Саратов свято никольский монастырь

В середине XIX века Астраханский тракт города Саратова перестал быть окраиной города. По обе его стороны началась застройка и со временем сложилась улица, получившая также название Астраханской. С начала 70-х годов XIX века, когда в город дотянулась железнодорожная линия из Тамбова, район вблизи возникших товарной станции (ст. Саратов-II) и железнодорожных мастерских начал интенсивно застраиваться, здесь, между Астраханской улицей и садом купца Артамонова, селились служащие, работавшие на железной дороге.

С 1 мая 1892 года вместо Тамбово-Саратовской железной дороги начало действовать Акционерное Общество РУЖД (Рязано-Уральской железной дороги), выкупившее дорогу у казны. К концу того же года Управление РУЖД приобрело примыкавший к посёлку железнодорожников сад купца Артамонова (вернее, у его жены, купчихи Настасьи Филипповны Артамоновой), чтобы на его месте воздвигнуть необходимые постройки и, возможно, здание для самого Управления дороги. Затея со зданием для Управления провалилась, после того как в саду были построены несколько корпусов для железнодорожной больницы, существующие и поныне. Но в густонаселённом районе не было школы и, к тому же, образование Акционерного Общества РУЖД было дозволено правительством России лишь при условии развития железнодорожной сети, а для этого требовались сотни квалифицированных кадров . Поэтому Управление РУЖД приняло решение построить здесь здание для образцового 2-х классного мужского училища на 250 человек с пятилетним курсом обучения и женское одноклассное с трёхлетним курсом обучения на 150 человек, при школе предполагалась и домовая церковь. Свободные вакансии в училище предполагалось представлять и детям частных лиц, по усмотрению Управления дороги. Для строительства Общество РУЖД выделило 40 тыс. рублей, пожертвованных служащими дороги и Правлением Общества .

Проект здания школы-церкви в 1895 году был поручен старшему архитектору технического отдела Управления РУЖД Петру Митрофановичу Зыбину (1857 – 1918), автору зданий Городского Банка на Театральной площади, церкви «Утоли моя печали», домов Пташкина на Константиновской (ныне Советской) улице и др. Он же взял на себя и технический надзор за постройкой. 14 мая 1896 года на станции Саратов-II «состоялась в память священного Коронования… закладка сооружаемых на пожертвования служащих при содействии Общества Рязано-Уральской железной дороги церкви на 1000 человек и школы на 250 мальчиков и 150 девочек» .

А уже на следующий год «Саратовский дневник» в № 279 за 1897 год писал: «Закончена наружная отделка школы-церкви РУЖД. Это первая церковь в Саратове, которая будет освещаться электричеством». В № 5 от 8 января 1898 года сообщалось, что в школе-церкви РУЖД для железнодорожных рабочих 6-го января состоялся вечер. Было около 500 – 600 человек. Выступали знаменитые люди города: драматическая артистка Е. Шебуева, певица А. Пасхалова. Директор Городского Банка П. И. Шиловцев, член Комиссии Народных чтений, прочёл лекцию.

Через два года после начала строительства, 17 ноября 1898 года, инженер дороги В. Ф. Карташов, по поручению Комитета по постройке, сообщил в Министерство Путей Сообщения об окончании постройки здания школы-церкви, стоимостью в 85000 рублей, ходатайствуя о «…присвоении вновь устроенной школе имени ИХ ВЕЛИЧЕСТВ» . К двум подъездам вновь устроенной школы с белокаменными ступенями и мозаичной площадкой от ворот сада была устроена вымощенная камнем дорога, продолжавшаяся вокруг всего здания. Двухэтажное здание было не очень велико по размерам. Оба этажа имели примерно одинаковую планировку: вдоль всего здания шёл широкий коридор, по бокам которого располагались классные комнаты. На втором этаже, куда вели две чугунные лестницы, имелось ещё одно большое зало. Все помещения были высокими, с огромными окнами и хорошей вентиляцией. Выкрашенное масляной краской здание вечером освещалось электричеством. К школьному зданию примыкало одноэтажное, украшенное в верхней части небольшими колоннами и декором здание церкви с железобетонным куполом. С задней стороны от церкви была устроена небольшая колокольня. Иконостас был сделан из дерева в натуральный цвет. Против средних царских врат с верха купола спускалось красивое золочёное паникадило. Кроме двух дверей наружу, из церкви большая широкая дверь вела в школу. Над этой дверью были устроены хоры, на которые можно было попасть из коридора второго этажа школы. Алтарь делился на три отделения: в двух стояли престолы, а в третьем помещалась ризница. Главный придел, средний, был освящён во имя Святителя и чудотворца Николая, а боковой — во имя Святой мученицы Александры, жены Диоклетиана, небесных покровителей Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, в память бракосочетания Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны, о чём и ходатайствовала железная дорога . Но «на основании ст. 3-й Высочайше утверждённого 28-го мая 1897 года мнения Государственного Совета ВЫСОЧАЙШЕЕ разрешение на присвоение учебным, благотворительным и иным общеполезным установлениям имени ВЫСОЧАЙШИХ особ и членов ИМПЕРАТОРСКОЙ фамилии, а равно и наименование по событию, связанному с таким именем, может быть испрашиваемо лишь для тех их перечисленных установлений, устройство и содержание коих обеспечено». Для этого надо было иметь не только средства на устройство заведения, но и капитал, проценты с которого обеспечивали бы ежегодное содержание, или иные средства. Общество РУЖД, ходатайствуя о наименовании школы, представила 20 февраля 1898 года за подписью Управляющего дорогой Дмитрия Петровича Кандаурова «…проект сметы ежегоднаго их <училищ> содержания из средств дороги» (в т. ч. на оборудование училищ — 4200 рублей). Санитарную часть и оказание медицинской помощи Управление РУЖД также возлагала на участкового врача железной дороги. Исходя из гарантий Общества РУЖД о содержании школы и церкви «…Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть поименовать школу Николаевско-Александрийской в память о Священном Короновании ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ». Тогда же была высказана просьба директору Народных училищ Саратова о ходатайстве к Попечителю Казанского учебного округа «…о принятии их <училищ> в непосредственное подчинение, на одинаковых с училищами Министерства <Просвещения> основаниях, с правами и преимуществами, предоставленными сим последним». 27 марта 1898 года помощник Попечителя Казанского Учебного округа спрашивал у директора Народных училищ Саратовской губернии: «…в городской ли черте или в уезде построено здание проектируемого училища на станции Саратов-II и с одобрения ли Преосвященного Саратовского выстроена церковь при школьном здании?» . Ответ от Управляющего дорогой Д. П. Кандаурова звучал так: «…Здание училища находится в городской черте на земле, отчуждённой под надобности железной дороги, и что церковь при школьном здании выстроена с разрешения Саратовского Преосвященного» .

27 апреля 1898 года Попечитель Казанского учебного округа отношением за № 3637 написал директору Народных училищ: «…я разрешаю открыть с начала 1898/9 учебного года на станции Саратов-II Рязано-Уральской железной дороги мужское двухклассное и женское одноклассное училище Министерства Народного Просвещения по вышеозначенной инструкции 4 июня 1875 года, с содержанием сих училищ на счет Общества Рязано-Уральской железной дороги» .

В годичной ведомости «о состоянии Саратовского 2-классного М.Н.П. мужского железнодорожного училища за 1899 год» о содержании, отпущенном на училище в 1899 году, значится так: «7732 руб. 92 коп. из средств Общества Ряз.-Урал. желез. дороги» .

Адрес-календарь «Весь Саратов на 1901 год. Торгово-промышленная справочная книга» на стр. 305 даёт такую информацию о училищах: «Железнодорожное 2-х классное мужское училище (Ст. Саратов II, с. зд.). При училище пансион на 20 учеников, с платою — по 6 р. в мес. Почетный блюститель — инж. мех. Е. М. Алексеев . Законоучитель — свящ. А. И. Траецкий. Заведывающий училищем Л. Я. Яковлев. Учителя…
Железнодорожное 1 классное женское училище. Почетная блюстительница М. Б. Алексеева . Законоучитель — А. И. Траецкий. Заведывающая училищем — В. И. Абачаева. Учителя…».

Николаевская церковь по «Справочной книге Саратовской епархии» (Саратов. 1912 г. Стр. 14) под записью № 26 значится так: «…построена в 1898 году в память бракосочетания Их Императорских Величеств… на средства, пожертвованные Рязано-Уральской железной дорогой и служащими. Церковь каменная; в ней престол во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, освящена 25 июля 1898 года». На самом деле «Ведомость о церкви Николаевской железнодорожной города Саратова за 1898 г.» указывает другую дату освящения — 25 июня 1898 года . Эта дата подтверждается публикацией в газете «Саратовский дневник» № 123 за 1898 год: «25-го июня 1898 года состоялся торжественный акт освящения церкви и школы, на который прибыли губернатор Б. Б. Мещерский и железнодорожное начальство во главе с Д. П. Кандауровым. Здание снаружи было убрано зеленью. Вечером в саду состоялось народное гуляние» .

Штат причта церкви состоял из священника и псаломщика. Квартира причта с отоплением и освещением от общества Р.-У.ж.д. Жалование священнику было положено 900 руб., псаломщику 360 руб., «каковая сумма обязательно вносится в ежегодную смету по Рязано-Уральской железной дороге» .

«Адрес-календарь Саратовской губернии на 1902 год» на стр. 186, и «Памятная книжка Саратовской губернии на 1907 год» на стр. 188 показывают Николаевскую церковь как домовую. Священник — Александр Иродионович Траецкий, диакон Аркадий Николаевич Князевский.

В 1903 году рядом с училищем было открыто вновь выстроенное общежитие, воздвигнутое на капиталы Председателя Правления АО Рязано-Уральской железной дороги Ивана Евграфовича Ададурова, бывшего Председателя Правления РУЖД В. М. Фриша и на субсидию от Министерства Путей Сообщения.

«Ведомость о церкви Николаевской железнодорожной города Саратова» за 1911 год указывает тот же штат причта и тот же источник содержания — «от Общества Рязано-Уральской железной дороги» . Для сравнения укажем, что доход церкви за 1911 год составил всего 600 рублей и не покрывал даже расхода на содержание священника.

«Возле станции Саратов-II, на которой было занято более 4000 рабочих и служащих, образовался громадный посёлок, с населением в 10000 человек» . И там же: «…тут находятся большие мастерские — паровозные и вагонные, депо, материальные склады, пакгаузы, элеватор на 500 тыс. пуд., железнодорожная больница, мужская и женская школы, техническое училище, церковь, библиотека, лаборатория для исследования материалов и проч.»

Кроме мужского и женского училищ, здесь же располагалось Техническое железнодорожное училище, действующие до 1919 года. «В железнодорожном училище в 1911 – 1912 гг. 120 учеников. Летом практические работы производились по плотничьему ремеслу, строительному искусству, землемерию. Кроме того, обучались военной музыке, фотографии» .

В. И. Давыдов, 2003 г.

Примечания

В центральной части Саратова между плотных городских застроек располагается Свято-Никольский мужской монастырь. В здании находится храм, где регулярно проводятся богослужения, а также кельи для причта (штата священников).

Монастырь выполнен из камня, имеет два этажа и несколько смещенных друг относительно друга отделений. Храм окрашен в светло-желтый цвет и оборудован небольшим куполом с колокольней.

В здании организованы столярная, швейная и иконописная мастерские, а также воскресная школа, а по значимым церковным праздникам и воскресеньям здесь поет детский хор. В школе преподается Закон Божий и Катехезис (христианские вероучения), а также история христианской церкви. Широкое подворье монастыря — с ухоженными клумбами и газонами.

Монастырь предоставляет жителям города пастерское попечение и духовное наставничество, ведет курс культуры православья в средней школе № 45, материально помогает многодетным семьям и осуществляет духовное окормление работников и пациентов клинической туберкулезной больницы.

Расписание богослужений

Службы в Свято-Никольском мужском монастыре проходят ежедневно. Каждое утро по будням в 7:40 — одна литургия, а в воскресенье и праздники — две (ранняя в 6:40 и поздняя в 8:40). Вечерняя служба совершается семь дней в неделю в 16:45.

Храм для верующих открыт с 6:00 до 21:00, в нем круглосуточно находится священнослужитель. По четвергам на вечернем богослужении читаются акафисты Святому Николаю Мирликийскому, по воскресеньям — Божьей Матери.

История создания монастыря

Сооружение возведено в конце XIX века и имеет интересную историю, поскольку на том или ином этапе предназначалось для различных целей. И только почти через 100 лет было принято решение об открытии здесь мужского монастыря, который был окрещен как Свято-Никольский во имя великого угодника Божьего — святителя Николая.

Церковь-школа

В XIX столетии нынешний центр Саратова был городской окраиной, где проходила железная дорога Саратов-II, стояли дома железнодорожников и больница. Не хватало лишь школы для детей работников железной дороги, которую решили построить в конце 1890-х. Таким образом, сооружение, которое сейчас именуется Свято-Никольский мужским монастырем, изначально было церковно-приходской школой.

Возведение церкви-школы приурочили памяти бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, а средства на строительство пожертвовали Рязанско-Уральская железная дорога и ее работники. Проект разработал известный саратовский архитектор П. М. Зыбин, и в 1896 году был заложен первый камень в основание будущей церковно-приходской школы, которая через 100 лет стала мужским монастырем.

© haratokina

Спустя 2 года — в 1898-м строительство завершилось, а 25 июля здание торжественно освятили. В храме для богослужений было два Престола — во имя Святого Николая и великомученицы царицы Александры Римской. Причта состояла из двух человек — священника и дьякон-псаломщика.

При советской власти

В 1923 году Рязанско-Уральскую железную дорогу национализировали, а храм закрыли. Однако здание школы-церкви практически не претерпело изменений — демонтировали только кресты, звонницы и маковку с купольной части. Сделанный из железобетона купол решили не трогать, иначе его пришлось бы взрывать, а значит подвергать опасности все сооружение. Что касается внутренней части здания, то за годы советской власти оно серьезно обветшало. Связано это с тем, что в разное время здесь располагались ремесленное и фабричное училища, общежитие, ПТУ и СПТУ.

Возрождение храма

Однако все рано или поздно заканчивается. Подошел к концу период и безбожья, и в 1990-х началось возрождение религиозных сооружений. На то время Саратовская епархия не имела собственного мужского монастыря. Спасо-Преображенский ликвидировали еще в 1930-е, поэтому возникла потребность в создании нового. И выбор пал на самое подходящее для этих целей здание невзирая на то, что в последние годы его использовали далеко не в религиозных целях.

В декабре 1991 года создана община во имя Святого Николая Мирликийского, а в августе 1993-го храмовая часть, бывшая в то время спортивным залом, передана епархии города Саратов. Освящение и первая Божественная литургия прошли в восстанавливаемом храме в апреле 1994 года, а в декабре 1997-го Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал свое благословение на открытие в Саратове Свято-Никольского мужского монастыря. В июне 2000 года местные власти приняли решение о признании храма архитектурным памятником, который нуждается в реставрации. Свято-Никольский монастырь отреставрировали в 2012 году, а 14 ноября состоялось освящение храма.

Иконы храма

Самой почитаемой среди верующих является икона Святителя Николая, для которой в 2005 году изготовили новые ризу и киот. Рядом находится ковчег с частицей мощей Николая чудотворца. С 2004 по 20012 годы были написаны иконы, куда вложили части мощей угодников Божьих: Павла Фивейского, исповедника Александра, преподобного мученика Никиты Столпника, старца Оптинского, праведного воителя Феодора (Ушакова), святителя-песнотворца Афанасия, Иоанна Златоуста и других.

Как добраться до Свято-Никольского мужского монастыря

Монастырь расположен в октябрьском районе Саратова на улице Дегтярная, 26. Доехать сюда можно на троллейбусах № 3, 16 и маршрутном такси № 9, 13, 56, и 76 до остановки «Станционная». Монастырь находится прямо рядом с ней.

Удобным и быстрым способом добраться сюда к нужному времени будет такси. В городе работают общеизвестные службы: Яндекс-такси, Везет, Максим, а также десяток местных компаний по перевозке пассажиров.

Вход в здание монастыря на Google-картах

Видео о Свято-Никольском монастыре в Саратове

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *