Устюжский летописный свод
Устюжский летописный свод
XVI век
древнеславянский
852 — XVI век
Летописный свод
Общерусский летописный свод
Великий Устюг, XVI век
неизвестен
Устюжский летописный свод (другие названия: Устюжский летописец, Архангелогородский летописец) — летопись, составленная в начале XVI века на севере Русского государства и имеющая общерусский характер.
Летописный свод охватывает события 852 – конца XVI века. Начальная часть не находит близких аналогий в других летописях, однако сообщаемые в ней сведения, по мнению Я. С. Лурье, представляют собой не следы древнейшего летописания, а литературное творчество XV—XVI вв..
В основе лежит так называемый общерусский летописный свод 1494 года, местные летописи и прочие источники. Ценный источник по истории войн Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (ВКЛ) с Московским государством начала XVI века. Содержит наиболее подробные среди всех летописных источников сведения про третий Смоленский поход 1514 года, Оршанскую битву 1514 года и иные, возможно, записанные со слов устюжанина — непосредственного участника этих событий или военнопленного из ВКЛ.
Содержание
Примечания
Читая книги в период летних каникул, вы убедились, что книгу можно сравнить с «машиной времени». Она может нас отправить в будущее или вернуть к далёкому прошлому.
Прочитайте тему первого раздела учебника (стр.3). Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)
Работа с научно-познавательной статьёй (учебник стр. 6).
Видео1)»Что такое летопись?»https://resh.edu.ru/subject/lesson/6021/main/287268/
2)»Нестор летописец»
Первые книги — рукописи были очень дорогими. Их писали от руки монахи-летописцы. Сведения о событиях прошлого собирали по крупицам из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий. Записи делали из года в год (из лета в лето), отсюда и название этих книг – летописи. Слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», то есть «год», и «писать». В них учёные монахи записывали самые важные сведения о древней Руси.
Сохранившаяся до наших времён начальная русская летопись была создана в XI-XIIвеках. Называется она «Повесть временных лет». Один из её авторов -монах Нестор, который жил в Киево-Печёрском монастыре, образованнейший человек своего времени. «Повесть временных лет» положила начало к созданию русской литературы.
Проверьте себя.
— Как называется описание исторических событий по годам? (Такие книги называются ЛЕТОПИСЬ.)
-Откуда монах Нестор брал сведения о событиях прошлых лет? (Нестор опирался на документы, рассказы древних старцев, народные сказания.)
— Каково значение летописей? (Благодаря труду летописцев современные люди имеют удивительную возможность заглянуть в далёкое прошлое.)
-С какими школьными науками вы видите связь летописей? (Литература, история, география.)
Произведение «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»(учебник «Литературное чтение» 4 кл. стр. 7-8). ВИДЕОПоход князя Олега
Этот отрывок является частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В его основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 6415 г. (летоисчисление от Сотворения мира) или 907 году(от Рождества Христова – начало Х века).
Населению Киевской Руси регулярно доводилось сражаться с воинственными соседями – печенЕгами, хазАрами и варЯгами.Император могущественного государства ВизантИи стремился захватить Русь, а её жителей превратить в своих подданных.
В тот период Киевской Русью правил варяжский князь РЮрик. После его смерти власть перешла приемнику – князю новгородскому Олегу (сын Рюрика, Игорь, был очень маленьким и не мог управлять государством). Князь Олег сумел не только преобразить государство, но и осмелился на героический поступок – пойти войной на Византию.
Прочитайте отрывок «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (учебник стр. 7-8).
Словарно-лексическая работа:Яства – кушанье, еда.Варяги – обитатели Скандинавского полуострова. СловЕне, чУдь, крИвичи, мЕря, древлЯне, радИмичи, полЯне, северЯне, вЯтичи, хорвАты – древние славянские племена. Царьград – город КонстантинОполь, столица Византии (ныне СтамбУл – крупнейший город Турции). Дань – налог, который брал победитель с побеждённого народа. ГрИвна – денежная единица в Древней Руси — около 400 г золота. ПАволоки – шёлковые ткани, покрывала. УзОрочье – драгоценности, наряды. ПерУн – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян. ВЕлес – покровитель скота, богатства и торговли.
Видеоhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/6022/main/212256/
Итоги урока.
— Какие важные события описаны в летописи? (О победоносном походе князя Олега на Царьград.)
— Что поразило и испугало греков? (Огромное количество кораблей, поставленных на колёса.)
-О чём свидетельствует щит на вратАх города?(О победе русского войска над Византией.)
— Почему народ прозвал Олега вЕщим? (Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.)
— Какой веры придерживались греки, а какой рУсичи? (Греки целовали крест – христианская вера, русичи ещё были язычниками.)
Домашнее задание.
1.Перечитать летопись, научиться безошибочночитать
незнакомые слова.
иллюстраций (слайдов) разъяснить школьникам, что значат эти
слова,показать на карте, где находится Стамбул, бывший Царьград).
Проверьте себя (соедините стрелками следующие фразы)
Автор |
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда |
Название |
Нестор летописец |
Главные герои |
Описание реальных событий истории по годам |
Боги из русскойми фологии |
Князь Олег, византийцы |
Летопись |
Перун, Велес |
Летописи и центры летописания в Древней Руси
Летописи – это древнерусские писания, в них шло описание событий по годам, описывалась жизнь простых людей и княжеского двора, переписывались правовые документы, церковные тексты. В них охватывались разные периоды для описания. В некоторых описание шло от библейских событий, а в некоторых, начиная от заселения земель славянами. Описывается возникновение государства, принятие христианства. В них описывались все исторические события, произошедшие в Древней Руси. Каждый описанный в них период, конечно же, носит в себе элементы идеологии и пропаганды объединения, описания заслуг князей. Помимо исторических событий идет описание политики государства, уклада жизни славян.
В отличие от европейских летописей, которые написаны на латинском языке, старорусские летописи написаны на древнерусском языке. Что делало их доступными, так как в Древней Руси было много мужчин и женщин, обученных грамоте, а также было много очень образованных людей.
Центры летописания в Древней Руси
В летописи использовали различные методы ведения и написания. Здесь, например, использовали списки. Это переписанные копии древних летописей. Изменения вносили по разным причинам. Если менялся князь, то нужно было прославить деяния, по-новому описать события прошлых лет, внеся изменения, учитывая новые события. Также это делалось для внесения религиозных моментов в написание.
Также используется понятие «своды” или «сводные летописи”. Летописный свод Древней Руси это описание происходящего по хронологии. Описание происходит с точки зрения правящего класса, весь процесс ведения летописей был под контролем власти. Идеология играло важную роль.
Киево-Печерский монастырь – центр летописания
Это место всегда было главной святыней и гордостью. Именно здесь жили, облачаясь в иноков, после подстрига, отстраняясь от мирской суеты и жизненных благ, полностью отдав себя делам божьим, многие светлейшие и достойнейшие люди. Это не только святыня, но и сосредоточение просвещения. А позже – главное сосредоточение летописания. Именно в этих стенах длительное время составлялась и записывалась летопись «Повесть временных лет». А инок Нестор, создавший это и целый ряд иных значимых произведений, прожил здесь, сделав немало святых дел, 41 год. Он вместе с другими иноками составил писание о старорусской церкви, описал все важные церковные события и дал описание ее особенностям на Руси. После его кончины нетленное тело перенесено и до сих пор покоится в пещере Лавры.
Особую роль играет и Выдубецкий монастырь. В стенах Выдубецкой святыни иегумен Матфей занимался ведением Киевского свода, в нем хронолизировал события в период 1118-1198 года. Дал им очень точное описание и раскрытие, без искажения фактов. Это произведение тоже одно из письменных памятников, которое играет важную роль в изучении истории наших предков. Стало логическим продолжением ведения летописи «Повесть временных лет».
Киевский образец ведения лег в основу создания и применения принципов в написании летописей. Именно здесь основаны правила и методы.
Как назывались центры летописания в Древней Руси:
- Новгородский
- Владимиро-Суздальский
- Галицко-Волынский
Новгородский центр летописания
Новгород был крупнейшим городом с развитой структурой, поэтому стал центром ведения летописей. Описание города можно увидеть в «Повести древних лет» за 859 год. В XI веке Ярослав Мудрый, взойдя на престол, пребывал не в Киеве, 10 лет его двор провел в Новгороде. Все это время город считался фактически столицей Руси.
Составление началось в XI веке с написания первой Новгородской летописи. Всего их создали четыре, но остальные написаны позднее. В нее были включены:
- Краткое описание «Русской правды»
- Краткое описание юридического сборника
- Описание происходящих событий и процессов
Здесь также вели своды, вел их посадник Остромир. Но никакой информации о нем история нам не оставила.
Владимиро-Суздальский центр летописания
Владимирский храм – место, где занимались ведением летописей, вели работу иноки. Летописные своды, самые ранние из дошедших до нас, их два, составлены с 1177-1193 года, описывают «Летописец Переяславля Русского». В них освещали политику, церковную жизнь, описывали жизнь и основные события при княжеском дворе. Все было представлено и истолковано с точки зрения церкви. Только, в начале XII, летописание стало вестись при княжеском дворе.
Галицко-Волынский центр летописания
Для этих земель всегда противостояние княжеской и боярской власти было большой проблемой. Летописи создавались при дворе, поэтому основной идеей при написании была сильная и справедливая княжеская власть, и полная противоположность – боярская. Возможно, летопись писали дружинники. Они описывали события как отдельные фрагменты и описания. Они стояли на стороне княжеской власти, поэтому через летопись проходит идея борьбы с боярами, отрицательное описание их стремления к власти.
Галицко-Волынская летопись относится к более позднему периоду, примерно к 1201-1291 года. Она вошла в Ипатьевский свод. Уже позднее ее оформили в виде хронологии, до оформления состояла из частей:
- Галицкая летопись, составлена в Галиции в 1201-1261 года.
- Волынская летопись, составлена на Волыни 1262-1291 года.
Основная особенность: церковные события и уклад не описывались.
Первая древнерусская летопись
Древнейшая русская летопись называлась «Повесть временных лет»». Создана в 12 веке. Это последовательное хронологическое описание событий на территории Руси, место создания – город Киев. Было переделано неустановленное количество раз, но коренных изменений не вносили. Во всяком случае, официально считают такую версию правильной.
Содержит описания до 1137 года, но берет начало с 852 года. Состоит из большого числа статей разных по характеру. И в каждой идет описание конкретного года. Число статей совпадает с числом описанных лет. Как правило, каждый раздел начинается с фразы в форме: «В лето такое-то” и дальше описания, выдержки из важных документов или в виде сказаний идет описание. Название получило из-за фразы, что фигурирует в начале – «Повесть временных лет”.
Автор – монах Нестор – древнерусский летописец , он был инком в Киево – Печерском монастыре на рубеже XI-XII веках. Описан в качестве первого летописца. Хотя автором заявлен только в поздних версиях.
Самый древний летописный свод, указанной древнейшей русской летописи , «Повесть временных лет», которому удалось дойти до наших дней, был переписан монахом Лаврентием и датируется XIV веком. Оригинал летописи, к сожалению, утрачен навсегда. Сейчас найдены поздние версии с различными доработками других авторов.
На данный момент много версий истории летописи. Если верить им, то она закончена в 1037 году, и автором все также является монах Нестор. Ее даже при Несторе переписывали, потому что он внес туда изменения ради добавления христианской идеологии, также были внесены добавки политического характера. Идеология даже в те времена являлась важным инструментом для усиления княжеской власти. В других версиях говорится, что датой создания является 1100 год. Принято считать, что древнейшей русской летописью начала XII в. является «Повесть временных лет».
Отличительная черта в том, что оно несет в себе структурированное описание событий, не пытается истолковывать их на свой лад. На первом месте стояла Воля Божья, ее существование объясняло многие события. Причинно-следственная связь не была интересна и не отражалась в произведении. Жанр Повести временных лет был открытым, туда могло входить все, что угодно, от различных сказаний до сводок погоды. Летопись имела юридическую силу наравне со сводом официально принятых документов.
Цель написания первой древнерусской летописи, называемой «Повесть временных лет» – выяснение корней русского народа, философия христианства и описание доблестной княжеской власти. Начинается с рассказа и рассуждения о происхождении и расселении. Русский народ показан как потомок сына Ноя, Иафета. Основа, которой подчинена большая часть, состоит из легенд о правлении Ярослава Мудрого, о войнах и храбрых героях. Концовка состоит из рассказов о сражениях из некрологов князей.
«Повесть временных лет» – первый важный документ, где была описана история Руси с самого её начала. Она сыграла очень большую роль в дальнейших исторических исследованиях и является очень важным источником знаний о наших предках.
Древнерусские летописцы
В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.
О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: «Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.
Вывод
До наших дней только частично дошли летописи, сводные летописи и летописные списки, которые помогают в изучении истории древних славян, политических событий, уклада жизни, как простого народа, так и княжеского двора.