Русская церковь в женеве

14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, члены делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии, принимающие участие в Пятом Всеправославном Предсоборном совещании в Шамбези (Швейцария), сослужили Божественную Литургию в Крестовоздвиженском соборе в Женеве.

Божественную Литургию возглавил Глава делегации Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Волоколамский Иларион. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили: Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ), Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ), Архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий, Епископ Семятицкий Георгий (Польская Православная Церковь) и присутствовавшее духовенство.

Фотогалерея:

Справка:

Крестовоздвиженский собор в Женеве является кафедральным собором Женевской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей.

История кафедрального собора неразрывно связана с историей Российского государства.

В 1862 году власти Женевы безвозмездно передали Российской миссии в Швейцарии участок земли в квартале Траншей, стоимостью до 100.000 франков, для строительства отдельной русской церкви. Место было даровано на весь период, пока на нём будет стоять русский храм.

Крестовоздвиженский собор в Женеве

Закладка храма состоялась 14 (26) сентября 1863 года в присутствии герцогов Сергея и Георгия Лейхтенбергских и принца Николая Ольденбургского. Строительство церкви велось по проекту Д. И. Гримма, активное участие принимала великая княгиня Мария Николаевна. Работами руководил Жан-Пьер Гильбо.

Средства на строительство храма, в том числе, жертвовали Александр II, Мария Александровна, великие князья: Константин Николаевич, Михаил Николаевич с Ольгой Феодоровной; великие княгини: Елена Павловна и Мария Николаевна; королева Ольга Николаевна и Николай Максимилианович. Среди прихожан собора за всю его историю было немало именитых россиян: великая княгиня Мария Николаевна, Михаил Врубель, Федор Достоевский и другие.

Задуманная в древнем московском стиле, церковь построена из камня, добытого из швейцарских каменоломен. Стены ее снаружи украшены большими крестами из серого мрамора. Над храмом возвышаются девять золоченых куполов.

Все здание состоит из основного нефа, над которым возвышается главный свод, и двух приделов, отделенных от нефа шестью массивными столбами.

Крестовоздвиженский храм является одним из важнейших центров Русского Православия в Европе.

Сайт Женевской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей

Участок земли под строительство «часовни греческого культа» власти кантона Женева выделили в 1863 году. Александр Ромаш/Официальная страница Архиерейского синода РПЦЗ

Православную общину Женевы расколол серьезный конфликт. Настоятель прихода временно отстранен от должности и отправлен в отпуск. Церковные иерархи делают вывод о «сложном положении дел в Крестовоздвиженском кафедральном соборе Женевы». Что же произошло?

Этот контент был опубликован 23 октября 2017 года — 09:12 23 октября 2017 года — 09:12 Эмилия Назаренко, г. Женева

Для начала немного истории. Участок земли под строительство «часовни греческого культа» власти кантона Женева выделили в 1863 году. В связи с этим создаётся «Фонд русской часовни» («Fondation de la Chapelle russe à Genève»), на счет которого поступают деньги со всей Российской империи. Фонд финансирует строительные работы, в 1866 году женевская православная церковь на rue Toepffer, 9 освящается и переходит в собственность «Общества русской часовни в Женеве» («Société de la Chapelle russe de Genève»), цель которого «служить людям православной веры любой национальности, которые живут или временно пребывают в Женеве».

В начале 20-го века это общество было преобразовано в «Общество русской церкви» («Société de l’église russe — SER»). Будучи субъектом швейцарского права, оно постановило своей целью «заботиться о потребностях и расходах, связанных с православным богослужением, вне зависимости от национальной принадлежности верующих». Согласно кадастровой «Земельной книге кантона Женева» («Registre foncier»), Крестовоздвиженский храм является частной собственностью «SER», которое до 2000 года было единственной организацией по обслуживанию нужд прихода, самого же прихода как юридического лица не существовало.

Ситуация сложилась ненормальная, а потому для ее урегулирования была создана ассоциация «Приход Воздвижения Креста Господня» («Paroisse de l’Exaltation de la Sainte Croix» — «PESC»), цель которой, в соответствии с ее Уставом, состояла в организации и управлении мирской деятельности прихода. Таким образом, на сегодняшний день делами женевской Крестовоздвиженской церкви занимаются два различных правовых субъекта, подчиняющиеся нормам гражданского права Швейцарии, две различные ассоциации.

Начало конфликта

Видимость размеренной жизни православного прихода Крестовоздвиженского храма «дала трещину» примерно в июне 2017 года, хотя недовольства, письма-жалобы, претензии копились уже десять лет. Прихожане из «Общества русской церкви» («SER») направили в Нью-Йорк на адрес Архиерейского Синода РПЦЗ письмо с просьбой об отстранении Архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила (Донсков) от управления женевским приходом.

Торжественная литургия 27 сентября 2017 года в Крестовоздвиженском православном храме Женевы. Александр Ромаш/Официальная страница Архиерейского синода РПЦЗ

Среди претензий, предъявляемых настоятелю прихода, следует, на наш взгляд, выделить следующие: сокращение числа приходов Западно-Европейской епархии почти вполовину (из 26-ти осталось 15); блокирование деятельности «SER»; нерациональное использование имеющихся финансовых средств; членство в совете швейцарского представительства «Фонда Андрея Первозванного», — частной и весьма неоднозначной российской организации, основателем которой является Владимир Якунин, теперь уже экс-президент «РЖД», а ныне глава берлинского института «Диалог цивилизаций», созданного с целью «поиска нестандартных решений мировых проблем». Критики при этом не исключают, что речь может идти о пропаганде.

Через несколько дней в «ответ» на это письмо в Прокуратуру кантона Женева поступило заявление о возбуждении дела по ст. 173 и 174 Уголовного Кодекса Швейцарии о клевете, которое, впрочем, было через несколько недель отозвано. Затем в Мюнхене состоялись встречи представителей Синода РПЦЗ с обеими противостоящими сторонами. Кроме того, в адрес Синода с сотнями подписей были направлены письма в защиту Архиепископа Михаила, а в Женеву приезжала для разбирательств специальная комиссия. В результате высший исполнительный орган РПЦЗ — Архирейский синод 13-го сентября 2017 г. назначил на 15 октября 2017 года общеприходское собрание.

После пиршеств — кошмар

Напомним, что в 2016 году в Женеве отмечалось 150-летие Крестовоздвиженского Кафедрального Собора. К этому знаменательному событию готовились заранее. В 2014 году «Общество русской церкви» приступило к реставрации храма. Большая часть работ была завершена лишь к концу сентября 2017. Юбилейные торжества с Чином Воздвижения Креста и Великим Освящением престола состоялись 26-27 сентября 2017 года, в них служили шесть архиереев и более 20-ти священнослужителей, приехавших со всех уголков мира. Не случайно швейцарская газета «Le Temps» напечатала в те дни большой материал под названием «Женева — однодневная столица православной церкви». Репортажи с места события показывали швейцарские и российские телеканалы.

После богослужений 27 сентября 2017 года в престижном женевском отеле «Beau-Rivage» состоялся торжественный благотворительный обед. Зал вместимостью на 200 персон был переполнен. Музыкальное сопровождение, речи с трибуны, рассказ об истории храма, розыгрыш лотерейных призов, подарки участникам, прекрасный концерт, фуршет — во всем чувствовалась радость праздника. А на следующий день, 28 сентября, вышел Указ Архирейского синода РПЦЗ в отношении архиепископа Михаила. Его отстранили от руководства «на время расследования состояния дел в Крестовоздвиженском кафедральном соборе», назначив ему в качестве временного местопребывания «русский женский монастырь преподобномученицы Елизаветы в Бухендорфе (Германия)».

После появления в открытом доступе этой информации страсти стали накаляться. Противостояние между «Обществом русской церкви» («Société de l’église russe») и большинством русскоязычных прихожан окончательно раскололо церковь на два враждующих лагеря, тех, кто был против Архиепископа Михаила (в основном это члены «SER» и франкоговорящие прихожане из «старых»), и тех, кто был «за» него (большинство русскоязычных прихожан из «новых», приехавших в Женеву в последние 10-15 лет).

Поговорим о деньгах

Как известно, в 2001 году две ассоциации, несущие ответственность за дела в храме и в приходе, подписали соглашение (convention) о совместной финансовой ответственности. Если финансирование реставрационных работ, начатых в церкви в 2014 году, обеспечивается «SER», на счет которого именно для этих целей поступают средства из федерального бюджета Швейцарии, из бюджетов кантона и города, из швейцарских благотворительных фондов (с 1979 года церковь имеет статус памятника архитектуры под охраной государства), то доходы собственно прихода состоят «из взносов прихожан, сборов пожертвований, дарений, завещаний, доходов от туристических посещений, продажи свеч».

Крестовоздвиженский Кафедральный Собор (г. Женева). Александр Ромаш/Официальная страница Архиерейского синода РПЦЗ

Причём эти деньги «предназначены для покрытия расходов как «PЕSC», так и «SER» в зависимости от их бюджетов и соответствующих целей». Текущие расходы (покупка свечей, масла, вина, просфор, зарплата священникам) возмещаются из бюджета «PЕSC». К сожалению, за последние годы финансовое состояние «PЕSC» неуклонно ухудшалось, при этом все убытки в конце бухгалтерского года покрывались за счет «SER». Только в 2016 году «SER» компенсировало убытки «PЕSC» в размере 60 тыс. франков, в ситуации, когда общий доход прихода составил 490 тыс. франков, а расходы — 555 тыс. По итогам 2017 года дыра в бюджете «PЕSC» может дойти до 100 тыс. франков. Тем самым на разногласия по персоне архиепископа Михаила наложились еще и сложные финансовые взаимоотношения двух структур.

Прихожане и взносы

Третьей проблемой стали изменения в социальной структуре прихожан храма. «Старых» прихожан из прежних волн эмиграции, образующих «SER», почти не осталось, зато заметно выросло число «новых», постсоветских прихожан, ставших социальной основой прихода. Кто эти люди? Прежде всего, это русскоязычные домохозяйки — жены швейцарцев или французов, работники международных компаний или структур ООН и члены их семей, пенсионеры (из бывших таких работников, которые имеют гражданство или постоянный вид на жительство). Много граждан Молдовы с румынскими паспортами, по которым легче приехать в Швейцарию, хорошо понимающих русский язык граждан Грузии, Сербии, Румынии.

Мне не известно точное количество прихожан, но знаю, что в процентном отношении на 80% «новых» прихожан приходятся 20% «старых», причем распределение финансовых тягот происходит в обратном соотношении. Большинство взносов на нужды храма обеспечивают именно «старые» прихожане, тогда как на численное большинство «новых» приходится наименьший финансовые вклад.

Итак, на 15 октября 2017 года было назначено общее приходское собрание, которое должно было состояться после окончания воскресного богослужения под председательством постоянного члена Архиерейского Синода архиепископа Берлинского и Германского Марка, который специально для этого приехал из Мюнхена. Собрание должно было обсудить финансовую ситуацию прихода и наметить план по разработке и принятию нормального Устава прихода. Дело в том, что на сегодняшний день женевская православная церковь, наверное, единственная из церквей РПЦЗ, не имеет приходского Устава, утвержденного Архиерейским Синодом в 1971 году, а действующий Устав прихода составлен согласно положениям Гражданского кодекса Швейцарии.

Кто может быть прихожанином?

Всего участвовать в собрании изъявили желание более 100 человек, но «старые» прихожане из «Общества русской церкви» объявили, что на собрании могут присутствовать только те, кто получил соответствующее приглашение, занесен в список прихода и исправно платит членские взносы. К сожалению, подавляющее большинство присутствующих не имели приглашений, не состояли в списке, но все они считали, что имеют полное право участвовать в собрании. Разразились дебаты о том, кто есть прихожанин, имеющий право присутствовать на собрании, которое не могло быть открыто для участия тех, кто по действующему уставу не соответствует статусу прихожанина.

В 2016 году в Женеве отмечалось 150-летие Крестовоздвиженского Кафедрального Собора. Александр Ромаш/Официальная страница Архиерейского синода РПЦЗ

А для этого надо написать заявление с просьбой стать членом «PЕSC» и регулярно платить взносы. Бланки заявлений уже пожелтели от старости на полке в углу церкви. Мне сказали, что «новые» русские прихожане очень бояться оставлять свою фамилию, адрес, телефон. Неужели это неизжитый страх перед всевидящим КГБ? Но чтобы числиться полноправным прихожанином, следует поступать в соответствии с действующими уставными документами. Кроме того, там прописано, что «на собрании может присутствовать каждый прихожанин, который… регулярно финансово содействует жизни прихода».

Все собравшиеся искренне считали себя прихожанами с полными правами только на том основании, что они посещают богослужения и иногда делают посильные пожертвования. О ежемесячной или ежегодной оплате взносов, или о подаче заявления на членство как того требует устав, многие вообще услышали впервые. Тем более, что устав написан на французском, а большинство новых прихожан не очень хорошо изъясняется на языке города Женевы, не говоря уже о чтении и понимании официальных документов. Однако незнание законов не освобождает от ответственности.

Бесплодные разговоры длились около часа. Дважды архиепископ Марк обращался к собравшимся с просьбой разойтись и дать возможность провести собрание по уставным правилам. Три священника обращались к пастве с призывом к смирению и благоразумию. Благоразумие — значит разумение себе же во благо! Безрезультатно. Что дальше? Как известно, сейчас заместителем настоятеля кафедрального собора в Женеве является протоиерей Павел Цветков, а клирик того же собора протоиерей Емельян Починок — стал правителем дел канцелярии Западно-Европейской епархии. Сам архиепископ Михаил по состоянию здоровья еще не смог переехать в Германию.

О несостоявшемся общеприходском собрании архиепископ Марк докладывал 18 октября в Нью-Йорке на заседании Архиерейского Синода, после чего на официальном сайте РПЦЗ появилось сообщение, что «расследование конфликта между архиепископом Михаилом и «Обществом русской церкви» в Женеве (SER), выявило целый ряд проблем в «окормлении» (то есть финансировании) и управлении Западно-Европейской епархией». Эти вопросы вынесены на обсуждение на очередном заседании Архиерейского Синода 2 декабря, куда приглашён архиепископ Михаил.

От редакции

Редакция не обязана разделять точку зрения своих авторов. При наличии иных аргументированных точек зрения на ситуацию мы готовы немедленно их опубликовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *