Русь Московская

«Стол – единственное место, за которым мы не скучаем с первой же минуты».

Ансельм Брийя-Саварен

Кафе-бар «Византия» – это…

Кафе-бар «Византия» расположился в историческом центре Москвы на Семеновской набережной, в 5 минутах от станции метро «Электрозаводская». Уютная атмосфера в кафе располагает к душевному общению и отдыху: приглушенный свет, приятная музыка. В меню ресторана воплощены наиболее интересные идеи русской и европейской кухонь.

Мы уверены, что наш уют в сочетании с неизменным качеством блюд, живой музыкой и нашим гостеприимством сделают ваш отдых, деловую встречу или романтический ужин незабываемо приятными и легкими. Кафе-бар «Византия» предлагает вам отведать блюда русской, европейской и восточной кухонь. Изысканные блюда удовлетворят вкус самых взыскательных гурманов, порадуют душу и подарят вам хорошее настроение. Если вы желаете отпраздновать в «Византии» день рождения, свадьбу, юбилей или устроить корпоративную вечеринку до 120 гостей – звоните и делайте заказ. Опытный персонал составит меню согласно вашим пожеланиям, предоставит вам профессионального тамаду, украсит зал цветами или воздушными шарами и обеспечит живую музыку.

Банкеты. Кейтринг. Скидки

• Банкеты, корпоративы

Организация торжеств и праздничных вечеров – наше призвание, мы с радостью пригласим ведущих, эстрадные коллективы или ваших любимых исполнителей, дадим вам возможность продемонстрировать таланты в караоке, украсим зал к торжественному мероприятию и, конечно, предложим вам богатое меню. Наше заведение гордится своими мастерами русской, итальянской и европейской кухонь. Вы можете выбрать что-то из основного, детского или банкетного меню или заказать специальное блюдо по своему выбору. Зал нашего кафе-бара вмещает 120 гостей. Мы работаем на основе предварительных заказов, что позволяет продумать все детали мероприятия. Гибкая ценовая политика нашего заведения устроена таким образом, чтобы удовлетворить запросы любого клиента. Минимальная цена банкета на одного гостя – 1500 руб. Кроме того, по предварительной договоренности мы можем предоставить вам возможность принести с собой спиртные напитки. График работы нашего кафе-бара позволяет провести мероприятие буквально в любое время дня и даже ночью.

• Кейтеринг

Кафе-бар «Византия» рад предложить вам услуги кейтеринга. Кейтеринг (catering) – это обслуживание юбилеев, свадебных банкетов, фуршетов, корпоративных вечеринок, пикников и других подобных мероприятий, которые могут включать в себя сервировку столов, приготовление и подачу блюд и многие другие услуги, связанные с организацией торжества.

Для организации выездных банкетов у нас есть все:

— транспорт для перевозки всего необходимого на мероприятии;

— профессиональное оборудование и приспособления для выездных банкетов;

— высокопрофессиональный обслуживающий персонал, способный справиться с любой задачей.

Коллектив кафе-бара имеет большой опыт обслуживания банкетов на выезде, поэтому обладает определенными навыками и собственными наработками в этой области.

Вечером, когда рабочая суета остается позади, наступает время, посвященное себе и своим близким людям.

• В день рождения – скидка!

Мы поздравляем вас с днем рождения! И дарим возможность в течение недели (3 дня до, в сам день рождения и 3 дня после) посетить наше кафе-бар и получить скидку 10% на основное меню! Скидка действительна при предъявлении документа (копии), подтверждающего дату вашего рождения. Приходите к нам, и ваш вечер будет незабываемым!

У вашего ребенка день рождения, а вы не знаете, как его удивить и обрадовать? Мы придем вам на помощь и организуем настоящий детский банкет с разными вкусностями и развлекательную программу для именинника! Вы хотите, чтобы ваш ребенок надолго запомнил свой день рождения и поблагодарил вас за праздник? Мы профессионально подойдем к организации детского торжества. Подготовив развлекательную программу для вашего ребенка и его друзей, мы сделаем так, чтобы детям на празднике было очень интересно. По вашему желанию мы сможем пригласить замечательных ведущих, аниматоров и даже клоунов и фокусников! Поверьте, все это принесет радость и вам! У нас в кафе есть большой просторный зал, где свободно могут разместиться все гости праздника, где найдется место и для праздничного стола, и для подвижных игр. Мы красочно оформим зал красивыми композициями из воздушных шаров и гирлянд, подготовим поздравительную презентацию для именинника, проведем забавные конкурсы и веселые игры. У нас можно заказать дополнительную услугу – детское караоке! День рождения бывает один раз в году, поэтому нужно сделать его для вашего ребенка ярким и незабываемым! Теперь вы знаете, где отметить день рождения ребенка и как провести детский праздник?!

Основные тенденции в литературе и искусстве. Со второй половины ХIV века особенно бурно развиваются русская литература, просвещение, искусство. Духовное творчество было теснейшим образом связано с православием. В тоже время, совершенно очевидна тенденция к отходу от ортодоксального христианства и усиление чисто русских традиций, накопленных в период домонгольского завоевания, включая древнеславянскую культуру.

Литература и общественная мысль. Пережитый Русью мрак татаро-монгольского нашествия, славные победы над внешним врагом не могли не оставить глубокого следа в русской литературе. Надолго эта тема становится одним из важнейших направлений в творчестве талантливых русичей. Идея национальной независимости, готовности защитить отечество, воспевание храбрости русских героев легли в основу множества произведений этого периода.

Самым совершенным литературным памятником, наиболее ярко отразившим пафос эпохи, является «Задонщина». Предполагается, что оно было написано рязанцем Софонием. Названо по месту битвы на Куликовском поле – «за Доном». «Задонщина» стала поэтическим прославлением русской победы на Дону. Автор повествует о бедах русской земли, скорбит о погибших, воздает хвалу победителям. Заключительную часть произведения пронизывает уверенность в непоколебимости Руси. Автор следует за «Словом о полку Игореве» и в художественном, и в идейном отношении. Сопоставляет события в «Слове» и в современной ему действительности.

Куликовской битве было посвящено «Сказание о Мамаевом побоище», появившееся в первой половине ХV века. «Сказание» было весьма популярно в ХVI и ХVII веках. Оно сохранилось более чем в ста списках и восьми основных редакциях. Многие рукописи украшены миниатюрами, изображающими основные события. В тексте подлинные исторические факты соседствуют с придуманными. Видимо, автору важнее всего было подчеркнуть единство Руси, которое стало основой блестящей победы.

Во многих регионах страны (Тверь, Рязань, Смоленск) появляются сложные литературные произведения на основе многочисленных народных преданий, связанных с борьбой против иноземцев.

В устном народном творчестве широко распространяется жанр исторических песен. На смену былинным богатырям пришли реальные исторические лица. Песни посвящались конкретным событиям. В рассказах о взятии Казани воспевались пушкари, их находчивость и мастерство. Исключительно популярны были народные герои. Простой русский человек побеждает хвастливого иноземного князя Кострюка. Множество песен сложено о Ермаке – смелом атамане, выходце из народа, который присоединил Сибирь к Русскому государству, был активным противником бояр. Народ пытается дать свою оценку русским правителям, их конкретным делам.

По прежнему, много внимания уделяется летописанию. Уже в начале XV века была составлена большая московская летопись – «Троицкая», которая сгорела в пожаре 1812 года и была восстановлена ученым М.Д. Приселковым на основании многолетних изысканий. 10 томов объемом около 9000 листов составил Лицевой летописный свод – самое крупное произведение подобного рода средневековой Руси. Обширные летописи появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. По богатству исторического материала выделяются труды новгородских летописцев.

Новгородский архиепископ Макарий еще при Василий III задумал собрать, систематизировать и переписать в двенадцати огромных фолиантах «все святые книги… которые в русской земле обретаются». Совершенно очевидно, что Макарий не только хотел сохранить ценное литературное наследие, но, прежде всего, определить круг чтения православных, регламентировать духовную жизнь, «уберечь» их от нежелательной, вредной литературы. Этот колоссальный труд был назван «Великие Минеи Четии», завершен в 1541 году. Сюда вошли более двух тысяч различных произведений для чтения на весь годичный цикл. Их распределили по 12 книгам, каждая из которых соответствовала определенному месяцу.

Ярким примером нравственно-воспитательных произведений может служить «Домострой» – свод рекомендаций, наставлений в благочестии, чисто практических советов. Составителем основной редакции «Домостроя» (существовал еще ранний, новгородский вариант) был священник кремлевского благовещенского собора Сильвестр, духовный наставник Ивана IV в отрочестве и юности. 64 главы книги включают «духовное строение» о почитании веры, «мирское строение» об организации семейной жизни, «домовое строение» о ведении хозяйства. Здесь можно почерпнуть сведения о том, как строить дом, как принимать гостей, как отцу семейства лучше относиться к домочадцам и челяди, чтобы воцарился мир и порядок. Хозяйкам давались практические рекомендации по ведению хозяйства.

В конце XIV – начале XV века на Руси появляется множество переводных сочинений. В 1518 году великий князь Василий III пригласил в Москву афонского монаха Максима для перевода Толкового псалтыря. В России его прозвали греком. Максим Грек был из знатного рода, получил прекрасное образование, до пострижения в монахи много путешествовал.

Именно в России Максим Грек состоялся как писатель, публицист, философ. Многие сведения в древнерусские книги попали благодаря его переводам. Непреходящее значение имеют его собственные работы – «О пришельцах философах», «Беседования о пользе грамматики», «Беседа души и ума». Его труды переписывали и изучали по всей Руси. А в келье кремлевского Чудова монастыря собирались московские просвещенные люди, жаждущие знаний.

Слишком большой авторитет Максима Грека напугал официальную церковную власть, тем более, что философ был сторонником «нестяжателей». По ложному доносу он был арестован и долгое время содержался как узник в различных монастырях.

Дальнейшее развитие литературы и просвещения было связано с открытием первой типографии на Руси в 1536 году. Ее организовал Иван Федоров – человек незаурядных способностей, энциклопедист и просветитель, художник и писатель, изобретатель и разносторонний мастер, умелец, владевший многими ремеслами. Он умел отливать пушки, изобрел многоствольную мортиру и первый печатный станок.

В 1564 году Иван Федоров вместе с ближайшим другом и помощником Петром Мстиславцем выпускает в свет «Апостола» – первую точно датированную русскую книгу, которая, безусловно, претендует на роль эталона печатной продукции. Издатели провели тщательное редактирование, не было ни одной опечатки. Шрифт, украшения, иллюстрации хорошо продуманы и аккуратно выполнены. Издание готовилось 10 лет. Вслед за «Апостолом» был издан «Часовник», надолго ставший основной учебной книгой. Во второй половине XVI века появились около 20 печатных изданий.

Калита – прозвище, произошло от слова кошелек; по одной версии, он был очень скуп и недоверчив, всегда носил на поясе кошелек, по другой – кошель ему нужен был для раздачи милостыни бедным.

Духовным вождем «нестяжателей» стал Нил Сорский. Его последователи – Вассиан Патрикеев, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Максим Грек. «Нестяжатели» критикуют церковь, в особенности монастыри, которые увлеклись «земными богатствами» (монастыри даже занялись ростовщичеством), проповедуют аскетизм, нравственное самоусовершенствование.

Духовный вождь игумен Иосиф Волоцкий призывал к укреплению монастырей, высказывал идею превосходства духовной власти над светской.

Начало еретическим движениям было положено в вольнолюбивом Новгороде, затем они распространяются и на другие города. Среди самых массовых и популярных – новгородские «стригольники», движения возглавляемые Матвеем Башкиным и Феодосием Косым.

смоленского. Иван Берладник, лишившись покровителя, сбежал в Константинополь. Что ж, Ярослав галицкий отомстит и Византии за прием, оказанный его врагу. В Галиче найдет приют самый гениальный византийский авантюрист и впоследствии император ― Андроник Комнин. Его приключения необычны даже для времени, когда толпы крестоносцев бродили по Европе и Азии; когда странствующий король-рыцарь, покинув Англию, разгуливал по миру в поисках острых ощущений. Не рассказать, хотя бы кратко, о похождениях Андроника невозможно. Воспользуемся для рассказа тем поводом, что двоюродный брат императора в самые трудные для себя времена находил приют на русских землях. И поскольку династические смуты сопровождали Византию довольно часто, то хотя бы об одной просто необходимо поведать читателю. Конечно, мы немного покривим душой, ибо все прочее братское соперничество было менее ярким и заметным, менее грандиозным, чем это. Андроник Комнин родился в семье, слишком близкой к византийскому трону, чтобы прожить спокойную жизнь. Он приходился двоюродным братом императору Мануилу (1143–1180 гг.), более того, в детстве братья были лучшими друзьями, вместе воспитывались и взрослели. Пожалуй, детской привязанностью и объясняется долготерпение Мануила, хладнокровно переносившего попытки Андроника захватить императорский трон. Мануил был достойным правителем. «В возрасте нежного юноши он уже превосходил благоразумием людей, состарившихся в делах, был воинствен и смел, в опасностях неустрашим и мужествен, в битвах решителен и храбр, ― описывает императора Никита Хониат. ― Ростом он был высок, хотя несколько и сутуловат». Иоанн Киннам добавляет следующие подробности из жизни Мануила: «Обладая великой силой тела, он ходил на медведей, нападал на кабанов и шел на них большей частью пеший с одним дротиком». Мануил нисколько не боялся Андроника: для него борьба с братом являлась продолжением детской игры. Императору был необходим человек, стремившийся его свергнуть: он волновал царственную кровь, и заставлял совершать мужественные поступки, изобретать новые способы противодействия конкуренту. То была смертельно опасная игра длиною в жизнь, с которой не сравнится даже русская рулетка. Все же Мануил старался держать двоюродного брата подальше от Константинополя. Император отправлял его в неспокойные провинции: Андроник прекрасно себя чувствовал среди опасностей, но практической пользы от него было мало. В качестве полководца Андроник прибыл в Киликию: ему было поручено наказать мятежного армянина Терозия. «Может быть, он и

4.7. Московская Русь

Возвышение Москвы началось в начале XIV века борьбой московских князей за великокняжеский престол. После ухода баскаков за сбор и доставку ордынского «выхода» отвечал великий князь владимирский; это придавало титулу великого князя новое значение. В 1304 году тверской князь Михаил и московский князь Юрий устроили торг в Орде, обещая платить один больше другого, – и хан отдал Михаилу престол вместе с правом на сбор дани. Но Юрий московский не захотел отступиться, он снова приехал в Орду, несколько лет жил в ставке хана Узбека и сумел склонить его на свою сторону. В 1317 году Юрий получил ярлык на великое княжение и в жены – сестру хана Кончака. Московские князья демонстрировали покорность ханам – в то время как Тверь пыталась сопротивляться; в 1327 году здесь вспыхнуло новое восстание. В итоге Тверь была разгромлена татарами, а Москва закрепила за собой Великое княжение Владимирское. Право на сбор дани служило действенным оружием для подчинения других князей, и брат Юрия, Иван Калита, сумел объединить вокруг Москвы значительную часть северо-восточной Руси. Характерно татарское прозвище этого князя – Калита, то есть мешок с деньгами; надо думать, у Ивана Даниловича было достаточно денег, чтобы ладить с ордынскими вельможами. Иван Калита жил попеременно то в Москве, то в Орде, поддерживал хорошие отношения с Узбеком и исправно платил «выход».

Можно приблизительно оценить долю великого князя и долю хана в общем объеме дани. После прекращения ордынских переписей княжеские даньщики продолжали учет населения и составляли налоговые росписи; по-видимому, на основании этих данных летопись сообщает, что в 1360 году Великое княжение Владимирское насчитывало 15 «тем». «Тьма» – это административная и фискальная единица, установленная в свое время монгольскими численниками и условно содержащая 10 тысяч дворов. Если считать в сохе один большесемейный двор и учесть, что с «сохи» брали по полтине, то доход московских князей от дани теоретически должен был составлять примерно 75 тысяч рублей. Между тем, при Дмитрии Донском «выход» Великого княжества Владимирского составлял лишь 5 тысяч рублей. Таким образом, в Орду шла лишь малая часть собираемой дани, львиная доля ее оставалась в Москве. Это несоответствие между данью и «выходом», конечно, не было секретом для ханов – и его можно объяснить с точки зрения порядков Орды. Дело в том, что в начале XIV века на Ближнем Востоке (и в Золотой Орде) получила распространения система икта, в соответствии с которой эмиры сами собирали налоги в своих владениях, передавая в казну лишь небольшую их часть. Очевидно, ханы рассматривали улусы русских князей как икта, и этим объясняется как отзыв баскаков, так и незначительная величина «выхода».

При Иване Калите начинается процесс сложения нового русского государства – пока в составе Золотой Орды. Постоянные усобицы конца XIII – начала XIV века породили обстановку анархии и разбоя. Калита сумел навести порядок и «исправи Русськую землю от татеи и от разбойник». Прежде огромное количество средств разворовывалось «сильными людьми» – теперь в сборе дани был наведен порядок. Финансовые учреждения молодого Московского княжества еще только складывались, и статьи доходов были достаточно скромными. Одним из достижений Калиты была передача ему доходов от «тамги» – эти доходы раньше принадлежали татарам. Доходы князя теперь состояли из «тамги», «осмничего» (еще одна рыночная пошлина), «мыта» и медового оброка; дань формально принадлежала татарам – хотя, как мы знаем, большая часть ее оставалась в казне князя.

Местная администрация формировалась на основе системы кормлений, известной еще в Киевской Руси; наместники и волостели получали в качестве платы за исполнение своих должностей часть пошлин. Среди перемен, принесенных новой эпохой, было уничтожение должности тысяцкого; во времена Киевской Руси тысяцкие были выборными предводителями городского ополчения; наряду с вече эта должность была символом городского самоуправления – теперь она исчезла вслед за вече. Подражая ханам, московские князья стремились стать самодержавными правителями – однако на этом пути стояло много препятствий. Одним из препятствий была старая традиция решать дела вместе с боярами, Дмитрий Донской завещал своим сыновьям бояр своих любить и без воли их ничего не делать. Другим препятствием была традиция наследования, при которой каждому сыну выделялся свой удел – это приводило к дроблению княжества на уделы. Татары также не желали усиления московского князя; в 1340-х годах они наделили великокняжеским титулом князей Твери, Рязани и Нижнего Новгорода. Теперь на Руси было четыре великих князя, которые самостоятельно собирали дань и по отдельности вели дела с Ордой.

Возвышение Москвы привлекло к ней бояр, предлагавших князьям свою службу. Древние боярские роды, потомки завоевателей-варягов, понесли большие потери во время борьбы с монголами; их вотчины были разгромлены, холопы частью разбежались и стали свободными людьми. Теперь уцелевшие бояре стали стекаться под знамя московских князей. «Со всех сторон собирались знатные служилые люди из Мурома, из Нижнего, из Ростова, Смоленска, Чернигова, даже из Киева и из Волыни», – писал В. О. Ключевский. Бояре переселялись с толпами дворовых холопов и слуг; киевский боярин Родион Нестерович прибыл в Москву с двором в 1700 человек. В XIV веке вокруг московских князей формируется боярская элита; она еще немногочисленна: в этом столетии известно всего 19 московских боярских родов, из них единовременно при дворе находилось, как правило, не более 12 бояр. Это новая элита: свидетельством разрыва со старой дружинной традицией является исчезновение практики захоронений представителей знати в больших курганах. Родословные московских боярских родов также подтверждают свершившуюся перемену: они все начинаются в XIV веке, хотя известно, что некоторые роды были пришлыми и имели более древние корни.

На верхних ступенях новой элиты стояли боярские роды, породнившиеся через брачные связи с княжеским родом. Ранги других родов не были жестко закреплены, что находило выражение в распространенных конфликтах из-за «мест» (русские переняли обычай местничества у татар). Тем не менее новая элита была достаточно сплоченной, и конфликты бояр с князьями были редкими исключениями.

Появление новой элиты нашло свое отражение в появлении новой роскоши. Московская элита заимствовала роскошную восточную одежду – в первую очередь «кожухи» и «шубы» (персидское «джубба»), покрытые снаружи парчой, бархатом или атласом. Под 1376 годом Никоновская летопись говорит, что «русские воеводы начаша ходити и ездити в охабнех и сарафанех». «Сарафа» по-персидски означает «почетная одежда», это была длинная одежда на меху, ничем не напоминающая современные сарафаны. Охабень – тоже длинная одежда на меху из парчи или из шелка с золотом. Любопытно, что эти меховые одежды носили и летом – обычай, который кажется теперь странным, но который находит объяснение, если мы вспомним, что жители Средней Азии носят теплую одежду и в самое жаркое время.

Для современных исследователей символом восточной роскоши является так называемая шапка Мономаха – считается, что это произведение среднеазиатского искусства было подарено Ивану Калите ханом Узбеком. Украшения, нашитые на шапку, были выполнены в технике золотой скани, которая потом была перенята русскими мастерами – таким образом, постепенно возрождалась русская ювелирная школа.

Возвращаясь к описанию имущественного положения новой элиты, необходимо отметить, что московские князья давали боярам в вотчины пустующие земли. По свидетельству археологов, большинство крупных поселений возникало на новых, неосвоенных прежде землях – это были боярские села, родовые гнезда, населенные младшими родичами, дружинниками, слугами и холопами. Боярские вотчины занимали обширные территории, некоторые бояре имели свыше тысячи десятин земли и десятки сел. Среди населения вотчин преобладали свободные крестьяне, но, как показывают отдельные примеры, около трети крестьян составляли рабы-холопы. Со временем имения бояр дробились между наследниками, и к концу XIV – началу XV века относятся сведения об увеличении числа мелких вотчинников; эти вотчинники назывались «детьми боярскими», что само по себе указывает на их происхождение. Имение мелкого вотчинника часто составляло одну деревню; он вел хозяйство с помощью доставшихся в наследство холопов, а иногда и сам пахал землю. Служившие князю вотчинники получали пожалования и освобождение от налогов – но неслужилые должны были нести «тягло» вместе с крестьянами.

С середины XIV века появляются свидетельства о выдаче жалованных грамот, сначала монастырям, а затем боярам и детям боярским. Жалованные грамоты предоставляли вотчинникам освобождение от налогов и (обычно частичный) судебный иммунитет. Взамен этих льгот дети боярские и бояре с их дружинами должны были нести военную службу – однако эта обязанность прямо не оговаривалась в грамотах. (В принципе военная повинность распространялась на все население и в случае необходимости в войско призывались не только дети боярские, но и крестьяне – с определенного числа «сох» выставлялся один воин, этих воинов называли «посошные люди» или «посоха»). Русское слово «пожалование» является переводом монгольского «союргал», а грамоты, дающие освобождение от налогов, на Руси называлась тарханными грамотами – монгольское слово «тархан» означает «свободный от податей». Специалисты отмечают, что русские жалованные грамоты по форме восходят к татарским ярлыкам. Тарханные грамоты были персидским установлением и пришли на Русь через посредство Золотой Орды; в Персии и в Орде владение, освобожденное от налогов такой грамотой, называлось «союргалом».

Как отмечалось выше (в п. 1.9), «халдуновский» цикл в ксенократических государствах сопровождается процессами феодализации – постепенной приватизацией владений и должностей, которые их обладатели получили на условиях службы. Этот процесс получил значительное развитие в центральных областях Золотой Орды; аналогичные явления мы видим и на Руси.

В 1359 году феодализация и традиционалистская реакция в Золотой Орде привели к «великой замятне». Русские княжества на время оказались предоставленными сами себе, однако князья не торопились сбросить «ордынское иго»; после каждого переворота они приезжали в Орду и просили ярлыки у нового хана. Вопрос о том платить или не платить дань, как видно, был несущественным; московское правительство использовало ослабление Орды для решения других задач – для подчинения князей-соперников. В прежние времена ханы «батогом божьим» наводили порядок среди князей, теперь же повторилась ситуация 1280-х годов: традиционалистская реакция в Орде открыла дорогу реакции на Руси. Снова начались жестокие внутренние войны с опустошением территории противника и взятием огромных полонов. В 1372 году тверской князь взял штурмом Торжок: «От поганых не бывало такого зла, – свидетельствует летописец, – убитых, погорелых, утопших наметали пять скудельниц…» В 1373 году московские войска опустошили тверское княжество и «полона много множество разведоша». Москва упорно добивалась признания зависимости от Твери; тверские князья обращались за помощью в Литву и к Мамаю – но Москва игнорировала волю Мамая и марионеточных ханов. В конце концов Дмитрий Донской подчинил Тверь – но Мамай решил покарать дерзкого «улусника». В 1380 году Мамай двинулся на Русь, однако Дмитрию Донскому удалось остановить нашествие на Куликовом поле. Через год Мамай был разгромлен Тохтамышем, который восстановил единство и могущество Орды. В 1382 году Тохтамыш возглавил новое нашествие на Русь; оно завершилось взятием Москвы и опустошением Московского княжества. Результатом этого поражения было возвращение к временам Узбека: Тверь восстановила свою независимость, русские князья были вновь приведены к покорности, и на Руси на некоторое время установился мир.

После нашествия Тохтамыша Руси было отмерено еще четверть столетия мирной жизни, и раны, нанесенные нашествием, были залечены достаточно быстро. Летопись говорит, что в это время бог дал Руси «тишину» и «благоденство»; особо говорится о хозяйственных достижениях князя Александра Тверского, который «люди отовсюду собираше, грады Тверские утверди». В этот период отмечается значительный рост каменного строительства (см. рис. 4.2). Русь XIV века представлялась византийскому писателю Никифору Григоре богатой страной, а русские – «многолюднейшим народом». Однако во второй половине столетия появляются некоторые симптомы, говорящие о том, что подъем замедлился – прежде всего, появляются упоминания о голоде. Голод пришел на Русь в 1364 и 1370 годах, и это может служить свидетельством того, что начала сказываться нехватка земли. Другим свидетельством такого рода являются первые сообщения о переходе от подсеки к трехполью; «пашенные леса» были сведены, и крестьяне были вынуждены использовать старопахотные земли. Однако технология трехполья была еще не совершенна, удобрения не применялись, поэтому старопахотные земли давали урожаи во много раз меньшие, чем подсека. Тем не менее мы не видим на Северо-Востоке Руси серьезных признаков аграрного кризиса – после 1370 года летописи не говорят о голоде, нет свидетельств о разорении крестьян, о ростовщической задолженности, массовой продаже земли или аренде.

Рис. 4.2. Динамика каменного строительства в Северо-Восточной Руси.

На графике отражено количество каменных церквей, построенных в Москве, Твери и Нижнем Новгороде по четвертям столетия.

Какова была численность населения в те времена? Г В. Вернадский оценивает общее количество «тем» Северо-Восточной Руси в 27 и считает, что большесемейный двор насчитывал около 20 человек, тогда получается, что численность населения Северо-Востока составляла примерно 5,4 миллиона – немногим меньше, чем в середине XVII века. Отвлекаясь от вопроса о степени достоверности этой оценки, можно отметить, что в Золотой Орде (помимо Руси) насчитывалось 70 «тем», а в Персии в 1270-х годах – 150 «тем». Отсюда становится ясным, что роль гегемона в регионе играла Персия и именно она была образцом для ордынских ханов и русских князей.

Рост населения сказался не только на селе, но и в городах. После монгольского нашествия большинство городов лежало в развалинах, но с середины XIII века в некоторых городах отмечается постепенное восстановление хозяйственной жизни. В XIV веке были восстановлены и достигли значительного развития Ростов, Владимир, Рязань, Суздаль, Нижний Новгород. Крупнейшим из городов Северо-Восточной Руси была Москва; ее население составляло 20–25 тысяч человек; население Нижнего Новгорода могло насчитывать 9 – 18 тысяч жителей, Твери – 6 – 12 тысяч. В целом города этого времени были меньше по размерам, чем города Киевской Руси; это явление можно объяснить изменением социальной роли городов: прежде они господствовали над деревней, и их жители не платили налоги, теперь они лишились былых привилегий, и у селян пропал стимул к переселению в город. Потеряв прежние привилегии, горожане, однако, были вынуждены выполнять прежние обязанности: в случае войны они в первую очередь призывались в ополчение, составляя отдельные «городовые полки». Об относительной слабости городов говорит и неразвитость городских ремесел; многие ремесла так и не восстановились после нашествия. Каменное строительство возобновилось лишь к середине XIV века; в 1367 году в Москве были возведены каменные стены Кремля, однако каменных зданий в Москве строилось намного меньше, чем в Новгороде: в 1263–1462 годах в Новгороде было построено 176 каменных церквей, а в Москве – только 49. На Северо-Востоке в отличие от Новгорода мы не встречаем упоминаний о многолюдных ремесленных кварталах; как показывают раскопки, горожане в значительной степени жили сельским хозяйством. О торговле также сохранилось мало сведений – хотя известно, что золотоордынские ханы гарантировали безопасность торговых путей и поощряли торговлю. Для купцов открылась дорога через степь, и Гильом Рубрук сообщает о русских торговцах, привозивших меха в крымский порт Судак («Сурож» русских летописей). Эти купцы снаряжали караваны больших крытых телег, в которые запрягали волов. Купцов, торговавших с Крымом, в Москве называли «сурожанами»; они были самыми богатыми московскими купцами – однако среди этих «сурожан» первое место занимали греки. Помимо дороги через степь в Крым, большое значение имел волжский торговый путь; Нижний Новгород был оживленной гаванью, где приставали десятки судов, принадлежавших русским, армянским, а также мусульманским купцам. Русские суда плавали по Волге в Булгар и Сарай, и некоторые нижегородские купцы имели значительные капиталы – в летописи упоминается купец Тарасий Петров, который выкупил у татар множество пленников и заселил ими шесть сел.

До 1370-х годов торговля на Руси осуществлялась при помощи «меховых денег» и слитков серебра. Свидетельством расширения торговли и денежного обращения было начало чеканки монеты князем Дмитрием Донским. На одной стороне монет было написано имя великого князя, а на другой стороне, по-арабски, – название правления хана (в Орде, как в Китае, определенному периоду правления давалось свое название). Новая московская монета называлась «деньга» – по-монгольски и по-персидски это означает «серебряная монета»; «деньга» Дмитрия Донского в 0,93 г серебра была равна ордынскому дирхему и составляла 1?40 китайского ляна. Почти одновременно с Москвой началась чеканка монеты в Рязани и Нижнем Новгороде, немного позже – в Твери, Пскове и Новгороде.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *