Сампсон сиверс

Содержимое документа:

  • О старце Сампсоне
  • Как пройти к могиле старца Сампсона на Николо-Архангельском кладбище

О старце Сампсоне

Иеросхимонах Сампсон рожден был в Петербурге в 1898 году. Некоторые источники указывают датой рождения 1900 год. Семья Сампсона была из аристократии, мать англичанка, а отец большой чиновник держали его в строгости. Его образование началось с училища при церкви, затем Петроградская гимназия и впоследствии Богословский институт. Сампсон не сразу пришел к служению. В 1918 году он поступил в стрелковый полк, в следующем году получил ранение и после лечения поступил на работу в комиссариат. Только в 1922 году он оставляет службу и уходит в монахи. Некоторые данные говорят, что на все протяжении своей службы в армии и на гражданке Сампсон посещал церковь. В этот же год он прошел постриг и был наделен именем Симеон. Вскоре у него случился в конфликт с Лаврой, который повлек за собой 3 года заключения в тюрьме. Известен факт, когда перед самим заключением к Сампсону подошел Серафим Саровский и прочитал над ним молитву, которая защищала его в заключении. Об этом он вспоминал и перед смертью.

После отбывания заключения он продолжает служить и в 1935 году получает сан иеромонаха. Но в 1936 году Сампсона опять берут под арест и начинаются длительные разбирательства. Его обвинили в антисоветских разговорах, которые он вел у себя дома, принимая людей. Старец сначала признал свою вину, затем показал на давление со стороны властей. В этот период у него обостряются болезни, не в силах дальше переносить муки он снимает с себя сан. В последующие годы Сампсон кочует по городам, отдавая себя служению. Первым местом служения становится Киргизия. Затем старца направляют в Ставропольский край. Даже побывал он в женском монастыре в полтаве. Два года его жизни заняло служение в Казанском соборе в Вологограде, он был вторым священником. После чего становится насельником Успенского монастыря, а потом негласно переезжает в Москву. В великую схиму произошел постриг в 1966 году. Именно в этот момент его нарекли именем Сампсон, по которому его все знают.

Скончался старец в 1979 году, был похоронен на Николо-Архангельском кладбище и отпет в церкви в Кузнецах. После смерти некоторые выдвигали предложения канонизировать Сампсона. Была собрана комиссия, которая исследовав весь путь его жизни решила, что он не заслуживает канонизации, так как противоречия его мытарств препятствуют священному сану.

Как пройти к могиле старца Сампсона на Николо-Архангельском кладбище

Путь начинается от центральных ворот Николо-Архангельского кладбища

Врёт как сивый мерин. Кто из нас в сердцах хотя бы раз в жизни не произносил что-то подобное! Особенно в ту минуту, когда при нас кто-то не просто говорит неправду, а вот именно что нагло, беззастенчиво врёт! Надо ли говорить, что выражение «врёт как сивый мерин» очень, ну очень неодобрительное… К тому же к литературным оно явно не относится, числится среди разговорных.

Однако почему беззастенчивых врунов сравнивают с сивыми меринами? Почему говорят именно так: «врёт как сивый мерин»?..

Есть одна оригинальная версия, о которой упоминает известный языковед Валерий Мокиенко: некоторые связывают выражение «врёт как сивый мерин» с именем генерала царской армии начала XIX века, лжеца и фантазера фон Сиверс-Меринга.

Нет-нет, версия слишком красивая, чтобы быть правдой. Да и потом оборот «врёт как сивый мерин» был известен раньше, еще с XVIII века, когда ни о каком Сиверс-Меринге не слыхивали. Мало того, сочетание сивый мерин входит и в состав других выражений (например, «глуп как сивый мерин»), а их уже не объяснишь на основе имени.

Однако пойдем по шагам.

Мерин. Кастрированный жеребец. Слово, которое было заимствовано из монгольского и калмыцкого языков. В русских текстах появляется с XV-XVI веков. Как замечает Валерий Мокиенко, для исторических памятников сочетания конь сив, мерин сив очень типичны. Прилагательное сивый (светло-серый, седой) подчеркивали старость животного.

Что же касается глагола «врать», то он в прошлом значил не совсем то, что сейчас. «Врать» означало «болтать», «пустословить», «говорить вздор». Что же получалось, когда привлекали это яркое сравнение, «врёт как сивый мерин»? Этакий мужчина, который уже заговаривается от старости и несет докучливый вздор. Конечно, когда значение глагола «врать» изменилось, то и образ, исходный образ выражения, немного затемнился. Но яркости у него от этого не убавилось!

Что же до глупости сивого мерина, то это очень высокая степень глупости. Ну а сравнение стало популярным благодаря Гоголю: в комедии «Ревизор» Хлестаков в письме к другу Тряпичкину так и написал: «Городничий глуп как сивый мерин».

Не зарастает народная тропа к могилке истинно народного, московского старца Сампсона Сиверса на Николо-Архангельском кладбище. Старое и самое большое закрытое ныне кладбище в Европе не заброшено, и там всегда много людей в осенне-летний период, несмотря на то, что доехать туда долго и муторно. Большинство ищут исцеления от мучающих болячек, и огромное число зажигающих свечки на его могилке просят старца ходатайствовать на небесах, чтобы обрести собственный угол, выплатить ипотеку, помочь в судах с жилплощадью. Испортил москвичей квартирный вопрос. Сейчас и в СССР тоже собственная квартира была если не роскошью, то гарантией стабильности и признаком состоявшегося взрослого человека. Смог ты заработать на собственный угол, или до пенсии проживаешь с родителями и никакая жена-дети не идут в твой шалаш вить гнездо, простите за каламбур.
Сампсон Сиверс истинно московский иеросхимонах, несмотря на то, что родился не в Москве. Он сам удивительным образом проходит по краешку рядом с нашей семьей, нигде видимо не пересекаясь, но почему-то всегда мы его вспоминаем и иногда говорим про него. Он воспринимается, как свой, вешняковский. Рядом с молигкой отца Сампсона находится погост моих предков — прабабушка, дедушка, бабушка. Когда они были еще живы, в 70-х годах, старец служил в старой церкви в Вешняках, туда же ходила моя прабабушка и бабушка. Церковь либо не закрывалась, или была открыта в брежневские времена, когда гонения на верующих были уже в прошлом, верующие вполне спокойно ходили в храм на тогдашней окраине Москвы. Советская власть не давала ему прописки, маялся батюшка по квартирам друзей и в итоге обрел покой на даче друзей в Малаховке. Только здесь на него не писали жалоб и доносов, никому не мешали многочисленные друзья и посетители. Здесь он нашел покой на склоне лет, хотя так и не обрел постоянной прописки. Именно поэтому на могилу старца Сампсона ездят люди, измученные борьбой с государством за квадратные метры, бедолаги, выгнанные родичами с квартиры, мечтающие о собственом жилье москвичи и не только. Удивительно, как похож участок, где долго жил старец Сампсон на дачу, которую получил в конце 80-х мой дед. Старый двухэтажный дом был поделен для проживания двух семей. Всегда щемит сердце, когда смотрю на эту фотографию. Помню подобные вековые сосны и ворота такие же. А вдруг? Но, конечно, вряд ли…

Самое удивительное то, что старец Сампсон необъяснимым образом влияет на жизнь тех, кто его знал, и даже просто слышал рассказы о нем, до наших дней. Я смотрю на фото старца Сампсона, с портрета он сурово смотрит на меня. Эту фотографию привезла моя бабушка, они в изобилии продаются на Николо-Архангельском кладбище в одной свечной лавке, что стоит рядом с его могилкой на развилке

Комиссия по канонизации наткнулась на некие препятствия и не реализовала просьбу почитателей отца Сампсона причислить старца к лику святых. Это никак не мешает народному почитанию и вполне реальным свидетельствам моих ближайших знакомых. Они говорят о необычайных явлениях, настоящих чудесах и пугающих моментах связанных с отцом Сампсоном.

«Я буду стоять за крестом, будете приходить на могилку, я буду видеть кто ко мне приходит» — то ли о ком-то из святых, то ли о себе говорил отец Сампсон на одном старом видео. «Я видел старца Сампсона, такой взгляд у него пронзительный, неприятный, я когда из Малаховки ездил он на платформе стоял. Высокий такой, в черном» — уверяет меня мой отец. «Да как ты мог видеть его? Мы стали ездить в Малаховку в 89 году, а отец Сампсон умер за десять лет до этого, в 1979 году.». Мы даже чуть не поругались из-за того, видел папа старца, или не видел. Вот и думай теперь, верить, или не верить собственному отцу? Кого он видел? В самом ли деле явился в Малаховке после своей кончины отец Сампсон, или похожий на него седой длинноволосый высокий худой священник сурово смотрел, стоя на платформе в ожидании электрички на Москву?
«Мы все боялись его, молодые иереи подходили под благословение, он молча стоял в алтаре, служил редко. Когда подходил к нему — испытывал робость.Меня только рукоположили тогда и я начинал служить в Вешняках. Когда старец стоял в алтаре все также благоговейно молчали.» — рассказывает настоятель одного из московских храмов, ныне почтенный протоиерей отец Алексий Ч., крестивший меня в отрочестве. Объяснить, почему он боялся старца, батюшка так и не смог, но то, что старец Сампсон в храме одним своим присутствием устанавливал тишину, а в алтаре никто не смел зубоскалить — непреложный факт. Под взглядом старца большинство людей испытывали непонятное беспокойство, трепет и даже страх.
«Я видел его в 70-х, если он приходил на службу в храм, стоял всегда в черном подряснике, у стены, или в углу. Высокий, длинный и худой, как палка. Служил редко, болел.» — так неполиткорректно, но очень исчерпывающе описал внешность старца дядя Коля, ныне отец Николай, пожилой иерей из глубинки. Эти истории не единственные, слышанные мной. Одна старая дева рассказала мне, как ездила со своим родственником на кладбище, и он не смог подойти к могиле старца, хотя и хотел — вроде здоровый мужик вдруг оказался бесноватым, страшно дергался. Истории, как не могут семь здоровых мужиков подвести к могиле старца одного чахлого мужичка, или субтильную даму — уже хрестоматийные. Вы и сами, если поедете туда, сможете насмотреться (если «повезет») на такие вещи.
Моя знакомая не пропускает ни одной памятной даты, всегда ездит на кладбище к старцу три раза в год. Она же рассказала историю, как на кладбище рабочие, чтоб им не скучно было, включили не то магнитофон, не то радио. Увещевания собравшихся помолиться на могилке старца были безуспешны. Гости из ближнего зарубежья не собирались проникаться благоговением к почитаемому покойнику и выключать свой музон. Однако кто-то из них вдруг увидел вдалеке за могилками фигуру в черном, она стремительно приближалась к месту, где ковырялись рабочие и даже как будто не шла, а быстро-быстро плыла между деревьев. Инфернальный страх заставил рабочих побросать все и уносить ноги, хотя ничего вроде страшного не происходило. На следующий день вся бригада дружно уволилась, хотя с этой хлебной должности мало кто уходит самостоятельно. Верить, или нет? Дело ваше.

Как отец Сампсон будущему батюшке невесту пообещал: «История такая. Я из неверующей семьи, ну как вроде как и крещеные, но время такое было в храм конечно не ходили. Крестили меня в 11 лет, это отдельная история, и вот я стал очень интересоваться, меня тянуло в церковь. У нас были соседи, две сестры, одна Мария (сейчас её нет в живых), другая Надежда. Они постоянно ходили в храм, как их тогда называли — богомольные. Заметили они и меня в церкви, на весь район было 2 храма, так что все друг-друга знали конечно. И Вот стали мне рассказывать о вере. Потом стали приглашать в гости, а у бабы Маши и святой угол, и вся стена в фотографиях батюшки Сампсона. Вот я от них и узнал, кто он такой. Они часто ездили к нему в Москву. У Надежды был сын и дочь, впрочем и сейчас есть. Так вот дочь Наталью они брали с собой часто к батюшке и, как-то батюшка говорит им: «Наташу я замуж не отдам». Прошло много времени, Наталья все же вышла замуж, но жизнь не сложилась никак. Так вот до сих пор одна. Я стал своими словами молиться о.Сампсону, каждый вечер. Просил просто:» Батюшка Сампсон помоги мне своими молитвами и предстательством в том-то и том-то…», ну вот в общем какя-то детская молитва, но все же, как ни странно всегда прошения мои были услышаны. Я подростал, в государстве началась «перестройка», я уже не прогуливая уроков ходил в храм, родители уже не были против и я начал алтарничать во вновь открывшемся храме. Я парень был, ну может не скромно, но как есть, застенчивый, и подруг у меня не было, да и целью не ставил с кем-то вот познакомиться и за ручку ходить.

Все же время шло, я заканчивал школу и предстоял выбор, я очень хотел в семинарию, мама настаивала на медицинском. Это вообще отдельная история. Так вот я начал задумываться, что если стать священником, нужно принимать монашество, или жениться. Я начал просить теперь каждый вечер батюшку, указать мне мой путь. Вот молился я, просил, ну какое-то время. Помню было лето. Я спал дома и проснувшись утром посмотрел на часы, помню время на часах было без 5-ти 9-ть. И вот тут я не могу сказать закрывал я глаза или нет, но меня кто-то коснулся плеча я посмотрел….. Стоит батюшка в схиме (как на фото, на тот момент у меня уже была фотография). Я вот это чувство и испуга и трепета и сейчас помню. Факт — я перекрестился. А батюшка смотрит на меня и так пальчиком грозит, и говорит:»Спрашивал? Больше говорить не буду, её зовут Галина.» В тот же момент все пропало я вскочил с постели. Время было без 3-х минут 9-ть. И вот с того момента я начал перебирать, Галина, одноклассниц с таким именем нет, знакомых нет, че та я напутал наверно и продолжал просить батюшки. Маловерный. Прошло несколько месяцев, в нашем храме был Престольный праздник вмц.Екатерины (7декабря). На клиросе пели две сестры-близняшки, они старше меня 13 лет, и как-то мы с ними сдружились давно и по святым местам ездили, и друг про друга знали почти все. Самое интересное, я никогда не знал, что у них есть младшая сестра на Украине. Так вот приехала эта сестра к ним в гости и как раз на праздник. Пришли они в храм…. и я с первого взгляда влюбился, подошел познакомился. А зовут её — Галина. Так начали дружить, переписываться. Дружили, общались 5 лет. Она потом рассказывала, что тоже с первого взгляда влюбилась, плакала зачем приехала, меня увидела, она с подругой в монастырь собиралась. Вобщем я поступил в семинарию, на втором курсе женился. Ни она, ни я в монастырь не пошли. Сейчас уже 13 лет служу, растим с Галей 3-х дочек и до сих пор каждый вечер молюсь нашему батюшке. Его же молитвами Господь да помилует и всех нас. Ну вот такая у меня чудесная история, может кому-то покажется банальным…. А впрочем всем по вере.» — пишет иерей Олег О.
Еще более мистические рассказы можно прочитать у некоторых почитателей старца. Многие из них даже не знали кто такой отец Сампсон, пока не столкнулись случайно с информацией о нем: «Хочу рассказать вам случай. У меня был муж он умер, у нас был свои ломбард. Как-то вечером ко мне подбегает парень, я не испугалась открыла дверь. По виду понимала только освободился, или сидел. Говорит: «Девушка, дайте мне все полумесяц, что угодно только не крест». Меня как осенило, спрашиваю «что случилось? Ты веришь в Бога?». Он сказал: «Верю, но пока сидел там в тюрьме мне Бог не помогал» и всякую ерунду, а я ему и говорю: «И где же вера твоя, парень, нет веры у тебя. Хоть ты полумесяц, хоть что на себя повесишь, не поможет.» Поговорила полчаса с ним, понимала, денег нет у него, сняла с витрины самый большой крест серебряный, водичкой святой освятила и говорю ему: «Вот крест — ты отказываешься от него, или ты его берешь и идешь в жизнь не унывая, или ты парень пропадешь». Ему было лет 40 может. Он почитает когда нибудь. Я — та девушка из Новогиреево. К чему все это — я каждый год еду к батюшке на кладбище на день рожденья, на день кончины. Мне нравится там быть. Немного неприятно, что там прямо на месте вымаливают бесноватых и в этой тишине бывает страшно. Как вы думаете, через 4 года на молебен к старцу Самсону попала. Смотрю — поет мужчина так красиво, поднимаю глаза и вижу стоит тот мужчина которому я крест одела и от души поет. На нем виден тот самый крест. Подходить не стала, улыбнулась старцу и Слава Богу за все, и за все что делают для нас святые Божие угодники. Вот такие чудеса. Дом я получила в дар по молитвам старца, просила ближе к Москве. Верите и по вере вашей все воздастся — не зря было сказано .»
«Мой любимый батюшка (Сампсон — прим.ред). В 2005 году мне приснился сон, стоит передо мной гроб и я заглядываю в нему, думая «кто умрет?». Перед гробом явился батюшка, убрав его сказал: «Этого не будет!». Моя дочь с зятем на машине падают с обрыва семь метров на острый камень. Машина разбивается вдребезги, а дети остаются без одной царапины! Люди говорили им: благодарите Бога! После аварии зять принял православие, покрестился. Слава Богу за все!»
«У меня старшая дочь Ксения,жила в Черкассах (Украина), приняла украинское гражданство, 10 лет прожила с мужем. Он загулял, запил, жизнь стала невыносимая, я забрала её к себе. 5 лет не могли сделать Российское гражданство. Я стала молиться, просить помощи от Бога. Снится мне старичок с белыми длинными волосами, говорит: «Едь в Ростов» и я прснулась, бужу Ксюху, поехали, сами не знаем куда, но в Ростов. Из автобуса вышли — ноги идут к зданию, где когда-то делали перевод документов с украинского языка на русский. Заходим, а там совсем уже гостиница «Интурист», швейцара спрашиваем: «где же сейчас делают переводы?». Оказывается рядом. Заходим, очереди нет, сделали перевод быстро и едем домой. Вдруг дочка говорит: «Мама, давай зайдём в магазин», выходим на остановке в Ростове из автобуса, прямо напротив православной лавки. Заходим, и в глаза сразу большая книга красная. И старичёк на фотографии, который мне приснился. Сразу покупаю, оказывается 2-х томник иеросхимонаха Сампсона, я такого и не знала. Домой приезжаем, открываю первый том и сразу 44-я страница, читаю, что иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс), жил в Мордовии и не мог сделать гражданство, над ним издевались, но потом какой-то, не помню кто, помог ему. А у меня всё это время была какая-то благодать, лёгкость, пока я это читала. Потом всё пошло как по маслу, из кабинета в кабинет , нас везде принимали и быстро сделали паспорт. Вот такое чудо было в моей жизни. Извини, что я выговорилась. Целую. Мы так долго не могли сделать гражданство, нас гоняли из кабинета в кабинет, по замкнутому кругу, а тут такое чудо, так быстро всё оформили, в каждом кабинете нам выдавали нужный документ и объясняли, какие документы ещё нужны. Я благодарю Иеросхимонаха Сампсона за помощь.»

Возможно, у истории про старца Сампсона будет продолжение. Всех с праздником! Tags: РПЦ, православие, старец Сампсон Сиверс, старинное фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *