Ростов великий соборы

Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.

Один из древнейших храмов на Ярославской земле. Существующий собор возведён на рубеже XV — XVI веков.

12 фотоСмотреть фотогалерею 12 фото Успенский собор и звонница. Фото И.Ф.Барщевского. Конец XIX в. из

На месте, где сейчас стоит Успенский собор, еще в конце Х в. была построена дубовая церковь. В ХII в. вместо неё был построен собор из белого камня, который рухнул после пожара и был восстановлен в ХIIIв. В пожар 1408 его своды и глава обрушились, храм был снова восстановлен. Нынешний огромный собор возведен в ХV или ХVI в.

Митрополит Иона, управлявший Ростовской митрополией 38 лет (1652−1690), проявлял неустанную заботу об укреплении Успенского собора. В 1659 Иона решил расписать собор стенным письмом. В отписке ярославского воеводы Татищева за 1659 говорится, что ярославские иконописцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «с товарищи 5 человек взяты к Ионе соборные церкви для стенного письма». Однако срочный вызов митрополита в Москву не позволил осуществить этот замысел летом 1659. Интерьер собора был расписан в 1669—1671 дружиной ярославских мастеров в составе Севастьяна Дмитриева, Василия и Константина Ананьиных, Григория Степанова, Дмитрия Григорьева Плеханова, Дмитрия Афанасьева, Якима Филатова, Ивана Гордеева, Адриана Иванова, Петра Лукина, Тимофея Федотова, Федора Савина, Прокопия Семенова, Карпа Михайлова и Ивана Карпова.

Подчиняясь веянию моды и следуя общему духу времени, последователь Ионы митрополит Иосаф Лазаревич (1691−1701) предпринял существенные переделки в интерьере собора. В 1696—1698 по его указу была произведена растеска окон и реставрация отдельных фрагментов стенной росписи на оконных откосах и на восточной стороне каменной алтарной преграды. Реставрацию росписи производил лучший ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов с товарищами. Он же переписал вновь соборные паперти. При Иосафе Лазаревиче был разобран в 1690-е древний тябловый иконостас собора и сооружен новый в стиле украинского барокко. Иконостас Иосафа сгорел при пожаре 1730. Между 1733 и 1740 при архиепископе Иоакиме были сооружены новые иконостасы: большой 6-ярусный и четыре малых вокруг столбов.

После посещения Ростова императрицей Екатериной II на пожалованные ею деньги началась реставрация стенного письма. В 1778—1779 митрополит Самуил Миславский поручил реставрацию собора московскому мастеру Иоанну Дементьеву сыну Лигоцкому в технике масляной живописи. В 1795 при протоиерее Гаврииле обветшавший алтарь храма был вновь прописан масляной живописью. В 1797 древние слюдяные оконцы впервые были заменены стекольчатыми.

В 1841—1843 по распоряжению протоиерея Андрея Тихвинского было проведено третье поновление собора масляной техникой. Провел это поновление ростовский мастер Арсений Иванович Мальгин вместе со своим помощником дворовым человеком помещицы Семенской из деревни Песков Алексеем Федоровичем Крыловым.

Летом 1884 в Леонтьевском приделе собора проводились раскопки под наблюдением Московского Императорского Археологического общества. Были обретены мощи св. Леонтия. После раскопок в приделе была произведена реставрация. В нем выстроили каменную алтарную преграду и каменный барьер с ширинками, отделивший пещерный храм от главного алтаря собора. В 1885 алтарная преграда была расписана «в древнем стиле» реставратором Николаем Сафоновым. В 1887 проводилось последнее, пятое по счету, поновление стенописи собора в технике масляной живописи. На сей раз ее выполняли живописцы очень плохой квалификации: ростовские мещане братья Алексей и Илья Бубновы. Их задача по контракту состояла в основном в промывке живописи и покрытии ее новым слоем олифы.

В 1956 реставратором В. Г. Брюсовой были проведены пробные расчистки в жертвеннике собора. В 1973—1974 бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ под руководством В. И. Васина произвела экспериментальные расчистки фресковой росписи из-под нескольких слоев масляной записи. Работы, проведенные ими в Игнатьевском приделе (жертвоприношение собора), положили начало новому периоду в подлинно научной реставрации и консервации соборного интерьера.

Первоначальная стенопись собора была исполнена в древних традициях строгого и торжественного стиля, которые более всего соответствовали его величественной архитектуре.

В центральном куполе изображен Вседержитель, благословляющий десницею и держащий в шуйце (левой руке) раскрытое Евангелие. Вокруг него 12 серафимов, между окнами 8 ангелов, 16 херувимов, ниже 8 праотцев в рост, еще ниже в кругах 12 пророков. На парусах евангелисты, между ними «Нерукотворный убрус», на подпружных арках свода апостолы из числа 70. На сводах собора 12 членов «Символы веры». В трех верхних ярусах стен иллюстрации к Новому Завету и земной жизни Иисуса Христа. В четверном ярусе сцены из жития Богородицы и ее Успения, в пятом «Вселенские соборы». Всю западную стену занимает «Страшный суд».

В своде центрального алтаря «Отечество». В конхе «Распятие» с предстоящими, ниже Христос, сидящий на престоле. По сторонам сцены из «Литургии». В горнем месте под троном Вседержителя «Царь Константин» и «Епископ Сильвестр», по сторонам «Собор благочестивых». В апсиде 12 святителей в рост. На западной стене центрального алтаря над царскими вратами девять ангельских чинов. В конхе жертвенника «София Премудрость Божия», в апсиде «Тайная вечеря» и «Омовение ног», ниже архидьяконы в рост. На западной стене жертвенника «Преломление хлеба апостолом Петром». На северной стене арочного приема избранные ростовские святые, ниже мученики Гурий, Самон и Авив, на южной стене «Се не вздремлет храняй Израиля».

Над жертвенником ризничная палатка. На стенах палатки написаны на белом фоне красный херувим, Голгофа и колоссальных размеров красно-черный орнамент, напоминающий узор на турецких бархатах.

В куполе Леонтьевского придела «Аз днесь родих тя», вокруг 10 херувимов, в барабане 6 святителей, ниже 8 ростовских и московских чудотворцев в кругах, на парусах апостолы из числа 70. В конхе алтаря «Ветхозаветная Троица», в апсиде сцены из жития св. Леонтия, ниже Христос, Богоматерь и 12 апостолов в рост. На стенах придела отдельные святители и сцены страданий апостола Андрея, мученицы Екатерины и св. Севастиана.

В 1991 году собор возвращён Русской православной церкви. В последние годы здесь проведены большие реставрационные работы: восстановлена дренажная система, кровля, отреставрированы фасады. Собор открыт для посещения, но богослужения проводятся только по особым праздникам.

Самый большой храм Ростовского Кремля — Успенский. Как уже писала в предыдущем посте всего было 4 храма на этом месте. Тот, что мы видим построен в 1508 году. Высота собора с крестом достигает 60 метров. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей — Сергий Радонежский.

Странно, но Соборная площадь, на которой стоит храм и Звонница, не относятся к музею Ростовский Кремль. Сюда вход бесплатный, плата берется за подъем на звонницу 100р и фото/видео съемку в храме.

Святые ворота — главный вход в митрополичий двор. Через эти ворота митрополиты торжественно выходили на Соборную площадь. В 1670 году была надстроена церковь Воскресения.

Ростовские перезвоны потрясающие. В этот раз мне удалось подняться на Звонницу.

Мы слышали звон еще когда гуляли по Кремлю:
Проход наверх очень узкий, разойтись не получится. Ступени высокие, поэтому спускаться тяжелее чем подниматься.

Со звонницы открываются потрясающие виды на Соборную площадь, Святые ворота и Успенский собор.

Но главное, что можно увидеть колокола отлитые еще в XVII веке по заказу Ионы Сысоевича. Всего 15 колоколов, самый большой из них Сысой. А это третий по величине. Колокол «Лебедь» весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с «Полиелейным» в 1682 году. «Лебедем» его прозвали за красивый полётный голос.

Слева вроде колокол «Красный». У него очень интересный узор в виде ангелов.

Второй по величине колокол — тысячепудовый 16 тонн «Полиелейный», отлитый шестью годами раньше «Сысоя», в 1682 году, московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. «Полиелейный» в переводе с греческого означает «многомилостивый».

Сысой самый большой колокол, масса его 32 тонны и отлит он мастером Флором Терентьевым в 1688 году. Сысой отлит по заказу митрополита Ионы Сысоевича в память о его отце.

У него огромный язык.

Много и безымянных колоколов. Также в четвертом пролете из пяти колоколов сохранились три древних колокола: «Баран», отлитый московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных. Кроме них в этом пролете находится еще колокол «Голодарь» XIX века и небольшой колокол «Ясак», предназначенный для того, чтобы подавать сигнал к началу звона.

Если приедете в Ростов Великий обязательно поднимитесь на звонницу. Кстати, подъем возможен и зимой. А еще можно за денежку заказать звон, правда сколько стоит не знаю.

Теперь зайдем в Успенский собор. Сейчас он закрыт для посещения, можно пройти только к мощам Леонтия Ростовского. Поэтому покажу фотографии, которые я сделала в мае 2016 года.

Крыльцо пристроено в конце XVII века при строительстве Иоанном Сысоевичем Ростовского Архиерейского двора.

Здесь сохранились фрески, но сколько они еще продержатся не понятно.

Заходим в храм. Поражает размах, высота и масштабность.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах.

В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. В реставрации в 1950х годах были обнаружены фрески XVI века, а в нижней части даже XII века.

Сейчас храм производит очень гнетущее ощущение. Так как он не отапливается, то из-за холода и влажности фрески умирают. Сейчас проводят работы по установке теплого пола, но поможет ли это не понятно. Как рассказал нам сотрудник Музея Ростовского Кремля даже в июне температура в соборе не превышает 8-10 градусов.

Вообще удивительно, что хоть что-то сохранилось.

И все равно здесь очень красиво.

Отовсюду из темноты на тебя глядят святые лица.

Одним из главных видов разрушения ростовских фресок является выпадение штукатурки над шляпками левкасных гвоздей. Создателями росписи была выбрана технология, при которой для лучшего крепления на стене фресковой штукатурки — левкаса — использовались забиваемые в стену металлические гвозди с широкими шляпками. Таких гвоздей в стенах ростовских церквей необыкновенно много. При перепадах температуры воздуха, особенно частых осенью и весной, металлические гвозди расширяются или сжимаются значительно быстрее, чем кирпичная кладка и фресковый грунт.
Сейчас реставраторы стараются заменить металлические гвозди на глиняные.

Ростов бесспорно является Великим! Во-первых, Ростов возглавляет список древнейших городов Ярославской области (первое упоминание в летописях датируется 862 годом). Во-вторых, Ростов входит в Золотое кольцо России. В-третьих, на территории Ростова насчитывается 326 памятников культуры, а знаменитый Ростовский кремль включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Несмотря на такое изобилие древностей и громкое название, сейчас Ростов Великий представляет собой маленький провинциальный городок с населением 30 тысяч человек. Осмотреть основные достопримечательности такого города вполне можно за один день! Очень удобно, не правда ли?!

Первым делом отправимся в кремль, где примерим настоящие царские одеяния; посетим музей финифти с коллекцией лаковых миниатюр, датируемых XVI-XVIII веками; заглянем в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, с обзорной площадки которого можно бесконечно долго любоваться красотами озера Неро, а в завершении прогулки отведаем бодрящий горячий ростовский сбитень.

Ростовский кремль

Уже во времена правления Юрия Долгорукого (начало XI века) Ростов был богатым и многолюдным городом, и уважительное «прозвище» Великий получил, когда Москва только начинала строиться. По своим размерам Ростов уступал лишь Киеву и Новгороду.

В 1650-х гг. на берегу озера Неро началось строительство Ростовского кремля. Но строили его не как оборонительное сооружение, а как резиденцию митрополита, мечтавшего о создании райского сада, окруженного высокими стенами и башнями. В результате кремль получился с некоторыми архитектурными упрощениями, которые, в случае военной угрозы, пришлось бы наскоро устранять (широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях и т.д.).

Успенский собор, Одигитриевская башня и ограда Ростовского кремля

Признаться, задумка митрополита удалась, и ансамбль Ростовского кремля получился воистину лаконичным и притягательным, заслуженно получив статус главной достопримечательности города! Многие туристы без тени сомнения считают Ростовский кремль самым красивым из всех увиденных ранее кремлей.

Ансамбль Ростовского кремля

На схеме Ростовского кремля отчетливо видно, что вся его территория разделена на три части: Соборная площадь (слева), Архиерейский двор (в центре) и Митрополичий сад (справа).

Схема Ростовского кремля

С достоверными ценами на посещение Ростовского кремля можно ознакомиться на официальном сайте.

Соборная площадь

Пройдя под Святыми воротами, попадаем на Соборную площадь. Это не главный вход в кремль, зато так мы сможем осмотреть всю его территорию в хронологическом порядке.

Святые ворота – вход в Ростовский кремль

В центре Соборной площади возвышается белокаменный Успенский собор, построенный в 1508—1512 годах. Он построен на месте трех своих предшественников, ушедших в историю вместе с опустошающими пожарами.

Успенский собор в Ростовском кремле

Чуть позже у собора были переделаны главки, а с южной стороны пристроено нарядное крыльцо – так собору придали более торжественный вид в связи с начавшемся рядом строительством митрополичьего двора.

Успенский собор в Ростовском кремле

Нарядное крыльцо Успенского собора в Ростовском кремле

В 1682—1687 годах рядом с Успенским собором была выстроена лаконичная четырёхъярусная звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим. Украшают звонницу 15 колоколов, самый большой из которых весит около 33 тонн и называется «Сысой».

Звонница Успенского собора и Часовенная башня Ростовского кремля

А теперь пройдем на территорию Архиерейского двора под надвратной церковью Воскресения.

Надвратная церковь Воскресения в Ростовском кремле

Композиция с церковью, воротами и двумя круглыми башнями полностью симметрична. Проход через ворота символизировал вход в Царствие Небесное. Посетитель, проходя от Успенского собора к церкви Воскресения, образно двигается от смерти к жизни (от «Усыпения» к «Воскресению»).

Надвратная церковь Воскресения в Ростовском кремле

Архиерейский двор

Архиерейский двор – это самая большая, самая посещаемая и самая фотографируемая часть Ростовского кремля. На этой территории собрано самое большое количество архитектурных достопримечательностей.

Вот несколько панорамных видов Архиерейского двора:

Архиерейский двор Ростовского кремля

Архиерейский двор Ростовского кремля

Архиерейский двор Ростовского кремля

А теперь осмотрим Архиерейский двор поподробнее!

Надвратная церковь Воскресения, под которой мы перешли из Соборной площади в Архиерейский двор. Она была одной из первых церквей, возведенных в ходе масштабного строительства Ростовского кремля.

Церковь Воскресения (в центре) и Успенский собор (слева) в Ростовском кремле

Справа от церкви Воскресения располагается корпус Судебного приказа. Провинившихся (будь то духовенство епархии или мирские люди) доставляли в небольшой дворик за зданием Судебного приказа, где и осуществляли суд. Чаще всего это были дела, связанные с ересью, колдовством и прелюбодеянием.

Судный приказ в Ростовском кремле

Яркая и притягательная церковь Одигитрии была построена несколько позже основного ансамбля (в 1692—1693 годах), поэтому она не вписана в кремлевские стены, а пристроена рядом. Церковь построена в стиле московского барокко и раскрашена под бриллиантовый руст.

Церковь Одигитрии в Ростовском кремле

Из-за церкви выглядывает Одигитриевская башня.

Церковь Одигитрии в Ростовском кремле

Церковь с темно-зелеными куполами – это надвратная церковь Иоанна Богослова, построенная в 1683 году. Её история несколько трагична, но с хорошим финалом! С момента постройки церковь дважды горела, ее начали использовать под склады, и даже хотели разобрать. К счастью, городское сообщество отстояло памятник архитектуры.

Церковь Иоанна Богослова (слева) и Церковь Одигитрии (справа) в Ростовском кремле

В середине XX века в церкви провели капитальный ремонт, и теперь её врата служат центральным входом в Ростовский кремль.

Крыльцо церкви Иоанна Богослова в Ростовском кремле

Красная палата – это огромный двухэтажный каменный комплекс хором, предназначавшийся для размещения в нем приезжих государей. Название «Красная» произошло от старорусского «Прекрасная». Особым украшением Государских хором является массивное крыльцо с двумя шатрами.

Красная палата в Ростовском кремле

Большое желтое здание в духе классицизма – это Самуилов корпус, построенный при архиепископе Самуиле и выполнявший функцию митрополичьих покоев. Часть здания занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. После постройки зданию в разные века достраивали второй и третий этажи, а затем сменили внешний декор на классицизм.

Самуилов корпус в Ростовском кремле

Всем нам хорошо известен фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Так вот, кадры древней Руси были сняты именно в Ростовском кремле! К счастью сейчас для путешествия в прошлое машина времени не нужна — на территории Ростовского кремля любой турист может арендовать «царские наряды» на любой вкус, цвет и размер и в полной мере проникнуться окружающей атмосферой! Примерочная находится рядом с Самуиловым корпусом, около большой лестницы.

Очень приятно, царь!

В тени деревьев спряталась невысокая постройка красного цвета, именуемая Дом на погребах. Изначально здание было одноэтажным и выполняло роль хозяйственных построек: в погребах были устроены «холодильники», заполненные льдом с озера, а над погребами располагались сухие продовольственные склады (сушила). С 1698 года зданию был надстроен второй этаж, где разместились жилые кельи.

Дом на погребах в Ростовском кремле

Справа к дому на погребах через нарядный переход примыкает длинный Г-образный корпус – Иераршие палаты.

Переход между Домом на погребах и Иераршими палатами в Ростовском кремле

За переходом выглядывает Водяная башня, на которой размещена смотровая площадка. Очень скоро мы тоже на нее поднимемся!

Переход между Домом на погребах и Иераршими палатами в Ростовском кремле

Длинные Иераршие Г-образные палаты тоже изначально служили как хозяйственные корпуса. В них располагались ледник, сушила, пивоварня, поварня и прочие. Позже эти корпуса приспособили под жилые помещения.

Иераршие палаты в Ростовском кремле

Колодец, на вид очень древний!

Колодец в Ростовском кремле

Закоулок удивительной средневековой красоты! Здесь можно увидеть и Княжьи терема (кирпичная стена слева), и Белую палату (выступающая часть здания справа), и соединяющие их великолепные арочные переходы…

Белой палатой называлась трапезная, в ней митрополит устраивал торжественные трапезы. Отличительной чертой трапезной служат достаточно большие для того времени окна, украшенные каменной гирькой.

Княжьи терема и Белая палата в Ростовском кремле

Княжьи терема, также, как и церковь Одигитрии, разукрашены в стиле руст. Интересно, что князья тут никогда не жили, но в любом случае, эта постройка точно предназначалась для проживания.

Княжьи терема в Ростовском кремле

За переходом между Княжьими теремами и Иераршими палатами выглядывает Садовая башня.

Переход между Княжьими теремами и Иераршими палатами в Ростовском кремле

Из всех построек Архиерейского двора нам осталось осмотреть только церковь Спаса на сенях. Церковь выстроена на очередном хозяйственном корпусе, а точнее на хлебне и на сенях. Чтобы попасть в церковь Спаса на сенях необходимо подняться по лестнице на крышу соседней постройки. Массивное ажурное крыльцо – это и есть вход в церковь! А небольшая дверца правее – это вход в трапезную (Белая палата).

Вход в церковь Спаса на сенях в Ростовском кремле

Отсюда можно сделать несколько симпатичных кадров Архиерейского двора, а затем отправиться на смотровую площадку Водяной башни

Архиерейский двор в Ростовском кремле

Смотровая площадка Ростовского кремля

Обязательно поднимитесь на смотровую площадку Ростовского кремля, находящуюся на Водяной башне. Отсюда открываются замечательные виды на кремль и прочие достопримечательности Ростова Великого.

Вид на Ростовский кремль с Водяной башни

Ростовскому кремлю невероятно повезло! Посмотрите на все эти постройки, это всё-всё подлинное, а не воссозданная из руин копия. Ни во время Великой Отечественной, ни во время советской власти кремль не пострадал, его постройки не сносили и не разбирали по кирпичам, как это случалось с историческими постройками многих других городов России.

Вид на Ростовский кремль с Водяной башни

Самое разрушительное для Ростовского кремля событие произошло в 1953 году, когда над городом пронесся смерч, разрушив всю кровлю и побросав главки с соборов и церквей (при этом все постройки уцелели). В то время кремль долгое время находился в запустении и сильно обветшал. И смерч как нельзя вовремя напомнил, что пора бы уже браться за реставрацию.

Успенский собор (справа) и надвратная церковь Воскресения (слева) в Ростовском кремле

А вот и озеро Неро, и церковь Спаса на сенях на переднем плане. В центре кадра видна церковь Григория Богослова, которая расположена на территории Митрополичьего сада. Если хорошенько присмотреться, то на горизонте можно увидеть очертания Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Церковь Спаса на сенях в Ростовском кремле

Церковь Григория Богослова в Ростовском кремле

Церковь Спаса на сенях в Ростовском кремле

Иераршие Г-образные палаты и их премилейшие дымоходы, больше походящие на домики гномов, чем на печные трубы.

Дымоходы Иерарших палат в Ростовском кремле

Под высокими стенами кремля на берегу озера скромно приютился Рождественский женский монастырь, основанный в конце XIV века. Со смотровой площадки хорошо видны церковь Рождества Пресвятой Богородицы и церковь святителя Николая на Подозерке.

Рождественский женский монастырь в Ростове Великом

Также с дозорной башни можно разглядеть целые кварталы городских исторических построек. Торговые ряды и Гостиный двор заняли сразу несколько улиц, что в очередной раз напоминает насколько богатым и успешным был древний город Ростов. Самые старые из торговых домов датируются серединой XVIII века.

Гостиный двор и церковь Спаса на Торгу в Ростове Великом

Ростовская финифть

Ростов Великий славится своими изделиями из финифти – одним из видов русских народных промыслов. Однако, первые мастера и школы финифти на Руси появились далеко не в Ростове, но именно в здесь финифть смогли сохранить и массово популяризировать.

И по сей день ростовские мастера не позабыли сложнейшую технологию изготовления росписи лаковых миниатюр, которая, кстати, за прошедшие 250 лет ничуть не изменилась. Более того, в Ростове действует целая фабрика финифти, куда можно сходить на экскурсию и своими глазами увидеть всю последовательность изготовления этой миниатюрной красоты.

Альтернативой фабричной экскурсии является выставка старинных финифти в Ростовском кремле, которая расположилась в здании Судебного приказа.

Панно «Ростовский мастер финифтяных дел XVIII в. Алексей Игнатьевич Всесвятский»

В кладовых палатах под церковью Вознесения был обнаружен сундук с красками и документами 60-х гг. XVIII века, свидетельствующий о том, что в Ростовском кремле располагалась мастерская финифти. Конечно же, в то время все финифти были сплошь на религиозную тему.

Так выглядела финифть середины XVIII века:

Выставка финифти в Ростовском кремле

Выставка финифти в Ростовском кремле

А это финифть XIX века:

Выставка финифти в Ростовском кремле

В качестве основания под эмаль используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. Основой для живописи служит эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой в порошок белой эмали. Сейчас можно купить уже готовую эмаль, но раньше мастера изготавливали эмаль самостоятельно.

Эмалевый порошок наносится на медную пластину и обжигается в печи при температуре 700-800°C. Процедура повторяется по три раза с каждой стороны.

Выставка финифти в Ростовском кремле

Для росписи используются огнеупорные краски с температурой плавления от 700 до 800°С. Так же, как и эмаль, краски в древности каждый мастер изготавливал для себя вручную.

Роспись происходит в несколько слоев. Сначала наносятся основные цвета, после чего пластина обжигается в печи. Далее следует более детальная прописка и прорисовка деталей, и вновь пластина обжигается. С третьей пропиской выделяются полутона и второстепенные детали, и снова в обжиг.

При создании несложной композиции роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.

Финифть «Князь Василько» в исполнении заслуженного художника России Н. А. Куландина, 1975 год

Самая большая ценность финифти в том, что, в отличие от других видов живописи, она не подвергается губительным воздействиям внешних факторов, таких как солнечные лучи, перепады температуры, влажности и загрязнения. Эмаль навсегда сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета, однако, при этом является очень хрупкой и восстановлению не подлежит.

Выставка финифти в Ростовском кремле

Выставка финифти в Ростовском кремле

Финифть «Портрет Н. Н. Ланской» в исполнении художника Т. Ф. Маркиной, 1996 год

Торговые ряды Ростова Великого

Рядом с Ростовским кремлем на несколько кварталов раскинулись торговые ряды. Ростовские торговые ряды – это целый архитектурный комплекс, включающий постройки XVIII-XIX вв.

Предназначались торговые ряды в основном для ярмарок, обильно пополняющих казну города. Множество купцов приезжало в Ростов со своими товарами. Ярмарки проходили весело и многолюдно, сопровождаясь музыкой, танцами, гуляньями и театрализованными исполнениями.

Торговые ряды в Ростове Великом

Самый древний ряд торговых лавок протянулся вдоль северной стены Ростовского кремля на улице 50 лет Октября. Они представляют собой невысокие одноэтажные павильоны с широкими арочными проемами.

По другую сторону улицы выстроился более крупный «Емельяновский ряд», названный по фамилии трёх братьев-купцов Емельяновых, принимавших наиболее активное участие в его постройке (это был конец XVIII века). Позже ряды перестраивались и в 1840-х гг. обрели черты классицизма, после чего стали называться Московскими.

Торговые ряды в Ростове Великом на улице 50 лет Октября. «Емельяновский ряд» слева.

В своих документах братья Емельяновы указывали, что торговые ряды строились на месте бывших деревянных домов и лавок, и за их перенос пришлось заплатить немало денег!

Торговые ряды в Ростове Великом

С восточной стороны от Ростовского кремля выстроен целый квартал Гостиного двора. Длинные галереи с аркадами были построены в 1841 году после пожара, уничтожившего деревянную версию Гостиного двора 1820-х годов постройки.

Гостиный двор в Ростове Великом

Над стройной галереей Гостиного двора гордо возвышается церковь Спаса на Торгу. Деревянные церкви на этом месте возводились с 1206 года, а нынешнюю каменную церковь начали строить в 1685 году и закончили спустя 5 лет.

Церковь Спаса на Торгу в Ростове Великом

Посмотрите еще раз, как выглядит Гостиный двор Ростова с высоты:

Гостиный двор и церковь Спаса на Торгу в Ростове Великом

Все эти торговые ряды до сих пор используются по своему прямому назначению: в них разместились всевозможные магазинчики и закусочные. Гуляя по Ростову, не откажите себе в удовольствии попробовать горячий ростовский сбитень – сладкий и бодрящий напиток с медом и разными травами.

Горячий ростовский сбитень

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский мужской монастырь расположен на окраине Ростова Великого, у самой кромки воды огромного озера Неро. Пожалуй, после кремля, это вторая по значимости достопримечательность Ростова!

Монастырь был основан в 1389 году изгнанным ростовским епископом св. Иаковом. Всё началось с небольшого деревянного храма. Ко второй половине XVII века монастырь обзавелся многими постройками, но все они были деревянными и ни одна до наших дней не сохранилась. И лишь к началу XVIII века монастырь постепенно начал перестраиваться в камень.

В 1923 году монастырь был закрыт, а в его зданиях размещены жилые квартиры и мастерские. В 1991 году – возвращен православной церкви и в настоящий момент является действующим монастырем, так что не забывайте соответствующую одежду.

Схема Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

С середины XVIII века монастырь окружен высокой каменной стеной с четырьмя башнями и тремя воротами. До этого ограда была деревянная.

Вход для туристов открыт через Северные ворота, которые также именуются Святыми.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, северные ворота

Над воротами и башнями надстроены изящные бельведеры с нотками готики.

Северо-восточная башня (слева) и Северо-западная башня (справа)

До перестройки ограды въездных ворот было четверо (по штуке в каждой стороне), и главными (Святыми) воротами считались Восточные ворота, а не Северные, как сейчас.

Северные (Святые) ворота Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом

Храмовый ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря удивительным образом выстроен в одну линию, это придает внешнему облику обители строгий и аккуратный вид.

Соборы Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом

Первым туристов встречает монументальный, мощный, с классическим портиком и колоннами – Димитриевский собор.

Собор возведён в 1795 – 1801 годах по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева, Миронова и Душкина. Иногда этот собор называют Шереметьевским.

Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Внутри храм очень просторный и светлый благодаря большому количеству окон, однако зимой он не отапливался.

Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Далее перед нами предстает какая-то удивительная композиция! Купола и церковные маковки – всё смешалось в кучу. Оказывается, это два разных храма, просто построены вплотную друг к другу.

Церковь с зеленым куполом – это церковь Иакова Ростовского. Она была построена в 1836 году. Очевидно, Яковлевская церковь является продолжением архитектурной стилистики Димитриевского собора.

Церковь Иакова Ростовского и церковь Зачатия Анны в Ростове Великом

Церковь с золотой и синими маковками – это собор Зачатия Анны (или проще Зачатьевский собор). Он был построен в 1686 году и был первым каменным храмом на территории монастыря. Внутри сохранились древние фрески 1689 года.

Церковь Иакова Ростовского и церковь Зачатия Анны в Ростове Великом

Между соборами можно видеть трехъярусную колокольню, возведенную над Восточными воротами во второй половине XVIII века.

Колокольня Спасо-Яковлевского монастыря

В центре Спасо-Яковлевского монастыря разбит красивый сад с родником. В 1996 году над родником была возведена деревянная часовня Св. Иакова.

Святой источник с часовней в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре

Монастырский садик небольшой, но очень живописный и разнообразный с различными цветами, деревнями и кустарниками. Есть совсем крохотный прудик.

Летний сад Спасо-Яковлевского монастыря

Яблоневый сад Спасо-Яковлевского монастыря

Пруд Спасо-Яковлевского монастыря

Ландшафтный сад Спасо-Яковлевского монастыря

Жилые корпуса монастыря тоже выстроились в одну линию: келейный корпус, за ним идет трапезная и настоятельский корпус.

Келейный корпус Спасо-Яковлевского монастыря

Настоятельский корпус Спасо-Яковлевского монастыря

Самая дальняя стена монастыря – южная. Здесь мы видим Юго-восточную башню…

Юго-восточная башня Спасо-Яковлевского монастыря

… и Юго-западную башню, на которой открыта обзорная площадка. Вход на смотровую платный, но цена символичная.

Юго-западная башня Спасо-Яковлевского монастыря

С обзорной площадки открывается замечательный вид на весь Спасо-Яковлевский монастырь и на озеро Неро.

Соборы Спасо-Яковлевского монастыря

Настоятельский корпус и Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Озеро Неро с обзорной площадки Спасо-Яковлевского монастыря

Можно погулять по стенам монастыря и наделать множество классных кадров!

Стены Спасо-Яковлевского монастыря

Стены Спасо-Яковлевского монастыря

А еще со смотровой можно увидеть отдельно стоящую белоснежную церковь. Дело в том, что некогда рядом со Спасо-Яковлевским монастырем существовал еще один монастырь — Спасо-Песоцкий, основанный во второй половине XIII века (практически на целое столетие раньше Спасо-Яковлевского монастыря). В 1764 году по указу Екатерины II Спасо-Песоцкий монастырь был упразднен, и все его постройки приписали к Спасо-Яковлевскому монастырю. Приписать-то приписали, а вот ограду не расширили. Так и стоит церковь Спаса Преображения отдельно посреди монастырских теплиц.

Церковь Спаса Преображения упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря в Ростове Великом

Церковь Спаса Преображения упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря в Ростове Великом

~~~~~~~~~
Вот мы и осмотрели с Вами самые главные, красивые и интересные достопримечательности Ростова Великого. Если Вы приехали в Ростов на несколько дней, можете также посетить:
— Троице-Сергиев Варницкий монастырь
— Рождественский монастырь
— Храм Вознесения Господня
— Авраамиев Богоявленский монастырь
— Дом Селиванова
— Музей Царевны-лягушки
— Дом ремесел
~~~~~~~~~

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *