Седьмое колено

Вы наверное знаете слово «поколение». Слышите в нем тоже звучит слово колено ?

Считать до 7-го колена стали со времен колен израилевых. Иудеям важно было сохранить чистоту своих колен, своей крови. И потому они тщательно изучали, кто были предки человека. И считалось установленной чистота, если можно было отследить до седьмого колена(поколения )назад.

Поэтому и появилось выражение :»Знать свой род до 7-го колена». Ну а далее это стало употребительным у других народов.

Например, стало считаться, что проклясть человека возможно только до его 7-го колена, дальше уже не будет действовать. Так же было поверье, что святой мученик в роду защищает род до 7-го колена. Все стало крутиться вокруг этой цифры. Тем более, что и реально семерка считалась священной у многих народов еще до Библии.Это связано еще с теми временами, когда возникли 7 нот и оказалось, что все звуки, отличающиеся на тон повторяются по высоте через 7 нот. Об этом много писали еще древние греки. Но как оказалось, даже в Вавилоне и у шумеров чтили число 7.

Чтут его и в Коране. В христианстве оно так же уважаемо наряду с тройкой.

Может, это как-то связано с тем, что в человеке 7 энергетических центров, которые йоги зовут чакрами? Ведь их и в самом деле 7. Потому и число так притягивает.

Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.69. Владимир (bwolf46@???.ru) пишет: «Уважаемый Василий, огромное спасибо за вашу рассылку. Жизненная суета не часто позволяет взять в руки томик Библии, так что, то что вы нашли способ достучаться до людей через Интернет, просто находка. Я далек от знаний которыми наполнена это поистине мудрая книга, но по мере духовного голода в разные для себя времена испытываю необходимость взять ее в руки.

Вопрос мой: несет ли ответственность сын за поступки отца, да и родни в том числе, ведь в библии не редко упоминается прокляти типа «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» (Втор 23:3). В чем Бог видит спарведливым наказание нескольких поколений.»

Дорогой Брат Владимир, как бы мне хотелось, чтобы все регулярно питались от этого хлеба духовного, которым является Слово Божье (Мф 4:4; Ин 6:33,35), так же часто, как все мы питаемся хлебом физическим. И я благодарен Богу, что могу разделять эту духовную трапезу вместе с вами хотя бы раз в неделю. Но это я делаю для того, чтобы пробудить у вас желание делать то же каждый день. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Амос 8:11,12). И не думайте говорить, что мы уже прошли через это время, когда атеизм закрывал людям доступ к Слову Божьему. Хотя мы в то время жили впроголодь (духовно), но Слово Божье все же можно было найти. Но если мы не воспользуемся этой благодатной возможностью изучать Священное Писание, когда оно доступно для всех нас, то наступит то время, когда эти слова пророка Амоса исполнятся в нашей жизни.

Библия говорит: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез 18:20). Как же понимать те места, которые говорят обратное? Есть по крайней мере две категории текстов, которые утверждают обратное. Одна категория — это текст, упомянутый в Вашем вопросе, а вторая — это слова заповеди: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх 20:5,6).

Во-первых, надо понять, что в случае с аммонитянами и моавитянами речь идет не только о десяти поколениях. О них сказано конкретно: «вовеки». А десять поколений — это всего-лишь присказка, наподобие той, что мы употребляем: «я уже сто раз говорил об этом». Но вот как истолковали этот текст спустя тысячу лет, после вавилонского плена: «В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, …Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля» (Неем 13:1,3). Во-вторых, надо обратить внимание на следующее обстоятельство: в родословную Иисуса Христа вошла моавитянка (Мф 1:5). И если для христиан всякие там моавитяне уже ничего не значат, то скажем это по-другому: в родословие царя Давида вошла моавитянка ( Руфь 4:17). Другими словами, царь Давид, легендарный еврей — процентов на двадцать сам являлся моявитянином…

Итак, я усложнил вопрос, а сейчас попытаюсь дать на него удовлетворительный ответ. Господь объявляет наказание за неповиновение Богу и противление Его закону. Но в случае с Руфью мы видим, что она всецело приняла Господа: «Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» ( Руфь 1:16). Итак, вот он принцип, которым пользуется Бог: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер 18:7-10).

Почему же, в таком случае, такие строгие слова записаны в заповедях и высказываются Господом? На это существуют две причины: Во-первых, принцип воспитания. Посмотрите на поколения вокруг себя — мир катится вниз. Каждое новое поколение хуже предыдущего. Плохие родители не могут дать хорошего воспитания детям своим. Во-вторых, грех человека подчас влечет за собой естественные последствия, которые передаются и по наследству. Этими последствиями могут быть болезни, наклонности характера, материальные трудности и т.д. И подчас требуется три-четыре поколения для того, чтобы ситуация изменилась. Священное Писание содержит достаточно примеров того, что Господь прощает, но наказание не отменяет (например, история Давида: 2Цар 12:22).

Таким образом, Господь никому незакрывает дверь ко спасению. И аммонитяне, и моавитяне имели возможность спастись так же, как и все остальные жители земли. Принадлежность к народу израильскому не могла спасти многих людей только потому, что они отвратились от истины. Наказание, которое дети вынуждены нести за грехи своих родителей не препятствуют их спасению. Бог остается справедливым, и тем более, что Он при этом «творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Именно по причине этой милости Божьей евреи сегодня, хотя многие из них давно позабыли Бога, все еще первые среди лучших, как в науке, так и в бизнесе. Да и здоровьем они не обделены. Да, «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит 3:12).

Забота о детях — один из стимулов, чтобы перестать грешить. В самом деле, если сделанный мною грех отразится на моем ребенке, лучше я не буду его совершать. Среди верующих бытует представление о том, что за грехи родителей дети могут быть наказаны до седьмого колена. Так ли это на самом деле?

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои», — говорит Бог Израилев Моисею, давая десять заповедей. Мысль о том, что дети до третьего и четвертого рода несут тяжесть вины родительского греха, повторяется в первых пяти книгах Библии четыре раза. Что это: объективный закон или педагогический прием, способ заставить слушателей удержаться от греха?

Из библейского учения следует, что это скорее педагогический прием, но основанный на объективном законе. Писание недвусмысленно утверждает, что грех в корне извратил человеческую природу. Адам и Ева до грехопадения были во многом иными людьми. Они не знали, что такое болезни и смерть. Они не видели друг в друге угрозы стать «объектом» обладания и потому не стеснялись наготы. С Богом они могли общаться непосредственно. Это были цельные, действительно свободные, действительно любящие друг друга и Бога личности.

Но грех испортил почти всё. Вместо цельности человек стал раздроблен. Свойства и силы человеческой души и ума пришли в разлад, отразилось это и на теле. Человек стал смертен. В природу его вошла тленность, а с ней и болезни. Восточное христианство рассматривает грех именно так: это не столько вина, которую Бог давно простил человеку, сколько болезнь, исцелить которую не могут поодиночке ни человек, ни сам Бог.

Вот эти два аспекта — вину и болезнь, или поврежденность природы — и нужно иметь в виду всякий раз, когда мы рассуждаем о грехе и его последствиях. Дети, рождающиеся от грешных родителей, несут последствия греха. Их природа уже повреждена, в ней уже есть тление, она уже подвержена болезням и смерти. Именно это и называют иногда «первородным грехом».

Но вину за родительские, и тем более прародительские грехи дети не несут. Выражение Сталина «сын за отца не отвечает» — на самом деле библейское. Несколько столетий спустя после Моисея об этом пишет пророк Иезекииль — один из великих пророков Израиля. Его слова достойны пространного цитирования:

«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! — говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. (…) Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».

Объективный закон — передача последствий греха, вот этой язвы, повреждения, испорченности природы, из-за которой младенцы рождаются способными болеть и умирать, а подросши — и грешить самостоятельно. Но слова Божии Моисею о наказании детей за вину отцов до третьего и четвертого рода — педагогический прием, воспитательное средство, которое годилось для грубого и «жестоковыйного» народа, вышедшего из Египта. Уже во времена пророка Иезекииля этот воспитательный способ был оставлен. Люди, к которым обращался пророк, больше не нуждались в грубых средствах убеждения.

К сожалению, сегодня на постсоветском пространстве верующие, а точнее, те, кто считает себя таковыми, на самом деле по большей части язычники. Мы вряд ли чем-то лучше тех людей, которые вышли из Египта, перешли посуху Красное море, и тут же, оставшись на несколько дней без Моисея, сделали себе золотого тельца. И поэтому для нас снова «работают» приемы тех давних времен. Поэтому из уст христианских пастырей можно порой услышать фразы о наказании детей за грехи родителей.

Да, дети — плоть от плоти и кровь от крови родителей. Если родители ведут жизнь во грехе, что удивляться, что и дети не будут знать иного пути? Самый страшный грех современных родителей — практическая ложь. Можно говорить ребенку правильные слова, но что с них толку, если пример жизни отца с матерью утверждает обратное? Пьянство, разводы, блуд, культ денег в современном обществе стали, увы, нормой. Я не встречал еще родителей, которые хотели бы, чтоб их ребенок пил, курил, блудил, проматывал деньги или уходил из семьи. Но как часто мы позволяем это себе, а значит — лжем своим детям. А потом удивляемся, что ребенок воспринял не слова, а ценности, которыми мы жили. Для многих родителей жизненные ошибки детей — настоящая трагедия. Знал бы, что так будет — многое бы не делал. Да уже поздно.

И вот, чтобы поздно не оказалось, христианство призывает к изменению жизни уже сейчас. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь, день спасения», — пишет апостол Павел христианам в Коринфе. Это «теперь» для каждого из нас — вызов. Сколько времени мы осознаем себя верующими? Год, два, десять, двадцать или больше? Давайте зададим себе один простой вопрос: как моя вера выражается в моей повседневной жизни? Ведь настоящая вера — не признание того, что Бог существует (так «веруют» и бесы), а доверие Богу и исполнение Его заповедей.

Повседневная жизнь. Вот с этого, казалось бы, малого, а на самом деле очень большого и непростого и начинается практическое христианство. Потом уже — посты и праздники, паломничества и богословская литература. Для начала надо стать честным перед Богом, окружающими, своими детьми и самим собой. Когда таких людей в обществе станет больше некоторой «критической массы», можно будет проповедовать словами Иезекииля. А пока для нас более подходит Моисей.

протоиерей Андрей Дудченко

Журнал «Домашний ребенок» N7, 2009

Наш постоянный автор, доцент ИрГУПС, кандидат технических наук шаман Виктор Мотошкин рассказывает о том, почему у бурят появился культ предков. Впрочем, почитать советы будет полезно людям всех национальностей и вероисповеданий.

— Культ предков — это целое мировоззрение. Считается, что предки доброжелательно относятся к потомкам, готовы оказать покровительство. И ведь правда — многие из нас могут привести пример странной, на первый взгляд, ситуации, когда как будто кто-то из предков подсказал, как себя вести, или спас от несчастий.

— Почитание предков — дело семейное. К сожалению, порой предки забываются в результате войн, катастроф, революций. А бывает, что неприятно иметь предка с неадекватным поведением, и о нем предпочитают не вспоминать.

— В бурятском народе дети с малых лет должны были знать имена предков по отцовской линии до седьмого колена. Считается, что именно предки по отцовской линии оказывают влияние на своих потомков. Правда, в последние годы предки по материнской линии также требуют почитания, шаманы проводят обряды, но в расчет берутся предки не далее двух колен (нагсангууд).

— Почему необходимо знать своих предков хотя бы до седьмого колена? Это вызвано и тем, чтобы не допускать кровосмешения при браках. С давних пор замечено, что браки у близких родственников до седьмого колена могут дать неполноценное потомство. Этот факт, к сожалению, не учитывается сейчас в полной мере.

— В мире предков их воздействие также ограничено семью коленами, хотя если в роду были шаманы, то они могут оказывать влияние на своих потомков до девятого колена. Имеются отдельные факты, когда предки возымели влияние на своих потомков в пределах девяти колен. Например, известный богатырь Загша из села Олой Эхирит-Булагатского района перед своей кончиной предупредил своих родственников о своем перерождении через девять колен. Как известно, он не ошибся в своем предсказании. Многие считают, что его перерожденец — это сумоист Анатолий Михаханов.

— Современные шаманы в своих молитвах обращаются к предкам не далее чем на семь колен, т. е. предкам, которые жили в течение ближайших 150—200 лет. Так как это время — время живой памяти, и деяния этих предков в современном мире у всех на слуху. Но следует отметить, что в бурятском народе есть и такие предки, которых продолжают почитать большее количество времени. К ним, например, относится Буха-ноен.

— В старину считалось, что каждое колено связано энергией, имеет свои функции и определяет многие особенности каждого из нас. Первое колено — это мы сами, имеет энергию Солнца. Второе колено формирует здоровье, окружение и эмоции, третье колено определяет интеллектуальный потенциал, способности, талант, коммуникабельность. Четвертое — отвечает за формирование материального благосостояния, любовного сценария. Пятое колено предков снабжает потомка волей, напористостью. Положение в обществе, возвышение обеспечивается шестым коленом. И наконец, седьмое колено играет особую роль — оно определяет судьбу своего потомка. Можно сделать вывод о том, что предки до седьмого колена формируют многие положения нашей жизни, наши характеры, особенности поведения в обществе и, главное, дают возможность предсказать наше будущее.

— Почитание предков лежит в основе преемственности поколений, бережного отношения к культурному наследию. Составление генеалогического дерева своего рода помогает человеку видеть свое место в родовой, семейной системе. Велика роль и значение традиции почитать предков до седьмого колена. Почитание предков автоматически подразумевает умение ценить своих живых родителей, дедов и бабушек. Каждый из нас несет ответственность за связь с ушедшими и будущими поколениями.

Эльмир Кулиев

Вопрос: Ассаляму алейкум, уважаемый Эльмир. Спасибо вам за ваши интересные уроки. У меня такой вопрос. Вы сказали, что дети не несут ответственности за поступки своих родителей. В то же время мы с детства слышали, что Аллах проклинает до седьмого колена. Правда ли это и как понимать это утверждение? Заранее благодарю за потраченное время.

Аллах проклинает человека только за определённые тяжкие грехи, которые тот совершает, и если Он проклинает кого-либо, то отдаляет его от Своей милости. Это не значит, что милости Аллаха лишаются также его дети или близкие, потому что никто не отвечает за грехи других людей, будь то его дети или родители, если он сам непричастен к ним. В Коране мы читаем: «Каждый человек приобретает только во вред себе. Ни одна грешная не понесёт чужого бремени» (сура 6 «Скот», аят 164).

Сколько преступлений, заслуживающих проклятия, совершил Фараон, и тем не менее его жена Асия была верующей и займёт одно из самых высоких мест в Раю. Сколько вреда причинил первым мусульманам Абу Джахль, а его сын ‘Икрима спустя годы принял ислам, и был хорошим мусульманином, и погиб в войне против ромеев. Таких примеров много и в прошлом, и в настоящем, и они указывают на то, что злодеяния отцов, даже самые худшие из них, не лишают милости Аллаха их детей и родственников, если те не причастны к их преступлениям.

Так же и родство с праведным человеком не приближает никого из нас к Аллаху, если мы сами не стремимся стать ближе к Нему. Отвечая на мольбу пророка Ибрахима за его потомков, Всевышний сказал: «Мой завет не коснётся несправедливых» (сура 2 «Корова», аят 124). То есть Аллах пообещал сделать Ибрахима и его потомков имамами для богобоязненных. Но не всех, а только праведных среди них.

Поэтому лучший из сынов Адамовых, мир ему и благословение Аллаха, сказал своей дочери: «О Фатима, дочь Мухаммада, проси их моих средств, сколько захочешь, но я ничем не избавлю тебя от Аллаха» . А в другом хадисе говорится: «Тому, кого задержат его деяния, происхождение не поможет идти быстрее» .

Совершенно ясно, что в обоих случаях речь идёт о пользе перед Аллахом, то есть в будущей жизни. А в этой жизни близость с праведным человеком может принести пользу, и даже одно его присутствие рядом может отдалить большую беду, как об этом сказано в Коране: «Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты среди них» (сура 8 «Военная добыча», аят 33).

Аллах также может принять мольбу праведников за грешников в этом мире, как принял заступничество Мусы за египтян. «Когда наказание поражало их, они говорили: «О Муса! Помолись за нас твоему Господу, как Он заповедал тебе. Если ты избавишь нас от наказания, то мы непременно поверим тебе и отпустим с тобой сынов Исраиля». Когда же Мы избавляли их от наказания до определённого срока, который должен был наступить для них, они нарушали обещание» (сура 7 «Ограды», аяты 134-135).

Кроме того, Всевышний позаботился о двух осиротевших мальчиках и сберёг для них клад под стеной, потому что «отец их был праведником» (сура 18 «Пещера», аят 82). В тафсирах приводится мнение, что праведным человеком был не собственно отец тех мальчиков, а их предок в седьмом поколении. На самом деле не суть важно, кем именно он был. Главное понимать, что благочестие и молитвы человека могут принести пользу тем, кто окружает его, но только в этой жизни.

Известный таби Мухаммад ибн аль-Мункадир сказал: «Поистине, благодаря праведности одного раба Аллах оберегает его детей, и детей его детей, и его семью, и его родственников, и тех, кто живёт по соседству, и все они находятся под защитой Аллаха, пока он среди них» .

В свете сказанного нужно рассматривать и хадис ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выбирайте для своего семени, женитесь на равных и выдавайте за таких» .

От выбора жениха или невесты зависит не только семейное счастье молодых людей, но и их будущее потомство, и у праведных и благородных родителей больше шансов на то, что их дети будут праведными и благородными. Хотя бывают и исключения, и в Коране приводится пример человека, чьи родители призывают на помощь Аллаха и говорят ему: «Горе тебе! Уверуй, ведь обещание Аллаха истинно». Он же говорит: «Это не что иное, как сказания древних» (сура 46 «Барханы», аят 17).

Кроме того, родители мальчика, которого убил аль-Хадир, тоже были верующими (сура 18 «Пещера», аят 80). То есть и у благочестивых родителей ребёнок может быть неблагодарным и неверующим, и только Аллах знает, были ли причиной тому какие-либо из их прегрешений или Аллах пожелал испытать их и тем самым ещё больше приблизить их к Себе.

Что же касается проклятия до седьмого колена или родового проклятия, то в Коране нет никаких указаний на это. Не встречал я ничего об этом и в достоверной Сунне. Но в источниках приводятся слова Вахба ибн Мунаббиха о том, что Всевышний Аллах сказал сынам Исраиля: «Когда мне подчиняются, Я доволен, и когда Я доволен, то благословляю, и нет предела Моему благословению. Когда же Меня ослушиваются, Я гневаюсь, и когда Я гневаюсь, то проклинаю, и проклятие Моё достигает седьмого колена» .

Это не хадис от нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не слова его сподвижников, которые они могли услышать от него. Вахб ибн Мунаббих (ум. 114/732) был родом из Йемена и принадлежал к поколению табиев. Аз-Захаби пишет, что он был выдающимся учёным, рассказывал хадисы со слов Ибн ‘Аббаса и других учёных и уделял особое внимание истории и преданиям разных народов .

Вахб был известен тем, что пересказывал предания израильтян, и в данном случае он открыто говорит об этом. Мы также знаем, что предания «людей Писания» можно пересказывать, если они не противоречат текстам Корана и Сунны, и мы не обязаны доверять им, если они не подтверждаются текстами Корана и Сунны.

В строгом смысле предание Вахба не противоречит аяту: «Ни один грешник не понесёт чужого бремени». В нём речь идёт о воздаянии, которое люди получат после смерти. Там с ними не поступят несправедливо, и там никто не будет отвечать за чужие грехи. Но на земле не всё так однозначно. Мы видим и слышим, например, как страдают семьи тех, кто губит судьбы людей и присваивает их имущество. Их дети часто вырастают распущенными, некоторые из них становятся наркоманами, другие создают несчастливые семьи. Можем ли мы с уверенностью сказать, что в этом нет доли проклятий тех, с кем они обошлись жестоко и несправедливо?

Даже невинный младенец может пострадать или покалечиться из-за грехов своих родителей, например, если те поступили несправедливо с кем-то и тот человек призвал Аллаха отомстить им за него. Несчастье, приключившаяся с младенцем, становится наказанием для его родителей, ибо они иной раз страдают больше самого ребёнка. Если же они извлекут из этого урок и вернутся на прямой путь, то постигшая их беда станет для них искуплением и милостью.

Что же касается самого ребёнка, то для него это всего лишь часть земного испытания. Болезни, лишения и прочие тяготы увеличивают его положение перед Аллахом, и если, повзрослев, он станет верующим, то эти испытания и проявленное им терпение лягут на чашу его добрых деяний. Положение тех, кто с детства страдает каким-нибудь недугом, не равно положению тех, кто родился и вырос здоровым, и ни одно страдание человека на земле не останется неучтённым на суде Всевышнего.

Таким образом, малолетний ребёнок может пострадать из-за грехов родителей или их родителей. Но если человек достиг совершеннолетия (в шариатском понимании), т. е. того возраста, когда он несёт ответственность перед Аллахом, то любая беда, случившаяся с ним, непременно является следствием его собственных деяний. Если же эта беда также причиняет боль и страдание его близким, то причина их доли страданий — их собственные грехи. То есть если беда постигла взрослого человека и у него есть родители или родственники, которые тяжело переживают случившееся с ним, то они страдают не за его грехи, а за свои собственные.

В этом мире судьбы людей тесно переплетаются друг с другом, и происходящее с нами отражается на наших родных и близких, которые радуются нашим успехам и страдают, когда нам плохо. Всевышний сказал: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов» (сура 2 «Корова», аят 155), т. е. смерть и болезни родных и близких — тоже часть нашего испытания. И это испытание мы заслуживаем своими проступками и упущениями: «Любое несчастье постигает вас лишь за то, что вы совершили сами» (сура 42 «Совет», аят 30).

Несмотря на всё сказанное, мы не говорим о родовом проклятье и вообще в делах религии не говорим того, чего не говорил Посланник, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники. Аллах волен поступать так, как пожелает, и с самим человеком, и с его семьёй и его потомками. Нам же полагается остерегаться несправедливости, ибо она станет мраком для грешников в День воскрешения, а ещё раньше может погубить их ближнюю жизнь и сказаться на положении тех, кто им дорог и кого они любят. А Аллах знает лучше!

Электронный Минбар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *