Риторика 1

«Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины»

. Автором афоризма «Истина всегда торжествует!» является:
Цицерон
. Автором первого русского учебника по риторике был:
М. В. Ломоносов
. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»:
Горгий
. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат:
Цицерону
. Идеал речевого воздействия, по …, — умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти – болезнь души, требующая исцеления).
Цицерону
. К основным законам риторики не относится закон:
краткости
. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел:
во второй половине 20 века

. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит:
Платону
. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики:
филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову
. Общая риторика отличается от частной тем, что:
общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные
. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается:
популяризация в риторике научного знания и просвещения
светская направленность его книг по красноречию
. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах:
американской риторики
. Основоположником теории риторической науки считается:
Аристотель
. Ренессанс риторики в современной России связан с именами:
Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского
. Риторика относится к … наукам.
филологическим

. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве:
Греция
. Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций (по А.К. Михальской):
агональный/гармонизирующий, релятивистский /онтологический, монологический/диалогический
. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу:
М.В. Ломоносова
. Частная риторика делится на:
политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

«Общение и коммуникация»

. В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят… — нарушен постулат:
коммуникативная компетенция
. В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику:
личных вопросов собеседнику
. В речевом акте: А. — Людей на каждом шагу подстерегают неприятности, случаи там всякие… А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь…
Б. — Каким образом?
А. — Не надо было, я тебе говорю, так рьяно критиковать Анну Дмитриевну на собрании — использован намек через:
апелляцию к интересам

. В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь:
лекция
политическая речь
. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи – описание:
рецепт приготовления торта
. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал:
рекламный текст
. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги:
повествование
. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки:
описание
. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, – это:
письмо
. Впервые описание коммуникативной ситуации в определении «Речь слагается из трех элементов – из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» предложил:
Аристотель
. Для текста не характерна:
лаконичность

. Жанр истории отличает от жанра рассказа:
опора на память
. Жанр разговора отличается от жанра беседы:
целенаправленностью
. Искусство комплимента, намека, шутки связывают со следующими тактиками речевого воздействия:
косвенные
. К видам речевой деятельности не относится:
размышление
. К интралингвистическим факторам общения относится:
коммуникативная компетенция
соответствие планов и схем речевого поведения собеседников
. К кооперативным речевым стратегиям не относится:
ирония
претензии
. К невербальным средствам общения не относится:
внешний вид
голос

. К некооперативным стратегиям не относятся:
убеждения
уклонение от ответа
. К экстралингвистическим факторам общения относится:
коммуникативная заинтересованность
условия (обстоятельства) общения
. Коммуникативную ситуацию можно описать с помощью следующих признаков:
коммуниканты (адресант-адресат), предмет речи, канал сообщения, коммуникативный код, речевая интенция, условия общения
. Наиболее оптимальным в коммуникации является:
демократический стиль
общение на основе совместной деятельности
. Описание стилей речевого общения — дистантный, дружеский и неопределенный — предложил:
Р. Лакофф
. Определение речевого жанра как «относительно устойчивой и нормативной формы высказывания, в которой каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями» принадлежит:
М.М. Бахтину
. Определите жанр диалогической речи:
интервью
. Основными типами коммуникации по установочной задаче являются:
информационная, убеждающая, фатическая (контактоустанавливающая)

. Первое четкое разделение форм речевого общения (речевых жанров) принадлежит:
Аристотелю
. Покачивание головой слева направо имеет значение согласия в стране:
Болгария
. Произнесение высказывания «Нельзя ли погромче?» с просьбой об изменении поведения является примером:
косвенного речевого акта
. Проксемика как наука изучает:
дистанцию, расстояние между партнерами для комфортного речевого общения в различных сферах
. Работа «Как совершать поступки с помощью слов», в которой автор приходит к выводу, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению поступка, принадлежит:
Дж. Остину
. Речевой акт включает в себя действия следующих типов:
произнесение высказывания, осуществление пропозиции, иллокутивное действие, перлокутивное действие
. Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М.Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи:
повествование

. Текст «Я понял, что одурь, которая вчера напала на меня, от сознания, что «Саша» (живой, на физическом плане) – часть меня самого. Как же так? Я – жив, а содержание, живое содержание души моей умерло? Бессмыслица?! Тут я понял, что какой-то огромный этап моей жизни кончен» (А. Белый)принадлежит к жанру:
дневника
. Теорию речевых актов, одним из направлений которой является разработка постулатов(максим) общения создал(и):
Дж. Остин, Дж. Серл, П. Грайс, П.Р. Стросон

«Риторический канон»

. Параллельный, хронологический, логический способы организации материала свойственны такой части выступления как:
основная часть
. Акцио – раздел риторического канона, в котором изучается … речи.
исполнение
. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» — использован тип аргумента:
из опыта
. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» — использован тип некорректного аргумента:
из народного единодушия
. В тексте: «Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин) — применяется троп:
антономазия
. В тексте: «Пусть всегда будет солнце!» — используется троп:
аллегория

. В тексте: «Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец» — представлена риторическая фигура:
каламбур
. В тексте: «И на русского солдата Брат француз, британец брат, брат поляк и все подряд…» (А. Твардовский) — применяется троп:
метонимия
. Диспозиция – это раздел риторического канона, в котором происходит … речи.
расположение
. Для основной части речевого сообщения не характерно:
призыв к непосредственным действиям
. Заключению речевого сообщения не свойственна задача:
изложение цели выступления
. Инвенция – это раздел риторического канона, в котором осуществляется … речи.
изобретение
. Исключите избыточный элемент в списке метафор:
газета ошибается

. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:
соответствие содержания теме сообщения
. Наилучшим способом выступления признается:
выступление с опорой на текст
. Найдите пример метонимии:
если бы молодость знала, если бы старость могла
. Ниже представлен следующий вид плана:
Предисловие
Что такое риторика
Кому нужна риторика
Учебная дисциплина «Риторика»
Введение
Часть . Теория
Эрудиция
Чтение
Деловые игры
Часть . Хрестоматия
Классика
Аристотель
Демосфен
Цицерон
Часть . Экзерсисы
Подражание образцам
Тесты
Цитоны
сложный
. Оптимальным темпом речи является:
80-90 слов в минуту
. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторики:
инвенция
. Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления:
вступление
. Речевое сообщение включает следующие компоненты:
зачин, введение, основная часть заключение, концовка

. Речевое сообщение ставится в перспективу в следующем типе заключения:
апеллирующем
. Самым неудачным названием темы выступления является:
Забота о здоровье
Кобель вместо мужа (речь о домашних животных в доме)
. Стилистические ресурсы языка изучаются в разделе риторики:
элокуция
. Укажите последовательность расположения элементов риторического канона:
1) инвенция
2) диспозиция
3) элокуция
4) мемориа
5) акцио
. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора:
эпифора
. Факты играют важнейшую роль в следующем типе выступлений:
Что случилось с динозавром?
. Элокуция – это раздел речевого сообщения, в котором осуществляется … речи.
выражение

. Этому этапу риторического канона соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы (если дана такая возможность), определение основной цели сообщения, формулирование названия речи, продумывание эскизного плана) .
инвенция

«Культура устной речи»

. В зависимости от особенностей и типа собеседника беседы делятся на:
бытовые, светские, деловые
. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) — нарушено коммуникативное качество:
уместность речи
ясность речи
. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые / и это самое / рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) — нарушено коммуникативное качество речи:
логичность
точность, ясность
. Вопрос «Вы согласны с данным решением?» является:
закрытым
. Вопрос «Какие меры Вы могли бы предложить для урегулирования данной ситуации?» является:
открытым
. Исключите данное качество из списка коммуникативных качеств хорошей речи:
краткость речи
. К структурным элементам деловых переговоров не относится:
спор в позициях участников

. Классификацию типов делового собеседника: вздорный человек, «нигилист»; «позитивный» человек; «всезнайка»; «болтун»; «трусишка»; «хладнокровный, неприступный собеседник; «важная птица»предложил:
П. Мицич
. Книгу «Как уцелеть среди акул», в которой есть фраза «Сделку всегда можно совершить, если стороны считают ее взаимовыгодной. Девять из десяти судебных исков обычно завершаются до рассмотрения в суде, поскольку даже самые ожесточенные противники сядут за один стол, если их удастся убедить, что для них самих переговоры выгоднее, чем схватка» написал:
Х. Маккей
. Мнение о том, что лучше два часа ходить перед конторой делового партнера, чем войти туда без ясного представления то том, что вы хотите сказать своему собеседнику, высказал:
Д. Карнеги
. Наиболее оптимальной является следующая структура деловой беседы:
начало, изложение своей позиции и ее обоснование, выяснение позиции собеседника, совместный анализ проблемы, принятие решения
. Наиболее эффективной формой размещения участников собраний, совещаний, переговоров является:
прямоугольное с ведущим во главе
. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:
Аристотель
. Определение светской беседы как типа разговоров, «которые говорятся оттого, что неприлично было бы не говорить, как неприлично было бы быть без галстука…» принадлежит:
Л.Н. Толстому

. Оптимальным временем для деловой беседы является:
10-15 минут
. Основной особенностью светской беседы является:
условность
этикетность
. Основными аспектами культуры речи являются:
нормативный, коммуникативный, этический
. По характеру взаимоотношений между сторонами переговоры бывают:
партнерские, конкурентные, конфронтационные
. По целям общения беседы делятся на:
информационные, аксиологические, фатические беседа
. Разговор двух дам о губернаторской дочке в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя относится к типу беседы:
праздноречевая
. Самой «страшной» ошибкой в проведении деловой беседы можно считать:
игнорирование собеседника
неподготовленность
. Самым негативным типом делового собеседника считается:
«болтун»
«важная птица»
«всезнайка»
. Этот недостаток переговоров, предложенный О. Эрнстом в книге «Слово предоставлено Вам», можно считать «смертельным»:
пускать все на самотек

«Публичное выступление»

. Апелляция к авторитетным источникам является … аргументом.
эмоциональным
. Апелляция к публике является … аргументом.
эмоциональным
. В информационной речи может быть предложена тема:
События за рубежом
. В следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа — представлена:
митинговая речь
. Выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако представляют вид красноречия:
социально-политическое
. Для информационной речи, как правило, нехарактерно качество:
страстность

. К жанрам агитационной речи не относится:
парламентская речь
. К жанрам информационной речи не относится:
митинговое выступление
рекламная речь
. К избыточным элементам в классификации активных приемов аргументирующей речи можно отнести:
вопросы к оппоненту
. К эпидейктическому красноречию не относится:
рекламная речь
. К этому типу информационной коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствии повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса.
деловой телефонный разговор
. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России:
А.В. Луначарский
. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:
приветственная речь
. Найдите ошибку в перечне эпидейктического вида красноречия:
отчет

. Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение.
социально-политическое
. Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникам.
социально-бытовое
. П. Сопер предложил классификацию выступлений по цели, среди которых он выделил:
информационное, убеждающее, развлекательное
. Предложенная схема: тезис, гипотеза – развитие тезиса – выводы, предложения – характерна для:
дедуктивного типа рассуждения
. Причиной коммуникативной неудачи во фрагменте приветственной речи: «Дорогие товарищи дети! Ваш неустанный, упорный труд только тогда снискает то, что он должно снискивать, если вы с полной отдачей, с беззаветной работоспособностью, тягой к знаниям, так характерной лучшим представителям нашей интеллигенции…», обращенной к первоклассникам (М. Жванецкий), — является:
нарушение языковой нормы
неоправданное использование штампов
неуместность речи
. Темой агитационной речи может быть:
Как добиться успеха?
. Установите, кому из теоретиков риторики принадлежит следующая классификация речевых сообщений:
развлекательная речь
воодушевляющая речь
убеждающая речь
призывающая речь
П. Сопер

. Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Если я такой смелости, такой свободы не допущу, я нового никогда не увижу» (И.П. Павлов) — относится к жанру информирующей речи:
лекция
. Чертой эпидейктического красноречия не является:
объективность

«Речевой этикет»

. Важной чертой английского речевого этикета является:
негромкость речи
немногословие
. Для данной речевой культуры возможна подчеркнутая, исключительная вежливость к знакомым, но абсолютное безразличие и даже грубое отношение к людям незнакомым:
японская
. Для этой речевой культуры характерна ситуация, описанная в анекдоте: «На необитаемом острове нашли трех человек, каждый из которых провел на острове лет, выстроил там себе дом в отдельном месте острова, но эти люди друг с другом не разговаривали. На вопрос спасателей «А почему вы не разговариваете друг с другом?» все трое ответили: «Но ведь нас друг другу никто не представил!».
английская
. Наиболее удачным обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет:
скажите пожалуйста
. Один из первых памятников русского речевого этикета «Домострой» написал:
Симеон Полоцкий
. При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение:
уважаемые коллеги

. Речевому этикету не свойственна … функция.
гедонистическая
. Слова «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» принадлежат:
Сервантесу
. Слово товарищ сегодня используется при обращении к:
члену партии
. Слово этикет в переводе с французского обозначает:
ярлык
. Фраза: «Когда родители или кто другой их спросят или позовут, то должны они к ним отозваться и отвечать только, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко, или государыня матушка, или что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь» — взята из книги:
«Юности честное зерцало»
. Этикетная формула разрешите представиться обычно используется в … ситуации.
официально-деловой
. Этикетные формулы «Ваш покорный слуга», «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи:
изысканно-вежливой
старшего поколения

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Романова В.А.

«РИТОРИКА»

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР

Сдано в набор 000000 г. Подписано в печать 000000 г.

Формат 60х84 1/16. Бумага газетная. Усл. печ. л. 1,8. Тираж 100 экз.

Издательство Ростовского юридического института РПА Минюста России г. Ростов-на-Дону, 14 линия, 50, тел. (863) 283-11-85

* Занятия в интерактивной форме.

Ритором называют человека, создающего влиятельные публичные высказывания. Высказывание — завершенное произведение слова, адресованное определенной аудитории. Высказыванием может быть реплика в разговоре, ораторская речь, научная статья, газетный материал, философский трактат, письмо, финансовый отчет и т.д. Большая часть высказываний используется однократно и исчезает; высказывания, которые сохраняются, воспроизводятся и многократно используются, составляют культуру языка. Всякое высказывание, обращенное к аудитории, должно быть действенным, но цель ритора — влиятельные высказывания.Влиятельными являются высказывания, которые организуют, объединяют и обучают общество.

Образ ритора складывается как отношение его индивидуального стиля к представлению общества о риторическом идеале и проявляется в аспектах пафоса, логоса и этоса.

Пафос — эмоционально-волевой аспект образа ритора. Пафос направляет и организует волю аудитории к решению, поэтому тематика творчества ритора в сочетании с эмоционально-оценочным образом предмета речи, который ритор создает в аудитории, составляет пафос.

Логос — интеллектуальный аспект образа ритора. Для реализации замысла в слове ритор использует радикальные средства убеждения, совокупность которых создает представление о его индивидуальной культуре и интеллектуальных ресурсах. Богатство и разнообразие словаря, состав общелитературной, книжной, специальной, научной, философской или просторечно-разговорной лексики, определенность и точность понятий, использование синтаксических конструкций письменно-литературной или разговорно-бытовой речи, правильность, чистота, лаконичность, связность и плавность речи, владение композиционно-речевыми формами описания — все это составляет логос ритора. Высокий логос создает авторитет ритора и организует аудиторию, ориентируя ее на компетентную оценку речи.

Этос — этический аспект образа ритора. Поступки и высказывания ритора должны соответствовать нравственным идеалам общества к требованиям, которые аудитория предъявляет к уместности, замыслу, содержанию и форме публичной речи с точки зрения своего мировоззрения, целей и интересов. Этос ритора складывается как соответствие речи нормам духовной нравственности, права, общественной морали и профессиональной этики, обычаями этнической морали, правилам речевого этикета. Но важнейшей составляющей риторического этоса является соответствие ритора представлениям аудитории о собственной безопасности, которая и проявляется в так называемых ораторских нравах. Слово — инструмент власти, и чем оно совершеннее, тем эффективнее.

Слушатели не отделяют сведения, которые сообщает оратор от личности самого оратора (любим или не любим предмет – зависит от учителя). Аудитория запоминает оратора, а потом, что он сказал. В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других, хочет знать его отличительные черты, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять.

Личность оратора составляют:

1. Лексикон (словарный запас) – должен превышать лексикон партнера или аудитории. Языковая личность ритора моделируется по следующим параметрам:

2. Прагматикон – система ценностных установок и мотивов речевой деятельности ритора. Адресату или аудитории должны быть понятны мотивы деятельности ритора и они должны иметь нравственную основу.

3. Картина мира – система категориальных понятий в сознании ритора, которая определяет взгляд на мир.

4. Знание прецедентных текстов – устойчивые единицы (фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы), отражающие картину мира ритора в ее национальном варианте.

5. Этикетный портрет.

Образ ритора создается усилиями самого говорящего, который старается создать в речи впечатление существования у него индивидуальной манеры общения, индивидуального стиля речи.

Ритор должен быть человеком особого склада:

· Создать впечатление доброжелательности (ритор должен показать, что он не ущемит интересов партнера)

· Создать впечатление речевой эрудиции

· Создать впечатление человека способного на речевой поступок

· Ритор должен иметь свой имидж – система предпочтений, осознанных личностью (манера одеваться, улыбаться, выражение лица, манера говорить), главное в нем – цельность.

Любая аудитория упрощенно воспринимает личность оратора, подводя ее под стереотипные схемы, роли; мечтатель, практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ, весельчак. Нужно заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным, отражал вашу индивидуальность, и вы были восприняты так, как хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, нужно ее демонстрировать, не нужно работать под кого-то. Индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории, все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.

Ритор должен обладать рядом профессиональных умений:

· Организационные

· Творческие

· Планирующие (умение спланировать речь, исполнить ее по плану и с нарушением его)

· Ориентационные (ориентация в содержании речи на тип адресата, его настроение, конкретную обстановку)

· Психолого-педагогические – должен неочевидно воспитывать

· Перцептивные – умение перерабатывать все видимое и воспринимаемое для речи

· Социально-коммуникативные – уметь общаться

· Собственно-речевые – владеть языком

Начнем с ответа на вопрос о том, что такое жесткая риторика.
Это набор приемов, позволяющих:

Часто спрашивают: «Почему риторика жесткая? Неужели обычная уже не убеждает?»
К сожалению, вы правы, обычная риторика не убеждает, не способствует продаже товара, не завоевывает доверие слушателей.
Мы не раз наблюдали картину, когда в аудитории появлялся всего один манипулятор-профессионал, которому поставили задачу сорвать выступление. И хотя он находится в явном меньшинстве, но его жесткие реплики, недовольное лицо, агрессивные вопросы делают свое «черное дело». Аудитория перестаёт верить оратору и начинает доверять манипулятору.
Через 1 час его разрушительной работы выступление оратора будет сорвано, или его слова перестанут иметь вес.
Как можно справиться с таким манипулятором?
Этим технологиям мы обучаем на нашем тренинге, подробную программу можно прочитать .

Вы скажете: «Есть люди, которым нельзя выступать публично, их слова разрушительны».
И я с вами полностью согласен.
Поэтому мы учим тому, как подорвать доверие слушателей к горе-оратору.
И наши выпускники делают это с удовольствием.
Я знаю, что сейчас вы подумали: «Я с жесткими аудиториями не сталкиваюсь, значит, мне ваш тренинг не подходит».
Ошибаетесь. Ваша жесткая аудитория может состоять из одного человека.
Это может быть раздраженный начальник, беспардонный водитель на парковке, дерзкий подросток или «дикий» дальний родственник.

Видите, вы сталкиваетесь с жесткими аудиториями, поэтому тренинг вам тоже нужен.
Даже профессиональный оратор боится грубой, жесткой аудитории. Но когда он приобретает навыки управления такой аудиторией, страх сменяется не просто уверенностью, а раскованностью и удовольствием от выступлений. И поверьте, когда тебя внимательно слушает огромная аудитория, и ты полностью контролируешь ситуацию – это удовольствие ни с чем не сравнить.

В обычной жизни умение управлять конфликтной, жесткой аудиторией приобретается с годами на практике. Некоторые профессии способствуют такому приобретению (политики, ведущие ток-шоу, переговорщики спецслужб, высшие военные чины). Обычные люди, вступив в переговоры с профессионалом-манипулятором, владеющим приемами жесткого общения, как правило, пасуют и проигрывают в словесной дуэли.
Но после специальных тренировок на курсе жесткой риторики все радикально изменится.
Вы будете знать, что ответить, когда, и с какими эмоциями. Обратите внимание: справиться с жестким манипулятором помогает именно навык, а не знание. Навык, а не понимание.
Отработанный рефлекторный ответ.

В конфликте эмоции человека зашкаливают, блокируя творческое мышление, человек становится движим лишь рефлексами, и как правило, рефлексов против хамства, давления, манипуляции у большинства людей нет. Тогда человек впадает в ступор, молчит, его лицо краснеет, ноги и руки дрожат, а речь бессвязна. Выработкой такого рефлекторного ответа мы как раз и занимаемся на тренинге.

В конфликте эмоции человека зашкаливают, блокируя творческое мышление, человек становится движим лишь рефлексами

Есть люди, которые пытаются копировать нашу методику, посетив наши занятия и возомнив себя «гуру», знающими все секреты. Но мы придумали ряд ноу-хау, которые мы не разглашаем, и есть элементарные вещи, которые «лежат на поверхности», а «гуру» просто их игнорируют.
Например, навык для закрепления на уровне выработанного рефлекса требует определенного времени (минимум —21-40 дней), поэтому наш курс состоит из 2 тренировочных блоков по 3 недели каждый. Этого времени достаточно для большинства людей, чтобы закрепить навык. Любые сокращенные программы не дают результата.
Но есть учителя, для которых не важен ваш результат, их интересуют лишь ваши деньги.
Конечно, ваше право – выбирать оригинальную методику или дешевую пиратскую подделку.

Часто спрашивают о том, как проходят занятия.

Сразу хочу предупредить: настройтесь на тренировку, на выполнение сложных упражнений.
Теории будет ровно столько, сколько необходимо для достижения результата. Я не ставлю задачу развлекать вас историями и анекдотами, а хочу дать словесное оружие и научить им пользоваться.
Немного цифр: каждое занятие длится 4 часа с 2 перерывами на чай и общение.
Урок начинается в 19:00 и заканчивается в 23:00, обычно мы не затягиваем занятия.
В группе будет 12 человек и 2 инструктора.
Занятие состоит из 3 частей, в первой части учимся говорить коротко, во второй части разбираем манипуляцию и применяем ее в учебном жестком споре, в третьей части разбираем ошибки, даём обратную связь, отвечаем на вопросы.

Вы хотите знать возраст наших студентов? От 18 до 60 лет, большинство — от 25 до 45 лет.
Если люди хотят тренироваться, то после собеседования мы берем и 18-тилетних, и 60-тилетних, как правило, они не отстают от группы и показывают хорошие результаты.
Некоторые считают, что к нам надо приходить подготовленными.
Очень интересно, как эти люди собираются готовиться:)
Я считаю, что это очередная отговорка, чтобы отложить свое развитие «на потом».
Курс построен так, чтобы и новичок, и профессионал получили опыт выступлений в жестких условиях, выработали необходимые навыки, избавились от слов-паразитов, научились формулировать мысли коротко, отслеживать манипуляции и нейтрализовать их.

Я знаю, что некоторым страшно приходить на курс. Но поверьте, лучше учиться у нас, чем «набивать шишки» в конфликтах, позориться на выступлениях. Лучше на тренинге получить «иммунитет» от хамства, научиться методам жесткой риторики и подготовиться к общению во время конфликтов, чем получить «комплекс слабака» и неуверенность в своих силах. Поэтому собирайте волю в кулак и приходите! Будем побеждать вместе!

До встречи на курсе!
Ваш тренер Артем Монастырный.

  • Чему научитесь
  • Программа курса
  • Отзывы выпускников

Узнать цену и расписание

© Матвеева А. И., Сарапульцева А. В., 2017

© Оформление. ООО «Бук», 2017

Введение

Современная риторика, аккумулирующая все достижения психологии, лингвистики текста, социолингвистики, логики, культуры речи, представляет собой науку о целесообразной, эффективной и гармонизирующей речи. В настоящее время изучение риторики, как науки об убеждающей речи, становится обязательным в системе подготовки профессионалов в разных сферах деятельности. Что неудивительно: особенности многих профессиональных задач предусматривают способность убеждать, умение хорошо говорить, пользоваться богатством и гибкостью как родного языка в целом, так и профессиональной лексики в частности. Люди «риторических» профессий – юридических, экономических, педагогических и т. д. должны не просто уметь правильно говорить, они должны быть мастерами слова.

Комплексной целью изучения дисциплины, направленной на воспитание, образование и развитие личности будущего экономиста или юриста в процессе овладения умениями эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения, является формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере права, экономики, науки. В качестве задач дисциплины нами рассматриваются следующие: формирование навыков делового профессионального общения в сфере экономики и юриспруденции; формирование способности к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации; формирование общего представления о профессиональных коммуникациях экономиста и юриста и о речи как инструменте эффективного профессионального общения.

Риторика учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Изучение дисциплины «Риторики» помогает не только сформировать сознательное отношение к отбору и употреблению языковых средств в речевой практике в соответствии с речевыми задачами, но и способствует развитию профессионально значимых качеств. Структура дисциплины «Риторика» предусматривает работу студентов под руководством преподавателя и самостоятельную работу. Материал дисциплины изучается в ходе лекционных и практических занятий.

1. Риторика как специальная дисциплина

1.1. История происхождения и развития риторики

Слово «риторика» произошло от греческого rheo – «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т. е. мастерство (искусство) ораторской речи. (Отметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова – «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Риторика – одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до н. э. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи.

Наука в античности подразделялась на три области: физику, знание о природе; этику – знание об общественных установлениях; логику – знание о слове как инструменте мышления и деятельности. В основе образования лежали логические науки, или органон (метод). Органон включал в себя тривиум и квадривиум – семь свободных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика – наука об общих правилах построения осмысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове – своего рода «лаборатории языка». Диалектика – наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика – наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. B квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия.

Таким образом, в античности выделялся круг знаний обязательный для культурного свободного человека, включающий в себя семь свободных искусств, состоящий из естественнонаучного квадриума и гуманитарного тривиума. Что предполагало знание образованным человеком музыки, астрономии, арифметики, геометрии, грамматики, диалектики и риторики. Остальные знания, науки считались частными и обязательными только для специалистов. Происхождение риторики объявлялось божественным – в легенде повествовалось о том, как Юпитер, наблюдая несовершенство и грубость людей, повелел Меркурию дать людям искусство убеждающей речи – риторику. Следовательно именно с риторики начинается человеческая цивилизация. Можем увидеть мысль о божественных истоках риторики и в христианской традиции. Помните «В начале было Слово…»?

Самое древнее понимание риторики, как искусства убеждать связано с именами Горгия, Сократа, Платона. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384–322 до н. э.) определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения.

Как одна из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована как учебный предмет в сочинениях филолога Марка Теренция Варрóна (116-27 до н. э.); оратора и государственного деятеля Марка Тýллия Цицерóна (106-43 до н. э.); но в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана (35-100 н. э.). Выдающийся ритор Квинтилиан определял риторику как «искусство хорошо говорить», подчеркивая значимость красоты и правильности речи ритора…

После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160–225), Аффония Антиохийского (IV в.), Либания (314–393), бл. Августина (354–430), Присциана (VI в.) и др., риторика сложилась как устойчивая система научных понятий и вместе с тем понималась, как «искусство украшать речь». Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь – ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики – духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (катехизис – официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов), что существенно меняет организацию и содержание речи.

B Новое время приходит понимание риторики как «искусство применять разум к воображению для пробуждения воли» (Ф.Бэкон), т. е. важнейшей задачей ритора виделось побуждение адресата речи к действию. Соответственно ХVІІ-ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что её автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (ум. 1663). В ее основу положен перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560), который был написан на латинском языке и издан во Франкфурте в 1557 г. Меланхтон – профессор греческого языка и теологии, один из ближайших соратников Мартина Лютера (1483–1546). Риторика Меланхтона наряду с его сочинениями по богословию и логике была одним из самых важных идейных источников протестантизма, так как представляла собой инструмент полемики с римокатоликами.

«Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течении всего XVII века. В 1699 г. Появилась новая «Риторика», её авторство приписывается Михаилу Усачёву. В начале XVIII века создано новое риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем, крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающем его реформы. Оно представляет собой запись лекционного курса, прочитанного автором на латыни в 1706–1707 г. в Киево-Могилянской академии.

Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В. Ломоносова (1711–1765). В 1739 году выходят «Письмо о правилах российского стихотворства», в 1748 году – «Краткое руководство к красноречию», в 1757 году – «Российская грамматика», около 1758 года написано «Предисловие о пользе книг церковных». Очевидно, М.В. Ломоносов собирался написать и логику, что было бы завершением новой системы тривиума. Главная особенность филологических работ М.В.Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки, деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность.

B начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Николая Федоровича Кошанского (1784–1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832). Ученый дает определение: «Реторика, имея предметом мысль, показывает: 1. откуда они почерпаются (Изобретение); 2. как приводятся в порядок (Расположение); 3. как излагаются (Выражение мыслей)». Руководства Н.Ф. Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности и давали навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества.

Учебники словесности Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, И.И.Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с Виссарионом Григорьевичем Белинским развязывают пропагандистскую кампанию против риторики. В представлении общества того времени художественная литература, и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. были популярны труды выдающихся мастеров академического и юридического красноречия Ф.Н. Плевако, П.Ф. Лесграфта, Ф.И. Буслаева, М.П. Погодина и др. В это время вышли работы по теории красноречия П.С. Пороховщикова, А.Ф. Кони, М.В. Попова. Уже в советский период в 20-е годы появились пособия С.И. Поварнина, А.В. Миртова, В.Г. Гофмана. Блестящая риторическая практика той эпохи связана с именами выдающихся ораторов Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого и др. К сожалению, после началась деградация риторики и в сфере теории и в сфере практики. Политическое или юридическое красноречие не востребовано в условиях тоталитарного государства, в котором отсутствует состязательность судебного процесса и существует единственная политическая партия. Только на филологических факультетах риторика изучалась, но в сильно искаженном, урезанном виде (например, в рамках курсов лекторского мастерства или культуры речи). Риторика понималась как негативное явление, красноречие приравнивалось к краснобайству. Возможно и сегодня для кого-то риторика – синоним пустословия, возможность манипулировать людьми с помощью красивых слов. Напомним слова французского ученого А. Пелиссе, учившего, что риторика подобна прекрасной женщине, которая может быть и богиней и куртизанкой. В наших силах оставить ее богиней. Искусство риторики может использоваться и в неблаговидных целях, но многие великие дела начинаются со слова, сказанного вовремя и по делу. Умение убеждать, договариваться, руководить людьми необходимо современному специалисту.

События второй половины XX века остро поставили перед наукой и философией проблему манипулирования сознанием в средствах массовой коммуникации. Одним из ответов на этот вызов стала после Второй мировой войны неориторика или теория аргументации. Сегодня к пропаганде и СМИ добавилась интернет-коммуникация. Тоталитарное сознание не есть специфическое свойство советского большевизма или немецкого национал-социализма, но общая закономерность всей современной демократической и гуманистической цивилизации, которая идеологически управляется массовой коммуникацией. Понимание технической кухни массовой информации дает человеку возможность хотя бы относительной независимости от тоталитарной пропаганды строительства коммунизма или «общечеловеческих ценностей» демократического «открытого общества». Современная риторика не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, но инструмент самозащиты от тоталитарного сознания. Наше время использует те же приемы мысли и методы обоснования идей, ту же технику введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад, хотя изменяются формы, стиль и совершенствуются инструменты словесного воздействия.

Каждая эпоха дает свое представление о риторике, ее целях и задачах. Выше мы указали это на примере античности, средневековья, Нового времени. Сегодня общепринятым традиционным является определение риторики как науки о способах убеждения, речевого воздействия на человека, науки о целесообразном слове. Предмет риторики не ограничен только ораторской речью, он объединяет монологические и диалогические жанры. Предмет и задачи риторики также могут быть определены исходя из литературного либо логического ее понимания. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики. В русле логического направления риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт); наука речевых действий. В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой (В. Н. Топоров).

Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые мы должны предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия. Мы живем и действуем в обществе, принимая решения путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Убедить значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы участвующие в обсуждении согласились с доводами и присоединились к ним.

Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Чаще всего в разряд риторических попадают ораторская речь, проповедь, публицистика, массовая информация. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

Общая риторика содержит: учение о риторе; учение об аргументации, (то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости); учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. Риторическое построение представляет собой учение о «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается в риторике на следующих уровнях: общего замысла (семантики), словесной конструкции (синтактики), словесного воплощения (прагматики – отношения слова как выразительного средства к получателю речи). Это проявляется в классическом разделении общей риторики на: изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию). В научной литературе присутствует и другое деление общей риторики, которая, по мнению ряда исследователей содержит следующие разделы:

1. риторический канон;

2. публичное выступление (оратория);

3. ведение спора;

4. ведение беседы;

5. риторика повседневного общения;

6. этнориторика.

Риторический канон – это система специальных знаков и правил, которые отвечают на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Оратория, или теория и практика публичной речи.

Теория и искусство ведения спора – учит достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины.

Ведение беседы – учение о причинах непонимания людей друг другом, факторах успеха, стратегии и тактике разговора.

Риторика повседневного общения (иногда относят к частным риторикам) дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она дает ответы на вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Почему американцы считают, что при ведении переговоров русские деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях и т. д.

Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности:

1. письма по предметам общежития и литературные;

2. документы и деловая корреспонденция;

3. диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии;

4. повествовательная (историческая) проза;

5. устное слово в виде политической, юридической, экономической, академической ораторики, проповеднической (духовной), педагогической и пропагандистской речи;

6. научно-философская проза.

Иными словами: частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это юриспруденция, административная и организационная деятельность (в том числе в сфере экономики), дипломатия, медицина, педагогика, Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка (форма аргументации) и систематическое образование – знание истории, философии, права, художественной литературы (содержание аргументации). Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: понимать, как устроена аргументация, знать теорию; читать и понимать классические произведения, развивать в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора; упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; говорить и писать публично.

Итак, современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. При этом, чтобы речь была эффективной, современная риторика выдвигает формулу: мысль + чувство + слово.

Совершенно точно не нужно аргументировать значение риторических навыков в жизни человека, дар абсолютного убеждения – это дар высшей власти над людьми, власти над их умами и сердцами. Умение убеждать – это способ осуществления всех желаний. Можно ли научиться этому искусству? Вспомним слова Марка Туллия Цицерона блестящего оратора, древнеримского политика и философа: «Поэтами рождаются – ораторами становятся». Конечно, для кого-то ораторское искусство доступно более, для кого-то менее, но результат в любом случае зависит от настойчивости и прилагаемых усилий. Первое выступление Демосфена было встречено насмешками и оскорблениями, хилый и косноязычный оратор, казалось, другого и не заслуживает. Однако, его упорство, сила духа и энергия привели к тому, что Демосфен стал величайшим политическим оратором, вошел в античную историю как человек, способный в любом случае склонить сограждан на свою сторону силой убеждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *