Рпцз а, что это?

Русская Православная Церковь Заграни́цей
Ру́сская Правосла́вная Це́рковь Заграни́цей

Штаб-квартира РПЦЗ,
75 E 93rd St, Нью-Йорк.

Сокращение

РПЦЗ

Классификация

Восточно-православный

Примас

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
митрополит Иларион

Язык

Церковнославянский (богослужение),
русский (проповедь),
английский (США, Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия),
испанский (Испания и Латинская Америка),
немецкий (Германия),
французский (Франция, Швейцария, Канада),
индонезийский (Индонезия),
гаитянский креол (Гаити) и другие

Штаб-квартира

Патриархат: Москва, Россия
Юрисдикция: г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Территория

Америка
Европа
Австралия
Новая Зеландия

Основатель

Антоний (Храповицкий)
Анастасий (Грибановский)
другие

Независимость

1920 г.

Признание

Полуавтономная Русская Православная Церковь

Разлуки

Русская Православная Автономная Церковь (1994, тогда называлась Русской Православной Церковью Заграницей )

Члены

27,700 в США (9,000 постоянных посетителей церкви)

  • Эти цифры отражают только предполагаемых сторонников США. Они не учитывают цифры РПЦЗ в Австралии, Германии и Индонезии.

Официальный сайт

  • ACOBUSA
  • IOCC
  • OCEC
  • OCF
  • OCL
  • OCMC
  • OISM
  • OTSA

  • SCOBA

Эта статья является частью серии
Восточное православное христианство
в Северной Америке
История
люди
Юрисдикции ( список )
Архиерейское собрание Другой
Монастыри
Список монастырей в США
Семинарии
Организации
Активный Несуществующий

Русская Православная Церковь Заграницей ( Русский : Русская Православная Церковь Заграницей , латинизируется : Русская Православная Церковь»Zagranitsey , лит «Русская православная церковь за границей»), или РПЦЗ , является полуавтономной частью Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) .

РПЦЗ была создана в начале 1920-х годов как де-факто независимая церковная юрисдикция Восточного Православия , первоначально из-за отсутствия регулярной связи между центральной церковной властью в Москве и некоторыми епископами из-за их добровольного изгнания после Гражданской войны в России . Эти епископы мигрировали вместе с другими русскими в европейские города и страны, включая Париж и другие части Франции, а также в США и другие западные страны. Позже эти епископы отвергли безоговорочную политическую лояльность Московского Патриархата большевистскому режиму в СССР . Эта верность была официально провозглашена Декларацией от 20 июля 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) , заместителя патриаршего местоблюстителя . Митрополит Антоний (Храповицкий) , из Киева и Галиции , был основателем и Первоиерарх РПЦЗ.

После 80 лет разделения, за которым последовал распад Советского Союза , 17 мая 2007 года Русская Православная Церковь Заграницей официально подписала Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом , восстановив каноническую связь между церквями. Это привело к расколу с сильно уменьшившейся Русской Православной Автономной Церковью (РПАЦ), которая осталась в рамках движения Истинного Православия, независимого от Московского Патриархата.

В юрисдикции РПЦЗ насчитывается около 400 приходов по всему миру, а численность членов — более 400 000 человек. Из них 232 прихода и 10 монастырей находятся в Соединенных Штатах; у них 92 000 заявленных приверженцев и более 9 000 постоянных посетителей церкви. В РПЦЗ 13 иерархов, мужские и женские монастыри в США , Канаде и Америке ; Австралия , Новая Зеландия и Западная Европа .

Архиепископ Иоанн (Реннето) был
Хариупольским, а стал Дубнинским.

Синод Русской православной церкви принял главу бывшего Западноевропейского экзархата приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето), а также «приходы и клириков, которые желают последовать за ним», в юрисдикцию Московского патриархата. Заявление об этом было опубликовано 14 сентября на официальном сайте патриархии.

«Священный синод рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской православной церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. Члены Священного синода постановили принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление; поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами; по получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе», – говорится в документе.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил в связи с этим событием, что «реализация прошения» о воссоединении с Московским патриархатом закрыла «тему разделения Русской церкви за рубежом и разделения русских, живущих за границей». «Это не просто церковное деяние – это последний акт, который закрывает драму революции и Гражданской войны, драму разделения нашего народа», – сказал патриарх. Пожалуй, это было первое в истории заседание главного органа управления РПЦ, которое собралось даже не за один день, а всего за несколько часов, да еще и «посредством способов удаленной связи». Как пояснил «НГР» один из членов переговорной комиссии бывшего экзархата с РПЦ, заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), столь необычный формат совещания был связан с экстренностью решения вопроса. «Утром 14 сентября владыка Иоанн подписал прошение на имя патриарха Кирилла и Священного синода о принятии его в каноническую юрисдикцию Русской православной церкви. Поскольку это был очень важный шаг, понятно, что собрать Синод в столь сжатые сроки невозможно, то было решено провести заседание удаленно. Современные средства коммуникации сегодня позволяют быстро принимать и согласовывать решения людей, находящихся в тысячах и десятках тысяч километров друг от друга. Поэтому со всеми членами Синода состоялось обсуждение или по телефону, или посредством других видов связи, и все архиереи выразили согласие с предложением принять архиепископа Иоанна и всех желающих в состав Русской православной церкви и теми пунктами, которые указаны в документе».

Впрочем, ходатайство Иоанна (Реннето) о переходе в юрисдикцию РПЦ не стало для Московской патриархии сюрпризом. «Все последние дни мы были с ним в диалоге и на связи. Это было непростое для владыки решение, которое он принимал долго», – добавил епископ Зеленоградский. Впервые о возможности сменить каноническую юрисдикцию глава архиепископии заявил еще в феврале этого года на Генеральной ассамблее, в рамках которой рассматривался вопрос, последовать ли указу Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея от 29 ноября 2018 года о ликвидации экзархата или попытаться сохранить сообщество. Тогда большинством голосов (93%) было постановлено попытаться сберечь ту духовность и традиции, которые под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского) заложили еще в 1921 году русские эмигранты, бежавшие из послереволюционной России. За последние 10 месяцев члены Совета архиепископии обсуждали разные варианты своего будущего – в том числе и предложения Румынской, Американской и Русской зарубежной церквей. Однако во многом благодаря действиям Константинопольского патриархата, среди которых выдача отпускной грамоты главе архиепископии, а также назначение на его место «своего» человека, к Генеральной ассамблее, которая прошла 7 сентября, на голосование был вынесен лишь один пункт – «принимаете ли вы акт о каноническом присоединении архиепископии к Московскому патриархату?». В итоге из 186 присутствующих «да» сказали 104 человека, «нет» – 75. Пустыми оказались шесть бюллетеней, а испорченным – один.

Несмотря на то что собрание, согласно положениям устава, не набрало нужного в две трети количества голосов для общего принятия предложения РПЦ, это Реннето не остановило.

Спустя неделю на сайте архиепископии было опубликовано заявление от его имени. «После консультаций с настоятелями и множеством священников и в качестве главы ex officio нашей архиепископии я принял решение вверить себя, так же как и нашу архиепископию, каноническому послушанию, предложенному Московским патриархатом, чтобы ответить на нужды общин, составляющих архиепископию. С 15 сентября я буду поминать его святейшество патриарха Московского Кирилла и приглашаю все духовенство продолжить поминать меня. Я знаю и понимаю давнюю осторожность многих. В первую очередь я думаю о наших дорогих отцах, братьях и сестрах из Соединенного Королевства. Раны глубокие. Есть они и у наших общин на юге Франции по причине юридических тяжб, конец которым я пытался положить с самого начала. Тем не менее пришло время не то чтобы забыть о них, но – двигаться вперед», – говорилось в сообщении. Говоря о ранах, Реннето имеет в виду так называемый сурожский раскол 2006 года, когда глава британской епархии РПЦ Василий (Осборн) перешел в Константинопольский патриархат, а также судебный процесс 2011–2013 годов по поводу Николаевского собора в Ницце.

Пока непонятно, какое число общин перейдут вместе с теперь уже архиепископом Дубнинским в Московский патриархат. Сейчас известно о как минимум 67 приходах, изъявивших такое желание. При этом епископ Савва (Тутунов ) заверил, что, каким бы ни был их состав, предложение, которое в августе этого года было направлено от Русской церкви в архиепископию за подписью руководителя управления Московского патриархата по зарубежным учреждениям, патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония (Севрюка), в сложившейся ситуации «не утратило своей силы». «Владыка Иоанн нам сообщил, что в ближайшее время он намерен провести собрание тех приходов, которые хотят за ним последовать, и это собрание обратится с соответствующей просьбой к патриарху и Синоду. Тогда письмо владыки Антония (Севрюка) снова станет актуальным. Поскольку в начале письма владыка Антоний говорил, что предлагаемое им решение может быть принято после того, как собрание представителей архиепископии обратится к патриарху и Синоду, то наше предложение, выраженное в том письме, не утратило актуальности».

Что касается не совсем обычного титула, определенного Иоанну (Реннето) Синодом, то это «не больше, чем формальность», заверил замуправделами Московского патриархата. «В силу сложившейся исторической практики титул не всегда соответствует тому месту, где находится и служит архиерей. У нас там, в Европе, есть и Корсунский митрополит, и Сурожский. В Берлине, например, Подольский и так далее. Так что в данном случае титул вовсе не означает, что архиепископ Иоанн станет викарием. Он был и остается правящим архиереем своих приходов. Ровно так же, как при переходе в РПЦ он не уйдет тут же на покой, как пророчили ему некоторые недоброжелатели. То, что сформулировано в письме владыки Антония, – это указание на особую форму правления в архиепископии. Там имеется свой собственный устав, по которому перешедшие под омофор РПЦ приходы будут продолжать жить. Поэтому ни о каком уходе на покой владыки Иоанна сразу после перехода в Московский патриархат речи не идет».

В самой архиепископии заявление Реннето и решение Синода РПЦ, как и ожидалось, восприняли по‑разному. «Я очень рад, что наша судьба определилась. Архиепископ Иоанн был в полном праве так решить и так поступить. Его действия – это канонический акт, который наконец‑то определил наше будущее. Церковные вопросы, к которым относится в том числе и выбор юрисдикции, не могут решаться по законам гражданского права. Архиепископия – это не столько юридическая структура в лице «Епархиального союза православных русских приходских ассоциаций в Западной Европе», но это прежде всего тело церкви во главе со своим пастырем владыкой Иоанном. 2/3 голосов требовались с точки зрения французского закона для изменения юридического устава. Каноны церкви и даже акты Московского собора 1917–1918 годов ничего не говорили о 2/3 необходимых для принятия решения голосов. А в таком тупике, в котором мы оказались сейчас, больше оставаться было невозможно. Москва – единственная, кто сделал нам подходящее предложение, и я уверен, что это лучшее для всех приходов архиепископии решение – войти в состав Русской православной церкви в качестве автономии. И это подходит тому статусу митрополичьего округа, который еще в 1923 году получили наши основатели во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) от Синода Русской православной церкви заграницей, когда она еще была в каноническом общении с Московском патриархатом», – объяснил «НГР» профессор канонического права и истории поместных церквей, член канонической комиссии архиепископии протоиерей Живко Панев.

Голосование 7 сентября не дало архиепископии
необходимого большинства для консолидированного решения
Фото со страницу Архиепископии русских православных
церквкей в Западной Европе в Facebook

Недовольные же действиями Иоанна Реннето в срочном порядке провели совещание, и в ночь на 15 сентября по приходам было разослано электронное письмо с подписью семи членов архиепископии. В тексте говорится, что, поскольку архиепископ Иоанн, перейдя в Московский патриархат, теперь «не в состоянии канонически продолжать совершать евхаристию в общении с Константинопольским Вселенским патриархатом», то, согласно положению устава, «Совет архиепископа констатировал его полную неспособность возглавить архиепископство и поэтому направил официальный запрос его святейшеству Константинопольскому Вселенскому патриарху Варфоломею, официально попросив его назначить местоблюстителя». Совет также указал на то, что «приходы и клирики, желающие войти в одну из семи митрополий Вселенского патриархата, на территориях которых расположены приходы архиепископства, могут обратиться с просьбой об этом к митрополиту Франции Эммануилу (Адамакису. – «НГР»)» или же пополнить ряды Румынской православной церкви. Написать заявление об уходе необходимо и духовенству, которое сочло нужным последовать за Реннето. При этом в тексте особо подчеркивается, что как юридическое лицо архиепископия остается в канонической юрисдикции Константинополя.

Словом, каждый приход теперь должен будет самостоятельно решить, что ему делать дальше. Между тем некоторые общины за время нахождения бывшего экзархата в неопределенном каноническом статусе уже покинули архиепископию. Еще в ноябре 2018 года в ее ведении было порядка 110 приходов, 123 священника и 42 диакона. За последние месяцы сообщество уже потеряло общины храма Рождества Христова во Флоренции и церкви Христа Спасителя из Сан‑Ремо – они перешли в РПЦЗ, Покровский монастырь в местечке Бюсси‑ан‑От в Бургундии (обитель выбрала Константинопольский патриархат) и почти все свои приходы в Скандинавии. Большинство из скандинавских общин стали частью Сербской православной церкви, несколько ушло к болгарам, единицы – под юрисдикцию Константинополя. Буквально на днях экзархат потерял и приход в немецком Дюссельдорфе. Настоятель дюссельдорфской церкви Святых архангелов протоиерей Петр Зоннтаг сказал «НГР»: «В сложившейся ситуации мы не видели другого выхода». «Нам очень сложно было жить в такой атмосфере неизвестности. Вместе с приходом мы приняли решение покинуть архиепископию и перейти в епархию греческого митрополита в Германии. Это очень горькое и печальное для нас решение. Но и путь в Москву мы не считали хорошим решением проблемы. Я считаю, что Русская церковь не могла бы дать нам необходимой свободы, поскольку нам кажется, что она зависима от государства и политики».

Помимо выбора юрисдикции приходы и общины архиепископии могут столкнуться и с непростыми имущественными спорами. Например, такая участь уже грозит Свято‑Сергиевскому подворью в Париже – культурному центру русской эмиграции, на территории которого расположен Свято‑Сергиевский православный богословский институт. Одним из главных участников поиска и выкупа участка под подворье для эмигрантских приходов в 1924 году стал известный деятель русского зарубежья Михаил Осоргин. А уже год спустя усилиями эмигрантов здесь был создан богословский институт, где преподавали такие известные мыслители и богословы, как Георгий Флоровский и Сергий Булгаков. Как пояснил «НГР» внучатый племянник Михаила Осоргина, президент движения за создание Поместной православной церкви русской традиции в Западной Европе (OLTR) Георгий фон Розеншильд‑Паулин, комплекс Сергиевского подворья сейчас считается одним из самых крупных объектов недвижимости архиепископии. Соответственно все здания, находящиеся на этой территории, принадлежат бывшему экзархату, включая церковь Святого Сергия, а также помещение, занимаемое Институтом православного богословия. Однако сам приход как церковное объединение не владеет религиозным зданием, в котором располагается. Судебного спора по недвижимости, если приход и институт не поддержат решение Реннето, избежать скорее всего не удастся.

Согласно уставу архиепископии, каждый входящий в нее приход является самостоятельным юридическим лицом, которому принадлежит движимая и недвижимая собственность. Однако Вселенский патриархат вряд ли так просто с ней расстанется. Не случайно на последнем заседании своего Синода патриарх Варфоломей не только передал ответственность за попечение диаспоры главе Галльской митрополии Эммануилу Адамакису, но и сменил настоятеля духовного центра экзархата – собора Александра Невского на улице Дарю. Начиная с 1959 года, эту кафедру занимали только правящие архиереи экзархата. На этот раз настоятельство было поручено даже не митрополиту‑местоблюстителю, а священнику этого же храма протоиерею Алексию Струве. Ранее в разговоре с «НГР» Струве признался, что «ожидал этого назначения». Известно, что священнослужитель изначально был противником «московского будущего» и поддерживал действия Вселенского патриархата. «Я родился и вырос во Вселенском патриархате. Мой отец был священником Вселенского патриархата. Мы почти 100 лет жили в полной свободе и могли развиваться, и я не вижу причин покидать его. К сожалению, мы стали пленниками битвы между патриархатами, и если я перейду в Московский патриархат, то не смогу причащаться с моими друзьями из Константинопольского патриархата. Такое решение приняла Москва, и это она несет ответственность за разрыв. Уверен, что выбирать юрисдикцию, как будто выбирать продукты в супермаркете, – это не церковный подход, и он не соответствует никаким канонам», – отметил священнослужитель. Свое настоятельство тогда он принял, но «не исполнил», так как не хотел «еще одного скандала». Тем не менее в Константинополе уверены, что собор Александра Невского находится в его юрисдикции. Любопытный нюанс: в греческом документе собор Александра Невского указан как «церковь». «Не думаю, что речь идет просто о синонимах. Греки ничего не делают просто так», – уверен Георгий фон Розеншильд‑Паулин. Собеседник напомнил, что в своей проповеди от 5 сентября, которая была произнесена в поддержку Генеральной ассамблеи в соборе Александра Невского, архиепископ Иоанн, отмечая этот факт, особо подчеркнул, что таким образом греки «решили принизить значимость собора для архиепископии».

Бывший прихожанин теперь уже бывшего экзархата, Георгий фон Розеншильд‑Паулин также рассказал «НГР», что ныне возглавляемое им OLTR было создано более 15 лет назад мирянами как Московского патриархата, так и Западноевропейской архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата, а также общественниками из Русской православной церкви зарубежом (РПЦЗ). Идеологом, создателем и первым председателем OLTR в свое время был сын православного священника граф Серафим Ребиндер. «Именно Серафим Ребиндер, после того как в 2003 году патриарх Московский Алексий II предложил собрать все русские юрисдикции под одной митрополией и создать отдельный митрополичий округ, выражал уверенность, что архиепископия сможет стать тем «краеугольным камнем», на котором в итоге появится православная митрополия русской традиции в Западной Европе. Этот проект даже начинали разрабатывать, и я, еще не будучи главой OLTR, очень воодушевился этой идеей. Даже тогда меня удивляло мнение некоторых моих друзей, считавших, что таким образом Московский патриархат хочет просто нас захватить и архиепископии во что бы то ни стало необходимо оставаться под омофором Константинополя. Сейчас же я более чем уверен, что именно Москва поможет нам выйти из того кризиса, в котором мы оказались еще задолго до решения патриарха Варфоломея ликвидировать экзархат».

Протоиерей Сергий ЩУКИН

Краткая история Русской Православной Церкви заграницей
1922-1972

Революция 1917 г., разрушившая вековую государственность России, повлекла за собою тяжелые последствия для Русской Православной Церкви. Первым следствием большевистского переворота было нарушение единства Русской Церкви. Политические сдвиги, гражданская война, прекращение связи с окраинами империи, потеря русских территорий и, наконец, эмиграция – все это оторвало часть русских людей от церковных центров. Если в Польше, Прибалтике и на Дальнем Востоке епархии и сохранили свою организацию, то связь с патриархом Тихоном и его Церковным Управлением была потеряна. Еще сложнее было положение на территориях, охваченных гражданской войной или среди эмиграции за пределами Советского государства. Множества православных людей оказались «овцами без пастырей» и требовали скорейшего церковного устроения.

Промыслом Божиим во главе Русской Церкви стоял патриарх Тихон, бывший до этого в течении 15-ти лет управляющим Северо-Американской епархией. Он хорошо понимал опасность отрыва епархий от Москвы и мудро предусмотрел тот случай, когда отрезанные от Патриархии архиереи должны будут образовать церковное управление на местах. В 1920 г. он издал распоряжение за № 362 : «В случае, если епархия окажется вне всякой связи с Высшим Церковным Управлением, епархиальный архиерей входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти».

В 1920 г. в Константинополе оказалась группа архиереев, эвакуированных вместе с военным и гражданским населением из России. Они, с благословения Константинопольского патриарха, созвали заграничный собор русских епископов и, еще не зная о распоряжении патриарха Тихона, образовали Высшее Церковное Управление Заграницей. Этот собор не был случайным собранием нескольких архиереев, но многочисленным совещанием правящих архиереев, покинувших свои епархии вместе со своими пасомыми. К ним вскоре присоединились правящие архиереи вне России: в Финляндии, Латвии, Манчжурии, Китае, Японии и Северной Америке. Всего же оказалось 34 епископа, отрезанных от Москвы, которые считали необходимым создать высший церковный органа для временного управления заграничными епархиями.

Собор в Константинополе избрал своим главой митрополита Антония Киевского и Волынского, старейшего иерарха Русской Церкви, бывшего одним из кандидатов при избрании патриарха, и создал свой исполнительный орган – Высшее Церковное Управление Заграницей. В 1921 г. этот центр переехал, по приглашению Сербского патриарха Варнавы, в Югославию и в том же году созвал 1-й Всезарубежный Русский Церковный Собор епископов, клириков и мирян. Собор заседал в Сремских Карловцах в составе 155 представителей, избранных во всех районах вне советской России, а также 16-ти присутствовавших архиереев. Под председательством митрополита Антония Собор рассмотрел все вопросы, связанные с организацией и управлением церковной жизни заграницей. Обсуждались также вопросы о помощи голодающим в России и было принято обращение к Международной Конференции в Генуе о помощи России, а также послание к чадам Православной Русской Церкви, «в рассеянии сущим».

Вполне понятно, что решения 1-го Всезарубежного Собора вызвало сильное недовольство советского правительства, которое потребовало от патриарха Тихона запрещения деятельности заграничного духовенства. Под этим давлением в 1922 г. патриарх вынужден был издать распоряжение о закрытии Высшего Церковного Управления Заграницей. Через несколько дней после этого патриарх был арестован.

В августе 1922 г. в Югославии состоялся собор архиереев Заграничной Церкви, который постановил указ патриарха выполнить и Высшее Церковное Управление Заграницей упразднить. Но вслед за тем было постановлено, на основе распоряжение патриарха Тихона за № 362, что в виду невозможности связи с Москвой, организовать временный Архиерейский Синод Русской Заграничной Церкви. Это решение отрезанных от Москвы архиереев сделалось с этого времен каноническим основанием для существования церковного центра заграницей.

Следует отметить, что Заграничный Синод доводил до сведения патриарха Тихона о своей деятельности, причем патриарх никаких дальнейших запрещений на заграничных архиереев не налагал, несмотря на настояния большевиков. Таким образом следует считать, что патриарх Тихон считал деятельность заграничного духовенства законной и отвечающей интересам Церкви. И только с 1928 г., после декларации митрополита Сергия, такие запрещения возобновились.

После декларации митрополита Сергия 1927 г. Заграничный Синод выразил свое несогласие с ним и постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью… Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной. Она по-прежнему считает себя своей главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра». Итак, Зарубежный Синод сразу стал на сторону митрополита Петра и других выдающихся иерархов-мучеников, которые отказались подчиняться митрополиту Сергию и его Синоду. Следовательно, теперь появилась новая причина неподчинения Московской Патриархии: ее зависимость от власти коммунистов, стремящихся к разрушение Церкви. После этого Заграничный Синод считал себя представителем свободной части Русской Церкви, временно оторванной от Родины.

После этого митрополит Сергий потребовал от Заграничного Синода подписки о «полной лояльности к советскому правительству». В ответ на это Заграничный Синод в своем послании в 1928 г. заявил: «Решительно отвергнуть предложение митрополита Сергия и его Синода дать подписку верности советскому правительству, как неканоничное и весьма вредное для Церкви… Если же последует постановление митрополита Сергия и его Синода об исключении заграничных епископов и клириков из состава клира Московской Патриархии, то таковое постановление будет неканоничным.»

Указом Сергиевского Синода от 9 мая 1928 г. Заграничный Синод и Собор были объявлены упраздненными и все их действия отмененными. Далее, пытаясь действовать через Сербского патриарха Варнаву, Московский Синод долго пытался заставить Заграничный Синод признать власть Патриархии. Когда же это не удалось, то в 1934 г. Сергиевский Синод осудил «Карловацкую группу», с запрещением в священнослужении впредь до суда или раскаяния. Но все это не помешало Архиерейскому Синоду продолжать свое дело по управлению заграничными епархиями и окормлению православных русских людей вне России. Синод понимал, что подчинение Заграничной Церкви Московской Патриархии нужно не для блага православных русских людей заграницей, а в целях политического влияния на эмиграцию. История признания Патриархии митрополитом Евлогием Западно-Европейским вполне это подтвердила.

Тем временем Заграничный Синод вел широкую организационную и миссионерскую работу. Еще ранее было достигнуто полное объединение всех русских заграничных епархий в Китае, Японии, Северной Америке и Западной Европе митрополиты которых – Евлогий и Платон признали Заграничный Синод и приезжали на архиерейские соборы в Югославию.

Благодаря такому единению Заграничной Церкви, церковная жизнь стала развиваться: создавались новые приходы, строились храмы, возникали духовные школы (в Париже, в Харбине) и монастыри. Печатанием церковно-богослужебных книг занялся монастырь в Ладомирове, на Карпатах. Периодически происходили архиерейские соборы, рукополагалось духовенство и совершались хиротонии новых архиереев для заграничных епархий. Так, например, за время жизни митр. Антония (до 1936 г.) были рукоположены епископы для Канады, для Соединенных Штатов, Манчжурии, Лондона (Англия) и Китая. Одно это свидетельствует об охвате всей заграничной церковной жизни.

Однако полное единство Заграничной Церкви оказалось непродолжительным. Вскоре появились сепаратистские стремления и некоторые иерархи, опираясь на местные настроения, пожелали стать независимыми от Заграничного Синода. Из этих попыток отметим так называемую «Платоновскую смуту» в Соединенных Штатах и Евлогианский раскол в Европе.

С 1922 по 1926 гг. Православная Церковь в Северной Америке находилась в подчинении Заграничному Синоду. Вначале ею управлял архиепископ Александр (Немоловский), но в 1923 г. патриарх Тихон рекомендовал Синоду Заграничной Церкви назначив туда митр. Платона ( Рождественского), который и был направлен туда в качестве временно управляющего Северно-Американской епархией. Через год это назначение было утверждено указом патриарха Тихона, но в 1924 г. под давлением советских властей, патриарх отменил это назначение и даже вызвал митрополита Платона в Москву для суда. Тогда Северно-Американская епархия собрала собор духовенства и мирян в Детройте, который принял следедущие постановления:

1. Избрать митрополита Платона главой самоуправляющейся Американской Православной Церкви.

2. Сделать митрополита Платона главным тростистом всех американских приходов.

Путем этих решений американская епархия желала освободиться от посягательств Московской Патриархии и в тоже время стать независимой от Заграничного Синода.

В том же 1924 г. этот вопрос обсуждался, в присутствии митрополита Платона, на архиерейском соборе в Сремских Карловцах. Собор обратился к Американской епархии с посланием, призывая ее прекратить попытки к незаконной автономии и подчиниться Заграничному Синоду. На следующем Архиерейском соборе в 1926 г. прибывший на него митрополит Платон докладывал, что он не поддерживает стремления его епархии к автокефалии и что даже Детройтский собор был допущен им «чтобы дать выход настроениям сторонников автокефалии». Поэтому митрополит Платон просил собор дать ему специальную грамоту на управление Северно-Американской епархией и для ведения судебных процессов против «живоцерковников» по поводу церковного имущества. Когда же Синод ему такой грамоты не дал, усмотрев в этом намерение митрополита Платона быть независимым, то последний вышел из состава Заграничной Церкви. Это произошло одновременно с выходом управляющего Западно-Европейскими церквами митрополита Евлогия, который тоже стремился к независимости.

Уход и действия митрополита Платона вызвали смуту и раскол в Северной Америке. Синод послал в Северную Америку архиепископа Апиллинария для управления приходами, оставшимися верными Заграничному Синоду, но в 1927 г. митрополит Платон предложил архиеписткопу Аполлинарию отказаться от подчинения Заграничному Синоду и самовольно, без суда запретил его в служении. Заграничный Синод, считая эти действия неканоническими, отрешил митрополита Платона от управления Северно-Американской епархией, передав ее архиепископа Аполлинария. Но митрополит Платон продолжал свои самочинные действия и объявил от имени «Священного Синода Американской Православной Кафолической Церкви» о создании независимой Американской Церкви. В ней вводился английский язык, объединение всех православных в Северной Америке и прочие. Главой новой Церкви пять американских епископов избрали американского архиепископа Евфимия Бруклинского, по происхождению сиро-араба.

Конечно, из этой самочинной «автокефалии» ничего не вышло. Все прочие православные Церкви ее осудили, а митрополит Сергий Московский отказался ее признать и уволил митрополита Платона от управления Американской епархией, указом в 1933 г. В том же году архиепископ Евфимий снял с себя сан и монашество и женился, а в 1934 г. скончался митрополит Платон. На его место Американские епископы избрали епископа Феофила Пашковского, которого возвели в сан митрополита всей Америки и Канады. Однако, чувствуя неканоничность такой церкви, собор американских епископов в Питтсбурге в 1936 г. признал Архиерейский Синод. В следующем году Собор клира и мирян принял «временное положение» об устройстве Американской церкви на основе указа патриарха 1920 г. После того Архиерейский Синод принял их в состав Заграничной Церкви в качестве Митрополичьего округа. Митрополит Феофил принимал участие в разработке положения об Американской Церкви на совещании в Югославии под председательством Сербского патриарха Варнавы. Такое единение с Зарубежной Церковью продолжалось до 1946 г.

История евлогианского раскола такова: в 1920 г. митрополит Евлогий получил от Высшего Церковного Управления на Юге России управление Западно-Европейской епархией, что в 1921 г. было подтверждено Патриаршим Синодом в Москве. Но в 1922 г. тот же Синод, закрывая Высшее Церковное Управление, счел нужным образовать временное управление заграничными церквами и просил митрополита Евлогия представить соображения о правах этого управления. Это постановление свидетельствовало о том, что Патриарший Синод имел очень смутное представление о Заграничной Церкви, например, ему не было известно, что в ведении Высшего Церковного Управления было 9 заграничных епархий при 12 архиереях.

Тем не менее митрополит Евлогий счел возможным сохранить связь о другими архиереями и в 1922 г. подписал постановление Архиерейского Собора в Югославии о создании Архиерейского Синода. Но вместе с тем митрополит Евлогий стал секретно переписываться с Москвой, желая получить от патриарха Тихона управление всей Заграничной Церковью и просил его упразднить Заграничный Синод. Хотя патриарх никаких распоряжений в этом отношении не сделал, митрополит Евлогий приступил к самостоятельным назначениям вне своей епархии. А в 1936 г. присутствуя на очередном Архиерейском соборе в Югославии, он, по случайному поводу, покинул заседание собора и отказался ему подчиняться.

Уйдя из Заграничного Синода, митрополит Евлогий присвоил себе власть первого епископа при наличии 19-ти других заграничных архиереев. После этого Заграничный Синод решил взять из подчинения митрополита Евлогия Германскую епархию и назначил туда епископа Тихона, но митрополит Евлогий этого не признал. После семимесячной полемики по этому вопросу. Заграничный Синод, в январе 1927 г. отстранил митрополита Евлогия от управления епархией и предал церковному суду. После этого митрополит Евлогий обратился к Московской Патриархии, что совпало с известной декларацией митрополита Сергия о признании Советского правительства. В ответ митрополит Сергий потребовал от митрополита Евлогия и от его духовенства подписки о лояльности советскому правительству. Последний вынужден был послать в Москву список духовенства, давшего такую подписку, хотя это возбудило большое волнения в его епархии.

Однако и после того митрополит Евлогий не мог воздержаться от выступлений, которые были неугодны советам. Патриархия вменила ему в вину служение панихид по жертвам революции, торжественные погребения русских эмигрантов и его участие в иностранных совещаниях по поводу гонений на религию в СССР. Кончилось тем, что Московская Патриархия устранила его от управления и запретила его в служении вместе с его викарными епископами. Но вместо того, чтобы вернуться в Заграничную Церковь, митрополит Евлогий, под влиянием своего окружения в Париже, перешел в ведение Константинопольского Патриарха на правах его Западно-Европейского Экзархата, впрочем часть его приходов не признала этого перехода и не последовала в раскол. К ним присоединились приходы в Германии, Австрии и Чехословакии, оставшиеся в подчинении Заграничному Синоду.

В 1936 г. скончался митрополит Антоний, 16 лет мудро руководивший Заграничною Церковью. Его преемником Заграничный собор архиереев избрал митрополита Анастасия, одного из членов Всероссийского Собора 1917-18 г.г. и бывшего члена Священного Синода при патриархе Тихоне. В зарубежье митрополит Анастасий с 1924 г. управлял Русской Православной Миссией в Иерусалиме. Но с 1935 г., вследствие болезненного состояния митрополита Антония, владыка Анастасий переехал в Югославию для участия в делах Заграничного Синода. Одним из первых шагов нового Первоиерарха был созыв 2-го Всезарубежного Собора Заграничной Церкви. Он собрался в 1936 г. в Сремских Карловцах при участии 13 архиереев, 36 священнослужителей и 56 мирян, представлявших различные епархии в Европе, Азии и Северной Америки. Помимо рассмотрения текущих дел Собор обратился с двумя посланиями — «К русскому Народу в Отечестве страждущему» и «К Русской пастве в рассеянии сущей».

Вскоре митрополиту Анастасию пришлось перенести тяжелые годы 2-й Мировой войны, принесшей немало испытаний чадам Зарубежной Церкви. Военные события обрушились не только на российскую эмиграцию, находившуюся в Европе, но и принудил многих русских людей покинуть Балканские страны, Польшу и Прибалтику и устремиться в Среднюю Европу. Сначала, до советской оккупации, митрополит Анастасий находился в Белграде, поддерживая дух русских людей во время воздушных бомбардировок и в период немецкой оккупации. Позже, переехав в Австрию, а потом в Швейцарию, владыка Анастасий настойчиво и тактично защищал интересы Заграничной Церкви и ее рассеянной паствы. Так, например, когда немецкие власти предложили ему издать обращение к русскому населению с призывом содействовать германской армии, то он категорически от этого отказался. В 1944 г. им было созвано совещание архиереев, где был обсужден вопрос избрания митрополита Сергия Московским Патриархом. Совещание признало это избрание неканоническим и по существу не меняющим подневольное положение Церкви в Советском Союзе.

В 1946 г., после окончания войны, митрополит Анастасий переехал в Мюнхен, где начал налаживать работу Заграничного Синода. Перед ним стояла громадная задача нового объединения Зарубежной Церкви, разоренной и дезорганизованной мировой войной. Главными и неотложными нуждам Русского Зарубежья были:

1. Духовное окормление православных эмигрантов, потерявших свою оседлость.

2. Забота о тысячах православных беженцев, хлынувших в Германию из Польши, Прибалтийских стран и из СССР вместе со своими епископами и духовенством.

3. Защита их от возможной репатриации в Советскую Россию и преследований безбожного государства.

4. Дальнейшее устроение их жизни в эмиграции.

В течение 1946-49 г.г. Заграничный Синод прилагал свои усилия в этих направлениях. При Синоде был организован Переселенческий Комитет, занятый получением виз в заокеанские страны. Но пока оформлялись планы переселения Заграничная Церковь должна была позаботиться о духовном обслуживании православных русских людей в беженских лагерях Германии, Австрии и Италии. Особенно тяжело было положение советских «невозвращенцев» и их семей, которым угрожало насильственное возвращение в СССР, где их ожидало заключение в концлагеря. На их защиту были мобилизованы духовенство и все эмигрантские общественные организации. Всем русским беженцам памятно, как митрополит Анастасий непрерывно объезжал беженские лагеря с Чудотворной Иконой Божией Матери «Курской», ободряя и поддерживая православных людей. В лагерях устраивались храмы, русские школы для детей, читались лекции, приезжали драматические и музыкальные группы, печаталась церковная и светская литература. Массы советских беженцев – бесправных, безъязычных, запуганных советской пропагандой – получали духовное укрепление и юридическую помощь для переселения в новые страны. Благодаря этим усилиям многие тысячи беженцев были спасены от репатриации, отправлены за океан, а вместе с тем могли вернуться в лоно Православной Церкви и дать религиозное воспитание своим детям.

В 1946 г. в Мюнхене собрался первый после войны собор архиереев. В нем приняли участие новые архиереи, прибывшие из Восточной Европы. Собор принял постановление: «Патриарх Алексий неоднократно уже обращался к зарубежным епископам с увещанием войти в каноническое подчинение Патриархии, но повинуясь велениям своей пастырской совести, мы не находим нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока Церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена истинной свободы». Собор также озаботился назначением архиереев на кафедры в Северной и Южной Америке и в Австралии, куда направлялись русские беженцы, равно как устроением епархий в Европе.

В конце 1950 г., когда главная масса беженцев уже переселилась за океан, митрополит Анастасий вместе с Чудотворной Иконой Божией Матери «Курской» вылетел в Северную Америку, где центром Зарубежной Церкви сделался Нью-Йорк. В этом же году состоялся там Архиерейский Собор, на котором присутствовало 11 архиереев, а остальные представили свои письменные доклады. Был избран в новом составе Синод, члены собора посетили Троицкий монастырь в Джорданвиле, где развивалось печатание церковных книг и была открыта духовная семинария. Собор также издал послание «Всем чадам Православной Церкви в рассеянии сущим.»

Следующий Архиерейский Собор был созван в 1953 г. На нем было 15 архиереев, кроме тех кто не мог прибыть из Европы, Южной Америки и Австралии. В это время в одной Северной Америке (вместе с Канадой) насчитывалось около 100 приходов подчиненных Зарубежному Синоду, в них постепенно строились постоянный храмы и открывались приходские школы. Собор составил Окружное послание всей Зарубежной Церкви.

Прибыв в Нью-Йорк, митрополит Анастасий предпринял шаги для объединения с Американской Митрополией, собор которой собравшийся в Кливленде в 1946 г. признал Московскую Патриархию. Так как к этому времени Митрополия уже отказалась от подчинения Патриарху и объявила себя, без всяких канонических основании, автокефальной, то владыка Анастасий посетил главу Митрополии митрополита Леонтия и потом организовал совещание с американскими архиереями. Но несмотря на усилия митрополита Анастасия, Митрополия отказалась признать Зарубежную Церковь.

Дальнейшие Архиерейские Соборы собирались в 1956, 1959 и 1962 г.г. под председательством митрополита Анастасия и продолжали организовывать и укреплять епархии в Южной Америке, Европе и Австралии. Икона Божией Матери «Курской» продолжала ежегодно объезжать отдельные епархии по всему миру, поддерживая сознания единства всех частей Зарубежной Церкви. Собор 1962 г. имел в своем составе 17 архиереев. В его Архипастырском послании к православные людям в рассеянии, были затронуты такие вопросы, как деятельность Мирового Совета Церквей, а также и развитие Экуменического Движения, к которому теперь присоединилась и Московская Патриархия, исполняя задания советского правительства, заинтересованного в усилении своего влияния заграницей. На всех экуменических конференциях, как и на 2-м Ватиканском соборе присутствовали наблюдатели от Архиерейского Синода.

Следующий Архиерейский Собор 1964 г. был посвящен выборам нового Первоиерарха, поскольку митрополит Анастасий, ввиду своего преклонного возраста, заявил об отходе от дел. Собор принял следующие постановления:

1. Избрать Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви епископа Брисбенского Филарета.

2. Митрополита Анастасия избрать Почетным Председателем Синода и Собора и именовать Блаженным, с правом ношения двух панагий.

В воскресенье 18/31 мая 1964 г. в соборном храме Знамения Божией Матери состоялось торжество настолования нового Первоиерарха. После Литургии с участием всех иерархов на митрополита Филарета был возложен белый клобук, а архиепископ Иоанн Сан-Францисский, как старейший иерарх, вручил ему жезл, а на митрополита Анастасия была возложена вторая панагия. Вечером состоялось торжественное открытое заседание Архиерейского Собора, на котором выступали новый Первоиерарх, архиепископ Иоанн и архиепископ Никон. С приветствием новому главе Зарубежной Церкви обратились митрополит Анастасий, епископ Антоний Мельнбурнский и представители церковной общественности.

По случаю избрания нового Первоиерарха были составлены послания Собора «К православной пастве и ко всем христианам мира о гонениях на верующих в СССР», послание митрополита Филарета «Православным епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви» и его же послание к патриарху Афинагору с протестом по поводу его сближения с Католической церковью.

Переходя к главным событиям после избрания митрополита Филарета, отметим лишь главные моменты в церковной жизни.

1) В 1964 г. по постановлению Собора было проведено прославление Праведного о. Иоанна Кронштадтского, о чем давно поступали ходатайства многих православных людей. Торжество его прославления происходили 31 окт. ст.ст. в Синодальном соборе в Нью-Йорке. Накануне, за всенощным бдением был открыт образ Святого Праведного Иоанна и сонм иерархов и духовенства впервые пропел ему величание. После литургии, которую возглавляли Блаженнейший митрополит Анастасий, митрополит Филарет и архиепископ Никон, при участии многочисленного духовенства и громадного стечения молящихся, был отслужен молебен новому святому Русской Церкви и митрополит Филарет произнес слово, посвященное Святому Иоанну. Этому событию митрополит придавал общероссийской значение, отвечающего пожеланиям множества православных людей в порабощенной России.

2) 8/21 мая 1965 г. на 92 году жизни скончался Блаженнейший митрополит Анастасий. 12/25 мая в Синодальном соборе было совершено отпевание покойного святителя, которое возглавил митрополит Филарет. После этого прах митрополита Анастасия был перевезен в Свято-Троицкий монастырь и погребен в склепе под храмом. Впоследствии склеп был украшен на средства, поступившие от общецерковных пожертвований. Владыка Анастасий оставил замечательное «завещание», в котором призывает русских людей свято хранить верность Зарубежной Церкви и ни в коем случае не входить в общение с порабощенной Московской Патриархией.

3) 19 июня/2 июля 1966 г. неожиданно скончался архиепископ Иоанн Сан-Фрацисский (бывший Шанхайский), первый заместитель Председателя Архиерейского Синода. Отпевание почившего иерарха, хорошо известного русским людям по Югославии, Дальнему Востоку, Франции и западному побережью Соединенных Штатов, происходило в Сан-Франциско. Во главе многочисленного духовенства был митрополит Филарет, обратившийся к большому количеству почитателей покойного с характеристикой архиепископа Иоанна. Прах его был погребен в склепе под Скорбященским Собором, строительство которого было закончен при ближайшем участии покойного иерарха. После отпевания выступили со словом архиепископ Антоний Западно-Европейский и епископ Савва Эдмонтонский.

4) На Архиерейском Соборе 1969 г. было принято решение о прославлении известного миссионера Северной Америки, отца Германа Аляскинского. Торжество прославления происходило 25/26 июля 1970 г. в соборном храме в Сан-Франциско. Торжество возглавил митрополит Филарет при участии 5 архиереев и множества духовенства. Слово в честь Преподобного Германа произнесли Первоиерарх и архиепископ Антоний Сан-Франциский. Почти одновременно Американская Митрополия осуществила такое же прославление о. Германа отдельным торжеством на Аляске.

5) В 1969-70 гг. Зарубежная Церковь приняла живое участие в обсуждении «автокефалии», которую приняла Северно-Американская Митрополия от Московского Патриархии. Оставаясь на почве непризнания Патриархии, подчиненной коммунистическому государству, и несвободной в своих решениях, Архиерейский Синод возражал против принятия автокефалии, считая ее неканоничной и полезной только для советской власти. После ее принятия Митрополией Архиерейский Синод опубликовал свое постановление о непризнании этой «автокефалии,» как неканоничной и направленной против интересов Церкви. О своей точке прения Синод потом сообщил всем поместным церквам особым посланием. Как известно, все православные церкви, свободные от коммунистического влияния, во главе с Константинопольской Патриархией, не признали этой «автокефалии». В результате ее часть приходов и отдельных членов Американской Митрополии вышли из нее и присоединились к Зарубежной Церкви.

В заключение нашего краткого обзора необходимо подчеркнуть, что за 50 лет своего существования Русская Православная Церковь заграницей осталась верной своим первоначальным задачам. За это время вокруг нее бушевали политические страсти, шла борьба за церковную власть, происходили расколы и нравственные компромиссы отдельных иерархов и целых зарубежных епархий. Но Зарубежная Церковь, продолжала свой намеченный путь под руководством маститых иерархов, изгнанных «правды ради», но постоянно защищавших духовную свободу для православных русских людей вне своей Родины. Зарубежная Церковь стояла и до сих пор стоит на строго канонической почве, олицетворяя собою свободную часть Русской Православной Церкви и продолжая традицию патриарха Тихона, защищавшего независимость Русской Церкви от безбожного государства. Нет ничего удивительного, что эта принципиальная позиция Русской Православной Церкви заграницей все время вызывает клевету, осуждения и угрозы. Такова участь всех, «изгнанных за правду», как сказано об этом еще Христом Спасителем: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоанна, 16,20).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *