Родители не раздражайте детей

И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни

Отцы. О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы — то же, что родители.

Не раздражайте чад. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21). До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.

Обязавши — не раздражать, чем, можно сказать, запретил всякое не соответствующее духу христианства действование на детей, — обязывает воспитывать. Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это и так делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении — παιδεια и νουθεσια. Если брать во внимание образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым — сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости, с кротостию и нежностию. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым — на вложение в ум здравых о всем понятий.

Норма для того и другого — дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.

Святой Златоуст говорит на это место: «Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? — не раздражайте чад своих, как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами. Поэтому говорит: не раздражайте чад своих. Затем, что особенно важно, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину послушания детей, когда говорит: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Видишь ли, что, когда есть духовное добро, за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? — С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит: чти отца твоего и матерь твою, — слова, направленные к твоей пользе. Не говори: «Это слушание Писаний — дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом!» Что это в тебе за страх, — боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают, однако ж, нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и ничего доброго в пример и подражание не представляют. Итак, сын твой нуждается в этом спасительном руководстве, — в наказании и учении Господни.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это — мой долг!

Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни. Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько — если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, — нравственность, а не сила речи, — дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

I

Есть вечные вопросы о смысле жизни, о цели жизни, о ее назначении, все то, что нас окружает в этом бренном мире. И среди множества вопросов мы забыли пятую заповедь из Библии, установленную Богом: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»(Вт. 5:16). Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан.

Непочтение к Богу приносит проклятие в нашу жизнь, но почитание и уважение приносит благословение. Люцифер отверг Бога, не почтив Его. Адам и Ева не почтили Бога своим непослушанием, принеся в свою жизнь непочтение и к Богу, и друг к другу. Но Иисус, придя на землю, показал, что на небесах культура почтения и поклонения Богу. Он постоянно подчеркивал Свое уважение и почтение к Отцу.

Что произойдет с теми, кто прислушается к закону Божьему и будет чтить своих отца и мать? Бог таких благословляет: «Чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле». Таким образом, Божье благословение принимает две формы: долгую и хорошую жизнь.

А как относиться к родителям, которые бросили своих детей еще в младенчестве? Как относиться к тем родителям, которые били и оскорбляли? Таким обиженным детям трудно слушать о почитании родителей. Если в Вашем сердце есть рана и обида, нужно освободиться от этого и просить Бога исцелить Ваше сердце. Не нужно искать причины, которые, как Вам кажется, могут оправдать Ваше непочтение, Господь хочет взять все причины и уничтожить.

Семья – это начало начал, это место, где мы рождаемся, растем, формируемся, готовимся к жизни. Это место, где тебя поймут, поддержат, ободрят. Бог показывает, какой должна быть семья. И уважение к родителям должно прививаться в семье. Родители ответственны за воспитание детей в почтении. Исполняя Его заповеди, мы почитаем Бога.

Бог так устроил мир, что без родителей нас бы не было. Кто-то родился без родителей? Может быть, кто-то и вырос без родителей, но родиться без них он не мог. Бог дает человеку жизнь, но через кого? Через наших родителей. Мы должны понимать, что Бог через твоих родителей дал нам жизнь. Убери кого-то из родителей и тебя не будет. Есть Бог, есть твои родители, и теперь мы здесь.

II

Апостол Павел напоминает всем живущим на земле о благословениях:»Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»(Еф. 6:1-3). Этим заповедям отведена очень важная роль в этом мире: они учат человека жить согласно установленному Богом замыслу. Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою строгостью. Какое удивительное основание для добродетели полагает (апостол), – и справедливо, – в почитании и уважении родителей!

Детям не следует копаться в жизни и поступках своих родителей, только одно должно быть важным для детей – быть угодными Богу!Детям не нужно переживать о том, как родители стоят перед Богом, и указывать на их ошибки. Пусть детей волнует только одно: что они, как дети, должны делать, и как поступать.

Нам надо почитать родителей, потому что Бог повелел это делать. Когда мы почитаем родителей, наша жизнь удлиняется, у нас хорошее здоровье. Когда у нас правильное отношение к родителям, то нет обид на них, нет горечи в сердце. Мы прощаем их, и Бог исцеляет наши сердца, и нам хорошо. Мы должны уважать родителей за то, что мы родились. Мы зависим от родителей, они нас кормят и одевают, заботятся о нас – цени, что они у тебя есть. Почтение к родителям благоугодно Богу. Родители для нас – это власть от Бога, Божий порядок, Божье установление.

III

Примером высокого почтения родителям являлись древние люди! Кто был Соломон? Знаменитый мудрец, могучий Царь. Читаем в Библии: когда вошла к Царю Соломону его мать, Вирсавия, просить об одном деле. Царь Соломон встал пред нею на колени и поклонился ей, а затем поставил престол для матери Царя, после чего она села по правую руку его.

А какое почтение к родителям мы видим в современной жизни? Сын женился, забыл свою мать и отца. Сноха давит на мужа (сына) через истерики и шантаж, не дает сыну общаться со своими близкими. Причина — тупое самодурство, ревность, желание показать свою власть.

Или отцы, готовые ради новой пассии, бросить жену, детей, забыть своих родителей. Таким мужьям уже не интересно, чем живет его семья. Их не интересует здоровье его родителей, больны ли они, какие у них проблемы, может, требуется помощь?

«Мне всего 57 лет, а я уже никому не нужна”, — говорила мне мама двух мальчиков. Одиночество и боль раздирало сердце этой женщины. Слезы застилали ее глаза. «За что? Почему?» — задавалась она вопросом.

Мама подарила на свадьбу сыну трехкомнатную квартиру. Буквально на третий день после свадьбы сноха запретила свекрови навещать молодых, а затем и вовсе сменила замки на дверях. Призывы к сыну образумить молодую жену не возымели никакого действия. Ответ матери из уст сына звучал примерно так: «Я любил тебя и хорошо относился, но это все в прошлом. Сейчас время другое. Ты, мама, свою жизнь прожила, а свою жизнь я только начинаю, и хочу посвятить ее любимой женщине”. Такое очень часто происходит в семьях, где сноха не признает свекровь и родственников мужа. Со стороны снохи это надругательство над своей свекровью и своим мужем. Как правило, за слабость сына расплачивается мать и отец сына. Роль «подкаблучника» устраивает такого сына. В вопросе родительских отношений ни в коем случае нельзя уступать неразумной супруге.

IV

Родители – это святое, это не значит, что они не грешат, но они отделены Богом. На сегодняшний день мы знаем, что много проблем существует во взаимоотношениях между родителями и детьми. Как часто дети говорят о том, что родители не понимают их. Но, по большей части, именно дети не хотят понимать своих родителей.

Да, как часто мы забываем своих родителей. Как давно эти вопросы ушли куда-то далеко на задний план. Спешка, гонка, шум, сдавливающая жизнь суета, – а вечные вопросы о родителях все равно остаются.

Многие забывают своих родителей, бросают их, не желают помогать. А давайте хоть на мгновение вспомним, как трепетно они нас воспитывали, вкладывали душу и любовь.
Задумайтесь на секунду, кем бы мы стали без их поддержки. Любите своих родителей, не забывайте: придет время, когда они будут нуждаться в Вашей заботе. Сегодня Бог обещает благословение тем, кто послушен его заповедям, к тем, кто заботится о своих родителях. Вместе с тем, Бог предупреждает о последствиях, кто решится не следовать его заповедям.
Говоря о взаимоотношениях детей и родителей, Библия обещает благословения и предупреждает об ужасном суде.

Одно из самых частых оправданий и объяснений неуважения к родителям – это обида детей. Со слов таких детей, такие родители не заслужили и не достойны, чтобы их уважать. С этим нельзя согласиться, ибо Бог всё это прекрасно знает, но, тем не менее, Бог говорит, что за нарушение этой заповеди в Ветхом Завете была высшая мера, смертная казнь, лишение жизни. Разве мог бы Бог кого-то лишить жизни просто так?!

Бог открыл израильскому народу закон, по которому они должны были жить. Этот закон может шокировать своею суровостью наказания, сродни наказаниям за убийство и другие тяжкие преступления:

«Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15,17).

«Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем» (Лев. 20:9).

Вот еще один пример того, как строго Бог наказывает детей, не почитающих родителей.
К святому старцу Парфению однажды привели юношу, жестоко мучимого нечистым духом. Преподобный Парфений, без проблем своими чудодейственными молитвами исцелял больных при первом воззрении на страждущих, без всякой даже просьбы с их стороны. Но, воззрев на юношу, святой старец отвратился от него с негодованием. Родители бесноватого, упали к ногам святого старца, со слезами на глазах просили сжалиться над их сыном и освободить их от великого несчастия. На что старец Парфений ответил: «Сын Ваш не достоин исцеления, ибо дух мучитель дан ему в наказание за то, что он Вас злословил». Только за уважение к настоятельной слезной просьбе родителей святой старец согласился помолиться Богу о юноше и тем самым избавил его от страшного мучения.

Вопрос:

Как понимать и рассматривать слова: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 21)?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Апостол Павел дает советы воспитания. Родители не должны баловать детей. Но строгость должна основываться на любви, а не на злобе, которая часто проявляется во вспышках гнева, когда дети поступают по своеволию. Неразумная строгость, вспыльчивость, оскорбление словами, наказание, превышающее меру проступка, подавляют детей. Они впадают в уныние, которое ведет к отчаянию и апатии. Такое воспитание не только бесплодно. Постепенно между родителями и детьми возникает глубокое отчуждение, которое проявится полной непокорностью, когда ребенок станет подростком. «Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, – это дать им атмосферу любви и чистоты… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И спустя долгие годы память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве; и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех» (Александра Феодоровна, святая царица. Сад сердца: Духовный дневник).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *