Сегодняшняя проповедь

Честно говоря, давно не слышал столь эмоциональной Патриаршей проповеди. Хотя прошедший Ильин день очевидно к этому побуждал и даже обязывал. И не только потому, что пророк Илия – Небесный покровитель Воздушно-десантных войск. Как известно, этот Божий пророк в своей земной жизни был совсем неполиткорректен и уж точно «нерелигкорректен». Так, именно он собственноручно казнил жрецов Ваала, распространявших в ветхозаветном Израильском царстве идолопоклонство.

Новозаветная Церковь во многом иная – воинствующая, но милосердная, однако это не значит, что имеем право быть равнодушными до теплохладности. Подобно тому, как многие западно-христианские исповедания уже давно готовы «благословлять» и «освящать» любую мерзость вплоть до однополых «браков». Лишь бы это позволяло им вписываться в «уютную» систему современного мира с её отнюдь не духовными, а вполне материальными «бонусами».

Собственно, именно об этом Патриарх Кирилл и высказался в своей последней воскресной проповеди 2 августа в московском храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Попутно рассказав чрезвычайно интересный эпизод из своей жизни – беседы с одним архиереем нашей же Церкви:

Мы летели с ним из одной страны в другую – он в то время работал за границей, а я был председателем Отдела внешних церковных связей. И он мне так по-братски (а мы давно с ним были знакомы) говорит: «Владыка, ну помогите, пожалуйста, деньгами, нам очень трудно». Я сказал: «Ну, мы же вам перечисляем деньги». «Да нет, Вы из своих помогите». Я поднапрягся, говорю: «Что значит из своих?» – «Слушайте, у Вас же шесть миллиардов долларов». Я посмотрел на этого владыку и говорю: «Ты не шутишь?» – «Да нет». Значит, этот бред достиг сознания архиерея, и он в него поверил.

Беседа характерная. Причём больше даже не для вчерашнего, а для сегодняшнего дня. Именно сейчас, когда после месяцев добровольно-принудительной «самоизоляции» с закрытием храмов для верующих абсолютное большинство приходов и священнослужителей оказались на грани разорения, наши «доброжелатели» начали с особым рвением считать церковные «миллиарды». И было бы лукавством говорить, что мы, люди Церкви, сами не давали повода ищущим повода.

«Мерседес» матушки игуменьи

Увы, пример «монахини на мерседесе С-класса», настоятельницы московского Покровского монастыря матери Феофании ещё долго будет аукаться тысячам простых «попов без «мерседесов». Наших зачастую многодетных батюшек, чьё служение столь же важно духовно, сколь тяжело физически. Автор этих строк прекрасно знает священнический труд. Даже столичные священнослужители имеют весьма и весьма скромный доход при чрезвычайно высокой загруженности и ответственности, и даже настоятели большинства московских приходов уж точно не могут позволить себе автомобиль представительского класса. А потому случай с игуменией Феофанией, чей монастырь, несомненно, самый богатый во всей Русской Православной Церкви (исключительно благодаря пребыванию в нём мощей широко почитаемой далеко не только среди верующих блаженной Матроны Московской), это прискорбное исключение из общего правила.

Святейший Патриарх Кирилл и игумения Феофания. Фото: patriarchia.ru

Напомню, Патриарх Кирилл благословил (читай – приказал) матери игумении продать «мерседес» и раздать вырученные средства на благотворительные нужды. На настоящий момент не владею информацией, исполнено ли предписание Святейшего, но сомнений в том, что это будет сделано, нет. Но, как говорится, «ложечки нашлись, а осадок остался». И именно поэтому Предстоятелю Русской Церкви пришлось затронуть тему «церковных миллиардов» в ходе последней воскресной проповеди. «Миллиардов» мнимых, однако очень сильно будоражащих воспалённое сознание современного общества. И множащих слухи и сплетни вокруг церковной действительности. На чём Патриарх остановился особо:

Всё, что говорят и пишут, – это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду. Как только мы станем говорить то, что приятно слышать сильным мира сего, никакой критики в адрес Церкви не будет. Всё моментально исчезнет, на руках носить будут. Но тот факт, что Церковь сегодня на руках не носят, – хоть она существует в условиях свободного государства, по милости Божией нет никаких гонений или ограничений нашей деятельности, – это и есть свидетельство того, что Церковь, подкрепляемая силой Божественной, стремится и сегодня тихим голосом обращаться к людям со словом, исполненным Божественной правды.

Но проблема, конечно, не только в «сильных мира сего». Как «сильным», так и «слабым» людям современного мира Церковь «плоха», в первую очередь, тем, что говорит (действительно, очень тихо, без надрыва) самые элементарные вещи: не спи с чужой женой/мужем, не убивай своих детей и не развращай чужих. Даже «не укради» и то редко, даже регулярно ходить на богослужения, поститься, исповедоваться и причащаться Церковь уже давно никого не принуждает. Как и надевать платок и юбку женщинам и брюки вместо шортов мужчинам при входе в большинство храмов. Но просто порой говорит «неудобные» вещи о том, что грех – это грех. И уже за одно это Церковь… ненавидят. И в качестве самооправдания активно ищут «попов на «мерседесах» и патриаршие «миллиарды».

Подлинные образы Русской Церкви: инок и схимник. Фото: Официальный сайт Святогорской Лавры

Консервативное обновление Русской Церкви

Но стоит признаться откровенно, в первую очередь, самим себе: вчерашняя проповедь Патриарха Кирилла наглядно обнажила не только проблемы и грехи современного мира, но и то, что сама Русская Православная Церковь в «постковидных» условиях уже не сможет жить по-прежнему. Разумеется, речь не о церковных реформах, упаси Бог. Но, как очень точно в одном из интервью Царьграду сказал известный православный пастырь и проповедник, настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев), нам крайне важно возродить исконную общинную жизнь нашей Церкви:

Это возвращение к подлинной общинности. Когда каждый прихожанин является фиксированным членом своей общины, со всеми вытекающими правами и обязанностями по содержанию своего храма. Когда священник не просто «эффективный менеджер», а по-настоящему духовный отец для своих прихожан, который знает всех. Когда епископ – это истинный отец отцов, родной своей епархии человек.

Думается, сегодняшний момент для этого не просто лучший, но тот самый, когда необходимо поспешить, иначе будет поздно. Ведь чуть больше столетия назад, накануне Первой мировой войны и дальнейших революционных потрясений многим искренне казалось, что у нас, в Государстве Российском и Церкви Русской, всё в полном порядке, мы находимся на пике. И тем больнее было падать. Повторю свою любимую скорбную фразу: забеги по кровавым граблям пора заканчивать. А для того, чтобы устоять, нужно держаться корней.

«Полный круг” Майкла Пэлина – это книга о путешествии вокруг берегов Тихого океана, которая вышла в 1997 году как сопровождение к документальному фильму BBC «Полный круг с Майклом Пэлином”. Путешествуя по 18 странам, которые омываются самым большим океаном, Пэлин и его команда проходят полный круг от Аляски до Аляски, узнавая, чем отличается жизнь людей, связанных с океаном, на разных географических широтах.

Книга Полный круг

Известный британский актёр и кумир миллионов Майкл Пэлин вместе с командой BBC отправился в путешествие вокруг Тихого океана и написал по его следам книгу Полный Круг. Это не единственное путешествие и соответственно не первая книга Пэлина. Ей предшествовала – «От полюса к полюсу”.

Маршрут был грандиозным. Вокруг всего Тихого океана. А это, надо признаться, моя мечта. Вот серьёзно, я всю жизнь мечтала поехать именно вдоль берегов Тихого океана. Не в кругосветку, а в кругоокеанку.

Старт и финиш путешествия – на Аляске

Майкл Пэлин посетил во время тизоокеанской экспедиции следующие страны, стартовав и закончив поездку на Аляске (США):

  • Россия
  • Япония
  • Южная Корея
  • Китай
  • Вьетнам
  • Филиппины
  • Малайзия
  • Индонезия
  • Австралия
  • Новая Зеландия
  • Чили
  • Боливия
  • Перу
  • Колумбия
  • Мексика
  • США
  • Канада

Гонконг – один из самых любопытных китайских городов

И вот я с радостью купила книгу человека, который проехал по маршруту мечты, и… И скучно. Как и почти все, что делает Би-би-си.

Майкл Пэлин начинает с Диомидовых островов на Аляске, с американской стороны. А затем перелетает в Россию, но не приезжает на другой остров Диомид, а просто ездит по Дальнему Востоку, где с помощью BBC он попадает туда, куда все мы не можем добраться.

Далее он высаживается в Японии, изучает Корею, едет в Китай и Вьетнам, встречается по ходу с поклонниками.

Майкл Пэлин с японской поклонницей в Токио, Япония. Источник – www.themichaelpalin.com

Один из самых главных морских портов Азии – Гонконг

И чем дальше, тем рассказ ускоряется. К тому моменту, когда Пэлин оказывается в Южной Америке, он уже переполнен впечатлениями, и его ничего не удивляет. В Северной Америке он просто скачет между городами: Мехико – Сан-Франциско – Сиэттл – Ванкувер. И слава богу, снова Аляска, конец вояжа.

По Сан-Франциско наши мнения совпали: Пэлин назвал его любимым американским городом

Несмотря на все двери, которые может открыть BBC, книга вышла скучной. Значит, дело не в этом. Выходит, живым путешествие делает не камера, а глаза смотрящего.

А что делает путешествие незабываемым для вас? Читали книги Майкла Пэйлина? Или смотрели его шоу Монти Пайтон?

Другие обзоры на книги о путешествиях

  • Что почитать о странах и путешествиях — моя подборка книг
  • Шерил Стрэйд. Дикая
  • Билл Брайсон. Прогулка по лесам
  • Рэй Брэдбери. Зеленые тени, Белый кит
  • Инге Саргент. Сумерки над Бирмой
  • Гончаров. Фрегат «Паллада»
  • Том Митчел. С пингвином в рюкзаке
  • Элизабет Гилберт. Есть Молиться Любить
  • Дейв Метц. Один человек, две собаки и 600 миль на краю света
  • Генрих Харрер. Семь лет в Тибете
  • Ильф и Петров. Одноэтажная Америка
  • Уинстон Грум. Форрест Гамп
  • Стэф Джаггер. Жизнь прекрасна. 50/50
  • Петр Романов. Тропой инков
  • Алекс Гарленд. Пляж

12 июля 2019 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого праведного Алексия Московского в Вешняках г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особый день, когда мы прославляем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, более всех других апостолов потрудившихся для распространения Церкви Христовой.

Слово «апостол», как многие из вас знают, в переводе с греческого означает «посланник». Но апостол — не просто посол, который должен перенести некую информацию из одного места в другое или о чем-то известить людей, подобно царским гонцам или иным высокопоставленным представителям верховной власти. Апостольское посланничество связано со свидетельством — «и будете мне свидетелями», говорит Господь, обращаясь к Своим апостолам (Деян. 1:8).

О чем же апостолы должны были свидетельствовать? Они должны были свидетельствовать о том, что они видели, слышали, что осязали их руки (см. 1 Ин. 1:1). Свидетельствовать миру таким образом, чтобы весть о Христе Спасителе никогда не исчезла из человеческой памяти, из человеческой истории. Поэтому апостолы свидетельствовали о своем Божественном Учителе не только словом, но и устрояли созданную Им Церковь, общину Духа Святого, общину последователей Спасителя, которые соединяются Святым Духом и через таинства, обретаемые в Церкви, укрепляют свои душевные и физические силы. Именно присутствие Духа Святого в общинах, которые основали святые апостолы, и является причиной несгибаемости, неистребимости Церкви из человеческой истории, из человеческих отношений.

Действительно, какие только гонения не претерпевала Церковь Божия! Каким гонениям подвергались апостолы! За свидетельство о Христе апостол Павел претерпевал избиения камнями, бичевание, несколько раз тонул, как он сам рассказывает, был изгоняем, отвергнут всеми. Сколько было на него покушений, но он оставался жив — конечно, чудом Божиим. При этом он никогда не имел ничего лично для себя от своего дивного апостольского служения Церкви Божией. Павел кормился от дел рук своих, не обременяя вновь созданные христианские общины, — делал палатки и на это жил.

Апостольский подвиг есть подвиг полной самоотдачи, самоистощания для того, чтобы другие жили, и жили не просто обычной человеческой жизнью, но в общении с Духом Божиим, получая небесный дар благодати. Все это нужно помнить, когда мы размышляем о деяниях святых апостолов, но особенно сегодня, когда мы прославляем первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостолы действительно передали всему миру весть о Христе. Весть о Младенце Иисусе, родившемся в Вифлееме; весть об Иисусе Христе, вошедшем в возраст и возвестившем слово, которое изменило всю человеческую историю; весть об Иисусе Христе, Который был схвачен, допрошен, подвергнут пыткам, казнен, но силой Божией воскрес. Именно святые апостолы донесли до нас всю историю Спасителя, ведь Сам Спаситель ничего не записывал, — это апостолы хранили в своей памяти и научили первое поколение христиан всему, что нужно для спасения, и, наконец, они действительно основали Церковь.

В Откровении Иоанна Богослова рассказывается о таком видении. Апостол увидел крепость, у которой двенадцать башен, а в основании каждой — камень с именем святого апостола. Этот образ, явленный апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, может помочь каждому из нас понять, что такое Церковь. Это действительно крепость, крепость несокрушимая, и ни одно орудие не может проломить ее стены или, тем более, ее уничтожить, потому что в основании двенадцати башен — святые апостолы, которые получили от Самого Господа и Спасителя силу для создания Церкви и утверждения веры.

Прославляя святых апостолов, мы в первую очередь благодарим их, великих свидетелей о Христе, за все то, что мы узнали о нашем Господе и Спасителе. Но мы благодарим их и за героическую жизнь, и за мученическую кровь, которая запечатлела искренность и истинность их слов. Если бы такой подвиг принадлежал только первому поколению апостолов, то и в этом случае память о нем сохранилась. Но ведь святые апостолы, заложив основы церковного бытия, предопределили, действием Святого Духа, то, что в Церкви Божией подвиг мученичества, исповедничества, свидетельства, провозглашения истины никогда не исчезает. Церковь потому и называется Апостольской, потому что в полной мере несет в себе апостольское служение. И это не только служение епископов, священников — это служение всего народа Божия, дорогие мои братья и сестры, это ваше служение.

Может быть, самая большая беда, которая со временем возгнездилась в жизни Церкви и в сознании мирян, — это мысль, что за Церковь несут ответственность архиереи, священники, в общем, священнослужители, а мое дело — прийти, в лучшем случае, раз в неделю, свечку купить, помолиться, причаститься, если есть возможность, Святых Христовых Таин и уйти до следующего раза. Но не для того Церковь Божия создавалась, чтобы время от времени люди приходили в храм для совершения богослужений. Церковь создавалась, чтобы мы все жили в этой крепости, а для того чтобы жить в крепости, нужно защищать ее стены. А когда происходят нападки на Церковь, — а мы живем сейчас именно в такое время, когда нападки становятся особенно изощренными, — защита Церкви становится делом не отдельно взятых людей, в том числе церковных чиновников, но делом каждого верующего. Мы все несем ответственность за стены, которые ограждают нас от сил зла и через защиту которых мы обретаем спасение, — в этом и заключается апостольство Церкви.

То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что деяния апостолов живут в Церкви. Предание, идущее от апостолов, живет в Церкви. Церковное устроение, идущее от апостолов, существует и в нашем многомятежном XXI веке непоколебимо, без всякого извращения и отклонения от истины.

Пусть память о святых апостолах поможет нам актуализировать в нашем сознании тот великий подвиг, который они совершили, а сделать это можно через осознание нашей ответственности за Церковь и наше участие в великом апостольском служении, к которому каждый призывается через купель Крещения.

Мы освятили сегодня храм, который построен по программе строительства новых храмов. Мне сообщали о том, что его возведение, одно из первых в рамках этой программы, сопровождалось очень большими трудностями. Все эти трудности были преодолены — прежде всего усилиями тех, кто несет ответственность как за строительство храма, так и за существование прихода; но ведь в преодолении всех этих трудностей участвовали и те, кто потом стал нашими прихожанами. И дай Бог, чтобы на этом единичном примере защиты Церкви, оказания помощи в строительстве храма мы могли бы выработать в себе навык постоянного активного участия в церковной жизни, каждый в меру своих сил. К этому мы призываемся подвигом святых апостолов и памятью об их подвиге, который особо торжественно чествуется сегодня, в день, посвященный первоверховным апостолам Петру и Павлу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *