Счастливые дети

Открытое акционерное общество

«Российские железные дороги»

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №234 ОАО «РЖД»

Как воспитать успешного ребенка?

Гагарова Л.А.

Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем.

«Посеешь мысль — пожнешь поступок,

Посеешь поступок — пожнешь привычку,

Посеешь привычку — пожнешь характер,

Посеешь характер — пожнешь судьбу…»

Родители — это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.

Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности –

высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой

знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих, и не пытаются

доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и

уважает самого себя, тем лучше он относится к другим и тем лучше их мнение о нем.

Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.

Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми.

Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если время спать, а он еще играет, помогите ему закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.

Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой».

Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок — уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.

2. Учите оптимизму.

«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты — лишь зрители».

Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты.

Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.

Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.

Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.

3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.

Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.

Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача- показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.

Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя — предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, баллончиками на стене ), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.

Ребенок проявлявший активный интерес к искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.

4. Развивайте красноречие ребенка.

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.

Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.

5. Учите ребенка иметь собственное мнение.

Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.

Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.

Если покупаете продукты для ребенка — попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять — спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять- в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь- лопатку или совок?». Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.

Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.

6. Приучайте к самостоятельности.

Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем

увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет

самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.

Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.

7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

«Успешный человек – всегда потрясающий художник

своего воображения. Воображение гораздо важнее знания,

ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно». (Альберт Эйнштейн)

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, почаще наводите ребенка на мысль: «а что, если…».

8. Учите ценить время.

Самый ценный ресурс, который есть в жизни — это время жизни.

Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.

С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека

Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

9. Приучайте ребенка к ответственности.

Успешные люди осознают, что только они несут

ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.

С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.

Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.

10. Учите ставить цель и достигать её.Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают,чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того,что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток

Мы все дети своих родителей. Но так уж сложилось, что воспитанием детей в наших советско-российских семьях традиционно заняты матери. Конечно, есть семьи, в которых детей растят и воспитывают отцы. Однако в повседневной жизни мы видим, что это, скорее, исключение, чем правило. Поэтому наш разговор о мамах.

И в полных, и в неполных семьях бытовым и социальным навыкам («не дерись» или «давай сдачи», «делись» и «свое никому не давай», «с умом выбирай друзей») детей обучают женщины – мамы, бабушки. При этом доходит дор смешного – девочек и мальчиков обучают одинаково, не глядя на очевидные различия, желая лишь привить им доброе и хорошее. Ловушка заключается в том, что мамы с раннего возраста воспитывают одинаково и сына, и дочь. Я говорю сейчас не о мягких и женственных мамах, а о тех, которых у нас большинство: сильных, умных, волевых, зарабатывающих и целеустремленных. Узнаете себя? Да, я о нас, о таких современных и великолепных «мапах» (это когда мама и папа «в одном флаконе»). Эта метаморфоза постигает не только одиноких женщин – социально успешных или не состоявшихся, но и тех, кто по любви или по другим причинам всю жизнь замужем.

Какова роль мужчины в семье

Женщины знают, что мужское мальчику может передать только мужчина. В любых качествах: силовом, гигиеническом, социально-поведенческом, межполовом и так далее. И даже если папы по каким-либо причинам нет рядом, а мама «посвятила себя ребенку», решив, что «больше замуж ни за что», то среди родственников наверняка найдутся дед, дядя или муж сестры, которые могут взять на себя отеческую функцию. Пусть они проживают в другой местности – парню стоит обязательно туда съездить и пожить какое-то время, хотя бы на каникулах. Потому что там, где мужчины, у мальчишки есть реальный шанс взять мужское, впитать его, скопировать для начала. И будет лучше, если это удастся сделать в пределах своей семьи. А те, у кого не сложилось с родственниками по мужской линии, могут заимствовать мужское у тренеров по спорту, школьных наставников, руководителей различных дополнительных занятий. Но в любом случае – у мужчин.

Некоторые мамы могут возмутиться: да я сама его всему научу! Получше любого мужика!

Думаете, откуда я это знаю? Приходилось много раз слышать от женщин, заблудившихся в мужественности и считающих, что они могут все. И хорошо, что физически они не могут стать этими самыми мужиками.

Для девушки не менее важно ощущать присутствие в своей повседневной жизни отца, отчима – мужчины. Девочки в возрасте с трех до шести лет, постоянно контактирующие и общающиеся со своими отцами (обнимашки, игры, прогулки, секреты, даже ругачки и наказывания папой), в будущей личной и семейной жизни легко принимают «инопланетность» мужчины: другой запах, физическое превосходство, иной юмор и восприятие жизненных ситуаций, не говоря уже о примерах мужественного поведения и соответствующего отношения к жене, маме, женщине. Девочке, не получившей опыта взаимодействия с отцом в раннем возрасте, приходится получать его из фильмов, книг, пошлых передач и юмора ниже пояса. Молодежь питает страсть к «клубничке», не отдавая себе отчета, как это влияет на поведение и поступки. В результате на улицах мы видим толпы подростков и старшеклассников, ведущих себя как герои молодежных телесериалов. Их позы, жесты, комментарии весьма далеки от норм морали и приличия. А родители, чаще мама, срывают голоса до крика, пытаясь образумить чада и взывая к их совести.

Почему современные дети не хотят взрослеть? Почему девочки не соотносят себя с женщинами, а мальчики – с мужчинами? Почему подростки и молодые люди постарше превратились в «унисекс», в бесполые существа? О том, каковы причины возникновения инфантильности у детей, рассказывает психолог Марк Сандомирский.

Как привить ребенку чувство ответственности

Современные мамы часто забывают (или не имеют такого опыта, так как в родительской семье это непринято) о том, что начиная с двух-трех лет, любимое чадо можно начинать постепенно приучать к ответственности. Кое-что еще помнят: ребенок должен убирать за собой игрушки, и этому усердно учат. Ну, было бы неплохо еще самому научиться чистить зубы. На горшок вовремя сходить самостоятельно. А дальше? Приближается возраст идти в детский сад. Конечно, стоит поискать частный садик (для тех, у кого хватает средств), ведь там лучше учат и лучше смотрят. Величайший из современных мифов! А мамы – где?

Задаю вопрос маме (сыну десять лет): какие у него домашние обязанности? Ответ: никаких.

Задаю вопрос маме (дочери 11 лет): зачем выполняешь домашнее задание вместо ребенка? Ответ: так двойка же будет?! Вопрос: а когда за контрольные будут двойки – пойдешь за нее на контрольную? Ответ: я не знаю, что делать, после нашего развода с мужем, дочь не хочет ничего делать.

А ведь все так хорошо начиналось! Дети так радовали своими «Агу», «Мааа…» и «Пааа…».

Но есть другие мамы и папы. Как поступают они?

Захотел ребенок в три-четыре года мыть посуду – поставили стульчик к раковине, пожалуйста, мой на здоровье. Поначалу – иногда. А с шести-семи лет каждый раз после того, как поел. А с девяти-десять лет можно и кастрюльку, и салатник общий помыть. А в 11-12 лет: помоги маме на кухне, начисти картошки, морковки, помой посуду после приготовления, а потом и после еды, причем не только свою, но и чужую.

И с одеждой проблем нет, когда молодые родители наблюдательны. В возрасте шести-семи лет дети любят возиться в воде. Ребенку будет даже интересно намылить и пополоскать свои носочки. И ноги заодно. Девочка стирают кукольную одежду – можно приобщить ее маечку и трусики. И так – шаг за шагом, день за днем прививать ребенку ответственность за чистоту своей тарелки, одежды, обуви и так далее. И опять – сначала через раз. А через пару месяцев – регулярно.

Если вы подумали, что уже опоздали, то вы ошибаетесь. Время начала изменений – сегодня, сейчас. Ваш возраст или возраст ребенка значения не имеет. Любой уклад и привычку можно корректировать. Главное – начать.

О том, что делать родителям, если подросток отказывается от выполнения своих домашних обязанностей, рассказывает семейный психолог Римма Теперик.

Как правильно воспитывать детей

Великий Януш Корчак в своей книге «Как любить детей» писал: чтобы ребенок усвоил то, что вы хотите ему привить, нужно сказать ему об этом не меньше ста раз. Но ведь это и есть родительский труд: неустанно передавать, спокойно напоминать, с любовью возвращать, чтобы доделали или сделали. И самый важный момент: родителям стоит перестать делать вместо ребенка то, что вы вменили ему в обязанность. Вам стыдно за помятую юбку дочери? За немытую голову сына? За отсутствие в школьном портфеле альбома по рисованию? Позвольте своему ребенку получить свой собственный опыт. Его ценность неоспорима. Поэтому принимайте своих детей лохматыми, помятыми, «туповатыми», протестующими. Или вы думаете, им легко превращаться во взрослых? Легко мыть пол, стирать одежду или выносить мусор, когда можно поиграть в планшет? Моей старшей дочери 16-й год, и она до сих вспоминает, как комфортно ей жилось до 12 лет, когда все бытовые вопросы решала мама. Уже четвертый год она преодолевает свои «неохота», «не знаю», «не буду». И порой непросто бывает и ей, и мне, и всей семье мирно разрешить ситуацию.

Поэтому рекомендации родителям: цените себя, уважайте свой труд, тогда ваши дети впитают в себя ваше самоуважение и поступки. Они научатся этому так, как когда-то учились ходить и говорить. Да, не сразу. И да, через собственный фильтр: врут «предки» или нет.

Помните, от вас потребуется быть максимально честным – с собой, с супругом, с ребенком. И тогда, есть вероятность, ваши дети не застрянут на линии старта, а переболеют детством, преодолеют свои «не хочу», «не могу», «не буду» и благополучно отправятся в большое плавание – достойную и прекрасную самостоятельную взрослую жизнь. А вы, их родители, сможете гордиться такими детьми.

Ольга Люлюкова,
практикующий психолог

Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, достаточно ли у вас знаний, чтобы правильно воспитывать ребенка.

Что я знаю о детстве?

Сьогодні — Всесвітній день батька. Про роль батька у вихованні дитини йшлося в ефірі програми Українського радіо «Ранковий формат». Гостя студії — Наталя Хмалько, психолог вищої категорії.
На жаль, не всім у житті щастить мати батька, який є взірцем сили, мужності, любові до дітей. У минулому сторіччі психологи вважали, що роль батька не така важлива у розвитку дитини. Нині з’явилися серйозні роботи психологів, соціологів, нейрофізіологів, які вивчають батьківство, але все одно традиційно ми розглядаємо батька, як №2. Він не сюсюкає з дитиною, а можливо татко щось інше привносить у життя дитини?
Чоловік — він і татко, і чоловік у подружжі, він і десь начальник, він і син своїх батьків, у нього багато іпостасей, але сьогодні говоритимемо тільки про батька і про його роль в родині. Згадаємо фольклор: «Яка хата — такий тин, який батько — такий син»… Людина стає гарним сином, гарним батьком, гарним чоловіком завдяки батьку, завдяки родині, завдяки мамі.
Сьогодні наша держава переживає кризу інституту сім’ї. За роки незалежності народжуваність упала вдвічі. Україна входить у п’ятірку краін у світі за рівнем втрати населення, Україна займає перше місце в Європі за кількістю розлучень. На один укладений шлюб ми маємо 3 розлучення. Що краще для дитини — жити в атмосфері нелюбові, але з батьком, чи бачити гарно вдягненого, тверезого батька в неділю?
Бувають такі випадки, коли дійсно краще розлучитися, але я хочу наголосити, з дітьми не розлучаються ніколи. Є обов’язок, ти пустив на світ душу… Дитину потрібно виховувати ще тоді, коли немає в проекті шлюбу між батьками. Українська приказка: «На козаку нема знаку» скасовується. Тому що є знак. Дитина виросте і віддасть, і віддячить добром, за те, що бачив зразок і розумів, що тебе виховали правильно, у відповідальності перед тим, що ти батько… Все іде від сім’ї. Все може бути завдяки родині, а може бути наперекір, тому що дитина бачить приклад, як не треба…
Як можна і як треба, якщо прикладу цього немає, якщо приклад залишив дружину з малою дитиною або ще гірше вагітною, забув, живе собі і не цікавиться? Де шукати мамі чоловічої моделі поведінки?
Треба дивитися і тверезо оцінювати ситуацію. А якщо у мами немає опори, якщо він безвідповідальний? Зараз видно, коли зруйнована була сімя, коли чоловік проявив абсолютну байдужість до долі дітей, потім діти кажуть — я загартована, я пройшла все.
Хтось загартований, а хтось — поламаний.
Тоді треба оглянутися, треба читати знаки. Комусь трапилась людина на дорозі — послухай її… Треба вийти із зони уявного комфорту, подивитися на світ ширше. У жінки, яка лишилася одна, є батько, є дід, є родичі, це може бути тренер, це може бути родове дерево, може бути підтримка, звернення до родичів полумки, який вже немає у цьому світі…, це може бути звернення до Бога… Проси і тобі дано буде. Наші предки ними користувалися. Поки чоловіки ганяли там когось по полях, жінкам доводилося самим виховувати дітей, а татко був завжди взірець.
Чи правда, що жінка, дівчина обирає собі хлопця, чоловіка, змальованого з батька?
І правда, і ні. Хто такий батько для дівчинки? Це найперший мужчина в її житті. Точно так же, як і для сина мама — вона найперша жінка у його житті. І поки вони малесенькі, вони дивляться на них, як на святиню. Але коли починається усвідомлення того, що щось уже не так, тоді вже приходить досвід. Щаслива дитина буде лише тоді, коли у неї будуть щасливі батьки!

Книга американского психотерапевта Ж.Ледлофф будет полезна психологам, воспитателям, родителям — всем, кто задается вопросом: как вырастить ребенка счастливым? Ж.Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе. Ж.Ледлофф пришла к выводу, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми. Эта книга о том, как важно, воспитывая ребенка, прислушиваться к собственной интуиции, а не к советам «экспертов» в области ухода за детьми. В нашей библиотеке вы можете бесплатно почитать книгу » Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности «. Чтобы читать онлайн книгу » Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности » перейдите по указанной ссылке. Приятного Вам чтения.

Читать книгу » Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности »

Оглавление книги

Книги автора — Жан Ледлофф

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

У меня есть черно-белая фотография — мне лет шесть, улыбка до ушей, в глазах восторг, а зубов почти нет. Мама называет ее «счастливое детство». А, если подумать, что нужно, чтобы ребенок был счастлив? Не красив, начитан и успешен в шахматах, не послушен и не привит от кори… А именно счастлив! Чудо-психологи благостным голосом поют: «главное – любить своего ребеночка». Это не главное, это даже не обсуждается! Мы любим, напоминать не надо. А вот что мы можем СДЕЛАТЬ для счастья своих детей? Мы собрали 10 важных советов родителям, 10 шагов к счастью наших наследников.

1. Будьте счастливы сами

Вот такой вот немного эгоистичный путь. Но ведь дети – наше зеркало. И когда мама с папой радуются жизни, меняют что-то к лучшему, делают то, что любят, — ребенок учится и повторяет.

Исследования показали, что в семье, где мама или папа находятся в постоянной депрессии, дети чаще плохо себя ведут, страдают от неврозов, хуже учатся и не могут найти общий язык со сверстниками. Трудно быть счастливым рядом с вечно усталыми, ненавидящими свою работу, проклинающими жизнь и государство родителями. Так что подумайте, все ли есть для счастья у вас самих? И, может быть, стоит хотя бы раз в неделю выбираться повеселиться с друзьями? Как бы это странно ни звучало, но «ради детей». Неврологи утверждают, что невозможно не смеяться, когда рядом с тобой искренне смеются. Смейтесь сами, и весело будет вашим наследникам.

2. Учите выстраивать отношения

Взрослые часто читают психологические советы о том, как наладить отношения между собой, с мужем, с мамой, с друзьями… Мы знаем, что общаться и получать удовольствие от общения важно, от этого зависит наше счастье. Но кто объяснит детям, что делать, если Петров обозвал «сопляком»? Как реагировать, если одноклассники не принимают в игру? Что ответить, когда подруга хвастается, а тебе от этого неприятно? Сказать ребенку «не обращай внимания» — это не помощь. Учите общаться, учите договариваться, выходить из конфликтов, защищаться. Учите делиться, делать добрые дела, дружить со сверстниками и обращаться ко взрослым. Ребенок будет гораздо счастливее, если будет знать, как наладить отношения с другими людьми.

3. Цените приложенные усилия, а не идеальный результат

Ученые проводили исследование – в целях эксперимента предлагали детям выбрать себе паззл (простой или сложный) и собрать его. Те дети, чьи родители постоянно требуют от них успеха и результата, выбирали паззл полегче. Этим детям было страшно не оправдать ожиданий мам и пап, показать результат ниже и не подтвердить своего «звания» умного ребенка. А те дети, чьи родители обычно хвалят их за старания и поощряют любые попытки и эксперименты, смело выбирали сложный паззл. А почему бы не попробовать? Дети требовательных родителей боятся сделать ошибку, а, следовательно, боятся рисковать и браться за что-то новое. Дети, которых хвалят за усилия и поддерживают в любых начинаниях, с легкостью пробуют новое. Браться за сложное им не страшно (ну подумаешь, не получится), им даже нравится сам процесс.

4. Больше оптимизма

Оптимизм идет со счастьем под ручку. По статистике, оптимисты успешнее в школе, в работе и даже в занятиях спортом. Оптимисты отличаются лучшим здоровьем, чем пессимисты, и живут дольше. Учите детей смотреть на мир с оптимизмом – здесь ведь многое зависит от «угла зрения». На что мы обращаем внимание? Что замечаем? Ужасную толпу в метро или то, что доехали быстро? Солнце, от которого тепло, или солнце, от которого обгорел нос? Учите видеть, а, главное, отмечать хорошее. Можно даже придумать игру – каждый вечер садиться на диван и вспоминать пять хороших моментов этого дня.

5. Не скрывайте эмоции

Все те же чудо-психологи часто пропагандируют: обнимайтесь, улыбайтесь, не показывайте ребенку, что злитесь, не кричите. Все это прекрасно, НО только если искренне. Когда мама растягивает рот в улыбке, хотя самой хочется рыдать, или когда мама говорит спокойным голосом, хотя внутри у нее все кипит и клокочет от злости, ребенок в смятении. Дети гораздо чувствительнее взрослых и лучше распознают истинные эмоции. Ничего от них не скроешь. Они чувствуют «двойное дно» и не могут радоваться и спокойно играть, когда видят ненастоящую мамину улыбку. Так что еще один необходимый для спокойствия и счастья детей момент – уметь показывать и выражать эмоции. Вам весело – смейтесь, вы злитесь – нахмурьтесь и скажите об этом, вам грустно – грустите, объясняя почему. И ребенку объясняйте: «Ты сейчас злишься, потому что я не купил тебе мороженое перед обедом». Мы живые, мы не роботы. И, если вы сейчас закрываете на ключ свои истинные чувства, демонстрируя постоянное якобы счастье, готовьтесь, что ребенок тоже будет неправильно «читать» и свои, и ваши эмоции.

6. Радуйтесь мелочам

И снова история с зеркалом – как вы, так и ваши дети. Если вам кажется, что радоваться можно только серьезным вещам, то радоваться вы будете редко. Не ждите «пятерки» за год, чтобы кричать «ура». Кричите «ура» уже сейчас, по поводу «четверки» за контрольную.

7. Приучайте к самодисциплине

Иногда нам приходится делать то, чего мы не хотим. Не нужно делать из этого трагедию, нужно уметь себя заставить. Вставать в шесть утра? Ну что ж, надо, так надо. И нечего портить себе настроение и гундеть все утро – лучше встать и пойти. Аллергия на апельсины? Это не значит, что нужно перестать дружить со всеми, кто ест апельсины, и сделать фрукт запретным для всех в семье. Людям, которые умеют себя дисциплинировать, делать над собой усилия, гораздо легче и в учебе, и в работе. Такие люди лучше справляются со стрессами и сложностями.

8. Играйте с детьми

Я как-то слышала разговор двух девчонок:

— А с тобой мама играет?

— Ага.

— Везет тебе! А мои родители всегда заняты.

Все, что с ними происходит, дети воспринимают через игру, а мы все чаще стараемся занять их «делом» — драмкружок, кружок по фото…. А ведь главное ДЕЛО для ребенка – играть! И чем больше вы играете вместе, тем вы ближе друг к другу. С помощью зайчиков и мишек вы можете многое объяснять, помогать чаду избавляться от страхов, учить постоять за себя. Если вы играете с ребенком, он знает, что вы рядом, вы с ним, вам не все равно. Так что находите хотя бы полчаса в день, когда никто вас не отрывает, телефон не звенит, молоко не убегает, и вы целиком и полностью окунаетесь в мир своего ребенка – в его игру.

9. Дайте возможность выбирать

Это не значит, что ребенок сам решает, надевать шапку или нет. Но ребенок может сам выбрать, какую шапку наденет. И, поверьте, для него это тоже очень важно. Имея возможность выбирать, чадо чувствует, что управляет своей жизнью, чувствует ответственность и ваше доверие. «Я не глупенький и маленький, я – человек, я сам решаю, мне доверяют!» Если вы уверены, что ребенок должен играть именно в баскетбол, спросите сначала у него самого, чего он хочет. И, если его мечта – играть на гуслях, записывайте в музыкальную школу. Пусть в баскетбол играли все мужчины в вашей семье, но, будет ли счастлив ваш сын, забрасывая мяч в корзину? Найдите возможность поддержать ЕГО увлечение.

10. Покажите, какая жизнь интересная

Режим это хорошо, но нужны и праздники, которые уводят от повседневности. Неожиданные походы в лес, вечера игр, блинчики по выходным, ужин, который вы готовите вместе, поездки к папе на работу. Можно просто сходить на вокзал, чтобы посмотреть на поезда, или погулять по старинным улочкам.

— Ребенку должно быть интересно жить, — уверена психолог Дарья ЛОГИНОВА. – Ему нужно чувствовать себя «включенным» в эту жизнь! А, если перечислить коротко, то для счастья детям необходимы семья, друзья, ощущение безопасности и свободы выбора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *