Родительская гиперопека

Стиль семейного воспитания —

это способ воспитания родителей своего ребенка, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

В современной психологии существуют 6 стилей семейного воспитания; гипоопека, гиперопека, непоследовательный стиль, по типу эмоционального отвержения, демократический, или гармоничный, авторитарный. Каждый из этих стилей оказывает разное влияние на психику и формирование личности ребенка.

Авторитарный стиль

При таком стиле воспитания родители осуществляют строгий контроль за жизнедяетельностью ребенка. Контролируются желания, потребности, интересы, круг общения. При, таком стиле семейного воспитания родители используют физические наказания, принуждения, запреты. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок рос послушным и исполнительными. Дети находятся в постоянном эмоциональном напряжении, что сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Здесь возможна невротизация, соматические проблемы на фоне психологических переживаний, такие дети вырастают робкими, неуверенными в себе, неспособными постоять за себя, либо агрессивными, конфликтными. У таких детей затруднена социальная адаптация, появляются трудности в межличностном общении.

В подростковом возрасте, при авторитарном стиле семейного воспитания, возможен бунт со стороны ребенка, уходы их дома, враждебное отношение к окружающим. Такие подростки часто занимают оппозиционное отношение ко взрослым, демонстрируют протестные реакции.

Гипоопека (попустительский стиль)

При, таком стиле воспитания ребенок предоставлен сам себе, на него не обращают особого внимания. Воспитание строится на вседозволенности и низкой дисциплине. Для родителей с попустительским стилем воспитания характерна неспособность или нежелание руководить ребенком. При таком стиле семейного воспитания родители практически не осуществляют контроль за ребенком. Ребенок растет в ситуации безнадзорности и вседозволенности. Такие дети часто попадают в плохие компании, где и происходят первые пробы психоактивных веществ и правонарушения. Таким детям сложно разобраться, что такое хорошо и что, такое плохо. Привыкшие жить в ситуации бесконтрольности и вседозволенности, у таких детей отмечаются нарушения в поведении, что приводит к затруднению адаптации в социуме.

Гиперопека

При таком стиле семейного воспитания родители черезмерно опекают ребенка, лишая его самостоятельности и тем самым замедляют личностное и интеллектуальное развитие. Даже во взрослом возрасте родители не признают взросление и продолжают опекать «взрослого ребенка». Такой ребенок лишен самостоятельности, не способен самостоятельно принимать решения, неуверен в себе, зависим от чужого мнения, тревожен. Такие дети всегда будут бояться сделать что то не так, ошибиться. При таком стиле семейного воспитания родители подавляют волю ребенка, его познавательную активность, инициативность. Воспитывают покорность, безволие, зависимость от чужого мнения. В подростковом возрасте ребенок захочет освободится от черезмерной опеки захочет иметь свое личное пространство. Здесь возможно проявление агрессии, обмана, как средство защиты от родительского контроля, что может привести к конфликтам и отчуждению.

Семейное воспитание по типу эмоционального отвержении

Здесь родители не принимают своего ребенка, демонстрируют безразличие к нему. Родители не интересуются духовным миром ребенка, его делами, избегают общения с ним. Родители живут своей жизнью – ребенок своей.

При, таком стиле ребенок чувствует себя одиноким, никому не нужным, не имеет семейной поддержки. У таких детей часто бывает сниженное настроение, пропадает желание общаться, возможно формирование агрессивного отношения к людям. У подростков могут появляться суицидальные мысли.

Непоследовательный тип семейного воспитания

Этот стиль характеризуется отсутствием последовательности в системе воспитания.

Здесь отсутствуют четкие требования к ребенку, на почве разногласий между родителями в выборе дозволенного и не дозволенного для ребенка, в выборе воспитательных воздействий между родителями. Например – бабушка разрешает то, что в родительской семье делать нельзя, или папа разрешает делать то, что мама категорически запрещает.

Это нарушает социально – психологическую дезадаптацию у ребенка. Ребенку сложно маневрировать между требованием родителей, что может способствовать возникновению невротических реакций у ребенка, агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе и формированию социально – психологической дезадаптации. При, таком стиле у ребенка отсутствует стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Нет четких , конкретных ориентиров в оценках и поведении. Такой стиль семейного воспитания формирует неуправляемую, импульсивную, неуверенную в себе, тревожную личность.

Гармоничный стиль семейного воспитания, или демократический

Здесь учитываются интересы, способности ребенка. Воспитание построено на обсуждении, рекомендациях и учете желаний и потребностей ребенка. Родители поощеряют любознательность, самостоятельность, осмысленное поведение ребенка. Помогаю ему разобраться в вопросах, которые его интересую. Отношения строятся на доверии и уважении к ребенку, на компромиссах и эмоциональном принятии своего ребенка, при этом родители последовательны в воспитании, требовательны в соблюдении дисциплины. Отношения между родителями и детьми строятся на проявлении теплых чувств, заботы и поддержки.

Ребенок вырастает ответственным за свои поступки, инициативным, умеющим рассуждать, с чувством собственного достоинства. Такие дети, как правило, хорошо учатся, имеют собственное мнение, независимы от оценок других людей. Семья дает детям хороший ресурс, дети знаю, что родители всегда окажут помощь. При таком стиле семейного воспитания формируется адаптивная, гармоничная личность.

Где бы человек не находился, вокруг него будет этот мир. Будет расти трава и цветы, петь птицы и ходить другие люди. И забота об этом мире от каждого человека поможет сохранить и улучшить его. И начать, конечно, лучше всего с собственных действий.

Когда на дороге валяется мусор, это никому не приятно. И если просто взять за правило выкидывать мусор только в урну и не позволять другим мусорить, то мир для нас станет немного чище. Да, нужно иногда стать плохим полицейским и сделать замечание. Ведь если каждый молчит, ничего не изменится.

Обычно, именно в большом городе наиболее выражена отчужденность людей друг от друга — люди не знают даже своих соседей по площадке. А ведь рядом может жить человек, которому очень нужна ваша забота — помочь донести тяжелую сумку, подержать двери лифта, поинтересоваться здоровьем, выслушать в трудную минуту.

Забота и внимание — вот что людям действительно важно!

Забота о родителях

Бывает так, что мы слишком сильно любим своих детей и, к сожалению, слишком мало своих родителей.

Приходя в этот мир, первой мы видим свою маму. Некоторым везет больше, и они видят и папу на родах. Дальше забота о ребенке выходит в семье на первый план, и всю жизнь родители защищают и помогают своим детям.

Дети же в раннем детстве любят просто так, а став подростками, обычно немного отстраняются. Став совсем взрослыми, могут и совсем почти забыть. Как так происходит? Просто обычные ссоры и тайны детей от родителей создают мало-помалу пропасть между ними. Хотя и те, и другие втайне любят друг друга.

Как ни грустно об этом говорить, момент осознания родных самыми любимыми, несмотря ни на что, иногда приходит слишком поздно. По разным причинам. И те, кому хочется сказать «спасибо» за советы и просто выразить свою любовь, уже не с нами… Можно ли уберечь себя от запоздалых сожалений?

Забота родителей о детях — нелегкая ноша. Забота детей о родителях тоже нелегка. Но можно постараться сделать так, чтобы отношения с самыми близкими стали чуть-чуть теплее, и это само по себе будет уже немало.

Просто позвонить узнать, как дела. Хотя бы раз в месяц навестить и испечь пирог вместе с мамой. Помочь отцу записать любимую передачу. Даже купить им домой их любимой еды — что угодно лучше, чем безразличие.

Уважайте родителей и помогайте им — очень применимый к жизни и трогательный совет. И вот наш ролик, показывающий это наглядно.

Забота о детях

Детеныши многих животных приходят в этот мир уже более-менее самостоятельными, или становятся во многом самостоятельными за первые несколько суток. Они сразу умеют стоять на своих ногах, а китообразные млекопитающие рождают детеныша, уже умеющего плавать. У людей же дети рождаются совершенно беспомощными и забота о детях у нас очень сильно выражена и развита. Перед нами новорожденный — этот маленький человечек, белый лист в который что запишешь, то и получишь. Как его правильно вырастить, привить ему качества, достойные уважения? Как сделать его способным и успешным, не подавив и не сломав своей чрезмерной заботой — вот что заботит нас.

Самое важное — не сломить детей. От природы они очень живые, и взрослые со своими проблемами частенько за ними не поспевают, и, как следствие, пытаются останавливать.

Что включает в себя забота о детях?

Ничто не сравнится с материнской любовью к ребенку. Именно она проявляет заботу о ребенке от самого начала его жизни и вплоть до её последнего вздоха. В младенчестве она меняет ему подгузники, кормит, купает, общается и играет. Тут все просто.

Но вот он подрастает, и забота о ребенке или детях становится немного трудноватым занятием. Это уже не пупс, а маленький мужчина или маленькая женщина, и к нему или ней так и надо относиться.

Самая лучшая забота о детях — та, которая не навязана, не подавляет и не уничтожает ребенка и его взгляды на жизнь. Она может даже не чувствоваться, но при этом быть в полной мере.

Любите детей и помогайте им — простой совет, наглядно показанный в этом ролике.

Рассмотрим пример: забота о ребенке.

Допустим, отец идет с сыном в магазин игрушек. Да, ребенку может понравиться очень дорогая игрушка, на которую в данный момент нет средств, или которую он пока не может освоить, хотя такое бывает редко, нынешние дети летят в своем развитии быстрее ракеты.

Забота о ребенке — это не обязательно означает купить ему самую дорогую игрушку в магазине. И совсем уж точно, что это не значит купить ему «машинку которой в детстве Вам так не доставало». Заботой будет дать возможность маленькой девочке самой выбрать свой первую игрушечную кроватку или куклу или то, что она сама захотела. А спортивная секция для маленького Васи, Коли или Пети будет ему на пользу, только если у него самого есть внутреннее желания этим заниматься.

Конечно, забота о детях включает и хороший контроль. Если ребенок лезет в колодец, включает газ на кухне, бежит на шоссе — верхом неразумности будет его не контролировать. Это будет прямая обязанность родителей и забота о детях — не позволять им причинять вред себе или другим. В противном случае ребенок просто решит, что раз это сошло ему с рук сейчас, то сойдет и в будущем, и это может оказаться последней шалостью, которую он совершил в этой жизни.

Забота о себе.

Очень часто можно слышать истории о том, что жена до замужества была красивой, эффектной женщиной, а муж был подтянутым и занимался спортом. Забота о себе, особенно, когда «в этом уже нет необходимости» — дело не простое для многих. Но как можно быть счастливым в семье, заботиться о ней, если не заботишься даже о себе?!

Человек, довольный собой, обычно не стремиться принижать других, а наоборот, старается сделать их лучше. Если та самая жена в засаленном халате проявит заботу о себе и будет дома даже чисто для себя наводить красоту перед зеркалом, она увидит себя в лучшем свете и станет способна сделать что-нибудь ещё хорошее, и получать больше удовольствия от жизни.

Конечно, у всех бывают ситуации, когда нет сил, желания и настроения проявлять заботу о себе. В таких случаях поможет вернуть боевой дух прогулка в просторном, эстетичном месте, например, в лесу или парке. Также можно принять душ или ванну, что поможет расслабиться и восстановиться.

И ничто так не восстанавливает веру в себя, как что-то полезное, сделанное для других людей. И не особо важно, что это будет — помочь своей бабушке постирать белье или покормить свою голодную собаку. После полезного дела чувствуешь, что жизнь продолжается!

И вот еще один ролик, призыв которого именно таков — Заботьтесь о себе!

Все эти ролики (а их всего 21) иллюстрируют книгу «Дорога к Счастью», которая является сборником разумных правил и советов для современной жизни. 1 экземпляр этой книги можно получить в подарок на этой странице. Пусть эта книга даст вам больше хороших ориентиров для жизни!

Гиперопека: так ли это плохо?

Безусловно, родители должны защищать ребенка. Но важно вовремя понять, что защитить его от всего невозможно, да и ненужно. Упав с низко расположенной ветки дерева, малыш сам в следующий раз не полезет на самую макушку. Научившись плавать на мелководье, он перестанет бояться воды и не утонет, попав в экстремальную ситуацию, связанную с водой.

Задача родителей — оценить, насколько ребенок готов к тому или иному виду деятельности, сопряженному с риском. На двухколесном велосипеде кататься можно уже с четырех лет, на роликах — с шести, ходить в бассейн нужно начинать и того раньше. Иногда родители тревожатся безо всяких оснований. Им спокойнее, когда ребенок полностью зависит от них, не может сделать и шагу без разрешения. Необходимость выпустить ребенка из дома приводит их в ужас, даже если это необходимо и безопасно. В результате ребенок становится, подобно родителям, чрезмерно беспокойным, начинает испытывать несвойственную возрасту тревогу. У него появляются детские страхи.

Последствия гиперопеки

Чрезмерно опекаемый ребенок лишается возможности самостоятельно принимать решения, преодолевать возникающие трудности. Он не может собраться с мыслями и действовать в трудной ситуации, надеясь на подсказку и помощь взрослых. Любое препятствие воспринимается им как труднопреодолимое, что делает ребенка беспомощными.

Гиперопека родителей страшна тем, что они, сами того не сознавая, душат самостоятельность ребенка, подавляют любую его потребность испробовать собственные силы. Став взрослым, такой человек будет неспособен самостоятельно принимать решения. Ведь за него всегда все решали родители: с кем дружить, куда ходить, во что играть, какую профессию выбрать, с какой девушкой встречаться. Конечно, гиперопека возникает не со зла. Родители и в самом деле тревожатся за ребенка и хотят полностью контролировать окружающее его пространство, думая, что так будет лучше для него.

Гиперопека может пробудить у ребенка стремление быть более независимым и самостоятельным. У подростков в крайне форме это может проявиться в уходе из дома, у детей младшего возраста — в постоянных скандалах и истериках.

Золотая середина

Равновесие между гиперопекой и невниманием бывает найти очень непросто. Особенно сложно приходится родителям единственного ребенка, которые не планируют заводить второго малыша. Равновесие между тем, чтобы быть излишне заботливыми, и тем, чтобы чересчур рано требовать от ребенка самостоятельности — вот цель для родителей в отношениях с ребенком.

У всех взрослых бывают моменты, когда они требуют от детей слишком многого или когда их любовь становится удушающей. Все мамы и папы хотят, чтобы их дети крепко стояли на ногах, но для этого надо суметь не погасить в них стремление быть смелым, сильным, самостоятельным. Для этого нужно признаться себе, что отношение к ребенку окрашено собственной чрезмерной озабоченностью и тревогой. Признание в ребенке полноценной личности обычно способствует нормализации внутрисемейных отношений. Если не получается добиться эффекта самостоятельно, можно обратиться за консультацией психолога, который проведет коррекцию гиперопеки.

К чему приводит патологическая забота о детях

Оградить ребёнка от опасностей, болезней, повреждений – нормальное желание любящих и заботливых родителей. Особенно это важно малышам. Без родительской опеки они не смогут адаптироваться, избежать проблем, выжить. Такое поведение свойственно всем разумным существам. Однако для правильного развития человека опеку постепенно необходимо ослаблять. И не когда-нибудь, а с момента, когда малыш крепко встал на ноги: отпустить ручку, разрешить играть в песочнице с другими детьми и т. д.

Чрезмерное проявление любви и заботы приводит к патологическому состоянию: родители не могут отпустить, а ребёнок неспособен безболезненно вырваться в самостоятельную жизнь. Последствия гиперопеки непредсказуемы, особенно во взрослой жизни.

Проявления гиперопеки («гиперпротекция»)

Узнать «озабоченную» маму, реже – папу, легко: она тысячу раз проверит карманы, сумку, напомнит о мелочах, поправит шарфик, вытрет нос, поможет обойти лужу, залезет в телефон, выберет сначала нижнее бельё, а затем «вторую половинку». Девочку обычно стремится опекать отец либо делают это всей семьёй.

Гиперопека родителей распространяется на все сферы жизни:

  • круг друзей и знакомых;
  • обучения и работа;
  • одежда;
  • питание;
  • обстановка в комнате/квартире;
  • воспитание собственных детей.

Такие родители всегда найдут виновного и во всём увидят угрозу для любимого чада.

Последствия чрезмерной заботы

Такое поведение вряд ли стоит трактовать как любовь. Это больше психологическая зависимость, вызывающая страх перед будущим.

Что может быть лучше ухоженного, здорового, воспитанного ребёнка? Что может быть хуже неадаптированного к жизни в обществе человека? Иногда между этими крайностями очень тонкая грань. И виной тому – гиперопека, безграничная родительская забота, не позволяющая детям выйти из состояния «куколки». Особенно небезопасны последствия гиперопеки матери над сыном:

  • закомплексованность;
  • беспомощность;
  • неуверенность;
  • безынициативность;
  • эгоистичность;
  • неопределённость;
  • отсутствие личной жизни;
  • психические расстройства.

Это тот минимум, который может ожидать несостоявшегося мужчину. Человек будет чувствовать себя неполноценным, испытывать дискомфорт от общения с другими людьми, подвергаться унижениям. Попытки самоопределиться могут повести по пути деградации: агрессивность, насилие с вытекающими последствиями.

Попытки же вырваться из-под опеки приведут к проблемам в подростковом возрасте и полному разрыву с родителями во взрослой жизни.

Избежать такой мрачной картины можно, если вовремя «попустить поводья». Особенно если первые симптомы уже проявились: ребёнок делает только то, что определено родителями, как «можно – нельзя – надо», «хорошо – плохо», «должен» и т. п.

Причины гиперпротекции

Пытаясь проанализировать поведение ученика в школе, учитель должен обратить внимание на особенности отношений в семье. Возможно, ребёнок страдает от гиперопеки, которая является следствием психологических проблем родителей. Важно установить причины тревожного состояния матери/отца. Их может быть несколько:

  • рождение слабого младенца и возникшая в связи этим боязнь потерять его;
  • ребёнок единственный и долгожданный;
  • проблемы со старшими детьми;
  • воспитание в неполной семье;
  • недостаток внимания со стороны собственных родителей;
  • желание стать образцовой семьёй;
  • компенсация собственной неудовлетворённости (жизненные неудачи, разочарования и т. д.);
  • недостаток знаний и отсутствие силы воли.

Важно! Когда ребёнок становится для родителей «куклой» или способом удовлетворения собственных амбиций, ему остаётся либо смириться, потеряв возможность самореализации, либо взбунтоваться. Такой бунт менее опасен, чем покорное смирение.

Виды гиперопеки

Поскольку это явление довольно распространённое и даже считается болезненным состоянием, учёные проводят исследования и выделяют различные типы проявления сверхзаботы:

  1. Инертная. Проявляется в подавлении инициативы к самообслуживанию (мама накормит, уберёт, помоет и т. п.), замедляя психическое, физическое, социальное развитие.
  2. Потворствующая. Абсолютное удовлетворение всех запросов, вплоть до капризов. Приводит к завышенной самооценке ребёнка, препятствующей его адаптации в обществе.
  3. Доминирующая. Воспитание в стиле репрессий: запреты, правила, наказания, критика, унижения, недоверие и т. д.
  4. Демонстративная. Полная зависимость от мнения окружающих: мама – идеал, ребёнок – «звезда». Для него всё самое лучшее, но и он только предмет гордости (оценки, спортивные или другие достижения).

Борьба самих с собой за счастье наследника

Чтобы не встал вопрос, как бороться с последствиями гиперопеки, нужно постараться их предупредить. Это под силу родителям, которые действительно желают детям добра и ненамеренно превысили уровень заботы о них:

  1. Контроль собственного поведения в отношении сына/дочери.
  2. Предоставление права выбора в одежде, игрушках, увлечениях, друзьях.
  3. Расширение списка свобод.
  4. Совместное обсуждение задач, перспектив, возможностей, желаний.

Когда собственное «я» зазвучит уверенно и равноправно, можно говорить о преодолении опасности, связанной с гиперопекой.

Но если всё же это случилось, могут потребоваться психологическая помощь, выдержка и правильно составленный план действий.

Осознание

В небольшом южном городке стоит теплый летний вечер. Я бегу. Вокруг – несколько уютных скамеек в прохладной тени зеленой листвы. Рядом – мой знакомый, с которым мне нужно обсудить дела. Но я бегу. С вытянутыми вперед руками, округлившимися глазами и представлением о страшных картинах падения с высоты я мчусь навстречу дочери, которая всего лишь забралась на самую обычную горку. Я кричу:

— Не упади!

И только тогда замечаю недоуменные взгляды дедушек, играющих в нарды неподалеку. В такие моменты и происходит осознание того, что в родительстве ты делаешь что-то не так. Все вдруг складывается в единый пазл: выполнение любых просьб дочери, еще до того, как она захочет что-то попросить, ограждение от любых вызовов, решений, выбора, рисков и опасностей. Так, в один из летних вечеров я понял, что моя главная проблема в отцовстве – гиперопека.

Что такое гиперопека?

В психологии и других науках гиперопека называется гиперпротекцией. В буквальном переводе гиперпротекция – это забота сверх необходимой меры.

Гиперопека характеризуется чрезмерным желанием родителей окружить ребенка заботой, оградить его от малейших рисков, защитить от опасностей (чаще всего мнимых) постоянно создавать условия, чтобы ребенок был всегда рядом, «привязать» чувства, эмоции и настроение малыша к своим чувствам, эмоциям и настроению. Также зачастую гиперопека характеризуется тем, что родители обязывают детей поступать так, как им кажется наиболее безопасным.

При этом с самого раннего детства малыша избавляют от какого-либо выбора. Все решения преподносятся готовыми, лучшими и единственно верными. В результате ребенок становится не в состоянии преодолеть трудности, трезво оценить их, найти в себе силы для того, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. У ребенка появляется так называемая выученная беспомощность – состояние, когда даже небольшое препятствие он воспринимает как непреодолимое.

Гиперопека может развиться из естественного желания позаботиться о совсем крохотном младенце с первых дней его жизни. При этом если у малыша есть особенности физического или умственного развития, возможность появления признаков гиперопеки у родителей увеличивается. Если же малыш здоров, то чрезмерная забота чаще всего наблюдается у родителей с узким и заранее определенным кругом общения. Свою неспособность поддерживать коммуникацию они компенсируют в общении с детьми.

Гиперопека чаще всего наблюдается в семьях с авторитарным типом отношений, когда один из родителей доминирует и принимает решения, которые не подлежат обсуждению. В такой семье авторитарный родитель стремится подчинить себе и ребенка, требуя от него поступать «правильно». Зачастую отец или мать в такой модели семьи стараются образовать с ребенком пару, чрезмерно окружая его заботой и не допуская второго родителя к процессу воспитания. Пагубность таких отношений в том, что ребенок запоминает данную модель как единственно возможную для собственных отношений в будущем.

Еще одна возможная модель семьи, в которой встречаются признаки гиперопеки – когда один родитель стремится всячески подчеркнуть свою значимость, успехи и достижения. Главным инструментом для этого выступает ребенок – малыш чуть ли не с рождения посещает кружки, занятия и секции, а любой его успех тут же окружается ореолом исключительности. Такая форма гиперопеки нередко дополняется и вседозволенностью.

Фактически о ней писал еще в XIX веке российский публицист Н. В. Шелгунов: «Усиленная односторонняя любовь, сконцентрировавшая все свои приятные воспоминания на ребенке и перенесенная на него, является именно тем элементом порчи, о котором мы говорим <…> Мало того, что ребенок не знает отказов, но его окружает еще целая сеть безгласных поощрений, постоянно ему льстящих. В каждом взгляде ребенок читает одобрение, на каждом шагу чувствует, что он первый, единственный человек – центр Земли, около которого все вращается и которому служит. И незаметно, шаг за шагом, ребенок растет в исключительном чувстве первенства, вне препятствий, противоречий и помех и вырастает несчастным «первым человеком»… Если «первый человек» наконец найдет свое место между людьми, то путем многих и многих страданий».

Явление гиперопеки известно человечеству довольно давно, и за это время гиперопека принимала самые разные формы. В сегодняшних условиях, когда растет количество неполных семей, все чаще можно встретить так называемую демонстративную гиперопеку – когда постоянное присутствие ребенка рядом становится для родителя, воспитывающего малыша в одиночестве, своеобразным ритуалом и необходимым условием борьбы с чувством страха, незащищенности и неуверенности в будущем. Если учесть, что из 17 миллионов семей в России шесть являются неполными, то масштаб распространения проблемы можно себе вообразить. Понятно, что далеко не во всех неполных семьях практикуется гиперопека, однако все они попадают в группу риска.

Демонстративная гиперопека может проявиться и в полных семьях – когда отношения с партнером портятся, либо в преклонном возрасте родителей, когда усиливается чувство незащищенности. При этом демонстративная гиперопека не имеет ничего общего с реальной заботой о чувствах и переживаниях ребенка.

В большинстве случаев родители стараются мотивировать признаки гиперопеки страхом за жизнь и здоровье ребенка. Им кажется, что малыш находится в постоянной, порой смертельной опасности, которая диктуется якобы изменившимся миропорядком. Хотя на самом деле большинство опасностей – плод воображения самих родителей. Форма гиперопеки, которая характеризуется постоянным страхом за жизнь и благополучие ребенка, в большинстве случаев обусловлена потребностью в психологической, материальной или физической защите самого родителя, а не реальной опасностью для ребенка. Такая форма гиперопеки часто встречается в семьях с низким уровнем материальной обеспеченности – родители экстраполируют свою неуверенность в будущем на детей, что порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.

В гармоничных отношениях с ребенком уровень протекции уменьшается по мере взросления малыша. Ребенку дается выбор во все больших сферах жизни. Однако существует такая форма гиперопеки, когда к уже подросшему ребенку родители продолжают относиться как к малышу. Порой такое отношение сохраняется на протяжении всей жизни и обуславливается тем, что чувство превосходства над маленьким, неопытным и беззащитным ребенком остается единственным способом самоутверждения для родителя. В таком случае взросление и обретение ребенком независимости пугает родителей не из-за новых вызовов на пути малыша, а потому, что они могут потерять источник самоутверждения. Сознательно или бессознательно родители стремятся удержать ребенка на стадии младенчества, воспринимая любые попытки обретения собственного мнения как личный вызов и стремясь дать им отпор. Такая форма гиперопеки опасна тем, что в конце концов ребенок может смириться с невозможностью конструктивного самоутверждения и перейти к опасным и даже извращенным формам обретения собственного мнения. Что в свою очередь делает родителей еще более уверенными в правильности гиперопеки. Такой замкнутый круг порой может на долгие годы растянуть процесс ментального взросления как детей, так и родителей.

Последствия гиперопеки и общественное мнение

Главное последствие гиперопеки – передача чувства постоянной тревоги детям, чье психологическое развитие еще не способно отделить реальную опасность от мнимой. Постоянное беспокойство родителей передается ребенку, что порождает неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, избегание рисков и ответственности. В статье для журнала для The Reason Ленор Шекази и Джонатан Хадит, основатели некоммерческой организации по борьбе с гиперопекой, говорят о том, что постоянная опека отнимает у детей время на «разгильдяйство», то есть время, когда они предоставлены сами выбирать чем себя занять, а значит, и сами несут ответственность за свои поступки.

Исследователи отмечают, что дети, выросшие в обстановке гиперопеки, относятся даже к самым обычным делам, таким как поиск работы, как к вселенской катастрофе, а общество воспринимают как страшную угрозу. Зачастую такие дети не имеют представления об окружающем мире, потому что их не допускали к его изучению из-за мнимых угроз.

Отсутствие самостоятельности – еще одно пагубное последствие гиперопеки. Психиатр Михаэль Винтерхуф рассказал немецкой газете Süddeutsche Zeitung о том, что дети, находившиеся под гиперопекой, во взрослой жизни часто не могут найти работу. Специалист говорит, что многие просто не приходят на уже назначенное собеседование, так как не в состоянии подготовиться, встать вовремя и принять ряд других решений – ведь уже выросшие дети все еще привыкли перекладывать ответственность на родителей.

Но даже те дети, кто смог осознать последствия гиперопеки, сталкиваются с негативной реакцией общества.

В том, что гиперопека – явление массовое, может убедиться, пожалуй, каждый из нас. Мы помним недавнюю историю о том, как пенсионерка в Екатеринбурге оттаскала за волосы 14-летнюю школьницу за желание открыть окно в жару. Про боязнь сквозняков, которая тоже является следствием гиперопеки, можно было бы написать отдельную статью. Достаточно привести слова журналиста Анастасии Мироновой, которая назвала боязнь сквозняков «нашей национальной чертой».

В личной беседе и на множестве форумов вы наверняка встречали рассказы о том, как родители или бабушки-дедушки провожали и встречали своих отпрысков из школы, не пускали гулять дальше своего двора, не разрешали пойти на дискотеку, дружить с интересными людьми, навязывали выбор профессии, потому что всегда лучше детей знали, что им нужно.

Также вы вполне возможно знаете истории о том, как уже выросшие дети, в попытках сбежать от родительского гнета, переезжают в другие города и страны, и тем не менее даже оттуда вынуждены отстаивать свое право на принятие решений и самостоятельную жизнь. Или же дети так и не находят в себе сил для возражения, оставаясь под крылом родителей всю сознательную жизнь.

И, конечно же, вы знакомы с часто встречаемым мнением о том, что всем нужно сначала самим родить ребенка, чтобы кого-либо винить; о том, что по достижении восемнадцати лет каждый может сесть в поезд и уехать жить своей жизнью куда угодно, если ему что-то не нравится, и вообще, вокруг развелось слишком много обиженных на мам, бабушек и мужей, а у самих рыльце в пушку.

Очевидно, что сегодня робкие попытки детей справиться с последствиями гиперопеки, как правило, сталкиваются с волной осуждения и непонимания в обществе. Многие все еще считают проблему надуманной, а ответственность перекладывают на самих детей. Говоря о проблеме гиперопеки, мы поможем тем, кто сталкивался с ней, осознать ее последствия и найти свой путь в жизни. Мы поможем таким, как я.

Личный опыт

Я неслучайно выбрал темой статьи гиперопеку. В настоящее время я, будучи отцом дочери четырех лет, борюсь за свое право на самостоятельные решения практически каждый день. Я прошел путь от полной защиты от угроз внешнего мира до неспособности принять самое обыденное решение, например, что купить к обеду. Я разобрался во всех психологических мотивах моих родителей – в детстве я был очень болезненным ребенком, а отношения матери и отца довольно сложно назвать гармоничными, мягко говоря. Думаю, два этих фактора сыграли ключевую роль в формировании гиперопеки как основы наших отношений. Я разобрался во всех путях выхода из положения и продолжаю работу над тем, чтобы найти свое призвание и научиться принимать решения.

До недавнего времени, пока я не стал замечать, как сам передаю свои страхи и переживания дочери, я думал, что гиперопека – это только моя личная проблема. Теперь же мне необходимо множество усилий, чтобы она не стала проблемой дочери.

Что можно сделать?

Родителям – идти к психологу. Поначалу я встречал эту рекомендацию в штыки, но потом убедился в ее действенности. Именно родитель несет ответственность за возникшую ситуацию с гиперопекой, как бы мы не оправдывали свои действия любовью к ребенку и заботой о нем.

Кроме того, мы каждый день можем работать над собой и совершать маленькие действия, которые в дальнейшем приведут к большим последствиям. Например – формировать самостоятельность ребенка с ранних лет, предоставляя выбор в одежде (красное или желтое платье), еде (пюре или рис), времяпрепровождении (парк или поездка за город). Начиная с таких маленьких вещей, вы увидите, что в предоставлении выбора ребенку нет ничего страшного, и научитесь делегировать ему решения посложнее.

Не ограждайте ребенка от внешнего мира, а знакомьте его с ним. Например, любимая история моей дочери – про тромбоциты, которые заделывают ссадины и порезы. Когда я ей об этом рассказал, я сам стал проще относиться к ее травмам. Теперь при падении с самоката я не думаю о травмпункте, переломах и катастрофических последствиях, а весело рассказываю дочери о тромбоцитах (на очереди у нас – книга «Интересный кишечник»).

Наконец – поддерживать своих детей. Ты сможешь, у тебя получится, ты обязательно сделаешь. Вместо — давай я сделаю это за тебя. Тогда и во взрослой жизни ребенок сможет найти в себе силы для решения проблемы и выхода из кризисной ситуации.

Гиперопека – это не сиюминутное явление, справиться с которым можно быстро и безболезненно. На протяжении всей жизни родители учатся не экстраполировать на ребенка свои несбывшиеся ожидания, не замещать его мечты своими, не отказывать ему в выборе. Желание учиться этому, а также понимание, что обратиться за профессиональной помощью – это нормально, во много раз повышают шансы ребенка вырасти в атмосфере взаимоуважения, а не гиперопеки.

Каждый родитель знает ту радость, которую малыш испытывает при достижении новых высот – будь то первая собранная пирамидка или удачный рисунок. Этот восторг обусловлен тем, что ребенок справился с вызовом, трудностью, страхом неудачи. Справился сам. Поэтому давайте не будем лишать их радости побед и преодоления, чтобы дети хотели жить реальной жизнью, а не миром грез.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *