Самообладание как развить

Как научить ребенка принимать решения

Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен.

А. Бергсон

Уверенность в себе, смелость в принятии решений – качества, сопутствующие самостоятельности. Большинство людей могут их развить и усовершенствовать. Но это нелегко.

Принять решение и воплотить его в жизнь становится легче по мере приобретения опыта. А уверенность в себе растет от достижения к достижению. Многие учатся больше на ошибках, а добившись успеха, не считают, что им будет везти теперь во всем.

Один из способов уйти от поражения – с самого начала объяснить подростку, что не все из того, что он делает, увенчается успехом. Но это не значит, что нужно опускать руки и сдаваться. Отдавая все силы тому, чтобы дело стало успешным, не обязательно все проблемы обсуждать с другими, приучайте ребенка обдумышать все самостоятельно.

Нельзя допустить, чтобы одна неудача сломила его. Если не удалось какое-либо дело, это не значит, что ребенок не удался как личность. Все, что требуется, – это чтобы число успехов на единицу превышало число неудач.

Донесите до сознания ребенка, что самый ненадежный способ избежать ошибок – ничего не делать, не идти на риск, никогда не терпеть неудач – это ничему не научит.

В выработке умения принимать решения помогут правила, сформулированные президентом США Джефферсоном. Расскажите о них своему чаду, разберите каждое правило.

Правила Джефферсона

• Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (если проблему постоянно откладывать, она усложняется, поэтому проще разделаться с ней сейчас и не доводить до «гангрены»).

• Никогда не беспокой других из-за того, что можешь сделать сам.

• Не растрачивай своих денег, пока не держишь их в руках (проще говоря, не дели шкуру неубитого медведя).

• Не покупай того, что тебе не нужно, под предлогом, что дешево: и это еще дорого для тебя.

• Все, что делается охотно, не кажется тягостным (нужно постараться в каждом деле найти нечто, что может быть интересным, тогда и делать его будет приятно).

• Сколько горя причиняли нам несчастья, которые никогда не случались.

• Принимай все вещи с самой легкой их стороны.

• Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем сказать что-нибудь, и до ста, если гнев силен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

Принимать решения нужно быстро

Принимать решения нужно быстро Процент ошибок при быстрых решениях не выше, чем при долгих колебаниях, а сам факт решительности ускоряет дела и придает уверенность. Говорят, склонность думать и поступать спонтанно, не опираясь на прошлый опыт, – симптом душевного

Как принимать важные решения

Как принимать важные решения Принятие серьезных решений (например, каким делом вы собираетесь заниматься всю оставшуюся жизнь) — весьма сложная проблема для многих людей. Они приходят ко мне и говорят: «Мне нужно решить, чем заниматься всю оставшуюся жизнь!»Для начала я

ГЛАВА 10 КАК ГРАМОТНО И ЭФФЕКТИВНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

ГЛАВА 10 КАК ГРАМОТНО И ЭФФЕКТИВНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ конце главы 8 я обещал рассказать Вам о двух дополнительных техниках, которые помогут достичь состояния покоя, умиротворения. Процесс преимуществ/недостатков — второй из них. Это идеальный инструмент, чьей задачей

Как научить детей принимать решения?

Как научить детей принимать решения? Принятие решений имеет первостепенную значимость.Возможность выбирать, чем сейчас заняться, с каким материалом, с кем из ребят, помогает детям развивать навыки принятия решений организованным и безопасным путем. Они учатся принимать

Позвольте ребенку самостоятельно принимать решения

Позвольте ребенку самостоятельно принимать решения Нерешительные люди бывают особенно упорны в исполнении своих намерений, и таковы они по причине самой своей нерешительности: ведь, отказавшись от того, что они уже рассудили сделать, они должны будут еще раз принять

Модель «Последствия» Почему решения надо принимать быстро

Модель «Последствия» Почему решения надо принимать быстро Мы то и дело вынуждены принимать решения на очень зыбкой основе. Так, например, в самом начале нового проекта, когда только предстоит вникнуть в детали, для принятия важных решений требуется изрядное мужество.

Развитие способности принимать верные решения

Развитие способности принимать верные решения Трудные жизненные ситуации каждый человек представляет по-своему. Иными словами, они у каждого свои. Поэтому не будем их конкретизировать, опишем лишь общие подходы к их разрешению и приведем некоторые упражнения.Дело в том,

Как научиться принимать самостоятельные решения

Как научиться принимать самостоятельные решения Если вы прошли какой-либо тренинг в Центре взаимоотношений GRC®, тогда вспомните, какие из приобретенных знаний изменили вашу жизнь к лучшему? Знаем, что многие из вас, отвечая на этот вопрос, могут составить длинный список

Как научить ребенка делиться

Как научить ребенка делиться Жадность в той или иной мере свойственна всем малышам. На какой-то период любимыми словами ребенка становятся: «мой», «моя», «мое», «где мне?». Конечно, такие проявления детской натуры не радуют родителей. Почему ребенок жадничает? После двух

Каждый человек, который понимает, что может развить в себе любую способность, имеет собственный список будущих качеств. Если в вашем списке нет самообладания, возможно данная статья поможет вам не только осознать важность этой способности, но и поможет в ее развитии.

Хотя самообладание всегда считалось истинно мужским качеством, полезно его развивать и женщинам. Женщина, потерявшая самообладание, вызывает сострадание и даже любовь, мужчина же теряет всякое уважение. Иногда потеря самообладания является манипуляцией, это уж смотря, какие глубинные мотивы. И тем не менее женщинам стоит развивать в себе это качество хотя бы потому, что частая потеря самообладания чревата огромными проблемами со здоровьем. Можно все объяснить холерическим темпераментом и продолжать убивать себя, но есть варианты получше.

Нервный срыв — это бомба замедленного действия, поэтому давайте разберемся чего это будет вам стоить. Стоит оговориться, что хотя потеря самообладания вовсе не означает нервный срыв, частая потеря себя расшатывает психику настолько, что с каждым новым разом вы становитесь ближе именно к нервному срыву, а потом будете его испытывать каждый раз. По поводу и без повода.

Самообладание и его потеря

Самообладание — это способность человека сохранять внутреннее спокойствие, не предавать свои внутренние ценности в самых сложных эмоциональных и критических ситуациях. Потерять самообладание — значит поддаться эмоциям, обнажить оголенный нерв и предать свое внутреннее «я». Если ставить вопрос о том, зачем сохранять самообладание, ответом будет перечисление негативных моментов, которые следуют за его потерей:

  • Чувство вины или стыда
  • Потеря мужественности, если вы мужчина
  • Нервный срыв, истерика
  • Чем ниже уровень раздражающего фактора, тем сильнее неудомение людей, ставших свидетелями нервного срыва
  • Потеря самообладания может выражаться в полнейшем ступоре. Человек внешне выглядит спокойным. Это самый опасный вид нервного срыва
  • Разрыв отношений с человеком, поврежденная вещь, сжигание всех мостов на работе и общественной жизни, моральное падение в лице свидетелей срыва
  • При частом повторении возможен инфаркт, либо расшатывание нервной системы

Потеря самообладания, как правило, не происходит за короткое время. Это долгий процесс накопления действий раздражающих факторов. Человек, культивирующий в себе самообладание, обладает способностью растворять в себе первые признаки первого раздражителя. Для того, чтобы научиться растворять в себе раздражитель, необходимо для начала его распознать. Беда многих людей в том, что у них в процессе дня копится много отрицательных ситуаций, которые они уже даже не замечают — они автоматом зачисляются на ваш отрицательный эмоциональный счет.

Потерявшие самообладание описывают это чувство в виде красной пелены перед глазами. Происходит полная потеря контроля над всем телом, сознание как бы наблюдает за телом со стороны. В человеке чувство вины и стыда смешивается с недоумением, он не понимает, что произошло. Осознание приходит позже.

Есть ли минусы в развитом самообладании? Безусловно, если вы так и не поняли, что это такое и считаете, что нельзя же долго терпеть что-либо. Самообладание — это постоянное обнуление раздражителей с тем, чтобы они не накопились. Никто не советует вам терпеть унижения и издевательства, просто нервный срыв — худший способ вести диалог и решать проблемы. Да и просто раздражение в любом диалоге не позволяет вам следить даже за ходом беседы. Потеряв самообладание, вы даже можете выиграть битву, но не войну. С вами больше никто дел иметь не будет.

Плюсы развития самообладания

Развив в себе самообладание, вы не только будете контролировать свои эмоции, но и контролировать эмоции близких вам людей, внушать им уверенность и не давать потерять лицо. Люди очень ценят подобное качество.

Несмотря на то, что все мы любим быть эмоциональными, существует огромное количество ситуаций, где необходимо руководствоваться холодным расчетом и иметь твердую руку. Эмоциям должно быть свое время. То, что люди больше обращают внимание на сверхэмоциональных людей, не значит, что они их ценят.

Вы получаете власть над другими людьми. В любой сложной эмоциональной ситуации, когда многие подвержены панике, люди инстинктивно смотрят вокруг и отмечают самого спокойного человека. Эволюция говорит им — иди за ним, он знает, что делать. Даже когда человек просто растерян, он отметит ваше спокойствие и послушает вас.

Человек, развивший в себе самообладание, способен планировать свои действия в сложной ситуации. В то время, когда другие теряют лица, этот человек отдает отчет каждому действию и знает, какие шаги и слова будут следующими. Он остается собой в любой ситуации.

Как развить свое самообладание

1

Медитация

Всегда и везде эта медитация. Но что сделать, если она и правда универсальна, когда речь идет о любых эмоциях. Она позволит вам распознавать, понимать и ощущать свои эмоции. Вы наконец сможете удивиться: «О, я испытываю благодарность. Какое приятное чувство, никогда не обращал внимание». С отрицательными эмоциями намного сложнее, но, уделив 20 минут в день, вы впоследствии экономите огромное количество денег и времени. В конце-концов, вы просто удивитесь тому, что способны испытать несколько десятков эмоций за одну минуту и как это вредит ясному разуму.

2

Релаксация

Если для вас на первых порах сложно ни о чем не думать и сидеть с закрытыми глазами, просто ляжьте, включите любимую музыку и полежите. Двух раз по 10 минут в день хватит для приведения эмоций в норму.

3

Полюбите людей

Больше половины раздражителей возникают от того, что вас злят и раздражают люди. Можно провести всю свою жизнь в попытке их перевоспитать, а можно находить в каждом человеке лучшее и интересоваться им искренне. Посмотрите на человека, который вас всегда раздражает и задайте простой вопрос «Почему?». Получив ответ, задайте тот же вопрос еще четыре раза. Удивительно, но скорее всего в итоге вы выясните, что причина вашего раздражения на этого человека в вас самих, в чем-то, что легко устранить, если постоянно напоминать себе тот самый последний ответ. Вас раздражает не ваш непутевый родственник, а то, что вы не можете помочь ему стать на ноги. Родственником вашим он все равно будет и любите вы его искренне, дело в том, что вы не знаете, как ему помочь. Возможно, вы даже никогда не задумывались об этом, он вас просто раздражал тем, что не сумел устроиться в жизни. Докопайтесь до истинной, а не поверхностной причины раздражения.

4

Игнорируйте внешние раздражители

Телефонный звонок вас раздражает не потому что отвлекает от работы, а потому что вам надо ответить. Вы на автомате поднимаете трубку, просто потому что вам кто-то позвонил. Во многих случаях этот звонок не изменит вашу жизнь. Если раздражает, не берите трубку, перезвоните человеку, когда поймете, что вам это нужно.

Так же стоит поступать и со многими другими раздражителями, если наконец подумать о том, что на них можно не реагировать или минимизировать их воздействие. Наушники помогут сосредоточиться на чтении (музыка без слов), чтение раздражающих новостей перестает вас удивительным образом раздражать, когда вы перестаете их читать.

5

Обнуление раздражителя

Как уже было сказано, главная причина потери самообладания в том, что раздражители копятся и существует определенный порог, преступив который вы получаете нервный срыв. Поэтому если с самого утра произошло неприятное для вашей нервной системы событие, не игнорируйте его (оно уже проникло внутрь), а работайте с ним. Не решайте важные вопросы, когда вы чем-то разозлены. Подумайте над тем, чтобы избавиться от раздражения и только после этого идите дальше.

6

Оттяните время реакции

При возникновении раздражителя, не реагируйте на автомате. Особенно это важно во время конфликта. Сосчитайте до десяти или сделайте пару глубоких вдохов и выдохов. Мгновенно реагируют на раздражители только низшие микроорганизмы.

Всегда помните о том, что потеря самообладания — однозначное зло. Если вы занимаетесь саморазвитием, все это не имеет смысла, если вы не умеете контролировать свои чувства и не следите за эмоциями. Саморазвитие — это прежде всего душевное равновесие, и именно в этом состоянии можно добиться больших успехов во всех начинаниях.

Игра

Ведущий считывает ситуации с проблемных карточек и предлагает участникам встать на линию необычного термометра от 0 до 10, в зависимости от того, на сколько серьёзно его раздражает данная ситуация. «Например, если вы немного раздражены — становитесь на цифру 1, если среднестатистический гнев — на 5, если чрезвычайно рассерженный, бешеный — на 10». Ведущий не комментирует выбор участников, но определённо похвалит детей за их активное участие. Если участники сами хотят поделиться своим опытом, пусть они обсуждают события и ситуации, которые раздражают или разгневают.

Не позволяйте критиковать или высмеивать выбор других участников, спокойно говорите: «Это нормально, что каждого из нас раздражают разные ситуации, и одна и та же причина злит некоторых больше, некоторых меньше.»

По окончанию игры ведущий обсуждает с участниками два потенциала:

— предлагает выяснить, какие слова или метафоры могут более точно описать каждую степень гнева

(примеры: раздражённый, злой, бушующий, готовый взорваться от гнева, бурлит от гнева и т. д.),

-поясняет, что степень гнева можно научиться регулировать. Как правило невозможно мгновенно снизить уровень гнева от 10 до 0, но вы всегда можете уменьшить свой гнев по крайней мере на одну ступень, например, от 4 до 3, с 10 на 9.

Примечания для ведущего:

В течении этой игра в зависимости от величины группы и продолжительности урока, может потребоваться от 5 до 10 ситуационных карточек. Желательно выбирать ситуации, которые не являются сугубо личными и не являются самыми болезненными или актуальными в вашем классе на данный момент. Внимательно следите за тем, чтобы никто из детей не критиковал и не высмеивал чужого мнения. Подбодрите участников своей помощью при овладении новых навыков!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР ГНЕВА Количество игроков:

1 — 3 участника и ведущий.

Необходимые материалы:

карточки, отображающие проблемные ситуации , лист бумаги с нарисованным термометром или магнитная доска с нарисованным термометром и магнитами.

Цель игры:

та же, что в игровом варианте для группы.

Процесс игры:

руководитель обсуждает с участником те же темы, что и в варианте игры в группе, но ситуационные карточки после прочтения выдаются участнику и предлагается поместить каждую ситуацию на шкалу нарисованного термометра гнева в зависимости от того, насколько интенсивные ощущения она провоцирует в участнике. (Либо положите карточку на лист бумаги, либо поместите на доску с магнитами).

РАЗРЕШИ СИТУАЦИЮ! Количество игроков:

1 — 5 участников и ведущий

Необходимые материалы:

30 карточек проблемных ситуаций,

60 карточек контроля гнева.

Цель игры:

расширить представление о различных способах контроля гнева и решения проблемы, а также хорошо провести время.

Игра:

Карточки проблемных ситуаций укладываются посередине. Карточки контроля над гневом смешиваются, выдавая каждому игроку по 6 карт (как в обычных карточных играх). Игрок № 1 выбирает одну карточку из стопки ситуаций (например, «Зонтик сломался во время дождя») и «идёт» с этой картой к игроку № 2.

Задача игрока № 2 состоит в том, чтобы выбрать хотя бы одну из своих карточек гнева, которая подойдёт для этой ситуации (например, «Я попрошу о помощи» или «Я смирюсь с происшедшем»). Вы также можете использовать две или более карточек. Если ни одна из ваших карточек не подходит, возьмите другую карточку контроля гнева и попробуйте снова. Ведущий может спросить, чем обоснован ваш выбор и как такое решение поможет преодолеть гнев.

Если другие игроки принимают этот ответ, карточка ситуации считается разыгранной. Игрок № 2, в свою очередь, извлекает из колоды ситуационных карточек следующую карточку и «идёт» с ней к игроку № 3. Эта игра не гонка, проигравшего или победителя здесь нет. Игра заканчивается в момент, когда заканчиваются проблемные карточки.

Примечания для ведущего: Следите за тем, чтобы предложенные участниками ответы были уместными (в большинстве случаев любые стратегии релаксации и социальных навыков будут подходящими, но будьте осторожны, если ситуация связана с насилием со стороны сверстников — в таких случаях помогите участникам выбрать решения, которые поощряют обращение за помощью; не принимайте ответы, которые допускают продолжение насилия — например, «я соглашусь с тем, что произошло»). Если ребёнку очень трудно принять решение, ведущий может играть вместе с ним или предложить всей группе помочь с решениями. Чтобы наглядно показать участникам, как размышлять о проблемных ситуациях, желательно, чтобы ведущий играл вместе с игроками и во время игры комментировал ход своих мыслей («Итак, у меня есть карта » Я досчитаю до 10… «. Я думаю, что это будет очень полезно потому, что подсчёт до 10 помогает успокоиться, и если я спокоен, я лучше пойму, что делать «). Вариант игры «Придумай ситуацию сам»:

Если участники уже играли в игру с данными ситуациями один раз, можно разделить им пустые карточки и попросить каждого написать одну собственно придуманную проблемную ситуацию. Затем карточки перемешиваются и далее все играют как раньше, но на этот раз они решают ситуации, заданные собой. Этот вариант игры может быть полезен при игре в семье, и ситуации пишутся как родителями, так и детьми. Играя вдвоём (участник и ведущий), ситуации можно не писать, а рассказывать друг другу. В этом случае вы можете тактически выбирать ситуации из жизни вашего ребёнка, в которых ему или ей было бы полезно по практиковаться в управлении своим гневом. Пожалуйста, будьте предупредительными и чуткими!

ЧЕТЫРЕ ПУТИ К СПОКОЙСТВИЮ

Количество игроков:

8 — 30 участников (могут играть всем классом) и ведущий (учитель или психолог).

Необходимые материалы:

карточки проблемных ситуаций, карточки решений, достаточно места для участников, которых можно разделить на 4 группы.

Цель игры

-предложить представление о различных способах управления гневом,

-тренировать навыки общения и навыки решения проблем,

-учиться работать в группе.

Игра:

1. Каждый участник произвольно извлекает одну карточку гнева. Ведущий предлагает найти участников, у которых есть карточки с одинаковыми надписями вверху (необходимо создать 4 группы: «Я успокоюсь», «Я подумаю», «Я буду использовать социальные навыки», «Я буду действовать ). Каждая группа может расположиться в своем углу комнаты.

2. В этот момент игры рекомендуется ещё раз обсудить с участниками то, что их карточки представляют 4 вида действий, которые мы можем использовать в стрессовых ситуациях.

— первые два предназначены для успокоения себя и улучшения самочувствия («Я успокоюсь» — стратегии расслабления и успокоения, «Я подумаю» — стратегии мышления),

-вторые два («Я использую социальные навыки» и «Я действую») относятся к тому, как мы можем разрешить ситуацию.

Модели каждого типа решений могут быть наглядно продемонстрированы. Например, при обсуждении методов релаксации весь класс старается глубоко дышать, или напрягать руки и расслаблять, вытряхнуть руки.

Образцом обсуждения стратегии мышления может послужить, например, ситуация обучению катания на коньках. Если участник падает на лёд, он может воспринимать это, думая «я неудачник», «у меня никогда не получиться». Спросите у класса, как будет чувствовать себя участник?

А что он будет чувствовать, если подумает: «Все впервые падают» или «С каждым разом у меня всё получается лучше и лучше»? Вы можете попросить участников назвать и написать на доске разные помогающие и мешающие мысли.

Обсуждая стратегии социальных навыков, обратите внимание детей на то, как понимание чувств других людей может помочь нам избежать неприятностей и подружиться.

Обсуждая стратегии решения проблем, обязательно обращайте внимание детей на ситуации, в которых наиболее разумным является не обращать внимания и уходить или на ситуации, которые участники могут решить сами. Но есть ситуации, когда очень важно немедленно обратиться за помощью к взрослым (например, насилие, авария). Также стоит представить «беспроигрышные» стратегии для старшеклассников, когда мы пытаемся найти взаимовыгодное решение, обсуждая и разъясняя потребности каждой из сторон

3. Ведущий считывает проблемную ситуацию с карточки, все группы подряд (лучше всего следовать последовательности: успокоение, мышление, социальные навыки, решение проблем) оглашают наиболее подходящие решения из стратегий своей группы. Вы можете использовать как приведённые на карточках, так и собственные решения.

Вариант игры: ведущий даёт каждой группе свою проблемную ситуацию, каждая группа готовит варианты решения по своей ситуации (тогда можно использовать не только карточки своей группы, но и все 4 типа решений). За каждое подходящее решение группа получает 1 балл. После того, как группа прочитает своё решение, остальные группы могут дополнять сказанное, если у них есть другие идеи о том, как справиться с этой ситуацией (также получая 1 балл за каждую хорошую идею).

Вариант игры: каждая группа участников придумывает и записывает на пустые карточки 3 ситуации, которые за тем раздают другим группам. Каждая группа разрабатывает решения для каждой ситуации (могут быть использованы все 4 способа). За каждое подходящее решение группа получает 1 балл.

Вариант игры: каждая группа получает 1 ситуацию и разыгрывает в ролевой игре — как исходную ситуацию, которая вызывает гнев, так и поведение, которое успокаивает и решает проблемы. (Это может быть подходящим вариантом игры в классе и т. д., в более неформальной обстановке, когда нет ограничений по времени, и участники чувствуют себя свободными.)

Примечания для ведущего: Внимательно следите за тем, чтобы не были предложены агрессивные решения или решения, поддерживающие агрессию (например, в ситуации «Вы видите, что хулиганы нападают на вашего друга», не принимайте ответа «пойду драться» или «ничего страшного, это не моя проблема»). Тем не менее, пригодны ответы с юмором (например, вскрик «Смотрите: инопланетяне!” чтобы отвлечь внимание хулиганов, является вариантом, который можно засчитать), и ответы, которые относятся к самоконтролю над эмоциями («Я буду считать до 10, чтобы успокоиться и решить, что сейчас делать»). Если участники не упоминают о важном решении ситуации (например, «позвоните в полицию» или «позвоните взрослым»), то учитель должен рекомендовать это. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ Количество игроков:

1 — 8 участников и ведущий.

Необходимые материалы:

мяч, контрольная карточка «Я подумаю», карточка проблемной ситуации.

Цель игры:

создать представление о том, как мышление влияет на наши чувства, научить ребёнка распознавать отрицательные мысли и заменять их положительными мыслями.

Игра:

1.Ведущий обсуждает с участниками то, как наши мысли влияют на наши чувства. Зачитывает и выкладывает на доску или на стол карточку «Я подумаю» для того чтобы был наглядный пример.

2.За тем ведущий называет проблемную ситуацию и бросает мяч одному из игроков. Участник поймавший мяч называет негативные /отрицательные мысли, которые могут возникнуть в соответствующий момент, а также позитивные / успокаивающие мысли, которые можно обдумать в это же время. Например, в ситуации «кто-то ест ваше печенье» отрицательные / злые мысли могут быть: «сестра съела печенье специально, чтобы разозлить меня», но может возникнуть утешающая мысль: «возможно, она была голодна», «она не знала, что это мои печенья».

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал самостоятельным, мог учить уроки, собираться в школу, посещать секции и кружки и все это при минимальном участии взрослых. В воспитании наших детей самодостаточными и независимыми ключевую роль играет формирование навыков самоконтроля.

Самоконтроль — необходимый элемент в становлении самостоятельности ребенка. Качественно и своевременно сформированные навыки самоконтроля — залог успешности ребенка не только в учебной деятельности, но и в будущей взрослой жизни.

Понятие «самоконтроль” включает в себя множество составляющих:

  • умение планировать свою деятельность;
  • способность продуктивно организовать свой рабочий процесс;
  • умение сравнивать свои действия с общепринятыми нормами;
  • способность «играть по правилам”, действовать по алгоритму;
  • возможность оценить свои поступки, результаты своего труда, свое психическое состояние;
  • умение находить ошибки и исправлять их;
  • способность вовремя останавливаться, избегать возможных неприятных последствий;
  • анализ собственной деятельности, поиск слабых мест, самообразование и совершенствование.

Очевидно, что самоконтроль — явление сложное, многогранное, а формирование навыков самоконтроля — процесс длительный, требующий систематического и индивидуального подхода.

Навыки самоконтроля начинают формироваться еще в старшем дошкольном возрасте. Однако младшие школьники, приступая к учебе, еще не могут достаточно хорошо осуществлять контроль над собственной деятельностью. Поэтому формирование и развитие навыков самоконтроля является важнейшей задачей педагогов. Учителя и родители контролируют работу ребенка, затем самому ученику предлагают проверить соседа по парте, найти ошибки в тексте учителя. Постепенно контроль со стороны взрослых ослабевает и ребенок приспосабливается отслеживать свою деятельность самостоятельно.

Как помочь ребенку развивать навыки самоконтроля в школе и дома?

  • Стараться давать ребенку как можно чаще задачи, в которых промежуточная и итоговая самопроверки являются необходимым этапом их решения.
  • Если для выполнения задания ребенку требуется образец или пример, он должен иметь свободный доступ к ним в любое удобное для него время.
  • Дети так или иначе будут допускать ошибки и далеко не всегда смогут их обнаружить. Не стоит ругать или наказывать ребенка, необходимо помочь ему разобраться, проанализировать вместе с ним причины возникновения промаха, объяснить еще раз недопонятый материал.
  • Если в семье двое детей и больше, целесообразно предложить им проверить качество выполнения задач друг у друга, будь то домашние обязанности или уроки. Разумеется, учебные задачи могут проверять только школьники с небольшой разницей в возрасте.

Домашнее задание — важный фактор формирования навыков самоконтроля младшего школьника. Первоклассники делают уроки с родителями, под их чутким руководством. Но родители обязаны постепенно снижать планку контроля, предоставляя детям возможность делать промежуточную или итоговую самопроверку того или иного элемента домашнего задания. Ребенок должен чувствовать собственную ответственность за проделанную работу, осознавать последствия некачественного исполнения задач. Для правильного формирования навыков самоконтроля у младших школьников родители должны внимательно наблюдать за работой над домашним заданием, оказывать необходимую помощь, но при первом же удобном случае давать ребенку возможность справляться с заданием самостоятельно. Так младший школьник не только научится разбираться с материалом и выполнять задания без помощи со стороны, но и станет более внимательным, вдумчивым.

В младших классах игровая деятельность все еще остается важным способом познания мира и развития. С помощью игр можно прекрасно развивать навыки самоконтроля: ребенок развлекается, расслабляется, освобождается от негативных эмоций и при этом обучается осознавать свое состояние, управлять своими действиями, контролировать тело, дыхание. Важным фактором такой развивающей игры является наличие правила, которым ребенок может руководствоваться как образцом, сравнивая с ним свое поведение и подгоняя его под необходимые условия.

Предлагаем несколько игр, которые помогут улучшить навыки самоконтроля младшего школьника.

Практиковать их можно не только в школе в компании одноклассников, но и дома вместе с родителями.

    1. «Накачай мяч”
    Правила простые: насос должен накачать мяч. Только в данном случае насос — это один участник игры, а мяч — другой участник. Игрок, изображающий мяч, должен быть полностью расслаблен, «сдут” (ноги полусогнуты, голова и плечи опущены, тело слегка наклонено вперед). Игрок-насос начинает надувать мяч, сопровождая свои действия шипением. Мяч при каждой подаче воздуха становится все больше и крепче: первая подача — ноги выпрямляются, вторая — голова поднимается, третья — тело выравнивается, четвертая — надуваются живот и щеки и т.д. После того, как мяч окончательно надулся, второй игрок «выдергивает» из него насос, и мяч начинает энергично сдуваться с характерным звуком. Игрок-мяч снова сдулся и обмяк. Участники меняются ролями.
    2. «Повтори за мной”
    Правила: первый игрок хлопает в ладоши в определенном ритме, второй игрок запоминает ритм и пытается его повторить. Затем участники меняются местами. Сначала ритм должен быть умеренным, но постепенно можно ускорять темп и усложнять ритмические связки. В конце игры всегда интересно узнать впечатление ребенка: что ему было проще делать, а что сложнее.
    3. «Тряпичная кукла и солдат”
    Правила: первый участник — волшебник, который превращает второго участника из солдатика в тряпичную куклу и наоборот. Когда волшебник наколдует солдатика, второй участник должен напрячь все мышцы, вытянуться и выпрямиться как можно сильнее и застыть, будто окаменев. Как только волшебник взмахнет палочкой — солдатик превращается в куклу: игрок должен максимально расслабиться, обмякнуть, будто желе. Взмах палочкой — и кукла снова превращается в солдатика. Повторить несколько раз, затем игроки меняются местами.
    4. «Быстрее-медленнее-стоп”
    Правила: ребенок самостоятельно придумывает какое-то действие (машет руками, ходит, хлопает в ладоши, прыгает на месте и т.п.), а затем выполняет его с той скоростью, какую задает взрослый. Когда такое условие становится для ребенка очень простым, можно усложнить игру: ребенок сам себе подает команды вслух, а затем пытается выполнить. Этот вариант игры является очень эффективной тренировкой навыка планирования.
    5. «Заводная игрушка”
    Правила: ребенок самостоятельно выбирает, какой игрушкой ему хочется быть (солдатик, кукла, цыпленок, паровозик и пр.), затем оговаривается количество оборотов (например, 10). Взрослый воображаемым ключиком заводит игрушку, она сначала двигается быстро, но с каждым оборотом все больше замедляется и к нулю останавливается. Считает обороты взрослый, затем задача усложняется: ребенок должен сам считать обороты и контролировать замедление.

Также способствуют развитию навыков самоконтроля и занятия на сайте «Разумейкин», т.к. в процессе выполнения заданий ребенок учится слушать информацию, выполнять инструкции, применять полученные знания. Кроме этого развитие самоконтроля у детей тесно взаимосвязано с развитием памяти, мышления, внимания, воображения. Ведь самостоятельное выполнение интеллектуальных задач в определенной последовательности требует активного включения умственных, эмоциональных и волевых способностей ребенка.

Дети, у которых достаточно сформированы навыки самоконтроля, имеют неоспоримые преимущества в учебной деятельности, становятся более успешными, уверенными в себе, мотивированными на дальнейший успех.

педагог-психолог Антонина Валевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *