что я знаю, какие они. Для канадских, итальянских или английских детей я бы не смог написать учебники. Но мой иностранный коллега, который поймет суть методики, может эти учебники переделать так, чтобы дети его страны его поняли. Это как с переводом поэзии – ее нельзя перевести слово в слово».

/О детях/Воспитание и психология

  • У детей какого возраста можно анализировать рисунки
  • Анализируем рисунок семьи
    • Расположение фигур на рисунке
    • Изображение себя
    • Страх и агрессия на детских рисунках
  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

  • темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

  • красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

  • если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

  1. Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

  2. Какие цвета использует ребенок.

  3. Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

  4. Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

  5. Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

22.03.2018 Анна Первушина Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

ВОПРОС Добрый день, Амир! Нашему 3-хлетнему сыну очень нравится красный цвет: игрушки, одежду, обувь и даже книги он предпочитает красные. На прошлой неделе нарисовал падающие снежинки красного цвета. На наш с папой вопрос «А почему красные?» последовал ответ: «Я люблю снег красного цвета». У дочки (они двойняшки) нет такого постоянного предпочтения к определенному цвету: сегодня ей нравится зеленый, а вчера любимый цвет был розовый… Мы немного беспокоимся, является ли любовь к красному признаком агрессии (сын часто дерется с дочкой, другими детьми в детском саду). Или это что-то другое? С уважением, Талгат и Гаухар.

ОТВЕТ

В три года ребенок только начинает путь художника, начинает любить рисовать. И в этом возрасте выбор цвета не может являться определением того, что чувствует ребенок. Некоторые дети, как ваша дочь, «хранят верность» одному цвету один день, другие художники, как ваш сын, делают цвет своим фаворитом, например, на месяц.

Кстати, красный может нравится ему еще и потому, что он яркий. Так, некоторые дети рисуют черным, и родители пугаются, что это признак депрессии, грусти. Но не стоит так быстро делать выводы.

Гораздо важнее то, ЧТО ребенок рисует. И может быть, даже в сочетании с КАКИМИ ЦВЕТАМИ соседствует этот самый красный.

Первое правило любой расшифровки рисунка ребенка — это ощущения родителей. Если вы, глядя на художество сына, видите в нем агрессию, значит, возможно, есть повод для волнения. Присмотритесь и подумайте, это просто эмоциональный рисунок или агрессивный?

Обратите внимание на то, КАК изображены снежинки: если они похожи на колючки, если заполнили всю страницу, если кроме снежинок-колючек на странице больше ничего нет — ни солнышка, ни тучки, если красному цвету сопутствует сильный нажим фломастера или карандаша — то, скорее всего, эмоциональное состояние сына сопровождается агрессией. Но причины его волнений и переживаний нужно искать, скорее всего, дома.

Можно провести такой тест: попросите сына нарисовать снежинки, но так, как будто пришла ночь, и они собираются лечь спать. Вот теперь посмотрите, какого цвета они будут?

Если художник нарисует снежинки другого цвета, то значит нет повода для беспокойств. Если при любых изменяющихся условиях снежинки останутся красными, то скорее всего мальчика что-то тревожит. И стоит обратиться к детскому психологу.

Дорогие мамы и папы, в ближайшее время мы вместе с психологом — специалистом в области детского рисунка сделаем серию публикаций о том, как увидеть проблему в рисунках малышей. Присылайте нам рисунки ваших детей на mama@kp.ru и задавайте вопросы.

Вопросы Амиру тоже присылайте на mama@kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *