Русская духовная поэзия

Определение 1

Поэзия – это искусство слова, которое по звучанию можно сравнить с музыкой, а по образности — с живописью.

Она способствует духовному и творческому обогащению личности. Тематика поэтических произведений многообразна. Это стихи любовной, пейзажной, гражданской тематики. Особого внимания заслуживает духовная поэзия. Особенность русской духовной поэзии – ее направленность на размышления о смысле жизни, о духовности личности.

Духовная поэзия русских поэтов – это раздумья о вечных темах, о высоких и низких поступках. Никто не оспаривает факт, что они несут на себе налет религиозности. Поэту недостаточно простого восхищения и преклонения перед земной красотой. В нем постоянно присутствует, как у Пушкина, жажда духовного томления. Поэтому поэты поднимают свое творчество на высшую ступень, откуда созерцают потустороннюю духовную красоту и приходят к осознанию высших истин. Только достигнув таких высот, творчество не умирает с их физической смертью. Оно продолжает звучать в душах людей, пробуждая стремление к возвышенному и идеальному. Поэт, осознавший свою высокую цель, мог бы сказать пушкинскими строчками:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Духовная поэзия XVII – XVIII вв.

Несомненно, во время зарождения русская духовная лирика по сути своей была религиозной. Работы Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, поэтов XVII века, первыми придали духовной поэзии черты, свойственные светской литературе. Полоцкий в стихах церковной тематики обращался к актуальным во все времена вопросам воспитания и образования молодого поколения. Он считал, что оно должно воспитываться в духе служения высоким целям на пользу Отечеству. Сильвестр Медведев, будучи учеником Симеона Полоцкого, продолжал развивать идеи своего учителя. Но самым выдающимся продолжателем традиций Полоцкого стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Имя Ломоносова связано с расцветом русской духовной светской поэзии XVIII века. Преклоняясь перед величием Творца, в стихах «Утреннее размышление о Божием Величии», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», он видит и воспевает земную красоту:

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И божие дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли;

Чудяся ясным столь лучам,

Представь, каков зиждитель сам!

Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:

  • влияние православья на литературные произведения;
  • дидактический характер поэзии.

Духовная поэзия XIX в.

Духовная тема находит продолжение в поэтических произведениях XIX века. Вильгельм Кюхельбекер и Федор Глинка являются приверженцами жанра исповедей и молитв. А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой и другие поэты духовную тему гармонично использовали во всех жанрах своего творчества.

Темой духовности пронизано все творчество А. С. Пушкина, начиная с первых поэтических опытов, кончая произведениями зрелого периода. Для проявления духовности не обязательно быть религиозным человеком. Но Пушкин восхищался красотой божьего мира. Даже в любовной лирике поэт благодарен Богу: он сотворил женщину, которая своей красотой возродила, возвратила ему веру:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Наслаждаясь красотой природы, поэт подчеркивает ее чудодейственное влияние: она одаривает человека живительными силами. Эти силы обогащают его чувствами свободолюбия, милосердия, любви. Разве это не духовность пушкинской поэзии? Как жизнелюб, Пушкин призывает наслаждаться каждым мгновением жизни. Правда, если человек не видит в ней просвета, поэт внушает ему надежду: заблуждения и мучения исчезнут, и придет красота чистых дней в другом, божественном мире.

XIX век богат на имена талантливых поэтов, обогативших русскую поэзию стихами духовного содержания. Поэзия М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинской, в большей мере насыщена религиозными образами и темами. Но главное в них – поиски человеком своего места в жизни. Поэт в стихотворениях Лермонтова предстает целителем душ, врачующим людей от пороков. Один из главных мотивов творчества этого поэта – одиночество. Поэтому он ищет гармонии, исцеления в природе, в окружающем. Одним из самых ярких примеров, кроме наиболее известных «Пророк», «Ангел», «Молитва», является стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов воспевает красоту жизни, ищет гармонию в единении с природой.

О неразрывной связи человека с Вселенной, о поисках ответов на вечные вопросы бытия рассказывает творчество других поэтов XIX века. В стихах А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки предстает лирический герой, поднявшийся до высочайшей духовности. В нем читатель видит слияние души земного человека с миром небесным.

Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:

  • отражение поисков человеком и поэтом своего места в мире;
  • жизнеутверждающий характер поэзии.

Духовная поэзия XX в.

Несмотря на бурные исторические события XX века, духовная лирика не сдала своих позиций. М. Волошин, М. Кузмин, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, Б. Пастернак, каждый в своей поэтической манере, отразили духовное состояние лирического героя той неспокойной эпохи. Тема духовности у А. Блока и Б. Пастернака опиралась на высокие нравственные правила жизни. Блок через религиозные образы воспевал свою Родину. Она была ему мила в любых одеяниях и состояниях: в царских одеждах и утопающая в грязи, в неудержном веселье и в глубокой тоске. В одном из стихов 1914 года поэт рассказывает о нравственном падении человека. В нем слились в одно греховность и покаяние:

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Но покаяние человека неискренне. Такое раздвоение, по мнению поэта, привело страну к катастрофе. Главная тема творчества поэта – Россия. Духовная направленность его стихов о Родине напрашивается сама собой: в нее должна вернуться вера, которая возродит страну.

Духовная тематика стихов Б. Пастернака связана с библейскими образами. Но обращаясь к ним, читатель задается вопросами о смысле бытия, о самопожертвовании во имя других, о добре, зле, справедливости, безверии, вере.

Для кого на свете столько шири,

Столько муки и такая мощь?

Есть ли столько душ и жизней в мире?

Столько поселений, рек и рощ?

– вопрошает Б. Пастернак в стихотворении «Магдалина», намекая на муки, перенесенные во имя людей.

Соединение поэзии и духовности неоспоримо. Это доказывает творчество не только Блока и Пастернака, но и стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Волошина. Мотивы духовности присутствуют в поэтических произведениях более поздних представителей русской поэзии, например, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского.

Поэзия обладает чудесным свойством возвышать и облагораживать человека, потому что она проникает в душу. Духовная поэзия русских поэтов, к какой бы эпохе они не принадлежали, позволяет читателю расширять мировоззрение, обретать веру в красоту мира.

Colta.ru: «В спектакле нет раздражающей нарядности зрелища и актерского самолюбования, но есть нелинейный сюжет и самоценное слово».

Блог пост/постдрама: «Родионов и Троепольская умные, стихи выбрали хорошие, разные (от, повторюсь, Веры Полозковой до левого круга) и все важные. Так ещё и шуток пошутили: сидишь слушаешь полчаса стихи про отношения, а потом вот тебе и раз:
Это сложный вопрос
Какой же это сложный вопрос
Любит ли Россия Сербию, —
и дальше. Весело! Сходите, послушайте сорок стихотворений за раз хороших. А то чтобы прочитать за раз сорок стихотворений — это же стальную волю иметь надо».

Арт-критик Сергей Хачатуров: «…в этом спектакле в целом все интересно, потому что мерцающе, как фонарики в руках зрителей, выхватывающие неверным светом фразы, интонации и опустошенные часто мысли поколения постинтернета. Тем счастливее услышать очень цельные, выточенные словесным резцом новеллы— маленькие спектакли с темой памяти, биографий… «

Анна Наринская, журналист, литературный критик: «Сейчас именно на пересечении литературы и других видов искусств зреет очень много самого интересного. Я недавно в Москве видела спектакль, который поставили поэты Андрей Родионов и его жена Екатерина Троепольская. Они поставили — я даже не знаю, как это назвать, — читку или спектакль под названием «Честихи: любить» по стихам современных поэтов. Это было одно из самых убедительных зрелищ, имеющих отношение к словам, которое я за последнее время видела. Причем это имеет отношение к современным поэтическим текстам, которые люди знают довольно плохо».

Литературный критик Александр Гаврилов: «Актеры, решающиеся на современные стихи, требующие не читки, а жизни, – это уже всегда интересно. Потому что эти тексты особенные и их авторы особенные. Потому что если давать себе труд и право слушать (именно слушать, бросьте буквы свои) стихи, растёшь в себе».

Ирина Михайловская, журналист: «Екатерина Троепольская и Андрей Родионов сделали невероятную вещь: молодые актёры великолепно, безупречно читают сложные тексты. Читают, а не играют (кто работал с актёрами над стихами — знает, что это очень трудно преодолеть — инстинкт обыгрывать текст).
Читают без актёрской подачи и эмоций — при этом удивительно чисто и точно. Так здорово, когда тексты (минимум треть их была мне не очень знакома) — звучат».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *