Роль православия в русской культуре

Учебник для 8 класса

История РоссииXIX век

Особенности культурного развития. Понятие «культура» происходит от латинского слова cultura, означающего «возделывание», «обрабатывание». Под этим словом подразумевается все, что создано физическим и умственным трудом людей. Это сумма достижений общества, его материальные, идейные и нравственные условия жизни. Они проявляются в идеологии, образовании, воспитании, быте, в явлениях науки, искусства и литературы. Но часто понятие «культура» используется для обозначения в первую очередь художественного творчества.

Россия, расположенная на перекрестке Востока и Запада, соприкасаясь с различными народами, верованиями, традициями, всегда находилась под воздействием различных, часто очень несхожих культурных влияний. Что-то приживалось на русской почве, приобретая свои, специфически национальные черты, а многое и отвергалось.

Дворянка

К началу XIX века Россия являлась страной со своими особенностями культурного развития. Образ жизни высших слоев общества (дворянства, чиновничества, богатейшего купечества) часто строился по примеру стран Западной Европы. Прекрасно владея иностранными языками (главным образом французским и немецким), представители этих общественных групп имели возможность знакомиться с новейшими достижениями европейской культуры, науки и общественной мысли.

В Россию ввозилось огромное количество самых разных книг и журналов из Франции, Германии, Англии. Эти издания давали представление о политической и общественной жизни дальних стран, о новейших научных открытиях и важных событиях. Наиболее состоятельные россияне могли позволить себе длительные путешествия. Они подолгу жили в столицах Европы, отдыхали на самых модных и дорогих курортах. Порой положение дел во Франции, Англии и Германии они знали лучше, чем в России. Часть аристократии настолько европеизировалась, что для нее французский язык, в то время язык международного общения, превратился в родной; им она владела в совершенстве. Русским же словом и письмом немалое число дворян пользовалось с большим трудом.

Некоторые дворяне перенимали не только европейские вкусы и моды, но и образ мыслей, систему общественных взглядов. Немало представителей известных дворянских фамилий вступило, например, в тайные масонские организации.

Дворянин

Масонство, или иначе франкмасонство (от франц. franc magon — вольный каменщик), являлось мистическим религиозно-нравственным учением, возникшим в Англии в начале XVIII века и быстро распространившимся по Европе и США. Тайные масонские организации — ложи заимствовали ритуалы и символику средневековых цеховых союзов каменщиков-строителей (отсюда «вольные каменщики»). Воспринимая существующий мир как царство зла, масоны ставили своей целью перестроить его на принципах любви, отказа от насилия и угнетения. Они враждебно относились к монархической власти и Церкви. В России членами масонских лож были и многие декабристы (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев). В 1822 году масонские организации были запрещены в России.

Массонский знак П. И. Пестеля

Основная часть населения России, крестьянство, в первой половине XIX века не испытывала на себе никакого воздействия европейских идей. Это был традиционный русский мир, живший по своим законам, создавший свою культурную среду. Большая часть населения в тот период не умела ни читать, ни писать. Но это отнюдь не означало, что простые русские люди находились вне культуры. У них существовала своя, специфическая культура, а также исконная система представлений и духовных ценностей.

Народ создавал свои замечательные сказки, былины и песни, строил дома и храмы, мастерил множество самых разнообразных изделий из кожи, дерева, льна, камня, металлов. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. И когда славянофилы начали изучать этот красочный, для многих неизвестный мир, немалое число людей удивилось, какие, оказывается, россыпи культурного богатства существуют рядом с ними.

Обряд вступления в масонскую ложу

В первой половине XIX века представители привилегированных групп населения, так называемое образованное общество, начали осознавать культурную самобытность России. Они считали, что перед обществом стоит задача преодоления разрыва в культуре между верхами и низами.

Троицын день в Красном селе близ Москвы

Образование и наука. К началу 1830-х годов число университетов в России было невелико. Они имелись в Петербурге, Москве, Казани, Гельсингфорсе, Харькове, Дерпте, Вильне и Варшаве. В 1834 году открылся университет в Киеве. Лучшие студенты, как правило, посылались на учебу за счет государства за границу, главным образом в университетские центры Германии.

Девушка с бурачком

Самым крупным учебным заведением России являлся Московский университет. В 1831 году здесь обучалось около 800 студентов, или почти 30% всего их числа по России. При университете существовали Благородный пансион с шестилетним курсом обучения, куда принимались дети дворян, и Педагогический институт, готовивший учителей для школ и гимназий. В 1830— 1840-е годы в Московском университете обучались или преподавали видные ученые, составившие в первой половине XIX века славу русской исторической науки. В их числе — известнейшие историки Михаил Петрович Погодин (1800—1875), Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855).

Гениальный математик Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) создал так называемую систему неевклидовой геометрии, получившей название геометрии Лобачевского. Сын чиновника, в 1811 году он окончил Казанский университет, с которым и связал свою дальнейшую судьбу. В 1816 году он стал профессором, в 1820 году — деканом физико-математического факультета, а в 1827-м — ректором Казанского университета. Этот пост он бессменно занимал до 1846 года. Еще в 1826 году Лобачевский предложил новую формулировку аксиомы о параллельных прямых (5-й постулат евклидовой геометрии), которая легла в основу созданной им геометрической теории. Открытие Лобачевского не было оценено современниками и получило широкое признание лишь во второй половине XIX века, перевернув представления о природе пространства и оказав огромное влияние на развитие математического мышления. Много сделал Лобачевский и на посту ректора. При нем были построены университетская библиотека, обсерватория, созданы физический кабинет, химическая лаборатория, анатомический театр, кафедры восточных языков и т.д.

Московский университет. XIX в.

Больших успехов удалось добиться в географических исследованиях. Прочно утвердившись на Черном и Балтийском морях, русские флотоводцы стали осваивать океанские просторы. В 1803—1806 годах экспедиция Ивана Федоровича Крузенштерна (1770— 1846) и Юрия Федоровича Лисянского (1773—1837) на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершила первое в истории русского флота кругосветное плавание. Были обследованы малоизвестные районы Тихого океана, Аляска, нанесены на карты новые острова. Открытие мирового значения было совершено экспедицией Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778—1852) и Михаила Петровича Лазарева (1788—1851). В 1819— 1821 годах эти мореплаватели на шлюпах «Восток» и «Мирный» вновь обогнули земной шар, обнаружив неизвестный ранее материк — Антарктиду, а также острова в Тихом и Атлантическом океанах.

В России существовало несколько учебных заведений, готовивших отечественные кадры инженеров и техников: Петербургский технологический институт, Петербургский горный институт, Московский институт путей сообщения, Московское техническое училище, коммерческие и мореходные училища. Этого было явно недостаточно. Многие инженеры, начинавшие работу на российских заводах и фабриках, получали техническую подготовку и образование на зарубежных заводах и в иностранных учебных заведениях, большей частью в Англии и Германии.

Московское техническое училище

Н. М. Карамзин и его «История государства Российского». Журналист, писатель, общественный деятель, известнейший русский историк Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) родился в Симбирской губернии, в дворянской семье. В пансионе при Московском университете изучал древние и новые языки, отечественную и зарубежную историю и литературу.

Н. М. Карамзин

В 1789—1790 годах Карамзин совершил большое путешествие по Европе. Во Франции он оказался в период крушения монархии Бурбонов, став свидетелем торжества революционного насилия. Это произвело сильное, отталкивающее впечатление на писателя. До конца жизни он являлся противником революции.

Титульный лист 1-го тома «Истории государства Российского»

После возвращения в Россию Н. М. Карамзин основал «Московский журнал», ставший первым русским литературным журналом. В 1790-е годы в печати появились его стихи, повести, рассказы, путевые очерки. Имя стало известным, а произведения — популярными.

Н. М. Карамзин не раз обращался к Александру I с посланиями, в которых размышлял о пагубности любых резких изменений в системе политического устройства страны. Он считал, что ни введение конституции, ни установление республиканских порядков не обеспечивают свободу и процветание нации.

Восстание декабристов потрясло Карамзина. Мятеж 1825 года он назвал нелепой трагедией наших безумных либералистов.

Имя Н. М. Карамзина в первую очередь известно в нашей стране как имя автора многотомной «Истории государства Российского». 20 лет своей жизни он посвятил этому труду. Последний, 12-й том, был выпущен после смерти автора. История России воссоздана писателем от времен Киевской Руси до начала XVII века. «История…» Карамзина не только ценное историческое исследование, но и выдающееся произведение русской литературы. В нем широко использованы исторические документы (летописи, грамоты, судебники, записки иностранцев), воссозданы образы князей, царей, полководцев, государственных деятелей, строивших и защищавших нашу Родину на протяжении многих веков.

Развитие техники. В России всегда находились удивительно талантливые изобретатели-самоучки, порой делавшие большие открытия, создававшие уникальные механизмы и технические приспособления.

В истории техники запечатлелись имена отца и сына — Ефима Алексеевича (1774—1842) и Мирона Ефимовича (1803—1849) Черепановых. Они были крепостными крестьянами уральских заводчиков Демидовых. Старший Черепанов с 1822 года состоял главным механиком всех нижнетагильских заводов. Отец и сын по распоряжению хозяев побывали в Англии и Швеции, где изучали технику металлургического производства и машиностроение. Под их наблюдением на демидовских заводах начали производить паровые машины. Их сделали около 20, и Черепановы все время вносили в механизмы усовершенствования. Каждая последующая машина превосходила предыдущую по своим техническим характеристикам.

Модель паровоза Черепановых

За трудолюбие и изобретательский талант Черепановы получили освобождение от крепостной зависимости («вольную грамоту»). В 1834 году Черепановы построили первый паровоз в России, а в 1835 году — второй, более мощный.

Еще одна династия изобретателей, отец и сын, также оставила заметный след в истории отечественной техники. Это Козьма Дмитриевич (1726—1800) и Петр Козьмич (1775—1839) Фроловы. Старший Фролов создал на алтайском Змеиногорском руднике комплекс сооружений и приспособлений, позволивший механизировать многие производственные процессы и резко увеличить добычу руды. Его сын в 1809 году выполнил чертежи, по которым в России была построена первая конно-чугунная железная дорога. Этот вид городского транспорта (конка) получил в стране широкое распространение во второй половине XIX века.

Вопросы и задания

  1. Каковы были различия между дворянской и народной культурой? О чем они свидетельствовали?
  2. А. С. Пушкин назвал Н. М. Карамзина «последним летописцем». Как вы понимаете это образное выражение?
  3. На основе анализа текста учебника и документов объясните, в чем суть общественно-политической позиции Н. М. Карамзина.
  4. Раскройте отношение Н. М. Карамзина к революциям, западноевропейским формам общественного устройства, крепостничеству. Определите и обоснуйте свое мнение.
  5. В каких городах Российской империи существовали университеты? Расскажите о самом крупном из них.
  6. Каковы были достижения российской науки в первой половине XIX века?

Документы

Из сочинений Н. М. Карамзина:

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего

История, представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческой силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим

Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее

Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы Да цветет Россия!

  1. Как вы понимаете слова историка о том, что «история есть завет предков к потомству» ?
  2. Какую роль отводит Н. М. Карамзин изучению истории в решении задач нравственного воспитания народа? Почему именно эту задачу он выдвигает на первый план? Созвучна ли эта задача дню сегодняшнему ?

ственному труду. Интересный пример можно привести с урока политэкономии в спецсельхозшколе, который показывает особенность практического мышления тувинского учащегося. Когда его спросили, сколько будет j от 100? «Студент долго ломал голову, а когда этот же вопрос был задан в конкретной форме ] от 100 рублей, сразу ответил 25 рублей»25.

Большую сложность для тувинцев представляла еще и иная культурная среда, непривычная городская жизнь среди другого народа. Для населения они были представителями «культурно отсталой нации». Несмотря на интернациональные лозунги избежать бытового национализма было невозможно. Тувинцы переносили с собой свое мировоззрение и частично образ жизни. Те, кто не справлялся с учебой и с тоской по родине, отвечали на все требования агрессией и озлобленностью.

Все вышеперечисленные проблемы усложняла и политическая обстановка. Из любого учебного заведения легко могли отчислить за сомнительное социальное происхождение или неправильный классовый подход. Политическая жизнь в Туве вызывала разногласия среди студентов. В 1935 г. в учащиеся сде-

лали несколько «контрреволюционных» выступлений. Сурунма говорил: «Троцкий все-таки прав был, когда он говорил, что в крестьянской стране нельзя построить социализм, это тем более относится к Туве. Нам еще неизвестно — будет ли Тува развиваться по социалистическому пути или нет», а Лагпа заявил: «В 1937 г. по нашим расчетам в Туве должен произойти переворот, отход от СССР и переход в Японское подданство»26. В связи с этим в сельхозшколе были срочно прочитаны следующие лекции: 1) Колониальная политика японского империализма; 2) Троцкизм, как передовой отряд контрреволюционной буржуазии; 3) Зиновьевская антисоветская группа и ее подонки; 4) Ленинская теория о некапиталистическом пути развития.

Таким образом, в сложных условиях 1930-х гг., в ТНР при значительной помощи Советского Союза выросли свои национальные кадры и были сделаны первые, очень важные шаги в сторону социального и культурного прогресса. Поэтому в ст.1 Конституции ТНР от 1941 г. интеллигенция впервые упоминается в числе «трудящихся» наряду с аратами-скотоводами и рабочими .

Библиографический список

1. Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. — Новосибирск, 1982.

3. Под знаменем Октября (Горный Алтай за 50 лет Советской власти). — Горно-Алтайск, 1967.

4. Конституции Тувы / Сост. Дубровский В.А. — Кызыл, 1999.

1. Aranchyn, Yu. L. Istoricheskiy put’ tuvinskogo naroda k sotsializmu. — Novosibirsk, 1982.

3. Pod znamenem Oktyabrya (Gornyj Altay za 50 let Sovetskoy vlasti). — Gorno-Altaysk, 1967.

4. Konstitutsii Tuvy / Sost. Dubrovskiy V.A. — Kyzyl, 1999.

Статья поступила в редакцию 31.08.11

УДК 271.2

Kornev V.A. THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE IN RUSSIA. The

Key words: church, Orthodoxy, revival of the orthodox culture, festival of the orthodox music, pilgrimage programs.

В.А. Корнев, доц. ВИК, г. Воронеж, E-mail: vkornev48@yandex.ru

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье исследуется история и современное состояние проблемы участия Русской Православной церкви в развитии культуры Российского государства. Анализируется опыт сотрудничества Церкви и государства в этой сфере и перспективы его развития.

Ключевые слова: церковь, Православие, возрождение православной культуры, фестиваль православной музыки, паломнические программы.

Патриарх Алексий II писал: «Не отвержение культурных богатств прошлого, но духовное осмысление и преображение его было важнейшей доминантой святоотеческой мысли. Задача усвоения и осмысления культурного достояния человечества стоит перед нами и сегодня» . В России историческое место церкви в жизни общества и государства было значительным. Именно она сохранила культуру, письменность, да и саму русскую нацию. «Основное свойство русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра Царствия Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни», — так определяет значение религиозности в жизни русских людей профессор Н.О. Лосский , а философ И.А. Ильин видит исключительное значение христианства для развития культуры в одухотворенном творчестве, в духе «овнутрения» («Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21), согласно которому «нравственное состояние человека ценится не по его матери-

25 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.16.

26 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп. 1, д.783, л.96.

альным последствиям и не по внешней пользе, но по внутреннему состоянию души и сердца» .

Г. В. Флоровскому, богослову, философу и историку, автору фундаментального труда «Пути русского богословия» принадлежат такие строки: «История русской культуры начинается с Крещения Руси. Языческое время остается за порогом истории» . Это не значит, что не было языческого прошлого, но для русского народа принятие христианства означало разрыв с прошлым. В этот момент происходило пробуждение русского духа, который вступил во взаимодействие со всем окружающим культурным миром и создал новую — православную культуру. Характеризуя черты христианской культуры, И.А. Ильин отмечал: «Христианин не верит в культуру без любви» . Русская культура избрала не тропу холодной аналитики, а путь поиска истины, основой которого стала любовь к конкретному человеку, отразившаяся в творчестве писателей XIX в.: Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Не случайно тема «маленького человека», открытая русской литературой, оказала такое влияние на мировую культуру.

Основной задачей церкви при крещении Руси было создание нового типа человека на основе христианской культуры, привнесенной на Русь князем Владимиром. Церковь в первую очередь повлияла на нравственность, раскрыв для язычников понятие греха. Мысль о неизбежном божественном суде корректировала нравственное поведение людей. Князь Владимир, будучи язычником, убил своего брата Ярополка и завладел его женой. Став же христианином, он не карал даже злодеев, а его сын Борис вместо того, чтобы воспользоваться сочувствием к нему киевлян и войска и прогнать брата Святополка, стремившегося захватить власть в Киеве, признал его старшинство, а потом мученически погиб от его руки, став вместе с братом Глебом первым русским святым-страстотерпцем.

Киево-Печерские подвижники оказались первыми, кто осуществил идею аскетического жития, цель которого состояла в ограничении, подавлении чувств и устремлении к жизни духовной. Они стали конкретным воплощением новых христианских идеалов и служили нравственным идеалом для большинства народа. Под влиянием христианской религии перестраивались отношения в обществе: было запрещено многоженство, девушка могла сама выбирать мужа, рабовладельцы добровольно, ради спасения души, смягчали свои права или даже отпускали рабов на волю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вводя на Руси христианство, князь Владимир заботился и о просвещении и культуре своего народа. Вместе со святынями он привозил греческих учителей, которые должны были обучить народ грамоте и языкам. При церквах стали открываться школы. Одной из областей влияния церкви было просвещение, так как книжность, искусство и науки были ее естественными спутниками.

Сын Владимира Ярослав Мудрый продолжал решать проблему повышения культурного уровня общества на основе христианской религии. Он много читал, знал несколько языков, так же воспитывал своих детей. При нем книжная мудрость начинала приобретать практический уклон. Появлялись разного рода поучения. В монастырях велось летописание, писали сочинения политического характера, переписывали и писали иконы, занимались переводами Священного Писания и другой литературы. В 1056-1057 гг. появилось «Остромирово евангелие» -старейшая из сохранившихся датированных рукописных книг. Были написаны такие памятники древнерусской литературы как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, на рубеже XI-XII вв. монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал «Повесть временных лет» — первое письменное изложение истории Руси, появилась и светская литература — «Слово о полку Игореве». Все эти произведения были написаны или монаха-ми-книжниками, или мирянами, прошедшими обучение в монастырских стенах.

Первые в истории Руси мужской и женский монастыри Св. Георгия и Св. Ирины тоже были основаны Ярославом. В XI в. возник еще ряд монастырей, в том числе Киево-Печерский, сыгравший в дальнейшем большую роль как в церковной, так и в общекультурной жизни страны. При княжеском дворе и в монастыре существовали школы. Под влиянием Православия развивалась архитектура: в Киеве был сооружен Софийский собор, Золотые ворота, церкви украшались фресками и иконами. Появляются свои архитекторы, иконописцы, писатели, которые творят древнерусскую самобытную культуру.

Огромную роль в сохранении и умножении не только культуры, но и духовности, процессе нравственного преображения в обществе играли монастыри. Первоначальной их задачей являлось не служение человеческому обществу, это было место спасения православных верующих от соблазнов мира, но с течением времени монастыри стали средоточением духовной, нравственной и культурной жизни общества. В то же время монастыри оказывали влияние на народ через «учительных монахов», некоторые из которых, даже затворившись от мира в своих кельях для поста и молитвы, принимали стекавшийся к ним народ, искавший наставления.

Русская Православная церковь (далее РПЦ) выступала против княжеских усобиц, а в период татаро-монгольского нашествия объединяла народ для борьбы с угнетателями, становясь центром патриотического воспитания. Именно в этот период возник новый религиозно-просветительский политический центр Руси — Троице-Сергиев монастырь. Его основатель преподобный Сергий Радонежский проповедовал недопустимость междоусобной борьбы русских князей, помогал Дмитрию Донс-

кому собрать народное ополчение на борьбу с золотоордынскими полчищами Мамая. В этом монастыре окормлялся духовный сын Сергия Радонежского выдающийся иконописец Андрей Рублев — автор знаменитой «Троицы», символа единения и милосердной любви.

Культуру Православной Руси, которая сохранялась в монастырях, отличает высокий уровень духовности. Монастыри были охранителями не только христианской религии, искусства, книжности, но и просвещения. При них открывались школы, где обучали грамоте, иностранным языкам, переводу, рассуждению и чтению святоотеческой литературы. А.С. Пушкин считал, что Екатерина II нанесла непоправимый удар по русскому просвещению, когда в результате секуляризации из 732 мужских монастырей в Великороссии осталось 161, а из 232 женских — 39.

Печатное дело тоже стремилось нести в народ основы христианской религии. Первыми напечатанными Иваном Федоровым книгами были «Евангелие», «Апостол», «Псалтырь» и «Часослов», а в 1580-1581 гг. в Остроге им была издана знаменитая «Острожская Библия» — первая печатная на православном востоке. Франциск Скорина переложил книги Ветхого Завета на русский язык и напечатал «Русскую библию», «Апостол» и «Псалтырь». В XVII в. печатались уже не только богослужебные книги, но и учебники, сборники святоотеческих трудов: «Грамматика церковно-славянского языка» епископа Мелетия Смотрицкого, «Лествица» Иоанна Лествичника, «Толкование четвероевангелия» Ф. Болгарского, «Сборник писем» Ефрема Сирина, «Сборники поучений» и другие.

Вплоть до XVII в. мировосприятие и быт русского народа формировались церковью. Семейная, общественная и государственная жизнь подчинялись церковным установлениям. Представители всех сословий следовали нравственным правилам, установленным церковью. Культура была основана на православной церковности.

Со второй половины XVII в., когда из-за раскола православные иерархи призвали на помощь светские власти и попросили их «разобраться» в чисто церковных делах, положение русской церкви в государстве стало меняться. «Духовный регламент» 1721 г., изданный Петром I, до мелочей расписал жизнь и деятельность приходского и монастырского духовенства, стал бюрократической инструкцией русской церкви. Из наставника и учителя священник все больше превращался в не рассуждающего соглядатая и «пастуха» паствы. Но хотя Петр I и стремился приобщить Россию к европейской культуре, которая была на рубеже XVII-XVIII вв., безусловно христианской, он был твердо убежден в необходимости сохранить Православную веру и господство Православной церкви, поскольку она находилась в тесной связи с национальными чувствами и соображениями государственной пользы.

В противовес официальной церкви в XVIII в. возродилась традиция православного старчества — особого служения, имевшего в виду нравственное и духовное совершенствование самих схимников-монахов и духовное окормление ими монахов и православного общества. Обитель Паисия Величковского в Молдавии становится новым типом монастыря, в котором монахи приходят к старцу и открывают ему свои помыслы. Схимник-монах дает им наставления для достижения праведной жизни. В монастыре была восстановлена не воспринятая Западом исихастская практика «умно-сердечного делания». Здесь возродилась традиционная книжная культура, началось изучение и перевод трудов святых отцов церкви, раскрывающих смысл христианской религии. Местом, где в XIX в. продолжилась традиция духовного просвещения и нравственного воспитания православного общества посредством старчества был монастырь Козельская Введенская Оптина Пустынь. Одной из форм культурного служения этой обители стало книгоиздательство святоотеческих трудов, начатое под руководством иеромонаха Макария (Иванова). Иеромонаха Амвросия (Гренкова), канонизированного в 1988 г. Поместным Собором РПЦ, посещали многие выдающиеся деятели русской культуры: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, М.П. Погодин, Н.Н. Страхов, В.В. Розанов. Жил и работал в Оптиной Пустыни, а затем принял монашество писатель, философ и патриот К.Н. Леонтьев.

В XIX в. одним из известных православных подвижников был Серафим Саровский, в народном церковном сознании стоящий рядом с преподобным Сергием Радонежским. Канонизированный в 1903 г., Серафим Саровский стал примером нестя-

жания, добротолюбия, истинно христианского подвижничества, открывавшего новые пути для духовного возрождения русского общества.

Начиная с середины XIX в. в глазах некоторой части интеллигенции церковь с ее проповедью добра и любви, защищающая царя как помазанника Божия, стала оплотом политической реакции. Бунт против церкви подняли еще в стенах семинарий

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, но не все революционеры были последовательными атеистами: А.И. Герцен, отрицательно относившийся к церкви, по его словам, «не мог читать Евангелие без слез»; образ Христа как гонимого миром странника был близок и народовольцам.

На пороге XX в. в трудах Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, в произведениях В. Брюсова, А. Блока, З. Гиппиус и других философов, поэтов и писателей «серебряного века» мы видим уже не бога-истину, а бога-гипотезу. Замена идеи богочеловече-ства человекообожением, поиски истины вне Христа приводят культуру к размыванию границ добра и зла.

Революция 1917 г. довершила начатое отвержение религиозных истин, заменив их коммунистическими идеалами. Божественные законы были заменены коммунистической идеологией, противостоящей христианству. Патриарх Алексий II так охарактеризовал этот период жизни нашего государства: «Это было драматическое столетие. Политика государственного атеизма была направлена на то, чтобы отторгнуть церковь от жизни народа, возвести средостение между верой и всеми сферами общественной жизни: наукой, культурой, образованием, воспитанием молодежи и воинством. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад». Обращая внимание на падение нравственности в современном обществе, он говорил: «Страшны плоды отступничества. Законы духовной жизни непреложны. Если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения» .

Возрождение российского общества, основанное на принципах православной духовной культуры и соборности, в начале третьего тысячелетия возможно не только благодаря служителям церкви, но и русским людям, сохранившим в глубине души основные заповеди христианства и следовавшим им в своей жизни, сохранившим русский менталитет, русскую культуру и русскую государственность. Культура и искусство должны и могут быть важным вкладом в миссионерское служение Церкви.

Наиболее успешными формами такого служения в наше время стали творческие конкурсы и православные выставки. Один из таких конкурсов — «Православие на телевидении» — стал, по словам Патриарха Алексия II, подлинным телефорумом всей России, демонстрирующим высокий уровень православного телевидения. Ныне, когда бездуховность массовой культуры способна только увеличить разделение в обществе, большое значение имеет проповедь евангельской истины, раскрытие духовной сокровищницы Православия. Эти задачи решает и крупнейший кинофестиваль православных и славянских народов «Золотой витязь», проходящий в различных городах России с начала 90-х годов, открывший много новых талантливых православных художников, режиссеров и актеров.

Другой пример успешного распространения православной культурной традиции — выставка «Русь православная», собирающая иконописцев, художников, архитекторов, издателей, представителей церковных и светских организаций из десятков городов России. Выставка стала толчком к возрождению различных традиционных промыслов и ремесел, созданию православных творческих объединений и мастерских в различных сферах деятельности. Подобных выставок действует несколько в различных городах России.

Библиографический список

Важным направлением возрождения православной культуры является восстановление храмовых и монастырских комплексов и их убранства. Большая часть этих комплексов является музеями. В таких случаях особенно важно сотрудничество Церкви и государства, которое в данном случае может приводить к созданию совместных церковно-государственных музеев, где интересы музейных сотрудников и священнослужителей будут объединены в деле сохранения и использования по православным канонам этих древних святынь.

Еще одно направление культуры, особо почитаемое в Церкви — духовная музыка, в развитии которой есть много примеров сотрудничества Церкви и общества. Большой интерес и положительные отклики у населения получают фестивали и концерты духовной музыки, как, например, Пасхальные музыкальные фестивали в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. В них участвуют ведущие музыкальные коллективы и исполнители, хоры. Уже ряд лет проводится в Москве фестиваль православной музыки, ставящий целью возрождение церковно-певческого искусства. Они организуются светскими музыкальными учреждениями при поддержке церкви и привлекают большое количество слушателей.

В Екатеринбурге проходит цикл встреч «Православие и русская современная культура», одним из итогов которого стало решение о создании в городе общественного Комитета по защите нравственности, подобные которому уже действуют в некоторых епархиях. Определенный интерес к Православию возникает среди студентов и преподавателей творческих ВУЗов, которые включают в свои программы задания, касающиеся православной тематики, организуют ознакомительные практики в храмах и монастырях.

Каждый регион имеет свои национально-культурные особенности, поэтому важной чертой отношения церкви к вопросам культуры является бережное отношение и изучение сохранившихся традиций населяющих данный регион народов. «Православие учит видеть во всех людях своих ближних, таких же как мы сами, независимо от их взглядов и национальности, так как у всех один Отец Небесный. И только когда найдены точки сближения, общие взгляды и позиции, возможно останавливаться на том, что разделяет, значение которого уже не будет преувеличено» . Значительной популярностью пользуются проводимые в регионах православные, краеведческие и паломнические программы, включающие в себя посещение и изучение православных святынь, храмов и монастырей. Эти программы привлекают к себе общественное и государственное внимание и способствуют их возрождению. Они могут быть приурочены к местным престольным праздникам, Пасхе, Рождеству, Троице. В праздничные и иные мероприятия могут входить все основные формы культурно-просветительской деятельности: концерты духовной музыки приходского хора, выставки картин православных художников, экскурсии и поездки по святым местам, краеведческие походы и исследования, экологические и природоохранные программы, сотрудничество с музеями, особенно имеющими церковную тематику, проведение бесед и семинаров. Для развития этих направлений деятельности при поддержке приходов могут создаваться и действовать историко-культурные общества, братства, паломнические службы, художественные студии и другие объединения. Подобный опыт уже существует и заслуживает внимания и дальнейшего развития.

Церковь стремится не противодействовать окружающему мироустройству, когда оно не близко евангельским заповедям и православной культуре, а старается освободить его от греховного содержания, чтобы Христос «вселялся верою в наши сердца» (Еф. 3:17). Именно с помощью культурно-просветительских мероприятий каждый приход при поддержке местной власти и общественных организаций может вести широкую православную миссию.

2. Лосский, Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. — М., 1991.

3. Ильин, И.А. Основы христианской культуры. — Псков, 1998.

4. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Минск, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Хомяков, Д. Православие. Самодержавие. Народность. — М., 2005.

2. Losskiy, N.O. Harakter russkogo naroda // Usloviya absolyutnogo dobra. — M., 1991.

3. Il’in, I.A. Osnovy hristianskoy kul’tury. — Pskov, 1998.

4. Protoierey Georgiy Florovskiy. Puti russkogo bogosloviya. — Minsk, 2006.

5. Homyakov, D. Pravoslavie. Samoderzhavie. Narodnost’. — M., 2005.

Статья поступила в редакцию 14.09.11.

УДК 2-9 571.17

Е.А. Серова, соискатель каф. истории и культуры России КемГУ, г. Кемерово, E-mail: kanitell@list.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ОБЩИН ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1940-1960-Е ГГ.

Статья посвящена истории общин Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в Кемеровской области в период с 1940-х по 1960е гг. В статье приводится описание внутренних процессов, происходящих в общинах ЕХБ Кемеровской области в указанный период, а также изменение численности и характеристика национального, половозрастного состава общин. Прослеживается влияние вмешательства государства во внутреннюю жизнь общин и последствия данного вмешательства.

Ключевые слова: Евангельские христиане-баптисты; Кемеровская область; движение «Инициативников»; государственноконфессиональные отношения.

Согласно официальным данным Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области на 18. 05. 2009 г., в Кемеровской области зарегистрировано 15 религиозных организаций Евангельских христиан-баптистов (далее ЕХБ) , общей численностью верующих от 1500 до 2000 человек. Появление общин ЕХБ на территории современной Кемеровской области датируется весной 1919 г., когда в г. Щегловск (современный г. Кемерово) из г. Новосибирска приехал пресви-тер-благовестник Фролов Петр Лукич . Следует заметить, что к этому моменту баптистские общины на территории России действовали уже более полувека (с 1860 гг.). Ключевым периодом в истории общин ЕХБ Кемеровской области, которому исследователи в настоящее время уделяют большое внимание , является период 1940-1960-е гг.: время легализации деятельности общин и начало «хрущевских» гонений.

Зарегистрированные общины

19 мая 1944 г. вышло Постановление об организации Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров СССР, в ведение которого передавались «связи» со всеми другими, кроме православных, религиозными организациями. С 1946 г., в связи с преобразованием Совета народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР, Совет по делам религиозных культов стал именоваться — «Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР» (далее СДРК) . Осенью 1944 г. был образован Союз Евангельских Христиан и Баптистов с Всероссийским Советом ЕХБ (далее ВС ЕХБ). В ноябре 1944 г. выходит Постановления СНК «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» за № 1603 . Создание Союза еХб и постановление дали возможность для официального оформления деятельности общин. К началу регистрации на территории Кемеровской области на нелегальном положении было более 20 общин, зарегистрировано было только 5 из них (табл. 1).

Таблица 1

Кемеровской области (1946-1947 гг.)

Община, дата регистрации Адрес ФИО пресвитера Численность (чел.)

Кемеровская община 30 октября 1946 г. г. Кемерово, ул. Заводская, дом 121 Васильев Василий Николаевич 366

Осинниковская община 20 декабря 1946 г. г. Осинники, ул. Косой Лог, дом 91 Назаров Никифор Федорович 42

Община дер. Байдаевка 3 января 1947 г. дер. Байдаевка, ул. Коки-Наки, дом 16 Мазанный Алексей Алексеевич 40

Ленинск-Кузнецкая община 20 декабря 1946 г. г. Ленинск-Кузнецкий, ул. 10 лет Октября, дом 100 Шелестов Иосиф Григорьевич 237

Община г. Сталинска 20 декабря 1946 г. г. Сталинск, ул. Трамвайная дом 34 Орлов Константин Григорьевич 211

(Составлена по данным ГАКО. Ф. Р — 964. Оп. 1. Д. 9. Л. 57)

Из данных таблицы 1 видно, что зарегистрированы были общины в городах и крупных населенных пунктах с максимальным числом верующих. Все 5 общин ЕХБ были зарегистрированы с формулировкой «как ранее действующие». Следует отметить, что девятнадцати общинам было отказано в регистрации, несмотря на то, что общины имели все необходимое для регистрации: молитвенный дом, достаточное число верующих (не менее 20 человек). За 1946 г. было отклонено 10 ходатайств, за 1947 г. — 7, за 1948 г. — 2. Это можно объяснить тем, что на местах «ориентировались на определенный, установленный руко-

водством из Москвы, фиксированный количественный интервал (от 3 до 5 регистраций)» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оглавление
С.
Введение 3
1. Влияние христианства на становление русской школы иконописи 4
2. Становление архитектуры на Руси Х–XI вв. 7
3. Христианские традиции в древнерусской литературе 9
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Крещение Руси стало поворотным пунктом в истории и культуре Руси. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства.
Актуальность работы заключается в рассмотрении того, что христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира ― Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.
Цель работы состоит в изучении роли христианства в развитии русской культуры.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) определить влияние христианства на становление русской школы иконописи;
2) рассмотреть становление архитектуры на Руси Х–XI вв.;
3) изучить христианские традиции в древнерусской литературе.
Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед.
1. Влияние христианства на становление русской школы иконописи
Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку человека, открывало в природе «мудрость» мироустройства и божественную целесообразность.
Одна из величайших святынь Византии ― древнейшая икона Божией Матери ― в XII веке была привезена из Византии на Русь. Ныне эта «драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери» .
Искусство Византии, аскетическое и суровое, торжественное и изысканное, не всегда достигает той духовной высоты и чистоты, которые свойственны общему уровню русской иконописи. Оно выросло и сформировалось в борьбе, и эта борьба наложила на него свой отпечаток. Византия (хотя ею были восприняты и достижения римской культуры) ― главным образом, плод античной культуры, богатое и разнообразное наследие которой она была призвана воцерковить.
Вместе с христианством Россия получила от Византии в конце Х века уже установившийся церковный образ, формулированное о нем учение и зрелую, веками выработанную технику. Ее первыми учителями были приезжие греки, мастера классической эпохи византийского искусства, которые уже с самого начала в росписях первых храмов, как, например, Киевской Софии (1037―1161/67), пользовались помощью русских художников. К XI веку относится и деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия (Алимпия) (около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория. Св. Алипий считается родоначальником русской иконописи. С детства начинавший заниматься иконописью с приезжими греческими мастерами, затем ставший иеромонахом, он отличался неустанным трудолюбием, смирением, чистотой, терпением, постом и любовью к богомышлению. Это был один из подвижников-аскетов, прославивших Киево-Печерскую Лавру.
В лице свв. Алипия и Григория русское церковное искусство с самого начала своего существования направляется людьми, просвещенными непосредственным ведением Откровения, которых впоследствии так много имела русская иконопись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *