Саломея Библия


Танец Саломеи (1879)
Художник — Мауриций Готтлиб (1856-1879)
Мауриций Готтлиб (Maurycy Gottlieb) родился 28 февраля (21 февраля по старому стилю) 1856, Дрогобыч, (Австрия-Венгрия) — умер 17 июля 1879, Краков (Австро-Венгрия)) — польский художник, по происхождению галицийский еврей.
Рихард Штраус — Танец семи покрывал из оперы «Саломея»
Академический Симфонический Оркестр Национальной Филармонии Украины (2013)
Дирижёр — Николай Дядюра


Саломея — древнееврейское имя, которое означает спокойная, мирная. Существует библейский миф об одной из царевен динистии Иродиадов Саломее, которая как персонаж исторический ничем особым не знаменита. Как случилось, что имя этой мирной и в прямом, и в переносном смыслах слова женщины стало именем нарицательным и ассоциируется с кровожадностью и пороком, чей образ тиражировался и продолжает тиражироваться в разнообразных произведениях искусства?

Саломея (5 или 14 год н.э. — между 62 и 71 годами н.э.) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы — тетрарха (правителя) Галилеи; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета, однако там её даже не называют по имени — она упомянута лишь как дочь Иродиады (Мф. 14:6).
Её имя мы узнаём из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.
Иосиф Флавий (около 37 н.э. — около 100 н.э.) — знаменитый еврейский историк и военачальник.
Согласно библейскому мифу, тетрарх Ирод заключил пророка Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода, отнявшего у своего брата жену Иродиаду и грубо нарушившего этим иудейские обычаи. Но казнить Иоанна Крестителя Ирод не решался, страшась его популярности среди народа (Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка).
Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха падчерица настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую ее просьбу, вплоть до того, что он готов отдать ей полцарства.
Саломея обращается к матери за советом, чего просить в награду за танец. Иродиада, которая люто ненавидела Иоанна Крестителя за то, что он возмущал народ против неё, как против прелюбодейки, велит дочери просить голову пророка.
Потворствуя матери, Саломея просит у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод в ужасе от выбора своей падчерицы, но данное привселюдно царское слово заставляет его выполнить эту страшную прихоть девушки.
Гастон Бессьер — Саломея (1914)
Гастон Бюссьер (Gaston Bussiere),(1862-1929) —
французский художник-символист, иллюстратор книг и график.
Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову пророка, а та относит её для глумления Иродиаде. Таким образом покорная дочь, подученная мстительной матерью, стала её пособницей.
Иосиф Флавий же объясняет казнь Иоанна Крестителя гораздо более прозаично. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего славу нового пророка, мессии. Тревогу тетрарха вызывали толпы экзальтированных людей, сопутствовавших Иоанну. Именно страх перед тем, что могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением, привёл Ирода Антипу к решению казнить Иоанна Крестителя. Хотя это и не исключает плюс к этому и мотив личной мести.
Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя.
Вот что пишет в «Сказаниях библеистов» по этому поводу извесный польский исследователь Библии Зенон Косидовский:
«Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его.»

Суриков Василий Иванович (1848-1916) —
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде (1872)






Библейские сюжеты всегда находили своё отражение в работах художников, не стал исключением и миф о Саломее. Кто только не рисовал картин на эту тему! Вот только некоторые из них:


Сандро Боттичелли (1445-1510) — Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя (1488)

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (около 1515)
Андреа Соларио (1460-1524) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1520-1524)
Лукас Кранах Старший (1472-1553) — Пир Ирода (1531)
Караваджо Микеланджело Меризи да (1571-1610) — Саломея с головой Крестителя (1605)
Петер Пауль Рубенс (1577-1640) — Пир у царя Ирода (первая половина XVII века)
Гвидо Рени (1575-1642) — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1639-1640)
Многие художники неоднократно обращались к сюжету о Саломее, но, пожалуй, никто кроме Гюстава Моро не написал на этот сюжет столько картин и акварелей. Его картины впоследствии служили источником вдохновения для других художников, которые именно под воздействием впечатления от картин Моро тоже писали своих Саломей.
Гюстав Моро (Gustave Moreau), (1826-1898) — французский художник, представитель символизма.
Гюстав Моро — картины (масло) на тему библейского мифа о Саломее
Гюстав Моро — акварели на тему библейского мифа о Саломее
Жюль Эмиль Фредерик Массне (Jules Émile Frédéric Massenet), родился 12 мая 1842-го года в Монто, близ Сент-Этьена (Франция) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм: «Вертер», «Таис», «Манон», «Ариадна», «Клеопатра» и другим. Среди них и опера «Иродиада» на сюжет библейского мифа о Саломее и её матери Иродиаде.
Умер композитор 13 августа 1912-го года в Париже.
Музыка оперы «Иродиада» — лирическая и изысканная. Идея сюжета была подсказана Массне известнейшим романистом Гюставом Флобером (1821-1880). Флобер в 1877-ом году написал и опубликовал в журнале повесть«Иродиада». Сюжет повести был выдержан вполне в библейском ключе. Либретто же оперы Массне представляет собой весьма вольное переложение повести Гюстава Флобера.
Сюжет либретто решен в традициях французской лирической оперы: Саломея превратилась в обыкновенную влюбленную женщину, Ирод совсем не злодей, а обычный неудачливый влюблённый. Да и сама Иродиада в опере отошла на второй план, уступив место Саломее — подлинной героине оперы.

Massenet — Hérodiade Con Montserrat Caballé & Josep Carreras
Жюль Массне — опера «Иродиада»
En Barcelona, Gran Teatre del Liceu, el cuatro de enero de 1984
В постановке Барселонского Гран Театре дель Лисео, 4 января 1984 года
Главные партии исполняют:
Саломея — Монсеррат Кабалье
Иродиада — Дуня Вейзович
Иоанн — Хосе Каррерас
Ирод — Джон Понс
Фануил — Родерик Кеннеди
Виттелий — Энрик Серра
Краткое содержание либретто оперы:

«К наблюдающему за звездами волхву Фануилу приходит Иродиада и рассказывает о потерянной в детстве дочери. Он открывает ей, что её дочь — девушка, которой увлечён Ирод, по имени Саломея. Это вызывает у Иродиады взрыв ненависти и ревности.

В храме во время молитвы Ирод объясняется в своей любви к Саломее, но та говорит, что её сердце принадлежит Иоанну. Тем временем жрецы в храме требуют от Вителлия, римского наместника, наказать Иоанна, опасаясь его большого влияния на народ. Саломея умоляет сохранить Иоанну жизнь. Но Ирод в порыве ревности приговаривает к смерти обоих.
В темнице Иоанн прощается с жизнью и со своим возникшим чувством к Саломее, в котором он, несмотря на его греховность, не раскаивается. К нему проникает Саломея, и они говорят друг другу о своих чувствах, прежде чем стражник хватает Иоанна, чтобы вести на казнь.
На пиру у Ирода в присутствии Вителлия Саломея вновь просит сохранить жизнь Иоанну. Но в это время входит палач с отрубленной головой пророка. Саломея бросается с кинжалом на Иродиаду и тут узнает в ней свою мать. Проклиная её, она закалывается.»
По ряду причин, включая сомнения директора Гранд-Опера в благопристойности сюжета — любовные отношения пророка Иоанна и Саломеи, премьера оперы состоялась в Бельгии — в Брюсселе, в театре Ла Монне в 1881 году, где имела триумфальный успех, а затем обошла другие европейские оперные театры. Была часто исполняема, особенно, в Париже в знаменитом театре Palais Garnier (Grand Opera), где шла непрерывно до 1947 года.
И сегодня опера входит в репертуары оперных театров.



Было бы удивительно, если бы такой сюжет, как сюжет о Саломее, не заинтересовал драматургов.
Трагедия «Саломея» была написана основоположником западноевропейского декаданса английским драматургом Оскаром Уайльдом в 1892-ом году специально для великой французской актрисы Сары Бернар. Именно поэтому написана она была не по-английски, а по-французски.
Премьера с участием Сары Бернар состоялась в Париже в 1896-ом году, но вскоре постановка пьесы была запрещена французской цензурой. В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее — падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Оскар Уайльд пересказал библейскую историю по-своему: его Саломея гораздо более порочна. Она ловко манипулирует поклонниками и среди них своим отчимом. Сама она при этом остается холодной. Но случается так, что девушка влюбляется в странствующего пророка Иоанна. Святому же человеку чужды плотские соблазны и на страсть Саломеи он отвечает гневным отказом.
Но дочь Иродиады упряма: раз она не может заполучить Иоанна живым, она получит его мертвым! Если не его самого, так его голову на серебряном блюде.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde), родился 16 октября 1854-го года в Дублине (Великобритания) — ирландский философ, эстет, писатель, поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» (гомосексуальные связи) и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под другим именем. Известен своими пьесами, полными парадоксов и афоризмов.
Умер Оскар Уайльд 30 ноября 1900-го года в Париже.

О жизни Оскара Уайльда есть замечательный роман «Король жизни» (1930) польского писателя, родившегося во Львове, Яна Парандовского (1895-1978).
Именно уайльдовская, а не библейская Саломея целое последующее столетие вдохновляла художников, композиторов и режиссёров.


Пьер Бонно (Pierre Bonnaud) (1865-1930) — Саломея (Salome)

«Ах, почему ты не смотрел на меня, Иоканаан? — говорит Саломея мертвецу. — Лицо своё ты прятал за ладонями своими и проклятиями своими. На глазах твоих были шоры, не давшие тебе видеть ничего другого, кроме своего Бога. Что ж, своего Бога, Иоканаан, ты видел, а вот меня, меня ты так и не увидел. А если б увидел, то полюбил бы меня. Ах, почему ты не посмотрел на меня, Иоканаан? Если бы посмотрел, ты полюбил бы меня. Я это хорошо знаю — ты полюбил бы меня, ибо любовь намного загадочнее смерти. Любовь выше смерти.»


Уайльдовская трактовка образа Саломеи нашла своё продолжение в музыке Рихарда Штрауса.
Выдающийся немецкий композитор и дирижёр Рихард Штраус (1864-1949) — яркий представитель позднего немецкого романтизма и экспрессионизма, известный своими операми, среди которых есть и опера «Саломея», либретто которой написано по мотивам одноименной пьесы Оскара Уайльда.

Рихард Штраус — фильм-опера «Саломея» (1974)
Венский филармонический оркестр — за дирижёрским пультом Карл Бём
Саломея — Тереза Стратос
Ирод — Ганс Бейрер
Иродиада — Астрид Вэрней
Иоанн — Берндт Вейкл

Карл Бём (Karl Böhm), (1894-1981) — австрийский дирижёр, выдающийся исполнитель немецкой и австрийской музыки периода классицизма и романтизма.
Тереза Стратас, урождённая Анастасия Стратакис, (Anastasia Stratakis), родилась 26 мая 1938 в Торонто (Канада) — знаменитая канадская оперная певица XX века, лирическое сопрано.

Rafał Olbiński — Salome (2008)
Рафал Ольбиньски — Саломея
Рекламный постер к одной из постановок оперы Рихарда Штрауса в США

Рафал Ольбиньски, родился 21 февраля 1943 в Кельце (Польша) — польский художник-график, дизайнер сцены и сюрреалистический живописец. В 1981 эмигрировал в США.
С 1985 года Рафал Ольбиньски преподаёт в Школе Изобразительных искусств в Нью-Йорке.
В начале 1990-х годов он получает заказы на несколько оперных постеров. Это стало началом целого десятилетия работы над проектом, ошеломившим своими результатами и охватившим весь классический оперный репертуар.
Художник приобрел мировую популярность — он стал автором, чьи работы украшают ведущие музеи мира, а его иллюстрации регулярно появляются в самых известных журналах.

Танец семи покрывал из оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в исполнении Марии Юинг,
которая не только поёт заглавную партию в опере, но и прекрасно танцует
Интересно, что во время постановки «Саломеи» в конце танца с покрывалами Мария на несколько секунд остётся полностью обнажённой (обычно исполнительницы этой роли используют трико телесного цвета).
Мария Луиза Юинг (Maria Louise Ewing), родилась 27 марта 1950 года в Детройте, штат Мичиган (США) — американская оперная и джазовая певица, меццо-сопрано.
Европейский дебют Марии Юинг состоялся в миланском театре Ла Скала (Италия).


«Рихард Штраус — Саломея» — передача телеканала «Культура» из серии «Библейский сюжет» (11.09.2010)
Рихард Штраус — финальная сцена из оперы «Саломея» — «Ах! Я целовала твои уста…»
Саломея — Джесси Норман (Jessye Norman)
Джесси Норман, родилась 15 сентября 1945-го года в Огасте, штат Джорджия (США) — американская певица (сопрано).
Драма Оскара Уайльда вполне органично вписывается в репертуар такого театра, как театр Романа Виктюка, ибо и сам знаменитый режиссёр во всех своих проявлениях вполне уайльдовский персонаж.)))
«Саломея, или Странные игры Оскара Уайльда» — любительская съёмка
Интерпретация Романа Виктюка пьесы Оскара Уальда «Саломея»
Режиссёр спектакля — Роман Виктюк
Спектакль театра Романа Виктюка
В ролях:
Оскар Уайльд, Ирод Антипа — Николай Добрынин
Саломея, Альфред Дуглас — Дмитрий Бозин
Мать Оскара Уайльда, Иродиада — Людмила Погорелова
Роберт Росс, Иоканаан — Фархад Махмудов
Из программки к спектаклю и из репетиционных записей:

«Тайна любви больше, чем тайна смерти», — говорит Саломея за несколько мгновений перед своей смертью, когда жизнь ее уже окончилась, а смерть коснулась ее своей тенью и дала ей свою мудрость… У любви нет человеческого лица. У нее только есть лик Бога и лик Дьявола. Любовь неизреченна и необъяснима, и что бы ни говорить о Любви, ее не замкнешь в Слова, как не расскажешь Музыку и не нарисуешь Солнце. Но только одно верно: тайна любви больше, чем тайна смерти, потому что Сердце захочет жить и умереть ради любви, но не захочет жить без любви.


«Саломея» Уайльда издавалась многократно в разных странах. Безусловно, такие сюжеты просто просятся, чтобы их иллюстрировали. Непревзойдённым иллюстратором этой трагедии Оскара Уайльда был его современник и соотечественник Обри Бёрдслей.
Обри Винсент Бёрдслей (Aubrey Vincent Beardsley), родился 21 августа 1872-го года в Брайтоне, графство Сассекс (Великобритания) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х годов. Член Клуба Гедонистов, один из «королей дендизма», носивший в петлице увядшую розу, своим поведением он постоянно культивировал скандал.
Серия иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда принесла ему мировую известность. Утонченные, причудливые, манерно-изысканные работы сделали его ведущей фигурой искусства стиля модерн. Известный русский историк искусства и критик Сергей Маковский в 1906 году писал о нем:
«Творчество Бердслея — черный алмаз с тонко отшлифованными гранями, с острым, холодным блеском, черный алмаз в филигранной оправе, восхищающий совершенством работы и в то же время наводящий жуткий трепет, словно талисман волшебника».
О личной жизни Бёрдслея доподлинно ничего неизвестно. Она скрывалась за вежливыми письмами и чудачествами меломана, музицирующего за роялем в «четыре руки со скелетом». Действительно, гостями его гостиной, увешанной японскими эротическими эстампами, были Оскар Уайльд, Роберт Росс, Альфред Дуглас (Боузи), Пьер Луи, Джон Грей, известные своей ориентацией. Его лучшим другом был поэт-теоретик гомосексуализма Андре Раффалович, чью книгу стихотворений «Нить и тропа» он проиллюстрировал в 1895 году. Однако нет ни одного документального свидетельства, опровергающего или доказывающего гомосексуальность художника. Издатель «Жёлтой книги» Джон Лэйн заметил однажды, что «Бёрдслей немало пострадал от слишком поспешной оценки его искусства».

Современники называли Бёрдслея последним певцом романтической агонии, мистиком, апостолом гротеска, волшебником линии.
Умер Обри Бёрдслей 16 марта 1898 года в двадцать пять лет на курорте Ментон во Франции у берега Средиземного моря в результате болезни туберкулёзом, унаследованным им от отца.


Ирод:

Саломея, Саломея, танцуй для меня. Я молю тебя, танцуй для меня. Мне грустно сегодня вечером. Да, мне очень грустно сегодня вечером. Когда я вошел сюда, я поскользнулся в крови, это дурной знак, и я слышал, я уверен, что я слышал взмахи крыльев в воздухе, взмахи как бы гигантских крыльев. Я не знаю, что это значит… Мне грустно сегодня вечером. Поэтому танцуй для меня. Танцуй для меня, Саломея, я умоляю тебя. Если ты будешь танцевать для меня, ты можешь просить все, что захочешь, и я дам тебе. Да, танцуй для меня, Саломея, я дам тебе все, что ты пожелаешь, будь это половина моего царства.

Саломея (вставая):
Ты мне дашь все, что я пожелаю, тетрарх?
Иллюстрации Обри Бёрдслея к трагедии Оскара Уайльда «Саломея»
Люсьен Леви-Дюрмэ — Саломея
Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Lévy-Dhurmer), родился 30 сентября 1865 (Алжир) — умер 24 сентября 1953 (Ле-Везин, департамент Ивелин, Франция) — французский художник-символист и керамист, представитель стиля «модерн».
Саломея
Линда — авторские песня и исполнение
Голос Саломеи:
А! я поцеловала твои уста, Иоканаан, я поцеловала твои уста.
На твоих губах был горький вкус. Это был вкус крови?..
Но, может быть, это был вкус любви…
Говорят, у любви горький вкус…
Впрочем, что с того? что с того?
Я поцеловала твои уста, Иоканаан.
Оскар Уайльд «Саломея»
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

В выпуске 9 самого шокирующего медицинского проекта «Я соромлюсь свого тіла»-5 зрители снова увидят пациентов-детей. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить ситуацию и не готовы осознать, что сами виноваты в недугах своих детей. В сегодняшнем выпуске зрители познакомятся с новыми пациентами, узнают истории их болезней, а также услышат множество советов от ведущих врачей проекта, которые помогут сохранить здоровье и взрослых, и детей.

Я соромлюсь свого тіла 5 сезон. Выпуск 9. Эфир от 29.03.2018. Смотреть онлайн

В 9 выпуске «Я соромлюсь свого тіла» лучшие специалисты продолжили бороться за здоровье украинцев. Клинику проекта посетили пять новых пациентов, история каждого из которых – уникальна и задевает за живое. Врачам удалось решить проблему Вадима Сторчака, жаловавшегося на высокое давление и боли в сердце, а также подарить Инне Поцелуевой возможность родить еще одного ребенка благодаря удалению новообразований в интимной зоне. Об этих и других пациентах читайте далее.

Соломия Тымкив (ихтиоз)

На прием к Екатерине Безвершенко маленькую пациентку со сложным генетическим заболеванием привела мама. У Соломии – ихтиоз, или болезнь рыбьей чешуи. Родители девочки понимают, что недуг неизлечим, но надеются хотя бы как-то улучшить состояние малышки. Кожа Соломийки красная, очень сухая, сильно шелушится и трескается, а на ступнях роговой слой эпидермиса утолщен настолько, что врач диагностировала гиперкератоз. Не менее критическая ситуация на кожном покрове головы – из-за патологических изменений есть риск потери волос. Чтобы подобрать лечение, Соломие предстояло пройти целый ряд обследований. Для начала дерматовенеролог сделал дерматоскопический снимок, который позволит в дальнейшем отслеживать прогресс. Несмотря на то, что первостепенной задачей является восстановление слоя эпидермиса, оказалось: помимо нарушения ороговения, у девочки есть и другие проблемы.

Наташа Могилевич (рефлекторный астигматизм и ожирение)

С самого детства Наташа страдает из-за плохого зрения. Без очков девочка видит всего на 10%. Она призналась, что в школе ее постоянно дразнят и обзывают, но не только из-за очков. У Наташи лишний вес. Мама девочки рассказала, что стремительно набирать килограммы дочка начала еще с 3-х лет. Сейчас, в свои 9, Наташа весит 54 кг. Несмотря на то, что рацион юной пациентки «Я соромлюсь свого тіла» составляют пирожные, блинчики, салаты с майонезом, сосиски и вареная колбаса, родительница не считает, что она ест больше других детей. Кроме того, мама Наташи не согласна с врачами, которые диагностируют у нее IV стадию ожирения. Дважды девочка сидела на диете, но в обоих случаях изменений практически не было: максимум ей удавалось сбросить 2 кг. Чтобы установить причину набора веса, школьницу обследовали. Никаких проблем со здоровьем, которые могли бы способствовать ожирению, у девочки не нашли. А значит – дело в неправильном питании.

Людмила Великая (жалобы на ощущение инородного тела в горле, депрессия)

Находясь на улице во время сильного ветра, Люда случайно проглотила нитку от платка. На следующий же день женщина обратилась к врачу. Лор ничего не обнаружил и посоветовал пациентке походить на масляные ингаляции. Однако проблему это не решило. Все последующие походы к специалистам на протяжении 9 лет также не дали никакого результата. По словам Людмилы, с каждым днем ситуация ухудшается. При первичном осмотре Валерий Ославский не обнаружил никаких патологических изменений, но отправил женщину на прием к отоларингологу. Инородных тел в гортани у Люды врач тоже не нашел. Ничего не выявили и другие специалисты. Это говорит о том, что, скорее всего, болезнь женщины – психосоматическая.

Вадим Сторчак (высокое давление, боль в грудной клетке и между лопаток)

Проблемы со здоровьем у Вадима начались после нервного срыва. Шесть лет назад мужчина поссорился с женой. Он пережил два приступа, причину которых врачи не смогли определить. С тех пор он живет в постоянном страхе смерти, обивает пороги больниц и старается больше отдыхать. Вся работа по дому легла на плечи его жены Наташи. Людмила Шупенюк предложила пациенту проверить, как его организм переносит физические нагрузки. Для этого ведущая измерила температуру тела и пульс Вадима в спокойном состоянии, а затем попросила сделать 30 приседаний. Что показал эксперимент? И каким будет диагноз молодого мужчины?

Инна Поцелуева-Бондарь (кисты гартнерова хода)

Во время беременности у Инны появилась киста во влагалище. Новообразование не беспокоило, но увеличивалось. На хирургическое вмешательство пациентка не решалась, так как хотела сперва найти хорошего специалиста. Но при последнем осмотре гинеколог обнаружил у Инны еще одну кисту. Сейчас у женщины практически нет интимной жизни с любимым человеком, так как наслаждаться сексом не позволяют опухоли. Кроме того, пара мечтает еще об одном ребенке. К счастью, активного воспалительного процесса или угрожающих жизни изменений Людмила Шупенюк не диагностировала, но оказалось, что у Инны есть полип. В ходе операции пациентке поэтапно удалили все новообразования.

Саломея

Саломея

Саломея – персонаж как евангельский, так и, несомненно, исторический. Она была дочерью Филиппа, сына Ирода Великого, и Иродиады, внучки этого же Ирода Великого, Ирода, который известен своим печальным приказом об умерщвлении четырнадцати тысяч вифлеемских младенцев, за что, как гласит предание, и поплатился ужасной смертью в Иерихоне, где живьем был съеден червями. Отец Филиппа сначала дал в управление сыну Итурию, Авранит и Трахонит, но после лишил его наследства. Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением при неудачливом супруге и мечтала о власти. Когда в 26 году брат Филиппа Ирод Антипа (он управлял Галилеей и Пиреей, а также четвертой частью Иудейского царства и потому назывался четверовластником) гостил у родителей Саломеи, Иродиада сумела обворожить тетрарха. Тому было уже за пятьдесят, но он влюбился в племянницу и решил жениться на ней, хотя существовало множество препятствий: во-первых, Ирод был уже женат, во-вторых, Иродиада приходилась Ироду племянницей и женой брата, поэтому их брак сулил двукратное, если не трехкратное нарушение Закона. Но Ирода это не остановило. Потом произошло неожиданное событие: жена Ирода, дочь его союзника царя Ареты VI, узнав о планах мужа, бежала к отцу. Это привело к разрыву союза с Аретой, последующей войне, в которой Ирод был побежден.

Иоанн Креститель открыто обличил Иродиаду в прелюбодеянии и за это был заключен Иродом под стражу. Но, ввергнутый в тюрьму, пророк не переставал призывать Иродиаду к покаянию, она же, по вполне понятным причинам, возненавидела вольнодумца, но бессильна была что-либо сделать, поскольку Ирод, напротив, благоволил Иоанну и, как свидетельствует св. Марк, «многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мрк. VI, 20). Впрочем, если верить Эрнесту Ренану, то как человек «Антипатр, или Антипа, тетрарх Галилеи и Пиреи, под властью которого Иисус находился всю свою жизнь, был правителем ленивым и ничтожным, любимцем и льстецом Тиберия и очень часто поддавался дурному влиянию своей второй жены Иродиады». Достоверно известно, что заточение Иоанна было довольно продолжительным, и что Иоанн в темнице сохранял достаточную свободу действий и даже мог встречаться со своими учениками.

В один из дней рождения Ирода был устроен пышный пир, на который было приглашено много знатных гостей: вельможи, тысяченачальники и старейшины галилейские. По инициативе Иродиады, на пир явилась и Саломея, которая, разгоряченная вином, с таким помрачающим сладострастием исполнила сирийский танец, что тетрарх, призвав в свидетелей всех присутствующих, обещал дать ей все, что она только пожелает: «Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мрк. VI, 22–23). И Саломея по наущению матери выговорила себе голову Иоанна на серебряном блюде. Ирод был очень недоволен этой просьбой, помрачнел, но не посмел перед гостями отказаться от своего слова, и Иоанн был немедленно обезглавлен телохранителем Ирода. Считается, что это несчастье произошло в окрестностях Махеры, на границе владений аравийского царя Ареты. С тех пор Антипу преследовал страх, а когда он узнал об Иисусе, то уверял окружающих, что это Иоанн восстал из мертвых, чтобы наказать его.

Предтеча умер в 30-м году, т. е. за три года до казни Иисуса Христа. Можно с достоверностью утверждать, что Саломея родилась в 15 году после Р. Х., таким образом, на момент злополучного танца ей было около 15 лет. Через год она вышла замуж за своего дядю, овдовела в 34 году, оставалась вдовой до 54 года и затем снова вышла замуж, на сей раз за царя Армении – Аристотеля. Умерла Саломея в 72 году. По преданию, рассказанному у Никифора (кн. I, гл. XX), Саломею постигла страшная смерть-расплата, но, по всей видимости, эта история – продукт пропагандистской религиозной мистификации. Считается, что Саломея была чрезвычайно красива, но достоверно о ее внешности можно судить только по «острому семитскому профилю», который выбит на монетах ее второго мужа. Об Ироде Антипе известно, что он, несмотря на поражение в войне с Аретой VI, домогался царского достоинства, чем вызвал неудовольствие римского императора Калигулы и вместе с Иродиадой был изгнан на юг Франции (в Лион, а по другим данным – в Легдун), где они незаметно и кончили свое существование. Вот в сущности и все, что сообщает нам история, собранная по крупицам из многих источников.

Начиная с Джиотто, искусство сделало Саломею своим чуть ли не любимейшим евангельским персонажем, хотя справедливости ради надо отметить, что в Евангелии ее имя даже не упоминается. Можно целыми сотнями насчитать ее образы на полотнах, в глине или мраморе. Ей посвятили свое вдохновение: Джиотто, Мазалино, Донателло, Цивитали, Мано-ди-Фиозоло, Липпи, Боттичелли, Анжелико, Соларио, Беллини, Джирландано, Тициан, Долуи, Мануэль, Дэйту, Пизано, Делакруа, Бодри, Герди, Реньо, Густав Моро и многие другие. Литературный шедевр под названием «Иродиада» принадлежит Гюставу Флоберу. Но у Флобера, в отличие от Уайльда, Саломея представлена наивной и даже инфантильной особой, слепым орудием мести своей матери, что, впрочем, соответствует исторической правде. Трактовка древнего сюжета Лафуртом несколько приближается к уайльдовской. В его книге «Moralites legendaires» философский замысел мягко сливается с лиризмом, с одной стороны, и юмором – с другой. В его изображении Саломея безгранично любит Иоканаана, который из пылкого и страстного пророка превращается в не менее пылкого социального агитатора. По словам Роберта Росса, при написании «Саломеи» Уайльд руководствовался главным образом Флобером и Метерлинком, «в стиле которой она является опытом». Ирод в «Саломее» Уайльда, если верить тому же Россу, – не исторический персонаж, в нем слились образы Ирода Великого (Ев. от Матф., гл. XI, I), Ирода Антипа (Матф., гл. XIV, 3) и Ирода Агриппа (Ап. Деян., гл. VIII). «Это отождествление сознательно, – говорит Росс, – так как в средневековых мистериях Ирод выведен, как тип, а не как историческая личность». Известно также, что Рихард Штраус вдохновлялся «Саломеей» Оскара Уайльда, когда работал над своей одноименной оперой, написанной в 1905 году.

Как уже указывалось, «Саломея» была написана Оскаром Уайльдом на французском языке в 1892 году. Она уже репетировалась Сарой Бернар в Лондоне, в «Palace Theatre», когда вдруг была запрещена английской цензурой. Самая первая постановка «Саломеи» состоялась в 1896 году. Люнье-Поэ поставил ее на сцене «Theatre Libre» в Париже с Линой Мунту в главной роли. Первая постановка «Саломеи» в Англии была осуществлена «Лондонским клубом новой сцены» в мае 1905 года. Уже в начале века пьеса была переведена на все европейские языки, включая чешский и новогреческий, на русский она была переведена не менее пяти раз, а наиболее чувственный ее перевод принадлежит перу Константина Бальмонта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Обладательница имени Соломия, безусловно, может гордиться очень красивым и благозвучным именованием.

Имя является неотъемлемой частью личности каждого человека, поэтому так важно знать, что означает то или иное имя, историю его происхождения, а также судьбы людей, ранее им обладавших.

Крестильные имена, заимствованные из древних языков – греческого, латыни, древнееврейского – звучали непривычно и были непонятны по смыслу. Эти церковные имена в старину обычно «обкатывались» живой речью, пока не начинали звучать вполне по-славянски.

Женское именование Соломия является фонетическим вариантом православного крестильного имени Саломия. В основе этого имени лежит древнеарамейское слово «шалом» – «мир». Имя Саломия известно с дохристианских времён, в Библии упоминается мать семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, канонизированная православной церковью как мученица. В христианских апокрифах описана повивальная бабка Саломия, присутствовавшая при рождении Иисуса Христа, которая через чудо засвидетельствовала сохранение девственности Богородицы. А в Евангелиях сообщается, что в числе женщин – мироносиц, пришедших утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела, была мать апостолов Иакова и Иоанна по имени Саломия. Согласно церковным устоям, небесным заступником конкретного человека является тот святой, чья память в календаре приходится на сам день рождения или следует за этой датой, именно этот день и называется именинами. Православная церковь чтит память святых по имени Саломия 14 и 16 августа (1 и 3 августа по старому стилю).

Наиболее известная в мире носительница имени Саломия, хотя и описана в Новом Завете, но в число христианских святых не вошла. Это иудейская принцесса Саломия, дочь Иродиады, падчерица и племянница Ирода Антипы. Восхитившись танцем, исполненным Саломией, Ирод Антипа пообещал ей любой дар по ее выбору. Саломия, по совету матери, попросила, чтобы ей принесли на блюде голову Иоанна Крестителя. В христианской традиции образ Саломии, воспринимаемый как образ женщины-искусительницы, вдохновил множество художников, писателей и композиторов на создание произведений искусства, ставших классическими образцами.

На Русь имя Саломия пришло вместе с другими христианскими именами из Византии в X-XI веках, но никогда не встречалось часто. Наибольшую популярность это имя получило в украинских землях. При этом, несколько изменившись, имя получило звучание Соломия, от которого, в свою очередь, была образована народная форма Солоха, известная нам по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

В послереволюционные десятилетия, когда русский именослов существенно изменился, многие старые крестильные имена стали забываться. Однако в конце прошлого века некоторые из них снова стали входить в обиход, и в наши дни имя Соломия вновь обретает популярность. В наше время красивым и звучным именем Соломия родители с удовольствием называют своих горячо любимых дочерей.

Источники: Леонтьев Н.Н., Что в имени тебе моем? Кублицкая И.В., Имена и фамилии. Происхождение и значение. Суперанская А.В., Имя – через века и страны. Суперанская А.В., Словарь русских личных имен. Крюков М.В., Системы личных имен у народов мира. Брокгауз и Ефрон., Энциклопедический словарь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *