15 ноября 11:00
Содержание
Дмитрий Сидоров
В России годами действовала зарегистрированная в Минюсте Сатанинская церковь России. Существовала без особого противодействия. До этой осени — в сентябре со всей страны начали поступать сотни жалоб на организацию. Сейчас ее по запросу Госдумы проверяет прокуратура: «360» поговорил о происходящем с гонителями церкви, с ее главой и с религиоведами.
Flickr
Прокуратура Москвы ведет проверку официально зарегистрированной в Минюсте религиозной организации Сатанинская церковь Российской Федерации по запросу депутата Госдумы Ивана Сухарева. По его мнению, ее деятельность наносит оскорбление верующим традиционных конфессий страны — христианства и ислама. Проверка идет с конца октября.
Сам депутат в разговоре с «360» говорит, что не знаком ни с одним человеком, исповедующим сатанизм, ему показалось неприемлемым в первую очередь название церкви. По его мнению, члены СЦ РФ исповедуют «культ убийств, каннибализма, насилия и зла».
Вообще, Сатана — это же зло. Так что мы против зла выступаем. Пусть правоохранительные органы их проверяют, ими занимаются. Для меня вообще большой вопрос, как эта организация вообще зарегистрировалась в Минюсте
— Иван Сухарев.
При этом депутат не считает, что его инициатива нарушает 28 статью Конституции РФ, гарантирующую свободу совести и вероисповедания. «Вы думаете, что Сатанинская церковь — это свобода совести? Я несколько иного мнения. Я считаю, недопустимо культивировать зло на земле, на которой исконно через православие и ислам исповедовали ценности добра», — заявил Сухарев. Ответа из прокуратуры он еще не получил.
Аве
Основатель Сатанинской церкви РФ, известный как Олег Сатанинский, сокрушается в разговоре с «360»: «Вот действительно, единственный закон, который работает всегда — закон подлости». Он рассказал, что церковь приняла решение приостановить свою деятельность еще в сентябре, чтобы «не накалять и без того накаленную ситуацию». Вал жалоб на их деятельность начался тогда — около тысячи обращений в Следственный комитет поступило из одной только Нижегородской области. По содержанию они повторяют мысли депутата Сухарева: сатанисты — это убийцы и изверги, совершающие человеческие жертвоприношения. СК пока что не обнаружил в деятельности СЦ РФ состава каких-либо преступлений.
Здесь, по словам Сатанинского, происходит подмена понятий. Преступления, осуществляемые во славу Сатане, ритуальные убийства, жертвоприношения и прочее подобное совершают «дьяволополонники». Это форма перевернутого христианства, почитание дьявола в качестве Бога. Дьяволопоклонники — люди, имеющие христианское мировоззрение, но считающие себя последователями дьявола или Сатаны, а не Христа.
Сатанисты относятся презрительно к дьяволопоклонничеству и его последователям. Эти преступники не знают и не понимают Сатанинскую Библию, которая является основой мировоззрения для каждого сатаниста
— Олег Сатанинский.
Речь идет о труде американского оккультиста и философа Антона Шандора Ла-Вея, написанном в 1969 году, и проповедующем разумный эгоизм. В основе учения — представление о том, что рая нет, и надо наслаждаться земной жизнью, строить рай здесь и сейчас. Грехами для такого сатаниста являются глупость, самообман, следование «стаду», навязывание своей воли и узкий взгляд на вещи.
Антон ЛаВей с подругой / Wikipedia Commons
В США церковь Сатаны действует совершенно официально вот уже полвека, проблем с властями у сторонников этой организации нет, только от простых христиан. Конституционные права американских сатанистов не ущемляются, они активно проповедуют свои идеи — все помнят знаменитый баннер церкви Сатаны в Техасе, выступающий против телесного наказания детей.
По словам российского жреца, в РФ, видимо, еще не пришло время для осознания социумом того факта, что сатанизм имеет не меньше прав на то, чтобы стать полноценной официально признанной религией. Он уверен, что это было бы выгодно, как сатанистам, так и государству: СЦ РФ, по его словам, выступает против насильственного отъема имущества у кого-либо, употребления наркотиков, насилия в отношении животных, экстремизма, за светское общество и даже за «пакет Яровой», его миссионерскую часть — ведь по Ла-Вею никто не должен навязывать свою точку зрения другим.
Поэтому Сатанинский назвал аналогию ситуации с разгромом «Свидетелей Иеговы» (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ) неуместной: «Перед ними захлопывают двери в надежде прищемить их вездесущие носы. А сатанизм не использует религиозную пропаганду». В этом же кроется причина, почему СЦ РФ никто не понимает — она не для всех.
Мне все это напоминает эпоху заката Римской империи, когда, чтобы добиться каких-либо социальных или политических высот, необходимо было если не быть христианином, то обязательно казаться им. Иначе появлялся огромный риск не только лишиться статуса, но и быть забитым камнями
— Олег Сатанинский.
Назвать приблизительное число адептов организации собеседник «360» отказался, но подчеркнул, что сильным ударом для мирового сатанизма запрет этой церкви России не будет, поскольку «развитие сатанизма не нуждается в одобрении инакомыслящими». «Вода все равно займет свой уровень естественным образом», — уверен жрец.
«Запретить это явление невозможно»
Бороться с теми или иными религиозными течениями методом запрета проблематично, говорит «360» религиовед, писатель Николай Сапелкин. «Сегодня я шел по улицам города Воронежа, ко мне подошли две благообразные бабули и стали проповедовать учение Свидетелей Иеговы, которое, как вы знаете, сейчас в России лишено регистрации. Их преследование ни к чему не привело», — рассказал Сапелкин.
Это относится и к сатанинским культам. Во многом представления о них мифологизированы, и их запрет будет способствовать романтизации, считает Сапелкин, вызовет у молодежи еще больше интереса, ведь запретный плод сладок. Так что эта инициатива может привести скорее только к пропаганде сатанизма.
Задача состоит не в том, чтобы депутаты запрещали все подряд, а в том, чтобы они задумывались, как предотвратить девиантное поведение молодых, взрослых… Если какие-то преступления связаны с сатанизмом, этим должна заниматься в первую очередь полиция, депутатам лучше в эту сферу не лезть
— Николай Сапелкин.
Сатанизм за пределами СЦ РФ в России существует в основном не как нечто религиозное, а как контркультура, противопоставляющая себя авраамическим религиям, культивирующая определенный стиль поведения, добавляет Сапелкин. Его коллега религиовед Роман Лункин в разговоре с «360» отметил, что эти разрозненные группы скорее прикрепляются к определенным молодежным субкультурам, которые используют символику и эстетику сатанизма. Так что полностью запретить явление не представляется возможным.
Последователи The Satanic Temple добились права проведения «Часа сатаны» в школах еще одного округа. Отрицающие существование сверхъестественного, они настаивают на присутствии сатанинских атрибутов наряду с христианскими ради соблюдения Первой поправки к Конституции США. Право на свободу вероисповедания становится распространенным оружием в борьбе за права. Подробнее о том, почему сатанистам проще добиваться справедливости, чем светским людям, читайте в материале «Известий».
Открыл врата
— Мы чествуем губернатора Рика Скотта. Слава сатане, слава Рику Скотту! — скандирует со ступеней Капитолия штата Флорида человек с рогами на голове, одетый в черную мантию. — Спасибо губернатору за предоставленную возможность оповестить всех о нашем существовании. Рик Скотт — великий американец. Во славу сатане!
Губернатор штата Флорида Рик Скотт Фото: Global Look Press/SMG
На уточняющие вопросы журналистов, не издеваются ли над ними, представитель «Сатанинского храма» (The Satanic Temple) невозмутимо отвечает отрицательно. Но основатель организации, который предпочитает действовать инкогнито (в документальном фильме «Во славу тьме» он говорит из тени, в которой виден только его силуэт с рогами), признает: «Конечно, это была игра для медиа, чтобы показать лицемерие политика».
Митинг сторонников «Сатанинского храма» Фото: thesatanictemple.com
Тогда со сцены выступал нанятый актер. Перформанс состоялся шесть лет назад после того, как теперь уже бывший губернатор Флориды Рик Скотт, ярый христианин, подписал закон, разрешающий детям молиться во время школьных мероприятий. Очевидно, он рассчитывал на христианские молитвы, но политика открытых дверей дала такую же привилегию сатанистам. Гарант их права — Первая поправка к Конституции США, которую последователи The Satanic Temple взяли на вооружение для своей политической деятельности.
Пекари против ЛГБТ
И не только они. На гарантии свободы вероисповедания построен законопроект Минтруда США, который позволяет компаниям, работающим по федеральным контрактам, увольнять сотрудников, если какие-либо их действия противоречат религиозным убеждениям высокого начальства. Под эту категорию попадает производитель товаров для рукоделия, домашней утвари и другой мелочи Hobby Lobby, который в 2014 году судился за право изъять из страховки пункт о контроле рождаемости из-за христианских взглядов. Владельцы сети настаивали, что, как и некоммерческие организации, имеют право исповедовать религию, приводил обоснование Минтруд.
Протест у здания Верховного суда в Вашингтоне против изъятия из программы страховки пункт о контроле рождаемости из-за христианских взглядов, 2014 год Фото: Global Look Press/Brian Cahn
В апреле 2019 года в Миссисипи был принят закон, который разрешает государственным и частным компаниям не обслуживать представителей ЛГБТ, если это оскорбляет их религиозные чувства. Этому предшествовали судебные процессы по делам кондитеров из Орегона и Колорадо, которые принципиально отказались печь торты для однополых пар. Суды разных инстанций продолжают менять вердикт, ставя выше то свободу вероисповедания, то запрет дискриминации.
Религиозную свободу как орудие борьбы за свои права стали использовать и общественные организации. Активисты, раздающие стерильные шприцы наркоманам в штате Мэн, назвали организацию «Церковью безопасной инъекции» (The Church of Safe Injection). Волонтеры фактически нарушают законодательство штата, где без специального разрешения нельзя иметь больше десятка шприцев. Но какая разница, если проповедуется добродетельная идея снижения вреда?
Активисты из организации «Церковь безопасной инъекции» раздают стерильные шприцы наркоманам в штате Мэн Фото: facebook.com/Church of Safe Injection
Право на свободу вероисповедания — главный козырь адвокатов преподавателя географии из Университета Аризоны Скотта Уоррена, которому предъявили уголовные обвинения в оказании помощи нелегальным мигрантам из Мексики, прозябающим в пустыне. Правозащитники из организации No Más Muertes («Больше никаких смертей») настаивают, что Уоррен как христианин не мог пройти мимо нуждающихся людей. И это подействовало на присяжных, которые пока отложили вынесение приговора.
Демократия в обмен на душу
Первая поправка, которая защищает свободу вероисповедания, дала карты в руки группе активистов, которые установили новую планку политического троллинга. В мае 2019 года официальный статус религиозной организации (и, соответственно, избавленной от обязательства платить налоги) получила The Satanic Temple (TST). Еще шесть лет назад организация с штаб-квартирой в Салеме насчитывала пару десятков участников, а на сегодняшний день у нее порядка 100 тыс. последователей в США и Канаде.
TST путают с Church of Satan (CoS), к огорчению обеих. TST была основана в 2013 году, в то время как вторая группа существует с 1960-х и продолжает дело автора «Сатанинской библии» Антона ЛаВея. Что у них общего? И те, и другие утверждают, что не верят в дьявола, а только используют его образ как символ личной свободы.
Собрание представителей «Сатанинского храма» Фото: facebook.com/The Satanic Temple
Автор цитаты
Но последователи ЛаВея при этом практикуют магию, берут вступительный взнос в $250 и «верят человеку, который считает, что любители сыра с плесенью склонны к гомосексуализму, потому что он пахнет как шкафчик с изношенными мужскими трусами», подчеркивают в TST.
CoS же настаивает на аполитичности сатанизма и упрекает новую организацию в присвоении своей идеи. По мнению старшего преподавателя кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Павла Костылева, обе организации представляют собой собрание «атеистов с хорошим чувством юмора».
«Я хочу продать свою душу, разбогатеть и присоединиться к иллюминатам», — с таким запросом частенько приходят в The Satanic Temple, но получают отказ. Свою миссию они видят совершенно иначе: «Мы даем понять, что никогда не будем добиваться повсеместного размещения атрибутов наших религиозных взглядов в общественных местах. Тем не менее мы выступаем в качестве сторонников плюрализма, отстаивая право на проявление своих сатанинских взглядов, напоминая чиновникам США об их ответственности за принятие Первой поправки».
Час сатаны
Так они запустили проект After School Satan в ответ на евангелистские внеклассные клубы. Раз есть они, то школьные округа должны разрешить заниматься аналогичной работой сатанистам — есть постановление Верховного суда от 2001 года, согласно которому отказ был бы дискриминацией. Последним штатом, где в противовес «Времени изучению Библии» появились «Часы сатаны», стал Теннесси.
— Мы считаем, что церковь и государство должны быть разделены, и это касается и школ. Мы бы предпочли, чтобы совет проголосовал против любой политики в отношении религиозных программ, но если они этого не сделают, мы готовы представить собственную, — заявил представитель Ноксвилльского детского сатанинского служения, где школьникам объясняют суть суеверий и развивают у них критическое мышление.
Фото: facebook.com/The Satanic Temple
Автор цитаты
По тому же принципу сатанисты требовали установить бронзовую статую Бафомета, одного из официальных символов церкви Сатаны, рядом с монументами с 10 заповедями.
А в конце октября группа мичманов Военно-морской академии США в Мэриленде объявила, что начнет проводить во дворе сатанинские службы. Однако позднее руководство академии выступило против, отметив, что речь шла об исследовательской группе для обсуждения верований, а не для ритуалов. Кроме того, как сообщила пресс-секретарь академии, The Satanic Temple, к которой себя относят мичманы, — не только религиозная, но и политически активная организация, куда военнослужащим вступать нельзя.
Справка «Известий»
За шесть лет существования организация превращает сатанистов не только в королей троллинга, но и социальную группу, которую из политкорректности лучше обходить стороной. В начале ноября стало известно, что от практики отказалась канадский психотерапевт Элисон Миллер, которую «Сатанинская церковь» обвинила в пропаганде «вредной чепухи».
Специалист с 25-летним стажем во время конференции рассказала, что ее клиенты стали жертвами оккультистов, которые с помощью неких имплантов сводили их с ума и заставляли верить, например, в инопланетян. На разоблачении канадского психолога The Satanic Temple не стали останавливаться и создали подразделение «Серая фракция» для борьбы с группами, которые распространяют слухи о «бродячих бандах сатанистов, которые похищают людей и могут надругаться над ними, а потом блокируют воспоминания об этом».
Скачок к Макаронному монстру
История принятия той самой Первой правки объясняет, почему при нынешнем раскладе сатанисты-тролли органично вписались в политический процесс, говорит замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
— Американское общество формировалось как глубоко религиозное, даже фундаменталистское. Кроме того, он состояло из множества протестантских общин и сект, — отметил он в беседе с «Известиями». Религиозные традиции были очень сильны до последнего времени, что неудивительно, когда каждый президент в своей речи говорит о Боге.
По словам Владимира Шаповалова, сейчас можно наблюдать за кризисом религиозной идентичности в США.
— Формально это общество остается таким же консервативным, как в конце XVIII века. Конституция практически не меняется, сохраняет много архаичных норм, — говорит он. — Это порождает множество разнообразных, подчас парадоксальных моментов — достаточно вспомнить, как в США появилась «Церковь летающего макаронного монстра». Пока американское общество перестраивается, создается среда, при которой удобно те или иные общественные инициативы формализовать как новое направление религии».
Фото: facebook.com/The Satanic Temple
На общественно-политическом поле так много игроков, что у аудитории развивается своего рода «баннерная слепота», отмечает доцент кафедры конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Иванов.
— Из-за этого требуются дополнительные раздражители, которые могут обратить внимание на идеологию организации, программные установки, на конкретную публичную персону. Нужна не просто презентация каких-то доктрин, а мощный катализатор, который заставит обратить на это внимание широкой публики, — объясняет он. — Поэтому появляются подобные парадоксальные ситуации, когда концепт вводится максимально жестко — через радикализацию постулатов, по сути подмены. Да, это вызывает раздражение публики, но привлекает внимание.
Донельзя раздражающие американскую публику сатанисты стали одними из главных примеров борьбы за религиозную свободу в докладе «Чья вера имеет значение», подготовленном проектом «Закон, право и религия» Колумбийского университета. Нет ничего плохого в том, чтобы использовать религию для защиты гражданских прав, сказала изданию Vice Рейчел Лэйзер, возглавляющая организацию за отделение церкви от государства. Но плохо то, что борец за справедливость с религиозными убеждениями имеет больше веса, подчеркнула она: в США, вероятно, к сатанистам отнесутся лучше, чем к атеистам.
Почему в России востребован сталинизм
Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»
от редакции
Этот текст Виталия Шклярова — часть дискуссии о причинах отношения россиян к Сталину в современной России.
Читайте другие материалы на эту тему:
— Не так десталинизировали. Как я перестал волноваться и полюбил социологические опросы. Историк Алексей Байков
— Сталин вместо справедливости. О чем говорят скандальные данные опросов. Редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов
Результаты опроса «Левада-центра» по поводу отношения к Сталину, который так шокировал общественность, а особенно результаты по вопросу об оправданности человеческих жертв для процветания страны, на самом деле не вызывают удивления. Ничего другого и быть не могло, пока в стране уже не первый год активно поддерживается и пропагандируется культ силы и культ войны. К сожалению, массовое сознание в России в силу исторических обстоятельств и исторической правовой традиции, дающей верховной власти огромные возможности для насилия, более чем восприимчиво именно к этим культам.
Опрос «Левада-центра» при другой, более конкретной постановке вопросов, возможно, дал бы другие результаты. Даже не анализируя методологию и конструкцию вопросов опроса, важно понимать, что информационное поле уже перенасыщено представлениями о Сталине как о государственном деятеле, который победил в войне, спас народ от гибели, как о справедливом правителе, при котором были порядок и социальная справедливость. Сталин превратился в миф об идеальной власти в России. Как и что происходило в то время на самом деле, судя по результатом опроса, знает меньшая часть граждан страны. Жившие в ту эпоху постепенно уходят, а большая часть молодежи, которая выросла уже не в советское время и не имеет интереса к истории, вообще даже не может почувствовать ту эпоху, несмотря на написанные книги и снятые сериалы. Слишком далека наша нынешняя жизнь от того времени.
Не удивительно, что на общий вопрос «Как вы лично в целом относитесь к Сталину?» 41% опрошенных выбрали ответ «уважительно», а 52% на вопрос «Какую роль сыграл Сталин в жизни нашей страны?» выбрали ответ «скорее положительную». Эти результаты скорее всего показывают отношение к Сталину как к мифу. Да, очевидно, что с начала 2000-х годов эти цифры растут, но ведь и миф активно набирает обороты.
Неприятно другое — растет количество явно более сознательных сталинистов и близких к ним.
Тех, которые относятся к Сталину «с восхищением», оказалось всего 4%, но в недавнем прошлом таковых насчитывался 1%. Тех, кто оценивает его роль «целиком положительно», сейчас 18%, а в прежние годы было 8%. Еще более настораживает то, что планомерно снижается количество негативно относящихся к фигуре Сталина. Еще в 2001 году таких было 43%, а теперь только 14%. Роль Сталина в жизни страны отрицательно оценивали в 2003 году 33%, а теперь 19%.
Где здесь роль мифа, где фактор ухода из жизни очевидцев тех событий, сказать трудно. Но тенденция склонности граждан к авторитарным методам правления явно наблюдается. Может быть, это было бы не таким пугающим, если бы не результаты ответов на третий вопрос, который был поставлен «Левада-центром» — «Оправданны ли человеческие жертвы, которые понес советский народ в сталинскую эпоху, великими целями и результатами, которые были достигнуты в кратчайший срок?». Здесь свое «да» сказали 46%, «нет» — 45%. А еще 9% «затруднились ответить», то есть явно не примкнули к «нет».
Эти результаты, конечно, более чем печальны. И тут совершенно не важно, что имели опрашиваемые в виду, отвечая на вопрос, — сталинские репрессии или безумные потери в войне, которых могло бы не быть без этих репрессий, находятся ли они под влиянием мифов об «эффективном менеджере», или вообще плохо знают историю тех лет, а также никогда не слышали о том, что многие жертвы в тоталитарных обществах зачастую приносятся под благовидными лозунгами лишь для сохранения власти.
Возможно, для тех, кто положительно отвечает на заданный «Левада-центром» вопрос, он воспринимается абстрактно. Возможно, в их семьях никто не пострадал в те годы, и они не знают, что, по официальной оценке МВД, которая была сделана в начале 90-х годов, в результате всех этих действий государственной власти по отношению к своим гражданам еще до начала ВОВ пострадало как минимум 50 млн человек, из которых большая часть погибла. Возможно также, многим не известно, что существенная часть индустриализации была проведена за счет бесплатного труда невинно репрессированных обитателей ГУЛАГа. А космические достижения были сделаны людьми, работавшими в «шарашках», то есть фактически заключенными с более высоким статусом — такой вот «эффективный менеджмент».
В основу российского права еще в давние времена, в допетровскую эпоху был положен не столько закон, сколько в большей степени воля государя. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, кажется, правильно подметил про так свойственное русским смешивание слова «отечество» с выражением «ваше превосходительство», даже отдавая предпочтение последнему перед первым. Несмотря на все пробитые Петром и последователями «окна в Европу», несмотря на законы и наличие судебной власти, римское право как-то не прижилось на российской почве. А в период после 1917 года и фактически до смерти Сталина, когда судьбы людей могли спокойно решаться тройками без суда и следствия по разнарядке и плану по количеству «врагов народа», о правовом государстве и защите человека от насилия вообще говорить не приходится. Цена человеческой жизни только на словах была высокой, только в рассуждениях о светлом будущем советского человека — а на самом деле упала до нуля.
Культ силы, несколько задремавший после отмены крепостного права в дореволюционную короткую эпоху развития капитализма в России, в это время вырвался наружу и беспрепятственно зашагал по стране.
«Лес рубят, щепки летят», «мы за ценой не постоим» — все оттуда.
В случившиеся дальше хрущевскую оттепель и брежневский застой культ силы как-то поутих на государственном уровне (если не считать всеобщую обязательную идеологию), но тем не менее, конечно же, остался в быту, во дворах, в общественных отношениях. До конца 60-х было сильно и влияние военного времени. Но все же всей полнотой власти обладало Политбюро, а не отдельный государственный деятель.
С эпохи перестройки все опять пошло по нарастающей. Ельцин, при всех его заслугах и желании выстроить в России демократию по западным образцам, был в одной части своих деяний вполне не чужд культа силы, взяв в другой же части на себя роль «доброго царя». В условиях формирующегося рыночного законодательства и слабой судебной власти отношения «по понятиям», напрямую связанные с культом силы, прекрасно развивались. В 2000-е и дальше, уже при Путине, они никуда не делись, более того, были легко внедрены и в отношения власти с бизнесом, и в отношения бизнеса с правоохранителями, и в отношения граждан с властью.
Окончательный перелом случился в начале 2010-х, когда поиски национальной идеи для сплочения прошедших развал СССР и перестройку граждан увенчались решением возродить имперские настроения, вернуть гражданам патриотизм на основе победы в ВОВ. Появилось понятие суверенной демократии. А потом уже случился Крым с «вежливыми людьми», события в Донбассе и вхождением в конфликт почти со всем западным миром.
В сложившихся условиях традиционный культ силы не просто расцвел, но пошел уже рука об руку с культом войны. И теперь Россия опять в окружении врагов и «можем повторить».
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
И следует заметить, про Крым ведь российских граждан никто не спросил, никто им не рассказал о рисках, о том, как это может повлиять на их уровень жизни, например. Никакого референдума не было. Лишь когда все свершилось, гражданам намекнули, что, может быть, придется «затянуть пояса». Как любые действия государства и властей, которые приводят к ухудшению положения граждан и на которые они не могут повлиять, это тоже можно рассматривать как насилие над гражданами. В результате культ силы в качестве ответной реакции еще больше усилился, тем более в нынешних условиях неопределенности, падения уровня жизни, тревоги за будущее и неуверенности в завтрашнем дне.
В итоге флюиды культа силы вместе с культом войны буквально разлиты в российском воздухе. И не случайно в среде подростков вдруг появляется движение АУЕ, где жестокость возведена в абсолют, и уже все привыкли, что в массовом порядке применяются пытки в местах заключения. Параллельно создаваемая Юнармия для патриотического и военного воспитания молодежи и потрясание ядерным оружием в публичных выступлениях власти, пусть и в оборонных целях, уже никого не смущают.
Так что отнюдь не случайно уже более половины граждан страны, ловя сигналы сверху, считают, что великие цели вполне оправдывают человеческие жертвы, и по-мазохистски начинают мечтают о «сильной руке», забыв, что они же попадут под нее в первую очередь.
Основатель «Звезды Азазеля» Йоханнес Несфатос написал программное произведение для членов общества под названием «Фосфорос». Фото: Nadja Mikkonen / Yle
Нашумевшее убийство в Хювинкяя 1998 года, поджоги церквей и перевернутые кресты. Одетые во все черное подростки, слушающие хеви-метал. Вот первые ассоциации, которые у большинства жителей Финляндии вызывает культ Сатаны.
Многим кажется, что сатанинство по большей части осталось в прошлом, но это не совсем так. Общества служителей Сатаны существуют до сих пор. Об одном из них, которое называется «Звезда Азазеля», пойдет речь в этом материале. Его члены фигурируют в тексте под вымышленными именами.
Почему так много зла?
Йоханнес Нефастос – создатель и руководитель общества, а также его единственный член, который не скрывает своего имени. Четыре года назад он даже был гостем радиопрограммы Армана Ализада.
История общества берет свое начало с тех времен, когда Несфатос был членом теософского движения. Теософия объединяет в себе философское, мифологическое, мистическое и оккультное познание мира, а приверженцы этого движения пытаются найти истину во всех возможных верованиях.
В какой-то момент Несфатос понял, что теософия не отвечает на все вопросы, занимавшие его ум. Его не устраивало положение теософии, согласно которому сексуальность человека препятствует глубокому духовному развитию. Помимо этого, его, как и многих молодых людей, занимал вопрос: если Бог есть добро, а в мире так много зла, то почему всемогущий Бог не может избавить мир от скверны?
– Этот мир настолько искажен и темен, что мне трудно представить себе Бога, который не был бы одновременно Сатаной, – признается Несфатос.
Он решил основать внутри теософского движения ложу, то есть отделение, которое сосредоточилось бы на изучении сатанизма. Не получив на это согласия, он основал в 2006 году собственное общество, «Звезду Азазеля».
В Бога и в Сатану верит около трети финнов
По мнению координатора исследовательского центра лютеранской церкви Юсси Солберга, «Звезда Азазеля» представляет собой уникальный сплав элементов, заимствованных как из христианства, так и из оккультизма и философской мысли. Члены общество критически относятся и к традиционным религиям, и к атеизму.
Всего в «Звезду Азазеля» входит порядка 80-100 человек. В городе Ювяскюля, например, проживает около десятка приверженцев движения. Помимо этого, общество имеет международные связи. Центрального органа управления у него нет. Вместо этого на местах – в Хельсинки, Турку, Тампере, Пори, Ювяскюля и Куопио – функционируют самостоятельные отделения, отличающиеся друг от друга основными интересами. Члены «Звезды Азазеля» считают Сатану разумной, но не физической силой, которая влияет на происходящее в нашем мире.
В 2015 году исследовательский церковный центр провел опрос среди жителей Финляндии, который показал, что более трети финнов либо полностью признают существование Сатаны, либо считают его по крайней мере очень вероятным. В том же опросе примерно такое же количество респондентов заявило, что верит в существование Бога, поэтому, по мнению Солберга, вера в Сатану является просто частью христианской традиции.
Сатана-Иешуа
В мифологии Азазель – это демоническое существо, которое в одних источниках считается падшим ангелом, в других отождествляется с Люцифером, в третьих выполняет функции змея-искусителя. С Азазелем связывается один из древних обрядов – Козел отпущения грехов.
– Если бы мы назвались «Звезда Сатаны», это бы сразу рождало негативные ассоциации. И мы бы не смогли доказать, что речь не идет о Сатане, призывающем приносить в жертву людей и животных, – поясняет Несфатос.
Сатанизм считается противоположностью христианства, но в учении «Звезды Азазеля» есть место и для Христа. Члены общества считают основателей религий – Иисуса, пророка Мухаммеда, Будду или Заратустру – мудрецами и учителями. Но, как говорится, Дьявол кроется в деталях, и именно в них отношение к Христу отличается от традиционного христианского.
– Мне кажется, что Иисус был главным мятежником своего времени и в каком-то смысле сатанинской фигурой. Он представлял Бога совершенно не подходящим для той эпохи образом, что привело к его мученической смерти, – говорит Несфатос.
Неоднозначность Иисуса отображена на эмблеме братства «Звезда Азазеля». На ней изображены две пентаграммы, посреди которых находится человеческий глаз, а по краю идут буквы ISHASTAVAHN. Это чередующиеся буквы слов SATAN и IHSVH. Первое означает Сатану, а второе – это «Пентаграмматон», то есть пятибуквенное имя Бога. Оно представляет собой использующуюся в мистических верованиях и оккультизме форму имени Иисус (или Иешуа). В обществе обычно говорят не отдельно о Люцифере и Иисусе, а о единой фигуре Люцифера-Иисуса, подчеркивая его двойственность.
Эмблема общества Фото: Nadja Mikkonen / Yle
Насилие осталось в прошлом
В девяностых годах сатанинство свалилось на общественность Финляндии, как снег на голову. Внезапно оказалось, что в стране живет множество служителей Сатаны, которые готовы поджигать церкви и разорять кладбища. Явление вызывало беспокойство даже у Полиции безопасности.
Самый громкий случай, связанный с дьяволопоклонничеством, произошел в ноябре 1998 года. Тогда в одном из мусорных баков в городе Хювинкяя обнаружили человеческую ногу. Выяснилось, что конечность принадлежит двадцатитрехлетнему мужчине, которого пытала и убила компания из четырех молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет. После пыток жертву задушили сантехническим скотчем, затем провели с трупом сатанинские ритуалы и в конце расчленили его пилой и отнесли в мусор.
Одного из убийц суд приговорил к пожизненному заключению, второго – к восьми с половиной годам, третьего – к двум годам и восьми месяцам. С самого молодого участника, которому было 16 лет, сняли обвинения, поскольку суд счел доказанным, что он действовал под давлением старших товарищей. К тому же, он сбежал от них, как только те принялись распиливать тело.
В девяностых сатанизм активно обсуждался в средствах массовой информации. Фото: Nadja Mikkonen / Yle
При этом Йоханнес Несфатос считает, что негативная репутация сатанизма являются делом рук средств массовой информации и организованных религиозных обществ. По его словам, в ком-то противодействие ограниченному пониманию Бога исключительно как источника добра может вызвать бурные чувства, которые приводят к незаконным действиям.
«Звезда Азазеля» не одобряет насилие или другие преступления ни в какой форме. Члены общества совершают некоторые сатанинские ритуалы, но они крайне далеки от шабашей ведьм, каннибализма или расчленения трупов.
Муми-тролли и народная музыка
В доме у Несфатоса установлен алтарь. Мужчина зарабатывает на хлеб насущный писательским трудом, поэтому у него остается время на ежедневное выполнение ритуалов, связанных со служением Сатане. Как правило, это молитвы у алтаря, либо с использованием четок.
Это может напоминать обычный распорядок для в каком-нибудь монастыре, если не вчитываться в содержание этих молитв.
Служу тебе, следую за тобой, о, упавшая на землю звезда, яркий сын глубин, вечное пламя невидимого огня…
Тексты молитв Несфатос сочинил сам. В них он объединил элементы христианских гимнов, еврейской каббалы и теософии.
«Молитва Азазеля» Фото: Nadja Mikkonen / Yle
Ни у одного из членов «Звезды Азазеля» не висят на стене человеческие черепа и не нарисованы кровью пентаграммы. Зато один из них спит на постельном белье с муми-троллями, у другого в шкафу стоит сервиз фирмы «Ииттала» под названием «Волшебство», а третий собирает коллекцию народной музыки. Их объединяет лишь острая необходимость понять этот мир и его несовершенство и найти ответы на глубокие вопросы. Ну и, конечно, интерес к Сатане.
В той форме, которую сатанизм обрел в наши дни, он больше не вызывает ни беспокойства, ни интереса у полиции.
Духовности стало меньше
Комнату члена «Звезды Азазеля» из Ювяскюля по имени Випера почти ничто не отличает от комнаты обычного жителя Финляндии: фотографии в рамках, телевизор и диван. Единственным отличием являются лежащие на маленьком столике перевернутый круцификс и четки.
30-летний Випера работает в сфере обслуживания. О его верованиях не знает даже его мать. По его словам, люди не понимают, как можно искать ответы на важные вопросы духовности на «темной стороне».
Випера родился в христианской, но отчасти либеральной семье. Сатанинство стало интересовать его еще в младших классах, когда в девяностых тема активно обсуждалась в СМИ.
– Это были крайне интересные статьи. Думаю, что мне они казались такими, потому что в глубине души я меланхолик и меня притягивает темная сторона природы, – признается мужчина.
Мать следила за тем, чтобы детей в семье не принуждали к какому-то конкретному верованию. Несмотря на это, выход достигшего совершеннолетия сына из рядов церкви стал для нее ударом.
Фото: Nadja Mikkonen / Yle
О «Звезде Азазеля» он услышал более десяти лет назад. Прошло, однако, много времени, пока он досконально изучал воззрения членов общества. Два года назад Випера все же решил присоединиться к движению.
Мужчине очень не нравится то, в каком направлении развивается финское общества. По его мнению, финны относятся к духовности слишком негативно. Из-за этого невозможно открыто говорить не только о служении Сатане, но и вообще о приверженности какому-либо культу или религии.
– Кроме того, люди связывают с Сатаной все негативное, мучения и смерть. Они не понимают, как можно найти в этом что-то положительное и дающее зерна для духовного развития.
Разоблачение Изиды
Вирмфангу за тридцать. Он пишет докторскую диссертацию на факультете гуманитарных и общественных наук университета Ювяскюля. Впервые о сатанизме он услышал в 1998 году из новостей об убийстве в Хювинкяя. Вскоре он заинтересовался этим вопросом и стал искать литературу на тему сатанизма, оккультизма и мистицизма. На книжной полке у Вирмфанга стоят классические произведения теории сатанизма и теософии, в том числе книги российского религиозного философа XIX века Елены Петровны Блаватской: «Тайная доктрина», «Ключ к теософии» и многотомник «Разоблаченная Изида».
– Интерес к этим вопросам для меня самого представляет загадку. Мне кажется, что какой-то яд с рождения находился в моих венах, потому что никакого травматизирующего опыта, связанного с религией, у меня в детстве не было.
Он даже рассказал о членстве в сатанинском обществе своей матери и девушке. Обе они не были в восторге от этого, но в целом спопойно свыклись с этой информацией.
Книжная полка Вирмфанга Фото: Nadja Mikkonen / Yle
Вирмфанг является основателем нынешнего отделения «Звезды Азазеля» в Ювяскюля. Он говорит, что в исторической перспективе связь сатанинских обществ с преступлениями неизбежна, но основной идеей общества стало отречение от любого вида насилия. Члены движения считают, что насилие является ложным способом выражения сатанинского вдохновения, а ошибкой традиционных служителей Сатаны они называют отказ от моральных принципов.
Представление о Боге у «Звезды Азазеля» можно назвать пантеистическим: Бог везде, он проникает повсюду и ни в коем случае не является человекоподобной фигурой. Таким же образом Сатана в представлениях общества является лишь силой и архетипом, посылающим людям трудности, с которыми те должны справляться и извлекать из них уроки.
«Изменение точки зрения»
26-летний Кави живет в студенческой однушке. Он увлекается музыкой, и в квартире есть проигрыватель и коллекция пластинок – от рока до джаза и народных песен. Рядом с кухонной раковиной устроен импровизированный алтарь: весы, подсвечник и фигура козла.
Кави вступил в «Звезду Азазеля» два года назад после долгих раздумий. Он хотел удостовериться, что общество не представляет собой секту, потому что его детство прошло в окружении христианских фанатиков.
Молодой человек не считает, что, вступив в сатанинскую организацию, он ушел в противоположную сторону от христианства. Он скорее воспринимает это как «изменение точки зрения». Семье он до сих пор не рассказал о том, что состоит в «Звезде Азазеля». Он боится того, что родственники отрекутся от него, хотя не исключает, что в какой-то момент откроет им правду.
Фигура козла в доме Кави Фото: Nadja Mikkonen / Yle
В Ювяскюля работает отделение общества под названием «Танатос». В греческой мифологии Танатос был олицетворением смерти.
Члены движения встречаются четыре раза в год в чьей-либо квартире. На встречах они обсуждают глубинные вопросы бытия, к примеру, в последние разы темой были смертные грехи.
В ближайшее время вряд ли стоит ждать звонка в дверь миссионеров от Сатаны, но в «Звезде Азазеля» всерьез задумываются о том, чтобы начать систематически рассказывать о своих воззрениях более широкому кругу лиц. И именно это стало причиной, по которой члены общества согласились дать это интервью.
– Мы будем стараться вдохновить других людей и хотим, чтобы те, кто думает так же, как мы, нашли словесное обличие для своих мыслей, – говорит Вирмфанг.