Рождество христово ноты

Ежегодно 7 января православные России празднуют великое событие Рождества Христова. Богослужение, праздничные песнопения, трапеза, украшение дома и города, обмен подарками — эти рождественские традиции по сей день чтутся во всех городах нашей страны, в том числе, конечно, в Пскове. Рассказываем о ярких моментах грядущего праздника.

Торжественные Богослужения

Торжественные Богослужения пройдут в ночь с 6 на 7 января во всех храмах Псковской епархии.

В Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова в Рождественский сочельник, 6 января, совершит Всенощное бдение митрополит Псковский и Порховский Тихон. Начало в 17.00. В полночь Владыка возглавит праздничную Божественную Литургию, в которой примут участие все клирики собора.

6 января праздничная Божественная Литургия в честь Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа состоится в главном воинском храме Святого Александра Невского (прямая трансляция Богослужений на сайте храма https://pskov.pobeda.ru/event). Начало чтения в 23.30.

В храме Козьмы и Дамиана с Гремячей горы 6 января в 17.00 состоится Великое повечерие и утреня, 7 января в 8.00 — Божественная литургия. После службы — выступление прихожан храма и дружеское чаепитие.

В храме Георгия со Взвоза служба Рождеству Христову также состоится в ночь с 6 на 7 января. Начало праздничной утрени в 23.00, сразу после этого в храме пройдет Божественная Литургия.

В храме святых Жен-мироносиц на праздник Рождества Христова будут совершены две Божественные Литургии. Начало первой ночной службы — 6 января в 22.00. Вторая служба — 7 января в 8.30.

Рождество на Подворье Псково-Печерского монастыря

7 января в 12.00 на Подворье Псково-Печерского монастыря состоится праздничное приходское гуляние. В рождественской программе — фейерверк, рождественская ярмарка, уличное угощение ароматным чаем и монастырскими булочками. Всем детям – сладкие подарки.

На Подворье ждут в гости всех, кто хотел бы поделиться своими кулинарными и творческими способностями и принести изделия собственного изготовления (можно и не собственного) для проведения большой праздничной Рождественской ярмарки. На ярмарку принимаются соленья и варенья (с указанием состава), изделия ручной работы: шитье, вязка, мягкие игрушки, сувениры, деревянные досочки, шкатулки, ложки, глиняные изделия, а также книги — добрые и интересные, для детей и подростков. Изделия для ярмарки приносите на Подворье по адресу Некрасова, 33 (предварительно созвонившись с Софией Зайцевой 89161178936).

Семейный праздник «Рождество – время Ангелов»

7 января в 11.00 на площадке Проектного офиса «Команда 2018» (Некрасова, 19) состоится cемейный праздник «Рождество – время Ангелов».

Традиционно его проводит Псковская областная универсальная научная библиотека совместно с Воскресной школой храма святителя Василия Великого (на горке). На встречу с доброй рождественской сказкой приглашаются все желающие.

Главной «изюминкой» праздника станет спектакль, в котором юные актеры расскажут об удивительном событии – рождение Спасителя в Вифлееме. Все роли исполнят ученики воскресной школы. Театральное действие будет сопровождаться рождественскими песнопениями и танцами. А поскольку воскресная школа храма святителя Василия Великого является семейной, родители – активные участники всех событий.

Гостей праздника ожидает сюрприз — интерактивная программа с играми. Приятным и содержательным дополнением станет выставка книг. Она познакомит читателей с произведениями русских писателей и поэтов, посвящённых Новому году и Рождеству.

Многие из этих книг были любимы и читаемы в дореволюционной России. В канун Нового года их печатали едва ли не все журналы и газеты. И сегодня, передавая аромат и атмосферу минувшего времени, они ничуть не утратили своей актуальности. Произведения русских классиков «Вечера на Хуторе близ Диканьки, или ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Рождественская ночь» К. М. Станюковича, «Ванька», «Шампанское», «Новогодняя пытка», «Ёлка» А. Чехова и других мастеров слова, так или иначе, связаны с любимым зимним праздником.

Все присутствующие смогут познакомиться с удивительной выставкой новогодних кукол из коллекции «Реставрационной мастерской Ирины Кендрали и Натальи Литвак».

Гала-концерт Рождественского Молодежного фестиваля искусств

12 января по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона в псковском Доме офицеров пройдет Рождественский Молодежный фестиваль искусств.

Фестиваль проводится ежегодно с целью приобщения молодых людей к традиционной русской культуре. Участники фестиваля выступят перед псковичами в четырёх номинациях: инструментальная музыка, вокал, хореография, чтение поэзии и прозы.

Все желающие могут получить бесплатные пригласительные билеты на Рождественский Молодежный фестиваль искусств в Псковском городском молодёжном центре (М. Горького, 15).

Начало в 18.00.

Праздничные Рождественские программы

7 января

18.00 «Как-то под Рождество». Театрализованная праздничная программа.

Детский парк

8 января

12.00 Рождественская ёлка для детей Воскресной школы воинского храма Александра Невского.

«Дом офицеров», ул. Комдива Кирсанова, 5

12.00 Рождественский концерт с участием учащихся и преподавателей МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5»

ул. Коммунальная, 48

11 января

12.00 «Рождество стучится в дом». Выступление учащихся хорового отделения МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4».

Храм Иоакима и Анны, ул. Калинина, 5

16.00 Рождественский вокальный бал с участием преподавателей, вокальных ансамблей, выпускников и солистов концертного хора «Гармония» МБУ ДО «Детская школа искусств г. Пскова».

ул. Олега Кошевого, 8

Тропарь и кондак Рождества Христова – церковные песнопения, которые много раз звучат за службами в храмах во всё время рождественских празднований. Я приготовил ноты этих рождественских песнопений в их обиходном варианте – их можно скачать по ссылкам, которые будут даны ниже.

Тропари и кондаки – это небольшие песнопения-гимны, в которых раскрывается значение праздника или прославляется вспоминаемый святой. Тропарь и кондак Рождеству Христову, разумеется, повествуют о Евангельских событиях, которые произошли в ночь рождения Девой Марией младенца, о поклонении пастухов и о путешествии волхвов вслед за Вифлеемской звездой.

Файл с нотами – Тропарь и кондак Рождеству Христову – его можно открыть и распечатать. Если первая ссылка не сработала, то скачайте файл вот отсюда – Тропарь и кондак Рождеству Христову.pdf

Тропарь Рождества Христова положено петь на 4-й глас, начинается со слов «Рождество Твое, Христе Боже наш». Кондак Рождества Христова поют на 3-й глас, он начинается словами: «Дева днесь пресущественнаго раждает».

Перерыл весь «ютуб» и «контакт» и не нашёл подходящего видео, для того чтобы вам послушать, как это должно звучать – то распев немного другой (например, 4-й глас, но распев патриарший), то поют неприлично (грязно). Кроме обиходных гласовых распевов эти песнопения исполняют и в музыкальном решении различных церковных композиторов. Например, установилось в практике такое сочетание: тропарь праздника С.А. Дегтярёва, а кондак – Д.С. Бортнянского.

Тем не менее, без записи я вас не оставлю. Есть клёвая аудиозапись рождественского тропаря и кондака в исполнении вокального квартета Раифского Богородицкого монастыря (такой есть у нас в городе Казань).

Тропари и кондаки – это песнопения церковные, в народе же в дни, когда отмечают праздник Рождества Христова, принято петь колядки. Ноты, а также тексты колядок тоже можно скачать. Вот, например, только некоторые из них: «Добрый вечер тоби», «Ночь тиха над Палестиной», «Ангелы в небе».

В заключение хочу вас порадовать ещё одной находкой: пока искал записи тропарей, наткнулся на видео, в котором хор Новокузнецкого православного духовного училища просто шикарно исполняет ирмосы рождественского канона.

свящ. Аллеманов «Христос раждается…» (ирмосы канона праздника)

Версия для печати 04 січня 2016 | Редакция | Тексти богослужінь

Служба Рождеству Христову (Великое повечерие, утреня и Литургия) составляет ночное праздничное богослужение. Начинается в храмах, как правило, в 23.00 и длится от 3 до 5 часов.

Предлагаемые тексты службы содержат параллельный перевод и изъяснения (издание переработанное и дополненное).

Текст праздничной службы в формате .doc

Текст праздничной службы в формате .pdf

***

Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, Спа­си­тель мі­ра, ро­дил­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в цар­ст­во­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста (Ок­та­вия) в го­ро­де Виф­ле­е­ме. Ав­густ по­ве­лел сде­лать все­на­род­ную пе­ре­пись во всей сво­ей им­пе­рии, к ко­то­рой от­но­си­лась то­г­да и Па­ле­сти­на. У ев­ре­ев был обы­чай ве­с­ти на­род­ные пе­ре­пи­си по ко­ле­нам, пле­ме­нам и ро­дам, вся­кое ко­ле­но и род име­ли свои оп­ре­де­лён­ные го­ро­да и пра­оте­че­с­кие ме­с­та, по­то­му Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва и пра­вед­ный Ио­сиф, как про­ис­хо­див­шие от ро­да Да­ви­до­ва, дол­ж­ны бы­ли ид­ти в Виф­ле­ем (го­род Да­ви­да), что­бы вне­сти и свои име­на в спи­сок под­дан­ных ке­са­ря.

В Виф­ле­е­ме они не на­шли уже ни од­но­го сво­бод­но­го ме­с­та в го­род­ских гос­ти­ни­цах. В из­ве­ст­ня­ко­вой пе­ще­ре, пред­на­зна­чен­ной для стой­ла, сре­ди се­на и со­ло­мы, раз­бро­сан­ных для кор­ма и под­стил­ки ско­ту, да­ле­ко от по­сто­ян­н­о­го ме­с­то­жи­тель­ст­ва, сре­ди чу­жих лю­дей, в хо­лод­ную зим­нюю ночь, в об­ста­нов­ке, ли­шён­ной не толь­ко зем­но­го ве­ли­чия, но да­же обы­к­но­вен­н­о­го удоб­ст­ва – ро­дил­ся Бо­го­че­ло­век, Спа­си­тель мі­ра. «Та­ин­ст­во стран­ное ви­ж­ду и пре­слав­ное, – с уди­в­ле­ни­ем вос­пе­ва­ет Свя­тая Цер­ковь: – Не­бо – вер­теп; Пре­стол Хе­ру­вим­ский – Де­ву; яс­ли – вме­сти­ли­ще, в них же воз­ле­же не­вме­сти­мый Хри­стос Бог» (ир­мос 9-й пе­с­ни ка­но­на). Без­бо­лез­нен­но ро­див­шая Бо­го­мла­ден­ца Пре­свя­тая Де­ва, Са­ма, без по­сто­рон­ней по­мо­щи, «по­вит Его и по­ло­жи в яс­лех» (Лк 2).

Но сре­ди пол­но­ч­ной ти­ши­ны, ко­г­да всё че­ло­ве­че­ст­во объ­я­то бы­ло глу­бо­чай­шим гре­хов­ным сном, весть о Ро­ж­де­ст­ве Спа­си­те­ля міра ус­лы­ша­ли па­с­ту­хи, быв­шие на но­ч­ной стра­же у сво­его ста­да. Им пред­стал Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Не бой­те­ся: се бо бла­го­ве­ст­вую вам ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем, яко ро­ди­ся вам днесь Спа­си­тель, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве», и сми­рен­ные па­с­ты­ри пер­вые удо­сто­и­лись по­кло­нит­ь­ся ра­ди спа­се­ния лю­дей Снис­шед­ше­му до «ра­бия зра­ка». Кро­ме ан­гель­ско­го бла­го­ве­с­тия виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во чу­де­с­ною зве­з­дою воз­ве­ще­но бы­ло вол­хвам-«зве­з­до­слов­цам», и в ли­це вос­то­ч­ных му­д­ре­цов весь язы­че­с­кий мір, не­зри­мо для не­го са­мо­го, пре­кло­нил свои ко­ле­на пред ис­тин­ным Спа­си­те­лем міра, Бо­го­че­ло­ве­ком. Вой­дя в хра­ми­ну, где был Мла­де­нец, вол­хвы «пад­ше по­кло­ни­ша­ся Ему, и от­вер­з­ше со­кро­ви­ща своя, прин­есо­ша Ему да­ры: зла­то и ли­ван и смир­ну» (Мф 2:11).

День Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва из­дре­в­ле при­чи­с­лен Цер­ко­вью к ве­ли­ким дву­на­де­с­я­тым празд­ни­кам, со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, изо­б­ра­жа­ю­ще­го празд­ну­е­мое со­бы­тие ве­ли­чай­шим, все­ра­до­ст­ней­шим и чу­де­с­ным. «Се бла­го­ве­ст­вую вам, – ска­зал Ан­гел виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, – ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем. Яко ро­ди­ся вам Спас, Иже

есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве. И се вам зна­ме­ние: об­ря­ще­те Мла­ден­ца по­ви­та, ле­жа­ща в яс­лех. То­г­да же вне­за­пу бысть со Ан­ге­лом мно­же­ст­во вой не­бес­ных, хва­ля­щих Бо­га и гла­го­лю­щих: сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зе­м­ли мир, в че­ло­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Вси слы­шав­шии ди­ви­ша­ся о гла­го­лан­ных от па­с­ты­рей о рож­д­шем­ся Спа­си­те­ле, и са­ми па­с­ты­ри воз­вра­ти­ша­ся, сла­вя­ще и хва­ля­ще Бо­га о всех, яже слы­ша­ша и ви­де­ша» (Лк 2:10-20). Так Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, как со­бы­тие вы­со­чай­шее и чрез­вы­чай­ное, со­про­во­ж­да­лось див­ной ве­стью па­с­ты­рям и вол­хвам о все­мір­ной ра­до­сти для всех лю­дей, «яко ро­ди­ся Спас», Ан­гель­ским сла­во­сло­в­и­ем ро­див­ше­му­ся Спа­су, по­кло­не­ни­ем Ему па­с­ты­рей и вол­хвов, бла­го­го­вей­ным уди­в­ле­ни­ем мно­гих, слы­шав­ших сло­ва па­с­ты­рей о ро­див­шем­ся От­ро­ча­ти, сла­вою и хва­лою Его от па­с­ты­рей.

Со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, от­цы Цер­к­ви в сво­их Бо­го­му­д­рых пи­са­ни­ях изо­б­ра­жа­ют празд­ник Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ве­ли­чай­шим, все­мир­ным и ра­до­ст­ней­шим, таким, ко­то­рый слу­жит на­ча­лом и ос­но­ва­н­и­ем для про­чих празд­ни­ков.

***

Перед началом Великого повечерия торжественно читается иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное, во святый день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Рождества по плоти

Я возвещаю вам великую радость: сегодня — Рождество Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Возвещайте и вы по всей земле: произросла Ветвь из корня Иессеева, родился Князь міра, Царству Которого не будет конца.

Это — день Рождества Спасителя нашего, предначертанный Промыслом Всевышнего прежде всех веков, Духом Святым предуготовленный. Это — рождение вечного Света во времени, предзнаменованное праотцами, обещанное пророками, ожидавшееся избранным народом, вожделенное для всех творений.

Ныне от Девы-Матери Марии Христос Иисус родился во времени, чтобы нас привести к Отцу вечному. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Ныне

воссиял день нового спасения, день, издревле предуготовлявшийся, день блаженства вечного.

Ныне ликуют на небе ангелы, содрогается в преисподней враг рода человеческого, на земле воскресают падшие люди, радуясь о надежде спасения. Посему да ликует святой, ибо приблизился к славе; да радуется грешник, ибо приглашён снискать прощение; да воодушевится язычник, ибо призван к жизни.

Мы празднуем Рождество Христово, начало нашего искупления, возрадуемся все и, присоединяясь к ангельским ликам, воспоём песнь славословия.

Боже, Отче всемогущий, как фимиам возносится к Тебе наша хвала, ибо в Предвечном Слове — Сыне Твоём — Ты возлюбил нас прежде создания міра и Духом Твоим Святым животворишь нас, приобщая нас жизни вечной.

Величаем Тебя, Отче жизни, ибо тайной милосердия Твоего, которую мы исповедуем и празднуем верою, нам даровано спасение; мы обрели закваску нового, искуплённого человечества и семя нескончаемой жизни.

Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков.

***

Текст составлен для Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями. Печатается по благословению наместника Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы. Подготовлено обществом им. М.Н.Скабаллановича

ТЕКСТЫ ВСЕХ СЛУЖБ СМОТРИТЕ НА САЙТЕ ОБЩЕСТВА им. М.Н.Скабаллановича.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *