Рожденные свыше

И. В. Музычко

Стать дитем Божьим можно единственным способом — это родиться от Бога, от благой вести о Христе и от Духа Святого (Иоан. 3:5) . И только рождение от Духа Святого делает человека дитем Божьим, новым творением во Христе Иисусе (2Кор. 5:17). Этого невозможно достигнуть ни через научение, ни через воспитание. Как уже было сказано, путем воспитания вера может перейти от родителей к детям. Какая вера была у родителей, такая перейдет и к детям. Если у родителей была живая, нелицемерная, Божья «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6), то такая же вера перейдет и к детям. И эта вера обязательно проявится в личном покаянии и принятии Иисуса Христа в свое сердце как личного Спасителя и Господа. А если у родителей была вера мертвая, номинальная, то такая же будет и у их детей. Такая номинальная вера может сделать человека религиозным, но не дитем Божьим. Вот почему такому не только глубоко религиозному человеку, но и учителю религии, каким был Никодим, Христос сказал: «должно тебе родиться свыше» и «кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Иоан. 3:1-10). Писание говорит, что Бог «тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые не от крови, … но от Бога родились» (Иоан. 1:12-13).

Когда же происходит рождение свыше? Во время уверования, обращения к Богу, в момент покаяния. Всякое ли покаяние приводит к рождению свыше? Нет не всякое. А только искреннее, сердечное покаяние, которое сопровождается, или вернее порождается, глубоким сознанием своего греховного погибшего состояния, жаждой спасения, глубокой верой, что Иисус Христос умер на кресте Голгофы лично за твои грехи и дает прощение и спасение всем, кто обращается к Нему с верой и покаянием. Истинное покаяние сопровождается «достойными плодами покаяния» (Лк. 3:8), то есть оставлением греховной жизни (Еф. 5:8) . В ответ на такое покаяние Дух Святой производит такую перемену сердца человека, через которую человек становится дитем Божьим и вступает в период духовного детства.

В чем же смысл рождения свыше? Какова его «духовная анатомия»? Другими словами, что происходит в человеке при духовном рождении? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к тому времени, когда Бог сотворил первого человека. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. В чем состоит этот образ и подобие, или какие общие признаки у Бога с человеком, венцом Его творения? Можно указать на несколько признаков образа и подобия Божия в человеке при его сотворении. Главными из них являются следующие: человек был создан бессмертным (вечным), безгрешным (святым) и имел троичную природу: он состоял из духа, души и тела(1Фес. 5:23). Эти три составляющие человека были расположены в определенной иерархии: руководящим органом был дух человека, который управлял душой, а душа управляла телом. В этом состояла гармония и целостность человека, в этом был залог общения человека с Богом. Человек был духовной личностью. Получалась такая идеальная картина: Бог имел общение с человеком через дух человека (Рим. 8:16), дух руководил душой (Гал. 5:16,25) и душа руководила телом (Рим. 14:5). Особенно ярко выражен образ Божий в человеке в устроении его души. Подобно тому, как Единый Бог состоит из трех Ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), так и единая душа, как личность, состоит из разума, чувств и воли. Подобие Божие в человеке состояло в том, что человек был сотворен Богом бессмертным и безгрешным. Подобие Божие в человеке, то есть признаки бессмертия и безгрешности человека будут рассмотрены подробно во второй главе.

Что же произошло во время грехопадения? Грехопадение стало великой трагедией человека. Эта трагедия состояла в том, что произошло глубокое повреждение природы человека — его духа, души и тела. Человек утратил подобие Божие — он стал тленным, смертным и страстным то есть греховным. В теле его начался процесс тления или старения, а в душе стали бушевать греховные страсти (Рим. 7:5). Бог запретил человеку есть от дерева познания добра и зла, и сказал: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16-17). Когда человек нарушил заповедь Божию, он умер, духовно умер. Как телесная смерть состоит в отделении тела от души, так и духовная смерть состоит в отделении души от Бога. В результате духовной смерти дух человека стал «мертвым», бездейственным, не способным осуществлять общение с Богом, образно выражаясь, дух человека «попал в темницу души». В результате человек перестал быть духовной личностью и стал душевной личностью, он потерял первоначальную троичную природу. Поврежденная грехом душа человека узурпировала власть и стала управлять телом самостоятельно, без руководства духа. С момента грехопадения люди стали «душевными, не имеющими духа» (Иуд. 1:19) .

Поэтому невозрожденные люди в своем естественном состоянии, по причине грехопадения, являются мертвыми для Бога (Еф. 2:5; Рим. 5:12), «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18). Даже тот человек, кто в этом мире, по своему воспитанию, ведет нравственную жизнь, в глазах Божьих выглядит не лучшим, чем обыкновенный погибший грешник (Ис. 64:6; Рим. 3:23), нуждающийся в спасении не менее чем разбойник на кресте (Лк. 23:42) . Поэтому слово Господне со всей определенностью говорит, что всякий невозрожденный человек, независимо от образа жизни, живет «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, . по своим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов и является по природе чадом гнева» (Еф. 2:2-3).

Что же происходит во время рождения свыше? Через рождение свыше Бог начинает восстанавливать в человеке утраченное подобие Божие. Когда человек слушает Слово Божие и внимает ему, то под воздействием Духа Святого в человеке рождается вера Божия (Рим. 10:17), проявляемая в деле веры (Иак. 2:17), то есть в покаянии пред Богом (Мар. 1:15; Деян. 26:20), и тогда Дух Святой возрождает в человеке его мертвый дух, ибо «рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Другими словами, силою Духа Святого человеческий дух «оживотворяется» (Еф. 2:5), освобождается из темницы души и поставляется на свое место быть руководящим центром человека и осуществлять общение человека с Богом (Рим. 8:16). Восстанавливается нарушенная грехопадением троичность человека, гармония и иерархия — дух, душа и тело. Человек снова становится духовной личностью, призванной жить и поступать «не по плоти, а по духу» (Гал.5:25; Рим. 8:4).

Иногда занятие человеческим духом своего руководящего положения встречает сопротивление со стороны греховной плоти, и тогда происходит борьба между возрожденным духом человека и его греховной плотью, как об этом написано в Гал. 5:17. Если христианин идет по пути освящения и сораспятия со Христом (Рим. 6:6, 8:13; Гал. 5:24), по пути духовного подвижничества (Лк. 13:24;1Тим. 6:12; 2Тим. 4:7; Евр. 12:4), то с помощью благодати Духа Святого он начинает восстанавливать в себе подобие Божие, то есть достигать такого состояния, когда он может «духом умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13), и жить не по плоти, а по духу (Рим. 8:1-2; Гал. 2:19-2 0; 5:16,25).

Таким образом, рождение свыше — это начало восстановления в человеке образа и подобия Божия. Сначала происходит восстановление троичности человека, когда дух человека оживотворяется и возвращается на положенное ему место. В дальнейшем, в процессе духовного возрастания и освящения, происходит восстановление подобия Божия, то есть святости: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1Петр. 1:15; Рим. 6:22). Это относится, в основном, к нашей душе: «ибо в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Это восстановление подобия святости (освящение) происходит путем принятия верою и осуществления в практической жизни обетований Божьих, через которые христианин «делается причастником Божьего естества» (1Петр. 1:4), то есть святой Божьей природы. Достижение святости, или процесс освящения, — это задача всей жизни христианина, его духовного подвижничества. Заключительная стадия восстановления подобия Божия в человеке относится к его бессмертию и касается его тела, когда при встрече со Христом христианин получит новое бессмертное преображенное тело. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).

Результаты рождения свыше

В результате рождения свыше человек переживает неизреченную радость спасения (Иоан. 15:11; 1Петр. 1:8; Рим. 14:17). Эта

радость спасения имеет совершенно иную природу, чем простое человеческое веселье, ибо она является следствием общения оживотворенного человеческого духа со Христом в Духе Святом. Радость спасения является важным признаком возрожденного христианина, и она побуждает его свидетельствовать о Христе Спасителе, дающем эту радость всем, кто принимает Его в свое сердце как личного Спасителя.

Во время рождения свыше Дух Святой обновляет душу человека — его разум, чувства и волю. Человек становится «новым творением во Христе Иисусе» (2Кор. 5:17). Его просвещенный разум становится способным понимать то, что от Духа Божия (1Кор. 2:14-16), помышлять о горнем и святом (Кол. 3:2; Фил. 4:8), его освященные чувства наполняются «чувствованиями Христовыми» (Фил. 2:5) и его воля соединяется с волей Божией (Мф. 6:10; Рим. 12:2). Через покаяние и рождение свыше Бог «избавляет человека от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).

Когда Дух Святой трудился над душой грешника, обличая его в грехе (Иоан. 16:8) и побуждая его к покаянию, Он находился вне сердца человека. А когда грешник обращается к Богу с покаянием, он открывает свое сердце для Христа и в момент рождения свыше Дух Святой поселяется в сердце возрожденного человека. Поэтому Апостол Павел говорит детям Божьим: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16) . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор. 6:19).

Какие же обетования Божьи усваивает верою христианин на ступени духовного детства? Другими словами, что человек получает от Бога в результате покаяния и рождения свыше? Перечислим это по порядку. Прежде всего, человек, который приходит к Богу с верою и покаянием, получает прощение грехов: «пишу вам дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Иоан. 2:12). «И вас, которые были мертвы во грехах, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Первородный грех, возникший в результате грехопадения первых людей, в каждом человеке проявляется в его конкретных грехах, поэтому все люди являются грешниками, «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). По этой причине все они находятся под гневом Божьим (Иоан. 3:36) и подлежат наказанию, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Благодаря голгофской жертве Господа Иисуса Христа, Бог дает прощение всякому человеку, приходящему к Нему с верой и покаянием.

Человек через веру и покаяние получает от Бога драгоценный подарок — спасение, или жизнь вечную, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8); «обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Иоан. 2:25; 5:13) . Это значит, что если жизнь такого верующего человека по какой-то причине обрывается здесь на земле, то душа его идет в рай к Богу, чтобы пребывать с Ним в вечности (Лк. 23:43). О положении такого спасенного человека в вечности более подробно говорится во второй главе.

Рожденное от Бога дитя Божье получает искупление: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:18-19), «в Котором мы имеем искупление кровью Его» (Еф. 1:7). Что же такое искупление? Это, пожалуй, одна из самых трудных для понимания истин в сотерологии — учении о спасении. Искупление — это Божий способ спасения рода человеческого. Суть этого способа состоит в том, что Христос уплатил выкуп за спасение людей: «вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:19-20) . Кому же Христос дал этот драгоценный выкуп, Свою святую кровь, за спасение людей. Некоторые полагают, что Христос принес выкуп сатане, чтобы освободить людей от плена диавола, который через грехопадение поработил всех людей. Но такая точка зрения ошибочная, так как сатана владеет людьми этого мира не на законных основаниях, а через коварную хитрость и обман: «нет, не умрете, но будете, как боги» (Быт. 3:4-5). Поэтому сатана является насильником и узурпатором и, следовательно, ему не положено никакого выкупа. Христос Своим голгофским подвигом совершил победу над этим узурпатором, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними собою» (Кол. 2:15). Благодаря этой победе, Отец Небесный «избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).

Так кому же Христос Своей голгофской жертвой дал выкуп, чтобы спасти людей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что Божья природа зиждется на двух основаниях: на святости (праведности, справедливости) и на любви (милосердии, сострадательности). Для спасения людей Бог должен был применить такой способ, который не противоречил бы Его природе. Его святость, Его справедливость требовала наказать грешных людей, преступников Божьего Закона, а Его любовь, Его милосердие желали помиловать их, несчастных жертв диавольского обмана. И вот Бог нашел такое решение этой проблемы, чтобы не была нарушена Его природа: чтобы была соблюдена Его святость, то есть, чтобы грех был наказан, и удовлетворена Его любовь, то есть, чтобы грешник был помилован. Это было достигнуто через искупительную жертву Его Сына Иисуса Христа. Поэтому Христос Своей голгофской смертью принес выкуп Божьему правосудию, удовлетворив Божью справедливость, «предав Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). Христос является непорочным Агнцем Божьим, который взял на Себя грехи всего мира (Иоан. 1:29). «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Благодаря тому, что во Христе грех был осужден и наказан, Бог может проявить Свою любовь: помиловать грешника и простить его грехи. Вот как об этом пишет Г. К. Тиссен в своей книге «Лекции по систематическому Богословию»:

«Смерть Христова представляется, как уплата выкупа. Идея выкупа — это идея уплаты положенной цены, чтобы освободить другого от уз. Таким образом, Иисус сказал, что Он пришел отдать Свою жизнь в выкуп за многих (Мф. 20:28; Мр. 10:45), а потому о деле Христовом говорится, как об искуплении (Лк. 1:68; 2:38; Евр. 9:12). Этот выкуп оплачен не сатане, а Богу. Долг, который необходимо было уплатить, — это долг перед свойством справедливости Божией. У сатаны не может быть законных притязаний на грешника, а потому нет нужды искупать грешника у него, чтобы освободить этого грешника».

Следующее, что получает человек, приходящий к Богу с покаянием, — это примирение с Богом: «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). Через грехопадение люди поставили себя во враждебное отношение к Богу, ибо первородный грех, то есть греховная испорченность человека, является не чем иным, как вызовом Богу, бунтом против Него. «Потому что плотские помышления (первородный грех) суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Из-за этого люди стали отчужденными от Бога и «врагами по расположению к злым делам» (Кол 1:21). С тех пор «гнев Божий пребывает на них» (Иоан. 3:36). Иисус Христос Своей крестной смертью удалил эту вражду между Богом и людьми. «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею» (Еф. 2:14¬15) . «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор. 5:19). Это примирение с Богом получает всякий человек, который приходит к Богу с верою и покаянием.

Через веру и покаяние человек получает оправдание: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Что же такое оправдание? Человеку, приходящему к Богу с верой и покаянием, Бог проявляет не только милость в виде прощения его грехов, но оправдывает его, то есть снимает с него вину и провозглашает его праведным, не виновным. Г. К. Тиссен в упомянутой выше книге пишет:

«В возрождении человек приобретает новую жизнь и новую природу, а в оправдании — новое положение. Оправданием мы можем назвать такой акт Божий, посредством которого Он объявляет праведным того, кто верует во Христа. Оправдание является декларативным актом. Оно не является чем-то, что может совершить человек, а чем-то, что можно возвестить о человеке. Оно не делает человека правым или праведным, но объявляет человека праведным».

Таким образом, человеку, приходящему к Богу, «вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Бог облекает такого человека в праведность Христову, поэтому христианин имеет возможность «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9).

Возрожденный христианин получает запечатление Духом Святым: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13; 4:30; Рим. 8:16). Что означает запечатление Духом Святым? Это такое действие, когда Бог полагает на Свое дитя печать Свою, как Он некогда «положил печать Свою» (Иоанн. 6:27) на Сыне Своем Иисусе Христе. Печать в жизни людей используется для удостоверения какого-то факта, изложенного в документе. Так точно и в духовном мире, печать Божья — это удостоверение определенного духовного факта, а именно рождения от Бога (Иоанн. 1:13). Запечатление Духом Святым — это удостоверение этого факта посредством свидетельства Духа Святого: «Этот самый Дух (Святой) свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи» (Рим. 8:16).

И самое главное, что через рождение свыше человек становится дитем Божьим: «а тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые … от Бога родились» (Иоан. 1:12-13). Писание называет детей Божьих также сынами и дочерями (2Кор. 6:18; Гал. 3:26; 4:5). Но в этом названии (сыны и дочери) содержится не только признак их рождения свыше, но и их духовного возрастания. Можно сказать, что сыны Божьи — это дети Божьи, продвинувшиеся по пути освящения и духовного возрастания.

С момента возрождения, живущий в душе христианина Дух Святой, заботится о нем, и не только о его материальном, но особенно о его духовном благополучии, то есть о его духовном возрастании. Он не хочет, чтобы возрожденный христианин оставался духовным младенцем, но чтобы он возрастал в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

О духовном возрастании уверовавших во Христа должны заботиться и служители поместной церкви. Для этого полезно проводить с ними беседы о результатах рождения свыше, чтобы они сознательно их приняли верою в молитве с благодарением. Необходимо разъяснить им законы духовной жизни, чтобы они выполняли их в своей жизни.

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

Газета Протестант,ру

1. Зачем нам нужно рождение свыше?
Рождение свыше, рождение от воды и Духа, или рождение от Бога – это названия одного и того же события, которое должен пережить каждый человек, желающий увидеть Царствие Божие и войти в него:
Иоан.3:1-9 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ СВЫШЕ, НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?»
Вопрос, на который нам нужно сейчас ответить, это: «Зачем нам нужно рождение свыше?» Когда Бог создал Адама, он дал ему заповедь не есть от плодов дерева познания добра и зла. Бог предупредил его, что когда он поест от плодов этого дерева, то смертью умрёт в тот же день.
Адам не послушал Бога, и ел от этого плода. Он не умер физически в тот же день, но он умер духовно. Своим грехом он отделил себя от источника жизни – Бога. Он потерял особые отношения и особое общение с Богом, которые имел.
За смертью духовной последовала и смерть физическая. Как вентилятор, отключенный от электричества, не сразу останавливается, а продолжает некоторое время вертеться, медленно останавливаясь, так и Адам. После своего греха человек начал стареть и медленно умирать, пока не наступила его окончательная физическая смерть. Но его духовная смерть наступила, как мы уже сказали, сразу.
С тех пор все люди, рождающиеся на землю после Адама, рождаются по его подобию и образу, рождаются духовно мёртвыми, отделёнными от источника жизни – Бога. Духовная смерть является причиной и смерти физической.
Уже с момента зачатия ребёнка начинают отсчитываться дни до его смерти. Вот почему каждый человек, желающий жизни вечной, должен быть рождён заново, рождён от воды и Духа. Давайте посмотрим, как Библия описывает состояние нашей духовной смерти:
Быт.2:16-17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Быт.5:3 «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф».
Рим.5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и СМЕРТЬ ПЕРЕШЛА ВО ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ, потому что в нем все согрешили».
Еф.2:1-6 «И вас, МЕРТВЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ГРЕХАМ ВАШИМ, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, И НАС, МЕРТВЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, ОЖИВОТВОРИЛ СО ХРИСТОМ, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
2. Что такое рождение от воды и Духа?
Бог оживляет нас через рождение от воды и Духа. Это не два разных рождения, а одно одновременное единократное действие. Вода, о которой говорил Иисус – это не обычная вода, а образное название Слова Божьего. Человек рождается духовно, рождается свыше через действие Слова Божьего и Духа Божьего. Иисус сказал: «Рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:6).
Именно дух человека становится живым пред Богом в момент рождения свыше. Вот почему Бог называется в Писании Отцом духов. Он не рождает нашу плоть или душу, он возрождает наш дух Своим Словом и Своим Духом. Он делает нас способными восстановить и иметь отношения и общение с Ним, разрушенные грехом. Он становится нашим Небесным Отцом:
Иак.1:18 «Восхотев, РОДИЛ ОН НАС СЛОВОМ ИСТИНЫ, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
1Пет.1:23 «Как ВОЗРОЖДЕННЫЕ не от тленного семени, но от нетленного, ОТ СЛОВА БОЖИЯ, живого и пребывающего вовек».
Еф.5:25-26 «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив БАНЕЮ ВОДНОЮ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВА».
Тит.3:5 «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, БАНЕЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ».
Евр.12:9 «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться ОТЦУ ДУХОВ, чтобы жить?»
3. Как и когда происходит рождение свыше?
Когда Иисус сказал Никодиму о рождении свыше, Никодим спросил Его: «Как это может быть?». Как и когда происходит рождение свыше? Уже само его название говорит, что оно приходит свыше, то есть сверху, от Бога. Никакой человек не может родить сам себя, ни физически, ни духовно. Рождение свыше это дар Божий и милость Божья. Только Бог может сделать это с нами, поэтому это рождение также называется рождением от Бога:
Иоан.1:9-13 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А ТЕМ, КОТОРЫЕ ПРИНЯЛИ ЕГО, ВЕРУЮЩИМ ВО ИМЯ ЕГО, ДАЛ ВЛАСТЬ БЫТЬ ЧАДАМИ БОЖИИМИ, КОТОРЫЕ ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но ОТ БОГА РОДИЛИСЬ».
Итак, согласно этим словам, рождение от Бога происходит тогда, когда человек принимает верою Иисуса Христа. Сам Иисус точно так же объяснил это Никодиму. Вот как он ответил на его вопрос о том, как это может быть:
Иоан.3:9-19 «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ТЫ — УЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЕВ, И ЭТОГО ЛИ НЕ ЗНАЕШЬ? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, ТАК ДОЛЖНО ВОЗНЕСЕНУ БЫТЬ СЫНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, ДАБЫ ВСЯКИЙ, ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО, НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, ДАБЫ ВСЯКИЙ ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО, НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что СВЕТ ПРИШЕЛ В МИР; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».
Итак, рождение от Бога происходит тогда, когда человек верует и верою принимает Истинный Свет – Единородного Сына Божьего Иисуса Христа, и Его смерть за грехи людей. Некоторые другие места Писания также говорят, что эта вера должна сопровождаться истинным покаянием и обращением к Богу, о чём мы поговорим ниже.
Почему Иисус удивился, что Никодим, как учитель Израилев, не знает о рождении свыше? Потому что пророки Божьи говорили об этом, и Никодим должен был это знать! Давайте прочитаем несколько текстов из пророков, чтобы увидеть, как там пишется о рождении свыше от воды Слова Божьего и от Духа Божьего:
Иез.36:25-27 «И ОКРОПЛЮ ВАС ЧИСТОЮ ВОДОЮ, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. ВЛОЖУ ВНУТРЬ ВАС ДУХ МОЙ и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».
Иез.37:14 «И ВЛОЖУ В ВАС ДУХ МОЙ, И ОЖИВЕТЕ, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь».
Рождение свыше происходит, когда человек принимает верою жертву Иисуса Христа за его грехи. И как мы говорили раньше, в главе о вере, такая вера тесно связана с покаянием. Рождение свыше происходит тогда, когда вера человека также сопровождается истинным, искренним покаянием. Вот почему Иисус, проповедуя, призывал людей покаяться и веровать в Евангелие. Основная суть Евангелия содержится в трёх истинах: Иисус умер за грехи наши, по Писанию, был погребён, и воскрес в третий день по Писанию. Именно верой в это Евангелие, сопровождаемой покаянием, мы спасаемся, получаем рождение свыше и дар вечной жизни:
Мар.1:14-15 «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: ПОКАЙТЕСЬ И ВЕРУЙТЕ В ЕВАНГЕЛИЕ».
1Кор.15:1-4 «Напоминаю вам, братия, ЕВАНГЕЛИЕ, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, КОТОРЫМ И СПАСАЕТЕСЬ, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что ХРИСТОС УМЕР ЗА ГРЕХИ НАШИ, по Писанию, И ЧТО ОН ПОГРЕБЕН БЫЛ, И ЧТО ВОСКРЕС В ТРЕТИЙ ДЕНЬ, по Писанию».
4. Признаки рождения свыше
Откуда мы можем знать, что мы родились свыше? Или откуда мы можем знать, что какой-то другой человек рождён свыше? В Священном Писании записаны признаки, по которым можно определить, произошло ли рождение свыше в человеке или нет. Давайте вместе рассмотрим эти признаки рождённого свыше, то есть, рождённого от Бога человека.
Свидетельство Духа Святого, что мы дети Божьи
Первым признаком рождения свыше будет внутренне свидетельство Духа Святого нашему духу, что мы дети Божьи. Человек, рождённый от Бога, знает, что он рождён от Бога. Он знает это в своём духе. Он имеет свидетельство об этом в самом себе:
1Иоан.5:10-13 «ВЕРУЮЩИЙ В СЫНА БОЖИЯ ИМЕЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВО В СЕБЕ САМОМ; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. СВИДЕТЕЛЬСТВО СИЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО БОГ ДАРОВАЛ НАМ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, И СИЯ ЖИЗНЬ В СЫНЕ ЕГО. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».
Рим.8:15-16 «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» СЕЙ САМЫЙ ДУХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ДУХУ НАШЕМУ, ЧТО МЫ — ДЕТИ БОЖИИ».
Гал.4:6 «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»».
Победа над миром
Следующим признаком рождённого свыше человека является его способность побеждать мир, и всё, что в мире – похоть очей, похоть плоти, и гордость житейскую:
1Иоан.5:4-5 «Ибо ВСЯКИЙ, РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА, ПОБЕЖДАЕТ МИР; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?»
1Иоан.2:15-17 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. ИБО ВСЕ, ЧТО В МИРЕ: ПОХОТЬ ПЛОТИ, ПОХОТЬ ОЧЕЙ И ГОРДОСТЬ ЖИТЕЙСКАЯ, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Именно рождение свыше делает нас способными верою побеждать мир, и всё, что в нём, и исполнять волю Божью в своей жизни.
Победа над грехом. Праведная жизнь
Ещё один признак рождённого от Бога человека – это способность побеждать грех, способность не грешить и вести праведную жизнь. И этот признак тесно связан с предыдущим признаком – с победой над миром и тем, что в мире:
1Иоан.2:29 «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что ВСЯКИЙ, ДЕЛАЮЩИЙ ПРАВДУ, РОЖДЕН ОТ НЕГО».
1Иоан.3:9-10 «ВСЯКИЙ, РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА, НЕ ДЕЛАЕТ ГРЕХА, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего».
Возможно, у нас возникнет вопрос, как это совместить с тем, о чём Апостол Иоанн писал немного раньше в этом же Послании?
1Иоан.1:8-10 «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
1Иоан.2:1-2 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
Во-первых, из всех стихов, приведённых выше, мы видим, что верующий человек может согрешить, но он не согрешает постоянно, то есть не ведёт греховный образ жизни. Он не может жить в постоянном грехе. Во-вторых, далее Апостол Иоанн объясняет, что рождённый от Бога не грешит, потому что он хранит себя. Он имеет силу и способность не грешить и хранить себя от греха. Но если он не будет использовать эту силу и способность, и не будет хранить себя, он может согрешить.
1Иоан.5:18 «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; НО РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА ХРАНИТ СЕБЯ, и лукавый не прикасается к нему».
Наличие любви к другим верующим
1Иоан.3:14-15 «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
1Иоан.4:7-8 «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, И ВСЯКИЙ ЛЮБЯЩИЙ РОЖДЕН ОТ БОГА И ЗНАЕТ БОГА. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Жажда общения с Богом
Ещё одним признаком рождённого от Бога человека является жажда Бога, жажда общения и близости с Ним. Так же, как новорожденный ребёнок нуждается в постоянном присутствии матери и отца, рождённый от Бога нуждается в том, чтобы постоянно переживать близость к Небесному Отцу. В Писании есть много примеров того, как праведники желали общения с Богом:
Пс.41:2-3 «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!»
Пс.62:2 «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной».

Выражение «родиться снова» относится к началу новых отношений между Богом и человеком, который рождается снова (Иоанна 3:3, 7). Бог усыновляет тех, кто рождается снова, как своих детей (Римлянам 8:15, 16; Галатам 4:5; 1 Иоанна 3:1). Как обычно бывает при законном усыновлении, положение этих людей меняется, и они становятся частью Божьей семьи (2 Коринфянам 6:18).

Зачем человек рождается снова?

Иисус сказал: «Кто не родится снова, тот не сможет увидеть царство Бога» (Иоанна 3:3). Поэтому новое рождение подготавливает человека для того, чтобы править с Христом в Божьем Царстве. Это Царство правит с неба, поэтому, согласно Библии, «новое рождение» связано с наследством, которое «сберегается на небесах» (1 Петра 1:3, 4). У тех, кто рожден снова, появляется уверенность в том, что они будут царствовать вместе с Христом (2 Тимофею 2:12; 2 Коринфянам 1:21, 22).

Как человек рождается снова?

Иисус Христос сказал, что те, кто рождаются снова, рождаются «от воды и духа» (Иоанна 3:5). Это выражение относится к крещению в воде и к последующему крещению святым духом (Деяния 1:5; 2:1—4).

Первым человеком, рожденным снова, был Иисус Христос. Он был крещен в реке Иордан, после чего Бог помазал, или крестил, его святым духом. Таким образом, Иисус был рожден снова как духовный сын Бога и получил надежду вернуться к жизни на небе (Марка 1:9—11). Бог осуществил эту надежду Иисуса, воскресив его как духовную личность (Деяния 13:33).

Другие люди, прежде чем родиться снова, тоже сначала крестятся в воде, а уже после этого получают святой дух (Деяния 2:38, 41). Тогда у них появляется твердая надежда жить на небе, которую Бог осуществит посредством воскресения (1 Коринфянам 15:42—49).

Неверные утверждения о рождении снова

Утверждение. Человек должен родиться снова, чтобы получить спасение или стать христианином.

Факт. Жертва Христа дает спасение не только тем, кто рожден снова, чтобы править с Христом на небе, но также и земным подданным Божьего Царства (1 Иоанна 2:1, 2; Откровение 5:9, 10). Эта вторая группа христиан получает возможность жить вечно в раю на земле (Псалом 37:29; Матфея 6:9, 10; Откровение 21:1—5).

Утверждение. Человек выбирает сам, быть ли ему рожденным снова.

Факт. Возможность иметь отношения с Богом и получить спасение дается всем (1 Тимофею 2:3, 4; Иакова 4:8). Однако, будет ли человек рожден снова, то есть помазан святым духом, решает Бог. Согласно Библии, для рождения снова «имеет значение не желание или усилие человека, а милость Всевышнего» (Римлянам 9:16, Смысловой перевод). К тем, кто рожден снова, может также применяться выражение «родиться свыше», а это подтверждает идею о том, что рождение снова исходит свыше, от Бога (Иоанна 3:3, Синодальный перевод).

Вопрос: Что значит быть рожденным свыше христианином?
Ответ: Что же значит – родиться свыше? Библейский текст, записанный в Евангелии от Иоанна 3:1-21, дает ответ на этот вопрос. Господь Иисус Христос разговаривает с Никодимом, известным фарисеем и членом Синедриона (иудейского правительства). Никодим пришел к Иисусу ночью, чтобы задать волнующие его вопросы.
Беседуя с Никодимом, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» А Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанн 3:3-7).
Никодим имел реальную нужду. Ему было необходимо изменение сердца, то есть духовное преобразование. Новая жизнь, или рождение свыше, происходит тогда, когда человек поверил в Бога и получил вечную жизнь (2 Коринфянам 5:17; Титу 3:5; 1 Петра 1:3; 1 Иоанна 2:29; 3:9; 4:7; 5:1-4,18). В Иоанна 1:12,13 отмечается, что «рождение свыше» также подразумевает, что через веру в Иисуса Христа мы обретаем статус Божьих детей.
Из этого возникает логический вопрос: «Зачем же нам нужно рождение свыше?» Апостол Павел в Послании к ефесянам 2:1 говорит: «…вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…» В послании Римлянам 3:23 он написал: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». В связи с этим мы и нуждаемся в рождении свыше, чтобы получить прощение грехов и восстановить отношения с Богом.
Как же это происходит? Текст Ефесянам 2:8,9 утверждает: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Когда человек «спасен», то только благодаря тому, что он получил рождение свыше, духовное обновление, и теперь через новое рождение является дитем Божьим. Мы получаем «духовное рождение», когда верим в Иисуса Христа и в то, что Он заплатил за наш грех Своей смертью на кресте. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь…» (2 Коринфянам 5:17, первая часть).
Если Святой дух побуждает вас принять Иисуса Христа как своего Спасителя, тогда вам необходимо родиться свыше. Желаете ли вы помолиться молитвой покаяния и стать новым творением во Христе уже сегодня? «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоанн 1:12-13).
Если это так, то вот простая молитва для вас. Само произнесение этой или любой другой молитвы не приводит к спасению, а только вера в Иисуса Христа. Эта молитва – просто способ, которым мы выражаем Богу, что верим в Него и благодарим Его за спасение. «Боже! Я знаю, что согрешил перед Тобой и заслуживаю наказание. Но Иисус Христос понес наказание, предназначенное мне, чтобы через веру в Него я мог быть прощен. Я отдаю мой грех Тебе и верю, что Ты – мое спасение. Спасибо Тебе за милость ко мне и прощение! Аминь!»
Вы приняли Христа благодаря тому, что прочли здесь? Если да, то нажмите, пожалуйста, на кнопку «Я принял(-а) Христа сегодня»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *