Саровский святой

Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. «РГ» собрала» несколько чудес, связанных с именем старца.

1. Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук.

2. В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать — тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.

3. Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов отца Серафима обладали Саровская и Диеевская обители, где хранилось множество рукописей. Чудеса были самого разного рода. Например, протоиерей Василий Садовский вспоминал, как побывал вместе с архимандритом в дальней пустынке (ските), где находился Саровский. Увидев гостей, он обрадовался и сказал, что их нужно обязательно угостить. «Взяв меня за руку, отвел батюшка Серафим в угол пустынки своей. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: «Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!» Растерявшийся от этого чуда, я с трепетом снял чудные ягоды и подал батюшке, а он стал потчевать ими, говоря: «Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас!» И, положив каждому из нас по ягоде, прибавил: «Это сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!». Дело было в сентябре, ягоды, по признанию протоиерея, оказались необыкновенной сладости, аромата и вкуса.

4. Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году на него принесли хромую девушку, которая нигде не могла найти помощи от тяжелого недуга — на протяжении 18 лет он не давал ей подняться с постели. После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, девушка выздоровела.

Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника.

5. После крестного ход, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери (перед ней во время молитвы скончался преподобный Серафим) и большой образ святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: «Мам!». Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги — девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли.

6. Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа. Вот несколько выдержек из монастырских записей:

У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.

Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой.

В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет.

И таких примеров — не одна книга.

7. Женщина, раздавленная свалившимися на нее горестями (она потеряла на войне мужа, с родственниками случились несчастья) решила повеситься. Она взяла веревку и пошла в подмосковный лес. Спустя некоторое время несчастная почувствовала усталость и присела на пенек. Около нее оказался старичок в холщовом балахоне. Глядя строго и, вместе с тем, внимательно, он спросил: «Что ты надумала?». Женщина не ответила — поняла, что старичок все знает. Он сказал ей: «Пойдем», и она пошла. Очнулась лишь около дома, рядом никого не было. Впервые за долгое время страшного состояния подавленности женщина заплакала, ей стало легче. В храме она нашла образ преподобного Серафима Саровского, в котором узнала своего спасителя.

1 августа русская православная церковь празднует День памяти святого чудотворца, преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых русской церкви. В этот день в 1903 году состоялось обретение его мощей.

Имя преподобного Серафима Саровского стоит в первом ряду среди самых почитаемых русских святых. О том, чему учил старец современников и почему его уроки актуальны до сих пор, рассказал корреспонденту «МИР 24» теолог, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Мозгов.

— Кирилл Анатольевич, почему святой Серафим Саровский так любим и почитаем в народе?

Кирилл Мозгов: Старец Серафим был почитаем еще при жизни. К нему приходили очень многие люди. Это было постоянное паломничество, что, надо сказать, не всегда радовало других монахов его монастыря. Но он всегда был открыт людям, всегда готов был и выслушать человека, и поделиться своим опытом. Он утешал людей, не просто успокаивая их, но давая ответы на их внутренние вопросы.

Серафим Саровский помогал найти ответ на ту духовную жажду, которая часто может быть у человека в какой-то неопределенной форме, когда он ищет чего-то, но этот поиск не обретает какой-то конкретной формы, воплощения, выражения в жизни. А преподобный Серафим всегда старался давать возможность людям эту свою духовную жажду в жизни воплотить и выразить.

Это было чрезвычайно востребовано и в XIX веке, и сейчас, когда многие ищут духовной жизни, но без такой помощи, самостоятельно часто не могут найти духовного пути.

Фото: Wikimedia

— Как относиться к историям о его чудесах (например, о том, что в отрочестве он упал с колокольни и остался невредим, или о том, что он, якобы, приподнимался над землей, когда молился).

К. М.: Первое жизнеописание преподобного Серафима появилось буквально через несколько лет после его кончины, еще задолго до того, как зашла речь о канонизации. Его составил саровский иеромонах Сергий, лично знавший святого. Последующие редакции сильно обогащены разного рода чудесами, которых не было в первой версии.

Особенно преуспел в «украшении» жизнеописания Серафима некий монах Иоасаф, в миру Иван Тихонов – человек, который впоследствии выдавал себя за ближайшего ученика старца, хотя таковым не являлся. И даже наоборот, преподобный Серафим предостерегал от того, чтобы Иоасафа слишком слушали. Надо ли говорить, что спекулятивно-сказочная версия Иоасафа и возобладала в массах, скрывая и лицо, и подлинное дело старца Серафима.

Кто сейчас сразу скажет, что главное чудо Серафима – не поздние предания вроде кормления медведя из рук, а умение помочь людям черпать смысл и радость из слова Евангелия и христианской жизни?

Что же касается падения с колокольни, известны исследования современных авторов, основанные на документах, где зафиксировано, что мальчиком Серафим был на стройке храма и действительно упал, но там нигде не фигурирует колокольня. И насколько я понимаю, сейчас даже в текст на памятном камне, который стоит на этом месте, внесена некоторая корректировка. Поэтому, хотя при слове «колокольня» мы представляем себе какую-то невероятную высоту, нужно понимать, что какой-то исторический факт был, и то, что он остался не просто жив, но и цел и здоров – это событие удивительное, но не сказочного порядка. Да и любое чудо – все-таки прежде всего свидетельство, а не какой-то фокус.

— Среди деяний Серафима Саровского – и собирание православных общин, которые впоследствии стали монастырями и наставление самых разных людей, в том числе весьма известных. Все это действительно было?

К. М.: Да, преподобный при жизни много общался с людьми разного возраста и положения. Есть даже легенда, что Александр Сергеевич Пушкин встречался со старцем во время одного из самых зрелых и плодотворных периодов своего творчества – болдинской осени.

Монах Серафим находил в себе смелость и мудрость собирать под защиту Христа самых незащищенных людей в обществе – вдов в Казанской общине и девушек в общине Мельничной. Интересно, что Серафим, наставляя их жить по Евангелию, не предполагал их монашеского пострига, который совершили над общинницами уже после смерти преподобного.

Еще один поступок Серафима Саровского, не имевший до него примеров в Русской церкви – это собирание «монастыря в миру» и одновременно народного проповеднического движения. Это мирянское братство получило впоследствии название «беседников». По благословению старца Серафима они разговаривали о вере с крестьянами.

По окончании летней страды беседники садились на подводы, ехали по деревням, говорили с крестьянами о Боге и пели духовные песни. Среди беседнических старцев были и священники, и миряне, и даже женщины – например, Анастасия Керова (в постриге – Мария). Один из беседнических старцев – мирянин Петр Чагринский – в XX веке был канонизирован.

И в дальнейшем руководителями движения были вдохновенные проповедники Евангелия – люди неустанной молитвы, трудолюбивого, дружелюбного нрава и безупречной жизни: чему учили, так и жили. Евангельский огонь, которым горело сердце Серафима, передавался и его последователям.

В то время не было принято читать Писание самостоятельно – скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Так, юный Януарий Неверов, будущий знаменитый педагог и писатель, которому Серафим наизусть читал Евангелие от Матфея и советовал делать это ежедневно самому, пишет, что Библии не нашлось ни у них в доме, ни у знакомых.

Серафим сам регулярно перечитывал Священное писание, особенно Новый завет, цитировал его и многих приходивших за советом удивлял своей рекомендацией – читать Евангелие: «Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Новаго завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – говорил старец.

Фото: Andrew Madekin, Wikimedia

— Святой известен своим призывом к смирению. Как вы думаете, этот призыв актуален в наше время?

К.М.: Самое известное выражение преподобного Серафима, вошедшее в сокровищницу христианской мудрости «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Мы часто сталкиваемся с искаженным пониманием смирения – как забитости, безынициативности, нежелания иметь собственное мнение, безответственности, соглашательства. Серафим проник в тайну подлинного смирения – скромного и одновременно творчески-дерзновенного, того, которое проповедовал и каким жил Христос, говоривший: «выучитесь научению моему, ибо я кроток и смиренен сердцем, и успокоятся души ваши».

— Какой самый основной урок нам несет День памяти святого?

К.М.: Преподобный Серафим Саровский жил относительно недавно, и многое в его духовном опыте для нас остается актуальным: и обращенность к Священному писанию, и забота об устроении совместной, общинной жизни верующих, и внимание к духовному просвещению. Даже и сейчас можно иногда услышать, мол, зачем читать Писание – есть всякие его толкования. Преподобный Серафим же говорил о том, что Священное писание – это первоисточник, к которому нужно обращаться прежде всего, и с ним сверять свою жизнь. Часто даже монахи в его монастыре не разделяли видения святого старца. Жизнь его была достаточно сложной, и ему было непросто отстаивать то откровение, которое он получил от Бога и смог в своей жизни воплотить. Так что нам стоит, вспоминая преподобного Серафима, обращаться к его опыту.

В календаре рядом – два дня памяти святого Серафима Саровского. 30 июля – день его рождения. 1 августа – день его общецерковного прославления.

Пламенный стяжатель

Родился святой Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) 19 июля (30 июля по нов. ст.) 1754 года в купеческой семье.
Наряду с Сергием Радонежским он стал вторым, особо любимым и почитаемым, великим святым земли Русской.

Купеческое происхождение не мешало ему в служении только Богу, в единении с Ним, в обретении святости. Преподобный Серафим учил – не только словом, но прежде всего собственным примером – стяжанию (обретению, накоплению) самого ценного и необходимого для человека и его жизни – Духа Святого. Из любви к Богу вытекала и любовь к людям: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». И в купеческом Таганроге у Саровского чудотворца было немало благодарных и верных учеников, среди которых — и Павел Павлович Стожков, который, будучи дворянином, отказался, как и Прохор Мошнин, от всех своих богатств, посвятил себя только Богу.
Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, в переводе с древнееврейского — «пламенный». И пламень его любви к Богу не угасал, а лишь разгорался, воспламеняя и души окружающих людей.

Серафим Саровский и Александр Первый

Есть легенда о том, что до своего приезда в Таганрог и окончания в нашем городе своего земного пути с преподобным Серафимом Саровским встречался Александр Первый, самый великий из монархов того времени, освободитель Европы от Наполеона, уже в свое царствование удостоенный титулов Александр Благословенный, царь царей.

Вот как об этом пишет русский духовный писатель новомученик Евгений Поселянин (1870-1931) в своей книге «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и русские подвижники ХIХ века» (Москва, «Аксиос», 2003): «В 1825 году или около того старец Серафим однажды обнаружил будто бы какое-то беспокойство, замеченное монахом, рассказавшим об этом впоследствии моряку Д. Он точно ожидал какого-то гостя, прибрал свою келью, собственноручно подмел ее веником. Действительно, под вечер в Саровскую пустынь прискакал на тройке военный и прошел в келью отца Серафима. Кто был этот военный, никому не было известно — никаких предварительных предупреждений о приезде незнакомца сделано не было.
Между тем великий старец поспешил навстречу гостю на крыльцо, поклонился ему в ноги и приветствовал его словами: «Здравствуйте, великий государь!» Затем, взяв приезжего за руку, отец Серафим повел его в свою келью, где заперся с ним. Они пробыли там вдвоем в уединенной беседе часа два-три… Такова легенда».
«Преподобный Серафим Саровский и император Александр I». Моисей Маймон, 1904.

19 ноября 1825 года император Александр I умирает в Таганроге, а буквально через несколько дней, 25 ноября того же года, Серафим Саровский прекращает свое затворничество.

Вскорости после этого состоялось восстание декабристов. Русские дворяне, освободившие от зародившегося во Франции революционного брожения, от оккупации революцией Европу, включая саму Францию, сами набрались духовной заразы, стали масонами, революционерами. Великий русский святой противопоставляет их безбожной теории и практике свою молитву, Божье Слово и Божье дело. И духовный мрак от русской земли отступает – почти на столетие.

«Христос Воскресе, радость моя!»

Он уже на земле живет в бесконечной Пасхе и всех приходящих приветствует словами «Христос Воскресе, радость моя!» Среди его поучений есть слова о последнем Царе, который его, убогого Серафима, прославит.

Отец-основатель Таганрога, основатель Православной Российской империи Петр Первый, стремясь укрепить государство, попытался превратить Русскую Православную Церковь в некое подобие государственного ведомства душеспасения во главе со Священным Синодом. Одним из результатов стало резкое сокращение числа прославляемых Церковью святых, практически – прекращение канонизации.

Но 19 июля (1 августа по нов. ст.) 1903 года все же состоялось официальное церковное прославление в лике святых и обретение честных мощей батюшки Серафима Саровского. Инициатором этого, как и предсказывал преподобный Серафим, стал последний русский царь, Николай II. После этого планировалось прославление и праведного старца Павла Таганрогского. Но пришли смутные времена, и Россия надолго ушла от Бога. Надолго, но не навсегда. А вернулась она к Богу по молитвам Его святых, в том числе преподобного Серафима Саровского и праведного Павла Таганрогского.

Таганрогский Серафимовский храм

Серафимовский храм на Русском поле – из числа самых молодых в Ростовской епархии. Закладка будущего Свято-Серафимовского храма, рассчитанного на 200 прихожан, по адресу ул. Пархоменко, 58-2, состоялась 4 года назад, 1 августа 2016 года.

В конце минувшего, 2019 года, 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, были проведены освящение и установка купола и креста храма Серафима Саровского. Первая Божественная Литургия в новом храме состоялась весной нынешнего года, 12 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Антон САХНОВСКИЙ

Серафим Саровский при рождении был назван Прохором Исидоровичем Мошниным. Родился 19 июля 1754 года в Курске. Он прославился в качестве иеромонаха Саровского монастыря, также был основателем и покровителем женской Дивеевской обители. Является одним из ликов преподобных по инициативе царя Николая II.

Детство и юность

Появился на свет Прохор в семье богатого купца Исидора Мошнина, по некоторым данным он носил фамилию Машнин. Жену его звали Агафия, именно она занималась воспитанием сына, поскольку отец рано умер. В семь лет будущий иеромонах упал с колокольни Сергиево-Казанского собора, но остался живым. Более того, он даже не повредил себе ничего.

Ещё в раннем возрасте мальчик слёг с тяжёлой болезнью. Позже он сообщал, что видел во сне Богородицу, обещавшую ему чудесное исцеление. Через некоторое время после этого был Крёстный ход, в процессе которого мимо дома Мошниных пронесли икону Знамения. Прохор приложился к иконе, благодаря чему достаточно быстро выздоровел.

Мальчик обладал прекрасной памятью, он любил читать. С детства он посещал церковную службу, читал вслух своим ровесником Священное Писание. Больше всего Прохору нравилось изучать Евангелие в одиночестве. После прочтения большинства церковных книг он принял решение уйти в монастырь. Мать согласилась отпустить сына, благословив его распятием. Всю оставшуюся жизнь юноша носил на груди этот знак.

Саровская пустыня

В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там была старица Досифея, указавшая юноше место для принятия пострига и послушания. Таким местом стала Саровская пустыня, куда и направился будущий монах. До этого он ненадолго вернулся домой, чтобы попрощаться с родными и близкими.

Добрался до Сарова священнослужитель 20 ноября 1778 года. Там он встретил отца Пахомия, который был настоятелем. Юноше назначили в духовники старца Иосифа, под чутким руководством которого Прохор и получал знания о жизни в монастыре. Он трудился в хлебне и столярне, помогал своему наставнику во всех делах. Парень делал всё с искренним усердием, его вело непреодолимое желание служить Господу. Одновременно с этим он постоянно искал себе занятия, чтобы избежать скуки. Именно её Саровский считал самым страшным злом для новичков.

Старец благословил юношу на походы в лес для молитвы. Там он мог оставаться в полном одиночестве. Через два года после начала службы Прохор серьёзно заболел: всё его тело распухло, каждое движение вызывало невыносимую боль. Настоятель намеревался вызвать врача, но юноша отказался, мотивируя это тем, что отдал душу и тело своему Богу. В этот период у него было новое видение, в котором Пресвятая Дева коснулась его жезлом, мгновенно исцелив.

В обители послушник провёл немногим более восьми лет, после чего он принял постриг, избрав для себя имя Серафим. По его словам, именно это имя отлично выражало его невероятно сильную любовь к Господу и желание всецело посвятить себя служению. Уже через год мужчину посвятили в сан иеродиакона. Он постоянно молился, оставался надолго после службы, неоднократно Саровского посещали различные видения. Второго сентября 1793 года Серафим был назначен иеромонахом.

Служение Господу до конца дней

Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.

В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.

Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.

Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *