Самостоятельность ребенка

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

Кому из вас незнакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам», — говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

На просьбу ребёнка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. При умывании, например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно – встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создания условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умываниям, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ его выполнения. Причём показ желательно производить в несколько замедленном, желательно сопровождать не только объяснениями, но и вопросами.

Обучая детей, учитывается их опыт. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу.

Используемая литература.

1. Е.И. Колоярцева «Детский сад и родители» 1969г.

2. Н.Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьёй» 1989.

3.Статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч»

В период от двух с половиной до трех с половиной лет ребенок переживает так называемый кризис 3-х лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязать или запретить детям что-либо. Если взрослый всегда придерживается одних и тех же правил и требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь взрослого, они отстаивают свою независимость от других. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и компетентными и в то же время понимают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе и в то же время ожидают, что взрослые будут направлять их и поддерживать. Трехлетки так же нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинство.

Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Их поведение – это непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных «Я хочу!», «Я не хочу», «Я не буду!». Важно понять, что это не капризы, а проявление того, что малыш начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и взрослых, человека. Дети, проходящие кризис, требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества – умный, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важно, чтобы взрослые положительно их оценивали.

Часто так называемые ужасные трехлетки обязаны своей репутацией бесконечным заявлениям, связанных со словом «нет». «Ты хочешь пойти с мамой в магазин?» — «Нет». «Мы сейчас поспим немножко?» — «Нет». Взрослые, задавая подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя просьбы взрослых, — и именно от этого получают удовлетворение.

Требования взрослых в ряде случаев должны приводиться в жизнь не зависимо от мнения детей. В этом случае проще переориентировать малыша, чем вступить с ним в конфронтацию. Например, ребенок не хочет уходить с игровой площадки. Взрослый может сказать: «Ты знаешь, что мы сейчас собираемся делать? Мы пойдем домой и будем…» В то время, как малыш поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. От взрослого требуется в этот период большое терпение.

В этом возрасте трехлетний малыш не извлекает урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых дети приучаются беспокойно съеживаться, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

Самостоятельность и стремление к независимости зачастую становятся причиной обострения взаимоотношений со сверстниками, поскольку каждый стремиться настоять на своем.

Трехлетний ребенок — это неутомимый деятель. Он постоянно готов что-либо строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то, что не может непосредственно воспринимать. Он активно исследует и познает то, с чем может практически что-то делать. Его способность наблюдать и делать простейшие выводы стала более совершенной.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может постоянно наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь собственной умелостью. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с 3-х лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом. Дети с удовольствием будут упражняться во вновь освоенном способе действий, если взрослый попросит их показать ему, как надо это делать, научить его.

Если в 2 года ребенок доволен любыми результатами своей деятельности, то в 3 года он становиться более критичен и более реально оценивает их. Он уже может оценить, что у него получится, и сопоставить результат с образом цели, который теперь становиться у него более ясным. Появляется стремление к более совершенному результату. Поэтому ребенок уже может огорчиться, если у него не получается задуманное.

Источником развития и расширения кругозора и представления ребенка об окружающем мире является непосредственное наблюдение. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным.

Становление образа-Я

Образ-Я, т.е. представление ребенка о себе самом, включая знания о себе, о том, какой он есть, и отношение к себе, например, довольство и недовольство собой. Примерно около 3-х лет ребенок начинает понимать, кто он и какой он. У него появляются вполне определенные знания и представления о себе, а так же отношения к себе.

Если трехлетнего ребенка спросить: «Ты мальчик или девочка? Есть ли у тебя пальчики на ногах? Умеешь ли ты бегать?» — мы получим, как правило, быстрый и верный ответ. Сами называть присущие им качества дети еще не могут. Но они обнаруживают четкое согласие или несогласие с предлагаемыми характеристиками. На вопрос «Ты красивая или некрасивая? Ты дерешься или не дерешься?» — дети четвертого года утверждают, что они красивые и никогда не дерутся и категорически отрицают обратное. Но такая определенность наблюдается относительно не всех качеств. Многие дети этого возраста соглашаются и с тем, что они красивые, и с тем, что они жадные. Это происходит потому, что ребенок еще может не представлять себе эти качества или не воспринимать себя с этой стороны. Отношение к себе в этом возрасте как правило положительное — все считают себя хорошими.

Знания и представления ребенка о себе далеко не всегда могут соответствовать действительности. Но он видит себя именно таким, и с этим обстоятельством следует считаться. То, что дети о себе знают, и то, насколько верны эти знания, влияет на их действия и успешность в этих действиях. Ребенок, который без основания считает себя сильным и ловким, может взяться за непосильное дело и тяжело переживать неуспех.

Становление образа-Я происходит стихийно. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайные, неполные и отрывочные, а иногда и неверные. Поскольку ребенок добывает их самостоятельно, схватывая то, что о нем говорят взрослые, и как-то осознавая свой опыт и т.п. Такое стихийное становление может приводить к плачевным результатам за пределами дошкольного возраста.

В свою очередь, общее положительное отношение к себе выражается в ощущении собственной значимости, в гордости за свои достижения, в стремлении к превосходству. Для нормального развития образа-Я малышам четвертого года жизни необходимы переживания успеха и атмосфера общего одобрения взрослого.

Взаимоотношения со сверстниками

В этом возрасте сверстники не имеют большого значения для малыша. Но если ребенок находится в детской группе, он вынужден как-то соотносить с ними свои действия, желания, проявления эмоций.

Во взаимоотношениях со сверстниками на четвертом году жизни большую роль играет детская игра. Она начинает стимулировать эпизодические игровые конфликты, заимствование у сверстника игровые цели и способы. И одновременно приводит к частым конфликтам из-за игрушки, но не потому, чтобы ей просто завладеть, а потому, что она (игрушка) реально нужна ему по ходу и смыслу собственной игры.

Источником конфликтов могут быть и дети, которые не умеют занять себя и поэтому пристают к другим малышам, и мешают им. Конфликты могут также возникать и из-за «расхождения во взглядах» детей на способ выполнения какого-либо игрового действия.

Дальнейшее развитие продуктивного целеполагания

На четвертом году жизни продолжает развиваться продуктивное целеполагание. Между отдельными целями появляется связь. Например, мальчик собирает из конструктора машину, а затем делает для нее гараж.

Появляется интерес к образцам и возможность воспроизводить их. Образ конечного результата деятельности становится более определенным. Теперь ребенок стремится построить не просто дом, а хороший дом. Все это формирует психологическую готовность к овладению приемами и способами достижения своих целей. Например, тот, кто хочет построить устойчивую башню, прислушается к совету всегда ставить меньший кубик на больший, а не наоборот.

Но интерес трехлетнего малыша к овладению новым способом целиком зависит от того, нужно ли это для достижения стоящей в данный момент цели. Поэтому дети охотно включаются в овладение новым способом, когда у них проявляется соответствующая ему цель и стремление реализовать ее. Другими словами, сложно научить ребенка рисовать правильно и красиво цветок, если, например он хочет рисовать машинку. В этом случае целесообразней пробовать показывать малышу, как рисовать колесо круговыми движениями (если он еще не умеет этого делать).

Лучшему овладению способа действий очень способствует понимание ребенком того, как он действует, т.е. посредством осознавания своих действий. Такое осознавание происходит, если малыш объясняет кому-то как он делает что-то. Просьба взрослого научить его делать то, что у ребенка «так хорошо получается», создает для этого прекрасные условия. Дети трехлетнего возраста охотно откликаются на нее. При этом неважно как именно ребенок будет учить взрослого, главное то, что ребенок мысленно обратился к тому, что и как он сделал!

Психические процессы

Восприятие. Продолжается развиваться. Увеличивается острота зрения и способность различать цвета. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Появляется способность зрительно разделить предмет на части: так, в выложенном на столе домике из 4-х кубиков с большим треугольником сверху ребенок легко узнает облик крыши и стен.

Внимание. Объем внимания ребенка данного возраста не превышает 1 объекта. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от интереса (на интересном для него занятии ребенок может сосредоточиться до 50 мин, за неинтересным, выполняемым индивидуально по заданию и в присутствии взрослого, до 25 – 30 мин с перерывом). Способность ребенка управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему трудно направлять его внимание с помощью слов, т.к. маленький ребенок психологически не в состоянии быть внимательным к тому, что ему не интересно. Переключение внимания с помощью слов часто требует неоднократного повторения.

Память. Дети 3 – 4 лет хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось: песенку, стихотворение, событие. Часто они запоминают даже такие стихи и песни, смысл которых они еще не понимают. В то же время попытки давать им какие-либо поручения, например, пойти и попросить что-то у другого человека, очень часто оканчиваются тем, что придя на место ребенок напрочь забывает, зачем он пришел.

Процессы памяти остаются в этом возрасте еще не произвольными, т.е. ребенок не может специально поставить перед собой задачу и запомнить то, что не запоминается само собой. В них продолжает преобладать узнавание.

Речь у детей в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной и диалогичной, но становиться более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов.

В речи детей четвертого года присутствует одна особенность. Занимаясь каким-либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Такие разговоры с собой имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок пытается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строить новые планы, обдумывает пути их достижения, иногда он выполняет отдельные действия только на словах.

Мышление детей носит наглядно-образный характер. Это означает, что ребенок способен манипулировать образами, представив в уме не сложные манипуляции с кубиками, машинами и т.д. При этом сфера познавательной деятельности по-прежнему сосредоточена на реальном мире, непосредственно окружающем его в данный момент.

Эмоции достаточно яркие, непосредственные, легко переключаемые. Эмоции достаточно сильные, но поверхностные. Ребенок еще не умеет скрывать своих переживаний. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния (утомлен, голоден, что-то болит и т.п.). Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослыми по поводу волеизъявления ребенка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Дети получают больше удовольствия от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят клеить, лепить, строить, рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребенок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности (упала башня из кубиков, которую он построил.)

В целом на 4-м году жизни дети чаще ведут себя агрессивно, чем на 3-м и 5-ом. Их эмоциональное состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам, они не склонны выражать сочувствие друг к другу. Но это временное явление. Не порицая детей, продолжайте подавать им пример сопереживания по отношению другим. На следующем возрастном этапе эта работа принесет свои плоды.

Как взаимодействовать с ребенком от 3-х до 4-х лет

1. Сведите к минимуму попытки навязать или запретить что-либо детям. Если вы всегда придерживается одних и тех же правил и требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

2. Призывая трехлетнего малыша к дисциплине, используйте те способы, которые не ущемляют его достоинство.

3. Устанавливайте простые и понятные нормы жизни для ребенка, которые обеспечивают его безопасность и защиту, но при этом не мешают его исследовательской деятельности.

4. Не задавайте детям вопросы, на которые не хотите получить отрицательный ответ, и не спрашивайте, например, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, пока вы не будете готовы принять его «нет» в качестве ответа. Просто сообщите ему, что вы идете, и что там его ждет что-то хорошее. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, то придумайте что-нибудь.

5. Помните, чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться!

6. Не вступайте с детьми в конфронтацию. Вместо этого просто переориентируйте их. Важно обращаться с ребенком мягко, без физического принуждения.

7. Помните, физические наказания — это проигрышная позиция, вне зависимости от того, применяется ли она постоянно или время от времени! Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых дети приучаются беспокойно съеживаться, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

8. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющих учитывать интересы всех сторон, а также учите детей договариваться.

9. Когда будет особенно тяжело, вспоминайте, что период кризиса обязательно закончится, и дети станут более миролюбивыми, благоразумными.

10. Формируйте у ребенка объективное отношение к своим успехам и промахам:

— необходимо научить ребенка различать общее положительное отношение к нему взрослого и характеристику (оценку) его конкретного результата или действия. Оценки должны быть объективными, в некоторых случаях критическими;

— помочь ребенку увидеть себя со стороны и осознать свои негативные действия, разъяснив ему, в чем он не прав, и высказать ему свое неодобрение.

11. Предоставьте ребенку возможность заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать.

12. Не торопясь, подробно показывайте детям правильные способы осуществления действий.

13. Совершенствуйте навыки самообслуживания малыша. Если именно в этом возрасте вы научите правильно мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, в дальнейшем они будут педантично придерживаться заведенного порядка.

14. Показывайте детям способы, как улучшить их работу.

15. Формируя у ребенка знания о себе, рассказывайте малышу о нем самом: каким он был раньше, когда был совсем маленьким, какой родился, как развивались его навыки (ходить, говорить), как он играл, что и кого любил или не любил, о событиях, участником которых он был — это позволяет складывать историю его жизни.

16. Расширяя кругозор ребенка, планируйте экскурсии по городу и учитывайте реальные познавательные интересы детей. Если это мальчик, то, скорее всего, его будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

17. Развивайте наблюдательность ребенка, память.

Ориентиры возрастного развития: к четырем годам ребенок может

1. Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное взрослым направление; выполнять задание взрослого: остановиться, присесть, повернуться; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп в соответствии с указаниями взрослого; сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.

2. Ползать на четвереньках, лазить по гимнастической лесенке и лесенке-стремянке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см.

3. Катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди и из-за головы; ударять мяч об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5 м.

4. Группировать предметы по цвету, форме и величине; составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

5. Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов; сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; знают понятия и могут показать предметы в соответствии с критериями «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий».

6. Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.

7. Понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).

8. Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихи, рассказы; рассказывать содержание произведения с опорой на картинку в книге, на вопросы взрослого; называть произведение, прослушав отрывок из него; читать наизусть небольшие стишки при минимальной помощи взрослого.

9. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстрации, произведений народного творчества, игрушек, объектов и явлений природы, радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

10. В рисовании: знать и называть материалы, которыми можно рисовать, цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый), названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка); уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

11. В лепке: знать свойства пластических материалов (глина. пластилин, пластическая масса), понимать, какие предметы из них можно вылепить; уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки (сплющивать шар, соединять концы деталей).

12. В аппликации: уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображенным предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы; некоторые дети умеют пользоваться ножницами (разрезать бумагу по прямой линии).

13. В конструировании: знать, называть и использовать детали строительного материала; уметь располагать кирпичики и пластины вертикально; изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; различать части постройки по величине (большая-маленькая, длинная-короткая, высокая-низкая, узкая-широкая).

14. Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте, замечать изменение в звучании (тихо-громко).

15. Петь, не отставая и не опережая друг друга; различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

16. Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, платочки и т.п.).

Литература:

2. Смирнова Е.О. Детская психология — СПб.: Питер, 2009 — 304 с.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология — М.: Академия, 2001 — 336 с.

4. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста — М.: Дрофа, 2006 — 176 с.

Формирование личности в младшем школьном возрасте

Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и в труде.

Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создает то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать. Это и адаптация к новым условиям жизни (режиму дня, обязанностям, требованиям), и проблемы, связанные с обучением чтению, счету и письму, и новые заботы, которые возникают у ребенка в школе и дома. В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентированной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается воспитанием детей.

Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С учетом сказанного можно определить следующие средства и способы развития самостоятельности у детей данного возраста. Прежде всего ребенку необходимо поручать больше дел выполнять самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его. Чрезвычайно важно с первых дней обучения в школе сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребенок выполнял самостоятельно, при минимально необходимой помощи со стороны взрослых членов семьи, чтобы любая его попытка к независимым действиям стимулировалась как тенденция, безотносительно к успеху или неудаче. Благоприятной для развития этого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребенку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он становится лидером для других людей, сверстников и взрослых, в совместной с ними работе. Хорошие условия для реализации этой задачи создают групповые формы учения и труда, широко используемые в настоящее время в начальных классах школы.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.
Г. Гегель
Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: «мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным — сам одевался, сам ел, сам себя занимал». Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.
Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:
1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.
Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.
2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс.
Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.
3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.
Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.
4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.
Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно – это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.
Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:

  • организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды низкие полки или шкафчики, низкие вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды, а уже это повлечет за собой стремление одеваться самостоятельно;
  • подбирайте одежду и обувь с простыми застежками кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке – все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи;
  • храните в гардеробе ребенка одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом;
  • организуйте в ванной или гардеробной корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;
  • повесьте в доступном ребенку месте безопасное зеркало, довольно большое, чтобы можно было видеть себя в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будет лежать расческа, ну а если у вас девочка, то еще и различные аксессуары.

Независимость в гигиенических процедурах:

  • в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце;
  • горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны.

Независимость в еде:

  • организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки;
  • откажитесь от использования пластиковой посуды, используйте стекло и керамику. Так ребенок быстро научится понимать, что тарелки и стаканы – это хрупкие вещи и обращаться с ними следует осторожно. Просто покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол;
  • готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений – не спагетти, а макароны, не пюре, а кусочки овощей и картофеля. Если ваш малыш уже орудует ложкой, то тогда готовьте вязкие каши, пюре, густые супы;
  • дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам – чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.

Независимость во время сна:

  • низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну – ведь детская кроватка – это не клетка, куда сажают ребенка родители, решив, что ему пора спать. Открытую постель ребенок может покидать самостоятельно, также он сможет и укладываться в нее по собственному желанию;
  • придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна – вечерний чай, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пришло время ложиться спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.

Независимость в игре и занятиях:

  • в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет — тогда малышу будет легче наводить порядок;
  • подберите детскую мебель – низкие стол, стул, кресло;
  • книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом;
  • если ваш ребенок любит слушать аудиосказки или музыку, то поставьте в детской простой в использовании CD-проигрыватель, а на полочку положите несколько дисков. Ребенок быстро освоит процесс и сам сможет прослушивать любимые диски;
  • пусть в доступе всегда будут щетка и совок, чтобы ребенок мог самостоятельно убрать мусор со стола или пола.

Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок – это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.
Текст: Виктория Виноградова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *