С чего начать учиться читать?

В большинстве школ ребёнка не примут в первый класс, если он не умеет читать. Поэтому часто учить читать приходится самим родителям. Но как заниматься, какую методику выбрать, с чего начать, а главное — когда? Попытаемся разобраться.

Что значит уметь читать?

На этот, казалось бы, элементарный вопрос ответит не всякий взрослый. Мало кто задумывается над тем, что мало выучить буквы, научиться складывать слоги или даже запоминать целые слова и предложения.

Суть обучения в том, чтобы ребёнок умел осмысленно воспринимать и усваивать текст.

Когда же он, наконец, зачитает?

На этот вопрос самым неправильным ответом будет: «Чем раньше, тем лучше». Конечно, все родители гордятся успехами своего чада и многие хотят продемонстрировать окружающим «маленького гения», читающего уже в год, два, три. Но не вредно ли это?

Невропатологи предупреждают: родители, желающие как можно раньше начать обучение малыша чтению, могут навредить ребёнку.

Человеческий мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока ещё не готовы работать в полную силу, мы сами создаем психологические проблемы, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость.

Вы можете сами определить физиологическую готовность к чтению.

• Ребёнок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, т.е. он может составить связный рассказ.

• У него достаточно развит фонематический слух. Ребёнок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова.

• У ребёнка нет логопедических проблем (имеется в виду не только неумение произносить некоторые звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи, и т.п.).

• У малыша достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ» и т.п.

Специалисты советуют подождать хотя бы до пяти лет, когда мозг уже способен к освоению знаковых систем (букв, цифр, нот).

Прыгать, скакать и бить в барабаны!


«Начинать нужно с букв!» — привыкли мы слышать от родителей. Нет, нет и нет! Буквы — это символы, которые обозначают то, что ребёнок уже усвоил, это конец, а не начало.

Подготовка к хорошему восприятию текста начинается с движения. Нет, не с движения глаз по строчкам.

Будущая способность к обучению закладывается в раннем детстве; она зависит от двигательной активности и от того, насколько ребёнок хорошо ориентируется в пространстве.

Важно развивать у малыша чувство ритма — здесь хорошо помогают пение и игра на простейших музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан). Полезны любые игры с мячом, а также игры со скакалкой, «резиночки» и т.п.).

Очень полезно повторять мелодии, просто слова, стихи. Учите ребёнка вслушиваться в незнакомые и тихие звуки (например, на природе). Так же важен фонематический слух — годам к пяти просите ребёнка ответить, какой звук он слышит в конце или в начале заданного слова.

Слова, слоги, звуко-буквы — что выбрать?

Не каждый родитель способен сориентироваться в разнообразии методик. Но, так или иначе, их можно разделить на несколько групп.

• Чтение цельными словами (или глобальное чтение — с раннего детства ребёнку показывают сразу целые слова и закрепляют их значение с помощью зрительной памяти — методика Глена Домана).

• Слоговое чтение (ребёнок выучивает и читает целые слоги — методика Николая Зайцева).

• Сложение букв (сначала ребёнок учит названия букв — «эм», потом пробует их складывать: «эм -а» — «ма», и т.д.).

• Звуко-буквенная методика (ребёнок воспринимает звуки, анализирует их в составе слова, учится слышать их и соотносить с буквами).

Почему звуко-буквенный метод лучше?

• Ребёнок сначала воспринимает звуки. Поэтому вполне естественно начинать обучение с них, а не с букв и символов. К тому же при слоговом или глобальном чтении ребёнок заучивает слоги или слова, не анализируя их.

• При слоговом чтении или, тем более, чтении целыми словами у детей возникают трудности понимания текста, что сильно отражается на грамотности. Часто дети не могут прочитать сложные слова, они привыкают читать лишь открытые слоги («ба», «па», «ма» и т.п.).

• При слоговом или глобальном чтении нарушается главный педагогический принцип «от простого к сложному», поскольку ребёнок сразу погружается в сложную систему символов.

От звуков к стихам

• Сначала нужно заинтересовать ребёнка. Расскажите ему о разных письменностях, покажите иероглифы и различные способы написания букв, древние свитки или таблички в музее. Вспомните, как сами научились читать (но ваш рассказ не должен отбить у ребёнка охоту учиться). И ещё один простой совет — больше читайте вслух.

• Переходите к звукам. Учите малыша вслушиваться в окружающий мир. Попросите его изобразить, как жужжит пчела, как шуршат сухие листики по земле, как падает с ветки яблоко. Используйте звукоподражательные слова в играх. Научите ребёнка отличать гласные от согласных (важно запомнить не эти названия, а то, что звуки отличаются друг от друга). Спросите, можно ли этот звук петь голосом, какой звук в начале или в конце слова, какое слово начинается с того же звука? Если ребёнок может ответить на подобные вопросы, стоит двигаться дальше.

• Теперь — буквы. Уже в младенчестве рядом с кроваткой ребёнка вешают красочные плакаты — алфавит с картинками. Но у ребёнка может закрепиться один-единственный образ за каждой буквой. Если он запомнил, что «б» — это «барабан» (так было на картинке!), то на вопрос, что он слышит в начале слова «бык», он ответит: «Барабан»! Лучше не пользоваться такими приёмами и расширять ассоциативный ряд. Мы слышим звуки и обозначаем их на письме буквами. Поэтому мы спрашиваем «какой звук ты слышишь в начале этого слова?», а не «какую букву?».

Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Начертите огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройдите по ним вместе с ребёнком. Сделайте буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействуйте способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграйте в «загадки» — «нарисуйте» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.

• А теперь — слоги. Начать легче всего с двух гласных:
Ау
Уа
Иа
И далее прочитывать открытые слоги (согласный + гласный), а затем — закрытые.

Сделайте карточки-таблички (например, в виде многоэтажного домика), где в левом окошке будет согласная буква, а в правое подставляются гласные:
М
М + а = ма
М + и = ми

И обратное упражнение — в левом окошке пишем гласную букву, к ней «приходят» согласные, образуя слоги.
Уже на этапе прочтения первых слогов полезно давать ребёнку осмысленные слова, хотя бы из двух букв, а не просто слоги. Например, «ах», «он» и т.п.

Основные упражнения:


— Подставить нужную букву (в начале, середине, конце слов): _ыба, _ир, _од.
— Найти лишнюю букву и вычеркнуть.
— Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово (мак — рак).
— Составить все варианты слогов из нескольких букв.
— Добавить недостающий слог в подписи к картинке. Например, к карточке с изображением птицы выкладывается слог «пти». Ребёнок должен закончить слово.
— Распутать «перепутанные» слоги:

КА — шап
КА — лей

— Составить слова из набора слогов.
— Выполнить упражнения на развитие внимания при письме. Для этого напечатайте слоги на компьютере, сначала одну строку, потом несколько. В строке с одинаковыми слогами спрячьте слог с ошибкой. Ребёнок должен найти его и вычеркнуть. Это могут быть просто буквенные сочетания, две согласные, к примеру:
со со со со со со со со оо со со со со со со со со со со со со оо со со со со со сс.

• Последний этап — предложения. Если ребёнок легко прочитывает коротенькие слова, составьте простые предложения из двух, а затем из трёх слов, постепенно усложняя задания.

Вот мак.
Там ель.
Где кот?

Первые предложения старайтесь составлять из простых знакомых слов: имена членов семьи, основные глаголы и пр. Они не должны быть слишком сложными, чтобы ребёнок, дочитав до последнего слова, не забыл первое. Также на данном этапе не нужно читать стихи — ребёнку еще трудно читать, соблюдая необходимый ритм, и он может расстроиться.

Постепенно усложните задачу, вводя двусложные слова:

Он бе-жит.
Ры-ба в мо-ре.

Очень полезно читать потешки или короткие песенки. Нужно учитывать, однако, что в них есть ритм; они должны вводиться, лишь когда ребёнок может прочитать хотя бы два слова подряд.

Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок,
Там растаял снежок,
Заливает лужок!
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

Разные дети

Даже если ребёнок продвигается медленнее, чем хотелось бы родителям, не стоит торопить события и искать «экспресс-метод». Дети разные — и темпы обучения отличаются. Чем увереннее малыш пройдёт начальные этапы, тем лучше сможет в дальнейшем анализировать слова и, соответственно, грамотнее писать. Поэтому лучше ориентироваться не на модное раннее обучение и «чтение с пелёнок», а на особенности мышления и готовность ученика. От того, как вы учите его, зависит, вырастет ли из него вдумчивый и грамотный читатель.

С одной стороны, обучение чтению – одна из самых понятных родителям примет интеллектуального развития детей. С другой стороны, как бы ни был успешен или не успешен в умении читать взрослый, это автоматизированный навык, так что объяснить, как он это делает, разложить сложную деятельность на этапы или элементы взрослый не в состоянии. Так что для большинства родителей, которые сами читать умеют, вопросы о том, как и когда учить читать своих детей, далеко не праздные.

Раннее обучение чтению: за и против

Каков же возраст ребёнка, готового читать? Правильный ответ на этот вопрос лежит не в плоскости паспортного возраста, а в функциональной готовности ребёнка. Надо понимать, что успешное чтение буквенной записи слов требует множества разноплановых компетенций.

Овладение разговорной речью на грамматическом уровне. Мы читаем, чтобы понимать прочитанное и узнавать новую информацию. Казалось бы, очевидно, что невозможно читать, если вы не владеете речью. Но разнообразие и популярность карточек с напечатанными словами, адресованных детям в доречевом периоде развития, показывают, что далеко не все родители и педагоги понимают эту простую истину. Письменность существует, чтобы фиксировать и воспроизводить устную речь! Нет устной речи – нечего фиксировать и нечем воспроизводить. Более того, буквенная запись дважды абстрактна: письменный текст передаёт мысль, оторванную от контекста конкретной ситуации, а буквы в словах означают отдельные фонемы, а не целое понятие.

Таким образом, внешние признаки готовности к обучению чтению проявятся в том, что ребёнок может беседовать о том, чего не видит непосредственно перед собой, что было или будет, а также в том, что у него есть интуитивное понимание фонемного строя речи. Например, малыш может назвать слова, начинающиеся с одного и того же звука, или сказать, есть ли звук «б» в слове «корова».

Практика показывает, что если ребёнок достаточно компетентно владеет родным языком, то на освоение чтения он затратит немногим больше времени, чем потребовалось бы вам, если бы вы учились читать на иностранном языке. Процесс занял бы месяцы, а не годы. Увы. Сложившаяся практика дошкольного образования годами пытаться начать читать противоречит интересам ребёнка.

Если ребёнок готов читать, он учится читать стремительно. Если вы делаете с детьми нечто с трёх до семи только затем, чтобы ещё и в начальной школе какое-то время учиться читать, – это совершенно точно не обучение чтению. Конечно, все дети разные, и темп обучения любому навыку у каждого свой. Но усреднено и грубо можно сказать: если вы делаете что-либо систематически в течение месяца, думая, что это обучение чтению, и через месяц занятий ребёнок не может читать и понимать прочитанное, то вы делаете что-то не так или не вовремя.

Вред слишком раннего, преждевременного обучения чтению

К сожалению, часто возникает замкнутый круг. Ребёнок не готов к письменной речи. Ему нужно решить громадное количество задач развития, предшествующих письму и чтению. Но, поддавшись ажиотажу, родители стремятся учить его читать и писать. Чем более к этому не готов ребёнок, тем медленнее он продвигается и тем больше времени у него занимает непосильная работа. Тем меньше остаётся ресурсов на накопление необходимых опыта и навыков, составляющих готовность к обучению чтению. Ребёнок живёт в ситуации неуспеха, или, по крайней мере, в ситуации изнуряющих занятий. То, что находится в зоне ближайшего развития малыша, он делает с восторгом и энтузиазмом, то, что ещё слишком трудно – с унынием и скукой.

Оценить ущерб, который получает ребёнок в результате такого истощения, сложно. На поверхности лежит расстройство мотивации: редко когда долгоиграющее обучение чтению не приводит к тому, что дошкольник начинает воспринимать учёбу и уроки как повинность. Более глубокие проблемы закладываются тем, что мозг и в целом нервная система не получают достаточно опыта интегрированной работы. С одной стороны, мы постоянно должны воспринимать громадное количество информации от мира вокруг, правильно интерпретировать каждую грань этой информации в связи со всей остальной, чтобы картина была цельной, и правильно управлять собой на основе понимания происходящего. С другой стороны, для полноценной работы мозга необходима чёткая локализация функций, чтобы каждый нейрон был занят своим делом и не отвлекал соседей напрасно, а «общался бы с ними только по делу». Нельзя приказать мозгу интегрироваться и дифференцироваться, нельзя заставить его стать достаточно зрелым, можно только жить насыщенной жизнью, получать новые переживания, добиваться всё новых целей.

И выглядеть это будет так, что ребёнок:

  • ползает на четвереньках;
  • нюхает, грызёт, переставляет с места на место предметы;
  • возится с водой;
  • прыгает на двух ногах (лучше в луже);
  • скачет на одной ножке;
  • стоит на одной ноге;
  • замирает, внимательно следя за полётом бабочки;
  • переносит воду, не разливая;
  • осторожно обращается с хрупкими предметами;
  • ловит мяч двумя руками и мячик – одной;
  • выполняет просьбы, в том числе, касающиеся предметов вне поля зрения;
  • вообще понимает обращённую к нему речь;
  • произносит большинство звуков;
  • употребляет в активной речи сначала слова, а затем и двух- трёхсловные фразы и, наконец, начинает говорить предложениями;
  • переходит от книг-картинок с подписями к книгам с иллюстрациями;
  • слушает сказку на ночь;
  • рисует человечков и держит карандаш тремя пальцами, как обычно держат ручку;
  • осторожно гладит животных;
  • дерётся на подушках;
  • качается на качелях;
  • ходит по бордюру;
  • моет посуду;
  • продевает нитку в иголку;
  • ест ножом и вилкой;
  • может слаженно действовать обеими руками так, что движения каждой из рук отличаются, несимметричны друг другу относительно вертикальной оси тела;
  • и множество других занятий, которым дети предаются при всяком удобном случае.

Чтение – сложный мыслительный процесс, требующий необходимой психической зрелости. Откуда её взять ребёнку? Разумеется, развить на основе другого жизненного опыта. Перечисленные активности дают необходимую базу, которая позволит научиться читать ради получения новой информации и писать, чтобы выразить свою мысль. Ребёнок учится быть внимательным и сосредоточенным. Если же родители торопят своего малыша ради удовольствия похвастаться миру вундеркиндом или просто увидеть более привычные, «академические» успехи в развитии своего чада, то ребёнок учится читать только затем, чтобы его хвалили и не ругали.

На обучение он тратит время, отпущенное на развитие ощущений и движения, что вызывает дефицит соответствующего опыта. Вот что пишет детский невролог О. И. Ефимов:

«Один год или два года – это возраст движения, а не знакомства с абстрактными понятиями. То, что ребёнок не научится в этом возрасте читать, никак не повлияет на его дальнейшее развитие. К семи годам ребёнок, рано научившийся читать, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в 6 лет. Но то, что ребёнок в два года мало двигается, может стать препятствием для развития интеллекта. Последствия дефицита движения могут долго оставаться незамеченными, вернее, на них обычно никто не обращает внимания. Когда у ребёнка в 10–12 лет возникнут проблемы с учёбой, уже никто и не вспомнит о том, что в 2–3 года ребёнок мало двигался».

Как выбрать методику обучения чтению детей раннего возраста

Исходя из уже сказанного, я бы отметила следующее.

Обучение чтению подготовленного ребёнка не нуждается в приукрашивании, потому что интересно ему само по себе. Если методика предлагает долгий путь завлечения и развлечения, она по самой сути рассчитана на то, чтобы преждевременно обучать чтению не готового к этому ребёнка.

Эффективная методика сосредоточена на чтении, поэтому, как правило, не содержит рекомендаций, как развивать ребёнка, чтобы он стал готов к самостоятельному чтению. Исключение, пожалуй, составляет только метод Монтессори.

Отвлекающие иллюстрации. Если методика использует картинки, звуки, движения, стихи и песни, чтобы познакомить детей с буквами или даже слогами, то она игнорирует сущностную характеристику буквенного письма: буква и есть сама по себе знак, и вводить промежуточные символы – значит, заставлять ребёнка делать двойную работу. Е. Федорин в пособии «Я учусь читать» (2) описывает случай, когда мальчик, изучавший буквы по разрезной азбуке с картинками, пытался читать каждую букву так: вспомнить соответствующую картинку, выделить первый звук и прочесть букву. Надо ли говорить о том, как утомительно и замедленно было такое чтение!

Не будем забывать, что до 6 лет память ребёнка работает иначе, чем впоследствии. Ребёнок впитывает, как губка, опыт целиком. Если вы предлагаете ему запомнить картинку с подписью, то та же подпись без картинки и та же буква или слово другим шрифтом – новый опыт, с предыдущей карточкой никак не связанный. Воскобович на семинаре по своей методике, на котором я присутствовала, объяснил, что перестал работать с кубиками Зайцева (которыми пользовался какое-то время своей педагогической деятельности) после того, как заметил, что дети явно запоминают не 33 буквы русского алфавита, а все буквы и слоги, представленные в таблицах и кубиках, как отдельный символ. Такое восприятие сводит на нет преимущество буквенной записи кодировать слова языка минимумом знаков.

Письмо и чтение – не цель, а средство. Хорошо, когда чтение и письмо даже в процессе обучения остаются средством для достижения других целей. В методике М. Монтессори множество презентаций для чтения содержит послания, которые можно прочитать, понять и выполнить, или обсудить, или передать другому. Это показывает пользу письменной речи, знакомит с её назначением. И очень вдохновляет детей. Не меньше радует их возможность прочесть вывески, этикетки, объявления, составить письмо или записку.

Название букв или звук? Если методика или пособие даёт названия букв раньше, чем их прочтение, или даёт алфавит без возможности изучать буквы в разном порядке – она создаёт препятствия для научения чтению. Для самостоятельного чтения важно знать, как может читаться буква, а не каково её имя. Если малыш спрашивает, указывая на надпись, в совсем раннем возрасте, можно говорить: «Буквы». Если же вы видите внимательный и устойчивый интерес к буквам, что малыш явно выделяет отдельно напечатанную букву, можно начать читать буквы, на которые он указывает.

Читать – значит произносить, например, «с», а ни в коем случае «эс» и т. д. Знание алфавита – прекрасно, но оно полезно для чтения словарей, а не для чтения текстов. Изучение алфавита и названий букв можно смело отдать на откуп школе, или, по крайней мере, отложить до того времени, когда ребёнок начнёт уверенно читать.

Хотите научить читать – читайте сами. Важно понимать, что взрослый – образец поведения. Лучший способ учить читать – читать самому в присутствии ребёнка. В то же время, ребёнок, даже хорошо освоивший умение читать на начальном уровне, не может в полной мере воспринимать текст. Чтобы помочь детям, очень полезно сохранять традицию чтения перед сном или часов семейного чтения. Именно слушание книг посильной сложности учит понимать суть текста из самого текста, а не картинки; чтение и обсуждение прочитанного развивает словарный запас и речь в целом.

Именно опыт понимания на слух и опыт самостоятельного произнесения новых сложных слов развивает интуитивное чутьё фонетического строя языка, которое позволяет начать анализировать слова на фонемы и важно для письма и чтения. Последнее также хорошо тренируется в различных играх на выделение того или иного звука в словах. Дети с хорошо развитой речью в 2,5–3 года уже могут играть в облегчённый вариант игры в «города»: по очереди с вами называть слова на одну и ту же букву. Позднее можно начинать пробовать игру по классическим правилам, когда последний звук предыдущего слова даёт первую букву в последующем. Это очень полезный и весёлый способ скоротать дорогу или ожидание в очереди.

Активность и самостоятельность. Ну и, конечно, для успешного обучения чтению важно всё, что составляет задачи развития в раннем возрасте: сенсорные ощущения, координация движения и сами движения на уровне крупной и мелкой моторики. Критически важна возможность действовать самостоятельно, а не быть пассивным наблюдателем.

В этом плане показателен опыт, цитируемый в книге Ефимовых. В нём маленьких крысят поделили на три группы: одни жили в скучной и бедной среде, другие – наоборот, в просторной клетке с большим количеством интересных крысам возможностей и занятий. Были и третьи – те, кто мог наблюдать за теми, что резвятся в обогащённой развивающей среде. Интеллектуальные тесты выращенных таким различным образом крыс вполне предсказуемо показали, что первые крысы «со скучным детством» были значимо глупее тех, что росли в обогащённой среде. Интереснее другое: «наблюдатели» ничем не отличались от лишённых интересных активностей крыс. Подобный эксперимент неэтично проводить на детях, но, боюсь, дети, детство которых проходит в обнимку с планшетами и телефонами, участвуют в нём.

От письма к чтению. В подходе М. Монтессори дети идут от письма к чтению. Автор метода пришла к такому порядку, наблюдая за детьми, и этот опыт подробно описан в её книгах. Не стану пересказывать его. Хочу только сказать, что и я сама, и многие мои знакомые дети, родители которых ничего не слышали о подходе М. Монтессори к обучению письму и чтению, спонтанно шли именно этим путём: изучение букв, затем попытки записать (а затем прочитать) что-то своё и только затем начинали всерьёз интересоваться чтением.

На каком материале всё-таки учиться читать? Важно не экономить время и силы на этапах подготовки к чтению. Когда ребёнок начинает писать и читать, хорошо идти от простого к сложному и использовать для этого материалы без большого количества картинок, чтобы максимально привлечь внимание к самим буквам и установить прямую связь между буквой и звуком, минуя лишние звенья в виде картинок.

Подобный материал обширно представлен в Монтессори-классах для детей от 3 до 6 лет и, в меньшей степени, в школьных Монтессори-классах. Он хорошо описан в книгах М. Монтессори и Ю. Фаусек. Некоторые материалы В. В. Воскобовича созданы для тренировки навыков чтения и вполне отвечают озвученному критерию изолированности буквенной записи. Очень подробная и богатая подборка слов в порядке усложнения для прочтения собрана в методическом пособии Е. Федорина, упоминавшаяся выше. Если вы сможете достать его – вам повезло.

Много неплохих материалов есть среди многочисленных пособий авторства Е. В. Колесниковой. На этапе более-менее свободного чтения предложений хороша азбука Л. Н. Толстого, интересна она и для письма и списывания. Для этих же целей хороши пословицы и поговорки (с обсуждением смысла) и бытовые записки друг другу в семейном быту.

И всё-таки: учить ли ребёнка читать до школы

Мой ответ на этот вопрос таков: ребёнка стоит учить читать как можно раньше, но только тогда, когда он по-настоящему к этому готов. Скорее всего, этот момент придёт в 4–6 лет, но может начинаться и 2,5–3 года.

Для обучения чтению лучше опираться на эффективные приёмы, и я надеюсь, что высказанные мной соображения помогут вам не потеряться в разнообразии материалов по этой теме. Что же до школы – тут многое зависит от конкретной школы, в которую вы планируете ходить. Подготовка к школе, практикуемая в большинстве из них, чаще всего полезна. Она позволяет и вам, и ребёнку присмотреться к школе, порядкам в ней, к учителю и его требованиям.

Программа начальной школы очень перегружена, а обучение чтению и фонетическому разбору проводится довольно формально, так что имеет смысл сориентироваться в этих темах незадолго до поступления в школу. Это пропедевтическое изучение не должно быть в ущерб другой активности дошкольника, и не должно подменять изучение аналогичного материала в школе, но может предварительно познакомить с основами этих тем.

Ссылки:

  1. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. – Издательство «ДИЛЯ». – 2013. – 288 с.
  2. Федорин Е.Д. Я учусь читать! Практическое пособие для родителей и гувернёров. – Издательство «МОСКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ». – 1993. – 96 с.

Оптимальный возраст для того, чтобы научить ребенка читать — это три-четыре года.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Умение ребенка читать — один из главных поводов для хвастовства на детской площадке. В погоне за ранним развитием родители начинают учить ребенка читать уже в один-два года. Такой подход, напротив, может только навредить.

Как говорят физиологи, мозг ребенка в таком возрасте еще не сформирован достаточно. И раннее обучение чтению — это попытки заставить малыша сделать то, что он физически пока не в силах. Это приводит к тому, что ребенок в дальнейшем так и не может читать нормально — в прямом смысле глядит в книгу и видит фигу. И вместо того, чтобы получать удовольствие от прочитанного, чувствует только усталость от непонятных слов и предложений.

Кроме того, в каждом возрасте у организма разные задачи. И в три-четыре-пять лет детям гораздо важнее социализироваться и научиться общаться с другими людьми. Читать они научится и позже, ничего страшного, а вот навык общения может так и не развиться.

Когда начинать учить ребенка читать

Оптимальный возраст для того, чтобы научить ребенка читать — это три-четыре года. Но дети растут и развиваются по-разному. Кто-то дорастает до книжек в три года, а кто-то в семь, и ничего страшного в этом нет.

Пора начинать учить малыша читать, если он:

— Достаточно хорошо разговаривает, использует полноценные фразы, может описать окружающее.

— Выговаривает все буквы (если нет — бегом к логопеду!).

— Ориентируется с направлениях, знает, где верх-низ и право-лево.

Даже если у ребенка все в порядке по всем трем пунктам, это не значит, что его надо сразу сажать за букварь. Методы есть разные и стоит попробовать их сочетать, чтобы понять, что сработает лучше именно для вашего ребенка.

Метод Марии Монтессори

Хорошо подходит для первого знакомства с буквами. Попробуйте порисовать с ребенком разные крючки и петельки, полепите их из пластилина. Получилось — начинайте лепить и рисовать отдельные буквы и произносите вслух их названия.

Суть в том, чтобы ребенок запоминает, как выглядят буквы и их очертания. А потом ему будет проще переключиться с печатных букв на прописные.

Дальше можно искать знакомые очертания в букваре и других книжках, на уличных вывесках во время прогулки или даже на упаковках продуктов. Кстати, печенье или суп с вермишелью в виде алфавита тут тоже придется к месту.

Метод Николая Зайцева

Для начала лучше выбрать те, которые заканчиваются на гласные — ребенку будет легче их произносить. Такое склады можно громко произносить и даже петь, и их легко соединять между собой.

Тут на помощь могут придти кубики. Лучше выбирать сразу те, на которых написан целый слог. Из них ребенку будет проще составить осмысленное слово.

Метод Глена Домана

В магазинах есть целые наборы со специальными карточками, которые помогут научить ребенка читать по этому методу. Его суть в том, что дети учат не отдельные буквы или слоги, а сразу запоминают, как пишется то или иное слово, написанное на карточке

После того, как малыш запомнил 10-15 слов, из них начинают составлять предложения, а из предложений — небольшие истории.

Основные правила

Ребенок все равно научится читать, рано или поздно. Не получилось что-то сразу — это не повод для криков и наказаний. Если ребенка ругают за то, что у него что-то не получается, в его организме от стресса вырабатываются гормоны, которые только больше меняют ему запоминать что-то новое.

Все занятия в таком возрасте должны проходить в форме игры, тогда ребенок будет заниматься с охотой и удовольствием, и будет учиться быстрее. Лучше заниматься по 15 минут, зато ежедневно, чем про три часа в выходные.

Переходить к новому стоит только тогда, когда ребенок запомнил старое. И самое главное — почаще хвалить за реальные успехи и придумать свою систему поощрений, чтобы поддержать интерес к учебе.

Традиционная методика обучения ребенка чтению по буквам (фонетический метод) предлагает начать учить читать ближе к школе. Именно в этом возрасте ребенок может не просто запомнить названия букв, но и соотнести их со звуками и научиться складывать их в целые слова. Только вот приходит это умение через большие сложности для ребенка. Ведь нужно не просто запомнить названия букв, но и понять, как буквы, которые звучат как «эм» и «а» вдруг вместе читаются совсем по-другому: «мама». Конечно, со временем (а еще с мучениями и большими усилиями) малыш поймет этот принцип. Вот только читать он будет медленно.

Почему? Оказывается, буквенная методика «привязывает» чтение (более того – мышление!) к речевому аппарату. Поймайте сейчас себя на мысли, как Вы читаете этот текст? Не правда ли – проговариваете про себя каждую букву? Такое чтение не только замедляет скорость чтения и в целом, мышления, но и ухудшает восприятие и понимание смысла текста. Часто мы читаем текст, проговаривая про себя строчки, а через некоторое время понимаем, что наши мысли где-то далеко, а из прочитанного мы ничего помним. Все это – следствие побуквенного чтения. Чтобы научиться быстро читать, необходимо отделить чтение от проговаривания. Это даст возможность развить не только скорочтение, но и скоромыслие! Ребенок, который к пятому классу овладевает хорошей техникой чтения (120 слов в минуту), с огромной долей вероятности будет учиться на 4 и 5. Ведь для усвоения других наук очень важно уметь быстро изучить (прочитать) информацию и понимать смысл прочитанного.

Другой метод – складовый – позволяет начать обучение уже в три года. Малыш довольно-таки быстро запоминает, как читается тот или иной склад и выходит в чтение, научившись соединять склады в целое слово. Но, все-таки, при этом ребенок читает медленно, часто – по слогам, во время чтения сохраняется проговаривание слогов про себя. Ребенок, дочитав предложение до конца, нередко забывает его начало, плохо понимает смысл прочитанного.


Занятия с маленьким Митей по комплекту «Чтение с пелёнок»

Как же легко и эффективно научить ребенка? Ответ прост: нужно начать обучение в раннем возрасте? Но – зачем так рано? Оказывается, в раннем возрасте у нас есть возможность развить интеллект ребенка! Еще в середине прошлого века ученые доказали, что головной мозг малыша наиболее активно развивается в период от рождения до трех лет. Именно тогда закладываются все основные мыслительные процессы: память, внимание, логическое и творческое мышление. Именно они составляют интеллектуальную базу, благодаря которой человек будет учиться и узнавать новое всю оставшуюся жизнь. Ребенок, который научится читать в раннем возрасте, на всю жизнь полюбит книги, чтение, вообще – обучение, ведь для него это полноценная часть жизни. Такие дети с легкостью учатся в школе, университете, они успешны в жизни!

И сейчас есть методика, которая позволяет учить читать малыша буквально с рождения легко, весело и эффективно. Методика Домана-Маниченко основана на чтении целыми словами. Обучение не требует от малыша запоминания букв, слогов, усилий для понимания того, как прочитать слово целиком. Все занятия проходят в веселой и короткой игре: мама ярко и эмоционально озвучивает крохе слова, написанные на карточках крупным цветным шрифтом. Через некоторое время ребенок сам начинает понимать, что же обозначают значки на карточках – как звучит та или иная буква, а позже – как читаются звуки в разных комбинациях. Вскоре (через шесть-семь месяцев) малыш сможет читать даже незнакомые слова!


Ириша с мамой читаю книжку-вертушку из комплекта «Чтение с пелёнок»

Как ни удивительно это звучит, в раннем возрасте научиться читать гораздо проще! Ребенка в возрасте от рождения до трех лет вовсе не нужно «учить» читать. Достаточно давать ему необходимую информацию для анализа, а выводы он сделает сами! Ведь нас не удивляет тот факт, что все малыши к одному-двум годам начинают говорить. А ведь понимание устной и письменной речи – один и тот же мыслительный процесс! Научить ребенка читать даже легче, чем говорить, ведь процесс чтения — это только умственный процесс, который не связан с развитием речевого аппарата.

Чтение целыми словами дает колоссальное преимущество в жизни. Оно «развязывает» мышление. Методика Домана-Маниченко разводит проговаривание и чтение, мышление. Ребенок очень легко учится читать и мыслить бегло еще до того, как учится говорить. И это очень хорошо, так как такой процесс чтения позволяет формировать у ребенка скоромыслие, эффективное чтение, понимание смысла прочитанного.

Обучение чтению (сложному процессу!) в раннем возрасте по методике Домана-Маниченко дает прекрасные возможности ребенку стать успешной личностью! Это путь к легкому мышлению, скоромыслию, способности узнать, понять и оперировать огромным количеством информации. Это развитие интеллектуальных способностей с самого раннего возраста и формирование прочной базы, фундамента для последующего обучения и развития.

Записано Еленой Грасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *