Русская церковь в 18 веке

Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах, что имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха Никона поставить вопрос о равенстве церковной власти со светской и даже о приоритете церкви над государством привели к его низвержению. Цари и до этого ставили на патриарший престол нужных им лиц, хозяйничали на церковных соборах и т. д.

С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной церкви, как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы, введение единства и единообразия в по­рядок богослужения и вообще в церковный порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные искажения церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток феодальной раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые священники, в большой массе полуграмотные, которым переучиваться по исправленным книгам было просто не по силам. Но к расколу примкнули и самые разнородные силы: древние боярские роды, теснимые дворянством, посадское население, положение которого ухудшалось преимущественно по причине конкуренции иностранных купцов, а главное, крестьянство, закрепощение которого завершилось и положение которого продолжало ухудшаться. Именно участие в расколе широких народных масс сделало его серьезной и опасной силой, с которой государству пришлось активно бороться.

Подчинение церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I, воспользовавшись смертью патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового патриарха, а учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола, назначив на этот пост верного ему человека — молодого рязанского епископа Стефана Яворского. Вслед за тем был вновь учрежден Монастырский приказ, созданный, а затем упраздненный еще Алексеем Михайловичем. Но теперь Монастырский приказ получил более широкие полномочия. Он стал управлять всем хозяйством русской православной церкви, причем часть доходов от громадных церковных имуществ шла на содержание церкви, а остальное — на государственные нужды. Больше того, церковь была обложена разного рода государственными повинностями и податями.

При Петре I была создана и духовная коллегия, названная затем Синодом и подчиненная Сенату. Она стала государственным органом управления церковью. При преемниках Петра Великого статус и экономическое положение церкви неоднократно менялись в ту и другую сторону, но при Екатерине II церковь была полностью поставлена под контроль государства, стала по существу государственным органом, а ее имущество было отобрано в пользу казны. Все церковные иерархи были посажены на государственное жалованье, которое платилось из доходов от бывших церковных имуществ. На это тратилась примерно треть доходов, а больше половины их просто шло в казну. Для заведования церковными землями и крестьянами была создана Коллегия экономии, а такие крестьяне стали именоваться экономическими. Екатерина II и Павел I не стеснялись раздавать часть бывших церковных земель своим приближенным.

В конце XVIII в. одновременно с губернской реформой был пересмотрен состав епархий, при этом территория епархии стала совпадать с губернской.

В эпоху абсолютизма церковь сделала следующий шаг и в признании богопомазанности монархов. Теперь царь признавался наместником бога на земле и главой православной церкви.

Юридический статус духовенства( стоит на следующей после дворянства ступени).

Духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество), пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел «по слову и делу государеву”). По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5% всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам.

Слайд 1

Полушина Оксана 10 б класс РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В XVIII ВЕКЕ.

Слайд 2

Гонения на церковь Отмена патриаршества Петром I, подчинение церкви гражданским властям и последующие гонения на православную церковь со стороны всевозможных иностранцев, приобретших вес при дворах начала XVIII века, а также и со стороны «просветившихся» русских – всё это поставило русскую церковь в тяжёлое положение. Например, основателем Саровской обители в XVII веке был иеросхимонах Иоанн. В апреле 1734 г. его (и ещё двух монахов) арестовали и, заковав в цепи, увезли в тюрьму, где он провёл четыре года, в течение которых ему не разрешали причащаться. После некоторой «Елизаветинской передышки», притеснения церкви продолжались при Екатерине II. Так, указом 1764 г. было упразднено до 80% монастырей (впоследствии Пушкин утверждал, что это нанесло непоправимый ущерб православию). Это заявление Пушкина, конечно, совершенно справедливо. Монастыри на Руси, с момента их возникновения, служили духовными «исследовательскими институтами» и «домами отдыха», очагами, где в чистоте хранился огонь православия (не говоря уже об их чисто хозяйственном значении). По словам В. Русака, «История российской церкви», стр. 103: «Одновременно монашество, как никакой другой слой, влияло на мир своим бесценным даром учительства и учёности».

Слайд 3

Не лучше обстояло дело и с управлением церкви. Из двух «обер-прокуроров», назначенных Екатериной, один (И. Мелиссино) по своим убеждениям был крайний протестант, предложивший такие «пункты» по переустройству церкви, что их принятие вообще положило бы конец православию. Заместитель его, по В. Русаку, стр. 276:»… «Чебышев, масон, открыто проявлявший свой атеизм. Он запрещал печатать сочинения, в которых доказывалось бытие Божие. ‘Никакого Бога нет!’ вслух говорил он не однажды». Такие и иные богохульства он не стеснялся произносить даже на заседаниях Синода.

Слайд 4

Свет во тьме В такое тяжёлое для русской церкви время, 19 июля 1759 г., в г. Курске, родился будущий св. преподобный Серафим Саровский под именем Прохора в купеческой семье Мошниных. Отец его Исидор и мать Агафья всю жизнь занимались постройкой православных храмов. Последним делом жизни Исидора Мошнина была постройка в Курске известного Казанско-Богородицкого собора. Прохору было только три года, когда умер его отец. Мать продолжала строить Казанско-Богородицкий собор и воспитывать сына. Бывая на постройке, она брала с собой Прохора. Один раз тот свалился с большой высоты, но остался невредим. С 10 лет он стал обучаться грамоте и проявил большие способности, но вскоре его обучение прервалось из-за болезни, во время которой он в первый раз увидел во сне Пресвятую Деву, обещавшую ему исцеление – и рассказал об этом матери.

Слайд 5

Через несколько дней после видения был крестный ход с Чудотворной иконой Знамения. Из-за дождя, пошедшего в это время, икону пришлось пронести через двор Мошниных. Агафья вынесла больного мальчика к иконе; он приложился к ней, а икону пронесли над ним. Вскоре после этого он выздоровел и опять стал прилежно изучать Часослов, Псалтирь, Библию и другие духовные книги. К 18-му году он решил стать монахом. Сначала он пошёл в Киев на поклонение святым мощам Печерских угодников. Там его благословил на подвиг старец схимонах Досифей , направивший его в Саровскую обитель. Прохор вступил в неё накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 20 ноября 1779 г.

Слайд 6

Послушание он проходил под руководством казначея обители иеромонаха Иосифа. Здесь он по очереди исполнял послушания в пекарне, просфорне , столярне. Особенно проявил он большое мастерство в столярном деле — его прозвали Прохор-столяр. Уже в это время он проявлял большую воздержанность в еде: он ел один раз в день, по средам и пятницам (т.е., в «постные» дни недели) не ел вообще. Тогда же он стал уединяться в лесу, чтобы в полной сосредоточенности совершать молитвенное правило св. Пахомия Великого. В 1780 г. Прохор тяжело заболел и проболел около трёх лет. От помощи врачей он отказывался, а просил молитв о себе. Наконец, один раз были отслужены Всенощная и Литургия о здравии больного; его исповедали и причастили. Последовало быстрое выздоровление. Лишь незадолго до своей смерти подвижник рассказал о тайне своего исцеления: оно было чудом, явленным на нём, как и в первый раз, Божией Матерью.

Слайд 7

После выздоровления послушник Прохор стал собирать на больничную церковь, заложенную в 1784 г., и собирал три года. В церкви этой стоял сделанный им кипарисовый престол. 13 августа 1786 г. Прохор был пострижен в монахи под именем Серафима, а в 1793 г. – был рукоположен в иеромонахи. С этого времени до своей смерти преподобный Серафим много времени проводит в уединении, отдаваясь службе Богу. Умер он 2 января 1832 г., совершив множество чудес в течение своей жизни: исцелений от болезней, как физических, так и душевных. Он оставил после себя целое учение, говорящее о том, как должен жить православный христианин. Несмотря на не благоприятные для церкви условия XVIII века, в это время, кроме св. преп. Серафима Саровского, проявился целый ряд светильников веры (ИРЦ, стр. 331): основательница Серафимо-Дивеевской обители Агафья Мельгунова, в иночестве Александра(1789 );

Слайд 8

дочь императрицы Елизаветы княжна Августа Тараканова (затворница Досифея ), наставительница будущих отцов Оптинских Моисея и Исаии (1810); затворник Досифей в Киево-Печерской Лавре, как выяснилось после кончины (1776) – девица Дарья Тяпкина; в Задонском монастыре подвизался схимонах Митрофан, близкий святителю Тихону Задонскому (1783). Афон и Молдавия дали более 200 подвижников, среди которых и Паисий Величковский . Вопросы. Русская церковь в XVIII веке. Каким было положение церкви в XVIII веке? Почему? Что сделала Екатерина II с монастырями? Чем были монастыри на Руси? Кого Екатерина II назначала управлять Синодом? Расскажи о жизни св. преп. Серафима Саровского. Каких ещё светильников веры XVIII веке ты знаешь? Сколько подвижников вышло из Афона и Молдавии?

Слайд 9

Материалы взяты с сайта http://www.russia-talk.org Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *