Сарепта сидонская

СВЯТОЙ ПРОРОК БОЖИЙ ИЛИЯ.

Святой пророк Божий Илия принадлежит к числу наиболее прославленных Богом мужей благочестия ветхозаветной Церкви. Его служение в Израиле происходило за восемь с половиной столетий до Рождества Христова. Родился он в Фесфии Галаадской, в колене Левиином и, по церковному преданию, на которое ссылается святитель Епифаний Кипрский, отец новорожденного видел Ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень. Во времена распространения крайнего нечестия в Израиле при царе Ахаве «восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело, как светильник» (Сир. 48:1). Пророк мужественно и с великой ревностью противостоит культу Ваала, начало распространению которого было положено вскоре после смерти царя Соломона, когда его царство разделялось на Израиль и Иудею. Цари Израиля, боявшиеся утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Такое отделение вело к забвению израильтянами Единого Бога и замене Его языческими богами.
Уже первый из израильских царей Иеровоам построил в Дане и Вефиле два святилища, где народ мог служить своему Богу в образе золотого тельца. Возмущенные левиты покинули пределы Израильского царства, и царь «поставил священников из народа, которые не были из сынов Левииных» (3 Цар. 12:31; 2 Пар. 11:14). Этим в Израиле уничтожилось богоучрежденное священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки. Преемники Иеровоама продолжали «ходить путем его и во грехах его» (3 Цар. 15:34), усиливая идолослужение. Мера беззакония исполнилась при царе Ахаве, который в угоду жене-язычнице Иезавели построил в столице Израиля Самарин храм и жертвенник Ваалу и устроил дубраву в честь Астарты. Иезавель, будучи дочерью языческого жреца и фанатичной идолопоклонницей, истребляла пророков Господних и содержала при своем дворе большой штат служителей нового культа. Культ Ваала, пришедший через Финикию из Вавилонии и включающий в себя поклонение солнцу и производительным началам природы, отличался особенным нечестием. От слова Ваал евреи позднейшего времени произвели имя сатаны — Веельзевул, означающее «бог навоза», так как служение ему сопровождалось крайними мерзостями и распутством.
«Многие волхвования Иезавели» (4 Цар. 9:22) и пророков Ваала, а также чувственность их культа развратили израильтян. В этот момент и выступил на свое служение пророк Илия. Он предстал перед царем Ахавом и объявил, что в посрамление нечестивого культа изобилия и в наказание за него не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по молитве самого пророка. Слова, произнесенные пророком Илией, заключили небо, и народ начал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. Пророчество особым образом связало жизнь самого Илии с жизнью окружающего мира — в случае гибели пророка все живое погибло бы от засухи.
Господь по своему милосердию послал пророка Илию в сокровенное место у потока Хораф, сохраняя его там от рук Иезавели, и вороны приносили пророку пищу. Через год поток Хораф высох от бездождия, но не уменьшилась ревность пророка, горевшего желанием истребить всех беззаконников и возвратить израильтян к истинному Богопочитанию. Тогда Господь посылает пророка Илию за пределы Израиля, в Сарепту Сидонскую, к бедной вдове, ожидавшей вместе с детьми голодной смерти. Удивительная кротость вдовы, ее вера в Промысл Божий и послушание слову пророка представляют в ее лице, по толкованию блаженного Феодорита, прообраз церкви из язычников. Чтобы накормить пришедшего к ней пророка, Сарептская вдова отдает ему свой последний кусок хлеба, и пророк Илия совершает два чуда по вере ее. Запасы хлеба и масла в доме вдовы сделались неиссякаемыми, а ее умерший сын был воскрешен.
По прошествии трех с половиной лет засухи Господь послал пророка Илию к царю Ахаву для прекращения бедствия. Царь, не перестававший разыскивать Илию в Израиле и за его пределами, был удивлен приходом пророка и выполнил его повеление собрать весь израильский народ и всех служителей Ваала. Когда израильтяне и пророки Ваала собрались на горе Кармил, название которой означало «виноградник Божий», пророк Илия сказал народу: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Народ молчал, сознавая неправильность своего богопочитания и свое незнание того, кто есть Господь. Тогда пророк Илия в знамении дает Израилю откровение о Боге, предвосхищающее события новозаветного времени. Он предлагает привести Господу две жертвы всесожжения — одну от себя, а другую от пророков Ваала. Жертва всесожжения в Израиле приносилась людьми, уже примиренными с Богом посредством жертв очищения. Она выражала полноту предания себя Богу и прообразовала всесовершенную жертву Христову. Но существом предложения пророка Илии было отсутствие огня на жертвеннике, чтобы Сам Господь огнем с неба освятил и потребил угодную Ему жертву.
Первыми приступили к жертвоприношению пророки Ваала: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно — небо молчало. Когда подошло время вечернего жертвоприношения, пророк Илия воздвиг жертвенник Господень из 12 камней, по числу колен Израилевых, окружил его рвом, возложил жертву на дрова и, знаменуя тайну Пресвятой Троицы, приказал трижды возливать на жертвенник воду, приносимую к нему четырьмя водоносами. И когда вода полилась вокруг жертвенника, отовсюду окружив его, святой пророк воззвал: «Господи Боже Авраама, Исаака и Иакова! Услыши меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают все люди сии, что Ты Един Бог Израилев и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему». Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. «Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение и дрова и камни и прах и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18:38), и весь народ, видя происходящее, упал на лица свои и сказал: «Господь есть Бог». Тогда пророк Илия повелел схватить всех служителей Ваала, умертвил их и бросил в поток Киссон, бегущий в Великое море, очистив тем самым землю от скверны нечестивого культа. После чего по молитве пророка небо отверзлось, и пошел обильный дождь.
Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил стала добиваться смерти пророка Божия, и Илие пришлось вновь покинуть Израиль. Он пришел в пустыню и, видя, что даже великие чудеса не могут обратить народ, стал просить себе у Бога смерти. «Довольно уже, Господи, — говорил Илия, — я не лучше отцов моих!». Но господь уготовил для Своего верного служителя «путь, еще превосходнейший» (1 Кор. 12:31) и послал Ангела Своего подкрепить Илию пищей перед предстоящей ему дорогой. Затем пророк в посте и молитве шел 40 дней и ночей к горе Божией Хорив, на которой Господь заключил завет с Израилем. На священной горе пророк Илия остро ощущал оставление завета израильтянами и скорбел о том, что попускается беззаконие и поношение пресвятого имени Господня. Не вполне постигая Промысл Божий о спасении мира, он говорил Богу: «Остался я один из Твоих пророков, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Тогда Господь явил пророку Илии Свое совершенство. Своему грозному пророку, желавшему погибели всех нечестивых, Господь явился не в буре, не в землетрясении, и не в огне — все эти страшные знамения всемогущества Божия только предваряли явление Господне — но в веянии тихого ветра. Блаженный Феодорит говорил, что тем самым Господь открыл пророку Илии, что Он за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением. При этом Бог открыл Своему пророку, что Он сохранил в Израиле семь тысяч мужей, не поклонившихся Ваалу, и повелел Илии предназначить на израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, а юношу Елисея помазать во пророка — преемника себе.
Пророческое служение святого пророка Илии продолжалось еще несколько лет и завершилось его восхождением на Небо в огненной колеснице. Пророк Елисей, видя огненное вознесение Илии во плоти, воскликнул: «Отец мой, колесница Израиля и конница его!» В каноне пророку Божию Илии Святая Церковь прославляет его как «воздушного воина». Жизнь святого пророка Илии описывается в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48:1-15; 1 Мак. 2:58). Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию беседовавшим со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Лк. 9:30). По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и, приняв во время проповеди телесную смерть, уже не только как пророк, но и как мученик, удостоится в лике святых большей чем теперь чести и славы от праведного мздовоздателя Бога.
Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь построенная в Киеве, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Память пророка Божия Илии совершается 20 июля / 2 августа.
Акафистник, том 2
Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
1994

Ветхий ЗаветThe Old TestamentDas Alte Testament

160 иллюстраций Ветхого завета (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)
160 illustrations of the Old Testament (Julius Schnorr von Carolsfeld)

Иллюстрации к Библии

цитаты из Библии в Русской синодальной версии (на русском/russian) и New Century Version (english/на английском) И сказал Илия , фесвитянин, из жителей галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошёл он и сделал по слову Господню; пошёл и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
Now Elijah the Tishbite was a prophet from the settlers in Gilead. «I serve the Lord, the God of Israel,» Elijah said to Ahab. «As surely as the Lord lives, no rain or dew will fall during the next few years unless I command it.» Then the Lord spoke his word to Elijah: «Leave this place and go east and hide near Kerith Ravine east of the Jordan River. You may drink from the stream, and I have commanded ravens to bring you food there.» So Elijah did what the Lord said; he went to Kerith Ravine, east of the Jordan, and lived there. The birds brought Elijah bread and meat every morning and evening, and he drank water from the stream.

СЛОВО СХИАРХИМАНДРИТА АВРААМА (РЕЙДМАНА) В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ.
Об искреннем принятии истины.

Когда Господь наш Иисус Христос проповедовал в синагоге, то все иудеи «дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4, 22). Спаситель проповедовал в Назарете, Своем родном городе, в котором Он жил с детских лет и в котором был всем известен. Иудеи изумлялись, как этот человек — сын обыкновенного плотника, может говорить столь мудрые слова, поскольку заключенная в них благодать была очевидна даже для тех, кто относился к Господу неприязненно или безразлично. Им казалось, что сын простого небогатого человека не может знать столь необычайных вещей, не может так прекрасно и мудро говорить. Иудеи не обращали внимания на то, что Иосиф был праведной жизни и происходил из рода царя Давида, совсем не желали думать о святости и смирении Пресвятой Девы, которые были очевидны для всех. Смиренный человек не ищет себе славы, и некоторые бесстыдные и грешные люди пользуется этим для того, чтобы уничижать ближнего и вовсе не вспоминать о его добродетелях.

Господь наш Иисус Христос был вынужден напоминанием событий из Священного Писания обличить иудеев не только в том, что они теперь Им пренебрегают, несмотря на Его слова, всеми признаваемые мудрыми, несмотря на чудеса, какие Он творил в иных местах, но каких не мог совершать в Назарете из-за неверия сограждан, — но и в том, что они вообще никогда не принимали праведников и посылаемых Богом пророков.

«Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 23–24). Не так легко принять пророка и чудотворца, если он обличает грехи своих соотечественников. Спаситель приводит в пример пророка Илию. «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» (Лк. 4, 25). Для того чтобы израильский народ покаялся, по молитвам пророка Илии наступило бездождие: три с половиной года на землю не выпадало ни одной капли дождя. В эти годы от возникшего голода люди сильно бедствовали, были даже случаи людоедства. И, конечно же, было много женщин и вдов, нуждавшихся в помощи, но пророк Илия ни к одной из этих израильских вдов, принадлежавших к Ветхозаветной Церкви, не был послан, «а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4, 26). Сарепта Сидонская — это город, где жили финикийцы — язычники, пребывавшие в глубочайшем заблуждении. Израильтянам по прибытии в землю обетованную повелено было истребить всех финикийцев, однако они не исполнили этой заповеди Божией, и впоследствии отвратительные языческие культы поклонения мнимым богам, а в сущности демонам, стали распространяться и в Израиле. Именно в наказание за поклонение израильтян Ваалу и был наведен пророком Илией этот голод.

Этих развращенных, глубоко заблуждающихся людей в лице вдовицы сидонской Господь приводит израильтянам в пример. Пророк Илия пришел в страну, где поклонялись Ваалу, но именно к этой вдовице, ибо она, несмотря на языческие заблуждения, была чиста душой и сердцем и более расположена к принятию истины, чем с детства воспитанные в правоверии израильтяне. Господь взирает не на внешнее, как мы, а на сердце. Сердце же ее было более готово к принятию истины, чем сердца людей, наученных религиозным истинам, однако уклоняющихся от правой веры к языческим заблуждениям.

В разные времена представления о так называемом «здравом смысле» меняются: во времена язычества здравым считалось многобожие, во времена атеизма — отрицание всякого духовного начала, полное безбожие. Никому не приходило в голову, что в разные эпохи люди всегда апеллируют к здравому смыслу, но на самом деле «здравым» нередко считается отрицание истины под любым предлогом.

Израильтяне во время проповеди пророка Илии были исполнены этого «здравого смысла», как впоследствии были исполнены им и современники Спасителя. Поэтому Он и сравнивает иудеев с древними израильтянами, отвергшими пророка Илию, который был вынужден спасать свою жизнь в Сарепте Сидонской среди язычников. Из многочисленного сарептского народа ему была указана только одна женщина, к которой он и направился, поскольку поток, у которого он жил и где ворон чудесным образом питал его мясом и хлебом, иссох от засухи, и пить стало нечего. В Сарепте же Сидонской, расположенной на средиземноморском побережье, прохлада с моря несколько облегчала страдания от невыносимой жары, наступившей вследствие засухи.

Вдовица отдала ему последнюю еду, имевшуюся в доме, не зная еще того, что он может чудесно ее напитать. Ради такой ее доброты и самоотвержения, которых не было у израильтян, пророк сотворил чудо: в сосудах вдовицы во все время голода никогда не иссякали мука и елей (см. 3 Цар. 17, 8–16). В правоверном Израиле многие голодающие, поправ всякую нравственность, вместо обращения к покаянию продолжали поклоняться Ваалу и совершали самые страшные преступления, отвратительнее и ужаснее которых быть не может (имею в виду людоедство), а в языческой Сарепте эта женщина служила Божию пророку, который, конечно, не мог не научить ее поклонению Единому Богу. Второе великое чудо состояло в том, что пророк воскресил умершего сына этой женщины (см. 3 Цар. 17, 17–23). Этими чудесами Илия показал, что сила Божия превыше естественных законов, ибо и голод был преодолен, и смерть побеждена по его молитве.

Продолжая обличать иудеев в синагоге, Спаситель говорит: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4, 27–30). Вот какая ненависть была у израильтян к тем, кто их обличал. Она подобна ненависти древних израильтян к пророку Илие. Царь Ахав дважды посылал воинов погубить пророка, и только Божественная сила спасала его от смерти, так что он был даже ею восхищен на небеса. Во время своих страданий из-за гонений он также взывал к Богу и говорил: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков твоих убили мечом… и моей души ищут» (3 Цар. 19, 10). Пророк Илия — величайший из пророков, сотворивший великие чудеса, открывавший будущее — был гоним и презираем в своем народе. Господь наш Иисус Христос, сотворивший бесчисленные чудеса перед иудеями, каких никто и никогда с сотворения мира не совершал, тоже был презираем и отвергаем. Сделаем из этого вывод: не должно оправдывать себя тем, будто для принятия веры недостаточно одного учения, но нужно еще его подтверждение какими-либо сверхъестественными событиями и чудесами. Нет, мы видим, что это зависит не столько от чудес и сверхъестественных Божественных доказательств, сколько от нашего произволения. Обратите внимание: Илия еще не сотворил никакого чуда, когда вдовица приняла его в дом и отдала свою последнюю пищу, хотя у нее был сын, о котором она должна была заботиться. Следовательно, человек принимает истину не из-за ее внешней убедительности, не из-за чудес, а из-за того, что сердце его расположено к ее принятию. Мы не должны оправдывать свое нерадение отсутствием в нашей жизни чудесных явлений, которые заставили бы нас стать ревностными последователями истины и по-настоящему позаботиться о своем спасении, но должны стараться принять учение Спасителя подобно тому, как приняла Илию пророка вдовица из Сарепты Сидонской. Если же станем искать особенных доказательств, может быть, не чудес, но, например, особенных наставников или условий для своего спасения, то уподобимся тем иудеям, которые и пророка Илию отвергли, и Самого Господа изгнали.

Спаситель упрекает своих соотечественников: «Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». Разве мы не уподобляемся этим иудеям, когда подобно им говорим: мало ли что про Тебя, Господи, в Евангелии рассказывается, мало ли что святые отцы говорят о спасении, пусть все это произойдет со мной лично, и вот тогда-то я поверю, вот тогда-то я и стану ревностным христианином. Но мы говорим так не потому, что желаем окончательно убедиться в том, что стоим на пути спасения и что нам нужно ревностно исполнять какую-либо добродетель, а для самооправдания. Вдовица из Сарепты Сидонской не требовала никаких доказательств, и, несмотря на это, она их получила. Те же из нас, которые ищут чего-то особенного, якобы желая в чем-то убедиться, на самом деле стараются избежать необходимых трудов для своего спасения. Чтобы не уподобляться тем иудеям, будем помнить о том, что не только такого великого пророка не захотели принять люди неверующие, но и Самого Господа Иисуса Христа отвергли лукавые иудеи. Будем внимать учению Евангелия, учению святых отцов, наставлениям наших духовных руководителей, не оправдывая своего нерадения тем, что с нами не происходит никаких чудес и что мы находимся как будто бы в самых заурядных обстоятельствах, в окружении обыкновенных людей. Был ли в Сарепте Сидонской более простой и заурядный человек, чем упомянутая вдовица? Однако именно к ней пришел Илия и совершил великие чудеса, доказывая, что перед Богом нет человека ничтожного или великого, а есть люди искренние или лукавые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *