С гордостью

М.Врубель. Демон поверженный

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: «Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: «Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть.

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: «Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая большая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает, а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: «Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: «Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Иеродиакон Кирилл (Попов) 13.07.2017 40627

В чем проявляет себя гордость? Это можно сравнить с ростом сорной травы: всё начинается с малого, с семени, но какое именно вредное растение из него появится и как оно навредит доброй земле, станет ясно лишь со временем. И хорошо, если удастся вовремя остановить его рост, отличить сорняк от посевов, не дождавшись наиболее вредных проявлений его сущности.
Гордыня в человеке многоаспектна и имеет множество проявлений. Условно можно выделить скрытые (латентные) и ярко выраженные признаки гордости в человеке.

Определение проявлений страсти гордости может быть построено на основе тех принципов, которые были отмечены святителем Феофаном Затворником. Он указывает, как гордость проявляется в отношении возносящегося к самому себе, к ближним и к Богу.

1. Обращенность на себя

Первые проявления гордости начинаются излишней попечительности человека о самом себе. Чрезмерная любовь к себе, исполнение своих прихотей, настаивание на исполнении своей воли свидетельствуют о том, что человека отличает неразумная и всепоглощающая любовь к своей персоне. В нем постоянно преобладает «желание есть и отдыхать больше необходимого», он делает себе поблажки и льготы. Ему свойственно расположение к удобству и комфорту, стремление к тому, что может его развлечь или развеселить: «Хочу пить, хочу встать, хочу читать газету». Все эти поступки говорят о своеволии в человеке. Он сам определяет для себя, что ему есть, сколько ему спать и др. Нередко, нуждаясь в чем-то, такой человек теряет умеренность в своих желаниях: утоляя голод или жажду, не может ограничить себя в количестве пищи или питья, «проявляет особые вкусы, капризен в еде». Он любит говорить о себе: как он спал, что ему снилось и что с ним случилось, каковы его нужды и дела; этим же обусловлено его стремление посвятить других в обстоятельства своей духовной жизни.

Первые проявления гордости начинаются излишней попечительности человека о самом себе.

С другой стороны, «воздержность, работность, бережливость, терпеливость, постоянство дают ему вид строгого исполнителя обязанностей в отношении к себе», — говорит святитель Феофан о человеке возносящемся, который, по мысли святителя, только делает благочестивый вид, но на самом деле внутри кроется желание заслужить похвалу для подпитки своей гордыни.

Кроме того, поведение гордого человека проявляется в болтливости, любопытстве, суетливости — во всем этом он стремится показать себя, стать заметным. Священник Александр Ельчанинов отмечает, что такой человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить. Он с наслаждением говорит о своих успехах, делах, своих внутренних переживаниях, трудностях, даже когда в этом нет необходимости.

Посвящая время самому себе, он ждет подобного же интереса и от других. Например, «собирает свои фотографии из газет, хотя знает, что в газетах публикуются и фотографии преступников, и всем читает письма, в которых кто-то хвалит его. Он досаждает всем, и все его избегают. Он утверждает свою славу на самом ненадежном фундаменте — на людской молве».

Такой человек оказывается чрезвычайно зависим от чужого мнения

Епископ Петр (Екатериновский), выделяя признаки гордости в человеке сообразно со свойством одной из способностей его души, отмечает: в уме — кичливое мудрование, высокая мечтательность о себе, самоуверенность; в воле — своенравие, желание независимости, домогательство поставить все по своему, самонадеянность; в сердце — самоуслаждение, желание жить только для себя, для своего удовольствия.

  1. Признаки гордости в человеке в отношениях с ближними:

Зависимость от чужого мнения

Гордый человек стремится быть заметным, совершая дела напоказ, тем самым он хочет добиться от других расположения, желает услышать похвалу в свой адрес. Потому такой человек, и это отмечают святые и подвижники благочестия, оказывается чрезвычайно зависим от чужого мнения. Так, священник Александр Ельчанинов о таком человеке говорит, что он от чужого одобрения «то внезапно расцветает, то вянет и «скисает”». О болезненном переживании чужого неодобрения и замечаний и радости от похвалы говорит и схиигумен Савва (Остапенко): «От одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как «майская роза” и начинает порхать как мотылек». Подобное же рассуждение можно найти у преподобного Паисия Святогорца: «У кого широкое сердце, тот все может понести, а тот, у кого узкое сердце, малодушный, из-за одного замечания, одного неприятного события впадает в уныние, не может его понести». Узким же сердце становится от того, что там помещается теперь только собственное «я» гордеца: «В сердце гордого человека это собственное «я” занимает все пространство, и там больше нет места ни для Бога, ни для ближнего».

Подозрительность и мнительность в отношении других

Постепенно в человеке возрастает все большая уверенность в собственных силах, способностях, неготовность услышать несогласное с собственным представлением о себе мнение ближних. Поэтому гордый человек боится быть осмеянным, ведь он не видит в себе недостатков, считает себя эталоном во всех отношениях. «Больше всего в нашем поиске Бога нам мешает боязнь быть осмеянными. Наша гордость, упрямство, стремление к самоутверждению выстоят против резкой критики и прямых нападок, выдержат неприязнь и отвержение. Но перенести насмешку чрезвычайно трудно», — пишет митрополит Антоний Сурожский. От ошибочного представления об окружающих людях в горделивом человеке зарождается подозрительность в отношении ближних, порою приобретающая бредовый характер ожидания зла либо вообще, либо по конкретному поводу. Ожидание зла исходит от окружения. Обо мне говорят, они что-то замышляют, против меня готовится заговор. Священнослужитель Александр Ельчанинов пишет, что если человек мнителен… то это — несомненно признак гордости. Человеку кажется, что окружающее общество думает о нем неодобрительно, осуждает, говорит за его спиной.

Священнослужитель Александр Ельчанинов пишет, что если человек мнителен… то это — несомненно признак гордости

Вмешательство в дела других

Священник Александр ЕльчаниновОтмеченная святителем Феофаном черта гордого человека — то, что он «гневлив, задорен и не дает себе покоя» — сходна с описанием внутреннего мира гордеца, как о нем говорит священник Александр Ельчанинов: «Охотно дает советы и по-дружески вмешивается в чужие дела, невольно обнаруживает исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу”, или «нет, я знаю лучше случай”, или «у меня обыкновение”, или «я придерживаюсь правила”, «я имею привычку предпочитать”; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я”». «Человек посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается». За исключением тех случаев, когда требуют обстоятельства, заповеди, совесть и прочее.

Сравнение себя с другими

На следующем этапе такой человек начинает сравнивать себя с другими людьми. Гордость здесь этапе по-прежнему незаметна. Святитель Феофан Затворник отмечает, что «при таком положении дел в голове человека держится… мысль, что он лучше других, скрашивает свои недостатки и кажется себе самому всегда хорошим». При этом горделивого человека отличает его несправедливое (как правило, невысокое) мнение о других. Во время молитвы в церкви гордец любит смотреть на других, наблюдать за ними и осуждать их. Он охотно сравнивает себя с другими, находя в них одни недостатки и не признавая за ними никаких достоинств, приписывая им неблаговидные стремления и намерения и даже желая им зла.

Пренебрежение ближним

Когда человек начинает выделять свою персону из общества, тогда он начинает проявлять равнодушие к ближним. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, как говорит преподобный Паисий Святогорец. Он приводит прекрасный пример человеческого равнодушия: «Недавно в больнице я был свидетелем такой ситуации: потребовалось поднять лежачего больного, чтобы перенести в другую палату, медбрат не двинулся с места, хотя это была его работа. «Не могу у меня болит поясница”, — сказал он равнодушно! Да, видишь, человек бесчеловечный! А беременная медсестра вместе с другой взяли и перенесли его. О себе они не думали.

Обольщаясь своей праведностью, гордец возвышается над другими, и их видит менее праведными или даже великими грешниками

А та и вовсе забыла о том, что она в положении, и кинулась на помощь!». Схиигумен Савва (Остапенко) так же попытался на жизненном примере показать, как проявляет себя гордец вне зависимости от жизненных обстоятельств или естественных потребностей: «Вот мы идем в магазин или на базар и хотим купить продукты или фрукты. При этом стараемся выбрать самые хорошие для себя, а которые похуже оставляем для других. Или стоит очередь, а мы напролом стараемся идти вперед и получить без очереди, опять делаем как лучше для себя, не считаясь с другими; пусть стоят, лишь бы мы получили себе что нужно…».

Требовательность к другим

Искренняя уверенность гордого в своем превосходстве над другими дает стимул командовать ими. Схиигумен Иоанн Валаамский указывает на эту отличительную особенность: «Сами не исполняем ни одной заповеди, а от других требуем исполнения. Господи, «даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”». От гордеца можно услышать: «»Мне так хочется”, — говорит один, «А мне по-другому”, — говорит другой. Каждый стремится к тому, что нравится ему».

Ненависть

На этом этапе гордость начинает проявлять себя открыто в ненависти к ближнему, в гневе, раздражительности, досадливости, злобе, зависти, мстительности, обидчивости, вражде. В своей агрессивности и неуважении к ближнему, человек начинает встречать отпор.Он очень внимательно следит за другими, и дает им не очень хорошую оценку. Это происходит потому, что, обольщаясь своей праведностью, гордец возвышается над другими, и их видит менее праведными или даже великими грешниками. Он ненавидит ближнего, презирает его, не нисходит к немощи. Святитель Василий Великий говорит о том, что гордыня выражается в ненависти и презрении к ближним… Она не терпит противоречия, потому что оно задевает гордого человека и в нем начинает действовать гнев и раздражительность. В своем послании к монаху Николаю преподобный Марк Подвижник говорит о том, что «гнев и раздражительность бывают напояемы злою водою гордости». Оптинские старцы также указывают на эту особенность: так, преподобный Макарий Оптинский, говорит, что такие проявления, как гнев, есть порождение богоненавистной страсти гордости.

Ропот

Горделивый постоянно ропщет. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге — на Бога. При этом себя он считает безвинно страдающим и все время жалуется, ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях — а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в ропоте и озлобляется. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование, и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть».

Самооправдание и самоуверенность

В отношениях с ближним человек хочет отстоять собственную правоту; или хочет, чтобы о нем думали лучше, чем он есть; или, по крайней мере, думали именно то, что он собой представляет на самом деле. Слушаясь… советов, человек сначала обличается совестью, но вместе с тем в нем постепенно развивается самооправдание и попытка найти смягчающие для себя обстоятельства, для того чтобы представить себя в лучшем свете. Священник Александр Ельчанинов дает совет пастырям, как распознать признак скрывающегося самолюбия в человеке на исповеди. Если человек на исповеди ищет самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства, ссылается на третьих лиц, введших в грех, отсутствие глубокого покаяния (без слез), продолжающееся пребывание в грехе, все это говорит о самолюбии».

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего

За ощущением же свей правоты в сердце гордого человека закрадывается самоуверенность. Безошибочность его действий является гарантом стабильности. Чувство правоты стоит во главе этого гордого проявления. Допущение ошибки возможно, но самоуверенный никогда не будет виновником, вину он ищет в других объектах — люди, станки, компьютеры и т.д.

Обидчивость и месть

Св. прав. Иоанн КроншдатскийТам, где самооценка личности чрезмерно высока, всегда возникает обида. Такой человек во всем видит несправедливое отношение к своей персоне. Его обидчивость — это желание лучшего отношения к себе, чем то, которое он видит. Разумеется, что человек обижается тогда, когда считает себя заслуживающим лучшего отношения, когда к нему относятся не так хорошо, как он ему видится справедливым и правильным. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным…» Святой праведный Иоанн Кронштадский, задавая вопрос: как узнать что ты горд? — сам отвечает, «что это можно узнать, если кто-нибудь из моих знакомых сухо и небрежно обойдется со мною, и я обижусь этим: это значит, что я горд и самолюбив. Если негладкое слово оскорбит меня, значит тоже, что я горд. Если кто против возразит мне, и я тем обижаюсь и раздражаюсь — тоже я горд». Задетое самолюбие порождает месть. Самолюбивый человек ищет различные способы для того, чтобы отомстить своему обидчику. Святитель Тихон пишет: «Самолюбивый нанесенных обид не терпит, но мстит или хочет мщения».

Зависть

Видя успех и преуспеяние окружающих людей, гордый начинает завидовать. Зависть есть, по сути, скрытая ненависть к другому человеку, который кажется успешнее. Из-за этого гордецу трудно терпеть рядом с собой равных и тем более тех, кто лучше его. Святитель Василий Великий говорит, что «зависть есть скорбь о благополучии ближнего».

Споры и ссоры, нежелание уступить

Преп. Макарий ОптинскийТак как самоуверенность связана с ощущением своей правоты, она рождает чрезвычайное недовольство при встрече с несогласием и выражается в спорах, ссорах. Так преподобный Макарий Оптинский пишет: «Ссоры и споры, верно, за пустое бывают и происходят не от чего другого, как от гордости». Преподобный Амвросий Оптинский так же выделяет спорливость как симптом гордого человека: «Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: «Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…».

На последней стадии проявления гордец разрывает связь с Богом.

Гордый человек не хочет каяться в своих поступках, ему трудно подойти и попросить прощения, стыдно встать на колени. Он не видит себя виноватым. Митрополит Антоний Сурожский замечает: «Нам часто мешает принять прощение наша гордость: как я буду принимать прощение, тем самым признав, что я действительно виноват? Порой бывает очень трудно принять прощение именно из-за этой гордыни, именно из-за того, то мы не хотим быть восстановленными в нашем достоинстве по чужой милости; мы хотим это достоинство иметь в себе или заработать на него право».

3. Видимое проявление гордыни в отношениях с Богом.

В духовной жизни гордый человек хочет показать свое преуспеяние, превосходство. Свои добрые дела он не выставляет на обозрение. Но не просто так, а для того, чтобы получить одобрение и признательность. Такой человек видит себя великим чудотворцем, прозорливцем, экзорцистом. Во время усердной молитвы желает, чтобы видели, как молится.

Другие принимают духовные подвиги как цель своей жизни. Отсюда происходит неправильное понимание аскетики. В одном из писем святитель Феофан говорит о человеке, который возгордился тем, что он сподобился плача на молитве. «И чем вздумали тщеславиться?! Слезами! Слезы — плач о грехах. Когда придет тщеславие из-за слез, вы перенесите взор на грехи, и скажите душе своей: вишь, что нагородила! Есть тут, чем тщеславиться?!…Это чувство самое опасное».

Наконец, на последней стадии проявления гордец разрывает связь с Богом. Священник Александр Ельчанинов пишет, что на этом этапе человек «разрешает себе все: грех его не мучит, он входит в привычку… Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности». Человек, который надмевается над людьми, будет надмеваться и пред Богом. «Тот, кто презирает себе подобных, тот постепенно дойдет и до презрения Самого Бога». Такой человек полагается исключительно на свой ум и на свои способности.

Не признавая никаких авторитетов, кроме своего собственного, гордец начинает хулить Бога… Святитель Иоанн Златоуст пишет, что от надменности — хуление (нечестиворечие, неправые к Богу чувства, восстание против Бога). Ибо естественно, что, «когда зло из самолюбия разрастается прогрессивно, то доходит и до восстания против Бога», — говорит блаженный Феофилакт.

Последним проявлением гордости является ее способность приводить ум человека в исступление, помрачая его и затмевая рассудительность.

Последним проявлением гордости является ее способность приводить ум человека в исступление, помрачая его и затмевая рассудительность, когда человек, не замечая своих недостатков, считает себя не требующим Божественной помощи. Евагрий Понтийский пишет, что проявлением гордыни является исступление ума, сумасшествие. Вот как святитель Игнатий описывает человека, находящегося в состоянии умопомрачения: «Не ест, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкою наглостию, без всякой правильности, без толку и смысла, с кровяным, вещественным, страстным разгорячением… Святой, да и только!».

Свт. Игнатий (Брянчанинов)В итоге гордец говорит: в это я верю, а в это нет, или начинает придумывать какие-то свои теории и отклонения. Отсюда вывод: гордыня зарождает в человеке ложные понятия о Боге, Церкви, вероучительных догматах. Так как гордец не признает Учение Церкви, святых отцов, он полагается исключительно на свой разум и впадает в различные заблуждения — уходит в секты, создает расколы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о единственном пути, охраняющем от ересей, обозначая и причины уклонения в ересь — гордость, самоугодие, самонадеянность, своечиние, своеволие, непослушание: «…единственный непогрешительный путь ко спасению — неуклонное следование учению святых Отцов при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от самых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотского и душевного — духовным».

Подводя итог, следует отметить, что все вышеназванные возможные проявления страсти гордости в человеке не исчерпываются исключительно обозначенными признаками. Важно заметить, что ориентированная направленность в понимании существенных признаков гордости, скрывающихся в человеке, поможет священнику в его пастырской деятельности. Пастырь должен следить за своими духовными чадами и исповедовать их в таком смысле, чтобы выявить проявления гордости и предложить способ борьбы не с конкретными проявлениями, а с самой страстью.

монах Кирилл (Попов)

Ключевые слова: гордость, взаимодействие со страстями, блуд, сребролюбие, чревоугодие, уныние, печаль, гнев.

Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 3. — М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898. — С. 346-347.

Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2005. — С. 114.

Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 25.

Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

Коллиандер Т. Узкий путь. — Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 12.

Там же. С.32.

Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.

Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Троице-Сергиевой Лавры, 2013. — С.68.

Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — С. 143.

Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 204-205.

Паисий Святогорец, прп. Афонский старец Хаджи-Георгий. 1809-1886. — М.: Святая Гора, 2010. — С. 65.

Антоний Сурожский, митр. Духовное путешествие (Размышления перед Великим постом). — М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. — С. 55.

Владислав Свешников, прот. Очерки Христианской этики. — М.: Лепта книга, 2010. — С. 102.

Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.

Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.

См. там же.

Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 293.

Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2008. — С. 38.

Там же.

Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. — М.: Сестричество во имя преподномученицы великой княгини Елизаветы, 1996. — С. 80.

Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 41.

Марк Подвижник, прп. Послание к иноку Николаю // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. — М., 1895. — С. 478.

Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. Ч. 2. — М.: Сергиев Посад, 1908. — С.97.

Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С.49.

Александр Ельчанинов, свящ. Православие для многих. Отрывки из дневника и другие записи. — М.: Дар, 2013. — С. 248.

Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.

Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С. 53.

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. — Загорск, 1981. Т. 1-5. — С. 1618.

Святитель Василий Великий. Беседы. — М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — С.73.

Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. — Загорск, 1981. Т. 1-5. — С. 137–138.

Антоний Сурожский, митр. Радость покаяния. — М., 2003. — С. 10.

Житие иеросхимонаха Иосифа. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. — С. 76.

Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. — Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. — C. 170-171.

Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.

Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 11. — СПб.: Санкт-Петербургской духовной академии, 1905. — С. 804.

Феофан Затворник, свт. Толкование на пастырские послания. — М.: Правило Веры, 2005. — С.756-757.

Там же.

Существуют и отдельные классификации некоторых святые отцов, подвижников благочестия, церковных писателей, которые выделяют собственные критерии, по которым можно рассмотреть в себе гордость. Достаточно полную диагностику на выявление гордости предлагает подвижник благочестия Нижегородский архиепископ Иаков: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя люди сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко» (Цит. приводится по книге: Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцева Л.Ф. и колл. авторов. — М.: Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 2014. — С. 314.)

Существует также классификация проявления гордости, составленная аввой Серапионом, где страсть делится на следующие признаки: презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот, поношении. (См.: Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. — М., 1892. — С. 54.)

Подробную классификацию проявления гордости в человеке выделяет свт. Тихон Задонский. Признаки гордости таковы: высшим не покоряется; равным и низшим не уступает; гордость велеречива, высокоречива и многоречива; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; высоко превозносит себя и дела свои; других презирает и уничижает; ищет, как бы себя показать; бесстыдно себя хвалит; какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; хвалится и тем добром, которого не имеет; весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; не терпит быть в презрении и унижении; не принимает увещания, обличения, совета; самовольно вмешивается в чужие дела; лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; следовательно, гордость гневлива, гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. Гордость не склонна к любви, ненавистлива. (См.: Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и Дух. Том 1. — М., 2003. — С.217-218.)

Церковный исследователь протоиерей Сергий Филимонов выделяет следующие существенные признаки гордости: мерить другой своей меркой, самоублажение, саможаление, самолюбие, самоволие, своеволие, своечиние, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, обидчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, гордый упорно отстаивает свое мнение, не терпит превосходства над собой, непослушен, завистлив. (См.: Сергий Филимонов, прот. Серия из 8-ми брошюр «Борьба со страстями». Борьба со страстями на основе учения Св. Отцов. Проповеди протоиерея Сергия Филимонова. — Санкт-Петербург, 2010.)

Епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости», основываясь на учении преподобного Иоанна Кассиана, выделяет признаки гордости в человеке: в разговоре проскальзывает крикливость, в молчании — досада, в веселии — громкий разливающийся смех, в печальных обстоятельствах — неразумная скорбь, при ответах — строптивость, в речах — легкомысленность, слова вырываются без всякого участия сердца, безрассудно. (См.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. — Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995.)

Священник Сергий Дергалев считает, что два ярких проявления можно выделить: первый — презрение ближних; второй — приписывание себе добрых дел. (См.: Сергий Дергалев, свящ. Введение в православную аскетику. — Белгород.: Издание Православного молодежного миссионерского центра Православной гимназии, 2005.)

горделивый // гордый (частичные паронимы)

ГОРДЕЛИВЫЙ Важный, исполненный сознания своей ценности, превосходства.

Горделив|ый: ~ый человек; ~ая знать; ~ый характер; ~ая натура, походка, поза, улыбка; ~ый взгляд; ~ое выражение лица.

• Вошёл в контору человек низенького роста, чахоточный на вид, с неподвижными глазами и весьма горделивой осанкой. И.Тургенев. Контора. Жихарев сидит чинно, но его угольные глаза горят, и на молодом лице удовлетворённое, даже горделивое выражение. В.Панова. Времена года. Правда, нет в нём бледных лилий, Горделивых георгин. А.Плещеев. Мой садик.

ГОРДЫЙ 1. Обладающий чувством собственного достоинства, самоуважения. 2. Испытывающий чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чём-либо; исполненный гордости; выражающий гордость; величественный, величавый; высокий, возвышенный. 3. Считающий себя выше, лучше других и с пренебрежением относящийся к другим. Синонимы: заносчивый, высокомерный.

• Это было прекрасное лицо, юное, гордое и открытое. В. Панова. Времена года. Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. А. Пушкин. Послание в Сибирь. В их серьёзных лицах, в медленной гордой походке чувствуется настоящая царственная важность. А. Куприн. Лазурные берега. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. М. Лермонтов. Три пальмы. — Оставь нас, гордый человек! А. Пушкин. Цыганы.

Словарь паронимов русского языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *