Рукописи кумрана

Кумран — израильский национальный парк в ущелье и вади на сухом плато, примерно в 1,5 км от северо-западного побережья Мёртвого моря, на Западном берегу, рядом с кибуцем Калия.

На возвышенности к северу от Кумрана расположены Хирбат-Кумран, развалины древних поселений.

История

Поселение эллинистического периода было построено во время правления Иоанна Гиркана, в 134—104 гг. до н. э. или несколько позже, и было занято большую часть времени, пока не было разрушено римлянами в 68 г. н. э.

Все это было разрушено римлянами в 68 г. н. э.в ходе Первой иудейской войны.

До 90 г. н. э. Хирбат-Кумране располагался римский гарнизон. Во время восстания Бар-Кохбы повстанцы использовали Хирбат-Кумран как одну из своих баз.

Пещеры Кумрана

Артефакты (в частности, монеты) подтверждают время заселения Хирбат-Кумрана, установленное по Свиткам Мёртвого моря.

Рукописи

Кумран известен как место, где в 11 пещерах были найдены свитки Мёртвого моря — рукописи II в. до н. э.–I в.

Свитки Мёртвого моря были впервые обнаружены в глиняных горшках бедуином-пастухом в 1947 г.

С момента открытия в 1947 г. и до 1956 г. здесь были найдены около 900 свитков различной степени сохранности, в основном написанные на пергаменте, но также и на папирусе.

Хирбет-Кумран. Древние строения

Были проведены обширные раскопки, которые начались в 1953 г.

Древнейшее раскопки Кумрана относятся к VIII—VI вв. до н. э.

Ессеи

Многие учёные считают, что Хирбат-Кумран был поселением религиозной еврейской общины ессеев, бежавшей из Иерусалима.

Менее популярна нерелигиозная интерпретация, которая говорит о том, что это был хасмонейский форт, позже превратившийся в виллу богатой семьи или производственный центр, возможно, завод керамики.

Находки

Особый интерес представляют остатки поселения эпохи Второго храма: водосборная цистерна жилые помещения, печи для обжига керамики (130 г. до н. э.), 2-х и 3-х этажные строения, система водоемов и каналов (100 г. до н. э.).

Новый комплекс построек (4–1 гг. до н. э.) — главное здание с башней, гончарная мастерская, мельницы, закрома, печи для выпечки хлеба, прачечная, стойла, плавильные печи, мастерские.

Кумран. План реконструкции периода Второго Храма

Сосуды, еврейские ритуальные ванны и кладбища были найдены вместе со столовой или комнатой для собраний, также были обнаружены обломки верхнего этажа (возможно служившего скрипторием), печи для обжига керамики и башня.

К востоку от места было обнаружено большое кладбище. В большинстве могил находятся останки мужчин, были обнаружены и женщины. Однако некоторые захоронения могут относиться к временам средневековья.

В США эксперты завершили детальный анализ 16-ти фрагментов знаменитых свитков Мертвого моря, которые хранятся в фондах Музея Библии в Вашингтоне. Исследование показало, что ни один из них не является подлинным.

Полный отчет опубликован на официальном сайте Музея Библии, а кратко о нем рассказывает Science Alert. Коллекция свитков Мертвого моря, о которой идет речь, до сих пор считалась самой ценной в мире. Однако недавно появились сомнения в их подлинности.

Проведенное исследование подтвердило шокирующую догадку: ни один из 16 проанализированных фрагментов коллекции не является подлинным. Первые подделки были разоблачены в 2018 году. Тогда же Музей Библии в Вашингтоне привлек ведущих специалистов, чтобы проверить подлинность остальных артефактов.

«После исчерпывающего обзора всех изображений и результатов научного анализа стало очевидным, что ни один из текстовых фрагментов в коллекции свитков Мертвого моря Музея Библии не является подлинным», — говорит ведущий эксперт Колетт Лолл, основатель и директор Art Fraud Insights.

Было установлено, что каждый исследованный фрагмент был создан в XX веке, причем тот, кто их создавал, весьма искусно имитировал подлинные свитки. Результаты анализа сведены в 212-страничном отчете. То, что фрагменты являются подделками, подтвердили данные микроскопии, микрохимического тестирования и многое другое.

Известно, например, что подлинные свитки еще в древности были покрыты сверху раствором, изготовленным из кожи животных. Фальсификаторы сумели воспроизвести похожий на него белковый клей. Анализ текстов показал и «признаки современной письменности».

«На всех фрагментах, которые содержали тексты, мы наблюдали примеры того, как современные чернила наносились поверх ранее существовавших поверхностных отложений через трещины и области расслоения, уже присутствующие на перепрофилированном материале», — говорится в докладе.

Осталось только найти фальсификаторов. Сделать это будет не просто. Возможно, помогут те же методы, которые использовались при данном анализе. Однако они являются очень сложными и дорогостоящими и потребуют крупного финансирования.

Свитки Мертвого моря известны как кладезь религиозных рукописей. Считается, что они содержат самые древние известные тексты Ветхого завета, причем датируются III веком до нашей эры — I веком нашей эры.

Эти манускрипты известны так же как кумранские рукописи. Они были обнаружены в 1947 году в пещерах Кумрана Иудейской пустыни. Проведенные ранее исследования показали, что большая часть рукописей была написана в Кумранской общине.

Свитки в районе Мертвого моря находили в 11 пещерах, считается, что всего был обнаружен 981 манускрипт. Однако не исключено, что неизвестные ученым манускрипты могут храниться в частных коллекциях.

Подавляющее большинство этих древних, выветрившихся текстов выставлены в Иерусалиме. Но ученые признают, что до сих пор такие свитки активно предлагаются на «частном рынке». Многие музеи желают заполучить их в свои коллекции и готовы тратить на это большие деньги.

Видимо, Музей Библии стал жертвой обманщиков. Кстати, анализ показал, что в данном случае подделки могли быть изготовлены в недалеком 2002 году. Однако они были созданы так искусно, что сумели обмануть даже признанных экспертов.

АПОКРИФ КНИГИ БЫТИЯ

(I Q Gen. Ар.)

Рукопись, получившая название Genesis Apocryphon (Апокриф кн. Бытия), была обнаружена в 1947 г. в 1-й кумранской пещере в числе первых семи свитков, найденных в районе Мертвого моря. В то время как три свитка — Благодарственные гимны (I Q Н), ‘Война сынов Света’ (I Q М) и краткий текст Исайи (1Q Isb) — были приобретены профессором Сукеником, этот свиток вместе с тремя остальными — Устав (1Q S), Комментарий на кн. Аввакума (1Q pHab) и полный текст Исайи (1Q Isa) — оказался сначала в руках сирийского митрополита Афанасия. Лишь в 1954 г. рукопись была приобретена вместе с тремя другими профессором Йадином и теперь хранится в специальном книгохранилище в Иерусалиме.

С этого времени начинается последовательное изучение свитка. Причем исследование

рукописи оказалось очень затруднительным из-за ее крайне плохого состояния. Из всех

семи рукописей, обнаруженных в первой пещере, наша оказалась наихудшей сохранности.

Причина заключалась в том, что манускрипт не был спрятан в кувшин и долго пролежал

на полу пещеры, подвергаясь неблагоприятным атмосферным влияниям. Большую работу

по разворачивайте свитка и его консервации проделал крупный специалист в этой области

Бибер-краут, уже принимавший участие в сохранении и обработке первых трех свитков.

Полное описание внешнего вида рукописи и ее палеографии даны в первом

*»*1 2 предварительном издании Авигадом и Йадином . По их сведениям , у рукописи не хватает

начала и конца, кожа рукописи тонкая, светло-коричневого цвета, текст написан на

наружной стороне кожи. Сохранившаяся часть рукописи состоит из четырех кусков,

сшитых вместе сухожилиями. Три шва, которые скрепляют эти четыре полотнища кожи,

сохранились полностью. Существует также четвертый

1 Avigad—Yadin. Genesis Apocryphon.

2Там же, с. 12—15.

шов, который связывал с рукописью следующий, до сих пор не обнаруженный кусок кожи.

Полотнища разлинованы горизонтальными линиями. Разлиновка была произведена острым инструментом, вероятнее всего костью, и поэтому линии несколько светлее по цвету, чем кожа. Количество линий, и тем самым количество строк, на разных полотнищах кожи неодинаковое. На первом их насчитывается тридцать семь, на втором и третьем — по тридцать пять, на четвертом — тридцать четыре.

Каждый отдельный кусок кожи разделен прочерченными вертикальными линиями, которые фиксируют пространство между столбцами. Ширина пространства между отдельными столбцами 17 мм, но вблизи швов оно доходит до 26—36 мм. Ширина столбцов также не является единой, варьируясь от 8 до 13 см, в среднем же она — 12 см. Высота столбцов в зависимости от числа строк от 25,5 до 27 см. Верхние поля шириной 22—26 мм, а нижние — 26—30 мм. Куски кожи также неодинаковой длины. Первый, сохранившийся не полностью, около 45 см и содержит остатки четырех столбцов (I—IV), из которых сохранился наиболее полно второй столбец, на остальных читаются лишь по нескольку слов в конце строк. Второй кусок кожи приблизительно 64 см длиной содержит остатки пяти столбцов (V—IX). На третьем, 64 см длиной, заметны следы семи столбцов (X—XVI) и четвертый — длиной 82 см, включает шесть столбцов (XVII—XXII). Общая длина сохранившейся части свитка — 2,83 м, ширина 31 см. В общей сложности свиток насчитывает 22 столбца, из которых наиболее полными являются столбцы II, XIX—XXII. Способ письма, по замечанию Йадина, тот же самый, что и в других кумранских

рукописях. Строки написаны под прочерченными линиями. Почерк писца ясный, пропущенные буквы встречаются редко. Писец сам исправлял свои ошибки: пропущенную букву он ставил над словом, к которому эта буква относилась; лишнюю букву, согласно общепринятой в рукописях системе, он обозначал точкой над ней. Расстояние между словами существует, хотя иногда одно слово набегает на другое. Разделения между предложениями нет, но главы друг от друга отделяются различными способами. Если глава кончается в середине строки, следующая глава обычно начинается в начале следующей строки, иногда она начинается с отступом на новой строке, а временами даже на той же самой строке, на которой кончается предыдущая глава, с небольшим расстоянием между ними.

Что касается палеографической характеристики рукописи, то, по мнению Авигада и Йадина, почерк рукописи ничем особенно не отличается от почерка некоторых других кумранских рукописей и ближе всего стоит к почерку свитка Войны сынов Света. По наблюдению Йадина, в рукописи не всегда легко различаются waw и yod. Встречаются лигатуры, даже средний mem часто оказывается связанным с последующей буквой.

Особое внимание Авигад и Йадин обращают

на соединение двух nun в слове. В свитке довольно четко различаются средние и конечные формы написания букв kap, mem, nun, рё, sade.

Пока рукопись не была прочитана, в научных обзорах на нее ссылались просто как на ‘четвертый свиток’ или ‘неотождествленный четвертый свиток’. Когда же профессорам Олбрайту и Треверу в результате предварительного знакомства с рукописью удалось прочитать на небольшом фрагменте имена Ламеха и его жены Битенош, исследователи решили, что это апокрифическая книга Ламеха, и поэтому при опубликовании фрагментов свитка Миликом в 1-м томе собрания рукописей Иудейской пустыни (DJD, I) сочинение было названо ‘Апокалипсис Ламеха’ (1Q 20)1.

Однако когда рукопись была раскрыта полностью и первые издатели ее Авигад и Йадин познакомились со всем свитком, то оказалось, что рукопись по содержанию гораздо шире и что в ней идет речь не только о Ламехе, но приводятся и другие истории из книги Бытия, в частности, о потопе, о Ное, об Аврааме. Поэтому издатели дали ей название MGYLH HY$WNYT LBR’SYT, или Genesis Apocryphon (Апокриф книги Бытия)2. И несмотря на то что такое название встретило возражение со стороны отдельных исследователей3, оно как данное первыми издателями этого свитка сохраняется в научной литературе до сих пор. Если обратиться к содержанию рукописи, то можно сразу же убедиться в том, что оно очень тесно связано с первыми главами кн. Бытия, так как в соответствии с их порядком излагаются эпизоды из жизни первых патриархов. В сущности перед нами свободный пересказ отдельных историй их кн. Бытия с добавлением целого ряда новых деталей. В содержании можно выделить три главных темы: первая тема, повествующая о чудесном рождении Ноя, связана с библейскими персонажами: Ламехом, отцом Ноя, Мафусаилом, отцом Ламеха, и Енохом, дедом Ламеха (об этом рассказывают остатки I таблицы, II таблицы и фрагменты таблиц III и V). Вторая большая тема — это повествование о событиях из жизни Ноя. Как можно заключить из остатков таблиц VI, VII, X, XII, XVI— XVII, речь в них шла о потопе, о завете Ноя с Богом, о разделе земель между наследниками Ноя. Значительно лучше сохранившиеся таблицы XIX— XXII посвящены третьей теме — истории патриарха Авраама.

Несмотря на крайнюю фрагментарность вышеуказанных таблиц, связный текст вполне восстанавливается. Лучше сохранилась вторая таблица. В ней рассказывается о событиях, повествующих о чудесном рождении Ноя: о подозрениях его отца Ламеха относительно происхождения ребенка, об объяснении Ламеха по этому поводу с женой, об обращении Ламеха к своему отцу Мафусаилу и через него к своему деду Еноху по поводу происхождения Ноя. Рассказ ведется от первого лица, от лица Ламеха. Это и послужило причиной того, что при первом частичном знакомстве с рукописью сочинение бьио определено как книга Ламеха и первоначально получило название ‘ Апокалипсис Ламеха’1. По содержанию, но не по форме и деталям, этот текст очень похож на рассказ о чудесном рождении Ноя в главах CVI—CVII кн. Еноха. Однако там, в отличие от нашего памятника, речь ведется от лица Еноха. Кроме того, в отрывке из кн. Еноха совершенно отсутствует диалог Ламеха с его женой Битенош. В Библии такого рассказа нет совсем. В предварительном издании Авигада и Йадина дается фотовоспроизведение второй таблицы и ее транскрипции квадратным письмом.

Что касается последующих таблиц, то ввиду их чрезвычайной фрагментарности, издатели

КУМРАНСКИЕ ТЕКСТЫ, рукописи (свитки) Мертвого моря – рукописи 3 в. до н.э. – 1 в. н.э. на иврите и арамейском языке, обнаруженные начиная с 1947 в пещерах Хирбет – Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря. Рукописи принадлежали т.н. Кумранской общине, которую большинство исследователей отождествляет с ессеями, описанными Иосифом Флавием, Филоном Александрийским, Плинием Старшим, Ипполитом Римским и др. По содержанию Кумранские рукописи подразделяются на три группы: библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы, тексты, созданные в самой общине. Тексты Кумранской общины (Устав, Дамасский документ, Свиток гимнов, Война сынов Света с сынами тьмы, Храмовой свиток, Благословения, Благодарственные гимны, Комментарии к библейским книгам и др.) отражают религиозные воззрения кумранитов и являются ценнейшим источником по истории и организации этого эсхатологического движения. Члены общины порвали как с жречеством Иерусалимского Храма, так и с фарисеями и удалились в пустыню, считая себя «сынами Света», заключившими новый Завет с Богом, в то время как остальное человечество рассматривалось как «сыновья тьмы». Жизнь общины строилась на коллективистских началах (общая собственность, совместный труд, коллективное потребление). Общинники готовились к эсхатологическим временам, когда Бог искоренит дух беззакония, «сыны Света» получат вечное вознаграждение, а «сыны тьмы» – вечное наказание. Важное место в кумранских текстах занимает образ Учителя праведности (возможно, основателя общины), который погиб по вине Нечестивого жреца (историческая идентификация обоих персонажей затруднена), но, согласно вере общинников, должен вернуться на землю, что будет означать начало мессианской эпохи. Община прекратила свое существование в результате Иудейской войны 66–74. Кумранские тексты важны для прояснения вопроса о происхождении христианства и изучения первоначального христианства. Прослеживается определенная близость между идеологией Кумрана и проповедью Иоанна Крестителя. Ряд терминов и идей этих текстов имеют параллели в новозаветной литературе (в частности, в Евангелии от Иоанна), а также в мировоззрении иудео-христианства и некоторых гностических сект.

Издания и переводы:

1. Тексты Кумрана, вып. 1. М., 1971;

2. Тексты Кумрана, вып. 2. СПб., 1996;

3. Eisenman R.H., Robinson J.M. Facsimile Edition of the Dead Sea Scrolls, v. 1–2. Wash., 1991;

4. Vermes G. The Dead Sea Scrolls in English, 4 ed. L., 1995.

Литература:

1. Аллегро Д.M. Сокровища Медного свитка, пер. с англ. М., 1967;

2. Елизарова М.М. Община терапевтов: (Из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.). М., 1972;

3. Старкова К.Б. Литературные памятники Кумранской общины. Л., 1973 (Палестинский сб., вып. 24);

4. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983;

5. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

Н.В.Шабуров

Пещеры Кумран (Мертвое море, Израиль, Израиль) — точное расположение, интересные места, обитатели, маршруты. Предыдущая фотография Кумран

В 1,5 км от берега Мертвого моря раскинулось выжженное солнцем бесплодное плато, испещренное руслами высохших рек, — Кумран. Еще до Первой иудейской войны здесь располагалось поселение, впоследствии разрушенное римлянами. Эта местность стала известна на весь мир в 20 веке благодаря ценнейшим археологическим находкам, пролившим свет на историю еврейского народа и возникновения религии. Довольно быстро они стали основой для различных мистификаций и «внезапно раскрытых» смыслов, то опровергающих, то, наоборот, подтверждающих тексты Священного Писания.

Немного истории

В период 1947-1956 гг. в 11 пещерах Кумрана сначала бедуины, а затем археологи обнаружили несколько сотен старинных манускриптов, позже названных свитками Мертвого моря — тексты на иврите, арамейском и греческом языках, содержащие отрывки из Библии, комментарии к книгам пророков и Ветхому Завету, предсказания и практические руководства к обрядам. Самые древние рукописи датированы 8 веком до н. э.

Кочевники, первыми наткнувшиеся на бесценные артефакты, долго не хотели делиться новостью с историками, так как рассчитывали продать находки подороже, не понимая их истинной ценности. Первый свиток полиция случайно нашла у бедуина-контрабандиста.

Что посмотреть

Пещеры расположены на территории национального парка «Кумран», куда можно добраться самостоятельно или в составе экскурсии. Помимо самих гротов, посетителям покажут руины поселений религиозной общины ессеев, когда-то проживавших в этих местах, а также остатки сооружений эпохи Второго Храма: крепостные стены, башни, печи, цистерны для сбора воды, мастерские, ритуальные колодцы и русла каналов, хозяйственные помещения, кладбище.

Большинство свитков Мертвого моря находятся в Израильском музее в Иерусалиме.

Осмотр начинается с небольшого музея парка, где размещена состоящая из археологических находок экспозиция. Там же можно посмотреть фильм об истории местности Кумран и короткую презентацию достопримечательностей. Далее туристы следуют по маршруту до пещер, по пути посещая развалины и слушая рассказы гида.

Перед самостоятельным визитом в парк нужно подготовиться: прочесть информацию и изучить исторические подробности, иначе многое останется «за кадром», и Кумран покажется просто скучной пустыней с древними развалинами. Чтобы полностью прочувствовать атмосферу и узнать малоизвестные факты, лучше нанять профессионального гида, способного поведать обо всех подробностях.

Практическая информация

Адрес: Мертвое море, Израиль. Координаты GPS: 31.743894, 35.459397. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: из Иерусалима нужно двигаться в сторону Мертвого моря сначала по шоссе 1, затем свернуть направо на шоссе 90 и следовать указателям. Также до национального парка из столицы Израиля ходят автобусы №№ 26, 444, 486, 487 (весь транспорт отправляется с Центральной автобусной станции).

Время работы: в летний период — вторник-суббота с 8:00 до 17:00 (пятница и предпраздничные дни — с 8:00 до 16:00), в зимний период — с 8:00 до 16:00 и с 8:00 до 15:00 соответственно. В канун Нового года, Йом Киппура и Еврейской пасхи парк работает до 13:00.

Стоимость: взрослый билет — 29 NIS, детский — 15 NIS, в составе группы — 23 NIS (взрослые) и 14 NIS (дети). Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *