С лукавыми по лукавству их

Новой Женевской Библии

Пс. 17 Псалмопевец благодарит Господа за Его могущественное заступничество. Особенно Давид превозносит Господа за Его деяния в качестве Воителя (ст. 8-16) и за спасение царя в битве (ст. 49-51). С незначительными отличиями этот псалом повторяет 2 Цар., гл. 22. Относительно заглавия см. Введение: Автор; Характерные особенности и темы.

17:1 Давида, который произнес слова песни сей. В заглавии автором псалма совершенно однозначно назван Давид, само же его создание приурочено к моменту, когда Давид уже не скрывался от Саула, но еще не взошел на престол.

17:3 Ряд употребленных в этом стихе метафор подчеркивает присущую Богу роль Защитника и Избавителя.

твердыня… скала. Оба эти слова передают идею нерушимости и надежной защиты. Спасаясь от Саула, Давид находил убежище в скалах и пещерах гористого района Палестины.

17:5 Объяли меня муки смертные. Точнее: «путы смертные». Псалмопевец чувствовал нависшую над ним смертельную опасность, как если бы к нему из шеола протянулись щупальца смерти.

17:7 услышал… от чертога Своего. Из места пребывания Бога среди Своего народа. О таком отклике Бога на несчастия Израиля говорится в молитве Соломона на освящение храма (3 Цар., гл. 8).

17:8 Потряслась и всколебалась земля. Когда Бог являет Себя Воителем, вся природа содрогается (Ис. 24,4-13; Наум 1,5).

подвиглись основания гор. Горы, символизирующие собой все, что есть надежного и прочного в мире, колеблются перед лицом Божиего могущества.

17:10 мрак под ногами Его. Бог предстает здесь отправляющимся на битву в колеснице, которой Ему служит грозовая туча. Сходные поэтические образы часто встречаются в Писании (Пс. 67,5; 103,3; Дан. 7,13; Наум 1,3).

17:11 воссел на Херувимов. Эти существа духовного мира впервые упоминаются в Быт. 3,24. Судя по тому, какую роль они играют в Быт., гл. 3 и что их изображения были помещены в скинии (Исх. 26,1.31), херувимы являются хранителями Божественной святыни.

17:14 глас Свой. Т.е. гром (ср. Пс. 27,3-9).

17:15 стрелы Свои. Т.е. молнии.

17:17 извлек меня из вод многих. «Многие воды» – аллегория тягот и несчастий (ср. Пс. 68,2).

17:20 вывел меня на пространное место. Т.е. избавил от притеснения.

17:22 пути Господни. О том, что это за пути, сказано в законе, данном Господом Израилю.

17:26-30 Псалмопевец описывает Божию справедливость и то, как она проявляется в Его отношении к праведным и к нечестивым. В первых трех стихах проводится противопоставление между теми и другими, а в следующих двух – применяется полученное таким образом представление о справедливости к самому псалмопевцу.

17:26 С милостивым Ты поступаешь милостиво. Слова, переведенные как «милостивым» и «милостиво», по-древнееврейски передают понятие заветной милосердной любви.

17:28 Ты людей угнетенных спасаешь. Эта мысль постоянно звучит в ВЗ вообще и в Псалтири в частности. Особенно ярко она выражена в Пс. 112,7-9.

17:30 С Тобою я поражаю войско. Эти слова можно рассматривать в качестве намека на исторический контекст создания псалма: псалмопевец, по-видимому, незадолго до того с Божией помощью одержал военную победу.

17:31 чисто слово Господа. В слове Своем Господь открывает Себя Своему народу. Можно предположить, что в данном случае имеются в виду слова, переданные Господом Давиду через пророка Нафана, которыми Он заключил завет с Давидом и его домом (2 Цар., гл. 7).

17:32 кроме Господа … кроме Бога нашего. В форме двойного риторического вопроса псалмопевец выражает свою убежденность в том, что нет другого Бога и другой надежной защиты, кроме Господа (ср. Исх. 15,11).

17:33 Бог… устрояет мне верный путь. Ср. ст. 31. Только Бог наставляет человека на истинно верный путь как в этой, так и в иной жизни.

17:34 на высотах… поставляет меня. Т.е. возносит, восстанавливает.

17:35 медный лук. Символ мощи и силы.

17:36 милость Твоя возвеличивает меня. См. ком. к ст. 34.

17:37 не колеблются ноги мои. Т.е. не сворачивают с пути правды.

17:39-40 падают под ноги мои… низложил под ноги мои. На ближневосточных глиняных табличках и памятных стелах побежденные изображались поверженными к ногам победителя или попираемыми им.

17:42 Они вопиют… ко Господу. Из этих слов можно заключить, что врагами псалмопевца были его соотечественники-израильтяне.

17:44 меня… меня… мне. В этом стихе явно запечатлены обстоятельства жизненного пути Давида: Бог действительно даровал ему победу над соседними народами и тем самым сделал их его подданными (2 Цар. 8,1-14).

17:50 буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками. Это место вспоминает апостол Павел (Рим. 15,9).

17:51 помазаннику Твоему. При восхождении на престол царь принимал помазание елеем от священника, выступавшего от имени Господа.

Евангелие от Марка – 11:27-33 – Лукавство

1. Почему первосвященники, книжники и старейшины спросили Христа о происхождении его власти? Какие варианты возможны?

  • Они действительно хотели определить сущность Христа
  • Они хотели найти повод, чтобы обвинить Его

2. Первосвященники и книжники уже были свидетелями власти Христа:

  • Он учил с властью — Мк.1:22
  • Он изгонял бесов с властью — Мк.1:27
  • Он показал, что имеет власть прощать грехи — Мк.2:10
  • Он мог распоряжаться этой властью, делегируя ее своим ученикам — Мк.3:15; 6:7
  • Его власть и источник этой власти были очевидны людям — Мф.9:8

3. Но они регулярно пытались обвинить Его в богохульстве:

  • Когда Он прощал грехи — Мк.2:7
  • Когда Он говорил о своей связи с Отцом — Иоан.10:33

4. Таким образом, мы видим, что книжники не пытались поверить Христу, но желали дисквалифицировать Его. Их вопрос (впрочем, как и их ответ) были продиктованы хитростью, лукавством и страхом за свое положение перед людьми.

5. И хотя эта «духовная элита» была в крайне запущенном состоянии, мы, к сожалению, можем порой жить и поступать подобным образом, относясь к Богу и к людям с лукавством.

6. Что Писание говорит о лукавстве и лукавых людях?

(одновременно будем отмечать прямые и косвенные причины лукавства, а также что нам нужно делать)

  • Пс.17:26-27 — Бог поступает с искренними искренно, а с лукавыми — согласно их лукавству
  • Пс.50:6 — Даже Давид обнаружил в свое сердце лукавство (возможно нам стоит быть более внимательными к себе и своему состоянию)
  • Пс.118:150 — Лукавые люди далеки от Божьего закона
  • Пс.140:3-4 — Нужно быть осторожным на счет себя, просить, чтобы Бог сохранил от лукавства
  • Пр.6:12-15 — Лукавство человека создает отпечаток в его поведении. Погибель для такого человека придет неожиданно
  • Пр.21:27 — Жертвенность нечестивых, а особенно лукавая жертвеннность — это мерзость для Бога
  • Иерем.17:9 — В каждом из нас есть колоссальный потенциал лукавства
  • Евр.3:12-13 — Нужно смотреть за собой и за другими, чтобы беречься лукавства. Причиной отступления от Бога является лукавое и неверное сердце

7. Какие причины лукавства?

  • Наше греховное сердце
  • Лукавство сердца приводит к лукавому поведению и словам
  • Удаленность от Божьего закона
  • Лукавство растет там, где мы 1) пытаемся оправдать свои грехи; 2) находимся в тесной компании беззаконных людей; 3) желаем вкусить сладость греха
  • Обольщение/обман грехом и последующее ожесточение сердца

8. Что же делать, чтобы хранить себя от лукавства?

  • Смотреть за собой и друг за другом (Евр.3:13)
  • Спасаться от обмана греха (Евр.3:13)
  • Много питаться от Божьего Слова (Пс.118:150)
  • Беречься от ожесточения против Бога (равнодушия по отношению к Богу) (Евр.3:13)
  • Избегать компании таких людей, которые искушают нас ко греху (Пс.1:1)
  • Признавать и не скрывать свои грехи, быть честным на счет своего состояния (честным перед Богом, перед людьми, перед собой) (1Ин.1:9)

9. Назидательная история напоследок:

Евр.3:12

12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

ПСАЛОМ 17

С этим псалмом мы встречались раньше, изучая историю Давида (2 Цар.22). Это было его первое издание; здесь он приводится для нас еще раз, немного измененный и подходящий для служения в церкви. В нем Давид благодарит Бога за многие свои избавления, стремится сохранить свежие воспоминания о них, распространять и передавать другим информацию о них. Эта композиция восхитительна. Поэзия отличается своей красотой, образы смелы, выражения возвышенны, каждое слово подходит по смыслу и значению. Но благочестие намного превосходит поэзию. Святая вера и любовь, радость, хвала и надежда, выраженные в этом псалме, глубоки, действенны и имеют крылья.

(I) Давид ликует в Господе (ст.2-4).

(II) Он возвеличивает избавления, которые Бог совершил для него (ст.5-20).

(III) Он утешается своей честностью, в которой убедился Бог (ст.21-29).

(IV) Он воздает Богу славу за все достижения (ст.30-43).

(V) Он ободряет себя надеждой, что Бог и впредь будет избавлять его и его народ (ст.44-51).

Начальнику хора. Псалом Давида, раба Господня, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его.

Стихи 2-20

Начало псалма дает нам понять, по какому случаю он был сочинен. Об этом мы читаем во 2 книге Царств 22:1. И только отсюда узнаем, что этот псалом был передан начальнику хора или регенту, ответственному за пение в храме. Обратите внимание: личные сочинения благочестивых людей, написанные для личного пения, могут подходить для публичного служения и другие могут не только одолжить света от их свечи, но и греться от их огня. Иногда примеры наставляют лучше правил. Здесь Давид назван рабом Господним, как и Моисей, но не в том смысле Божьим рабом, каким является каждый благочестивый человек, а на том основании, что своим скипетром, своим мечом и своим пером он особым образом продвинул интересы царства Божьего в Израиле. Псалмопевец получил больше почестей благодаря тому, что был слугой Божьим, чем от того, что был царем великого царства; и поэтому он сам признает: «О, Господи! я раб Твой…” (Пс.115:7). В этих стихах

I. Давид ликует в Господе и радуется отношению Бога к нему. Первые слова этого псалма: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!” поставлены в начале, так как они выражают намерение и содержание всего псалма. Любовь к Богу является первой и самой главной заповедью закона, ибо это движущая сила нашей хвалы и послушания. Таким же образом мы должны использовать все милости, которыми Бог одарил нас, и наши сердца должны быть переполнены любовью к Нему. Он требует этого и примет это; и мы будем очень неблагодарными, если так скудно дадим в ответ. Человек, которого любят, стремится, чтобы любящий получал удовольствие; поэтому этой струны он касается и играет на арфе с большим удовольствием (ст.3): «Господь Иегова – мой Бог; Он – твердыня моя, прибежище мое – все, в чем я нуждаюсь и чего могу желать в моих страданиях”. Ибо в Боге есть все, что необходимо Его народу во всех трудностях и ситуациях, и они могут довериться Ему. «Он – твердыня моя, сила и прибежище мое”. То есть

(1) «Я постиг, каким Он является, оказавшись в великих трудностях и опасности”.

(2) «Я избрал именно Его, отказавшись от всех других и в своей защите полагаясь лишь на Него”. Тот, кто искренне любит Бога, может подобным образом ликовать в Нем, как в своем Господе, может с уверенностью призвать Его (ст.4). Следующий вывод, который мы можем сделать на основании наших избавлений: мы должны не только сильнее любить Бога, но и больше любить молитву – призывать Его, пока живем, особенно во времена трудностей, с уверенностью, что в таком случае мы спасемся, ибо написано: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Деян.2:21).

II. Давид старается возвеличить совершенные для него избавления Божьи и таким образом испытать еще больше чувств в своей ответной хвале. Очень полезно было бы нам обозревать все обстоятельства милости, которые могли бы прославить силу Бога и Его милость для всех нас.

1. Чем более неотвратимой и пугающей была опасность, от которой мы были избавлены, тем большей была милость избавления. И теперь Давид вспоминает, с какой силой набросились на него враги, которых он называет потоками беззакония, как множество детей Велиала почти преодолело его многочисленностью. Они окружили, объяли его; они неожиданно напали и почти схватили его; сети смерти опутали его; внутри него были слезы и страхи, а снаружи – сражения (ст.5,6). Его дух был сокрушен, и на себя он смотрел как на погибшего человека (см. Пс.114:3).

2. Чем искреннее мы умоляем Бога об избавлении, чем более полный ответ получен на наши молитвы, тем более благодарными мы обязаны быть. Таким было избавление Давида (ст.7). Он был молящимся мужем, а Бог – Господом, слышащим молитвы. И если мы будем молиться так, как он, то добьемся успеха. Хотя страдания побуждают нас молиться, но из-за них Бог не будет глух к нашим молитвам; более того, будучи Богом милосердным, Он всегда готов прийти на помощь нуждающимся.

3. Чем более чудесным образом Бог совершает избавление, тем оно величественнее. Именно такими были избавления Давида, которыми Бог заявил о Своем присутствии и в которых величественным образом были явлены Его прославленные атрибуты (ст.8 и т.д.). Эти избавления в большей части были посланы Богом и не зависели от человека.

(1) Он явил Себя как Бог всемогущий, ибо заставил землю дрожать и трепетать, когда подвиглись основания гор (ст.8), как было в древние времена у горы Синай. Когда люди были поражены страхом, тогда о земле можно было сказать, что она всколебалась; а когда великие люди земли пришли в смятение, тогда дрогнули горы.

(2) Бог проявил Свой гнев и недовольство к врагам и преследователям Своего народа, ибо разгневался Бог (ст.8). Поднялся дым от гнева Его, он возгорелся и пылал, это был огонь поядающий (ст.9), и горячие угли сыпались от Него. И те, которые по своим грехам стали подобны углям (т.е. топливу), будут уничтожены этим огнем. Тот, Кто пускает Свои стрелы против преследователей, посылает их, когда Ему это угодно; и они, безусловно, достигнут и поразят цель, ибо эти стрелы – молнии (ст.15).

(3) Господь проявил Свою готовность вступиться за Свой народ и избавить его, ибо Он воссел на Херувимов и полетел, чтобы поддержать праведных и освободить Своих огорченных служителей (ст.11). Никакая оппозиция или преграды не могут воспрепятствовать Тому, Кто понесся на крыльях ветра на небесах, чтобы помочь Своему народу и ради собственного превосходства на небе.

(4) Бог проявил интерес и снисхождение к делу Давида: наклонил Он небеса и сошел (ст.10). Он не послал ангела, а сошел Сам, как сострадающий в страданиях Своего народа.

(5) Он облачился во мрак, и повелел свету воссиять из тьмы для Своего народа (Ис. 45:15). Он Бог, который скрывает себя, ибо мрак сделал покровом Своим (ст.12). Его слава невидима, Его советы неисследимы, Его действия неисчислимы, и для нас Он окружен облаками и тьмою. Мы не знаем Его пути, которыми Он идет, даже когда Он приближается к нам путями милости; но тайные Его замыслы добрые, ибо, хотя Он скрывает себя, Он – Бог Израиля, Спаситель. От блистания пред Ним бежали облака (ст.13), возвратилось утешение, положение дел изменилось, и то, что было мрачным и пугающим, стало безмятежным и приятным.

4. Чем больше трудностей мы преодолеваем, идя путями избавления, тем более прославленным становится избавление. При избавлении Давида воды разделились до того, как показались какие-либо каналы, земля раскрылась до самого основания (ст.16). Многие и глубокие воды окружали его, из которых его предстояло спасти (ст.17). В этом Давид был похож на Моисея, получившего свое имя благодаря буквальному спасению из воды. Враги псалмопевца были сильны, они ненавидели его и были слишком могущественны (ст.18). Они были слишком стремительны для него, так как восстали на него в день бедствия его (ст.19). Но во время всех этих несчастий Господь был его опорой, и поэтому Давид не погиб. Обратите внимание, что Бог не только избавит Свой народ от бедствий в нужное время, но поддержит и будет нести его выше страданий в неприятное время.

5. Особенно возвеличивало избавление утешение – его плод, а корнем и источником избавления было благоволение Бога.

(1) Избавление свидетельствовало о Его благоволении (ст.20). «Он вывел меня из стесненного на просторное место не только для того, чтобы изменить мою жизнь, но чтобы дать и процветание”.

(2) Это также было доказательством Божьего благоволения к нему и поэтому сделало избавление вдвойне приятным: «Он избавил меня, ибо Он благоволит ко мне, не только за мои заслуги, а благодаря Свой благодати и доброжелательности”. Сравните эти слова со следующими: «А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я…” (2 Цар.15:26). Мы имеем спасение – это великое избавление – благодаря наслаждению, которое имел Бог в Сыне Давида, в котором, как Он Сам объявил, было Его благоволение. Воспевая эти стихи, мы должны ликовать в Боге и уповать на Него; мы можем так же относиться ко Христу, Сыну Давида. Он был объят смертными муками; в страданиях Он молился (Евр.5:7); Бог заставил землю трястись и трепетать, скалы – подвигнуться и вывести Его на волю: во время воскресения вывести Его на пространное место, потому что Он любил Своего Сына и Его дела.

Стихи 21-29

В этих стихах

I. Давид с утешением вспоминает о своей непорочности, радуется, что совесть свидетельствует о том, что он жил в простоте и богоугодной искренности, а не по плотской мудрости (2 Кор.1:12). Свидетельством этому служили его избавления, которые были великим утешением. Враги Давида представляли его в ложном свете и, возможно, когда трудности длились долго, он начинал сомневаться в себе. Но когда Бог однозначно принимал его сторону, то Давид обретал и веру, и утешение от собственной праведности.

1. Его избавления подтверждали его невиновность перед людьми и оправдывали от того, в чем он лживо обвинялся. Об этом Давид говорит так: «Воздал мне Господь по правде моей” (ст.21,25), то есть разрешил разногласия между ним и его врагами, в соответствии со справедливостью и по чистоте его рук, сняв подозрения в подстрекательстве к мятежу и предательстве, в которых он обвинялся. Давид часто взывал к Богу, прося подтвердить свою невиновность, и теперь Господь по данной просьбе произвел справедливый суд (как Он всегда будет делать).

2. Эти избавления подтверждали свидетельство его собственной совести о нем, о чем здесь псалмопевец вспоминает с особым удовольствием (ст.22-24). Его сердце знает об этом и готово подтвердить,

(1) что он твердо держался своего долга и не отступил от своего Господа ни добровольно, ни по совету нечестивцев. Тот, кто оставляет пути Божьи, фактически уходит от своего Бога, а это очень плохо. И если мы осознаем, что претыкались много раз и совершали много неправильных шагов, но в то же время восстановили себя покаянием и продолжили путь заповедей, то это не будет истолковано как уход от Бога.

(2) Что он держал перед собой Божьи заповеди (ст.23): «Ибо все заповеди Его предо мною… Я уважал все Его заповеди, не пренебрег ни одной, не отступил ни от одной трудной заповеди, а сделал своей основной заботой и задачей – подчиняться всем им. Его уставы всегда были передо мной, в моем разуме; мой глаз всегда был направлен на них; я не поступал подобно тем, которые, желая оставить пути Господни, стремятся не знать их”.

(3) Что он воздерживался от беззакония и поэтому доказал свою праведность перед Богом. Постоянное стремление воздерживаться от греха, где бы ты ни находился, даже там, где грех осаждает нас, желание умертвить привычку к нему будет добрым доказательством того, что мы правы перед Богом. Как избавления Давида свидетельствовали о его невиновности, так и превознесение Христа свидетельствует о Его невиновности и навсегда снимает обличения, которые Ему предъявлялись; и поэтому Писание говорит, что Он оправдал Себя в Духе (1 Тим.3:16).

II. Давид использует этот случай и излагает принципы Божьего управления и суда, чтобы мы не только знали, чего Бог ожидает от нас, но и чего мы можем ожидать от Него (ст.26,27).

1. Тот, кто оказывает милость другим (даже если сам нуждается в милости и не может зависеть от заслуг или от собственных дел милосердия), обретет милость у Бога (Мат.5:7).

2. Тот, кто верен своим заветам с Богом и отношениям с Ним, установившимся благодаря этим заветам, обретет то, что ему было обещано. Там, где Господь находит правого сердцем человека, человек обретает праведного Бога.

3. Тот, кто служит Богу с чистой совестью, увидит, что слова Господа чисты, что на них можно положиться и получить приятное наслаждение.

4. Тот, кто противостоит Богу и живет не по Его воле, увидит, что Бог противостоит ему и идет против него (Лев.26:21,24).

III. Далее Давид утешает смиренных: «Ты людей угнетенных спасаешь (тех, кого обидели) и терпеливо несешь их; а очи надменные унижаешь, которые смотрят свысока, с презрением и пренебрежением к бедным и благочестивым”. Он ободряет себя: «Ты возжигаешь светильник мой, то есть Ты оживишь и утешишь мой скорбный дух и не оставишь меня в печали; Ты избавишь меня от бед и даруешь мне мир и процветание; Ты сделаешь так, что моя честь, которая сейчас потускнела, воссияет; Ты направишь меня на путь и сделаешь его прямым, чтобы я мог избежать сетей, расставленных на меня; Ты возжигаешь светильник мой, чтобы я мог трудиться, даешь мне возможность служить Тебе и интересам Твоего царства среди людей”. Пусть те, которые живут во тьме и трудятся, имея много огорчений, воспевая эти стихи, ободряют себя в том, что Бог будет их светом.

Стихи 30-51

В этих стихах

I. Давид оглядывается назад, с благодарностью вспоминая все то, что Бог сделал для него. Господь не только избавил его, но даровал победу, успех и торжество над теми, кто надеялся торжествовать над ним. Когда мы расположены прославить Бога за одну милость, то она должна побудить нас вспомнить многие другие милости, которыми мы были окружены все свои дни и которые следовали за нами. Много было сделано для того, чтобы Давид добился успеха; он видел во всем этом Божью руку и хотел научить нас поступать так же, освежая в памяти различные шаги, которые привели нас к процветанию.

1. Бог даровал ему искусство и разумение в военных делах, чему он не был обучен и для чего не был предназначен; его талант более направлял его к музыке и поэзии, к более созерцательному образу жизни: «Он научает руки мои брани” (ст.35).

2. Бог дал Давиду физические силы пройти через все трудности войны: «Бог препоясывает меня силою” (ст.33,40) в такой степени, что он мог даже сокрушать медный лук (ст.35). Какого бы служения Бог ни ожидал от человека, Он сделает своего служителя подходящим для него.

3. Господь также даровал ему великую стремительность не только бежать от своих врагов, а лететь над ними (ст.34): «Он делает ноги мои, как оленьи”. «Ты расширяешь шаг мой подо мною; но (так как человек, делающий большие шаги, склонен к неустойчивости) не колеблются ноги мои” (ст.37). Давид был так стремителен, что преследовал своих врагов и настигал их (ст.38).

4. Бог сделал его дерзким и отважным в походах и дал ему дух, пропорциональный его силе. Если на его пути стояли войска, ему ничего не стоило поразить их; если на пути была стена, то он с легкостью взбирался на нее (ст.30); если впереди показывался бастион, то он вскоре покорял его и с Божьей помощью утверждал свои ноги на высотах врагов (ст.34).

5. Бог защищал и хранил его среди великих опасностей. Много раз Давид вручал свою жизнь в Его руки и был чудесным образом сохранен: «Ты дал мне щит спасения Твоего (ст.36), и он окружал меня со всех сторон. Но я был избавлен от мятежа народа, искавшего моей погибели (ст.44), в особенности от жестокого человека” (ст.49), то есть Саула, который не один раз бросал в него копье.

6. Бог даровал ему успех в походах, и это сделало его путь верным (ст.33), Божья десница поддерживала его (ст.36).

7. Бог даровал ему победу над врагами: филистимлянами, моавитянами, аммонитянами и всеми, кто воевал против Израиля. Именно их он имеет в виду, не исключая в то же время дом Саула, противившийся его приходу к власти, приверженцев Авессалома и Савея, пытавшихся свергнуть его. Давид много говорит о милости Бога к нему, проявившейся в поражении его врагов, и приписывает свои победы не собственному мечу или стреле, не мужеству своих воинов, а благоволению Бога: «Я преследую их (ст.38), я поражаю их (ст.39), ибо Ты препоясал меня силою (ст.40); в противном случае я ничего не добился бы”. Вся слава приписывается Богу: «Ты низложил их под ноги мои (ст.40); Ты даровал мне выи врагов моих (ст.41)10 , но не только для того, чтобы я топтался по ним (Иис.Нав.10:24), а для того, чтобы я отрубил их”. Если ненавидящие Давида, которого Бог любил, и враги Израиля в бедствии вопияли к Господу, то это было напрасно, так как Он не отвечал им. Как они могли надеяться, что Он услышит их, если против Него они сражались? И когда Он откажется от них (как и от всех тех, кто выступает против Его народа), то не найдется другого, кто мог бы помочь им: они вопиют, но нет спасающего (ст.42). Легко победить тех, от кого Бог отказался, ибо Он говорит: «Я рассеваю их, как прах” (ст.43), в то же время Бог отомстит за праведников (ст.48) и вознесет тех, к кому благоволит, над восстающими против них (ст.49).

8. Бог вознес Давида на трон и не только избавил от преследователей и сохранил ему жизнь, а даровал почести и возвеличил его (ст.36). «Милость Твоя возвеличивает меня – Твои наказания и наставления”, — как читают это место в некоторых переводах. Хорошие уроки, полученные Давидом в страданиях, приготовили его для почестей и власти, предназначенной для него; а его умаление помогло возвеличить его. Бог сделал его не только великим завоевателем, но и великим правителем: Ты поставил меня главою иноплеменников (ст.44); все соседние народы платили ему дань (см. 2 Цар.8:6,11). Во всем этом Давид был прообразом Христа, которого Отец благополучно провел через все столкновения с силами тьмы, даровал победу и возможность быть Главой Своей Церкви, которая является Его Телом.

II. Давид взирает на небеса со смирением, благоговейно восхищаясь божественной славой и совершенством. Когда Бог Своим провидением возвеличил его, он приложил усилия, чтобы своей хвалой возвеличить Бога, благословить и превознести Его (ст.47). Псалмопевец воздает Господу почести

(1) как живому Богу: «Жив Господь!” (ст.47). Мы получаем жизнь, а потом она продолжается благодаря тому, что Бог имеет жизнь, и поэтому вполне справедливо называем Его живой Бог. Боги язычников — мертвые боги. Наилучшие наши друзья, живущие среди людей, — умирающие друзья. Но Бог живет вечно, и Он не подведет тех, кто уповает на Него, а они будут жить, потому что Он живет, ибо Он – их жизнь.

(3) Как верному Богу. «Чисто слово Господа. Я испытал его, — говорит Давид, — и оно не подвело меня”. Все святые во все времена испытали его, и оно никогда не подводило тех, кто верил в него. Оно испытано, как серебро, очищено от всяких примесей, которые умаляют ценность человеческих слов. Во всех провидениях, имевших к нему отношение, Давид обращает внимание, что все данные ему обетования свершились, и это придавало сладости провидениям и чести обетовани-ям.

(4) Как защитнику Своего народа. Таковым Давид считал Господа: «Бог спасения моего (ст.47), чьей силой и благодатью я существую и надеюсь спастись; но не только я — щит Он для всех, уповающих на Него (ст.31); Он укрывает и защищает всех их, Бог готов и в состоянии сделать это”.

(5) Как единственному, кто может совершить это (ст.32): «Ибо кто Бог, кроме Господа? Этот Бог – скала для поддержки и укрытия своих верных поклонников. Кто защита, кроме Бога нашего? Таким образом Давид не только воздает славу Богу, но и ободряет свою веру в Нем. Обратите внимание:

в каждом, кто притворяется божеством, нет Бога, так как нет Бога, кроме Господа; все остальные боги лживые (Ис.44:8; Иер.10:10).

Кто бы ни притворялся нашим блаженством, нет другой защиты, кроме Бога нашего; нет никого другого, кто мог бы сделать нас счастливыми.

III. Давид с надеждой смотрит вперед и верит, что Бог и впредь будет совершать для него добро. Он обещает себе,

(1) что его враги будут побеждены, а оставшиеся станут подножием его ног, то есть его правление будет таким обширным, что даже тот народ, которого он не знал, будет служить ему (ст.44); его завоевания, а следовательно, и приобретения, будут легкими. «По одному слуху о мне повинуются мне” (ст.45). Давид говорит себе, что его враги убедятся в бессмысленности их противостояния; даже те, которые удаляются в свои крепости, не должны доверять им, а, видя мудрость, смелость и успешность Давида, бояться покидать свои скрытные места. Таким же образом Сын Давида знает, что будет править, пока все оппозиционные силы и власти не будут свергнуты, хотя в настоящее время еще не все подчинились Ему.

(2) Что его род будет продолжен в Мессии, который, как он предвидел, произойдет из его чресл (ст.51). Он оказывает милость помазаннику Своему, Своему Мессии, самому Давиду в прообразе помазанника Бога Иакова и потомству его во веки. «Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос” (Гал.3:16). Лишь Он будет править во веки, и возрастанию Его царствования и мира не будет конца. Христос назван Давидом (Ос.3:5). Бог назвал Его Своим Царем (Пс.2:6). Ему Бог посылает великое избавление; Он даст избавление и Его Церкви, и Его народу, который здесь назван потомством его во веки.

Воспевая эти стихи, мы должны воздавать Богу славу за победы Христа и Его Церкви, одержанные до настоящего момента, за все избавления и достижения царства Евангелия, а также ободрять себя и друг друга уверенностью в том, что воинствующая Церковь вскоре победит и во веки будет такой же.

Псалом 17
1 В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день, воньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули, и рече: 2 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. 3 Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель Moй, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. 4 Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. 5 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, 6 болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. 7 И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма Святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. 8 И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. 9 Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. 10 И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. 11 И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. 12 И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. 13 От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. 14 И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой. 15 Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. 16 И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего.
17 Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. 18 Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. 19 Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утвержение мое. 20 И изведе мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. 21 И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. 22 Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. 23 Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. 24 И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. 25 И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. 26 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, 27 и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. 28 Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. 29 Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. 30 Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену. 31 Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него. 32 Яко кто бог, разве Господа? или кто бог, разве Бога нашего? 33 Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. 34 Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. 35 Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. 36 И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. 37 Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. 38 Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. 39 Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. 40 И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. 41 И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. 42 Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. 43 И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я. 44 Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. 45 В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. 46 Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. 47 Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. 48 Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. 49 Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. 50 Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: 51 величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени eго до века.
Другие тексты песен «Псалтирь»
Другие названия этого текста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *