Жил богатый купец Карп Сутулов с красавицей женой, которую звали Татиана. Супруги очень любили друг друга. У Карпа был друг, Афанасий Бердов. Собираясь ехать в Литовскуюземлю, Карп пришёл к другу и просил его помогать деньгами Татиане, которая оставалась одна управлять домом. Афанасий согласился. Карп обещал расплатиться с ним после приезда. Придя домой, он рассказал об этом разговоре Татиане, разрешил ей делать «частыя пиры на добрых жён», а потом занять денег у Афанасия.
После отъезда мужа Татиана воспользовалась его разрешением, давала пиры, на которые собиралось много женщин. Так прошло три года, и деньги у Татианы кончились, а муж всё не ехал. Тогда она пошла к Афанасию Бердову, напомнила о его обещании и попросила взаймы сто рублей. Афанасий согласился дать деньги на одном условии: «Ляг со мною на ночь». Бедная женщина смутилась и сказала, что ей нужно посоветоваться с духовным отцом.
Продолжение после рекламы:
Татиана рассказала духовнику о предложении, которое ей сделал Афанасий. Поп пообещал женщине двести рублей — на том же самом условии. Изумлённая Татиана пошла к архиепископу и поведала ему о словах Афанасия и священника. Архиепископ же ответил: «…Пребуди со мною единым, и аз дам тебе и триста рублёв».
Тогда Татиана велела архиепископу прийти к ней в третьем часу дня, священнику — в шестом, а Афанасию — в десятом часу.
Архиепископ пришёл и дал Татиане триста рублей. Хитрая женщина стала упрекать его: не подобает ему находиться с ней в том же платье, в котором он служит Богу. Архиепископ отвечал, что у него нет мирской одежды. Тогда Татиана надела на него женскую рубаху (под тем предлогом, что всю остальную одежду отдала в стирку).
В это время пришёл к её воротам поп и начал стучать. Татиана радостно воскликнула, что вернулся муж. Архиепископ растерялся, а находчивая женщина повелела ему спрятаться в сундуке.
Заперев первого гостя в сундуке, Татиана открыла дверь попу и взяла у него двести рублей. Беседуя с ним, она пыталась пробудить в нём совесть и страх Божий, но напрасно. Поп уже стоял в одной рубашке и без пояса, когда снова раздался стук в дверь. Татиана обрадовалась: муж приехал! Священник испугался, но женщина спрятала его в другом сундуке.
Брифли существует благодаря рекламе:
Впустив Афанасия, Татиана взяла у него сто рублей. Беседуя с ним, она тихонько велела служанке выйти за дверь и стучаться. Услышав стук и узнав от Татианы о приезде Карпа, Афанасий стал в ужасе бегать по горнице. Но Татиана указала ему на третий сундук…
Наутро мудрая женщина пошла к воеводе и попросила у него денег под заклад трёх сундуков с драгоценными платьями. Воевода соглашался дать денег и без заклада, но Татиана настаивала: она, дескать, боится, что у неё украдут эти сундуки, пусть уж лучше они постоят у воеводы… Когда сундуки были привезены, Татиана предложила воеводе взглянуть на добро, хранящееся в них. И перед ним предстали три посрамлённых гостя в нижних рубашках.
Воевода, посмеявшись, велел «пленникам» выйти из сундуков. Татиана рассказала ему свою историю: как перехитрила она трёх мужчин. Воевода похвалил её разум и целомудрие. Он взял с купца Афанасия Бердова пятьсот рублей, с попа — тысячу, а с архиепископа — полторы тысячи рублей. Воевода отпустил незадачливых соблазнителей домой, а деньги разделил пополам с женщиной.
Вскоре приехал Карп Сутулов, и Татиана всё ему рассказала. Он очень обрадовался премудрости своей жены.
В годы Смутного времени жил в Великом Устюге купец Фома Грудцын-Усов. Претерпев много бед от нашествия поляков, он переселился в Казань — туда поляки ещё не доходили. Жил он в Казани с женою, пока не воцарился Михаил Фёдорович. И был у него двенадцатилетний сын Савва.
Фома ездил торговать иногда в Соль Камскую, иногда в Астрахань, а иногда и в Шахову область. И своего сына он учил купеческому делу. Однажды Фома поехал в Шахову область, а Савву послал торговать в Соль Камскую.
Достигнув города Орла, Савва остановился в гостинице. В этом городе он встретил отцовского друга по имени Бажен Второй, который пригласил Савву пожить у него в доме. Юноша согласился. Бажен был третьим браком женат на молодой женщине. Жена Бажена склонила Савву к прелюбодеянию, и долгое время они прожили в грехе.
Продолжение после рекламы:
Наступил праздник Вознесения. Накануне праздника Бажен и Савва побывали в церкви. Поздно вечером, когда Бажен уснул, его жена пришла к Савве и подстрекала юношу к блуду. Он же боялся сотворить грех в такой великий праздник. Тогда женщина разгневалась и задумала опоить юношу волшебным зельем.
Утром Бажен и Савва пошли в церковь, а злая женщина тем временем приготовила зелье. После богослужения Бажен и Савва зашли в гости к воеводе. Потом они пришли домой, и жена Бажена дала юноше волшебного питья. Савва сразу стал томиться по ней. А женщина после этого начала клеветать на юношу и повелела изгнать его из дома. Бажен, хотя и жалел Савву, не стал противоречить жене. Юноша ушёл с великой скорбью.
Савва вернулся в гостиницу. От любовной тоски он исхудал, красота его стала увядать. Гостиник и его жена, видя это, недоумевали. Они тайно позвали волхва и спросили его о юноше. Волхв, посмотрев в волшебные книги, рассказал историю с женой Бажена, но гостиник с женой не поверили.
Однажды Савва вышел погулять за город в поле. Он думал о том, что послужил бы даже дьяволу, если бы тот помог ему вернуть жену Бажена. Позади Савва услышал зовущий его голос. Обернувшись, он увидел юношу. Юноша подошёл и рассказал, что тоже происходит из рода Грудцыных. Он назвал Савву братом. Савва рассказал новоявленному брату о своей беде. Юноша обещал помочь, если Савва напишет некое рукописание. Савва, не размышляя, всё написал под диктовку и даже не понял смысла того, что писал. На самом же деле этот юноша был не человеком, а бесом. А рукописание было отречением от Бога.
Брифли существует благодаря рекламе:
Юноша посоветовал Савве немедленно идти к Бажену. Тот послушался. Бажен с женой радостно встретили Савву. И вновь он стал жить в грехе с женою Бажена.
До матери Саввы дошли слухи о дурной жизни сына. Она написала Савве, чтобы он вернулся в Казань. Но сын не послушался.
Бес, вновь встретившись с Саввой, рассказал на этот раз, что происходит из царского рода. Он показал Савве с горы прекрасный город и назвал его городом своего отца. Бес позвал Савву пойти поклониться его отцу-царю. Друзья вошли в царские палаты. На престоле сидел князь тьмы, вокруг него стояли юноши с багряными и чёрными лицами. Савва подошёл к властителю, обещал служить ему и отдал царю своё рукописание. Затем Савва и бес, потрапезничав, ушли из города. Бес обещал во всём помогать юноше.
В это время Фома Грудцын вернулся в Казань. Жена рассказала ему, что Савва не хочет возвращаться домой и не отвечает на письма. Отец написал ещё одно письмо сыну, но, не получив ответа, решил сам ехать в Орёл за сыном.
А бес, узнав, что Фома Грудцын направляется в Орёл, уговорил Савву пойти погулять по разным городам. Юноша согласился и пошёл с ним, не предупредив даже Бажена и его жену.
В одну ночь бес и Савва преодолели громадное расстояние — они появились в городе Кузмодемьянском, а на следующий день — на Оке, в селе Павлов Перевоз. Там, гуляя по торгу, Савва увидел нищего старика, который смотрел на него и плакал. Юноша подошёл и спросил о причине слёз. Старец же сказал, что плачет о самом Савве, который во всём послушен дьяволу. Когда молодой человек вернулся к своему другу-бесу, тот выбранил его за беседу со старцем. Потом «братья» пошли в город Шую.
Продолжение после рекламы:
А Фома Грудцын прибыл в Орёл и узнал об исчезновении сына. Никто не мог сказать, куда делся Савва. Фома долго ожидал его возвращения, а потом вернулся домой. Через некоторое время он в печали умер, и мать Саввы осталась вдовой.
В это время царь Михаил Фёдорович набирал солдат для войны с польским королём. Савва записался в солдаты, а бес был его оруженосцем. Новобранцев привели к Москве и отдали под начало немецкому полковнику, который сразу увидел, что Савва искусен в воинской науке. Полковник полюбил Савву и поставил его во главе трёх рот новобранцев. Благодаря помощи беса подчинённые Саввы были всегда всем обеспечены и довольны. Даже царю было известно об успехах Грудцына.
Шурин царя, боярин Стрешнев, узнал о Савве и захотел ввести его в дом свой, но тот, по совету беса, отказался.
Полки были уже готовы к походу под Смоленск. Савва жил в доме сотника Якова Шилова. Бес однажды ночью перенёс Савву к Смоленску. Три дня они наблюдали за оборонительными работами поляков и были невидимы. На четвёртый же день стали видимы, и поляки попытались поймать их, но не могли: Савва и бес переправились через Днепр, как по суше. Потом они снова очутились в Москве.
Когда полки двинулись к Смоленску, бес по дороге посоветовал Савве выходить на поединки против тех могучих воинов, которых поляки будут высылать из града.
Брифли существует благодаря рекламе:
Три дня подряд полки высылали богатырей из города. Савва победил всех троих. Но его храбрость вызвала ненависть у боярина Шеина, командовавшего полками. Боярин велел смельчаку возвращаться домой. Савва и бес вновь поехали в Москву. Юноша опять остановился у Якова Шилова. Бес днём приходил к нему, а ночью пребывал в адских жилищах.
Савва тяжело заболел. Жена Якова Шилова уговорила его исповедаться и причаститься. Позвала священника из церкви Святого Николая в Грачах. Во время исповеди больной увидел вокруг себя толпу бесов. Он сказал об этом священнику, но тот никого не видел.
После исповеди нечистый дух начал сильно мучить Савву. Яков Шилов с женой довели до сведения царя известие о болезни Саввы. Царь повелел поставить караульных, которые следили бы, чтобы юноша не покончил с собой.
В первый день июля больной увидел во сне Богородицу. Она обещала избавить юношу от болезни, если он примет иноческие обеты. Савва согласился, и Богородица повелела ему прийти к храму на праздник Казанской иконы. Юноша рассказал о видении воинам, которые его стерегли, а также сотнику и его жене. Яков Шилов довёл весть до самого царя.
Когда настал праздник Казанской иконы, царь повелел принести больного Савву к церкви. Его положили возле храма на ковре. Во время богослужения раздался голос с неба: «…Здрав буди, и к тому не согрешай!». И упало сверху богоотступническое письмо, некогда написанное Саввой. Но все слова с него были стёрты. Юноша встал с ковра, вошёл в церковь и молился перед иконой Богородицы. Потом он рассказал свою историю царю.
Вернувшись в дом Якова Шилова, Савва раздал своё имущество нищим и принял монашество в Чудовом монастыре, где прожил много лет и скончался.
Социальный сатирический роман
«Интеллектуальному роману» близки многие социальные и исторические романы. Одним из создателей реалистического романа XX в. является Генрих Манн (Heinrich Mann, 1871–1950), старший брат Т. Манна. В отличие от своего знаменитого младшего родственника, он продолжил многовековые традиции немецкой сатиры, создал ряд карикатурных образов, гиперболизируя черты персонажей, рисуя их яркими красками в так называемом «геометрическом» стиле, стремясь отразить глубокую сущность явления – именно это роднит его творчество с «интеллектуальным романом».
Сам Г. Манн называл началом своего творческого пути роман «Земля обетованная» («Im Schlaraffenland», 1900). Сюжет этого произведения во многом близок линии французского «романа карьеры» Ф. Стендаля, О. Бальзака, Г. Мопассана. Молодой крестьянин Андреас Цумзе прибывает из провинции в Берлин, становится любовником жены банкира, но затем его карьера обрывается. Иронично само название романа. В этом мире все ненавидят друг друга, но в глаза выказывают приветливость, будучи связанными циничными деловыми отношениями.
Известность Г. Манну принес роман «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» («Professor Unrat, oder das Ende eines Tyrannen», 1905). Его герой – преподаватель провинциальной гимназии, вызывающий у школяров лишь страх и отвращение. Тема школы привлекала в то время внимание многих немецких писателей (Т. Манн, Г. Гессе), обеспокоенных целенаправленной подготовкой в учебных заведениях верноподданных существующей системы, покорных слуг прусского милитаризма.
Образ Гнуса (само его прозвище, данное учениками, – это игра слов) Манн очерчивает четко, едко, гротескно. Даже внешность героя отвратительна: неряшливый, с крадущейся походкой. Но парадокс произведения Г. Манна в том, что преследующий учеников и видящий в их провинностях нарушение правопорядка, Гнус вдруг сам становится заядлым анархистом, содержит игорное заведение. При этом, как и в последующих романах, автор подчеркивает, что аморален не только главный герой, но и все общество: после ареста Гнуса добропорядочные бюргеры высмеивают его, хоть недавно и сами с удовольствием посещали его дом.
Всемирно известным сделал Г. Манна роман «Верноподданный» («Der Untertan»), законченный перед Первой мировой войной и входящий, наряду с романами «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в трилогию «Империя». Интересно, что российский читатель познакомился с ним раньше немецкого на три года – в 1915 г.
Первая часть трилогии представляет собой жизнеописание героя, с детства преклонявшегося перед любой властью – учителя, полицейского. Подобно учителю Гнусу, он и раб, и деспот, одновременно унижающий нижестоящих. Автор стремится сделать роман как можно более жизнеподобным, при этом показывая раболепие не только главного героя, но и всего общества, по законам которого он живет. Г. Манн в этом романе рядом с верноподданным Дидерихом Геслингом, обычным фабрикантом, изображает и высшего представителя верноподданнической системы – германского кайзера Вильгельма II.
Во второй части трилогии, в романе «Бедные» («Die Armen», 1917), Г. Манн обратился к изображению попытки рабочего противостоять фабриканту – впрочем, не путем восстания, а благодаря изучению права. Этот роман был воспринят многими современниками как комедия, карикатура.
Завершает трилогию роман «Голова» («Der Kopf», 1925). В этом романе автор рисует образ военного промышленника Кнака. Выписанный не столь подробно, как другие, он тем не менее раскрывает перед читателем механизм возникновения войн. Новаторство Манна в романе «Голова» проявилось в соединении антивоенной темы с политической проблематикой, а также в анализе духовного состояния нового поколения буржуазной интеллигенции, представленной в произведении двумя главными героями – Терра и Мангольфом, чьи разные судьбы завершаются одинаково (они оба терпят поражение и сознательно совершают самоубийство). Они имеют много общего с судьбами героев писателей «потерянного поколения».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- ПЕВУЧИЙ ОСЕЛ{148} Сатирический маскарад в четырех ночах
- Социальный заказ и тема о смерти
- РОМАН С КЛЮЧОМ, РОМАН БЕЗ ВРАНЬЯ
- В. Ю. Вьюгин Читатель «Литературной учебы»: социальный портрет в письмах (1930–1934)
- Поденщина, сатирический журнал Василия Тузова, 1769…
- II. Социальный роман во Франции
- Глава четвертая РОМАН В РОМАНЕ («ДАР»): РОМАН КАК «ЛЕНТА МЁБИУСА»
- Параноидальный роман Андрея Белого и «роман-трагедия»
- ГЛАВА IX. РОМАН ИЗ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН (Л. М. Лотман)
- Одический и сатирический мирообразы в публицистике «Трутня» и «Живописца»
- Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица»
- Интеллектуальный и социальный роман
- Вопросы (семинар «Сатирический, исторический и «интеллектуальный» роман первой половины XX в.»)
ПЕВУЧИЙ ОСЕЛ{148} Сатирический маскарад в четырех ночах
ПЕВУЧИЙ ОСЕЛ{148} Сатирический маскарад в четырех ночах Four nights will quickly dream away the time. Shakespeare, «А Midsummer Night’s
Социальный заказ и тема о смерти
Социальный заказ и тема о смерти Смерть всюду, всегда, неизменно. Неразлучна с ней жизнь золотая. Смертью дышет небесная твердь И всё, что живет, что трепещет, на заре расцветая… Шелли В статье г. Бранда «О бунте созидающем», напечатанной в № 90 (20.IV. с. г.)
РОМАН С КЛЮЧОМ, РОМАН БЕЗ ВРАНЬЯ
РОМАН С КЛЮЧОМ, РОМАН БЕЗ ВРАНЬЯ От обычных произведений книги с ключом отличаются только тем, что за их героями читатели, в особенности квалифицированные и/или принадлежащие к тому же кругу, что и автор, с легкостью угадывают прототипов, замаскированных прозрачными, как
В. Ю. Вьюгин Читатель «Литературной учебы»: социальный портрет в письмах (1930–1934)
В. Ю. Вьюгин Читатель «Литературной учебы»: социальный портрет в письмах (1930–1934) Там один учитель говорит, что мы вонючее тесто, а он из нас сделает сладкий пирог. (А. Платонов «Чевенгур») Созданный под эгидой М. Горького журнал «Литературная учеба» относится к тем
Поденщина, сатирический журнал Василия Тузова, 1769…
Поденщина, сатирический журнал Василия Тузова, 1769… <Отрывок>…Зато библиография вполне удовлетворяет у нас самым взыскательным требованиям (если не упоминать о «Библиографических записках», в которых она иногда сбивается с своего пути). Библиографы русские успели
II. Социальный роман во Франции
II. Социальный роман во Франции Несколько лет тому назад, уже достигший в молодых, более отзывчивых кругах известности, ныне покойный писатель Шарль-Луи Филипп в письме к реакционеру, но выдающемуся писателю Морису Барресу, выдвинувшему в то время лозунг крайнего
Глава четвертая РОМАН В РОМАНЕ («ДАР»): РОМАН КАК «ЛЕНТА МЁБИУСА»
Глава четвертая РОМАН В РОМАНЕ («ДАР»): РОМАН КАК «ЛЕНТА МЁБИУСА» Незадолго до выхода «Дара» — последнего из романов Набокова «русского» периода — В. Ходасевич, который регулярно отзывался о произведениях Набокова, написал: Я, впрочем, думаю, я даже почти уверен, что
Параноидальный роман Андрея Белого и «роман-трагедия»
Параноидальный роман Андрея Белого и «роман-трагедия» В своем отклике на «Петербург» Вяч. Иванов сетует на «слишком частое злоупотребление внешними приемами Достоевского при бессилии овладеть его стилем и проникнуть в суть вещей его заповедными путями».
ГЛАВА IX. РОМАН ИЗ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН (Л. М. Лотман)
ГЛАВА IX. РОМАН ИЗ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН (Л. М. Лотман) 1Вопрос о том, возможен ли роман, героем которого явится представитель трудового народа, и о том, каковы должны быть типологические признаки подобного произведения, встал перед деятелями русской
Одический и сатирический мирообразы в публицистике «Трутня» и «Живописца»
Одический и сатирический мирообразы в публицистике «Трутня» и «Живописца» Обе центральные проблемы «Трутня» и «Живописца» – сатирическое обличение власти и крестьянский вопрос, впервые поставленный Новиковым в его журналах как проблема безграничной и бесконтрольной
Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица»
Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица» В формальном отношении Державин в «Фелице» строжайше соблюдает канон ломоносовской торжественной оды: четырехстопный ямб, десятистишная строфа с рифмовкой аБаБВВгДДг. Но эта строгая форма торжественной оды в
Интеллектуальный и социальный роман
Интеллектуальный и социальный роман Термин «интеллектуальный роман» предложил Т. Манн в 1924 г., в год выхода его романа «Волшебная гора» («Der Zauberberg»). В статье «Об учении Шпенглера» писатель заметил, что стремление постижения эпохи, связанное с «историческим и мировым
Вопросы (семинар «Сатирический, исторический и «интеллектуальный» роман первой половины XX в.»)
Вопросы (семинар «Сатирический, исторический и «интеллектуальный» роман первой половины XX в.») 1. Парадоксальность образа главного героя в романе Г. Манна «Учитель Гнус».2. Образ Касталии и ценности ее мира в романе Г. Гессе «Игра в бисер».3. Эволюция главного героя в