Секта, что это такое?

  • Авторы
  • Файлы

Черкесов Б.А. 133 KB

Религиозная секта в переводе в латыни означает образ мыслей, учение. Это один из типов религиозных объединений. Секты возникают как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для них характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Будучи авторитарной иерархической организацией, они для достижения своих целей используют такие методы как привлечение людей при помощи сознательного обмана, вербовки, механизма влияния, позволяющие контролировать психику и поведение человека без его добровольного и осознанного согласия.

Религиозные секты отрицают институт священства, лидерство считают харизматическим, право на него признают за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения. Указанные черты характерны для религиозных объединения различных типов и возникают в ранние периоды формирования вероучений.

Так, например, секты раннего христианства возникают уже в 1-2 веках.

Христианство никогда не было единой религией. Одной из ранних христианских групп были иудеохристиане, т.е. христиане не порывавшие с иудаизмом. В борьбе с этой группой выделяется направление, которое затем станет господствующим (ортодоксальным). Ко второму веку получает распространение гностицизм, создается много разных не связанных между собой групп христиан-гностиков. Во второй половине 2 века появляется секта монитанистов. Они занимались пророчеством, ожидали скорого второго пришествия, проповедовали аскетизм, не признавали власти епископов. Между всеми этими сектами велась непрерывная борьба.

В XVIII — XIX веках возникают новые протестантские течения в христианстве: методисты, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы.

В настоящее время в России действуют сотни тоталитарных сект численностью более миллиона человек.

По словам ведущего специалиста в области сектоведения А.Л. Дворкина конец XX и начало XXI века характеризовалось невероятным наплывом тоталитарных сект в нашей стране. Набрав побольше людей, они достигли потока своей численности и стараются укрепить свои позиции, обзаводясь недвижимостью, приобретая политическое лобби, инициируя судебные процессы против неугодных им лиц и конфессий. Чем дальше, тем больше появляется отечественных сект, в числе которых — неязыческие и оккультные группы, психокульты, действующие под видом психологических тренингов и курсов.

Попавший в секту подвергается регулярному насилию. Когда же он заболевает физических, начинает проявлять признаки душевного расстройства или когда ему нечего больше заплатить секте, отработанный человеческий материал попросту выбрасывают на улицу и заменяют новым. Чтобы оправиться от последствий пребывания в тоталитарной секте, человеку требуется от года до трех лет, однако целый ряд сект наносят такой непоправимый ущерб личности, что полностью восстановиться бывает невозможно.

И на фоне всего этого своей изощренностью выделяется одна из многочисленных сект, получившая довольно широкое распространение у нас в стране, и в частности, на Северном Кавказе — свидетели иеговы. Это религиозная организация, возникшая в США в начале 70х годов XIX века. Руководит организацией Бруклинский центр, имеющий 95 филиалов. Организация строго централизована: ее президент имеет практически неограниченную власть. Сверху вниз идут инструкции и литература, снизу вверх — отчеты и деньги. Свидетели Иеговы располагают своими печатными органами, в частности такими, как «Сторожевая башня», «Пробудитесь». Литература издается на 163 языках мира. Они ведут активную миссионерскую деятельность, их вероучение имеет некоторую специфику: они отрицают триединство Бога, объявив Христа и духа святого порождением Иеговы, признавая вместе с тем искупительную миссию Христа. История общества предоставляется бруклинским теологам полем противоборства божественных и сатанинских сил. Весь современный мир — олицетворение сатаны, борьба с которым священна. Они — непримиримые противники самой идеи преобразования мира людьми на основе равенства и справедливости.

Спекулируя на нерешенных проблемах, стоящих перед людьми, богословы свидетелей Иеговы заверяют, что «универсальное средство от всех человеческих бед можно найти только в распространяемой ими вести о царстве».

Свидетелей Иеговы побуждают ограничивать себя в самом необходимом: питании, одежде, жилище, рекомендуют не дорожить своей жизнью, поменьше заботиться о своих близких. Советуя верующим отдавать все «вплоть до последнего гроша», авторы «Башни стражи» № 1 за 1961 год внушают своим последователям, что они не могут рассчитывать на какую-либо материальную помощь от организации, а должны быть «полны решимости нести все личные расходы… отрешаться от всего эгоистического имущества».

Издания свидетелей Иеговы (например, журнал «Сторожевая башня» № 3-5 за 1975 год) постоянно призывают не думать о будущем, отказаться от забот о создании жизненных удобств, «каждый день жить так, как будто бы это был последний день жизни».

Антигуманный характер наставлений бруклинских пастырей проявляется и в том, что они внушают свидетелям Иеговы мысль о недопустимости переливания крови. Не так давно в российских СМИ появились сообщения о 13-летнем Антоне, умирающем от лимфосаркомы в Ростовской больнице. Ему срочно понадобилось переливание крови. Когда врачи сказали об этом родным, бабушка, фанатичная иеговистка, ответила резким отказом. Антон — один из множества жертв данной секты.

Иеговисты постоянно ссылаются на Библию, уверяя, что только они являются настоящими библейским христианами. Однако ее лидеры используют вырванные из контекста цитаты лишь для того, чтобы держать в беспрекословном повиновении своих последователей. Когда это выгодно, учение секты меняется коренным образом и находятся другие цитаты, доказывающие правильность новой позиции.

Свидетели Иеговы предсказывают конец света. Их руководители клялись и божились, что второе пришествие Христа и уничтожение всего «злого порядка вещей» произойдут в 1914 году, затем в 1915, 1918, 1920 и 1925 годах. Каждый раз секта готовила своих последователей к началу «нового мирового порядка», который так никогда и не наступал. Многие иеговисты продавали свои квартиры и дома в уверенности, что они им больше не понадобятся. Деньги были перечислены на счет секты. Последняя «точная» дата конца света была назначена на 1975 год, но, как видим, и это пророчество оказалось ложным.

Свидетели Иеговы лгут и богохульствуют. В материалах «для внутреннего использования» они провозглашают себя врагами всякой религии, но официально объявляют себя религиозной организацией — для того, чтобы пользоваться всеми соответствующими льготами.

Свидетели Иеговы отрекаются от Родины, отрицают все земные власти и признают только иеговистскую «Руководящую корпорацию» в Нью-Йорке. Сектанты отвергают историю, культуру, литературу, народные традиции своей страны, не отмечают никаких праздников, дней рождения, отказываются от гражданских прав и обязанностей — в том числе не считают нужным защищать Родину в минуты опасности.

Свидетели иеговы являются тоталитарной сектой. Это организация, использующая обман при вербовке, практикующая различные методы контролирования сознания своих членов, вплоть до гипноза и кодирования.

Ничего не подозревающий человек превращается в раба, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся его жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ним и остальным миром создается стена отчуждения. Он живет в полном подчинении лидерам организации, которые могут заставить его бросить работу и учебу, разорвать отношения с близкими и родными, отказаться от жены и детей, пожертвовать своей жизнью, совершить любое преступление.

Возникает вопрос: почему в нашей стране за последние 10-15 лет так резко активизировали свою деятельность секты различного толка? Почему они так легко прижились?

Россия последних 15 лет — это место для духовных кризисов, растерянных жизненных ценностей, испытывающая сложные времена. Это страна, в которой информация, дающая пищу для ума, длительное время была недоступна. А растерянность и тревога, одиночество и духовный вакуум, неустроенность в завтрашнем дне — желанная почва для дурманящих зерен, заботливо заготовленных сомнительными организациями разных мастей.

С одной стороны, информированность и настороженность людей к малоизвестным организациям, обещающим райскую жизнь, растет с каждым годом. Но, с другой стороны, становятся еще сильнее и изощреннее способы, при помощи которых эти организации пытаются взять под свой контроль человека.

Исходя из этого, нетрудно сделать вывод, в чем заключается секрет успеха сект.

На наш взгляд, сектанты просто активно используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих.

В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Потребность в общности требует крепких связей и преданности между индивидумами и организациями. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Их окружают люди, которые предлагают им дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены сект часто предпочитают отказаться от контактов со своим семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются даже от супружеских отношений.

Секты продают и нечто значительно большее — структурирование окружающей действительности. Они налагают жесткие ограничения на поведение. Они требуют и создают дисциплину. Современное общество так богато альтернативами, и люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Часто они готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь.

И, наконец, секты используют такую потребность человека — как значимость, осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность этой истины, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны».

На основании Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года за № 125 — Ф 3 на территории России религиозные образования могут существовать в организационно-правовой форме религиозного объединения.

Вместе с тем, как показывает жизнь, необходимы поправки в действующий Закон. Государство рано или поздно должно прийти к идее законодательного ограничения тоталитарных сект. Об этом недавно заявил и глава думского комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями С. Попов. В стране есть примеры акций противодействия наиболее значительным сектанским начинаниям. Например, в Саратове, когда мормоны пытались построить свой громадный офис в центре города, Епархиальное управление оказало этому начинанию активное противодействие. В результате решение о строительстве мормонского центра городскими властями было отозвано. То же самое произошло в Южно-Сахалинске, где иеговисты построили «Зал царств» прямо в центре города. Но под давлением общественности это здание они не получили. (В отличие от города Буденновска Ставропольского края, где иеговисты выкупили одно из лучших зданий города в ста метрах от Белого дома).

А Головинский суд Москвы 26 марта 2004 года принял решение о закрытии общины свидетели Иеговы, тем самым, удовлетворив ходатайство прокуратуры Северного округа столицы. Прокуратура обвиняет членов общины в экстремистской деятельности. В ходе многолетней проверки общины, прокуратура пришла к выводу, что деятельность «свидетелей» направлена на разжигание религиозной розни, разрушение семьи. Члены общины склоняли тяжело больных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам. Прокуратура заявила о необходимости ликвидировать организацию на основании статьи 14 Закона о Свободе совести.

Не будет преувеличением сказать, что тоталитарные секты — это угроза национальной безопасности России. И их миссионерская деятельность, носящая характер неприкрытой экспансии, наносит непоправимьгвред как физическому, так и моральному здоровью людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 20.09.2005г.

Библиографическая ссылка

Черкесов Б.А. СЕКТАНТЫ. КТО ОНИ? // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9.;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6608 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Понятие «секта» с точки зрения судебной лингвистики

Волкова Анна Геннадьевна,

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры лингвистики и иностранных языков, преподаватель кафедры общей и юридической психологии Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (г. Калуга, Россия)

ПОНЯТИЕ «СЕКТА»

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Лингвистика не может давать юридических оценок, однако может оказывать помощь в вынесении этих оценок. В частности, лингвистические знания требуются при рассмотрении дел по ст. 129, 130 УК РФ (соответственно, «Клевета» и «Оскорбление»). В тексте УК РФ даются свои определения: клевета определяется как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», оскорбление – «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Сущность рассмотрения дел по этим статьям в большой мере сводится к языковому анализу представленного на рассмотрение материала.

Здесь важно помнить, что судебная лингвистическая экспертиза не отвечает на вопросы о соответствии сказанного (написанного) истине (действительности), то есть не отвечает на вопрос о заведомой ложности представленных сведений, а также не рассматривает то, являются ли данные сведения порочащими честь и достоинство. В подобных случаях наиболее приемлемым вопросом может быть вопрос о наличии в тексте, высказывании либо слове негативной оценки по отношению к объекту речи. В случае с оскорблением речь идет не просто о негативной оценке, но о неприличной форме, под которой подразумевается употребление ненормативной (инвективной) лексики, направленное на объект речи. С лингвистической точки зрения оскорбление является «одной из наиболее часто диагностируемых форм вербальной агрессии… можно в общем виде определить оскорбление как любое слово или выражение, содержащее обидную характеристику адресата, и заключить, что оскорбление реализует чаще всего явную и сильно выраженную вербальную агрессию, поскольку практически всегда оно воспринимается адресатом как однозначно негативное, обидное, унизительное, неприемлемое высказывание…. Структурная формула оскорбления (по А. Вежбицкой) предельно проста: «Ты – Х». При этом местоимение «ты» может опускаться. Вторая часть оскорбления («Х») определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания. С лексической точки зрения, это различные (обидные, неприятные, нежелательные для адресата) эмоционально-оценочные слова с отрицательной (в том числе окказионально негативной) семантикой вплоть до нецензурной брани (мата). Оскорбление является оценочным (по классификации Т.В, Шмелевой) речевым жанром… коммуникативная задача данного речевого жанра – изменение (в отрицательную сторону) самочувствия адресата – объекта оскорбления, понижение его социального статуса» (Щербинина, 2008, 155-156).

При этом, если с инвективной лексикой, как правило, все бывает более или менее ясно, то негативная оценка, которая может содержаться на различных текстовых уровнях, иногда представляет определенные трудности при ее выявлении. Часто эти трудности связаны с отсутствием четких определений некоторых понятий при наличии негативных компонентов, входящих в словарное значение. Одной из таких лексем является слово «секта». Обращение именно к такому частному вопросу судебной лингвистической экспертизы обусловливается увеличившимся количеством дел, связанных с деятельностью различных религиозных и псевдорелигиозных организаций. С одной стороны, сами эти организации не позиционируют себя как «секты» и, в случае употребления по отношению к ним подобного обозначения, указывают на оскорбительность такой номинации. С другой стороны, если деятельность какой-либо организации оценивается как сектантская (с привлечением для оценки специалистов в области религиоведения, истории, психологии, социологии и т.д.), то для этого необходимо представлять себе наполнение самого понятия «секта».

Для понимания какого-либо слова лингвистика в первую очередь обращается к толковым словарям. В словарях современного русского языка лексема определяется следующим образом:

Секта – 1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. 2. Обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих мелких, узких интересах. Политические секты (Кузнецов, 2007, 733).

Секта – 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. С.баптистов. 2. Перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.) (Ушаков, 2007, 823).

Как видно из словарных статей, понятие «секта» выводится в том числе и из этимологии (от лат. secta – учение, направление, школа; или буквально «отрезанная, отделенная» – см. Кузнецов, с. 733, Ушаков, с. 823). В словаре Ожегова под редакцией Шведовой в состав прямого значения внесен компонент противостояния, однако не дается представления о том, чему противостоит секта. В словарных статьях словарей Кузнецова и Ушакова компонент значения, обозначенный как «противостояние», явлен имплицитно, однако эксплицитно проявлено то, чего нет в словаре Ожегова: по этим определениям, любая секта откалывается от господствующей церкви, из чего можно сделать вывод о противостоянии секты и этой церкви. При этом в каждом из указанных словарей дается и второе, переносное значение, которое является, по сути, перенесением значения по сходству – во втором значении секта – это обособленная, замкнувшаяся в себе группа людей, однако не обязательно религиозная. Именно это второе значение в двух словарях (Ожегова и Ушакова) отмечено как неодобрительное. Согласно словарям, первое, прямое, «церковное» значение слова «секта» не обладает неодобрительным оттенком. По сути, это может означать, что при употреблении слова «секта» в адрес какой-либо организации (или же «сектант» в адрес) лица не может идти речи о негативной оценке, так как согласно толковым словарям, «секта» — это сообщество, отколовшееся от господствующей церкви.

Однако, помимо основного значения, слово имеет также коннотации, или оценочные компоненты значения, которые могут не отмечаться в словарях. Коннотации могут быть положительными и отрицательными и зависят от традиций употребления той или иной лексемы в языке. В одном из номеров журнала «Религия и право» (№ 2 (49), 2009) есть статья под названием «Каково определение термина «секта», и носит ли этот термин негативный характер?» (стр. 39), в которой ставятся проблемы существования термина «секта» и восприятия этого термина. В статье говорится прежде всего об отсутствии четкого научного определения понятия и о негативных коннотациях, присущих этому слову в его бытовом употреблении:

«Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют четкого научного определения, которое бы жестко обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светской науке. Поскольку эти понятия не имеют научного определения, то они отсутствуют как в международном, так и в российском законодательстве…. Абсолютное большинство отечественных религиоведов использует лингвистически нейтральные термины, которые определены в законодательстве, — «религиозное объединение», «религиозная организация», «религиозная группа», либо «новое религиозное направление», «культ».

Термин «секта» и производные от него термины имеют, как правило, презрительный и уничижительный оттенок и употребляются в обычно в бытовой, а иногда и в политической полемике. В законодательстве РФ также не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет безусловно негативную смысловую нагрузку, а его употребление может оскорбить чувства верующих. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и Большое жюри Союза журналистов РФ не раз отмечали, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики (Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ № 4 (138) от 12 февраля 1998г., Решение общественной коллегии по жалобам на прессу от 27 ноября 2006 г., Решение Большого жюри Союза журналистов РФ от 18 ноября 2004 № 42).

Также следует относиться и к терминам «тоталитарный культ», «тоталитарная секта». … Определения «секта» и «сектанты» в антисектантских публикациях носит целенаправленно уничижительный характер. «Секты» представляются преступными организациями» (Религия и право, 2009, 39).

Итак, в данной статье как раз говорится о том, что именно отрицательные коннотации, присущие лексеме «секта», обусловливают тот факт, что ее употребление оскорбляет религиозные чувства, «противоречит нормам морали и этики», и – если идти еще дальше – может быть рассмотрено как «распространение порочащих сведений».

Коннотативные значения относятся к подтексту, точнее – к подтекстовой информации: «содержательно-подтекстовая информация (СПИ) представляет собой скрытую информацию, извлекаемую из содердательно-фактуальной информации благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности предложений внутри содержательно-фактуальной информации приращивать смыслы… Целесообразным представляется выделение двух видов СПИ: ситуативной и ассоциативной…. Асссоциативная СПИ не связана с фактами, описанными ранее, а возникает в силу свойственной нашему сознанию привычки связывать изложенное вербально с накопленным личным или общественным опытом» (Гальперин, 2007, 28, 45). Это означает, что ассоциативная подтекстовая информация не детерминирована предшествующим высказыванием, но определяется именно дискурсом – речевыми практиками.

Негативный образ, который возникает в связи со словом «секта» обусловлен теми контекстами, в которые чаще всего ставится это слово (и производные от него). В текстах СМИ это, как правило, высказывания типа предостережений («Осторожно – секта!»), либо тексты и отдельные фразы, несущие в себе негативную информацию (типа «попал в секту и лишился всего, что имел»). Кроме того, русскоязычным газетам, журналам, а также радио- и телепередачам иногда свойственно представлять в отрицательном свете религиозные объединения (в том числе такие христианские конфессии, как католичество и протестантизм), имплицитно или эксплицитно (зависит от издания и от концепции) противопоставляя их православию как традиционной для России религии. В таком случае часто словом «секта» обозначаются протестанты (лютеране, баптисты), представители других религий (например, иудеи) и т.п. Образ сектанта как «врага» формируется различными вербальными и иногда невербальными средствами. К невербальным средствам относятся прежде всего рисунки, коллажи на религиозную тематику, на которых «сектанты» изображаются в ироническом или даже сатирическом ключе. Например, часто изображают приверженцев объединения «Свидетели Иеговы». Вербальные средства, формирующие негативные коннотации понятия «секта» и подкрепляющие отрицательный образ объекта номинации, разнообразны и опять же зависят от аудитории, концепции издания или канала и преследуемых целей. К ярко негативным относятся прямые отрицательные характеристики, однако иногда негативный образ создается на макроуровне, то есть на уровне целостного текста. Примером могут послужить истории, которые рассказываются в статьях или передачах, о различных неблаговидных поступках сектантов (чаще – руководителей сект). При этом на протяжении всего рассказа употребляется слово «секта» и производные от него, что .несомненно, оказывает влияние на смысловое наполнение данного понятия. Понятно, что невозможно вовсе запретить употребление этого слова, однако здесь идет речь не о запрете, а о формировании негативных образов.

Анализ употребления слова «секта» приводит к необходимости рассмотрения признаков сектантского объединения, что является уже задачей религиоведа и в некоторых случаях психолога. Если же говорить непосредственно о текстуальном анализе, то важно помнить, что есть различие между текстами религиозными и политическими, в силу существования различия между религиозным и политическим дискурсом. Так, военная метафорика религиозного текста является одной из дискурсивных практик, которые представляют собой «тенденции в использовании близких по функции, альтернативных языковых средств выражения определенного смысла (вариативных интерпретаций действительности)… К числу дискурсивных практик относятся, например, принятые в данной социальной группе, формирующей свой дискурс, способы номинации участников коммуникации и третьих лиц» (Баранов, 2007, 145-147).

Примером дискурсивной практики, входящей в состав религиозного дискурса, могут служить высказывания, встречающиеся в религиозной литературе различных конфессий. В подобных выражениях общими местами являются фразы о том, что оружие (данной религиозной общины) не узнает поражения, ее войска непобедимы и т.п. Военные метафоры являются общим местом религиозного дискурса (в религиозных текстах часты упоминания о борьбе сил добра и зла), поэтому подобные отрывки не следует рассматривать как возбуждающие ненависть либо призывающие к каким-либо насильственным действиям, если только целостный текст не дает для этого оснований.

Простая декларация религиозным объединением своей доктрины является исполнением одной из статей Конституции РФ: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст.13, п. 1, 2). Если к религиозному тексту примешивается текст политический, то часто это ведет, напротив, к нарушению другого пункта той же статьи: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13, п. 5). Чаще всего именно политизированность религиозного дискурса сообщает ему те черты, которые могут быть признаны экстремистскими. Так, идеологически лидеры какого-либо объединения могут в печатных изданиях своей организации призывать к изменению Конституции или государственного строя, мотивируя это религиозными идеями типа сохранения традиций с целью «возвращения к натуральному хозяйству, патриархальной семье». В этом случае необходимо отделить политический слой текста от религиозного: религиозный пласт в данном случае не всегда должен подвергаться экспертной оценке.

Таким образом, не представляется возможным квалифицировать употребление слова «секта» как оскорбление. При этом в русском религиозном дискурсе и в обыденном сознании это слово имеет отрицательные коннотации, которые и «работают» на создание отрицательного образа объекта речи, обозначенного этой лексемой. Поэтому с точки зрения судебной лингвистики может быть дан ответ лишь о негативной оценке, заключенной в данном слове. При этом употребление лексемы «секта» и производных от нее «сектант», «сектантский» должно рассматриваться в контексте всего высказывания (устного либо письменного), так как именно контекст, в который погружено слово, «оживляет» те коннотации, которые заключаются в этом слове.

Используемая литература:

1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. – М., 2007.

2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: 2007.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2007.

4. Религия и право. № 2 (49), 2009.

5. Современный толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб., 2007.

6. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2007.

7. Щербинина Ю.В., Вербальная агрессия. – М., 2008.

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова секта

Мы предлагаем Вам перевод слова секта на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • sect — раздел, культ
    • религиозная секта — religious sect
    • члены секты — members of the cult
  • Sekte
    • член секты — Mitglied einer Sekte
  • secte — сектант
    • религиозная секта — secte religieuse
  • sectaire — сектант

Связь с другими словами

Слова содержащие -секта-:

  • инсектарий

Слова начинающиеся на секта-:

  • сектант
  • сектантская
  • сектантский
  • сектантское
  • сектантство

Гипо-гиперонимические отношения

секта квакер

Какой бывает секта (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

религиозной новой тайной христианской тоталитарной протестантской еретической другой различной мусульманской гностической древней иудейской изуверской многочисленной странной всякой маленькой сатанинской некой мистической еврейской разной целой любой буддийской подобной многой таинственной исламской известной малочисленной оккультной экстремистской воинствующей крупной языческой страшной дурацкой опасной американской верующей зловещей деструктивной сатанистской могущественной военизированной причудливой хорошей индийской настроенной радикальной небольшой враждующей современной настоящей мелкой местной русской воинской расистской вредоносной японской вздорной

Что может секта? Что можно сделать с сектой (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

возникнуть иметь состоять думать заявить проводить появиться носить знать распасться укрепить прекратить вступить считать предпочесть использовать прилепить прибегать догадаться заполучить потерпеть выступить делать существовать оставаться отправиться образоваться отмечаться насчитывать являться заниматься объявить втянуть податься пользоваться исчезнуть идти встретить приобрести расколоться начинать требовать разделяться называться обосноваться удостоить преследовать признать стоять проповедовать принять построить исповедовать оказаться собираться подвергнуться запустить потерять намереваться угодить свершить обзаводиться снимать отпочковаться

Ассоциации к слову секта

мир название россия бог лоно город лицо эпоха пенсильвания качество англия влияние секта территория посвящение дело течение церковь индуизм америка иерусалим труд индий вид япония предел основа планета ислам пора правительство цель кентукки колпак отношение лос христианство сторона начало случай остров связь место буддизм запрет глазго библиотека руководство распад гармония целома обмен задание франция пляж дурак подрыв поиск похищение экономика этап уклон польза света

Анаграммы слова секта

аскет сетка тесак атсек

Синонимы слова секта

ассоциация банда беседа братия братство ватага гильдия группа землячество каста класс клика коалиция команда компания конгломерат корпорация круг кружок кучка лагерь лига мир общество община партия плеяда разряд собрание совет сообщество сословие состояние союз сфера товарищество толк федерация цех шайка школа

Гипонимы слова секта

  1. квакер
  2. бегун

Сфера употребления слова секта

Религия Общая лексика История Разговорное выражение Американизм

Морфологический разбор (часть речи) слова секта

Часть речи: существительное Род: женский Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного секта

Предложения со словом секта

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Секта обязательно распалась на разлетающийся осколок плохо 0 хорошо 2 2. Крупная секта достаточно принесла из крохотной спальни плохо 2 хорошо 0 3. Иудейская секта обидно показалась на театральной публике плохо 2 хорошо 0 4. Протестантская секта собственно образовалась на водной протяжении плохо 2 хорошо 0

УДК 140+217

АРТЮХОВ Максим Николаевич, аспирант Донецкого национального университета

СЕКТА: НАУЧНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ИЛИ КОМПРОМЕТАЦИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Среди религиоведов нет единого мнения относительно терминологии новых религиозных движений (НРД), ведь этот термин охватывает широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии, и заканчивая общинными организациями. Некоторые исследователи имеют представление о НРД как о сектах, которые применяют недопустимые методы для привлечения новых членов. Также объективному исследованию термина «секта» препятствует его негативное восприятие, как на обыденном уровне, так и в ряде публикаций. В данной статье автор, анализируя признаки «секты», показывает необъективность использования этого термина по отношению ко всем НРД, так как он не отражает их качественных особенностей. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что каждый стал толковать эти понятия по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции. Однако то, что с конфессиональной точки зрения считается сектой, в мирском измерении не всегда ведет к дестабилизации общественной жизни, так как многие нетрадиционные религиозные объединения вносят огромный вклад в морально-нравственное состояние современного общества. Поэтому при изучении нетрадиционных верований автор предлагает использовать нейтральные термины: «нетрадиционные религии» или «новые религиозные организации»

Ключевые слова: религия, секта, духовное возрождение, новые религиозные движения, культовая практика.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-123-126

ARTYUHOV Maxim Nikolaevich, Post-graduate student of Donetsk National University

SECT: SCIENTIFIC TERMINOLOGY OR COMPROMISE OF NEW RELIGIOUS MOVEMENTS

Keywords: religion; sect; spiritual rebirth; new religious movements; cult practice.

Религия — столь многообразный феномен жизни, который не исчезает в процессе исторического развития, а только видоизменяется под воздействием социальных и индивидуальных потребностей. Однако, невзирая на это, дать полное определение религии практически невозможно, ведь получить ответы на основные вопросы эпистемологии религии можно только в форме гипотез, так как религия имеет множество интерпретаций в зависимости от мировоззренческой позиции автора, что затрудняет поиск единого мнения, а, тем более, понимания феномена веры. Например: для одних исследователей такие понятия, как Бог, Абсолют или сверхъестественное начало, имеют большое значение в жизни, а для других это всего лишь объект изучения. То же самое можно сказать о таком понятии, как «секта»: для одних это понятие вполне обоснованно для его использования в той же юриспруденции, а для других не является адекватным термином для обозначения религиозных образований (движения), отличающихся от традиционной веры.

Однако, так или иначе, человек религиозен по своей природе, ведь религия побуждает человека к преображению себя и своего окружения. Но религия имеет также и обратную сторону. Так как вера является одним из краеугольных камней духовности, есть опасность подчинения религиозным лидерам, даже если они ведут образ жизни, не соответствующий духовному сану. Иногда религиозные движения используют психологическое давление, которое подрывает способность принимать самостоятельные решения. Некоторые авторы, например А. Дворкин, С. Хассен, П. Сидоров, данное действие называют «контролем над сознанием», а такие религиозные движения — сектой . Однако стоит отметить, что термин «секта» весьма неоднозначен, а его негативное восприятие на обыденном уровне препятствует объективному исследованию. В данной статье мы остановимся на признаках «секты», по которым некоторые исследователи относят нетрадиционные верования к этому понятию.

С начала 90-х гг. новые религиозные движения (НРД) стали активно заполнять духовный вакуум постсоветского пространства и сначала были широко приняты не только верующими, но и православным духовенством. В то время под влиянием перестройки в обществе присутствовала идея духовного возрождения, согласно которой религиозное разнообразие являлось наглядным примером демократии. Однако Православная Церковь, обретя возможность

беспрепятственно проводить богослужения, открывать духовные учебные заведения и т.д., со временем, изменила свое отношение к новым религиозным движениям. Активная миссионерская деятельность нетрадиционных религий, на всем постсоветском пространстве, привела к пересмотру идеи духовного разнообразия. В дальнейшем благодаря православным апологетам (например, трудам А. Дворкина) в СМИ все чаще стали использовать термин «секта» по отношению ко всем НРД. Однако стоит обратить внимание, что среди исследователей нет единого мнения относительно терминологии новых религиозных объединений, ведь термин НРД охватывает широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности, и заканчивая общинными организациями. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что каждый стал толковать эти понятия по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции. Некоторые авторы имеют представление о НРД как о сектах, которые применяют недопустимые приемы для привлечения новых членов. На наш взгляд, подобное мнение существенно препятствует объективному исследованию этого феномена.

Первоначально понятие «секта» относилось к религиозным движениям, отделившимся от основного течения. В России к таковым могли быть отнесены старообрядческие объединения, отделившиеся от православия, но сохранявшие органическую преемственность религиозной традиции: духоборы, молокане, некоторые другие направления. Однако для новых религиозных движений характерен, прежде всего, религиозный синкретизм верований, в которых соединяются представления и традиции самых разных религиозных учений и систем. Например: у последователей Виссариона, членов Церкви Объединения (мунистов) и у многих других декларируется экуменический принцип по отношению ко всем остальным религиозным учениям и системам. При этом если в секте считается заведомо ложным любое другое религиозное учение, то большинство новых религиозных движений допускает одновременное вхождение в несколько разных религиозных традиций при ведущей роли собственной доктрины. Таким образом, первый признак «секты» — отделение от основного течения — с точки зрения научного подхода изучения данного феномена здесь отсутствует. Большинство новых религиозных движений возникает не путем выхода части верующих из какой-то традиционной системы, а путем объединения верующих, разделяющих определенные религиозные идеи. Безусловно, в большом многообразии религиозных организаций найдутся объединения, которые можно отнести к «секте». Например, если исходить из первоначального значения этого понятия, то религиозные группы, появившиеся внутри православной церкви как оппозиционные движения, можно отнести к секте. Однако их не следует смешивать с НРД с их качественными отличительными особенностями.

Вторым признаком «секты» считается малая численность последователей. Однако проблема в том, что трудно определить даже примерные цифры, относительно которых можно было бы определять, является ли группа «сектантской», или она уже достаточно велика, чтобы можно было говорить о перерастании данного объединения из рамок «секты». Например, к «секте» православные авторы относят Свидетелей Иеговы, но их численность в мире составляет около восьми миллионов последователей, что ставит под сомнение данный критерий «секты». Последователи Церкви Объединения во всем мире так же составляют несколько миллионов. Этот перечень можно было бы продолжить. Поэтому возникает весьма логичный вопрос: можно ли по этому признаку квалифицировать религиозную группу как секту? Очевидно, что при отсутствии четких критериев, определяющих верхнюю границу количества последователей того или иного религиозного объединения, вряд ли это может быть основанием для научного определения «сектантской» сущности религиозной группы.

Еще одним признаком определения «секты» религиоведы называют непременную агрессивность последователей определенной религии по отношению к другим верованиям, а также их изоляцию от внешнего мира. Несомненно, эти признаки можно обнаружить, например, у старообрядцев, которые стараются сохранить свою веру в чистоте, поэтому с подозрением относятся к иноверцам. Однако большинство новых религиозных движений проводят активную деятельность в разных странах с момента своего возникновения. Естественно, среди НРД существуют объединения, к которым ограничен доступ для большого количества желающих «постичь истину» и которые можно классифицировать как организации «закрытого типа». Однако, как правило, их культовая деятельность носит противоправный характер (например, использование наркотиков или жертвоприношения), но большинство нетрадиционных религиозных движений являются все же открытыми организациями. Иногда они имеют некие ограничения по ознакомлению с «внутренней» культовой практикой, доступной только верующим на определенной ступени их приобщения к данной религиозной системе. Например, для всех ин-

тересующихся открыт доступ к Церкви Объединения (Мун Сан Мен), Обществу сознание Кришны, движению Рерихов, последователей Шри Чинмоя и другим похожим религиозным группам.

Следующим признаком определения «секты» обычно называют наличие харизматического лидера, общинный способ существования, жесткий распорядок дня, строгая дисциплина и так далее. Однако не все религиозные объединения соответствуют этим признакам. Например: последователи Рериха, Саи Бабы, Шри Чинмоя, движение New Age и другие культы больше похожи на объединения по интересам. Другие религиозные движения, которые часто относят к сектам из-за вышеперечисленных признаков (распорядок, дисциплина, общинный образ жизни и т.д.), соответствуют описанию организации существующих монастырей во многих мировых религиях. Отличие можно обнаружить только в том, что в традиционных религиях личность харизматического лидера, который уже давно перешел в духовный мир, не оказывает непосредственного воздействия на верующего. Однако иногда по силе влияния и авторитету он может превосходить авторитет пророка или лидера так называемой «секты». К тому же стоит подчеркнуть, что любая религиозная система, по сути, является авторитарной, поэтому этот критерий можно отнести ко многим религиям .

НРД разные по своей природе и деятельности, но не все из них представляют угрозу обществу. То, что с конфессиональной точки зрения считается сектой, в мирском измерении не всегда ведет к дестабилизации общественной жизни. Многие нетрадиционные религиозные объединения проповедуют трезвость и целомудрие, тем самым внося огромный вклад в морально-нравственное состояние современного общества. Так, во многих африканских регионах работают миссионеры из разных религиозных объединений, которые в некоторых странах могут восприниматься как «секта». Они не только проповедуют, но занимаются еще и социальными вопросами. Поэтому можно согласиться с мнением А. Погасия, что «…борьба с «сектами»…напоминает пресловутую войну с воробьями времен китайской культурной революции. Последствия могут быть такими же» . Также следует иметь в виду, что обвинения в адрес НРД обычно в своей основе имеют домыслы, связанные с культурными различиями, которые могут быть адресованы любым традиционным конфессиям, так как стиль жизни верующего, который вовлечен в активную жизнь своей общины, кардинальным образом отличается от светского образа жизни.

Однако следует признать, что новые религиозные движения так и не превратились в заметный и влиятельный фактор духовно-религиозной жизни постсоветскокого пространства, а Православная Церковь по-прежнему рассматривает НРД как движения, наносящие вред духовному и психическому здоровью людей. Стоит отметить, что криминальный контекст упоминания НРД не соответствует реальной вовлеченности этих организаций в деятельность, вступающую в противоречие с законом. Безусловно, нельзя молчать, если под религией подразумевается деструктивный культ, который разрушает психику человека и ведет к другим негативным последствиям. Но также нужно быть толерантным в отношении людей, исповедующих другие взгляды.

В православной культуре, в связи с длительной традицией господства РПЦ, практически все нетрадиционные религиозные объединения назывались «сектами» . Исключение делалось только для исторических религий национальных меньшинств Российской империи (например, лютеранство). В этом контексте термин «секта» не претендовал на объективность, тем более научность, а заведомо выполнял функцию ярлыка для еретиков. В русском языке понятие «секта» изначально уже само по себе несло негативный эмоциональный оттенок, поэтому восприятие этого слова на личностном уровне и сегодня ассоциируется с чем-то антиобщественным. Тогда как изначально это понятие не несло в себе ничего негативного. В античной Греции «секта» первоначально означала философскую школу или учение, отделившееся от общепринятых правил или господствующего философского учения. Так, христиан многие римские авторы называли одной из иудейских сект. Впоследствии, с ростом христианства и появлением внутри него обособленных групп, слово «секта» уже для христиан стало обозначать ложное учение, отличающееся от кафолической церкви. Однако оно не несло в себе отрицательного значения, как это явно выражено в наше время.

Таким образом, анализ такого понятия, как «секта», показывает его научную необъективность по отношению ко всем НРД. Этот термин не отражает в действительности качественных особенностей новых нетрадиционных религий, а благодаря постоянному негативному освещению в печати и в антикультовой литературе многими воспринимается негативно. Поэтому можно предположить, что он имеет, скорее, другую цель — это компрометация альтернативных религиозных движений вне зависимости от их реального содержания. Когда речь идет о таком понятии, как «секта», необходимо проводить четкую грань между выражениями, отражающими, прежде всего, эмоциональное отношение к предмету, и научными определениями и терминами, которые должны соответствовать объективно установленным, доказанным и под-

крепленным фактами выводам. Ведь, например, религиозный экстремизм или фанатизм может иметь место как в новых, так и в традиционных религиозных системах, а преступная деятельность не зависит от времени происхождения и длительности существования религиозной группы. Научная терминология, прежде всего, имеет целью использование тех понятий и в таком контексте, которые наиболее адекватно и полно отражают суть определяемого явления. Поэтому, при изучении НРД лучше использовать нейтральные термины, например «нетрадиционные религии» или «новые религиозные организации». Однако даже они являются небезупречными и дискуссионными.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

2. Гоигорьева Л.И. К вопросу об использовании понятия «тоталитарная секта» по отношению к новым нетрадиционным религиозным движениям // Личность, творчество и современность. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999. — Вып. 2. — С. 206-210.

4. КислюкК.В. Религиоведение / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер — Ростов н/Д: Феникс; Х.: Торсинг, 2004. — 512 с.

5. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием / Стивен Хассен. — М.: АСТ, 2006. — 315 с.

6. Погасий А. К вопросу о понятии «секта» / А. Пагасий. . Режим доступа: http://www.bibliotheca/sekta1.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kislyk K.V. Religiovedenie . Rostov: Phoenix, 2004. 512 p.

5. Hassen S. Protivoctoynie sektam i kontroly nad soznaniem . Moscow: AST, 2006. 315 p.

Информация об авторе Information about the author

Артюхов Максим Николаевич, аспирант До- Artyuhov Maxim Nikolaevich, Postgraduate stu-

нецкого национального университета, Донецк, dent, Donetsk National University, Donetsk city,

Украина. Ukraine.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *