С коробейниково

22 июля 1994 г. распоряжением епископа Антония (Масендича) на основании решения Священного Синода №2519 от 20 июля 1994 г. Казанский приход в с. Коробейниково Усть-Пристанского района преобразован в Казанский мужской монастырь. Главный объект – Казанский храм, построенный в 1904 г. Кроме того на территории обители имеются: келейный корпус в стадии строительства, трапезная, баня и прачечная, гараж-мастерская, водонапорная башня и скотный двор.

Главной святыней обители и всей Барнаульско-Алтайской епархии является чудотворная Казанская-Коробейниковская икона Божией Матери. Она была спасена в 1938 г. из оскверненного Коробейниковского храма, когда с икон были сняты ризы, а сами они уничтожены. Храм превращен в зерносклад, а храмовая Казанская икона Божией Матери подверглась особому поруганию безбожников: она была положена у входа, чтобы входящие наступали на лик.

Предание рассказывает об уроженке этих мест девице Ольге Перегудовой, прозванной в народе Олюшкой Темной, которая была слепа с младенчества. Дважды являлась ей во сне Богородица с просьбой о спасении иконы. Ольге удалось уговорить родственницу и соседку выкрасть образ из оскверненного храма. Когда икону принесли в дом и отмыли от грязи, то увидели, что краски с ликов стерты, а посередине зияла огромная щель. Здесь же изумленным и испуганным женщинам было явлено первое чудо: икона заплакала, и был голос, сказавший: «Все, все согрешили». С этого дня в доме Перегудовых постоянно собирался народ, у иконы горела лампада и не прекращалась молитва. Олюшка Темная утверждала, что от иконы исходит сияние. Перед Пасхой в 1972 г. был сделан венок из ткани, чтобы украсить икону, и тогда икона полностью обновилась. После смерти Ольги Перегудовой икона перешла в руки ныне уже покойной, тайной монахини Глафиры (Любицкой), в схиме Евлогии, первой настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Барнаула, которая описала, как продолжалось ее обновление и другие чудеса, происходящие по молитве перед образом.

В 1994 г. икону перевезли в уже восстановленный к тому времени храм. С этого времени по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II установлено празднование в честь перенесения иконы – престольный праздник обители, который совершается в первое воскресенье июля. Прославить Заступницу земли Алтайской ежегодно собираются тысячи паломников с Алтая, Сибири, да и со всей России. Традицией стал семидневный Крестный ход в с. Коробейниково из г. Барнаула, который начинается за неделю до праздника. За 250 км идут богомольцы, вознося Божией Матери свои молитвы.

Кроме того, в монастыре имеется икона с частицей мощей свт. Иннокентия Иркутского, которому посвящен правый придел Казанского храма. Есть также икона с частицами мощей прпп. Иова и Амфилохия Почаевских.

Возрождение Православия в Сибири несколько запоздало по сравнению с тем, как это происходило в центральной России. Причиной тому – то обстоятельство, что сибирские земли были освоены довольно поздно и не знали древнего благочестия средневековой Руси, монастыри были немногочисленны, а известных подвижников и святых немного. Сибирские земли славились просторами, плодородными землями, смелыми первопроходцами и бывалыми людьми, которые переселялись туда в поисках лучшей доли, а иногда – пытаясь скрыться от властей. Многие сибирские святые потрудились на ниве миссионерства, как святители Макарий, Софроний, Иннокентий Иркутские; преподобными и юродивыми прославилось Верхотурье. Духовная жизнь в основном была сосредоточена в крупных городах – Томске, Тобольске, Иркутске, – которые и по сей день подобны большим и многолюдным оазисам посреди бескрайних просторов сибирской земли. Верующим в наше время зачастую приходилось не только возрождать, но и начинать духовную жизнь без опоры на традиции или историю. Небольшое село Коробейниково Бийского района стало центром возрождения и воссоздания церковной жизни Сибири, символом единения людей и горнего мира. Это произошло благодаря чудесному явлению в этом селе чудотворного образа Казанской Божией Матери. В наши дни тысячи верующих приезжают поклониться святому образу и получают обильные исцеления, утешения и вразумления.

Тем не менее никто не знал об этом образе до революции, и только на исходе советской эпохи он был явлен православным христианам. История иконы тесно связана с историей новомучеников и исповедников сибирской земли, ее праведников XX в. Икона происходит из храма Казанской Божией Матери с. Коробейниково Бийского уезда и до разорения церкви в 1936–1938 гг. была храмовым образом, т.е. занимала центральное место в церкви. До революции 1917 г. с. Коробейниково называлось Усть-Каменский Исток, а изменением названия обязано почтовому отделению, которое прозвали так в память коробейников-купцов, развозивших товары по сибирским землям и торговавших даже с Китаем. Ежегодно в селе проводились большие ярмарки, стекались тысячи людей, так что основным промыслом было не земледелие или бортничество, но именно торговля. Село было большим и зажиточным, в 1904-м г. только взрослых жителей в нем было около 5500 человек. Если учитывать, что почти все семьи в России того времени были многодетными, то число жителей можно смело умножить в несколько раз. В настоящее время в селе проживает чуть более 1 тысячи человек, что наглядно демонстрирует последствия октябрьского переворота и последующих кровавых событий русской истории.

Благолепный, просторный однопрестольный каменный храм в честь Казанской Божией Матери был построен в 1910-м г., строительством храма и росписью занималась бийская мастерская А.А. Борзенкова. Место для храма выбрали возвышенное, так что молящиеся в церкви, обернувшись к выходу, могли видеть только небесный свод, а храм будто плыл в облаках. Храмовый образ был действительно великолепен, его можно назвать произведением искусства того времени, которое получило наименование Серебряного века русской культуры. Утонченность, лиричность, внутренняя сила и убедительность образа, чистые цвета придавали иконе особую красоту и праздничную торжественность. Образ Божией Матери был написан в стиле афонской школы иконописи, которая стремилась в живописной манере показать преображение человеческой природы. Образ был довольно большим, так что во время крестного хода икону несли несколько человек. Еще до революции в Коробейниково родилась летняя традиция крестного хода с этой иконой, поскольку было замечено, что после молитв перед святым образом в засушливую погоду идет дождь.

В 1936-м г. последнего священника храма Казанской Божией Матери, отца Романа, арестовали, а в 1938 г. храм разорили и превратили в зернохранилище. Верующие смогли спасти несколько наиболее чтимых икон, но храмовый образ Божией Матери богоборцы показательно бросили на землю, и по ней ходил скот и люди. Потом икону, перевернув ликом вверх, бросили вместо половой доски в превращенный в зернохранилище храм, так, чтобы входящие попирали ее ногами. Верующие скорбели о поруганной святыне, но подойти к ней боялись, поскольку богоборцы зорко следили за тем, чтобы икона оставалась на земле и ежедневно принимала поругание. Спасли икону слабые и убогие женщины, известные впоследствии почитаемые праведницы, жительницы с. Коробейниково Ольга Гавриловна Перегудова и Домника Фатеевна Капустина. Об этих подвижницах сохранилось мало сведений. Ольгу Перегудову в народе прозвали «Олюшка Темная», поскольку в детстве она ослепла после перенесенной оспы и всю последующую жизнь пребывала в молитве, которой ее научили старшие сестры. Ольга молилась непрестанно, а ее душевные качества, скромность, простота и незлобие вызывали уважение сельчан. Многие верующие приходили к ней, прося молитв, и относились к ней как к праведному человеку. Ночью во сне Олюшка Темная услышала голос Божией Матери, повелевающий ей взять Ее образ, который топчут люди. Ольга взмолилась Божией Матери, сказав, что она немощная и слепая и не может выполнить повеления. Проснувшись, она долго молилась, а потом призвала племянницу и рассказала ей о повелении. Девушка с испугом ответила, что храм охраняют сторожа. На следующую ночь сон повторился, но Божия Матерь повелела сказать о поручении не родственникам, но чужим людям. Олюшка снова пребывала в молитве, пока в гости не пришла бойкая, деятельная соседка. Услышав про повеление Божией Матери, она с радостью согласилась идти за иконой. Женщины сшили большой мешок и отправились к храму. Там они обнаружили, что сторож отлучился на какое-то время, и успели забрать икону, спрятав ее в принесенный мешок. Вскоре по селу разнесся слух о том, что икону унесли из храма, но, по молитвам Олюшки, расследования не последовало. Принеся икону домой, Ольга услышала повеление: «Наклони меня на левую руку, а правой обмой». Женщины принесли воду, и Ольга отмыла икону, после чего выяснилось, что верхний красочный слой был истерт ногами и раскрошился, лики Богоматери и Младенца Христа сильно повреждены и едва различимы, а посреди иконы образовалась щель толщиной в палец. Неповрежденными остались только очи Богоматери и Богомладенца. Женщины, увидав это, плакали и молились. От иконы же был голос, которые услышали все присутствующие: «Все, все согрешили!» – и из очей Богоматери потекли слезы.

С тех пор верующие жители с. Коробейниково и окрестностей стали приходить в дом Олюшки и молиться перед храмовым образом. Недалеко от села Коробейниково находилось село Нижнеозерное, где проживала старица Домна (Домника) Капустина, которая направляла людей на молитву в дом к Олюшке, хранительнице иконы. У старицы Домны проживали монахини из разоренного Тихвинского монастыря г. Бийска. Домна была прикована к постели и нуждалась в постоянном уходе, который осуществляли монахини разрушенной обители. Олюшка и Домна находились в постоянном молитвенном общении, часто Олюшка при помощи других людей приходила к Домне для совместной молитвы. К Домне приходили множество людей за советом, вразумлением и исцелением. В 1929-м г. она подверглась репрессиям, а служившие ей странники Павел Пилюгин, Сергей Помазков и псаломщик Нижнеозерского храма Тарас Белкин привлечены были к уголовной ответственности. В протоколе обвинительного приговора значилось, что они «таскали и Домнушку с целью возбуждения народного суеверия по церквам и деревням, создавая ей ореол святоши».

По уголовному делу церковной общины, связанному с именем старицы Домны, проходил и священномученик Никита (Прибытков), епископ Бийский, канонизированный в 2001-м г. в Туле. Домну неоднократно арестовывали, в местных газетах ее подвергали осмеянию. Так, 4 февраля 1931 г. в районной газете «Колхозное знамя» поместили заметку «Церковных агитаторов привлечь к ответственности», в которой, в частности, говорилось: «В прошлом году Домнушка и ее приспешники судились показательным судом за контрреволюционную агитацию. Приспешники были осуждены, а Домнушка, как инвалид, осталась безнаказанной. Нужно немедленно прекратить контрреволюционную агитацию Домнушки и судить ее вместе с церковным старостой». В протоколах допроса Домнушка рассудительно и сдержанно отвечала на вопросы следователей: «Да, люди ходят ко мне, считают меня святой, но сама я ничуть святой себя не считаю». Несмотря на давление, она не дала никаких показаний против верующих, священников и монахинь. Умерла Домнушка в 1979-м г. после нападения воров, которые, ворвавшись в ее келейку, сбросили ее на пол, в поисках несуществующих сокровищ.

Праведницы и молитвенницы Домна и Олюшка вместе молились перед иконой Божией Матери, которая постепенно стала центром гонимого христианства в тех местах. На праздник Казанской Божией Матери и в воскресные дни множество людей приходило помолиться к иконе и останавливались в доме Олюшки и старицы Домны. Хранительницы иконы служили приезжавшим людям, и часто по молитвам праведниц происходили исцеления. Сохранились известия о прозорливости стариц, о даре рассуждения и утешения, которыми обладали Олюшка и старица Домна. Олюшка молилась перед иконой по четкам, совершая ежедневно 6 тысяч молитв к Господу Иисусу Христу. Она горячо молилась перед иконой о вразумлении по поводу нужд людей, постоянно приходящих к ней с различными просьбами и нуждами.

Крестный ход

В 1960-м г. Олюшка с сестрой переехали в г. Барнаул, забрав туда икону Казанской Божией Матери. Паломничество к иконе не прекратилось и на новом месте. После смерти сестры, будучи уже совсем немощной старицей, она поселилась в доме Варвары и Феодора Шилкиных, сообщив им, что проживет у них около 11 лет. Переехав на новое место, она указала, куда поставить икону, и продолжила там свое предстояние перед Богом. В новом доме старица оставалась простой, приветливой в общении с людьми. На Пасху 1972 г., в ночь с 8 на 9 апреля, икона Казанской Божией Матери полностью обновилась, поверхность стала гладкой, от большой трещины не осталось следа, краски сияли чистым, насыщенным цветом. Хозяева дома, Варвара и Феодор, убоялись показывать икону, отказывая в посещении малознакомым людям. В 1977-м г. Олюшка умерла, и икона осталась в доме Шилкиных, так что молитвенный непрестанный подвиг длиной в полвека перед святым образом прекратился. В 1992-м г. Федор, оставшись вдовцом, будучи уже совсем немощным, решил передать икону в храм, но на время ее в свой дом приняла Галина Любицкая (схимонахиня Евлогия, ум. в 1996-м г.). Поток верующих, которые шли поклониться образу Божией Матери, не иссякал, так что было ясно, что икону необходимо передать в храм, почитание образа получало все большее распространение. Оставалось найти образу достойное место. Галина узнала, что в селе Коробейниково стали восстанавливать храм, и приняла решение возвратить чудотворный образ на родину. Возвращение иконы Божией Матери в родной храм состоялось 8 сентября, в день Сретения Владимирской Божией матери. В этот день, в 1977-м г., скончалась хранительница иконы Олюшка Темная. Большой крестный ход из г. Барнаула шел по землям Алтая почти 500 километров до с. Коробейниково. Это был первый крестный ход в честь Коробейниковской (Казанской) иконы Божией Матери, который положил начало традиции недельного ежегодного всесибирского крестного хода в с. Коробейниково. Так, наконец, история скитания иконы, когда-то поруганной, но сохраненной праведницами и чудесно обновившейся, получила завершение. 22 июля 1994 г. было принято решение о преобразовании приходского храма в мужской Коробейниковский Казанский монастырь, главной святыней которого стала чудотворная икона Казанской Божией Матери. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен особый день празднования Коробейниковской Казанской иконе Божией Матери – первое воскресенье июля. 8 августа 2005 г. Коробейниковская Казанская икона Божией Матери была внесена в список святынь Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Богородицкий Коробейниковский монастырь

В наше время традиция большого крестного хода, который начинается за неделю до празднования Коробейниковской иконы, получает все большее распространение. Верующие с молитвой обходят сибирские земли с иконами и хоругвями, ночуют в полях и селах под звездным небом и входят в с. Коробейниково, где их встречают тысячи других

верующих, которые приезжают из других городов Сибири и центральной России. Весь вечер, всю ночь и весь день до обеда проходят праздничные службы. Под звездным небом тысячи верующих, которых не вмещает храм, исповедуются и причащаются. После окончания ночной литургии, под утро, выносят другой Престол для совершения второй литургии на исходе ночи. Возродились и ежегодные ярмарочные торги на день празднования Коробейниковской иконы, постепенно оживает село, центром которого стал монастырь. Нет числа различным исцелениям и чудесам перед иконой Коробейниковской Казанской Божией Матери, ведется их летопись, куда записывают только достоверные случаи, которые могут подтвердить свидетели. Стоит отметить один знаменательный факт. До революции внизу у иконы был написан тропарь Казанской Божией Матери. В Пасхальную ночь, когда обновилось все изображение, буквы тропаря не проявились, остались только золотые ниточки на белом фоне. Позже был написан новый тропарь и кондак именно Коробейниковской иконе, которые и употребляются на богослужении.

Тропарь Коробейниковской Казанской Божией Матери, гл. 4.

Яко заря всесветлая Солнца правды незаходимаго/возсияла икона Твоя, Богородице/ шествующе в пределах Алтайских/ храм веси Коробейниково озарила еси/ тьму безбожия в земли нашей разгоняющи/ и верные люди во православии укрепляющи/ ныне же молим Тя, Заступнице усердна буди нам икона сия защитою от козней вражиих и залогом спасения душ наших.

Подробности

Коробейниково (Каменный Лог, Усть-Каменный Лог, Усть-Каменно-Исток) — село муниципального образования «Коробейниковский сельсовет» Усть-Пристанского района Алтайского края.

Туристское значение

В селе Коробейниково действует православный храм Казанской иконы Божией Матери, в котором находится чудотворная икона Божией Матери, возвращенная в восстановленный храм в июне 1994 года.

Как добраться

Из Бийска на 29,2 км Смоленского тракта нужно повернуть направо на автодорогу Смоленское — Петропавловское – Чарышское — Алейск.

Первый маршрут. После с. Николаевка на 78 км — поворот вправо на с. Новообинка. Через 7 км на перекрестке в Новообинке поворот влево. 11 км — съезд на просёлочную дорогу.

Далее движение по полевой дороге через засеянные поля(18,7 км), переезд через ручей Барчучий (21,5 км), переезд через высыхающий ручей. На 28 км с. Ниженеозерное движение вправо. На 30 км — мост через р. Озёрная. На 32 км поворот влево, а через 500 метров поворот вправо на с. Коробейниково.

Общий километраж до с. Николаевка до с. Коробейниково — 33,5 километра. Следует заметить, что данный маршрут может использоваться только при достаточно длительной хорошей погоде. В противном случае препятствие в виде р. Барсучий и прочие может оказаться непреодолимыми и вам придётся вернуться обратно к Николаевке.

Второй маршрут. Достаточно длительный. На 155 километре вы выезжаете на Алейский тракт и двигаетесь вправо 29 километров до перекрёстка у с. Чарышское на с. Усть-Журавлиха (8,3 км).

Вам нужно проехать через с. Красноярка (14,5 км), с. Елбанка (29,3 км), мимо с. Коловый мыс, мосты через р. Чарыш. Поворот направо в с. Коробейниково на 46-м километре на ул. Юбилейная. Через 2,3 километра вы поворачиваете вправо на пересечении с ул. Комсомольская и ещё через 300 метров на перекрёстке из трёх направлений выбираете центральное. Через 180 метров вы переезжаете ручей Сухой, а через 480 паркуетесь у храма. Он с левой стороны от вас.

Из Барнаула дорога гораздо проще и лучше. Нужно двигаться через Алейск по трассе А-322, а затем повернуть влево на Усть-Калманку. По этой автодороге вы доезжаете до с. Чарышское по поворачиваете на с. Усть-Журавлиха. Далее смотри выше.

Топонимика

Недалеко от села Коробейниково до сих пор сохранились каменные карьеры, из которых добывали камень, отсюда и первоначальное название — Каменный Лог.

В этих же местах из-под камней вытекает исток, впадающий в реку Чарыш. Так появилось второе название села — Усть-Каменный Исток.

По одной версии, село переименовано по фамилии первого переселенца Архипа Яковлевича Коробейникова, по второй — в честь знаменитых на всю волость, и даже гораздо дальше, богатых и масштабных ярмарок, на которые свой товар привозили купцы, именуемые в те далекие времена коробейниками.

Коробейники появились, когда село вслед за Усть-Пристанью превратилось в один из крупных торговых пунктов, откуда хлеб и другие продукты отправлялись перекупщиками в Барнаул, Томск. Это было примерно в первой четверти XIX столетия.

Описание

Село расположено возле озера, совершенно в безлесной, изредка холмистой степи; только по берегу р. Чарыша небольшая площадь заросла тальником, образуя так называемые забоки. На лугу много озер и болот, делающих местность не совсем здоровою, в виду постоянного процесса разложения органических веществ.

С севера-востока почти примыкает с. Нижнеозёрное.

Сегодня

Ныне Коробейниково крупное современное село Усть-Пристанского района. Решается вопрос о восстановлении в Коробейниково памятников старины.

Численность населения по состоянию на 1 января 2013 г. – 1134 человека. Количество индивидуальных жилых домов — 208. Протяженность улиц составляет 33,5 км. Планировочная структура этого населенного прямолинейная, имеет четкую сетку улиц, определяющим квартальную застройку. Главный въезд в село осуществляется с северной стороны по автодороге с асфальтовым покрытием.

Проживающее население в основном — пенсионеры. Часть населения занимается в личном подсобном хозяйстве, имея на своих частных подворьях 433 голов крупного рогатого скота, 944 голов свиней, 100 голов овец, 41 голов коней.

На территории села расположены: средняя школа, детский сад «Гнездышко», библиотека, Дом культуры, отделение связи, МУП «Заречное», участковая больница на 8 коек дневного стационара, магазин, храм и мужской монастырь.

Источником водопользования выступают две водозаборные скважины.

Знаменитые люди

Долгое время в селе Коробейниково жил и учился Героя Советского Союза Александр Мефодьевич Птухин.

История

В одних документах 1782 года деревня основана в 1778 году, в других — в 1780 году. Возможно, в действительности этот населенный пункт возник даже несколько раньше, поскольку в той же ревизской сказке записано, что один из первопоселенцев, Никифор Плотников, поселился в нем самовольно в 1776 году. См. История села Коробейниково

© Е.Гаврилов, 3 мая 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

Подробности

До свержения самодержавия

С двух названий и с учета по двум ведомствам начинало свою историю село Коробейниково.

В сказке 4-й ревизии 1782 года по ведомству Красноярской слободы названа деревня Каменного Истоку, заведенная по указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в 1778 году. Возможно, в действительности этот населенный пункт возник даже несколько раньше, поскольку в той же ревизской сказке записано, что один из первопоселенцев, Никифор Плотников, поселился в нем самовольно в 1776 году.

Первыми жителями деревни были Архип Яковлевич Коробейников и Иван Михайлович Бочкарев, переехавшие из деревни Боровлянской, располагавшейся у впадения речки Боровлянки в Большую Речку, уже названный Никифор Титович Плотников — из деревни Шатуновой с реки Чумыша, Андрей Тонков из деревни Шмаковой, Иван Петенев из деревни Забродиной и Андрей Евдокимович Ершов из Белоярской слободы.

Всего в деревне Каменного Истоку в 1782 году было учтено 55 жителей, в том числе 26 мужского и 29 женского пола.

В сказке 4-й ревизии 1782 года по Бийской слободе названа деревня Усть-Каменного Логу, заведенная по указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства в 1780 году.

В ней поселились с семьями крестьяне деревни Большой Речки (ныне село Чаузово Топчихинского района) Алексей, Карп, Леонтий, Агей Ивановичи Красковы и Данила Васильевич Вялков.

Всего в деревне Усть-Каменного Логу было учтено 55 жителей, в том числе 27 душ мужского и 28 женского пола.

То, что эти две деревни были в действительности одним населенным пунктом, нашло отражение в одном документе конца XVIII века.

В списке, отразившим результаты разукрупнения слобод, названа возникшая между 3 и 4-й ревизиями деревня Усть-Каменный Лог (она же Усть-Каменный Исток), включенная в состав Барнаульской слободы, и в ней 53 ревизских души мужского пола, как раз столько, сколько получается из сложения числа душ в деревнях Каменного Истоку и Усть-Каменного Логу по ревизским сказкам (26 + 27).

В 1795 году в деревне проживает 60 мужчин и 74 женщины.

В 1798 году в селе отмечено всего 16 дворов, засевающих 3.815 гектара и собирающих 200 тыс. пудов хлеба.

В 1834 году восьмая ревизия насчитывает в деревне 76 мужчин и 81 женщину.

До 60-х годов 19-го столетия население состояло исключительно из сибиряков-старожилов и мастеровых, приписанных к горным заводам.

Почти все население Усть-Каменого-Истока в то время придерживалось старообрядчества, именно, поморской секты.

Медленный рост села объясняется крепостным правом и запретом крестьян переселяться в другие места.

3 марта 1861 года после выхода Манифеста об его отмене из западных губерний начинают появляться переселенцы.

Первыми переселенцами, приселившимися к старожилам, были самарцы Бузулукского уезда. Затем приселились православные пензенцы, воронежцы и тамбовцы, которые и подвергались первое время со стороны старожилов всевозможным стеснениям. Затем, с увеличением числа русских переселенцев, старожилы начали постепенно выселяться, уходя в горы; оставшееся же присоединились к православию.

В начале 60 годов в селение приходили еще камышинцы Пермской губернии, но не довольные отсутствием церкви, ушли обратно.

Переселенцы, довольные избранным ими селением, не думали уходить из него, не исключая и непричисленных, которым, по-видимому, не доставляло больших неудобств жить здесь и без приписки в течение многих лет.

Из наличных хозяйств, за приемные приговора платили 190, что составит 33,5%; средняя стоимость приговора на семью 43 руб. 70 коп.

В середине XIX века в селе была построена первая церковь, которая сгорела в одном из пожаров.

В 1883 году в селе открывается сельское училище. Учителем в ней назначен выпускник Томской духовной семинарии Михаил Пенский. Главным предметом для обучения был Закон Божий.

Училище располагалось в старом деревянном доме, построенном на средства жителей села. При ней имелась баня.

В 1884 году отстраивается новая церковь – однопрестольная, во имя Архистратига Божия Михаила.

При ней открывается церковно-приходская школа.

В 1888 году в Усть-Каменно-Истоке по душам в первый раз пашни были разделены сроком на 12 лет.

Раздел был произведен на всех наличных мужчин, начиная с 15-летнего возраста. Желавшие могли отказаться от душевого пая, сдав его в общество и вместе с тем они освобождались и от платежа душевого оклада; желающие взять на себя более одного душевого пая не встречали обыкновенно со стороны общества к тому препятствий, хотя исключения и бывали; при разделе от принятия душевого пая отказались до 20 дворов уже причисленных переселенцев.

Раздел был произведен так называемый глазомерный, почему в действительности и получилась значительная неравномерность в пользовании пахотными землями: в то время, когда некоторые имели по 40-60 десятин, у иного бедняка в пайке было не более 10-20 десятин. Качество почвы при разделах не принималось в расчет. Раздела требовали бедняки.

Сенокосы делились с 70 годов XIX века. Переделы бывали каждые 3 года и, в виду незначительности хороших сенокосов, производились довольно точно: весь луг делился на участки по числу десятков, которые были установлены при раздели пахотных земель.

В виду неодинакового качества сенокосных участков, последние распределялись между десятками по жеребью. Затем, каждый десяток в свою очередь разбивал доставшийся ему участок на пайки, которые и распределялись между душами по жеребью. Это относительно луговых сенокосов; но кроме того, в даче имелись сенокосы по логам, которые подвергались разделу особо, на глазомер. Сенокосов не хватало на всех, почему многие были вынуждены покупать пайки в соседних деревнях: Калманке, Усть-Чарышской и Огневой.

В 1885-1886 годах из-за эпизоотии погибло около 3/4 всего рогатого скота. В 1889-1890 г.г.—немного меньше.

Из истории селенья нужно упомянуть пожар 1893 года, когда огнём уничтожило до 100 домов и весь запас хлеба и о градобитие 1894 года, когда выбило до 300 десятин посева.

В «Списке населенных мест Томского губернии» за 1893 год в составе Нижне-Чарышской волости названо село Усть-Каменный Исток, оно ж Коробейниково. Село являлось тогда центром волости.

В 1896 году в Усть-Каменно-Истоке находится волостное правление, церковь, две школы: министерская и церковно-приходская, фельдшерский пункт, семь магазинов, десяток лавок, склад вина Платонова и питейное заведение. Популярно среди население лечение у знахарок.

Кроме того в селе: два базарных дня в неделю; село расположено в 1/2 вер. от переселенческого поселка, в 3 верст от сплавной и судоходной реки, в 35 вер. от строевого леса и в 30 вер. от дровяного.

Постройки в центра села скучены и, за исключением 1-2 улиц, беспорядочно разбросаны. Всего жилых строений 565; из них домов 294, изб 269, землянок 2; хозяйств, не имеющих своих домов, 31, что составляет 5,5%.

В момент переписи оказалось в селе 567 хозяйств с 4017 душами обоего пола: 2013 муж. и 2004 женского; из них причисленных переселенцев 304 хозяйства с 2482 душами обоего пола: мужского 1216 и женского 1266; непричисленных 186 хозяйств с 1106 душами обоего пола— 584 муж. и 522 жен. Переселенцев старожилов было в селе 11 хозяйств с 58 душами—27 муж, и 31 женского; наконец, старожилов 66 хозяйств с 371 душ.—180 муж. и 185 жен.

Крупным событием у коробейниковцев были ярмарки — Михайловская и Тихоновская. Эти ярмарки были официально учреждены Томским горным правлением в 1886 году и являлись одними из крупных пунктов Алтая. Чему немало способствовали крупные судоходные реки Обь и Чарыш.

Ярмарки собирали жителей всех окружных деревень. Торговлю на них вели бийские, семипалатинские купцы, монголы.

Зимняя семидневная Михайловская ярмарка проходила с 10 по 16 января. В 1897 году на нее было привезено товаров на 151050 руб., продано на 85433 руб. Товарный ассортимент Михайловской ярмарки был разнообразный: хлеб, сливочное и растительное масло, сало, рыба, мясо, пушнина, кожи, мед, воск, перо, пух, лен, скот, кедровые орехи и щепные товары.

Торговля на летней семидневной Тихоновской ярмарке велась с 16 по 22 июня также хлебом, лошадьми, жировым товаром, кожами, домашними изделиями. Началась она с привоза товаров 1987 году на сумму 25897 руб. и сбыта 12845 руб.

В 1894 году в министерской школе обучалось 87 детей. В 1895 году церковно-приходская школа обучила 65 мальчиков и 15 девочек, в 1896 году — 77 и 18. В 1898 году обучение проводилось в ней только 76 мальчикам.

В 1897 году село Коробейниково считалось самым грамотным— 299 хозяйств имели в своем составе тех, кто «знал грамоте»: 444 мужчины и 71 женщина.

В 1880— 1900 гг. постройки в центра села скучены и, за исключением одной-двух улиц, были беспорядочно разбросаны.

В 1894 году жилых строений в селе насчитывалось 565; из них домов 294, изб 269, землянок 2; хозяйств, не имеющих своих домов, 31, что составляет 5,5%.

В момент переписи 1896 года оказалось в селе 567 хозяйств с 4017 душами обоего пола: 2013 муж. и 2004 женского; из них причисленных переселенцев 304 хозяйства с 2482 душами обоего пола: мужского 1216 и женского 1266; непричисленных 186 хозяйств с 1106 душами обоего пола— 584 муж. и 522 жен.

Переселенцев старожилов было в селе 11 хозяйств с 58 душами—27 муж, и 31 женского; наконец, старожилов 66 хозяйств с 371 душ.—180 муж. и 185 жен.

В Нижне-Чарышской волости казенные подати развёрстывались волостным правлением по числу ревизских душ в каждом, а натуральные повинности—по годным работникам (с 18-60 лет); убылые души, т. е. оклад, приходящийся с умерших уже после ревизии, принимался каждым селением на себя.

Общество Усть-Каменно-Истока все суммы, приходящиеся с него,—казенные, волостные и сельские, распределяли по душам (с 15 лет), на получивших душевой пай земли. Душевой оклад в 8 р. 7 1/4 коп., с солдат, поступивших на службу до 74 г. (до всеобщей воинской повинности) и получивших обычный надел — 5 руб., старики, пользующиеся наделом, не пользовались никакими льготами; недоимки были редки.

Общая площадь земли, бывшая в обработке — 9.593 га; средняя площадь запашки на наличное хозяйство 16,9 га; не имеющее запашку 17,8 га.

Число хозяйств, не имеющих посевов, 30 или 5,3%.

Из наличных 397 или 70,0% хозяйств обрабатывало землю своим скотом, 83 или 14,6% — наймом, 61 или 10,8% — супрягой.

В даче сравнительно много имелось «залогов», т. е. еще не тронутых сохою земель, с которых снимали около 4 хлебов с поднятой новины, после чего землю оставляли на отдых на несколько лет. В

С уменьшением в даче залогов, начинали мало-помалу вводить пары. Но это — как редкое исключение. В залежи земля находилась лет 5-10, после чего ее вновь распахивали и снимали хлеб, и затем опять бросали на более продолжительное время.

Крестьяне находили, что для полного восстановления прежнего плодородия почвы требуется не менее 25-30 лет.

Внешним выражением истощения почвы служило появление сорных трав: осота, жабрея и др.

Залоги пахали на 5-6 и иногда на 7 лошадях; мягкие земли—на 4 лошадях. Пахали раз перед самым, большею частью, посевом, глубиною 8,8–15,4 см. Двойная вспашка встречалась весьма редко. Бороньба—одинарная, после посева.

Для пахоты употреблялись сибирские сохи-колесянки; русских сох одноконных почти не встречалось; бороны деревянные с железными зубьями сибирского типа; молотили, в большинстве случаев, молотилками; хозяйства, неимеющие молотилок, нанимали, платя по 15 коп. за обмолот копны (52 снопа), кроме того хозяин, обмолачивающий хлеб, поставлял половину лошадей, приводящих в действие молотилку; лошадьми молотили редко; цепы вовсе не употреблялись.

Соха стоила 7 руб., борона—1 руб., телега—10 руб., сани—70 коп., сошник— около 3 руб. 50 коп., зубья—до 90 коп.

Молотилки и веялки были очень распространены, первоначально стали вводиться в 80 годах — бийской работы.

Лучшие сорта, возделываемой переселенцами пшеницы — белотурка, черноуска, синеуска. Наблюдался перерод этих хлебов, причем на «свежих» залоговых землях он наблюдался позднее, чем на мягких залежных. Семена местные, на стороне покупались редко, плохо отбирались.

В урожайные годы на время жатвы стекалось много рабочего народа с разных сторон: крестьяне, бийские мещане и киргизы Семипалатинской области и т. д.

Местные жители на полевые работы на сторону не ходили.

Работник получал в год 50-55 руб. и, кроме того, ему давалась от хозяина еще простая одежда, обувь и содержание; полетчику также на хозяйских харчах—35 руб.; месячным зимой—4 руб.; поденно летом мужчине—55 коп., женщине 35 коп.; зимой первым —20 коп., вторым—10 коп. в день на готовых харчах.

Киргизов нанимали охотнее, так как их работа была выгоднее: они жали скорее и чище, да кроме того, не были прихотливы в пище.

Скот был исключительно местный. Рогатый скот, большею частью держался для личных потребностей населения, а не для торговли. На подножном корму скот гулял с конца апреля, или начала мая до Покрова и далее.

Наличное население содержало скота: крупного 6895 шт. и мелкого 9594, в том числе рабочих лошадей 3273, нерабочих—898, волов рабочих 30, молочного скота дойного 1956, недойного—774.

Число хозяйств без крупного рогатого скота 44 или 7,6%; наличных хозяйств, не имеющих лошадей, 24 или 4,2%; без всякого скота 11 или 9%.

В среднем на наличное хозяйство приходилось рабочих лошадей 5,7, рабочих волов 0,4, крупного рогатого окота 4,8, мелкого скота 16,9, всякого скота, в переводе на крупный, 15,0 голов.

Развитию скотоводства мешали частые эпизоотии.

Промыслы были не распространены; был один принадлежащий крестьянам, кожевенный завод в два чана, да два небольших веревочных завода; делал молотилки и веялки с 1893 года мастер Куркин из Бийска; в продолжении 3 лет им сделано более 1000 молотилок, разошедшихся по всему Алтайскому округу.

Пчеловодство: из наличных хозяйств, имеющих пасеки 64; на одно хозяйство, имеющее пасеку, приходится в среднем ульев 30,6. Фруктовых садов в селе не было ни одного.

Интересно, что в 1897 году в «Своде данных о положении крестьянского хозяйства в Нижне-Чарышской волости» была экзотичная профессия — «шваль», «портной». В то время оба слова относились к швейных дел мастеру. Таковых было в волости 78 человек, в основном они проживали в село Коробейниково.

В начале 20 века многие из местных торговцев стали вкладывать капиталы в развитие предпринимательства. Усть-Каменный Исток представлял собой средоточие предпринимательства Нижне-Чарышской волости и лакомый кусочек для купцов разного уровня.

Состоятельный петербургский купец Иван Александрович Сараев в 1901 году построил маслодельный завод и склад для хранения сливочного масла. Постройки были сооружены крепкие: из круглого леса, обитого тесом и крытого железом. В 1902 г. управлял этим заводом Я. Я. Лейбцингер.

Вели торговлю на территории с. Коробейниково и более мелкие торговцы.

По сведениям 1897 года ренсковый погребок по продаже русских вин содержали наследники Т.М. Татарникова, продавали более 110 ведер вина (оборот 7 тыс. руб).

Торговые обороты Наума Егоровича Емельянова, купца 2-й гильдии, закупавшего товары в разных местах России и имевшего в селе У-Каменный Исток магазин, составляли 25 тыс.руб.

Купец 2-й гильдии Ременников Алексей Яковлевич имел оборот 1200 руб.

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Коробейниково. Фото В.Черкасова

3 июля 1904 года освящен новый каменный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери.

В 1911-1912 годах из старых купеческих династий вела торговлю овдовевшая Т.Е. Мишукова — жена С.И. Мишукова, имевшая прибыль 300 руб. Сама она отошла от дел коммерческих, а дело вел сын Андрей Степанович, который занимался розничной торговлей мануфактурного товара, закупаемого в Барнауле у разных фирм. Он имел патент на табак.

Местные купцы, успешно развивавшие свое дело, крепко стояли на ногах, и предлагали внушительный ассортимент своих товаров и услуг.

Из бийских мещан торговали -Т.Е. Кузнецов (500 руб.), братья Ивановы, П.М. Пеленев, барнаульская мещанка А. И. Щукина. Большинство торговцев закупали товар в Барнауле, и лишь бийские мещане Ивановы закупали товар в Москве и Омске у разных фирм и вели торговлю мануфактурой.

В 1907 году в неофициальном издании, справочнике почтово-телеграфных учреждений Российской Империи, селение именуется как Коробейниково.

В 1905 году в связи с принятием переселенческого закона, в селе появляются крестьяне западных губерний. Перенаселение сказалось на фактическом наделе, составляющем менее 5 десятин на душу.

Недостаток лугов, землевладельческих орудий и скота явилось причиной резкого классового расслоения населения. Бедняки обрабатывали землю, зажиточное кулачество — торговали и управляли.

Среди зажиточных семей выделяются Островидовы и Нечаевы, с числом работников по 20 человек и обрабатываемой ими земли до 218 га. Их хозяйство насчитывали 20-45 лошадей, 20—100 коров, 40—300 овец, 3—10 свиней.

Большая часть сельскохозяйственных орудий — конных плугов, сох, сеялок, деревянных борон, молотилок, сенокосилок, сеносбросы, сноповязалок — сосредоточилась в руках зажиточного крестьянства.

Неимущие нанимали лошадей и инвентарь и отрабатывали за это на полях богачей. Неурожаи предвоенных лет окончательно разорили крестьян.

С началом Первой мировой войны все мужчины призывного возраста села и способные держать оружие были отправлены на фронт проливать кровь и погибать. Богатая часть населения откупалась или выправляла за определённую плату документы о своей физической непригодности.

Во многих хозяйствах остались работать старики и женщины. Всё это повлияло на резкое ухудшение положения бедняков и середняков — многие попали в полную кабалу к кулакам и торговцам. За бесценок продавались кулакам участки земли, скот. Основным работодателем становится кулак.

Сокращаются поголовье скота и приблизительно на 20% — посевы. Не хватает рабочих рук.

Кроме того, большую налоговую тяготу кулаки умудрялись переносить на бедняков.

Начинают наживаться на ценах, которые резко подскочили из-за сокращения поставок промышленных товаров – спичек, керосина, сахара, коробейниковские купцы.

В течение только одного 1915 года цены на хлеб удвоились. Скупая по дешёвке хлеб у неимущих, купцы по высоким ценам продавали его в городах.

В 1915 году была открыта третья семидневная ярмарка. Ассортимент ее был таким же, как и у двух вышеупомянутых ярмарок, только торговля скотом проводились более в крупных размерах. Как и водится, в те времена, был распространен натуральный обмен товарами.

Нехватка солдат обернулась тем, что 87 новобранцев призыва 1918 года были отправлены на фронт в 1916 году.

Советский период

Революционные события 1917 г. отразились в истории села. Крестьяне села Коробейниково разогнали волостную управу, организовали отряд Красной гвардии. Волостной Совет возглавил бедняк Беззубцев Сидор Моисеевич.

Крестьянский контроль был установлен на трех линдовских сырзаводах, кулачество лишилось земель, заливных суходольных лугов, обского бора Чеканиха. В общественный фонд причислены церковные земли.

В конце мая 1918 года советская власть в Коробейниково, после четырех месяцев существования, под натиском белого движения пала. Советы были разогнаны, но как снежный ком начало расти партизанское движение.

В Гражданской войне погибли от рук чехов и казаков Илья Сизинцев, Петр Смагин, Алексей Третьяков, Михаил и Максим Чепрасовы.

Давным-давно отгремели грозовые сполохи, звуки набата далеких тревожных ночей 1918—1919 гг., давно замели буйные степные ветры окопы красных партизан под селом Нижне-Озерном, что по соседству с Коробейниковым. Имена крестьян, которых пороли по приказу белогвардейских офицеров на Коробейниковской площади, помнит старая сельская церковь, возвышающаяся на бугре.

В 1920 году Бийским укомом командирует в село большевика Ужкина, который организовывает в селе первую партийную ячейку. Её возглавляет Ф. М. Сизинцев. Впоследствии он руководит Нижне-Чарышским волпарткомом.

В этом же году прошли выборы в Советы. Советская власть укрепляется. Председателем сельского совета избирается Бардин Емельян. Начинает работу комсомольская ячейка, комитет взаимопомощи.

Начинается борьба за продразверстку, а также с той частью, которая начинает активно сопротивляться новым порядкам. Крестьяне активно помогают воюющей за власть Советов Красной армии, участвуют в акциях помощи больным и раненым красноармейцам. Начинает возрождаться сельское хозяйство.

Посевные площади в 1922 г. составляли 13.000 десятин, а к 1927 г. -20.000, обрабатываемых за счет бедняцкого и середняцкого крестьянства.

Наибольшее число жителей в Коробейниково было зафиксировано переписью 1926 года. Тогда в селе насчитывалось 1.458 хозяйств и в них 8.518 жителей, в том числе 4.018 мужского и 4.500 женского пола.

Первое коллективное хозяйство — коммуна «Росток труда», просуществовало два года и распалось.

Зажиточный крестьянин Кулагин в 1927 году приобретает первый трактор.

Осенью 1928 года создаётся новая коммуна — «Сплошнуха». По окончании зимы она распалась, так как её участников не устраивала система распределения продуктов по едокам.

В 1928 году было открыто две начальных школы.

В тридцатые годы в селе восстанавливается промышленность. В 1929 г. в селе был запущен первый в СССР по мощности и оборудованию маслодельно-казеиновый завод, который на следующий год должен был выработать кроме экспортного масла около 250 центнеров казеина.

В 1930 году организуется первый колхоз «Власть Советов». Его создание тесно связано с приехавшим в село двадцатипятитысячником Яковлевым. Это была уже иная организация населения, которая утвердила свой устав и новые формы работы и распределения. Первым его председателем был избран Ефимов.

По образу и подобию начинают создаваться другие колхозы.

К 1933 году процесс коллективизации в селе закончился. Было организовано семь колхозов.

Наиболее крупным был первый колхоз — «Власть Советов», в него входило 250 хозяйств, в пользовании было 3000 гектаров земли, 2 кузницы, 2 мельницы-ветрянки, насчитывалось 270 лошадей, 300 голов крупного рогатого скота, 500 овец.

Остальные колхозы «Передовик», «Завет Ильича», «Красноармеец», «Красный пахарь», переименованный вскоре в колхоз имени Сухова, «Ответ вредителям», переименованный в колхоз имени Кагановича, «Крестьяне», позднее получивший название колхоз имени Тельмана, насчитывали каждый в своем составе большое число хозяйств, пахотные земли, скот.

Большую помощь колхозам в обработке земли оказывала Коробейниковская машинно-тракторная станция (МТС), организованная в 1931 г. Директор МТС Лапин и секретарь парторганизации Порошин воспитали целое поколение механизаторских кадров в с. Коробейниково.

Значительную помощь в борьбе с расточительством сыграл созданный в 1934 г. политотдел.

Большое внимание уделялось больнице, культурным учреждениям.

Актив села к 1935—1936 гг. насчитывал 600 человек. В него входили учителя, большевики, члены сельского Совета, комсомольцы, работники МТС и др.

В 1937 год закрыта церковь, помещение которой стали использовать под склады.

В 1941 году мирный труд страны и села был прерван нападением гитлеровской Германии. На фронт ушло более 500 коробейниковцев — мужчин.

Уходили на войну целыми семьями — по три, четыре человека. С первых дней войны ушли на фронт отец и два сына Шальневы, трое Агаповых, трое Заварзиных, двое Хижняковых и т. д.

Многие из сельчан шли воевать добровольцами. Среди них заготовитель Проскурин, колхозник Студеникин, погибшие на фронте, и многие другие.

На фронт сельчане отправили лучших лошадей из фонда РККА, около 100 голов. Лошадей отправляли в Алейск и Топчиху. Для нужд Красной Армии колхозники села выделили часть автомашин и тракторов.

15 медсестер, прошедшие краткосрочные курсы, открытые в селе при военно-учебном пункте, приняли участие в боях за Родину.

Женщины в тылу заменили мужчин. Девушки, женщины села стали изучать технику, овладев специальностью тракториста. День и ночь работали в годы войны Капишникова Елена Ивановна, Жмаева Марфа Мироновна, Михина Евдокия Ивановна, Казарцева Ефросинья Варлампьевна, Хижнякова Аксинья Мироновна, Ишутина Ефросинья, Ступина Е.В., Попова М.Н., Вышегородских Ф.П. и многие другие.

В селе было достаточно крепких купеческих двухэтажных домов. Об этом свидетельствует дочь М. М. Кулыгиной, Алевтина Ивановна Шатохина. В одном из таких домов во время Великой Отечественной войны был устроен детский дом для детей из блокадного Ленинграда.

В боях с фашистами погибло 689 жителей села.

Жители села свято хранят память о своих односельчанах, сложивших головы в боях за освобождение и независимость родной страны.

В боях с фашистскими полчищами двумя орденами Славы награжден Василий Ярушкин, двумя орденами Красной Звезды и орденом Славы награжден Игнат Заварзин, орден Славы украшает грудь Григория Федотовича Нечаева.

В 1950—1952 гг. произошло объединение колхозов, расположенных в селе Коробейниково, в один колхоз «Власть Советов», который в 1960 г. влился в совхоз «Краснодарский».

В феврале 1965 г. из совхоза «Краснодарский» выделился совхоз «Коробейниковский».

В 1965 году совхоз «Коробейниковский» — самое крупное хозяйство района. В его ведении почти 24 тысячи гектара земли, а на фермах -400 голов КРС.

После уничтожения СССР

Храм, который был за годы советской власти обветшал, после передачи его во владение церкви, был к 1994 году восстановлен на средства уничтоженного в те года в городе Бийске предприятия АО «Полиэкс» — дорогостоящее оборонное оборудование продавалось на металлолом его директором А. В. Карповым и его окружением, и часть денег от продажи, видимо, было пущено на реставрацию.

Развалив окончательно градообразующее предприятие, его генеральный директор, оставив среди населения большей частью самые негативные воспоминания, благополучно отбыл на проживание в Москву, где и проживал до недавнего времени.

Интересно, что обычай проведения небольшой летней ярмарки в нынешнем Коробейниково связан с восстановлением храма и возвращением туда Чудотворного образа и проходит она примерно в то же время, что и до революции, потому что на этот период приходится праздник Коробейниковской иконы.

Основная статья Коробейниково

Подробности

Храм Казанской иконы Божией Матери — уникальное архитектурное сооружение, культовый комплекс с. Коробейниково, Усть-Пристанского района.

См. статью село Коробейниково.

Храм, прежде всего, знаменит тем, что в нём находится Чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Коробейниковская икона Казанской Божией Матери 8 августа 2005 г. внесена в список святынь для общецерковного почитания, а первое воскресенье июля, по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, считается днём её особого почитания.

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Коробейниково. Фото В.Черкасова

Строительство храма связывают с известной мастерской Архипа Александровича Борзенкова, которая находилась в Бийске. И строительством и росписью, считают занималась именно она. Считают, что там же писались и иконы. Судя по иконам, находящимся ныне в храме, Спасителя, святителя Митрофана Воронежского, Рождества Христова, они исполнены в одном и том же стиле

Храм выстроен, видимо, на пожертвования купцов.

Высота храма около 35 м, площадь 670 м2. Внутри помещения имеется зал и три рабочих комнаты.

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Коробейниково. Крёстный ход. Фото В.Черкасова

В середине XIX века в селе тогда Усть-Каменный исток была построена первая церковь. Но после пожара, который был не редкостью в те времена, она полностью сгорела.

В 1884 году строится новая деревянная, на каменном фундаменте, церковь — однопрестольная во имя Архистратига Божия Михаила. Здание было обнесено деревянною оградой.

В строительстве церкви во имя Архистратига Божия Михаила активное участие принимал священник Михаил Тимофеевич Пенский, сын священника, окончивший Томскую Духовную Семинарию и переведенный сюда из с. Айского в 1882 году.

За содействие к успешному построению храма, Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Томским и Семипалатинским о. Михаилу преподано Архипастырское благословение. Позже отец Михаил был награжден набедренником, скуфьею, грамотой, камилавкою, наперсным крестом от Святейшего Синода.

Был отец Михаил также награжден Серебряной медалью в память Императора Александра III и серебряной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ.

При церкви была земля — 74 десятины 24 квадратных саженей. В приходе было две школы: церковно-приходская, двухклассная министерская, в которой обучались 126 мальчиков и 80 девочек и школа Министерства внутренних дел, где учились 102 мальчика и 75 девочек.

Церковная школа помещалась в собственном доме. На ее содержание отпускалось от Бийского отделения Томского Епархиального Училищного Совета 690 рублей.

По указу Томской Духовной Консистории от 15 октября за номером 15526 в старой церкви, ввиду ветхости, разрешено было произвести перестройку, но так как строилась новая каменная церковь, необходимость в этом отпадала.

Во всей Сибири такого церковно-архитектурного строения, как храм во имя Казанской иконы Божьей Матери или похожего на него, на тот момент не существовало.

Храм Казанской иконы Божией Матери. Фото П.Трофимова

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1902 году, а освящен 3 июля 1904 года.

Он был украшен росписью, имел много святых икон, в числе которых была и главная — большой образ Казанской Божией Матери в красном облачении с благословляющим Богомладенцем в мозаичном обрамлением и в золотом окладе.

В 1910 году, согласно клировой ведомости, церковь была приписана к Михайло-Архангельскому храму: «Церковь была каменная, ограда при ней — деревянная. Крепка и благоустроена. Утварью достаточна. При обеих церквах были сторожки».

Приписная – значит служил один и тот же священник, диакон и пономарь. Старосты при храмах были отдельные, которые избирались прихожанами и утверждались указом Томской Духовной Консистории.

Ближайшие церкви к Коробейниково были в селе Нижнеозерном — Никольская чуть больше трёх километров, и Елбанская — Вознесенская в десяти с половиной километров.

В селе Елбанском находилось благочиние, здесь жил и служил благочинный священник Владимир Иосифович Пальмов.

В клировой ведомости за 1916 год было записано: «Церковь в селе деревянная — однопрестольная, во имя Вознесения Господня, построена в 1858 г.».

В селе Нижнеозерном, Чарышской волости, что находилось в трех верстах от села Усть-Каменный Исток — Никольская церковь была построенная в 1893 году, а освящена 24 февраля 1894 года.

В 1916 году настоятелем церкви был священник Василий Стефанович Орлов, 1874 года рождения.

Прихожане всех трех сел ходили на престольные праздники друг к другу.

В 1936 году последний священник, служивший в Казанском храме, отец Роман был выслан, а в 1938 году храм в Коробейниково окончательно был закрыт, всё более-менее ценное было изъято в пользу государства, а помещение его стало использоваться под хозяйственные нужды. Там был и склад зерна и помещение для содержания скота.

Иконы за ненадобностью были из храма вынесены. А поскольку они были выполнены из дерева, некоторую часть из них местное население пустило на дрова. Но в начале 90-х годов прошлого столетия некоторые иконы из храма можно было встретить в коробейниковских и нижнеозернинских домах. Сейчас возвращенные они находятся в храме.

Главная храмовая икона Казанской Божией Матери была брошена на землю при входе в храм. Спустя некоторое время жительница села Ольга Перегудова с сестрой забрали икону в мешок и унесли к себе домой.

Более двух десятков лет она хранилась у них.

В 1960 году они переехали в г. Барнаул, где они купили маленький домик, и увезли икону с собой. Так икона Божией Матери оказалась по адресу ул. Степная, дом 14, что на поселке Восточном.

После того, как не стало СССР, и храм был передан церкви начались в нём реставрационные работы.

С 27 июня 1994 года по 29 июня по благословению епископа Антония икона Казанской Божией Матери была установлена для поклонения в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула, после чего в открытой легковой машине она совершила до путь почти в полтысячи километров до Коробейниково и прибыла в храм 2 июля.

3 июля 1994 года храм освящается вторично епископом Барнаульским и Алтайским Антонием. Икона стала чтимой святыней обители.

В тоже время в Коробейниково учреждается Богородице Казанский мужской монастырь.

© Материал подготовил Е.Гаврилов, 5 мая 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *