Сага о хервер

Сага о человеке в мохнатых штанах (начало)
Сын конунга Сигурда Кольцо уже одним боком выныривает из легендарной непоределенности и недосказанности — он считается отцом исторически зафиксированных сыновей, его жизнь опирается на несколько обозначенных в западноевропейских источниках дат (правда, без упоминания его имени), а также на обширные сведения (увы, непроверяемого и подчас снова явно легендарного характера) в «Саге о Рагнаре Лодброке и его сыновьях», в «Пряди о сыновьях Рагнара» и в историко-героическом сочинении «Деяния датчан» ученого клирика Саксона Грамматика.
Сперва об имени — Рагнар Лодброк (древнесканд. Ragnarr Loðbrók). Имя это дословно обозначает «Войско богов» (то есть, «Божье войско», так что в определенном смысле славянским аналогом может считаться Святополк), а прозвище имеет, понятное дело, несколько вариантов перевода. Самый распространенный — Кожаные Штаны, а точнее, штаны из шкуры (Меховые Штаны), о роли которых в его жизни рассказывает сага. По другому варианту толкования, прозвище Лодброк происходит от слов «судьба» и «знамя» (лод-брог), намекая на то, что Рагнара считают создателем знаменитого «Знамени Одина», под которым (возможно) викинги грабили Англию и всякие прочие земли (может быть). На нем (скорее всего) был изображен ворон как птица, посвященная Одину.

Современная реконструкция «Знамени Одина»
Если отвлекаться от саг и легенд, сосредотачиваясь только на «доказанных историях», то Рагнаром Лодброком (либо отправным пунктом для создания его художественного образа) могли, с точки зрения историков, быть:

  • Конунг Хорик I, сын Гудфреда, правивший в Дании в 814-854 годах, сражавшийся (успешно) за власть с конунгом Харальдом Клаком (ставленником Карла I Великого) и разрешивший в 850 году построить в Хедебю христианскую церковь;
  • Конунг Регинфрид (Рагнфрид), брат Харальда Клака, также боровшийся против Хорика I;
  • Конунг Регинхерус — так обозначен во франкских хрониках предводитель норманнов, осаждавших Париж в 845 году. Возможно, что это просто транслитерация имени Рагнар;
  • Рёгнвальд Мудрый, сын Эйстейна, в ирландских анналах — Рагналл, первый ярл Оркнейских островов.

Однако жизнь Рагнара в упомянутых выше источниках сильно отличается от их биографий, так что вернемся к легендам и сагам.
Как уже было сказано, отцом Рагнара был конунг Дании Сигурд Кольцо (персонаж легендарный), и сын его получился «высокого роста, красивый и разумный, великодушный со своими людьми, но жестокий с недругами. Когда он вырос, то добыл себе войско и боевые корабли и стал таким величайшим воином, что трудно было найти ему ровню».

Такой Лагерту увидели в начале ХХ века
И тут «Сагу» и «Прядь» перебивает Саксон Грамматик, ибо только он рассказывает о самой первой жене Рагнара — «щитовой деве» Лагерте (Ladgerda, Ladgertha или Lagertha — по одной из версий, латинизированная версия имени Хладгерд, ака Шлемоносица). Отличаясь небольшим ростои и хрупкостью, она, тем не менее, была отважной и ловкой воительницей, и чтобы добиться ее руки, Рагнару пришлось приплыть в Норвегию (где она жила) и победить медведя и пса, охранявших жилище девушки.

Лагерта родила Рагнару сына Фридлейва и двух дочерей неизвестных нам имен, но затем викинг «встретил другую», и их брак распался (Рагнар-де так и не простил жене собачку и медведика). О дальнейшей жизни первой жены Лодброка Саксон сообщает, что она вышла замуж во второй раз, но мужа в итоге убила и правила сама, оказав «бывшему» помощь в борьбе против конунга Харальда. На этом любые сведения о «самой первой жене» заканчиваются.

«САГА ОБ ОДДЕ СТРЕЛЕ»

  (Редакция S)

  

  »Могу сказать тебе, Ода2, что тебе хотелось бы знать, то, что тебе предназначено прожить дольше, чем другим людям. Ты проживешь 300 зим (по другой редакции: 100 зим. — Г.Г.), будешь странствовать из одной земли в другую, и везде, куда бы ты ни пришел, тебя будут считать лучшим и самым могущественным человеком. Твой путь пройдет через каждую землю, к которой ты подойдешь, но как бы далеко ты ни оказался, умрешь ты здесь, в Берурьёдре3. Здесь в конюшне стоит серый конь с гривой другого цвета; его голова станет твоей смертью»4.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 15)

  (Редакция S)

  Немного позже позвал Одд Асмунда5 с собой; идут они к Факси6, надевают на него уздечку и ведут в какую-то узкую долину. Там роют они глубокую яму, в два человеческих роста. Затем убивают они Факси и бросают туда. После этого побратимы стали заваливать это место такими большими камнями, какие у них хватило сил поднять, а промежутки между ними заделывали грязью и песком, пока не насыпали они там курган. И тогда сказал Одд: «Вряд ли осуществится то пророчество, что Факси принесет мне смерть». После этого ушли они домой.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Boer 1888. 17)

  (Редакция М)

  

  »Я думаю, что это будет работа троллей, если Факси выйдет оттуда, и еще кажется мне, что я избегну того, что Факси принесет мне смерть»7.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Boer 1888. 16)

  (Редакция S)

  

  После этого расстались они. Грим пошел домой, а Одд всходит на корабль. Он тотчас окликает своих людей и велит им поднять якорь и тянуть (корабль) лодками вдоль берега. Так они и делают, а затем велит он поднять паруса. Тотчас подул попутный ветер, и поплыли они на север к Финнмарку8; там они на ночь бросили якорь. На берегу было много строений. Утром сходит Гудмунд со своими людьми на сушу; они грабят жилища и грабят финнок (финнов-мужчин не было дома), те сильно страдают и громко кричат. Люди на судне Одда говорят, что им также хочется сойти на берег, но он им не позволил. Вечером люди Гудмунда возвратились на корабль. Тогда спросил Одц: «Сходил ли ты, Гудмунд, сегодня на берег?». «Да, — отвечает тот, — мне показалось забавным грабить финнок; не пойдешь ли ты с нами туда завтра?» «Я не желаю, — отвечает Одд, — мне кажется, что грабеж женщин не приносит чести; я утром отплываю». Так они и сделали. Ничего не рассказывается об их поездке до тех пор, пока не приходят они в Бьярмаланд9 и направляют корабли вверх по реке Вине10.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 25-27)

  (Редакция S)

  

  В темноте увидели они большое жилище; оно было очень большое. Когда они вошли в дверь, то увидели, что внутри было так светло, что нигде не было ни тени. Там было много мужчин, которые веселились и выпивали. Одд спросил: «Понимаешь ли ты что-нибудь, о чем говорят эти люди?» Асмунд отвечает: «Не более чем птичий щебет, а ты понимаешь?» Одд сказал: «Я заметил, что один человек прислуживает на обеих скамьях, и мне кажется, что он может говорить по-норвежски. Подожди меня, пока я войду туда». Одд спросил: «Какого ты рода и как долго ты пробыл здесь?» Человек отвечает: «Я пробыл здесь семь лет, и родом я из Норвегии». Одд спросил: «На какое богатство ты можешь нам указать?» Человек отвечает: «У реки Вины стоит курган, сложенный из земли и блестящих монет; туда приносят пригоршни серебра и пригоршни земли всякий раз, когда умирает человек, и это для тех, кто входит в тот мир».

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 27, 29, 31)

  (Редакция S)

  

  Человек сказал: «Я рассказал бьярмам11 о ваших намерениях». Одд сказал: «Чего же они теперь хотят?» Человек отвечает: «Они хотят торговать с вами». «Что им нужно?» — спрашивает Одд. Человек отвечает: «Хотят купить у вас оружие». Одд говорит: «Мы этого не хотим». Человек говорит: «Тогда вам придется защищать свои деньги и богатство». «Пусть так и будет», — отвечает Одд. Тогда сказал Одд своим людям: «Нам следует позаботиться, чтобы никого из павших в битве не оставалось, чтобы мы забрали всех, кто погибнет, и бросили в реку, иначе они смогут заколдовать наше войско, если найдут кого-либо из мертвых».

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 33, 35)

  (Редакция S)

  

  Эта битва была и тяжелой, и долгой, и закончилась тем, что бежали бьярмы, и бесчисленное множество людей полегло. Одд преследовал бегущих и убивал всех, кого мог догнать. Поднимаются они на свой корабль и держат путь прочь со своей добычей.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 35, 37)

  (Редакция S)

  

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 141)

  (Редакция М)

   А в то самое время пришла новость, что умер конунг Херрауд, и воздвигнут по нему курган. Велит тогда Одд устроить поминки, когда он вернется. А когда подготовлены были поминки, выдал Харек замуж за Одда дочь конунга, и пили за все сразу — и поминая конунга, и радуясь свадьбе. И на той же самой вейцле был дан Одду титул конунга.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 186)

  (Интерполяция в редакции А-В)

  Через семь зим пришло известие, что тот конунг12, который был на востоке в Хольмгардах13, неожиданно умер, но там захватил власть неизвестный человек, которого зовут Квилланус14, и стал он там верховным конунгом.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 186)

  (Интерполяция в редакции А-В)

  

  Они держат теперь курс на восток в Хольмгард. Гардарики — такая большая страна, что были в ней там владения многих конунгов: Марро15 звался конунг, он правил Морамаром16, та земля находится в Гардарики; Радстав17 звался конунг, и там, где он правил, называлась Радстова18; Эддвал19 звался конунг, он правил тем владением, которое называлось Сурсдаль20; Холмгейр21 звался тот конунг, который вслед за Квилланусом правил Хольмгардом; Палтес22 звался конунг, он правил Палтескьюборгом23; Кэнмар24 звался конунг, он правил Кэнугардами25, а там26 первым жил Магок, сын Иафета, сына Ноя27. Все эти конунги, которые сейчас названы, давали дань конунгу Квилланусу28. Но к тому времени, как Одд пришел в Хольмгард, Квилланус уже в течение трех зим собирал войско. Люди думают, что он заранее знал о приходе Одда. Там с ним были все конунги, что были названы. Там было огромное войско из Кирьялаланда29 и Равесталанда30, Реваланда31, Вирланда32, Эйстланда33, Ливланда34, Витланда35, Курланда36, Ланланда37, Эрмланда38 и Пулиналанда39. Это было такое огромное войско, что нельзя было сосчитать, сколько в нем было сотен .

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 187)

  (Интерполяция в редакции А-В)

  

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 188)

  (Интерполяция в редакции А-В)

  Пошел тогда Квилланус в город со своими людьми, оставшимися в живых, — их было не более 60 человек, все уставшие и израненные ; после этого долгое время правил он Хольмгардами.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 189)

  (Редакция S)

  

   поспешили они прочь, и вокруг них была лишь заросшая осокой земля и небольшое возвышение впереди. И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. Он сказал: «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его ногу повыше лодыжки40. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и вырежет рунами тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ. И после этого умирает Одд .

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 193, 195, 197)

  (Редакция М)

   Тогда сказал Одд: «Не нужно ничего другого предпринимать, все, что случилось, уже предсказала вёльва, и потому сейчас я лягу в каменный гроб и там умру. А вам следует после этого заколотить гроб и все сжечь». И тогда лег он в каменный гроб. Тогда сказал Одд: «Передайте мои слова Силькисив и нашим детям, всем родичам и друзьям». После этого умер Одд41. А они сделали, как он велел, и сожгли они его со всем вместе, и не отходили они до тех пор, пока все не сгорело. Некоторые люди утверждают, что Одд был ростом восьми саженей, потому что такой длины был его гроб. Затем готовятся они к поездке и уезжают на восток в Гардарики. И когда они приезжают на восток, то сообщают они эту новость Силькисив и всему народу. Тогда берет она на себя управление страной, а с ней Харек, до тех пор, пока подросли их с Оддом дети, пока сыновья Одда не стали взрослыми, тогда они стали управлять страной. Сейчас существует большой род, который произошел от детей Одда и Силькисив.

(Перевод Г.В. Глазыриной по Воеr 1888. 194, 196)

Мы привыкли считать первооткрывателем Америки . Однако в скандинавских сагах говорится о том, что первыми туда добрались в конце Х столетия норвежские мореплаватели во главе с Эриком Рыжим. Обосновались они на острове, который нарекли «Зеленым» — Гренландии. Некоторые исследователи связывают это с периодом глобального потепления…

Вояжи Эрика Рыжего

Согласно источникам, Эрик Рыжий (Эйрик Рауди или Торвальдсон, примерные годы жизни 950-1003) был сыном некоего Торвальда Асвальдсона. Прозвище Рыжий он получил благодаря цвету своих волос и бороды… От природы Эрик обладал буйным нравом, что в конце концов привело к беде. Он совершил убийство, и правивший тогда Норвегией король Харальд Прекрасноволосый отправил семью Торвальдсона в изгнание.

Сначала они поселились в Исландии. Но около 980 года Эрика вновь приговорили к трехлетнему изгнанию за два убийства. Первой его жертвой стал сосед, отказавшийся возвращать одолженную лодку, а второй — другой викинг, убивший его рабов…

В 982 году Эрик вместе с родными, слугами и скотом сел на корабль. Он слышал о земле, которую в ясную погоду можно увидеть с вершин гор западной Исландии. Там якобы побывал в начале Х века соотечественник Эрика Гунбьёрн.

Путникам удалось добраться до острова. Некоторое время они провели там, но в 986 году, когда кончился срок изгнания, Эрик вернулся назад в Исландию. Он поведал о своем пребывании на «Зеленом острове» (дословно GrØnland) и стал подбивать местных переселиться на новые земли.

Если верить сагам, Эрик Рыжий отплыл из Исландии с 30 кораблями, но лишь 14 из них добрались до Гренландии. На них прибыли 350 человек, основавших на острове колонию Eystribyggd (буквально «Восточное поселение»).

Это не просто легенды. Археологические находки, в частности обнаруженные на месте Братталида, бывшей резиденции Эрика Рыжего, однозначно указывают на присутствие в Гренландии, на острове Ньюфаундленд и полуострове Лабрадор.

Приблизительно к 1000 году относится открытие сыном Эрика Лейфом Эрикссоном земли, которую он назвал Винланд — территории современной Северной Америки. Экспедиции туда совершали также братья Лейфа Торвальд и Торстейн.

Жена и сыновья Эрика Рыжего со временем приняли христианство, в отличие от главы семейства, который до конца жизни так и остался язычником.

Таинственное исчезновение

Однако несколько столетий спустя, в XIV веке, потомки Эрика Рыжего и его соратников покинули Америку. Во всяком случае, следы их пребывания там в этот период отсутствуют.

Вокруг данного обстоятельства сложилось множество домыслов. Многие историки выдвигают следующую версию. С X по XIII век на нашей планете царил так называемый климатический оптимум, то есть средние температуры находились где-то на уровне сегодняшнего дня и достаточно высоки для комфортного проживания. Однако в XIV веке на земле начался «малый ледниковый период», который привел к «Великому голоду» в Европе.

Именно холод мог уничтожить викингов, заселивших земли Гренландии и Северной Америки, либо заставить их уйти оттуда.

Версия потепления не подтвердилась

Недавно Николас Янг из университета Колумбии в Палисадесе (США) и его коллеги изучили изотопный состав образцов пород, сохранившихся во льдах, сформировавшихся в ледниках Гренландии примерно в те времена, когда эти места были заселены викингами. Это позволило измерить скорость накопления льдов в тех краях за последнее тысячелетие, а также определить, как могли влиять на их формирование местные климатические условия.

Выяснилось, что в момент прибытия норвежцев в Гренландию температуры там были такими же низкими, как и сегодня (на Гренландии арктический климат). Таким образом, теория о том, что именно мягкие климатические условия привлекли туда Эрика Рыжего и его команду, а впоследствии наступившее похолодание способствовало тому, что потомки викингов исчезли с континента, терпит полный крах.

«Становится все очевиднее, что средневековый климатический оптимум был характерен только для некоторых уголков Земли, а не всей планеты в целом, — пишет Николас Янг в статье, опубликованной в журнале Science Advances. — Все это исходит из евроцентричности этой концепции — все замеры производились в Европе и никто не учитывал, что в других местах этого могло не быть. И если викинги приплыли к Гренландии тогда, когда там было холодно, мы вряд ли можем говорить, что холод впоследствии выгнал их оттуда».

Таким образом, вряд ли причины расселения европейцев в доколумбовом Новом Свете, а затем их исхода оттуда носили климатический характер. Возможно, со временем специалисты смогут их назвать… Пока также остается загадкой и то, почему Эрик Рыжий нарек землю, давшую им приют, «зеленым островом».

Основатели московской пивоварни Velka Morava Сергей Новак и Владимир Семёнов, а также основатель пивоварни «Одна Тонна» Александр Белков открыли на Арбате паб-ресторан «Эрик Рыжий». Об этом The Village рассказали представители заведения.

Владельцы решили открыть паб после совместного путешествия по Северной Европе. Для запуска проекта управляющим назначили Кирилла Еремеева, который имеет 18-летний опыт в ресторанном бизнесе. На его счету участие в открытии ресторанов «Паллацио Дукале» Татьяны Курбатской, проектов Аркадия Новикова «А клуб» и «Павильон», а также «Фиш» ресторанного синдиката Кирилла Гусева и пилотного ресторана сети «Ти бон».


Бренд- и бар-менеджер в проекте — Станислав Образцов, который отвечает за всё, что связано с пивом, его ассортиментом, а также рекламой. Образцов известен по своей работе в пивоварне «1516» и баре Craft rePUBlic. В ассортименте нового паба на Арбате — 54 сорта разливного и более 300 бутылочного крафтового пива и сидра от российских и зарубежных малых пивоварен, таких как Nøgne Ø, De Molen, BrewDog, To Øl, Hornbeer, Haand, 7Fjell, Emelisse. Образцов отмечает, что вряд ли где-то ещё в России одновременно можно встретить пиво от этих пивоварен в кранах. Кроме того, в паб поставляют сорта крафтового пива, которые производятся на пивоварнях владельцев Velka Morava и «Одна Тонна». Цены на разливное пиво — от 170 до 290 рублей, на пиво в бутылках — от 180 до 1 500 рублей.

За кухню в «Эрике Рыжем» отвечает молодой шеф-повар из Ялты Арсений Зинченко. Из закусок и салатов в меню есть норвежская сельдь собственного посола (300 рублей), куриные крылья (380 рублей), салат с филе скумбрии, приготовленным на гриле, мини-картофелем и свежим редисом (420 рублей). Также здесь предлагают супы: норвежскую уху из нерки, судака и форели со сливками и креветочным соусом биск (290 рублей) и суп-гуляш с говядиной (290 рублей). На горячее можно заказать скумбрию на гриле с мини-картофелем и печёными томатами черри (420 рублей), венский шницель (400 рублей) или говяжье ребро с хрустящими баклажанами в соево-медовом соусе (550 рублей). На десерт — домашний сырный торт (250 рублей) и яблочный рулет (250 рублей).

В «Эрике Рыжем» три этажа. На каждом из них свой ассортимент разливного пива и сидра. Посетителям, которые ценят «камерность и спокойный отдых», предлагают разместиться на минус первом этаже под кирпичными арочными сводами XIX века. Для тех, кто больше ценит атмосферу паба, организованы места на первом и втором этажах.

Эрик Рыжий

Эйрик Рауди

Eiríkr rauði Þorvaldsson

Имя при рождении:

Эрик Торвальдсон

Род деятельности:

Дата рождения:

Дата смерти:

Биография

Неприятности из-за буйного нрава продолжились и на новом месте. Около 980 года Эйрик был приговорён к трехлетнему изгнанию из Исландии за два убийства. В одном случае он убил соседа, который не желал вернуть взятую в долг лодку, в другом — отомстил за своих рабов, убитых другим викингом.

Исполняя приговор, Эйрик решил отплыть на запад и добраться до земли, которую в ясную погоду можно увидеть с вершин гор западной Исландии. Она лежала на расстоянии 280 км от исландского берега; согласно сагам, раньше в 900-х годах туда плавал норвежец Гунбьёрн . Эйрик отплыл на запад в 982 году вместе с семьей, слугами и скотом. Плавучий лед помешал ему высадиться на берег; он был вынужден обогнуть южную конечность острова и высадился в месте вблизи Юлиансхоб (Какорток). На протяжении трёх лет своего изгнания Эрик не встретил на острове ни одного человека, хотя во время своих путешествий вдоль побережья он доходил до острова Диско , далеко на северо-запад от южной оконечности Гренландии.

По окончании срока своего изгнания Эйрик Рыжий в 986 году вернулся в Исландию и начал подбивать местных викингов к переселению на новые земли. Он назвал остров Гренландией (норв. Grønland), которая дословно значит «Зеленая земля». Вокруг уместности этого названия до сих пор продолжаются споры. Одни учёные считают, что в те времена климат в этих местах благодаря средневековому климатическому оптимуму был мягкий, и прибрежные районы юго-запада острова действительно были покрыты густой травянистой растительностью. Другие считают, что такое название было выбрано с «рекламной» целью — чтобы привлечь к острову больше поселенцев.

Согласно сагам, Эйрик Рыжий отплыл из Исландии с 25 кораблями, из которых лишь 14 с 350 поселенцами добрались до Гренландии, и основал на острове первое европейское поселение Eystribyggd (Восточное поселение). Свидетельства саг подтверждаются результатами радиоуглеродного анализа археологических находок, которые были найдены на месте прежнего Братталида (теперь Кассиарсук), резиденции Эйрика Рыжего вблизи современного Нарссарссуаку, и датируются приблизительно 1000 годом.

Хотя сам Эйрик ушёл на покой, его сыновья продолжили исследования. Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон открыл землю, которую назвал Винланд — территорию современной Северной Америки . Другие сыновья Эйрика, Торвальд и Торстейн, тоже совершали туда экспедиции.

Лейф Эрикссон также привёз из Норвегии священника, который крестил Гренландию. В отличие от своей жены и сыновей, Эйрик так и не принял христианства и до конца жизни оставался язычником, а к христианству относился скептически.

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 950 году
  • Родившиеся в Норвегии
  • Умершие в 1003 году
  • Путешественники Исландии
  • Путешественники Норвегии
  • Нордистика
  • Путешественники-исследователи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Эрик Рыжий» в других словарях:

    Эрик Рыжий — (Eric the Red), норвеж. мореплаватель 10 в. Покинул Исландию ок. 984 г. в поисках новых земель на 3. Открыв Гренландию, вернулся туда в след. году с группой колонистов из Исландии и основал поселение в р не Бредефьорда. Его сын Лейф Эрикссон ок.… … Всемирная история

    Рыжий: В Викисловаре есть статья «рыжий» Рыжий цвет, оранжевый цвет цвет, промежуточный между красным и жёлтым. Рыжий … Википедия

    Эрик Рыжий. Эрик Рыжий (Эйрик Рауди, древнескандинавск. Eiríkr rauði, 950 1003) первооткрыватель Гренландии. Исландский викинг норвежского происхождения. Считается первым европейцем, основавшим поселение в Гренландии. Сын Торвальда Асвальдсона и… … Википедия

    Пути странствий различных персонажей винландских саг на территорию современной Америки Сага о Гренландцах (исл. Grænlendinga saga) исландская сага, описывающая путешествия викингов в Гренланди … Википедия

    Охотник на белого медведя на каяке. Охота и рыболовство всегда были важными составляющими жизни в Гренландии. В настоящее время 84 % поверхности острова Гренландия занято ледником, что ограничивает область человеческого … Википедия

    Остров у сев. вост. берегов Сев. Америки. В 981 г. житель Исландии Эйрик Турвальдсон, по прозвищу Рауди (рыжий), отправился на поиски уже известной исландцам большой зап. земли. Вскоре он подошел к ней и на ее юж. оконечности обнаружил… … Географическая энциклопедия

    Эта статья или раздел грубый перевод статьи на другом языке (см. Проверка переводов). Он мог быть сгенерирован программой переводчиком или сделан человеком со слабыми познаниями в языке оригинала. Вы можете помочь … Википедия

Волна крафтовых пабов накрывших столицу, привела к тому, что на большинство открытий «пивная» тусовка ходит всё реже и реже. И действительно, что там смотреть? Новое пиво? Поставщики у всех одни и те же. Дизайн? Лампочки Эдисона торчащие из водопроводных труб всем уже до смерти надоели. Тем не менее, открытие на Старом Арбате паба-ресторана «Эрик Рыжий» вызвало большой ажиотаж. По моему, на открытие пришли все, кто хоть как-то связан с пивом.

В этом помещении пивные рестораны находились «издревле». Начиная со «Швейка» в 90-х и заканчивая «Кружкой» недавно. Чуть дальше, в этом же доме в советское время был магазин, в котором круглогодично (это была редкость) продавали разливной квас (а может и пиво, я тогда на это внимание не обращал). Так что место «с традициями».

В пабе два этажа и подвал. На первом и втором просто паб с закусками. В подвале ресторан, где еду приносят официанты. Там же может играть музыка, которую кстати не слышно на верхних этажах, что конечно же большой плюс. Кому-то музычку и потанцевать, а кому-то просто посидеть и пообщаться.

Самое главное — на всех трёх этажах в барах пиво разное! Имейте это в виду. Сколько всего кранов — не знаю. Думаю около 45-50 всего. Плюс бутылка. Выбор достойный. В первую очередь это конечно ассортимент «Одной Тонны» и «Велка Моравы», того пиво которое они варят и которое импортируют. Ведь именно этим пивоварням принадлежит ресторан. Цены на пиво средние по Москве и конечно же дешевле, чем на Арбате в большинстве заведений.

Основной вопрос — с чего начать, т.к. это пиво должно было стать тысячным чекином в untappd.com. Василий Смирнов подсказал — Odin’s Tipple. Имперский стаут от норвежской пивоварни Haand Bryggeriet.

Odin’s Tipple (Норвегия, Драммен) — 11% алк. Василий был прав (Василий плохого не посоветует!). Мощнейшая и в тоже время сбалансированная вещь! Сильный аромат жжёного солода, шоколада и креозота. Умеренная сладость и сухое послевкусие дополненное опять же горьким шоколадом, ивовой корой и кофе. Однозначно «A+».

Потом захотелось отечественного производителя.

Рыжая Соня (Россия, Жуковский) — 6,2% алк. Имбирный IPA. Коллаборация с Олегом Едигаровым. Мягкий, но заметный ёлочный аромат. Во вкусе немного имбиря, чуть жжёт. В послевкусии на имбирь накладывается чёрная смородина. Именно ягода, а не «кошки нассали». Плюс мягкая, но заметная горечь. Отличный баланс всего. С возрастом начинаешь ценить именно баланс, а не извращённость и экстремальность вкуса 🙂 Поставлю тоже «A+», а несогласные пусть назовут другой, лучший имбирный IPA 🙂

Попробовали «Одну Тонну», перешли к «Велка Мораве».

Юбилейный Baltic Porter (Россия, Москва) — 7,7% алк. А вот тут облом-с. Или в неправильной последовательности пил. Показалось довольно водянистым для 20% плотности. Жжёнка неплоха, но уравновешивается сладостью или горечью. Кажется, что сильно выброжено и тела не осталось. Хотя жжёнка, повторюсь, неплоха. Оценка «C+», но надо отдельно перепробовать.

Под занавес угостили Urbock 23° в новой банке (раньше вроде только в бутылках был). Это не из меню. Степан Чуникин притащил.

Urbock 23° (Австрия, Ворхдорф) — 9,6% алк. Вот это я понимаю доппельбок! Прям портвейн или мальтликёр. В аромате сухофрукты. Сладко, даже приторно, но вкусно. Спирт не чувствуется совсем. Карамель, леденцы, сухофрукты и портвейн в бочке в послевкусии. Оценка «A»

Володя «Никшичко» с крупнейшими китайскими судовладельцами

Эрик Рыжий Торфин Карлсефни

Норманнами звали сильных и мужественных жителей побережья извилистых глубоких фиордов Норвегии, лесистых долин Швеции, низменных, овеваемых свежим морским ветром равнин Дании. Исстари привыкли они добывать себе пропитание на море. Почва их суровой, покрытой лесами туманной родины была неплодородна, и они издавна научились строить легкие узкие корабли, украшенные головой дракона, и смело выходили на них в открытое море для рыбной ловли, заморской торговли и грабежа более слабых соседей.

Молодежь, не находившая применения своей силе и отваге на родине, люди, совершившие под горячую руку убийство и вынужденные бежать от кровавой мести, смелые, свободолюбивые бойцы, не мирившиеся с притеснениями вождей, объединялись в боевые дружины и под предводительством конунга, «морского короля», отправлялись в море за добычей и славой.

Рассказы удачливых викингов, возвращавшихся на родину с нагруженными добычей кораблями, еще более подстрекали к новым походам. Норманны опустошали и сжигали города и села Франции и Италии, грабили и убивали жителей.

Разделенные на множество мелких и мельчайших герцогств, княжеств, графств, аббатств и баронств, раздираемые бесчисленными войнами и ссорами, европейские страны были беспомощны перед смелыми норманнскими пиратами. Появившись в 795 году на берегах Ирландии, норманны уже через двадцать лет овладели ее северным, западным и южным побережьями и начали покорять внутренние области страны. В начале IX века норманны грабили и опустошали Шотландию и северную Англию, в конце X и начале XI века норманны овладели почти всей Англией (там их называли «данами»).

В IX веке норманны пробрались по рекам в глубь Германии и Франции, ограбили и сожгли немецкие города Кельн, Гамбург, Ахен, Трир и Вормс, французские города Париж, Тур, Орлеан, Труа, Шанон и Дижон. В конце IX века норманны уже захватили северную Францию. После этого они вдоль французского берега прошли в Испанию, ограбили населенное маврами побережье около Севильи и берега Марокко и добрались до Италии.

Если норманнам не удавалось взять город с бою, они прибегали к хитрости. Так, когда предводителю норманнов Гастингу не удалось взять штурмом итальянский город Луна, норманны объявили осажденным, что Гастинг умер и что перед смертью он просил похоронить его в лунском соборе. В осажденный город вошла печальная процессия, безоружные бойцы несли гроб вождя. Но во время отпевания крышка гроба вдруг откинулась, из гроба встал Гастинг, убил ударом меча епископа и, раздав своим бойцам спрятанные в гробу мечи, начал бойню. Город был захвачен и разграблен.

Другие отряды норманнов — варяги — через устье Невы, по великому пути — «из варяг в греки» — добирались до Византии, и там становились телохранителями византийских императоров. К VIII-X векам относится и покорение норманнами (варягами) русских земель, княжение Рюриковичей. Некоторые летописи указывают, что варяги были призваны на царство самими русскими, что в общем-то довольно сомнительно.

Часть норманнов направилась на северо-запад. Около середины IX века норманны открыли Исландию. Природа этой страны, ее богатые рыбой фиорды, покрытые снегами вершины гор, зеленые луга очень напоминали норманнам их родину. В Исландию устремились колонисты из Норвегии и из захваченной тогда норманнами Ирландии.

В X веке в Исландию приплыл изгнанный из Норвегии за убийство Эрик по прозвищу Рыжий. Но и в Исландии неуживчивый викинг поссорился с колонистами, и его опять прогнали. Собрав ватагу храбрецов, Эрик отправился искать новые земли.

Эрик Рыжий

После опасного и утомительного плавания беглецы увидели сверкавшие на солнце глетчеры неизведанной земли. В синем море плавали причудливые ледяные горы, в воздухе стоял птичий гомон. Эрик назвал открытую им страну Зеленой страной (отсюда произошло название Гренландия).

Эрик решил обосноваться в новой стране и перевез туда людей из Исландии и Норвегии. В фиордах западного берега он основал два поселения. Норманны занимались рыбной ловлей и охотой на тюленей, моржей и китов, птиц, белых медведей, северных оленей и песцов. Колонисты не порывали связей со своей родиной и продавали туда меха, моржовые клыки и ворвань, а в обмен получали железо, лес, хлеб и ткани.

Скоро поселившиеся в Гренландии норманны начали искать новые, более теплые и плодородные земли. В 999 году корабль сына Эрика Рыжего, Лейфа Эриксена, плывший из Норвегии обратно в Гренландию, попал в шторм. Долго носился корабль в тумане по холодному бушующему морю, с трудом увертываясь от столкновений с внезапно выплывавшими из мглы белыми айсбергами. Кончился шторм, солнце высушило одежду и согрело продрогших, измученных моряков.

Вдали виднелся лесистый берег. Корабль подошел к нему. К морю сбегали пологие холмы, покрытые зарослями дикого винограда. На южных склонах росла дикая пшеница. Звенели ручейки, скатываясь с высокого берега в море. Это была Америка — нынешняя Новая Англия. Так норманны за пятьсот лет до Колумба открыли Новый Свет.

Вернувшись в Гренландию, Лейф Эриксен показал ветки дикого винограда и колосья дикой пшеницы и рассказал о Винланде — Стране винограда, где теплый климат, масса дичи, где можно добыть так нужный гренландским колонистам лес.

Рассказами Эриксена заинтересовался другой викинг — Торфинн Карлсефни, в 1002 году приехавший из Исландии в Гренландию. Спустя год он организовал экспедицию на трех кораблях в открытый Лейфом Винланд.

Статуя Торфинна Карлсефни работы Эйнара Йоунссона (1920) в Филадельфии (штат Пенсильвания)

С ним отправились сто шестьдесят человек. Так как норманны рассчитывали поселиться в новых западных странах, они взяли с собой все, что могло понадобиться на новом месте, — даже несколько коров и быков. Корабли поплыли вдоль берегов Гренландии, мимо покрытых снегом и льдом скал, мимо глетчеров, сползавших в море, птичьих базаров и тюленьих лежбищ. Затем берега Гренландии пропали в морской дымке. Корабли вышли на юг, в открытое море.

Море было пустынно. Лишь вдали виднелись выпускаемые китами фонтаны да, слегка покачиваясь на волнах, проплывали величественные айсберги.

Наконец моряки увидели на горизонте синюю полосу. Это был нынешний Лабрадор. Высокий берег был покрыт огромными плоскими плитами. Внизу ревели буруны. Наверху торчали острые скалы, и за них цеплялись обрывки облаков. Моряки назвали эту землю Хеллуланд — Страна плоских камней.

Но это был не прекрасный Винланд — Страна винограда, о которой рассказывал Лейф Эриксен. Поплыли дальше на юг. Через два дня перед путниками открылась новая земля.

Изрезанный берег был покрыт хмурым хвойным лесом. Торфинн назвал эту землю Маркланд — Лесная страна (теперь это Ньюфаундленд). Здесь путешественники остановились на отдых. Охотники, вооружившись луками, копьями и дротиками, углубились в чащу и к вечеру вернулись с богатой добычей — оленями и лосями.

Корабли пошли дальше на юг. Все теплее становился ветер, дувший справа, с берега. Через два дня приплыли к открытому песчаному берегу. Снова остановились на отдых. Когда моряки собирали на берегу валежник для костра, они натолкнулись на полузасыпанный песком киль корабля. Значит, они не первые посетили это место. Наверное, какое-то европейское судно потерпело здесь крушение, а его экипаж, очевидно, погиб. Это место норманны назвали Каламес (мыс Киля), теперь это Кэп-Бретон в нынешней Канаде.

На зимовку Торфинн остановился в Теамфиорде (фиорд Течений), послав один корабль далее на юг, на поиски желанного Винланда. Корабль вернулся с виноградом и дикой пшеницей — Винланд был недалеко.

Зимовка 1003-1004 годов в Теамфиорде прошла благополучно. В деревянных хижинах было тепло. Кругом было много дичи.

Лишь к весне дичь исчезла, и тогда людям пришлось голодать. Весной один корабль поплыл к Винланду, но ветер занес его к берегам Ирландии. Там норманнов взяли в плен и сделали рабами.

Позднее Торфинн сам поплыл на поиски Винланда. Плыли долго. Несколько дней норманны ничего, кроме воды, не видели. Становилось все теплее и теплее. Наконец вдали показался берег. Корабли вошли в устье реки, вытекавшей из озера и впадавшей в морской залив. Это был Винланд. Здесь шумели лиственные леса, здесь был долгожданный виноград и дикая пшеница. На берегу озера норманны построили хижины и там перезимовали.

Вторая зимовка в Америке (зима 1004-1005 годов) прошла еще благополучнее первой. Но однажды, весенним вечером, на озере появилось множество кожаных каноэ. Приплыли туземцы — невысокого роста, крепкие, краснокожие, одетые в меха люди, которых норманны прозвали скелингами. Скелинги начали торговлю с пришельцами, но вырвавшийся из ограды бык так сильно напугал туземцев, что они поспешно покинули озеро, спасаясь от невиданного чудовища. Через три недели они вернулись и, поссорившись из-за чего-то с норманнами, напали на них. Норманны, защищенные шлемами и кольчугами, вооруженные мечами, одержали верх, и туземцы были отбиты. Все же норманны вернулись на север, в Маркланд, где провели зиму 1005-1006 годов и откуда ездили на юг, в Винланд. Но когда летом 1006 года среди колонистов начались раздоры, Торфинн решил вернуться в Гренландию.

Так закончилась попытка норманнов колонизовать американский бepeг. Норманны впоследствии несколько раз отправлялись в Маркланд за лесом, но постепенно путь на запад забывался. Лишь старинные сказания Исландии и Гренландии сохранили память об этих походах. В «Саге об Эрике Рыжем» рассказывается о подвигах героев, открывших Гренландию и Америку.

Современные ученые считают почти доказанным, что норманны, и в частности Карлсефни и его товарищи, доходили до нынешней Северной Каролины. Однако точно установить пределы их плаваний не представляется возможным, так как их записи очень кратки и бедны подробностями. Особенно трудно было им описывать те местности, где берега сплошь заросли лесом и имели мало отличительных признаков. Во всяком случае, описания, сделанные норманнами, дают в общем правильную картину климата, топографии и гаваней американского берега.

Мы имеем сведения о том, что норманнами было совершено даже путешествие в глубь Америки и что это путешествие было полно трагических приключений. В 1898 году шведский иммигрант Олаф Оман расчищал лесистый участок близ Кенсингтона, в штате Миннесота (в США), и выкорчевал пень осины, корни которого оплели грубо отесанный камень. На камне была высечена надпись, но Оман не мог ее прочесть. Когда камень был очищен, он увидел, что надпись сделана руническими письменами. Вот ее перевод, сделанный Яльмаром Холандом:

«8 готов и 22 норвежца во время разведочного путешествия из Винланда через Запад разбили лагерь у двух утесистых островов на расстоянии однодневного перехода к северу от этого камня.

Мы вышли из лагеря и ловили рыбу один день. Когда мы вернулись, то нашли 10 людей красными от крови и мертвыми. Спаси от зла. Дальнейшие три строчки, высеченные на ребре камня, гласили: (У нас) есть 10 (человек) из нашей партии у моря для наблюдения за нашим кораблем в 14 днях пути от этого острова. Год 1362″.

Профессор Миннесотского университета Бреда первый прочел надпись на камне и объявил, что это грубо выполненная подделка.

О камне поговорили немного и забыли. Девять лет он служил порогом в амбаре Омана.

К счастью, он лежал письменами вниз, и поэтому они сохранились. Ученый Холанд, тщательно изучивший надписи на камне, решительно защищает их подлинность. Опытные лесоводы установили, что когда осина попала под раскорчевку, ей было семьдесят лет, следовательно, надписи на камне были высечены, во всяком случае, до 1830 года. Но в то время в Миннесоте не могло быть людей, которые обладали бы достаточными знаниями для того, чтобы выполнить такую подделку.

Да и кому это было нужно? Три геолога изучали высеченные знаки и признали их очень древними.

Вот как Холанд объясняет историю найденной Оманом надписи на камне. Посещение норманнами Винланда и Маркланда не было случайным эпизодом. Колония в Гренландии продолжала некоторое время существовать, причем колонисты иногда возили лес из Америки. Они вступали в сношения с индейцами, женились на индианках и постепенно отошли от христианства. Есть сведения, что король Эриксен в 1355 году послал в Гренландию миссионеров, чтобы вновь обратить колонистов в христианство. Однако, прибыв в Гренландию, миссионеры узнали, что часть колонистов переселилась в Винланд; тогда они тоже поплыли туда. Сперва они попали к устью реки Святого Лаврентия, а затем, двигаясь по следам своих соплеменников, обогнули Лабрадор, вошли в Гудзонов залив и, следуя вдоль его берегов, доплыли до устья реки Нельсона. Здесь они оставили свой корабль и часть людей. Другая часть экспедиции отправилась вверх по реке, к Лесному озеру и на Красную реку, то есть в район, близкий к нынешнему Кенсингтону.

Здесь, чтобы почтить память погибших товарищей и отметить наиболее отдаленный пункт своего путешествия, они сделали надпись на обтесанном камне.

В самой Гренландии жизнь становилась все хуже и хуже, климат делался все более суровым, все реже плавали корабли в Норвегию и Исландию. Колонисты болели цингой и рахитом. Из Норвегии и Исландии корабли привозили страшную эпидемию — «черную смерть» (чуму). В течение XV века норманнское население Гренландии почти целиком вымерло, и в XVIII веке, когда норвежцы и датчане вновь начали колонизацию Гренландии, они, кроме заброшенных кладбищ и развалин жилищ, не нашли там никаких следов норманнов.

В конце XV века, когда Колумб посетил Исландию, связь с Гренландией, а тем более с Америкой, давно уже была прервана.

Но среди исландских моряков, монахов-летописцев и стариков-крестьян еще жили сказания о плаваниях их предков далеко на запад и о прекрасной Стране винограда — Винланде.

Саги как источники

Родовые саги служат красочной иллюстрацией общественных ценностей, на которых строилось консервативное хуторское общество средневековой Исландии. Несмотря на это, с середины XX века у историков и социологов пошла мода игнорировать саги как исторические источники. Сей странный кульбит историографическая мысль совершила под давлением группы исландских ученых, представителей так называемой «исландской школы», которые выдвинули ряд теоретических возражений против попыток анализа саг как источников. Идеи, поднятые на щит этой «школой», впервые появляются в работах Конрада Маурера, немецкого ученого XIX века, и, позднее, в трудах Бьёрна Магнуссона Ольсена, первого профессора исландского языка и литературы при университете Исландии, опубликованных в первые десятилетия XX века. Дело Ольсена продолжил его наследник, великий и ужасный Сигурд Нордаль; «исландская школа», ведомая его железной рукой при поддержке таких исландских ученых, как Эйнар Олав Свейнссон и Йон Йоханнессон, вырвалась на международную арену в конце 60-х годов XX века.

На знамени «исландской школы» были начертаны слова «книжная проза» — калька с немецкого термина Buchprosa, впервые употребленного швейцарским филологом Андреасом Хойслером. Сторонники этой теории считали, что сага родилась сразу как письменный жанр, и отрицали ее устное происхождение. На протяжении всей второй половины XX века все работы о сагах зиждились на этой теории. В частности, в вопросе о ценности саг как исторических источников всякую дискуссию подавили непримиримые взгляды Сигурда Нордаля, который, пока служил с 1951 по 1957 год послом своей без году неделя независимой страны в Дании, опубликовал длинную статью, которую так и озаглавил: «Исторический элемент в исландских родовых сагах». У того, кто соглашается с Нордалем — будь то историк или другой ученый, — не остается выбора: он обязан, черт побери, обязан игнорировать саги, игнорировать их окончательно и бесповоротно. Нордаль добился успеха — его труд на долгое время пресек исследования как социально-антропологической подосновы саг, так и автохтонного исландского исторического и литературного творчества. Некоторые ученые набирались смелости критиковать отдельные частности в теории Нордаля, но базовые ее положения оставались незыблемыми, и сторонники ее до сих пор противятся всякой попытке применять новые социоисторические и социолитературные подходы к сагам, игнорируя тот факт, что это могло бы продвинуть науку на пути понимания как саги, так и средневекового исландского общества.

Будет нелишне рассмотреть подробно кое-какие утверждения Нордаля — это поможет нам понять, где проходит водораздел между разными школами саговых критиков в отношении исторической ценности саг. Согласно Нордалю, историку следует интересоваться лишь теми фактами, какие могли бы попасть в хронику; саги же, поскольку являются литературой, лежат вне пределов компетенции историка, вне сферы его интересов:

Современный историк с презрением отвергнет эти саги как запись исторических событий. На то у него будет несколько резонов. Во-первых, историк вообще сомневается в надежности сведений, долгое время передававшихся устно, а повествовательная форма саг подскажет ему, что перед ним — произведение, вышедшее из-под пера романиста, человека с бурным воображением, а не из-под пера хрониста, человека, быть может, скучного, но скрупулезного и любящего точность. И, во-вторых, саги эти заняты прежде всего жизнью и делами частных лиц, до которых нет дела истории в подлинном смысле слова, даже если речь идет об истории Исландии. В такой ситуации историк не видит смысла долго думать, нужны ему саги или нет, — последнего факта достаточно, чтобы он с полным правом отказался изучать их как историю. Изучать же саги как литературу не его дело, ему незачем интересоваться их происхождением и содержанием.

Современный читатель, несомненно, найдет такой подход к истории как дисциплине, мягко говоря, ограниченным, если не наивным, но таково было мнение аудитории Нордаля в годы, когда он выступил со своей статьей. Нордаль писал в конце периода, когда ученые искали способы отличить правду от вымысла в источниках по ранней истории Скандинавии. Немыслимое количество времени и энергии затрачивалось на то, чтобы установить подлинность тех или иных событий или их хронологию. С этой целью ученые начала XX века стали применять к скандинавским источникам более жесткие критические методы, нежели их предшественники. Во главе этого движения стоял шведский историк Лауритц Вайбулл, знаменитый серией исследований, в которых он ставил под вопрос ценность целого ряда источников, ранее считавшихся надежными, и среди них — саг об исландцах. Были сломаны тучи копий по самым незначительным поводам. Правда ли у исландца Кьяртана сына Олава Павлина (из «Саги о людях из долины Лососьей реки») была любовная связь с норвежской принцессой Ингибьёрг, сестрой конунга Олава сына Трюггви, в то время как к ней сватался некий заморский принц? Является ли описание битвы на равнине Винхейд (в «Саге об Эгиле») точным описанием битвы X века между англичанами и скоттами, известной иначе как битва при Бруннанбурге? По Нордалю, дело настоящего историка — изучать именно такую ерунду, а не наблюдать за частной жизнью и повседневными делами обыкновенных средневековых людей.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

О чем рассказывают исландские саги

О чем рассказывают исландские саги Помните, я говорил про норманнов — жителей суровой и скалистой Скандинавии, промышлявших в основном морским разбоем. Эти смелые люди открыли неизвестную страну Снееланд, или Исландию. Покорили многие прибрежные государства

САГИ И СКАЛЬДЫ

САГИ И СКАЛЬДЫ Древнескандинавская культура разительно отличалась от других европейских не только долгим сохранением дохристианских традиций, но и их распространением и процветанием вплоть до XIV в., прежде всего в Исландии. Христианизация скандинавских стран,

В. Скандинавские саги

В. Скандинавские саги Обратим теперь своё внимание на людей, живших на противоположном от византийцев конце гипотетического пути, — скандинавов. В названии главы правильнее, пожалуй, было написать «скандинавские саги, висы, географические сочинения и рунические

е. Те же саги, но другой взгляд

е. Те же саги, но другой взгляд В общем, надёжность скандинавских саг как документов примерно ясна. Но даже и в них, между прочим, в начале XII века знаменитый Сигурд Крестоносец в Константинополь шёл вокруг Европы. А когда решил отправиться назад, то «отдал кейсару все свои

Саги рассказывают

Саги рассказывают Важно отметить, что открытие Америки (Винланда) было сделано викингами не сразу — сначала были открыты Фарерские острова и Исландия. Примерно в 985 году Эйрик Рыжий, уроженец Норвегии, обнаружил Гренландию. Произошло это так. За многочисленные убийства в

Саги, или Средневековая исландская этнография

Саги, или Средневековая исландская этнография Йон Йоханнесон некогда опубликовал труд по ранней истории Исландии, где <…> умудрился почти ни разу не упомянуть события, о которых рассказывается в сагах об исландцах, словно их и вовсе не происходило. Оказалось, однако,

Саги об исландцах

Саги об исландцах Саги об исландцах — на современном исландском ?slendingas?gur — иногда также называются родовыми сагами. Этим текстам нет аналогов в литературе континентальной Европы той эпохи, ни в латинской, ни в нелатинской — в последнем случае исторические тексты, за

Подстрекательница из «Саги о Стурлунгах»

Подстрекательница из «Саги о Стурлунгах» Влиятельные женщины вроде Торгерд дочери Эгиля встречаются не только в сагах об исландцах. В «Саге о Стурлунгах» мы также находим примеры того, как женщины участвуют в принятии решений в исландском обществе с его любовью к

Большие бонды и саги об исландцах

Большие бонды и саги об исландцах Заняв место старых годи, большие бонды XII и XIII веков сохранили в целости львиную долю исландской политической и социальной культуры прежних времен. Борьба за власть и ресурсы между ними и набирающими силу большими годи порой проходила

«Эдда» и «саги об исландцах»

«Эдда» и «саги об исландцах» Историческая действительность, лежащая в основе мифа, бывает очень часто столь искажена «кривым зеркалом» фантазии, что ученым порой приходится производить «дешифровку наоборот». Не восстанавливать историю по мифам, а напротив, зная

Саги

Саги ? Подходы Одних скальдических и эддических произведений было бы достаточно, чтобы прославить средневековую Исландию и ее культуру. Однако, не ограничиваясь рамками стихотворного творчества, исландцы создали и непревзойденные прозаические произведения.• Соблазн

Исландские саги

Исландские саги «Гнилая кожа» Мы начнем повесть с того, что Ярицлейв конунг правил в Гардарики и Ингигерд княгиня, дочь Олава конунга Шведского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Олав Харальдссон. Средневековая миниатюраГоворится о том, что конунг тот

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) М.И. СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Мир саги Становление литературы Отв. редактор Д.С. ЛИХАЧЕВ ЛЕНИНГРАД «НАУКА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1984 Рецензенты: А.Н. БОЛДЫРЕВ, А.В. ФЕДОРОВ © Издательство «Наука», 1984 г. МИР САГИ «А

От саги к истории

От саги к истории «Хотя у скальдов в обычае всего больше хвалить того правителя, перед лицом которого они находятся, ни один скальд не решился бы приписать ему такие деяния, о которых все, кто слушает, да и сам правитель, знают, что это явная ложь и небылицы. Это было бы

От саги к житию

От саги к житию «Хорошо хорошему верить и плохо верить плохому, хотя бы оно и было правдой, но всего хуже тому, что плохо солгано». Сага о Гудмунде Арасоне «Трясясь Пахомыч на запятках, Пук незабудок вез с собой; Мозоли натерев на пятках, Лечил их дома камфорой. Читатель! В

От саги к роману

От саги к роману «Влияние может совершиться тогда и в таком направлении, когда и в каком направлении для этого имеются литературные условия. Оно предоставляет художнику при совпадении функции формальные элементы для ее развития и закрепления. Если этого влияния нет,

Реггвид (др.-исл. Hreggviðr) — в сагах о Хрольве Пешеходе имя легендарного конунга Гардарики и Хольмгарда. Также имя его внука, сына Ингегерд (дочери Старшего Реггвида) и Хрольва Пешехода.

В сагах

Согласно сагам Реггвид правил в Хольмгарде в Гардарики, много воевал, подчинил себе «земли по реке Дюне, которая течёт в Гардарики», занимался морским разбоем, семь лет отсутствовал, покорил себе многие земли в Аустррики («Восточном королевстве»). Также ему принадлежали Кенугард, город Алаборг и страна Эрмионов, по соседству с Йотунхеймом (страной великанов). В Алуборге правил наместник Гримм Больной, который совершал набеги на Швецию, но шведский конунг Эйрик отражал набеги. Женой Реггвида была «дочь великого рода», а единственной дочерью — Ингегерд, которая вышла за Хрольва Пешехода и родила от него сына, названного в честь деда «Реггвидом». По некоторым версиям Реггвид Старший погиб при нападении шведского конунга Эйрика, который наложил дань на его дочь Ингегерд.

Хрольв Пешеход и Реггвид Младший

Отпор шведам был организован и осуществлён Хрольвом Пешеходом. После смерти Старшего Реггвида Хрольв унаследовал его владения, а после Хрольва власть перешла к его сыну Реггвиду Младшему, про которого сказано, что он «был важный, правил в Гардарики достойно, ходил в поход по Аустрвегу».

Исторические события, отражённые в Саге о Хрольве Пешеходе

В Саге о Хрольве Пешеходе исследователи видят смешение различных мотивов, в том числе, имеющих истоки в реальных исторических событиях. Нападение легендарного Эйрика (в саге мог отразиться образ одного из многочисленных носителей имени «Эрик» из полулегендарной шведской династии Мунсё) на Гардарики связывают с набегом исторического норвежского ярла Эйрика (бывшего в 995—1000 годах в Швеции) на Ладогу около 997 года, имя принцессы «Ингигерд» идентично имени жены Ярослава Мудрого, мотив правления Хрольва в Гардарики предполагают заимствованным из рассказов о Роллоне, основавшем Нормандию в 911 году.

Литература

  • Сага о Хрольве Пешеходе (на рус. яз.)
  • Панкратова М. В. Роллон Нормандский: между историей и мифом (историографический обзор)
Предшественник:
Регнальд? или Квилан?
конунг Гардарики Преемник:
Хрольв Пешеход

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *