Рыбинск спасо преображенский собор

Спасо-Преображенский собор Собор Преображения Господня при лейб-гвардии Преображенском полку

В 1730-х годах там, где находится Спасо-Преображенский собор, располагался внутренний двор гренадерской роты Преображенского полка. Этот полк часто посещала дочь Петра I Елизавета. Она была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей, привозила им подарки.

В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла к преображенцам. После молитвы перед иконой Божией Матери она обратилась к солдатам с просьбой о поддержать её в совершении дворцового переворота. Елизаветой Петровной такая поддержка была получена, с солдатами она направилась к Зимнему дворцу перенимать власть у Анны Леопольдовны и малолетнего императора Ивана VI.

Уже через несколько дней после восшествия на престол в память об этих событиях новая императрица решила построить собор во имя Преображения Господня. Местом для него был выбран двор Преображенского полка. В июне 1743 года храм был заложен. Его проектирование начал архитектор М. Г. Земцов. После смерти зодчего 28 сентября 1743 года работу продолжил П. А. Трезини. В марте 1745 года императрица приказала:

«При строящейся каменной церкви на куполе и латернинах главы делать не против апробованного плана и фасада, но против глав, имеющихся в Москве на соборной церкви Успения пресвятой богородицы» .

В создании внутреннего убранства принимал участие Ф. Б. Растрелли. 5 августа 1754 года Спасо-Преображенский собор был освящён в присутствии императрицы. Кроме главного, здесь было ещё два придела: в честь Священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского, а также в честь Сергия Радонежского Чудотворца.

Большинство краеведческих источников указывают на то, что облик первого здания Спасо-Преображенского собора до сих пор не известен, так как все чертежи и рисунки утеряны. Но в альманахе «Религиозный Петербург» в 2004 году опубликованы проекты фасада Спасо-Преображенского собора и его иконостаса, датированные 1743-1744 годами. Точно известно, что этот храм стал первым пятикупольным. По повелению Елизаветы Петровны возродилась традиция строить пятиглавые храмы, тогда как до неё при Петре I строились церкви по европейской однокупольной системе.

Спасо-Преображенский собор был часто посещаем Елизаветой Петровной. 12 ноября 1796 года Павлом I он был назначен храмом всей гвардии.

Преображенский собор

8 августа 1825 года собор сгорел, но при пожаре из него успели вынести все святыни. Александром I было принято решение о скорейшем восстановлении здания, что было начато в 1827 году. Уже к зиме 1827 года году по проекту архитектора В. П. Стасова храм был восстановлен. Зодчему в работе помогали архитекторы Ф. П. Брюлло, М. Колль, художники А. Е. Егоров, Ф. И. Брандуков, А. И. Иванов и И. К. Шебуев.

5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора, главный алтарь которого был освящён в честь праздника Преображения Господня. В этот день провели молебен по случаю перехода Российских войск за Балканы и взятие турецких крепостей и городов.

Храм был украшен деревянным резным пятиярусным иконостасом, напоминающим триумфальную арку. Резная сень в алтаре и царское место исполнены по рисункам Стасова. Бронзовая пятиярусная люстра создана мастером А. Дипнером.

На одной из башен собора в 1854 году установлены куранты, привезённые в Санкт-Петербург из Англии. Именно в таком виде Спасо-Преображенский собор дошёл до наших дней.

Новый Спасо-Преображенский собор стал одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Современники Стасова говорили, что в городе существуют два выдающихся сооружения — Казанский и Спасо-Преображенский соборы. За создание этого храма архитектору императором был подарен бриллиантовый перстень и 1 325 рублей, сэкономленных зодчим на сооружении ограды из стволов пушек.

Спасо-Преображенский собор

Вокруг собора по проекту В. П. Стасова разбит сквер. Он окружён оградой, состоящей из дул 102 трофейных пушек. Эти пушки были взяты в плен в сражениях при Измаиле, Варне, Тульге и Силистрии в 1828-1829 годах. Таким образом ограда стала памятником героям русско-турецкой войны 1828 года.

Так как храм являлся собором всей гвардии, внутри него хранились многочисленные знамёна и другие трофеи, добытые в войне с Османской империей. По правую руку от входа располагались трофеи взятые в Европе, по левую — в Азии. Среди них — 488 полковых знамён, 16 флагов, 10 бунчуков, 1 булава, 2 жезла, захваченные в русско-турецкую кампанию 1828-1829 годов. В особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля Александра II, которая была на нём 1 марта 1881 года во время смертельного ранения при покушении. Собор был главным военным храмом Санкт-Петербурга.

Площадь вокруг храма носит связанное с ним название — Преображенская площадь.

В 1918 году Спасо-Преображенский собор стал приходским храмом. Военные трофеи были переданы в Артиллерийский музей. В 1950-м году они были переданы в Государственный Эрмитаж. Большинство икон и святынь были изъяты из храма в 1920-х годах. Главными святынями Спасо-Преображенского собора сегодня являются Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал свою работу, был действующим всё советское время. Внутри храма находится доска со списком погибших офицеров полка с 1702 по 1917 год. Спасо-Преображенский собор является одним из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Широко известен хор собора, где выступают солисты Академической капеллы.

Спасо-Преображенский собор ХII в. — древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский собор принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает суровому духу своего времени. Его могучая красота — это сочетание лаконичных форм, ясной конструктивной логики и величавой статичности масс.

С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.

В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.

Издревле Спасо-Преображенский собор был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона «Преображение» (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.

Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о «благолепии», сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Серебряная кладовая».

Адрес: 152919, Рыбинск, улица Большая Казанская, 1а.

Сайт: http://kazansk.cerkov.ru/

Настоятель — протоиерей Григорий Гогишвили.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл

Казанский храм построен в 1697 г. на месте упразднённого к 90-м годам XVII в. Мужского Казанского монастыря.

Четырехъярусная колокольня возведена в 1813-1822 гг. бригадой церковных строителей во главе с В.С. Карповым. Расписан в 1767-1768 гг. артелью ярославских мастеров во главе с Ф. Потатуевым (имена мастеров указаны в надписи на задней стене храма) в 1768 г. установлен резной позолоченный пятиярусный иконостас.

В храме один престол в честь Казанской Иконы Божией Матери.

Особенно почиталась икона Казанской Божией матери.

В 1932-1933 годы разобрана колокольня. В 1922 г. из церкви изъято около двух пудов серебра; с храмовой иконы Казанской Божией Матери реквизировано драгоценных камней на сумму около 1 млрд. рублей в ценах того времени. В 1926 г. из храма изъяты вещи, имеющие музейную ценность; в 1930 г. в Госфонд передается все имущество храма.

Закрыт в 1934 г. в 1940-1980-е годы в храме находился архив.

В 1986-1991 гг. частично отреставрирован по проекту Н.Н. Гончаровой.

В 1991 г. передан церкви, в храме возобновлено Богослужение, престолов в храме два: главный в честь Казанской Иконы Божией Матери и приставной, находящийся в диаконнике алтаря, освященный в память о разрушенном храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоявшего рядом с Казанским храмом.

Главный престол освящен полным архиерейским чином Высокопреосвященнейшим Михеем, Архиепископом Ярославским и Ростовским в 1996 г.

Приставной Престол освящен малым иерейским чином по благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского.

Чтимая икона Божией Матери «Достойно Есть», написанная и освященная на св. горе Афон, с вложенными в нее частицами мощей:

• Свщмч. Харалампия,

• мч. Трифона,

• прп. Нила Синайского.

Помещается за левым клиросом предалтарной солеи, в особом для нее устроенном киоте с семью серебряными лампадами, постоянно горящими перед образом Божией Матери.

В шести особо на то устроенных ковчегах собраны святыни и частицы мощей угодников Божиих.
Богослужения совершаются регулярно. 4 ноября в храме Казанской иконы Божией Матери проходит архиерейское богослужение. В престольный праздник епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину помогают настоятель храма протоиерей Григорий Гогишвили и священнослужители Рыбинской епархии.
Чтимая икона Божией Матери «Достойно Есть», написанная и освященная на св. горе Афон, с вложенными в нее частицами мощей:

• Свщмч. Харалампия,

• мч. Трифона,

• прп. Нила Синайского.

Икона Божией Матери «Достойно есть» находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне.

В один из воскресных дней, живший неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую Херувим…», оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся Милующая и гость заметил, что у них сначала поют «Достойно есть…» Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим.
Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Карей (административного центра Афона). Плита с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью, была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга (+ 995, память 16 декабря). Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся в русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая». В Рыбинске находится список иконы.
Престольные праздники — 21 июля (явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани), 4 ноября (избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *