Сайт для новоначальных

19.1. Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

– Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Евангелия, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, он соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

19.2. В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

– Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской).

19.3. Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

– В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, таинствах. Если человек постится в первый раз, желательно посоветоваться со священником.

19.4. Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

– Закон Божий, составленный протоиереем Серафимом Слободским, содержит подробное объяснение богослужений Православной Церкви. Также можно прочитать книгу епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную литургию». В церковных лавках можно найти много других книг, объясняющих службы суточного круга: «Божественная литургия» прот. Алексия Уминского, второй том издания «Православие» митр. Илариона (Алфеева), «Православное богослужение: иллюстрированная энциклопедия для всей семьи» прот. Михаила Бравермана.

19.5. Что читать новоначальным православным христианам?

– В начале воцерковления надо читать Закон Божий, Евангелие, жития святых, наставления о духовной жизни. Полезно читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства.

19.6. Можно ли читать Библию, которую взяли у протестантов?

– Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство протестантских Библий на русском языке печатается с синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения. Другое дело – вольные или современные переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

19.7. Как с пользой читать Священное Писание?

– Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Полезно читать толкование Священного Писания святыми отцами. Не довольствоваться только чтением Евангелия, а стараться по нему жить. Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно, даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитать.

19.8. Можно ли читать Евангелие сидя?

– Евангелие читать сидя можно, но не теряя благоговения.

19.9. Как и в каком порядке читать Библию?

– Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

Для начинающих целесообразно читать в первую очередь Евангелие и Деяния святых апостолов. Также практикуется чтение по одной или нескольким главам из Ветхого и Нового Заветов.

В настоящее время во многих православных приходах действуют кружки по изучению Священного Писания.

19.10. Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

– Чтобы правильно понимать Библию, необходимо читать книги с ее толкованием, о наличии которых можно узнать в церковных лавках и приходских библиотеках. Изучение Библейской истории можно начать и с Закона Божия, составленного протоиереем Серафимом Слободским, или с детской Библии. При многих храмах работают воскресные школы с группами для взрослых и детей по изучению Библейской истории. И, конечно, надо смиренно молиться Богу, чтобы Он удостоил слышания и исполнения слова Его.

19.11. Что можно читать из Священного Писания в пост?

– К ежедневному молитвенному правилу во время поста добавляют чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири.

19.12. Можно ли православному человеку читать что-либо иное, кроме Священного Писания и сочинений святых отцов?

– Православие не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии через призму православного мировоззрения. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости.

19.13. При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

– Это невидимые враги – лукавые злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

19.14. Что делать с неправославной литературой?

– К неправославной литературе надо подходить рассудительно. «Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое» (святой Василий Великий). Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение, тогда приобщение к такой литературе христианину может быть полезно.

Духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры лучше сжечь. Просто выбрасывать в мусор вредные для души книги нельзя: их могут прочитать другие люди, что может им повредить. Если в этих книгах есть цитаты из Священного Писания, то просто выбрасывать их было бы неправильно.

Приходская библиотека

К сожалению, на сегодняшний день приходские библиотеки во вновь восстановленных храмах не всегда могут похвастаться отдельным помещением. Нередко они занимают один лишь шкаф, который открывается в часы работы библиотеки- один-два раза в неделю, обслуживают прихожан и учащихся воскресных школ. Приходские библиотеки не всегда имеют профессионального библиотекаря, часто имеются проблемы с систематизацией фонда и поиском книг.

При нашем храме работает православная библиотека, расположенная в доме причта на территории храма.

Для записи, как и в обычную городскую библиотеку, нужно иметь с собой паспорт. Пользование библиотекой бесплатное .

Библиотека регулярно пополняется литературой, в том числе и для новоначальных христиан, в ней работают профессиональные библиотекари.

Е сли вы только недавно пришли в церковь, советуем взять закон Божий. В нашей библиотеке имеется несколько вариантов изданий этой книги. Желательно также ознакомиться с одним из катехизисов, например, митрополита Филарета (Дроздова).

В нашей библиотеке имеются доступные новоначальному христианину книги о молитве, разные сборники на тему, как спасать свою душу. Имеется серия литературы об исповеди разных авторов.

Библиотека обладает подборкой книг с объяснением церковных служб разных авторов, а также книг, объясняющих смысл православных праздников, например, книга священника Василия Гиляровского «О храме Божием и богослужении Православной церкви».

«Начинающему» читателю будет интересным раздел назидательного чтения. Советуем взять у нас книгу Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия», некоторые прихожане с удовольствием читают дореволюционного автора, священника протоиерея Григория Дьяченко. Имеется подборка проповедей, например, книги священника Геннадия Фаста («Небесная Лествица», «Свет и тени Голгофы»).

Возможно, вас заинтересует раздел по апологетике (защите православия), о доказательстве существования Бога, загробной жизни и о многих других вопросах.

Имеется литература об отличии православия от других вероисповеданий. В нашей библиотеке вы найдете сборник «О божественности христианства», «Чем православная вера отличается от католической?» и другие.

Наши «начинающие» читатели с удовольствием берут книги священника Валентина Мордасова, в том числе написанные в форме вопросов и ответов о православии. Имеется подборка о семье и браке, например, книги священника Александра Ильяшенко, Д.В. Семеника; о борьбе с вредными привычками; об утешении, имеются книги по православной психологии (например, Д.А. Авдеев «Размышления православного врача» об игромании, о душевном здоровье ребенка, унынии, психических расстройствах) и других вопросах повседневной жизни.

В нашей библиотеке имеются молитвословы: полные и краткие, тематические (семейные, для путешествующих, православной женщины, о болящих, толковые, для начинающих и другие). Имеются акафисты, канонники, сборники молитв.

В фонде библиотеки можно найти популярные книги по иконописи (что такое православные иконы, типы икон, необходимые краткие сведения об иконах), имеются краткие учебники по церковно-славянской грамматике.

Знакомым с азами православия прихожанам можно рекомендовать творения святых отцов, русских и зарубежных, а также исследования на эти творения; исследования на Священное Писание разных авторов. Имеется подборка по христианской философии, русской религиозно-философской мысли (Сергей Николаевич Булгаков, Николай Александрович Бердяев, Иван Александрович Ильин и другие авторы). В распоряжении читателей серия книг о подвижниках благочестия, дореволюционных и современных. Широко представлена литература о паломнических поездках. Степень сложности литературы на данном этапе зависит от читателя.

Д ля широкого круга читателей имеются жития святых, прежде всего, святителя Димитрия Ростовского-12 томов, краткие жития святых Евгения Поселянина, а также отдельные книги о разных святых.

Имеются популярные сборники для широкого круга о молитве, например, «Душевный лекарь», «Проснись, Душа», «Тайна спасения» и другие.

В нашей библиотеке представлена православная художественная литература, например, книги священника протоиерея Николая Агафонова, священника Александра Торика, дореволюционного автора священника протоиерея Михаила Хитрова, Ивана Шмелева и других авторов, можно найти сборники православных стихов.

Кроме того, можно найти персоналии некоторых нецерковных деятелей, например, православных военных, писателей, архитекторов, композиторов.

Есть другие книги, например, кулинарные, по садоводству и огородничеству и другие.

Н аша библиотека выписывает журналы «Журнал Московской Патриархии», «Альфа и Омега», «Виноград», «Наследник», «Нескучный сад», «Русский дом», «Славянка», «Фома».

И меется аудио и видеотека: православные фильмы (формата DVD), выбор аудиодисков (CD и MP3), в том числе аудиокниг, православной музыки.

Д етям мы можем предложить:

Библейские истории разных авторов, азбуки, жития святых, молитвословы.

Поступает новое приложение к журналу «Фома»- детская литературная серия «Настя и Никита» (рассказы, сказки, стихи, биографии, знания, путешествия).

В фонде библиотеки имеются книги по православной педагогике, например, книги Софьи Сергеевны Куломзиной, священника протоиерея Василия Зеньковского и других авторов.

Для желающих быть читателями:

Часы работы библиотеки

Ср. и Пт. с 11.00 до 19.00

Сб. с 11.00 до 17.00

Вс. с 9.00 до 10.00 и с 12.30 до 17.00

Правила пользования библиотекой

Для записи нужен паспорт.

Книги выдаются на месяц с возможностью продления (до 3х месяцев). Через каждый месяц просим регулярно продлевать литературу.

Диски (аудио и видео) выдаются на 10 дней.

Журналы — на две недели.

О библиотеках

История христианства, его распространения, нераздельно связана с появлением самой важной книги, Библии, в центре которой Иисус Христос, Слово Божие. Современный мир, несмотря на всю компьютеризацию, невозможен без книг. С момента своего появления библиотеки традиционно являются очагами культуры, от их развития, пополнения фондов и благоустройства во все времена зависит очень многое.

Некоторые известные библиотеки

Первые библиотеки появились на Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека, которая была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и являлась центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотекаявлялась частью комплекса mouseĩon (музей), в который входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

Начало собрания Ватиканской библиотеки было положено в IV веке, она переживала пожары и разграбления, переезды, во время которых утрачивались бесценные книги, свитки, папирусы. Основателем современной (четвёртой) Ватиканской библиотеки считается папа Николай V, избранный в марте 1447 года. В настоящее время, кроме книг и манускриптов, содержит коллекцию артефактов, монет и медалей, рисунков и репродукций.

Известна библиотека монастыря св. Екатерины на Синае, являющаяся самой богатой после Ватиканской.

Монастырь

Монастырь Святой Екатерины
Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης

Первую библиотеку в Киевской Руси основал князь Ярослав Мудрый в 1037г. Она располагалась в Софийском соборе и являлась одним из самых крупных собраний книг того времени, хранилищем письменных памятников древней Руси, но, по-видимому, была уничтожена во время пожара 1124г. или во время разгрома Киева войсками Батыя.

Самым крупным книжным северным центром был Соловецкий монастырь, где работали летописцы, иконописцы, находилась книгописная мастерская. Чтобы пополнить библиотеку, в конце XV в. игумен Досифей отправился в Новгород Великий. Привезенные им книги были помечены специальным знаком игумена Досифея. Так в России появился эслибрис. Книжные богатства соловецкой были библиотеки грандиозными. Еще монастырская опись, произведенная в июне 1676 года, указывает 948 рукописных и 530 печатных книг, среди которых не только богословские сочинения, но и грамматики, космографии, хронографы. К 1835 году библиотека насчитывала уже 4606 томов. В 1854 году в связи с угрозой неприятельского нападения на Соловки наиболее ценные книги соловецкой библиотеки вместе с другими монастырскими ценностями были эвакуированы в Антониев-Сийский монастырь на Северной Двине. В это время вновь открытое в Казанской духовной академии специальное «миссионерское отделение против раскола” обратилось в синод с просьбой о передаче книг соловецкой библиотеки, наиболее важных для изучения раскола; с разрешения синода в Казань была переправлена вся эвакуированная часть соловецкой библиотеки (1513 томов рукописных и 83 тома старопечатных книг). А в сентябре 1858 года было принято решение об оставлении этих книг в Казани навсегда. После революции бывшее соловецкое книжное собрание перешло из упраздненной Казанской духовной академии в ведение государственных архивов, откуда 29 июня 1928 года было передано в Рукописный отдел Государственной Публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, где и находится поныне.

Библиотека Троице-Сергиевой Лавры, также начиналась от основателя, преподобного Сергия, который ушел «в пустыню», с двумя книгами, но уже к началу ХV в. имела «книгописную палату» – мастерскую по изготовлению книг. Есть предположение, что в течение некоторого времени эту мастерскую возглавлял Андрей Рублев. В 1873 г. в библиотеке было около 900 рукописей и 7000 печатных книг. В смутные десятилетия после революции, когда прервалась монашеская жизнь и церковная служба в древних стенах Троице-Сергиевой лавры, сокровища ее ризницы и библиотеки, памятники ее архитектурного ансамбля частично удалось сохранить Государственному музею, образованному в 1920 году.

В благополучной Европе библиотеки реже страдали от разграбления, чаще от пожаров. Некоторые публичные и национальные библиотеки наследовали огромные помещения, сами по себе представляющие музейную ценность, но и теперь они выполняют свою первоначальную, книгохранительную, функцию. Развитое общество не только стремится сохранить доставшиеся от неинтернетизированных предков настоящие дворцы-библиотеки, но и создать новые, по достаточно амбициозным проектам современных архитекторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *