Самопринятие это в психологии

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Яремчук С.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Данное исследование посвящено изучению самопринятия с точки зрения таких его характеристик, как самоосведомленность, безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта. В ис-следовании принимали участие 90 человек в возрасте от 15 до 63 лет (43 женщины и 47 мужчин). Для сбора данных была разработана специальная методика, в которой испытуемым предлагалось написать как можно больше собственных качеств, оценить каждое из них и противоположные качества, отметить те из противоположных качеств, которые являются привлекательными для респондентов. Данные со-поставлялись со шкалами «Самоприятие» и «Самонеприятие» методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции rs-Спирмена. Результаты показывают низкий уровень выра-женности всех характеристик самопринятия при высоком уровне приятия по методике К. Роджерса и Р. Даймонд, при этом взаимосвязь между этими методиками является незначимой. Корреляционный анализ показывает, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами. 153 KB позитивное самоотношение готовность к приобретению нового опыта толерантность безоценочность самоосведомленность самопринятие 1. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987. — С. 91-114. 2. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — СПб. : Издательский центр «Академия», 2002. — C. 426-433. 3. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности . — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/ivanv01/index.htm / (дата обращения: 16.02.14). 4. Колышко A.M. Психология самоотношения. — Гродно : ГрГУ, 2004. — 102 с. 5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. — 2004. — N 1. — С. 43-56. 6. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. — М. : Смысл, 1993. — 32 с. 7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95-130. 8. Яремчук С.В. Проблема принятия себя в юношеском возрасте // Известия Сочинского государственного университета. — 2012. — № 4 (22). — C. 207-212.

Введение

В отечественной психологии на современном этапе ее развития термин «самопринятие» начинает использоваться в научных исследованиях всё чаще и чаще. Вместе с тем место этого феномена в системе категорий отечественной психологии остается весьма размытым. Анализ, осуществленный В.В. Ивановой , обнаруживает, что самопринятие слабо дифференцируется от таких явлений, как самоуважение, самоудовлетворенность, аутосимпатия, самооценка, положительная Я-концепция, самолюбие, самоутверждение и т.п. При этом самопринятие рассматривается в разных контекстах: как составная часть самоотношения, как одна из характеристик самоактуализирующейся личности, как один из компонентов психологического благополучия. Неопределенность этого понятия приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностики самопринятия, хотя соответствующие шкалы могут быть обнаружены в составе разных методических инструментов.

Так, в тесте-опроснике самоотношения (ОСО) В.В. Столина шкала самопринятия входит как составляющая в шкалу аутосимпатии. В содержательном плане шкала аутосимпатии на пози­тивном полюсе объединяет одобрение себя в целом, доверие к себе и позитивную самооцен­ку, на негативном полюсе — видение в себе по преимуществу недо­статков, низкую самооценку, готовность к самообвинению (включая такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров).

В методике исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева шкала самопринятия была выделена в результате факторного анализа. В основе обнаруженного фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Самопринятие в этой методике связывается с одобрением своих планов и желаний, снисходитель­ным, дружеским отношением к себе. Автономность этой шкалы и отсутствие ее корреляции с интегральной самооценкой интерпретируется С.Р. Пантилеевым как принятие личностью не только своего образа «Я», но и сопровождающих оценку этого образа эмоций, выражающихся в чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности.

В контексте изучения самоактуализации также существуют методики, позволяющие осуществить измерение самопринятия, которое рассматривается как черта самоактуализирующейся личности. К наиболее распространенным инструментам относятся: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд (содержащая шкалы «приятие себя» и «неприятие себя») , самоактуализационный тест (САТ), представляющий собой вариант опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), адаптированный сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (шкала самопринятие) и методика диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) , которая также позволяет осуществить диагностику особенностей личности, характерных для самоактуализирующегося человека, и в частности самопонимание и аутосимпатию.

В последнее время в связи с ориентацией общества на качество жизни человека, в том числе на его психологическую и субъективную составляющие, начинает распространяться концепция психологического благополучия К. Рифф, которой создана шестифакторная модель психологического благополучия и опросник «Шкалы психологического благополучия» (Ryff’s Scales of Psychological Well-Being), одним из компонентов которого выступает самопринятие. В интерпретации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, осуществлявших стандартизацию методики на российской выборке , высокие или нормативные значения по шкале «Самопринятие» означают, что человек позитивно относится к себе, признаёт и принимает свои как хорошие, так и плохие качества, позитивно оценивает своё прошлое.

Заметим, что независимо от контекста, в котором изучается самопринятие, в большинстве адаптированных в России методик самопринятие понимается как позитивный смысл «Я», симпатия по отношению к себе, основа позитивного Я-образа. Вместе с тем современные зарубежные исследования принятия себя опираются на такие характеристики принятия, как безоценочность (nonjudgement), толерантность (tolerance), осведомленность (awareness) и готовность к приобретению нового опыта (willingness to have an experience) . В связи с этим целями настоящего исследования стали разработка методики, ориентированной на изучение самопринятия с опорой на указанные характеристики, ее апробирование и сопоставление со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.

Методы

В разработанной методике испытуемым предлагалось написать как можно больше качеств, которыми он, как ему кажется, обладает (что отражает параметр «осведомленность»); оценить каждое из качеств (параметр «безоценочность»: определялся числом качеств, оцениваемых нейтрально); к каждому качеству подобрать противоположное и оценить каждое из них (параметр «толерантность»); а также отметить те из противоположных качеств, на которые человек был бы согласен изменить свои собственные (параметр «готовность к приобретению нового опыта»). В процессе обработки безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта оценивались в процентном отношении к общему числу выделенных качеств. При этом шкала «толерантность» образовывала биполярный континуум, в котором отрицательные значения свидетельствовали об интолерантности человека к качествам, противоположным его собственным, и оценке их как негативных.

Апробирование методики осуществлялось на выборке из 90 человек: 50 школьников 15-16 лет и 40 взрослых в возрасте от 24 до 63 лет (21 человек в возрасте 24-35 лет и 19 человек старше 36 лет).

Кроме разработанной методики, для изучения самопринятия использовались шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд «Приятие себя» и «Неприятие себя», отражающие позитивный и негативный окрас образа Я.

Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции rs-Спирмена.

Pезультаты и обсуждение

Средние значения показателей самопринятия по обеим методикам в разных возрастных группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей самопринятия в разных возрастных группах

Анализ средних показателей методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд показывает, что во всех возрастных группах испытуемые демонстрируют высокий уровень приятия себя и низкий уровень самонеприятия (за исключением группы учащихся, значения которых по шкале неприятия себя попадают в границы нормы). Это свидетельствует о преимущественно позитивной окраске образа собственного Я, характерной для обследованной выборки.

Вместе с тем анализ характеристик самопринятия, проявляющихся при описании себя, отражает обратную тенденцию. Несмотря на то что в инструкции требовалось указать минимум 10 качеств, среднее количество характеристик, которые используют при самоописании школьники (15-16 лет), составляет 7,9; испытуемые в возрасте 24-35 лет перечисляют в среднем 9,3 своих качеств, а в возрасте старше 36 лет — 9,9. Это свидетельствует о трудностях, испытываемых респондентами при наблюдении и отслеживании своих внутренних процессов и личностных особенностей. Вместе с тем это единственный параметр самопринятия, имеющий значимую корреляцию с возрастом человека (rs=0,323, значим для р=0,002).

Большинство из качеств, которые указывались испытуемыми при самоописании, оценивались ими как позитивные (82,3% от общего числа характеристик), негативная оценка была дана 11,7% характеристик, а безоценочное восприятие качеств было обнаружено лишь для 6% характеристик. Это согласуется с данными методики К. Роджерса и Р. Даймонд и подтверждает преимущественно позитивную окраску образа «Я». Вместе с тем безоценочность считается центральной характеристикой самопринятия и определяется как сознательное воздержание от определения опыта как хорошего или плохого, правильного или неправильного. Принятие собственных качеств предполагает понимание их не как «хороших», а как одновременно способствующих реализации одних целей и препятствующих достижению других. Преимущественная оценка своих качеств как позитивных или негативных показывает одностороннюю осознанность различных черт личности, избегание осознания действительного положения вещей и, как следствие, искаженное восприятие себя. Данные исследования показывают, что наибольшее число качеств, воспринимаемых безоценочно, обнаруживается в возрасте 24-35 лет (15% характеристик), в то время как для остальных возрастов в большей степени характерно оценочное отношение к самому себе.

Позитивный образ себя, как правило, формируется в ситуации, когда человек избегает признания в себе каких-либо качеств, отрицает наличие каких-либо характеристик, оцениваемых им самим как негативные. При этом зачастую негативно рассматриваемые характеристики проецируются человеком на окружающих, представляя основания для непринятия другого человека и интолерантности по отношению к людям в целом. Проведенное нами исследование подтверждает этот тезис, показывая, что большинство качеств, которые респонденты считают противоположными их собственным, оцениваются ими негативно, об этом свидетельствуют отрицательные средние значения по параметру «толерантность» в каждой из возрастных групп. Лишь 8,8% испытуемых демонстрируют принятие характеристик, противоположных их собственным, оценивая их позитивно или воспринимая безоценочно. Каждый четвертый респондент (26,6% выборки) все противоположные качества оценивает как негативные. Эта закономерность в равной степени наблюдается в каждой из возрастных групп. Таким образом, общее отношение большинства респондентов с миром и окружающими людьми можно описать формулой «Я — хороший, а ты — плохой», что, несомненно, не может быть основой для благополучия.

Самопринятие предполагает также и принятие себя как изменяющейся личности, предрасположенность к совершению действий в согласии с переживаемым в настоящий момент опытом, развитие поведенческого репертуара, направленного на достижение значимых целей. Самопринятие, вовлекающее в сознание неприукрашенную действительность, чаще имеет своим следствием стремление к активности и изменению, нежели к избеганию или пассивности. Принятие себя предполагает и принятие своего стремления к изменениям и непрерывности процесса изменений, естественного по своей природе. Однако готовность к самоизменению может диктоваться и непринятием себя или рассогласованием между образом идеального и реального Я. Видимо, именно этот фактор объясняет большую готовность к новому опыту в выборке школьников, которые демонстрируют готовность попробовать изменить 45,5% своих качеств на противоположные. Для взрослых в возрасте 24-35 лет это число составляет 27,6%, а в более старшем возрасте — 28,8%.

Данные корреляционного анализа, включающего четыре описываемые параметра самопринятия по всей выборке, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь параметров самопринятия по критерию rs-Спирмена

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

** взаимосвязь существенна для р≤0,01

Результаты корреляционного анализа показывают, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами. Это может объясняться тем, что принятие качеств, противоположных своим собственным, способствует принятию и своих особенностей, их осознанию и безоценочному восприятию, а также готовности к самоизменению. В то же время категоричная негативная оценка каких-либо качеств мешает признанию их присутствия в жизни человека, препятствует саморазвитию и обеспечивает рассогласование между Я-реальным и Я-осознаваемым. Остальные характеристики самопринятия не связаны друг с другом, а, следовательно, выступают достаточно автономными образованиями в структуре принятия себя.

Для изучения взаимосвязи параметров самопринятия с эмоциональной окраской образа Я был проведен корреляционный анализ, включающий результаты обеих использованных методик (таблица 3).

Корреляция всех параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации показывает, что позитивная окраска образа Я, отраженная в шкале «Приятие себя» методики К. Роджерса и Р. Даймонд, не связана ни с одной из характеристик самопринятия.

Таблица 3

Взаимосвязь параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации (по критерию rs-Спирмена)

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

Отсутствие значимых взаимосвязей свидетельствует об автономности этих образований, при которой позитивное самоотношение может сопровождаться как реальным самопринятием, так и непринятием важных сторон своей личности, выражающимся в избегании, вытеснении неодобряемых качеств, и их проекции на других людей с выраженной негативной оценкой. При этом негативная окраска образа Я, отраженная в шкале «Неприятие себя», приводит к снижению безоценочности восприятия своих качеств и побуждает человека к приобретению нового опыта.

Выводы

Таким образом, разработанная методика обнаруживает принципиально новое содержание феномена самопринятия, не связанное с его традиционным пониманием как позитивного образа Я. Среди всех характеристик, обнаруживаемых методикой, системообразующей является толерантность к альтернативным личностным особенностям, все остальные параметры (осведомленность, безоценочность и готовность к приобретению нового опыта) являются независимыми друг от друга характеристиками самопринятия.

Апробация методики показывает низкий уровень принятия себя в разных возрастных группах, проявляющийся в недостаточной осведомленности о своих качествах, тенденции выделять те из них, которые имеют в сознании человека позитивную оценку, и негативной оценке противоположных качеств, приводящей к их отрицанию и сопротивлению новому опыту.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности, код проекта: 2028.

Рецензенты:

Седова Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.

Шаповалова О.Е., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Комсомольск-на-Амуре.

Библиографическая ссылка

Яремчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОПРИНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДИАГНОСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12416 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Чтобы вспомнить, что такое внутреннее неприятние, лучше начать с его противоположности, с его позитивного полюса: с внутреннего принятия. Внутреннее принятие — состояние, в котором естественным образом происходит реалистичное взаимодействие.

Входя в помещение, мы принимаем, что здесь стены стоят — так. Рождаясь в мир, мы принимаем, что здесь есть день и ночь, лето и зима, дождь и земное тяготение. Мы живем в этом. Встречаясь с разными и трудными событиями, при принятии мы внутренне не протестуем, не возмущаемся, не восстаем против, не переживаем и не испытываем непроизвольного желания переделать, изменить, возразить.

Фильм «Властелин колец: Братство кольца»

Фродо видит смерть Гендальфа, но кричит: Нет! — Он не может, не хочет этого принять.

Внутреннее принятие — в целом исключительно полезное состояние и позиция, но присутствует не всегда. У людей, живущих более чувствами, нежели разумом и головой, нередки ситуации, когда голова все понимает, а чувства (сердце, эмоции, тело) возражают, не понимают, не принимают…

Если вы разбили машину и начали переживать: «Со мной не могло такого произойти!», «Этого не может быть!», «Мир несправедлив, люди придурки, мне опять не везёт» — внутреннее принятие для вас не характерно.

В состоянии принятия вы внутренне описываете ситуацию: я ехал с такой-то скоростью, по такой полосе, иномарка, такого-то цвета, при таких-то условиях совершила наезд и так далее, — пока вы внутренне спокойны и видите происходящее реалистично, вы в позиции принятия.

При этом внутреннее принятие не обязательно означает принятие внешнее: ваше демонстрируемое поведение может быть любым, и ваш разговор с виновником ДТП вы будете строить, скорее всего, не излучая благостное приятие, а соответственно с вашими интересами: когда-то излучая лишь спокойствие и направив внимание на решение проблемы, когда-то разыграв несчастную истерику (более характерно для женщин) или ярость (более характерно для мужчин-силовиков).

Внутреннее непринятие – состояние проблемное. Это отказ включить в свое, негативное оценивание и протест, возражение против происшедшего или происходящего.

Протест может происходить в самых разных формах: спор, борьба, бодалка, возмущение, отчуждение, а также весь спектр сильных негативных переживаний: горе, отчаяние, тоска, злость, расстройство, негативный взгляд на мир… Иногда — игнорирование, отказ видеть, погружение в иллюзии. Так или иначе — это протест. Например,

Маленький ребенок начал плохо себя вести после рождения второго ребенка. Он привык, что он — единственный ребенок в семье, что ему принадлежит вся родительская любовь, он внутренне не принимает рождение брата или сестры и борется за свои права на то, к чему он уже привык. Его «Хочу по моему!» — это борьба за свою власть над родителями.

Девочке-подростку хочется быть красивой, как уже расцветшей девушке, и она с ненавистью смотрит на свои где-то угловатые формы. И это тоже — неприятие себя, детская привычка «Не хочу ждать, дайте мне все сразу, что я хочу», вместе с желанием привлечь к себе внимание (хотя бы в форме жалости) и, возможно, снизить к себе требования окружающих (мотив избегания неудачи).

Взрослый мужчина сделал череду глупостей и теперь себя за них винит, занимается самоедством… И это тоже вариант непринятия себя, месть самому себе.

Интересно, раньше это называлось просто: ребенок себя плохо ведет, девушка мается дурью, мужик занимается непонятно чем. И без всякой психологии: ребенка постепенно воспитывали, девушку отвлекали на дела, мужчине напоминали о том, что он вообще-то мужчина и к делам ему вернуться пора. Сегодня ситуация другая: у людей теперь есть серьезные, вызывающие уважение внутренние психологические причины, имеющие официальное название «внутреннее неприятие». Раньше ответственность была на человеке, а теперь ответственность с него сняли: «Он так себя ведет не просто так, а из-за трудностей внутреннего принятия!» На работе, в разумном деловом коллективе, подобных проблем пока не возникает. За пределами деловых отношений, в личной жизни — непринятие себя или каких-то трудных событий стало уже типовой задачей, с которой сегодня серьезно работают в психотерапии. И задача оказывается нередко не простой: если человек настаивает на своем неприятии, на своем внутреннем протесте, голые призывы «Нужно это принять!» значат для него не больше, чем любые другие призывы типа «Стань умнее» или «Не волнуйся!».

Что же все-таки делать?

Если человек в позиции ребенка, необходимо войти в состояние взрослого. Внутреннее непринятие — это детская дурная привычка в исполнении взрослых людей: это детская привычка спорить, протестовать, настаивать на своем даже когда возражать бессмысленно, привычка требовать себе всего, чего хочется, делая себе плохо, когда не получаю желаемое. За этим, в свою очередь, могут стоять и другие причины — желание попривлекать к себе внимание, борьба за власть, избегание неудачи, месть и другие проблемные динамики.

Возможно, что это прямое продолжение кризиса 3-х лет: там ребенок спорил со взрослыми, а теперь взрослый ребенок спорит с миром.

Соответственно, работа с дурной привычкой состоит только в том, что нужно выработать хорошую, полезную привычку: не бездумно спорить, а думать и соглашаться с тем, что разумно и что просто является фактом. Для взрослых людей — Тотальное ДА, для маленьких — учимся слушаться умных взрослых и постепенно взрослеть.

С другой стороны, за каждой протестной эмоцией стоит то или иное неадекватное верование, типа «Все, что я люблю, должно принадлежать мне всегда» или «Все, что хорошего есть у других, должно быть и у меня». Соответственно, проблемные верования нужно найти и заменить на адекватные. Если головой человек понимает, что происходящее принять необходимо, и за протестом стоит только сопротивление чувств, то можно положиться на время: со временем люди привыкают ко всему (или почти ко всему). Можно ли это «со временем» сделать покороче, а то и вовсе обойтись без внутреннего сопротивления? Да, иногда это возможно. Многим людям помогает в этом Декларация о принятии реальности.

Самонринятие и самопрогнозирование являются более частными, но от этого не менее важными механизмами саморазвития. От их совместного взаимодействия, функционирования во многом будет зависеть вектор и мотивационно- смысловые составляющие саморазвития.

Самопринятие личности.

Проблема самопринятия личности относится к одной из актуальных проблем современной психологии. Ценность и значимость самопринятия отмечается во многих психологических концепциях, особенно в теориях гуманистического толка. Подчеркивается, что только самопринятие личности дает ей ощущение целостности и непротиворечивости, гармоничности и автономности, независимости от социального окружения. Самопринятие является одновременно и актом самопознания и выступает в качестве механизма саморазвития.

Одним из первых, кто обратил внимание на роль самопринятия в личностном становлении человека, был, как это хорошо известно, К. Роджерс . В то же время следует констатировать, что он рассматривал само- прииятие в обобщенном виде, как принятие себя в целом. Это положение конкретизируется, расшифровывается автором как признание себя и безусловную любовь к себе, отношение к себе как к личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, а также означает веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

Не подвергая сомнению правоту К. Роджерса в определении роли и значимости самопринятия в жизни человека как некоторой монады, отметим в то же время, что чаще всего индивид, принимая себя как личность в целом, остается неудовлетворенным какими-то отдельными чертами и качествами своего характера, своим поведением в той или иной ситуации. Например, индивид не может смириться со своей нерешительностью, ленью, неуверенностью, неумением строить отношения и др. Это ему мешает, от этого он страдает и, как следствие, хотел бы избавиться. В исследованиях К. Юнга данная проблема приобретает характер борьбы между «Эго» и «Тенью», у К. Хорни — это отчуждение человека от его «Самости», у Э. Эриксона — потеря идентичности.

В нашем понимании самопринятие — это признание человеком права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом, какие бы отрицательные эмоциональные переживания они не вызывали. С самопринятием тесно связано и другое понятие — доверие к себе. Доверие к себе является одной из важнейших характеристик самоотпошения личности и выступает в единстве с другими типами отношений человека, в частности, к миру и другим людям. К настоящему времени наиболее развернутое и полное определение доверия к себе дано Т. П. Скрипкипой. Она определяет его как «полноценное овладение собой, своей сущностью, как способность действовать самостоятельно, инициативно, сохраняя адекватную критическую позицию но отношению к самому себе, способность предвосхищать результаты действий до их выполнения, самостоятельно ставить цели и строить стратегию их достижения в соответствии с внутренними личностными смыслами. Это означает умение соотносить возникающие потребности с собственными возможностями и с приемлемым для данного человека способом реализации, соответствующим социокультурным ориентирам данного общества (родовой человеческой сущности) в каждой конкретной ситуации» .

Самопринятие и доверие к себе связаны друг с другом определенным образом. Известно, что человек не может доверять себе или каким-то своим отдельным личностным особенностям и характеристикам, если он не принимает себя. Следовательно, принятие себя и отдельных своих качеств первично. А уже доверие к себе или к каким-то своим качествам есть результат оценки своего опыта взаимодействия с миром или оценки возможностей реализации себя, своих черт и личностных характеристик в реальной практике, т.е. носит вторичный характер. Из всего сказанного вырисовывается некоторый алгоритм взаимодействия человека с миром, обусловленный параметрами его самоотношения. Как мы уже отметили, самопринятие есть признание права на существование всех аспектов собственной личности и личности в целом. Доверие к себе — это оценка своих возможностей и ресурсов, основанная на их знании и чувстве их истинности (не подведут, не обманут — ценность человека для себя), в решении сложных жизненных задач.

Каким же образом и при каких условиях самопринятие и доверие к себе начинают выступать в качестве механизмов саморазвития?

В самом общем плане алгоритм функционирования данного механизма достаточно прост. Это включение непринимаемого в себе в свое внутреннее психологическое пространство и наделение его смыслами. Иными словами, перевод (так же как мы делаем в процессе принятия другого человека) непринимаемого из категории «Чужой» в категорию «Свой». Наделение смыслами — это ответ на вопрос: «Зачем мне это нужно, что оно мне дает, могу ли я обойтись без данного качества, что приобрету в этом случае и что потеряю?». В то же время вариантов функционирования описываемого алгоритма достаточно много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *