Саратовская духовная семинария

Саратовская православная семинария. Современный вид исторического здания. Фото Ю. Ракиной.

Саратовская православная духовная семинария, высшее учебное заведение Саратовской митрополии Русской Православной Церкви

Первая попытка открыть духовную школу в Саратове была предпринята еще в XVIII столетии. В 1770 г., когда Саратов входил в состав Астраханской епархии, было основано духовное мужское училище, которое носило название «духовная семинария». Однако 6 января 1777 г. оно было упразднено в связи с открытием в Астрахани новой семинарии. В течение последующих лет неоднократно предпринимавшиеся попытки возродить в Саратове духовное учебное заведение, к сожалению, окончились безрезультатно.

16 октября 1799 г. была учреждена самостоятельная Саратовская епархия. Центром епархиальной жизни стала Пенза. За два года до образования Саратовской епархии она утратила статус губернского города и в качестве уездного вошла в состав Саратовской губернии. В этой связи в Пензе оказались свободными многие административные здания, которые были переданы в ведение Св. Синода. В них-то и было решено разместить органы епархиального управления и духовную семинарию вновь учрежденной Саратовской епархии.

Стараниями преосвященного Гаия, Саратовская семинария, находившаяся в Пензе, открылась 1 октября 1800 г. В следующем году последовало восстановление Пензенской губернии, в связи с чем в начале декабря 1803 г. указом Св. Синода Саратовская епархия, включавшая в себя территорию двух губерний — Саратовской и Пензенской — была переименована в Пензенскую, соответствующему переименованию подвергалась и семинария.

В 1820 году в Саратове было открыто духовное училище.

В 1828 г. была восстановлена Саратовская епархия, теперь в границах Саратовской губернии, а епископ стал именоваться Саратовским и Царицынским. Первым епископом в Саратов Св. Синод определил еп. Моисея (Богданова-Платонова). Рекомендуя преосвященному здания для размещения епархиальных учреждений, Синод предписывал предусмотреть и размещение в них духовной школы. Речь шла о каменных зданиях, принадлежащих статскому советнику Устинову, расположенных вблизи Троицкого собора. Они-то и были приобретены для будущей Саратовской семинарии.

Необходимость в учреждении духовной школы в огромной по территории и немалой по населению Саратовской епархии была насущной. По сведениям клировых ведомостей за 1829 г., из 730 протоиереев и священников Саратовской епархии только 140 человек, то есть примерно двадцать процентов, получили полное семинарское образование, 243 человека вышли из семинарии, не окончив курса, а 347 человек, то есть около половины, даже не поступали в семинарии. Известный саратовский историк, член-основатель Саратовской Ученой Архивной Комиссии Александр Николаевич Минх так писал о нравственном состоянии духовенства Саратовского края на рубеже XVIII и XIX столетий:

«Материальный и нравственный быт нашего русского духовенства стоял в старину в тесной связи с народною жизнью и воззрениями. Вышедшее большею частью из простого народа, оно имело те же пороки и качества, духовные воззрения, тот же умственный, нравственный уровни, предрассудки, суеверия и проч, как и наш простолюдин… Неприглядную картину быта и положения русского духовенства рисуют нам эти архивные дела духовных правлений XVIII века, строй жизни и развития того времени стоял на самом низком уровне… Священник того времени жил в простой крестьянской избе и мало отличался от мужика, нося ту же одежу, нагольный тулуп из белых овчин и лапти, сам обрабатывал свою землю. Даже в 1850-х годах можно было часто встретить священника и дьякона за сохой или убирающего, в одном белье и лаптях, с заплетенной косицей, свой хлеб и сено…».

В сентябре 1830 г. в Саратов начали прибывать первые воспитанники будущей семинарии. Ими были ученики Пензенской семинарии, которые поступали туда из Саратовской епархии. Им надлежало заниматься в среднем и высшем отделениях. Для занятий в низшем отделении прибыли выпускники Саратовского, Петровского и Камышинского духовных училищ. 26 октября 1830 г. был совершен торжественный акт открытия семинарии.

Саратовская духовная семинария, фото XIX в.

В 1885 г. семинария переехала в новое здание, построенное на углу Александровской и Малой Сергиевской улиц.

6 октября 1885 г. в семинарии была освящена домовая церковь во имя Иоанна Богослова. Поскольку общежитие своекоштных студентов по-прежнему располагалось в старом здании, здесь по благословению преосвященного Павла (Вильчинского) 18 декабря 1888 г. была освящена домовая Покровская церковь.

В 1899 г. было создано Общество вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской семинарии. Большинство воспитанников были детьми сельского духовенства, часто происходили из семей бедных диаконов или псаломщиков, а потому приезжали в епархиальный центр на учебу нередко без гроша в кармане. Инициатором создания Общества стал ректор семинарии отец П. Г. Извеков.

6 марта 1906 году воспитанники семинарии присоединились к общегородскому протесту учащихся учебных заведений против решения Военного суда по делу эсерки Анастасии Биценко, убийцы известного в Поволжье борца с революционной гидрой генерал-адъютанта В. В. Сахарова. Произошедшее объяснялось семинаристами «сторонней агитацией» и даже угрозами со стороны учеников и студентов светских учебных заведений на случай отказа принять участие в общегородской ученической забастовке. Как бы то ни было, но поддержка со стороны семинаристов убийцы говорила о многом. Очевидно, что это было следствием не только общенационального кризиса, но и серьезных просчетов в системе духовного образования. Тем более, что отмеченный случай был не единственным «протестным» актом саратовских семинаристов, в результате которых в конце 1906/1907 учебного года семинария оказалась фактически закрытой. Епархиальное начальство предприняло ряд мер для искоренения в семинарских стенах бунтарства и для оздоровления духовной школы.

В 1908 г. Саратовский епископ Ермоген (Долганев) составил специальный отзыв на проект реформирования духовной школы, который был отослан в Санкт-Петербург на имя обер-прокурора Св. Синода, а затем под названием «Борьба за истину нашей духовной школы» опубликован в «Саратовском духовном вестнике» и отдельным оттиском. Главный тезис записки епископа Ермогена сводился к отстаиванию духовности школы, ее церковного характера в противовес предлагавшемуся светскому. Действительно, владыка не принял проекта организации «пастырских школ» наряду с духовными. Он отстаивал «цельную и неделимую» семинарию, в которой юношество наряду с получением знаний укрепляется «в духовном настроении, в молитве, посещении храма Божия, в сохранении себя к труду и послушанию». Епископ подчеркивал, что духовная семинария — часть Церкви, а не самостоятельное учреждение, поэтому годы обучения в ней должны были «приблизить атмосферу церковного служения к … свойствам и склонностям души юношей, … сроднить эту атмосферу с их душою, сделать ее близкою, приятною и дорогою: чтобы и молитвы, и церковь, и сами священнослужители, и все, что составляет круг мыслей, чувств, событий и предметов церковно-духовной жизни — все это не только предносилось бы пред умственным взором питомцев духовной школы, но уже и теперь в самой колыбели-школе ощущалось бы как родная атмосфера, как родная стихия».

В годы Первой мировой войны здание семинарии было частично отведено под воинский постой. С 20 августа 1914 г. весь состав учащих и служащих семинарии договорились жертвовать ежемесячно 3 процента от жалования на организацию лазарета имени преподобного Серафима Саровского.

1915/1916 учебный год в Саратовской семинарии долго не мог начаться, поскольку практически все здание было занято под нужды военного времени. В конце концов, так и не дождавшись освобождения здания от воинского постоя, руководство учебного заведения решило заниматься посменно в свободных классах, которые, по выражению современника, «удалось семинарии буквально отвоевать для себя». Постепенно совмещение в одном здании учебного процесса и воинского постоя стало привычным для обеих сторон. По просьбе военного начальства с 25 ноября 1915 г. семинаристы в домовой церкви начали вести с воинами беседы о войне и ее христианском восприятии. Более того, семинаристы регулярно посещали епархиальный лазарет, в котором обучали грамоте раненых воинов и беседовали с ними, а также благотворительные чайные-столовые, в которых учили детей многочисленных беженцев, появившихся за 1915 г. в Саратове.

Весной 1917 года Саратовское епархиальное руководство призвало всех подчиниться новому, Временному правительству. Правлением саратовской семинарии на имя председателя совета министров князя Г. Е. Львова была послана следующая телеграмма: «Саратовская духовная семинария долгом почитает приветствовать новое правительство и просить принять пожелания Вашему Сиятельству здравия, благополучия и всякого успеха в ваших трудах на благо дорогой родины».

8 мая 1917 г. в здании духовной семинарии состоялся епархиальный съезд педагогов духовно-учебных заведений, на котором председательствовал новый управляющий епархией — епископ Досифей (Протопопов). На съезде обсуждались наиболее острые проблемы семинарии, мужских духовных и женских епархиальных училищ в связи с обстоятельствами военного и революционного времени. Для их разрешения был сформирован Саратовский губернский союз педагогов духовно-учебных заведений. Его административным органом стал Делегатский совет.

Последний учебный год в Саратовской семинарии начинался в сложной и тревожной обстановке. В конце октября власть в Саратове захватили большевики. В городе не прекращалась стрельба, на улицах устраивались обыски. Так как многие семинаристы участвовали в вооруженной защите здания Саратовской городской думы, большевики были на них озлоблены особо. Духовные учебные заведения стали едва ли не первой их мишенью. Правление семинарии решило, что оставаться в городе воспитанникам просто опасно. 31 октября 1917 г. на совместном заседании педагогов духовно-учебных заведений было решено с 1 ноября временно прекратить занятия в семинарии и духовном училище. Занятия возобновились в январе 1918 г. и то лишь с воспитанниками I, V и VI классов. Ученики голодали, но занятия не останавливались. Дневной нормой на одного семинариста было полфунта черного хлеба. В связи с продовольственными затруднениями семинарское начальство постановило закончить занятия к началу Великого поста и перевести учеников в следующие классы по текущим результатам. После Пасхи в семинарию должны были явиться воспитанники остальных классов.

С 1918 г. большевистская власть начала целенаправленную и перманентную борьбу с духовной оппозицией в лице Церкви и ее учреждений. В Саратове уже в феврале значительная часть инвентаря семинарского общежития была реквизирована. В здании «старой» семинарии разместили канцелярию Красного Креста и Саратовскую ученую архивную комиссию.

Саратовская семинария была закрыта, видимо, вскоре после начала красного террора (сентябрь 1918 г.). Сын последнего семинарского инспектора Виталий Николаевич Златорунский (1909 — 2001) вспоминал, что окончательно семинарию закрыли в 1919 г., когда из здания на Малой Сергиевской выселили семьи инспектора и преподавателей.

Первая попытка возрождения семинарии

Возродить духовную семинарию с Саратове удалось лишь в 1947 г. благодаря решительности и энергии назначенного на Саратовскую кафедру святителя Бориса (Вика). В первый класс семинарии были приняты 15 человек, из них 5 были посланцами других епархий. Самому старшему было 46, а самому младшему — 19 лет. Из числа представителей духовенства в семинарию поступили только 2 человека, остальные принадлежали к таким социальным группам, как рабочие (2), крестьяне (1), служащие (6) и учащиеся (4).

Выпускник первого набора возрожденной семинарии протоиерей Всеволод Кулешов рассказывал о тех годах:

«Преподавание шло хорошо, несмотря на то, что у нас почти не было никаких учебников, и семинаристы просто записывали лекции наставников. В библиотеке было несколько учебников по катехизису, только и всего… Книги для библиотеки скупались у частных лиц и родственников умерших священников. Для семинарии был приобретен дом на углу улиц Посадского (бывшая Кирпичная) и Университетской, одноэтажное небольшое здание. К нему была пристроена церковь домового типа в честь прп. Серафима Саровского. Она была небольшая, и воспитанники стояли по правую и левую стороны за клиросами. Богослужения совершались по праздничным и выходным дням. Епископ Борис передал для семинарского общежития двухэтажное кирпичное здание, где он жил, а сам переехал в другое место. Дом этот находился на углу улиц Валовой и Мичурина. В его полуподвальном помещении была устроена Крестовая церковь в честь святителя Феодосия Черниговского и столовая для семинаристов. Некоторые воспитанники жили в старом доме в районе Глебучева оврага на Октябрьской улице… Воспитанникам приходилось ехать на трамвае и еще идти несколько кварталов пешком. Семинаристы получали стипендию в размере 90 рублей старыми деньгами. Совсем бедным за счет семинарии покупали одежду. Через год после открытия — в середине октября 1948 г. семинария расширилась, было арендовано еще одно помещение».

В 1950 г. в семинарии было уже 4 класса с 49 воспитанниками, а преподавательская корпорация состояла из 6 человек. Как и прежде, она занимала три здания, значительно удаленные друг от друга: учебный корпус — на Университетской, 64; общежитие — на ул. Мичурина, 124; общежитие — в Глебучевом овраге. В 1954 г. семинарией был куплен еще один дом у частного лица за 150 тыс. рублей, где разместились 24 воспитанника, а в 1956 г. по распоряжению управляющего Саратовской епархией митрополита Вениамина (Федченкова) семинарии было передано здание бывшей канцелярии епархиального управления по Смурскому переулку, 19. К этому времени в семинарии обучались уже 100 человек.

В результате гонений на Церковь, возобновившихся с особой силой с конца 1950-х гг., по всей стране резко сократился прием абитуриентов в семинарии. Это должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ. 4 мая 1960 г. новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви «рекомендовал» патриарху Алексию I закрыть киевскую, саратовскую и ставропольскую семинарии, ссылаясь на незначительное число учащихся и на неудовлетворительные бытовые условия. Патриарх вынужден был подчиниться. Первой жертвой стала ставропольская семинария, которую слили с саратовской. Но и ее вскоре постигла та же судьба — она была закрыта. За 13 лет своего существования Саратовская духовная семинария подготовила около 120 священников. Из них 37 человек несли службу в приходах Саратовской области.

Второе возрождение

В 1985 г. архиеп. Саратовский Пимен (Хмелевский) обратился в Саратовский городской совет с просьбой передать епархии здание бывшего архиерейского дома. На обращение последовал отказ.

Резкий поворот к лучшему наступил, когда в результате многочисленных требований управляющего епархией и благодаря настойчивости епархиального юриста Людмилы Мануковской вопрос о принадлежности архиерейского дома был вынесен на сессию Саратовского городского совета 6 мая 1991 г. Решение в пользу передачи здания епархии было, наконец, принято. Архиеп. Пимен направил патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт о возобновлении деятельности Саратовской православной духовной семинарии.

Тогда мало кто предполагал, что основная борьба за семинарию еще впереди, а решение саратовских депутатов долго останется только на бумаге. Дело в том, что в то время в помещении архиерейского дома располагалась библиотека Саратовского государственного медицинского института, которой Саратовский городской исполнительный комитет обязывался предоставить аналогичное по площади и техническим условиям помещение. Но городские власти не торопились выполнять принятое решение.

8 января 1992 г. в Саратовском облисполкоме состоялась встреча архиепископа Пимена с президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. Об этой встрече владыка оставил запись в своем дневнике:

«В Саратов приехал Ельцин. Повсюду он встречается с народом. В облисполкоме будет особая встреча с руководителями города и области. Кто-то поместил меня в список приглашенных. Я поехал. Меня провели на 6 этаж… Там в центре президиума сидит Б. Н. Ельцин. Увидев меня, он встал, пошел навстречу, пожал руку. Постепенно собрались начальство и приглашенные. Ельцин сделал доклад об экономике, отметил, что важны религия, нравственность, благотворительность. Я выступил примерно пятым. Начал так. «Вот Вы, Борис Николаевич, говорите, что нужны нравственность и религия. Но для этого нужны священники, а их у нас крайне недостаточно. Нужна духовная семинария, а с этим делом у нас тупик…» Ельцин говорит: «Неужели и такой вопрос нужно выносить на обсуждение президента? Неужели местная власть сама не может помочь Церкви…» Раздались голоса: «Все сделаем. Поможем. Откроем».

19 августа 1992 г. в архиерейском дневнике появляется такая запись: «Сегодня началось выселение библиотеки из архиерейского дома. Наконец-то. После стольких лет борьбы…».

В кратчайший срок был сформирован преподавательский состав и начались занятия. Курс семинарии по сравнению с общепринятым, был расширен за счет введения логики и истории философии.

С самого начала Саратовская духовная семинария обзавелась превосходной библиотекой, в которой было немало раритетов. Основу этого книжного собрания составили сотни томов святоотеческой, богословской, церковно-исторической, искусствоведческой, художественной литературы, подаренные архиепископом Пименом и его наследниками, а также протоиереем Лазарем Новокрещеных.

В 2003 году семинария согласно указу Священного Синода перешла на пятилетнюю систему обучения, что по​требовало введения новых предметов и при​влечения новых преподавателей. В учебный план были включены Миссиология, Риторика, Аскетика и ряд других дисциплин.

Саратовская духовная семинария. Здание на Радищева, 24

В 2004 году семинария получила статус учреждения высшего профессионального религиозного образования.

В 2005 году семинария переехала в новое отремонтированное здание на улице Радищева, 24-Б (здание бывшей Саратовской духовной конси​стории). Были значительно улучшены и условия проживания воспитанников — отремонтировано общежитие семинарии.

В 2007 году состоялась передача Епархиальному управлению здания дореволюционной семинарии по адресу улица Мичурина, 92.

В 2011 году Саратовская православная духовная семинария получила государственную лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, на право ведения учебной деятельности по основной образовательной программе 033400 «Теология». В основе программы лежит Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения, ориентированный на вхождение российских государственных образовательных учреждений в Болонский процесс. Учебный план и рабочие программы по дисциплинам разрабатывались совместно со специалистами Учебного управления СГУ им. Н.Г Чернышевского. Срок обучения 4 года, действуют очное и заочное отделения.

Иконостас храма во имя ап. Иоанна Богослова при СарПДС. Фото Андрея Гутынина

В октябре 2013 года в здании семинарии на ул. Мичурина завершились масштабные восстановительные работы. В здании семинарии действуют храм, музей Саратовской епархии, учебные аудитории, общежитие и административные службы, спортзал для студентов семинарии.

Ректоры

Инспекторы

  • Александр (Хованский) (29 ноября 1857 — 16 марта 1859)

Известные выпускники

Видео

Фильм к 180-летию Саратовской семинарии (телестудия «Восхождение», 2012)

Использованные материалы

  • История семинарии на официальном семинарском сайте
  • Диакон Максим Плякин. «Святые выпускники Саратовской Духовной семинарии». Православие и современность № 6, 2008
  • Книга к 180-летию СарПДС «Саратовская Православная Духовная семинария. История и современность». Издательство Саратовской епархии. Саратов, 2010 г., стр. 177 (взят только список ректоров)

«Выпускники Саратовской духовной семинарии 1895 года», генеалогический сайт Бовкало А.А.,

12.03.2017, 19:49 776 0 0 0 0 0 0 Оценить Фото sarpds.ru Члены инспекционной проверки посчитали, что учебное заведение потенциально способно к открытию магистратуры.

На этой неделе в Москве состоялось заседание Священного Синода РПЦ под председательством патриарха Кирилла.

Как сообщает пресс-служба Саратовской епархии, на заседании был представлен рапорт церковного учебного комитета о рейтинге высших духовных учебных заведений России по состоянию на декабрь 2016 года.

«По результатам проверки инспекционной комиссии, которая прошла в Саратове в декабре 2016 года, Саратовская православная духовная семинария определена в первую рейтинговую группу учебных заведений Русской православной церкви, -отмечают в епархии. — Вместе с Саратовской семинарией в эту группу входят Санкт-Петербургская и Московская духовные академии, Коломенская, Пензенская, Оренбургская, Смоленская, Казанская, Сретенская и Кузбасская духовные семинарии».

Участники заседания синода постановили выразить благодарность ректорам и администрации отличившихся учреждений.

В РПЦ отмечают, что к первой рейтинговой группе относятся духовные учебные заведения, которые, по мнению инспекционных комиссий, достигли уровня магистратуры или потенциально способны к её открытию.

Напомним, Саратовскую семинарию возглавляет митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *