Самые известные сестры милосердия

Описание

Сестры Крестовоздвиженской общины были первыми женщинами в России, да пожалуй, и в мире, которые стали служить непосредственно на поле боя. Именно они своей деятельностью ввели в наш язык слово «сестра» в том специфическом значении, в котором это обращение, принятое между христианами, бытует в современных больницах и других медицинских учреждениях. Письма сестер, адресованные родным и близким, полны теплой любви к ближнему, заповеданной нам от Господа.

Воспоминания одной из первых сестер милосердия Крестовоздвиженской общины Екатерины Михайловной Бакуниной, стоявшей у истоков зарождения движения сестер милосердия и вообще сестринского дела в России, не только ценный исторический документ, но и интересный рассказ одной из замечательнейших женщин того времени. Она посвятила всю свою жизнь служению ближнему. По словам священномученика Сергия Махаева, глубоко верующая Екатерина Михайловна умела внушить руководимым ею сестрам понятие о высоте их служения. Она высоко поставила авторитет сестры милосердия и заставила всех уважать ее.

Читает Ольга Волынкина.

В цикле 16 передач. Общее время 6 ч. 26 мин.
Размер zip-архива 268 МБ.

Key words: sisters of Charity; spiritual principles; cultural potential of nurses

Главную роль в культурном профессиональном потенциале медицинских сестер играют милосердные дела . Духовные начала, лежащие в основе милосердных дел медицинских сестер, стали активно формироваться во времена Крымской войны усилиями сестер Крестовоздвиженской общины. Со времен Крымской войны в профессию прониклись, помимо сестринского ухода, психологическая поддержка пациента, уважение и забота, исключение дискриминации и другие компоненты культуры.

Поясним вышесказанное на конкретных примерах.

6 ноября 1854 г. в Петербурге была учреждена Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных воинах, открытая на собственные деньги великой княгиней Еленой Павловной, родной сестрой русского императора Николая I. Целью общины была забота о раненых в госпиталях и перевязочных пунктах, находившихся буквально на самом поле боя. Великая княгиня призвала российских женщин вступать в новообразованную общину, чтобы «принять на себя высокие и трудные обязанности сестер милосердия».

Членами общины сестер милосердия становились женщины всех сословий: дочери, жены и вдовы дворян, государственных советников, чиновников, офицеров, помещиков и купцов. Наравне с ними в Крестовоздвиженскую общину принимали и женщин из низов, порой плохо знающих грамоту, однако горящих тем же патриотическим воодушевлением — и к тому же более умелых и трудоспособных

Труд сестер милосердия требовал исключительной самоотверженности, мужества и терпения, отнимал много душевных и физических сил. Их работа не оплачивалась, община обеспечивала их лишь питанием и одеждой. Сестры помогали врачам бороться с тифом и гангреной, неотлучно находились около тяжелобольных: купали, перевязывали, кормили, писали за них письма домой. Большинство сестер сами перенесли тиф, многие, вынося раненых с поля битвы, получили ранения или были контужены.

В письмах жене Н. И. Пирогов отмечал, что сестры «…день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и за смотрителями и даже врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий» .

Для описания служения медсестер Крымской войны мы проанализировали их биографию, раскрывающую милосердное служение.

Екатерину Михайловну Бакунину называли «идеальной сестрой милосердия». Внучатая племянница великого полководца М. И. Кутузова проявляла истинный героизм. Одна из наиболее образованных, опытных и самоотверженных сестер, она участвовала в работе больше других, часто бессменно помогая хирургам во время самых трудных и тягостных операций, следующих одна за другой. Не раз ей приходилось проводить у операционного стола без перерыва двое суток подряд.

После окончания войны Бакунина предприняла попытку создать новую сестринскую общину, построенную на несколько иных принципах. Она выступала против религиозности как основного мотива и главного идеологического фундамента милосердия. По мнению Екатерины Михайловы, на смену религии должны были прийти, говоря современным языком, общечеловеческие принципы гуманности и морали. Кроме того, религиозность членов общины мешала дальнейшему образованию сестер, ограничивая их мировоззрение, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию. К сожалению, княгиня Елена Павловна не разделяла взглядов Бакуниной, и Екатерина Михайловна покинула общину навсегда, отказавшись от почетной роли сестры — настоятельницы.

Бакунина поселилась в собственном имении, расположенном в Тверской губернии, и основала там деревенскую больницу, где могли бесплатно получать помощь живущие в округе крестьяне. Таким образом, Е. М. Бакунина по праву можно назвать не только героиней Крымской войны, но и родоначальницей медицины на селе.

Дарья Севастопольская считается первой военной медсестрой времен Крымской войны. Установлено, что Севастопольской Дарью назвала людская молва — по имени города, в которой она работала сестрой милосердия. Настоящая фамилия этой девушки из народа — Михайлова.

Дарья Лаврентьева Михайлова, в те годы 17-летняя Даша, сирота, благодаря своей отваге и самоотверженности снискала славу и уважение, а сам государь Николай I наградил ее золотой медалью, владимирской лентой, содержащий надпись «За усердие».

В мире есть медаль имени Флоренс Найтингейл, которой отмечают выдающихся медицинских сестер. А медали Даши Севастопольской мы так за все эти долгие годы и не завели… И это при том, что Найтингейл в поле не работала: она была медсестрой в Стамбуле. Три раза она приезжала в Балаклаву для инспекции. В этом отличие английской медсестры от нашей Даши, которая, взвалив на себя раненого, ползком тащила его с поля боя.

Вслед за Дашей ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки — жены, сестры и дочери участников обороны. А Великая княгиня Елена Павловна, вдова младшего брата императора Николая I, обратилась к женщинам России с призывом помочь раненым в осажденном Севастополе. В том же 1854 году Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, а уже в ноябре первый её отряд приехал в осажденный Севастополь. Н. И. Пирогов, руководивший работой женщин, писал: «Их рвению и деятельности при хождении за больными, их подлинно-стоическому самоотвержению нельзя было довольно надивиться. Малейшие желания страждущих, даже их капризы, выполнялись сестрами самым добросовестным образом… В короткое время уже видны были плоды их… самоотвержения». Сестры милосердия проводили по 17 часов в сутки в госпиталях, не жалея сил и здоровья, раздавали раненым свое жалованье, пищу, белье. Благодарность воинов была безгранична: «матери наши» — звали они сестер милосердия.

Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать кому-либо «скидки», да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

В письмах жене Н. И. Пирогов так рассказывает о Даше Севастопольской: «…Движимая милосердием своей женской натуры, она здесь на полях битвы и в госпиталях с таким самопожертвованием помогла раненым, что обратила на себя внимание высшего начальства…» .

Александра Травина была вдовой государственного служащего невысокого ранга. Рапортуя о своей деятельности медсестры, Александра лаконично, скромно, без всякого пафоса и похвальбы кратко сообщала: «Опекала шестьсот солдат в Николаевской батарее и пятьдесят шесть офицеров».

Марина Григорьева — вдова чиновника, почти бессменно дежурила в палатах, выделенных для умирающих от ран. Она облегчала их муки, как могла — и словом, и заботой, находясь рядом до самых последних их минут.

Истинный героизм проявила и Екатерина Будберг, баронесса, сестра знаменитого русского писателя А. С. Грибоедова. В то время, когда из-за сплошного огня артиллерии многие мужчины не смели и головы поднять, Екатерина Будберг выносила из-под обстрела раненых, оказывала им первую помощь.

Всего же в годы войны в Крыму работали 250 медицинских сестер. Впоследствии все они были награждены серебряными медалями, изготовленными по личному приказу императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Помощь раненым и больным во время Крымской войны оказывали 160 сестер Крестовоздвиженской общины, 17 из которых не суждено было вернуться домой: они погибли на поле боя. Всего же в годы войны в Крыму работали 250 медицинских сестер.

Наиболее значительный вклад в развитие сестринского движения в период крымских военных действий внесли сестры Крестовоздвиженской общины, которые служили примером истинного милосердия и беззаветного служения своему делу.

Также следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России, которая, прежде всего, предназначалась для бедных, беременных, новорожденных, детей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным термином «социальная реабилитация и адаптация».

Сестры милосердия в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Е. Е. Белова

В статье анализируется становление общин сестер Красного Креста в Ярославской, Костромской и Владимирской губерниях и их деятельность по уходу за больными и ранеными воинами в госпиталях в тылу во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Ключевые слова: русско-турецкая война 1877-1878 гг., российская провинция, благотворительность, Общество попечения о раненых и больных воинах, земство, сестра милосердия, община сестер милосердия, монастырская послушница, госпиталь, санитарный персонал, больные и раненые воины, уход за больными.

Sisters of Charity During the Russian-Turkish War in 1877-1878

E. E. Belova

Одной из страниц военной истории, привлекающей и профессионалов и любителей, является русско-турецкая война 1877-1878 гг. Подобное внимание вполне объяснимо: это была не только крупнейшая война второй половины XIX в., но и первая победоносная военная кампания для России после поражения в Крымской войне. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что именно в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в российском обществе отмечается всплеск благотворительной деятельности. «Война с турками показала необходимость и благотворность частной помощи во время войны и на войне…» . Увеличение числа нуждающихся в период военного времени привело к росту общественной инициативы по оказанию благотворительной помощи во всех регионах Российской империи и среди всех сословий. «.Вчера московская дума поднесла Красному Кресту миллион, а сегодня московское купеческое общество — другой миллион. Какое время! Так делается история народов, так крепнет его мозг; в теперешнюю минуту народ развивается скачками» .

События русско-турецкой войны 1877-1878 гг. позволили, пожалуй, впервые в истории, проявить себя на общественном поприще и русской женщине. «Барыни до сих пор славившиеся своими куриными мозгами и куриными наклонностями, вдруг точно прозрели. Красный крест сестры милосердия сманил многих из теплых насиженных мест. Первый раз за все последнее время — русская женщина, тщетно бившаяся в охватывающем ее со всех сторон омуте ничегонеделания, почувствовала под ногами что-

то твердое. Вышла на тяжелый путь, но все-таки путь.» . Женщины создавали дамские комитеты, занимавшиеся сбором денежных средств на нужды фронта, заготовкой белья и перевязочных материалов для раненых, приемом и размещением раненых в госпиталях и лазаретах, созданных внутри империи. К 1 февраля 1878 г. в России насчитывался 81 дамский комитет . Кроме того, женщины активно участвовали в деятельности по уходу за ранеными и больными воинами.

Оказание медицинской помощи больным и раненым воинам во время войны силами сестер милосердия, входивших в общины, впервые практикуется в годы Крымской войны. 120 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в сентябре 1855 г. в Петербурге с целью служения во время войны в военных госпиталях, прибыли в Крым для оказания помощи больным и раненым. «.Великая княгиня (Елена Павловна), отрядив сестер милосердия в Севастополь, оказала услугу истинную страждущему человечеству и сделала переворот в госпиталях, введя в них чуткий женский элемент при уходе за больными.» . Общины сестер милосердия в основном находились в Санкт-Петербурге и Москве. (Так, в Санкт-Петербурге в указанный период действовало 6 общин численностью 300 сестер милосердия). По сути, такие общины представляли собой учреждения, для которых уход за больными был профессиональным делом. Все общины можно условно разделить на 3 группы: 1) общины, осуществлявшие широкую благотворительную деятельность, включая призрение

бедных, неимущих, воспитание бедных и брошенных детей; 2) общины, чья основная деятельность заключалась в помощи больным и раненым воинам (именно подобные общины тесно сотрудничали с дамскими комитетами Общества попечения о раненых и больных воинах); 3) общины, которые существовали при женских монастырях и находились в ведении Святейшего Синода (эти общины часто вели широкую благотворительную деятельность и существовали на основе монастырского общежития). Несомненно, что людских, материальных и других ресурсов одних только общин сестер милосердия, появившихся в 40-60-е гг. XIX в., явно не хватило бы в случае любой крупной военной кампании. Таким образом, Общество попечения о больных и раненых воинах, созданное в России в 1867 г., как «… главный центр деятельности частной помощи на войне.» взяло на себя подготовку сестер милосердия для ухода за больными и ранеными воинами в военное время. Именно под эгидой этого Общества сестринское движение достигает своей массовости в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Наряду с сестрами милосердия, принадлежавшими к той или иной общине, для кого уход за больными и ранеными был профессиональным делом, существовали сестры Красного Креста, которых готовили на случай военных действий. По сути, сестрами Красного Креста становились женщины, готовые отказаться от своей повседневной жизни на время войны ради служения больным и раненым. Таких женщин было немало, причем не только в столицах, но и в провинциальных городах.

В Ярославской губернии вопрос об организации общины сестер милосердия впервые поднимается в 1870 г. в связи с тем, что Программой занятий Общества попечения о больных и раненых воинах в мирное время предусматривалось «.подготовление сестер милосердия и . изыскание средств к тому, чтобы по наступлении военного времени не было недостатка в этих существенно полезных и необходимых людях» . Однако все обращения ярославского местного управления Общества к настоятельницам ярославского Казанского, мологского Афанасьевского, рыбинского Софийского и ростовского Ро-жденственского женских монастырей с просьбой учредить при монастырях общины сестер милосердия не были удовлетворены. Основной причиной отказа стало отсутствие условий, средств, на которые можно было бы содержать и обучать сестер милосердия в общине, и подходящих для этой цели людей. Сестрами милосердия могли

стать незамужние женщины или вдовы в возрасте от 20 до 40 лет. Многие ярославские монастыри ссылались на то, что у них жили преимущественно престарелые, а «.молодые необходимы для монастырской службы». Еще одной причиной невозможности открыть общину сестер милосердия являлось отсутствие при монастыре больницы, где можно было бы обучать сестер, а «посылать за монастырь — в городскую больницу — несообразно с правилами монастырскими».

К вопросу о создании общины сестер Красного Креста ярославское местное управление Общества возвращается в 1873 г. В организации общины принимало участие и ярославское земство. Подготовка сестер при больнице губернского земства признавалась необходимой «.как для оказания помощи раненым и больным воинам во время войны, так и для ухода за больными в самой больнице в мирное время» . Губернская управа бесплатно предоставила для сестер Красного Креста помещение на 10 человек с отоплением и освещением, а местное управление Общества попечения о раненых и больных воинах взяло на себя содержание сестер из расчета по 6 р. в месяц на каждую. Поскольку ярославское местное управление Общества испытывало «недостаточность расходных сумм», было решено обратиться к частной благотворительности и организовать подписку для сбора добровольных пожертвований на создание общины сестер милосердия. С 10 июля по 17 ноября 1873 г. по этой подписке было собрано 1994 р. 50 к., и 12 января 1874 г. при ярославской губернской земской больнице была открыта община сестер Красного Креста . В июне 1874 г. в честь бракосочетания Великой княгини Марии Александровны ярославской общине Красного Креста было присвоено название «Мариинская» .

В состав первой общины сестер Красного Креста в г. Ярославле вошли послушницы женских монастырей Ярославской губернии. В январе 1875 г., завершив годичное обучение в Мари-инской общине при ярославской губернской земской больнице, 10 послушниц ярославских монастырей выдержали экзамен и получили свидетельства на звание сестер Красного Креста. Через год, в 1876 г., завершили обучение в общине и стали сестрами Красного Креста еще 2 послушницы. Таким образом, в 1877 г., к началу русско-турецкой войны, в распоряжении ярославского управления Общества состояло 12 сестер Красного Креста. Все они были послушницами монастырей: ярославского Казанского (7 человек), ростовского Рождественского (3 человека) и рыбинского Софийского (2 человека) и жили в

своих монастырях. По окончании обучения сестры Красного Креста ярославской Мариинской общины дали расписки с обязательством сообщать о любом изменении места жительства в ярославское местное управление Общества и таким образом находились под его постоянным наблюдением . Из тех, кто окончил курсы в 1875 г., лишь одна монахиня отказалась от санитарной службы в 1877 г. и была исключена из общины. В целом, ярославская организация была немногочисленна.

Ситуация меняется с началом русско-турецкой войны в 1877 г. При ярославской губернской земской больнице были открыты курсы подготовки санитарного персонала для лиц женского пола, куда принимались представительницы всех сословий. Необходимость подобных курсов была очевидна, поскольку кроме нравственных качеств сестры должны были обладать специальными знаниями и навыками по уходу за больными и ранеными. «.Сестры «Красного Креста» должны удовлетворять двум требованиям: бескорыстного стремления на помощь ближнему и знания дела. Самоотверженная деятельность, не опирающаяся на знание и умение, будет в большинстве случаев бесплодною тратою сил; познание и опыт, не согретые лучами смирения и бескорыстной любви к страждущим — нередко будут лишены той внутренней силы, которая делает их особенно полезными» . Всего на курсах в течение 1877 г. обучалось 28 женщин, 24 из которых по окончании получили звание сестер Красного Креста. В 1877 г. по распоряжению Главного Управления Общества одна сестра милосердия была направлена в харьковский госпиталь. Вскоре по собственной инициативе она перешла на службу ярославского дамского комитета и была отправлена вместе с еще тремя сестрами Красного Креста в действующую армию в Болгарии в составе летучего санитарного отряда, организованного ярославским дамским комитетом в декабре 1877 г. . Такое незначительное количество сестер Красного Креста, отправленных в район действующей армии, объясняется достаточно просто. Большую часть сестер, подготовленных ярославским местным управлением Общества, составляли монастырские послушницы, приписанные к местным женским монастырям. Соответственно, их направляли в местные госпитали, в районе их епархии. Курсы для подготовки сестер Красного Креста были организованы и рыбинским местным комитетом Общества при местной земской больнице, на которых обучались 5 женщин различных сословий, успешно выдержавших экза-

мен и получивших звания сестер Красного Креста. Они служили при госпитале, созданном местным комитетом Общества в г. Рыбинске . К концу военных действий в ведении ярославского местного управления Общества находилась община сестер Красного Креста, общим числом в 39 человек: 25 — сестры милосердия духовного звания, 14 — сестры, вышедшие из разных сословий. 5 сестер милосердия светского звания были отправлены в резервные госпитали г. Харькова, а 9 светских и 25 духовных сестер были оставлены в запасе при местных лечебных учреждениях .

Курсы для подготовки сестер милосердия также были открыты в конце мая 1877 г. во Владимире. 30 июля и 2 августа 1877 г. 20 слушательниц этих курсов были удостоены звания сестер Красного Креста, а 8 — звания сиделок. Все сестры были распределены по местным лечебным учреждениям. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. они работали в лазаретах Красного Креста (9 сестер), в военных госпиталях (5 сестер), в земских больницах (3 сестры) и в частном лазарете Баранова (2 сестры) .

Более масштабной и эффективной была подготовка сестер милосердия в Костроме. Так же, как и ярославское, костромское местное управление Общества попечения о раненых и больных воинах приступает к подготовке сестер милосердия до начала русско-турецкой войны 18771878 гг. Однако костромичи в этом вопросе оказались успешнее ярославцев. Инициатива костромского управления Общества была подхвачена Богоявленским женским монастырем. В 1873 г. при Богоявленском монастыре при содействии местного управления Общества создаются две лечебницы, которые располагаются в здании упраздненного Крестовоздвиженского монастыря и в Назаретской пустыни в 15 верстах от Костромы (1 верста = 1,06 км. — Е. Б.). Открытие этих лечебниц при монастыре преследовало несколько целей. Во-первых, «.чтобы при женских монастырях формировались и подготавливались отряды сестер милосердия для ухода в военное время за больными и ранеными воинами.», а во-вторых, «.чтобы устройством лечебниц и приемных покоев для упражнения подготовляемых в сестры милосердия лиц монастыри могли на местах проявлять благотворительность нуждающимся и распространять на население, лишенное врачебной помощи» . Именно эти монастырские лечебницы и стали центром подготовки женского санитарного персонала для ухода за больными и ранеными воинами в период русско-турецкой войны в 1877-1878 гг. Здесь были орга-

низованы специальные курсы по программе подготовки сестер Красного Креста. Программа сочетала теоретическое обучение с практической работой по уходу за больными и была рассчитана на один год, но в связи с условиями военного времени обучение было сокращено до 6 недель. Интересно отметить, что наряду с монахинями и послушницами костромских монастырей на этих курсах обучались 12 сестер Холмогорского Успенского женского монастыря Архангельской губернии, а также «лица светского звания». Всего при Богоявленском монастыре было подготовлено 66 сестер Красного Креста и сиделок, из которых большую часть составляли монастырские сестры (49 сестер монастырского звания и 17 светского) .

В период русско-турецкой войны подготовленный при костромском Богоявленском монастыре женский санитарный персонал широко использовался для службы в лечебных учреждениях не только в Костромской губернии, но и на театре военных действий. Отряд из 16 сестер Красного Креста и сиделок под руководством старшей сестры А. Д. Свербеевой был отправлен в Александрополь. С мая по сентябрь 1877 г. они работали при Александропольском военном госпитале . Однако большинство костромских сестер Красного Креста не покинули своего родного края и ухаживали за больными и ранеными воинами в госпиталях Кинешмы, Костромы и в лечебницах Богоявленского монастыря . Любопытно, что и сестры Холмогорского монастыря Архангельской губернии, получив звание сестер Красного Креста, не уехали с костромской земли и с августа 1877 г. работали в кинешемских госпиталях .

Рабочий день сестры милосердия в госпитале начинался в 6-7 часов утра и продолжался до 2122 часов вечера. Обязанности сестер были достаточно широки: они не только выполняли врачебные предписания, но иногда даже брали на себя обязанности фельдшеров по лечению больных и раненых, участвовали в перевязках. Другой важной обязанностью сестер был уход за больными и содержание в чистоте их белья, одежды, постели. Большое значение имело дежурство на кухне с целью наблюдения за приготовлением пищи для больных и раненых и ее раздачей. В своем отчете главный врач 21 госпиталя на Кавказе отмечал: «Самую существенную пользу общество «Красного Креста» оказало больным в присылке в госпиталь сестер милосердия. Они оказали особенные услуги присмотром за приготовлением пищи, правильною раздачею ее, а также правильною раздачею больным чая, вина, водки и пр.,

следили за тем, чтобы все распоряжения палатных ординаторов были в точности исполняемы, особенно касающиеся трудных больных. Вообще сестры, к чести их, самым добросовестным образом исполнили возложенную на них обязанность.» . Наконец, почти везде сестры Красного Креста читали больным и писали письма за тех, кто был не в состоянии это сделать, а нередко просто подбадривали доброй беседой.

По окончании военных действий большинство сестер милосердия продолжили свою профессиональную деятельность. Так, из 9 сестер светского звания, входивших в число санитарного персонала костромского дамского комитета и служивших в госпиталях во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., одна поступила в Крестовоздви-женскую общину, одна продолжила работу в больнице при доме призрения в Сергиевом посаде, двое остались штатными сестрами в кавказских госпиталях, двое желали продолжить и в мирное время свою деятельность по уходу за больными, одна вернулась в Кострому, будучи больной тифом, и не могла работать. Окончившие курс санитарной подготовки при костромском Богоявленском монастыре стремились продолжить обучение уходу за больными с тем, чтобы сделать это своей профессией. Из 6 сестер милосердия, окончивших курс подготовки, одна продолжила обучение в фельдшерском училище Санкт-Петербургского дамского лазаретного комитета, одна просила отправить ее в фельдшерское училище при Покровской общине, трое продолжили курс обучения при училище Богоявленского монастыря . В своем письме к принцессе Евгении Максимилиановне Ольден-бургской Главноуполномоченный Общества Красного Креста П. А. Рихтер причины этого явления объяснял «.не только порывами самопожертвования, но и сознанием большинства из сестер милосердия, что они должны будут променять свою тяжелую, но почетную деятельность на заботы о насущном хлебе для себя и для семейств.» . Тем женщинам, которые во время войны получили сестринскую подготовку и отказались от занятий мирного времени ради службы в госпиталях и лазаретах, было сложно вернуться к своим прежним занятиям, «.особенно при известной конкуренции для женского труда» .

В целом процесс создания общин сестер милосердия Обществом Красного Креста в российской провинции шел достаточно медленно. За период с 1871 по 1881 г., главным образом в связи с войнами, было открыто 11 общин. Первоначально сестрами Красного Креста становились по-

слушницы монастырей. Их было легче организовать, поскольку им был близок общинный образ жизни. Кроме того, в обществе сохранялась христианская православная традиция призрения больных и увечных воинов при монастырях. Лишь с началом войны рост патриотических настроений приводит к тому, что женщины всех слоев провинциального общества активно откликаются на нужды военного времени, становясь сестрами Красного Креста, фельдшерицами, сиделками. С одной стороны, представительницы слабого пола спешат воспользоваться возможностью проявить себя в служении обществу и государству наравне с мужчинами. С другой — введенная незадолго до начала войны всеобщая воинская повинность не просто затронула почти каждую семью, но и заставила женщину стать сопричастной военным реалиям. Таким образом, широкое участие женщин в деле оказания медицинской помощи больным и раненым воинам в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. продемонстрировало способность женщины быть полезной обществу и определило основные принципы формирования санитарного персонала на случай военного времени.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Боткин, С. П. Письма из Болгарии. 1877 г. / С. П. Боткин. — СПб. , 1893. — 374 с.

2. ГАКО. — Ф. 707. — Оп. 1. — Д. 767.

3. ГАКО. — Ф. 707. — Оп. 1. — Д. 796.

4. ГАКО. — Ф. 707. — Оп. 1. — Д. 797.

5. ГАКО. — Ф. 707. — Оп. 1. — Д. 837.

6. ГАКО. — Ф. 707. — Оп. 1. — Д. 846.

7. ГАЯО. — Ф. 614. — Оп. 1. — Д. 31.

8. ГАЯО. — Ф. 1127. — Оп. 1. — Д. 5.

9. ГАЯО. — Ф. 1127. — Оп. 1. — Д. 16.

10. ГАЯО. — Ф. 1127. — Оп. 1. — Д. 17.

11. ГАЯО. — Ф. 1127. — Оп. 1. — Д. 37.

12. ГАЯО. — Ф. 1127. — Оп. 1. — Д. 64.

13. ГАЯО. — Ф. 1127. — Оп. 1. — Д. 76.

14. Доклады ярославской губернской управы очередному губернскому земскому собранию 1873 г. О содействии обществу попечения о раненых и больных воинах и об учреждении в Ярославле общины сестер Красного Креста // Вестник ярославского земства. — 1873. — № 15-16. — Сентябрь-октябрь. — С. 155156.

17. Немирович-Данченко, В. И. Боевая Голгофа / В. И. Немирович-Данченко. — Б. м., б. г.

19. Пирогов, Н. И. Севастопольские письма 18541855 / Н. И. Пирогов. — СПб. , 1899.

Середина XIX века. Крымская война. Драма армий, тактик, солдат и просто живых людей. В то время, наверное, выражение «лучше бы меня убили», имела очень глубокий смысл.
Всего на театрах военных действий во время Крымской компании погибло 23 тыс. солдат союзнических армий и 47 тыс русских солдат. Но куда страшнее выглядят совсем другие цифры. Количество умерших от полученных ран или просто болезней. В армиях союзников — турок, англичан, французов и сардинцев — от ран умерло 24 тыс солдат, а от болезней почти 120 тысяч… Русская армия еще в два раза больше — 40 и 208 тысяч соответственно. Иными словами, от ран и болезней в то время умирало в 4 раза больше солдат, чем на поле боя..
В XIX веке проблема ухода за ранеными стояла как нельзя сильно. И именно во время Крымской войны, в Севастополе, возникает особое явление в истории России и мира. Здесь, по сути, впервые женщины осуществляют уход за ранеными и больными непосредственно на театре боевых действий. Удивительно, но в то время это был нонсенс. И в России и в Западной Европе слабый пол крайне редко работал в больницах и госпиталях.
Первыми, кто посвятил себя раненым и больным, были 150 приехавших в Крым сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, созданной княгиней Еленой Павловной.
В наши дни в Музее Шереметьевых, что в Михайловской казематированной батарее, экспонируется инсталляция одного из эпизодов во время обороны Севастополя 1854-1855 гг — сестра милосердия Крестовоздвиженской общины ухаживает за раненым русским офицером в госпитале, который был здесь расположен в те годы.

2. Крестовоздвиженская община была учреждена в октябре 1854 года по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны. В состав общины принимались женщины российского подданства (главным образом вдовы и девицы), принадлежавшие к «свободным состояниям» и известные «своим поведением и добросовестностью». Особо оговаривалось, что при уходе за ранеными, сестры не должны были принимать ни денег, ни иных подарков. Сестры милосердия напрямую подчинялись профессору Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга Н.И. Пирогову, которого по праву считают человеком, спасшим тысячи и тысячи русских солдат в той войне.

3. Для сестер милосердия была разработана и утверждена особая форма одежды, состоявшая из коричневого платья с белыми обшлагами, белого чепчика и такого же цвета фартука с карманами.

4. Главным отличительным признаком был специально учрежденный для общины позолоченный серебряный крест на голубой (Андреевской) ленте. На лицевой стороне креста была сделана надпись «Ты, еси, Боже, Крепость моя!», на оборотной — «Возьмите иго мое на себе»

5. В Крыму, благодаря своему таланту и неиссякаемой энергии, Н.И. Пирогов совершил настоящий переворот в области военно-полевой хирургии, применив так называемый принцип «рассеивания больных», иными словами сортировки их по видам и тяжести ранений и заболеваний. Была организована правильная эвакуация, в хирургии стала применяться гипсовая повязка и сохраняющее (консервативное) лечение огнестрельных ран. Так же именно во время Крымской войны, Пирогов стал массово применять наркоз во время операций (хотя многие считают, что наркоз впервые появился именно здесь, на самом деле это не так. Пирогов его применял еще в 1847 г. на Кавказе, а здесь применение наркоза стало именно массовым). Благодаря всем применяемым новшествам, а также активным действиям сестер милосердия, раненые и больных солдаты получили надежду на жизнь и выздоровление

6. Раненых и больных в то время было так много, что сестрам в буквальном смысле, голову некогда было поднять. Раненые размещались во всех «публичных заведениях и во многих частных домах». Как писал Пирогов, до приезда сестер Крестовоздвиженской общины «…многие валялись без матрасов, в грязнейшем белье, на грязном полу, без всякого разбора и присмотра». За короткое время, благодаря правилам сортировки и труду сестер милосердия, был восстановлен порядок в госпиталях и солдаты начали получать должный и возможный уход.

7. По воспоминаниям офицеров, сапоги могли не сниматься с ноги месяцами. Это порождало дополнительные проблемы как для раненых, так и для здоровых людей — отсутствие элементарной санитарии в полевых условиях. Во многом этим и обуславливаются такие невероятные потери больными и умершими от ран по сравнению с погибшими.
Эффективность метода сортировки раненых особенно проявлялась при наплыве большого числа пострадавших во время крупных сражений. Медики и сестры в такие дни делились на четыре группы. Первая была обязана сортировать раненых, принимать на хранение их деньги и вещи; тех, которым нужна немедленная операция, передавать второй группе, легко раненых после перевязки отсылать в другие лазареты или возвращать в полки. Вторая группа принимала нуждающихся в немедленной операции и определяла их в операционные залы. Третья группа занималась уходом за ранеными, которым операция была назначена на следующий день или позже. Наконец, четвертая, состоявшая из одних сестер и священника, была назначена для безнадежно больных и умирающих, которым доставлялся последний уход и предсмертные утешения…

8. Письмо офицера жене, отправленное из Севастополя в январе 1855 г. И в этом солдатам часто тоже помогали сестры милосердия — ведь часто из-за ран, те не могли даже держать перо в руке. Или попросту были неграмотными.

9. Большинство снадобий того времени были фактически шарлатанскими. Всевозможные микстуры «От колик в животе, доктора Ферье» и подобные ему были весьма популярны в то время..
10. Ромашковый чай, камфорный спирт, хлористая вода, йод — предвестники современных антисептиков. Но в те тяжелые годы приходилось довольствоваться только этими средствами
11. Все представленные в инсталляции емкости были найдены на территории батареи и других мест, где располагались госпиталя и пункты ухода за ранеными.
12. В заключение следует подчеркнуть, что Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых во время крымской войны полностью справилась со своей задачей, не только помогая врачам спасти жизни многим тысячам раненых русских солдат, но и показав всему миру способности женщин, обозначив новое направление в области военной медицины — введение частной помощи на войне и женского ухода за ранеными.
13. Стоит также отметить, что в армии союзников также действовали 37 дам милосердия во главе с англичанкой Флоренс Найтингейл, которые по примеру русских сестер попечения помогали раненым английским солдатам. Позднее, в 1863 году, перехватив гуманистическую идею у русских и английских сестер милосердия, пятью жителями Женевы было создано Общество Красного Креста, названное Международным комитетом помощи раненым…

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

Пейзажи Южного берега Крыма Как Ты Бель Ракетный корабль «Самум» Средневековая крепость Фуна Жара и дети

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна

Заключение

В истории московских общин сестер милосердия можно выделить много различных аспектов… Проанализированный материал позволил охарактеризовать некоторые из них: официальное функционирование общин как общественных благотворительных организаций, их повседневную деятельность, ориентированную на помощь городскому населению, работу в «горячих точках» – на театре военных действий и в очагах эпидемий, а также систему отбора, подготовки и материального обеспечения сестер милосердия, основные трудности их служения.

Структура управления, финансовое обеспечение и круг деятельности общин определялись их подведомственностью. Московские общины сестер милосердия подчинялись различным ведомствам: Александринская, Иверская и Никольская общины входили в состав Российского Общества Красного Креста, Владычне-Покровская община находилась в ведении Московского митрополита. Общины «Утоли моя печали» (1881–1906) и Павловская имели статус самостоятельных благотворительных организаций. Община «Утоли моя печали» с 1906 г. подчинялась Московской городской думе.

Общины РОКК управлялись коллегиально. Они занимались в основном оказанием медицинской помощи, не затрагивая другие сферы благотворительности. Красный Крест постоянно заботился о финансовом благополучии своих общин, при необходимости выдавая им значительные субсидии.

Епархиальной Владычне-Покровской общиной единолично руководила ее начальница, согласовывавшая свои действия только с Московским митрополитом. В Павловской общине управление осуществлялось коллегиально. Александровской общиной «Утоли моя печали» до 1881 г. руководила непосредственно княгиня Н. Б. Шаховская, а затем управление перестроили по коллегиальному принципу.

Деятельность самостоятельных общин была многосторонней: помимо оказания квалифицированной и доступной медицинской помощи неимущим слоям населения они выполняли важную социальную функцию, приходя на помощь государству в призрении сирот и престарелых. При этом их финансовое положение никогда не было устойчивым, так как они существовали главным образом на пожертвования благотворителей. Поэтому руководство общин было вынуждено постоянно изыскивать дополнительные источники средств для полноценного функционирования их учреждений. Относительно благополучным было материальное положение общины «Утоли моя печали», деятельность которой постоянно развивалась благодаря вложению личных капиталов ее начальницы.

Московские общины участвовали во всех военных кампаниях середины XIX – начала XX в., направляя отряды сестер на театр боевых действий. Несмотря на признание очевидной пользы от деятельности сестер милосердия, отношение общества к их присутствию на поле боя было неоднозначным: вплоть до Первой мировой войны высказывались самые разные мнения – от резкого неприятия до восхищения. Отличная профессиональная подготовка русских сестер милосердия высоко оценивалась иностранными докторами, работавшими с ними во время зарубежных командировок. Во время эпидемий сестры отправлялись в очаги заражения, где оказывались подчас единственными, кто рисковал заходить в дома больных и оказывать им помощь. Выполняя свой долг, они нередко забывали о собственной безопасности и погибали от болезней и ран.

Работа в чрезвычайных ситуациях была важной, но все же не основной стороной деятельности большинства московских общин. В мирное время их сестры трудились в городских госпиталях и в собственных благотворительных учреждениях: больницах, амбулаториях, аптеках, приютах, богадельнях. При этом общины уверенно заняли свою нишу как в системе общественного призрения, так и в организации городского здравоохранения.

Значительную роль в организации и поддержке общин играли члены императорской фамилии во главе с государями. Их примеру следовали многие представители знатных дворянских родов и богатых купеческих семейств, покровительствуя общинам и жертвуя им свои средства.

Главной задачей всех общин была подготовка высококвалифицированных кадров сестер милосердия. Сестринское служение являлось очень трудным, требовало нравственной силы и физической выносливости, поэтому к поступающим в общину предъявлялись определенные уставом требования. Сестрами милосердия могли стать главным образом девушки и молодые вдовы с безупречной репутацией, хорошим здоровьем и хотя бы минимальным образованием. В течение испытательного срока проверялись нравственные качества кандидаток и проходила их подготовка к будущему служению. Сестры обязывались безоговорочно подчиняться всем требованиям руководства, их жизнь в общине подробно регламентировалась. Во время работы в общине сестры полностью обеспечивались всем необходимым, а после 15–20 лет службы получали право на пенсию. Система их социального обеспечения в целом была плохо разработана: если сестра теряла здоровье и соответственно возможность работать ранее указанного срока, ее положение оказывалось очень тяжелым. В этом случае она могла рассчитывать только на небольшое единовременное пособие или на размещение в одном из приютов для сестер милосердия, мест в которых катастрофически не хватало.

Сестры по самым разным причинам принимали решение посвятить себя служению ближним. Вступая в общину, они сталкивались с многочисленными трудностями: крайне напряженным трудом, бытовой неустроенностью, сложными взаимоотношениями среди медицинского персонала, неопределенным будущим и прочими проблемами, которые в совокупности могли привести к разочарованию. В таких условиях многое зависело от личного настроя каждой сестры, от того, как она понимала свое служение, что видела в нем: способ найти свое место в жизни или подвиг самопожертвования.

Руководство отдельных общин сознавало важность воспитания и духовной подготовки сестер милосердия, но со временем такой подход стал скорее отрадным исключением, чем правилом. Российское Общество Красного Креста в начале ХХ в. создало целую сеть общин, число сестер милосердия в которых измерялось уже тысячами. Очевидно, что уделять необходимое внимание духовному воспитанию каждой сестры не было никакой возможности, потому такие цели и не ставились.

Общины сестер милосердия испытывали на себе влияние и таких социально-культурных тенденций того времени, как развитие женского образования и начало участия женщин в общественной жизни. Эти процессы способствовали развитию общин, привлекая к ним новые кадры и внимание благотворителей. Но в то же время влияние этих факторов имело и отрицательную сторону: в общественном сознании христианское понимание служения ближним все чаще заменялось гуманистическими и либеральными идеями. В результате работа сестер милосердия, лишенная духовных основ, стала восприниматься и общественностью, и самими сестрами зачастую только как профессиональное выполнение медицинских обязанностей.

С другой стороны, в русском обществе вплоть до 1917 г. сохранялось представление о высоком идеале служения сестры милосердия. Об этом свидетельствуют периодически появлявшиеся в печати критические статьи с призывами к изменению сложившейся ситуации, а также самоотверженная работа сестер в таких опасных местах, как якутские лепрозории, не приносившая труженицам ни материального вознаграждения, ни общественного признания. Несмотря ни на какие трудности, находились сестры милосердия, которыми руководило стремление до конца послужить Богу и ближним. И очень хочется верить, что их было немало.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Заключение

13. Заключение Итак, каменные орудия и следы древнейших обиталищ мы осмотрели. «Опросили» и свидетелей — «бэби» из Таунга и Люси из Хадара, зинджа из Олдувая, австралопитека робустуса из Макапансгата и Кромдрая и др.Познакомились мы и с самым первым человеком — его

Заключение Что бы ни делалось, история тамплиеров всегда будет окутана туманом, сгущаемым по неким предвзятым соображениям. И если, заканчивая наше эссе, мы не можем прийти к формальным выводам, значит ли это, что наш труд был бесполезен? Мы полагаем, что благодаря тем

Заключение О Петербурге можно рассказывать бесконечно. По Петербургу можно гулять часами, днями, всю жизнь, наслаждаясь самим фактом пребывания в великом городе на Неве, в Северной столице, в культурной столице России.Опытные путешественники в каждом городе стараются

Заключение Анализ событий Смутного времени показывает, что суть их состояла в борьбе за верховную власть. Прекращение династии московских князей в 1598 г. поставило перед русским обществом небывалую проблему – выбор нового государя. Поскольку никаких правовых норм для

Заключение Говорят, книги по истории должны давать серьезные ответы на серьезные вопросы. Мы выбрали несколько иной путь: поставили перед собой несерьезный вопрос и постарались отыскать существенные и серьезные на него ответы. Некоторые из наших ответов на вопрос о

Заключение Мы с тобой одной крови – ты и я. Р. Киплинг Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Никаких «народов» в догосударственную эру на Земле не существовало. Общественные образования той поры были настолько зыбкими и нестабильными, что назвать их

Заключение Политическая роль русского масонства не кончилась XVIII веком. Масонские организации пышно расцвели в александровское время. Но значение отдельных направлений масонства изменилось. Рационалистические либеральные организации, скудно и слабо представленные в

Заключение Как показывают вешепрведенная информация, сионистский терроризм был проблемой в течение более чем двадцати лет. Он остается серьезной проблемой и сегодня.Утверждая еврейское превосходство, сионистская террористическая сеть осуществляет свою активность в

Заключение «Человек приобретает мудрость опытом жизни, который богат отрицаниями, и чем продолжительнее его опытность, тем глубже его мудрость: так и учебное, равно как и всякое заведение, имеющее свою историю, т. е. органически развивавшееся, потому что историю может

Заключение Национализм слишком многообразен, чтобы его можно было объяснить одной общей теорией. Во многом содержание и особая направленность различных национализмов определяются исторически различными культурными традициями, незаурядными действиями лидеров и

Заключение Прибыв в конечный пункт нашего путешествия, читатель уже достаточно узнал, чтобы сделать собственные выводы. Первым, безусловно, станет то, что великие потрясения рождают великих людей: Черчилль, единственный воин среди политиков и единственный политик среди

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нам остается еще ответить на вопросы, поставленные в начале книги. Прежде всего, какие обстоятельства позволили Германии занять в X в. доминирующее положение в Западной Европе и осуществить широкую внешнеполитическую экспансию, приведшую к созданию

Заключение Прочтя последнюю главу, можно было бы сделать необоснованный вывод, что автор будто бы верит в космогоническую теорию Гербигера и основывающуюся на ней гипотезу Беллами о причине катастрофы Атлантиды, причем даже в большей степени, чем в другие теории. Однако

Заключение Закончилась бойня Гражданской. Москва начала свою новую эру, осуществив давнюю думу о расказачивании, сдав Новороссию, Желтую губернию, Польшу, Финляндию, Прибалтику и Проливы. Военный министр Англии Уинстон Черчилль сравнивал спесивую «матушку» с огромным

Заключение Смерть настигла Ришелье в тот самый момент, когда у него после многих лет напряженной работы наконец появилась надежда увидеть плоды своих усилий как во внутренней, так и во внешней политике. Приняв в 1624 году в управление «умирающую Францию» («La France mourante»), он

Заключение Будет ли будущее повторением прошлого?Характеристика Сталина, предложенная автором этой книги, противоречит тем, которые выдвигаются многими американскими, европейскими и русскими историками. Кажется сомнительным, что внешняя политика Сталина зиждилась на

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *