«Наше Движение сознания Кришны является подлинным, исторически авторитетным, естественным и трансцендентным, поскольку его основой является «Бхагавад-гита как она есть». Постепенно оно становится самым популярным движением в мире, особенно среди молодёжи. Представители старшего поколения также проявляют к нему значительный интерес: отцы и деды моих учеников поддерживают нас, становясь пожизненными членами этого великого общества, Международного общества сознания Кришны. В Лос-Анджелесе к нам часто приходили родители моих учеников, которые хотели встретиться со мной и поблагодарить меня за то, что я распространяю Движение сознания Кришны по всему миру. Некоторые из них говорили, что на долю американцев выпала огромная удача, поскольку именно в Америке я начал распространять это движение. Однако в действительности изначальным отцом Движения сознания Кришны является Сам Господь Кришна, поскольку оно было начато очень давно и пришло к людям по цепи ученической преемственности. Если в этом и есть какая-то моя заслуга, то она принадлежит не мне лично, а моему вечному духовному учителю, Его Божественной Милости Ом Вишнупаде Парамахамсе Паривраджакачарье 108 Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Махарадже Прабхупаде.»
Ритуальная еда кришнаитов
Кришнаиты, то есть члены международного религиозного «Общества сознания Кришны» (ИСККОН), исповедуют одно из направлений индуизма, общее число приверженцев которого ныне стоит в мире на третьем месте после последователей ислама и всех форм христианства.
Кришнаиты, являющиеся членами ИСККОН — возрожденной в основном на Западе (в США, Канаде, Западной Европе) международной организации активного индуизма, являются как бы «боевым авангардом» современной ведической религии, философии и культуры и в силу этого выработали четкие и строгие правила как своего общественного поведения, так и своего быта, и в том числе питания, подчиненного исключительно религиозным задачам. Состав и распорядок приема пищи у кришнаитов прочно и неразрывно связаны с их религией, причем эта связь проявляется не только в определенные религиозные праздничные или постные дни, а в течение всего годового календарного цикла, буквально ежедневно на протяжении всей жизни. Таким образом, у кришнаитов все их питание, вся пища носит ритуальный характер, является чуть ли не главным, основным материальным и наглядным проявлением их религиозного рвения.
В современном мире, помимо самой Индии, кришнаиты обладают тремя сотнями крупных центров «Общества сознания Кришны», и ежегодно это число увеличивается в странах, где прежде о Кришне не имели представления. Планомерный рост и удивительная выживаемость этих религиозных общин объясняется теми изменениями социально-экономического порядка, которые наступили во всем мире в 90-е годы в результате глобальных политических сдвигов и которые стали причиной резкого увеличения слоя людей, лишенных уверенности в завтрашнем дне или неспособных обеспечить себе существование.
Международная организация кришнаитов протягивает как бы руку помощи этим людям, берет на себя решение всех проблем, связанных с обеспечением своих приверженцев жильем, одеждой и ежедневным питанием, в обмен на их бесплатный труд.
В чем же сущность ведической (кришнаитской) системы питания?
Во-первых, кришнаиты исходят из того, что в пищу человека не должны входить мясо животных и птицы, а также рыба, яйца или иные живые, а потому «нечистые», существа (морепродукты, улитки, устрицы, саранча и т. п.).
На Западе часто кришнаитскую систему питания отождествляют с вегетарианством. Это совершенно ошибочное определение, ибо в вегетарианстве существенную роль играют, например, яйца и нет никаких исключений для пищевых продуктов растительного мира.
В кришнаитском же питании, наоборот, исключены такие нужные для кулинарного процесса растения, как лук и чеснок, запрещены напитки растительного происхождения — чай и кофе. Но в то же время в ряде случаев определенным людям разрешается употреблять мясо, кроме говядины, то есть мяса коров, которые считаются «праматерями человечества», священными животными.
Можно также употреблять пищу, запрещенную во время строгих постов в других конфессиях, в частности, христианстве. Дело в том, что и католики, и православные, и протестанты исключают из постной пищи и любых постных блюд такие компоненты, как масло, молоко, сливки, сыр, творог и иные кисломолочные продукты, считая их скоромными.
Кришнаитская кухня, наоборот, считает сливочное масло, а тем более все растительные масла, а также молоко и все его производные — основным, главным, непременным, постоянным элементом каждодневного питания, своего рода обязательной священной пищей.
Таким образом, ни по составу, ни тем более по композиции блюд пища кришнаитов не похожа ни на вегетарианскую европейскую, ни на постную религиозную, употребляемую приверженцами христианских религий.
Основу ее составляют злаки, то есть зерно различных растений и мука из них, причем огромную роль играют бобовые (горох, фасоль, нут, бобы, чечевица, соя, маш), являющиеся основным источником белков, а также хлебные злаки (пшеница, рис, ячмень, джугара) и далеко не в последнюю очередь жиры — сливочное масло, растительные масла, молочные продукты, молоко и особенно йогурт (катык). Отсюда широкая возможность приготовления в кришнаитской кухне всевозможных мучных блюд, каш в сочетании с маслом, молоком, творогом.
На втором месте стоят орехи, грибы, овощи и фрукты, создающие, с одной стороны, основу питания, а с другой — многочисленные и разнообразные дополнения к мучным блюдам и особенно часто используемые в супах, соусах, сладких блюдах.
Совершенно исключительное место в кришнаитской (ведической) кухне занимают пряности: черный, красный, белый перец, кубеба, корица, бадьян, кардамон, имбирь, калган, куркума, асафетида, ажгон, зира, петрушка, укроп, базилик, кориандр, широкая гамма разнообразных карри.
Именно пряности в сочетании с жирами дают возможность создавать из злаков, овощей и фруктов разнообразные, отличающиеся по вкусу и аромату блюда и тем самым обеспечивать людей неприедаемой, вкусной пищей, хотя ее энергетическая ценность может быть весьма скромной.
Что же касается содержания конкретных блюд, то поскольку пищевой состав всего питания четко очерчен, в их повседневной композиции допускается полная свобода, хотя в целом придерживаются традиционной рецептуры. Общий же состав и, главное, вкусовая гамма ежедневной пищи могут сильно меняться и колебаться. И именно это обеспечивает неприедаемость кришнаитской кухни несмотря на все те искусственные пищевые исключения и запреты, которые в ней предписываются и соблюдаются.
Распорядок дня, и в том числе распорядок принятия пищи, у кришнаитов весьма строго определен и неукоснительно выдерживается.
Кришнаитский «день» начинается в 3:30 ночи (или «утра»). В 4:15 начинается религиозная служба — моление Кришне. Во время нее Кришне «предлагают» сочные сладкие ароматные блюда или свежие плоды. Часть этих «жертвоприношений» делится и съедается кришнаитами после службы, примерно около 6:00 утра. Это — небольшая «затравка», «закуска».
После медитации и лекции по ведической философии организованные в коммуны кришнаиты завтракают: в 8:00—8:30 они получают так называемый прасад. Сюда входят лепешки, каша, орехи, молоко или йогурт, блюда из овощей и фрукты.
С 9:00 до 14:00 кришнаиты работают, а в 14:00—15:00 следует обед — главный прием пищи у кришнаитов. На обед, как правило, подается рис, затем дал (суп из бобовых, чаще всего фасолевый), тушеные овощи (в масле) и к ним индийский хлеб чапати и еще какое-нибудь одно или два кушанья, в том числе сладкое.
Воскресный обед увеличивается до 10—12 блюд!
В 19:00 кришнаиты собираются для вечернего моления-пения, слушают очередную лекцию о Кришне и, ограничившись стаканом йогурта, ложатся спать в 21:00 или, самое позднее, в 21:30, чтобы проснуться на другой день опять в 3:30. Таким образом, они спят по шесть — шесть с половиной часов в сутки.
В целом такой распорядок дня — здоровый, ненапряженный, но он приемлем лишь для людей дисциплинированных, со скромными жизненными идеалами и к тому же тренированных в этом духе с юных лет, причем психологически являющихся «жаворонками», то есть людьми, которые привыкли делать основную работу в первой половине дня. Для потенциальных «сов» кришнаитский режим совершенно неприемлем, и непонимание этого обстоятельства часто приводило к большим трагедиям.
В отличие от большинства религий современные кришнаиты придают огромное значение именно распространению ведического питания как одному из основных направлений своей религиозной деятельности. В 70-х годах XX в. ими была основана программа «Пища жизни», согласно которой они проводили массовые акции бесплатного обеспечения ведической горячей пищей населения районов стихийных бедствий.
Так, эта программа осуществлялась во время Спитакского землетрясения в Армении, во время гражданской и национальной грузино-абхазской войны и во время войны в Чечне. В самый разгар чеченской трагедии в разрушенном и охваченном пожаром Грозном появились 12 кришнаитов, которые в тяжелейших условиях, на привозной воде, готовили ведическую пищу и раздавали в день до трех тысяч горячих обедов. Всего за последние десять лет кришнаитская программа «Пища жизни» распространила в России свыше трех с половиной миллионов бесплатных обедов. К концу 90-х годов в России действуют около ста кухонь и кафе, в которых кришнаиты готовят и распределяют свою ведическую (растительную) пищу бесплатно различным категориям бедствующего населения.
Правда, реальный результат этой деятельности пока весьма незначителен. Люди, конечно, охотно получают продовольственную бесплатную помощь со стороны кришнаитов, особенно их горячие, вкусные обеды, но их последователями в результате становятся крайне незначительное число — доля процента — людей, ими облагодетельствованных. Однако это не смущает кришнаитов и руководителей ИСККОН. Они продолжают свою религиозно-кулинарную работу с прежней активностью.
Большое значение имеет то, что у кришнаитов приготовлением пищи занимаются кулинары-профессионалы высокой квалификации. Это обеспечивает одинаково хорошее качество питания для всех участников кришнаитских коммун, а также для всех, кто пользуется услугами кришнаитской продовольственной благотворительности. Именно это и отличает кришнаитскую пищевую деятельность, кришнаитские благотворительные обеды от благотворительной пищевой помощи других международных организаций (ООН, Красного Креста, Армии спасения и т. п.), у которых продовольствие часто распределяется в сухом виде, в виде полуфабрикатов и консервов, а горячие обеды исполняются в чрезвычайно посредственном виде — стандартные супы и каши, лишенные кулинарных достоинств и привлекательности.
Содержание
Ритуальная смерть
Ритуальная смерть В Олонецкой губернии крестьяне считали, что кость «ильинского» быка утраивает удачу. (Жертву и трапезу устраивали на Ильин день – отсюда и название.) Поэтому во время коллективной трапезы каждый норовил ухватить кусок мяса с костью – считалось, что
XXI. Ритуальная жертва
XXI. Ритуальная жертва К концу своего правления Калигула совершенно утратил всякую поддержку народа, о чем свидетельствует почти полное отсутствие уважения к памяти принцепса после его убийства. Главная причина этого — учреждение им налогов на продукты питания. За все
Церемониал и ритуальная утварь
Церемониал и ритуальная утварь Наиболее ранние материалы, подробно описывающие весь церемониал в различных ритуалах, зафиксированы в надписях на бронзе , в «Шуцзин» и «Шицзин». Еще больше сведений (хотя уже в значительной мере относящихся к более позднему
Ритуальная символика
Ритуальная символика Специальное изучение древнекитайской бронзы и нефрита показало, что в конкретных условиях Китая изделия из бронзы и нефрита играли, как правило, роль, которую во многих других древних цивилизациях играла каменная скульптура и другие ритуальные
Ритуальная символика и взаимовлияние религии и художественного творчества
Ритуальная символика и взаимовлияние религии и художественного творчества Символика благопожеланий способствовала расцвету символики вообще, увеличению ее роли в жизни, искусстве и культуре страны. Складывавшаяся на протяжении долгих веков практика использования
Ритуальная казнь
Ритуальная казнь Убийство Царя, его Семьи и самых близких слуг – это не просто уголовное преступление. Это деяние исторического масштаба и одновременно сатанинский ритуал.Исторический масштаб события таков, что без правильного его понимания, вся история России будет
Намаз — ежедневная ритуальная молитва
Намаз — ежедневная ритуальная молитва Религиозные предписания в исламе служат установлению прочных связей между человеком и Богом, человеком и обществом, а также человеком и окружающей средой. Взаимоотношения в каждой из этих систем строятся на том, что человек
Ритуальная обувь
Ритуальная обувь Изучая памятники древней литературы, учёные обнаружили слово «плесница». Происходит оно от слова «плесна» (теперь мы произносим его «плюсна») – часть стопы между голенью и пальцами. Содержание текстов позволяет предположить, что речь идёт о
похожие видео
Беседа отца Андрея с человеком, имевшим за плечами двадцатисемилетний опыт пребывания в кришнаизме под именем Арджуна Валлабха Дас. Андрей Головацкий рассказывает о личном духовном поиске, об ошибках и разочарованиях, жажде перемен и неожиданных открытиях. Собеседники затронут проблему кришнаизма в России и жизненных принципов.
0:04 Знакомство с гостем — Андреем Головацким.
2:28 Коротко о прошлом бывшего кришнаита.
3:14 Влияние Бхагавад Гиты и желании поменять свою жизнь.
6:10 Воспоминания детства о верующей бабушке, старообрядцах и добрых людях.
11:02 Жажда перемен и дорога в Москву.
16:19 Холодный прием кришнаитов.
20:15 Первые встречи, первые впечатления.
25:33 Распорядок жизни кришнаита, наполненный молитвой и служением.
28:58 О посвящении и монашеской жизни кришнаитов в храме.
32:52 Аскетичная жизнь на Алтае.
39:16 О духовном росте.
41:00 Два года авантюризма в Томске.
46:56 О конфликте с президентом храма и изнанке духовной жизни гуру.
50:05 Активная деятельность в Якутии.
55:40 Об отношениях кришнаитов с представителями православной церкви и о борьбе против лжи.
1:00:06 О гнилой системе кришнаитов, доходах и проповедях.
1:04:10 Переход на деятельность бескомпромиссного критика в интернет пространстве.
1:10:22 Ощущении бесполезности борьбы, усталости и разочарования.
1:13:15 О жизненных принципах.
1:15:15 О сегодняшних кришнаитах, в России.
1:23:33 Коротко о жизни в Питере
1:25:47 Многоликая Юго-Восточная Азия и неожиданные открытия.
1:28:14 Индия.
1:32:03 Изменения ценностей, переход в агностицизм.
1:34:40 Вьетнам.
1:38:05 Об отношениях с православными.
1:41:09 О надеждах, ожиданиях и кризисах.
История кришнаизма. Киберпоп + Арджуна Валлабха дас — YouTube
Снова в гостях у Киберпопа бывший кришнаит Арджуна Валлабха дас. Сегодня гость о.Андрея расскажет об истории зарождения бенгальского вайшнавизма, о провальной миссии гуру Прабхупада на Запад.Озвучит свое личное видение проблем кришнаизма в прошлом и настоящем.Далее мы станем участниками дискуссии о святых и святости в кришнаизме и христианстве и сопоставление двух религий. Ну и традиционно : учимся слушать собеседника и уважать его мнение и веру )))
1:14 Кришнаитом невозможно стать, только родиться?
5:16 Кришнаизм не религия? Йога как метод связи с богом.
7:58 Каким образом кришнаизм проник за пределы Индии? Планы по завоеванию Запада. Миссионерство-как трагическая ошибка кришнаизма.
23:24 Зарождение бенгальского вайшнавизма. Истинный гуру.
33:22 Отношение Кришны к воле человека.
34:04 Крах миссионерства на Западе. Шрила Прабхупада.
47:49 Радханата Свами-современный святой в кришнаизме.
49:52 Что такое святость в кришнаизме и христианстве?
1:00:58 Как появился кришнаизм в России?
1:10:34 Есть современные хранители истины в кришнаизме?
1:15:31 Как на «исторической родине» смотрят на кришнаизм в других странах? Отношение к «собратьям» в России.
1:21:09 Нетолерантное отношение к христианам в Индии.
1:25:04 Дергадация веры в Индии. Духовные традиции.
1:27:26 Сопоставление кришнаизма и христанства. Христианство-для всех, а кришнаизм для избранных?
Арджуна Валлабха дас: Ответы на вопросы — YouTube
Беседа сегодня приняла неожиданный оборот. Задумывалась она как ответы на вопросы, но тема Камасутры заняла значительное время в диалоге о.Андрея и Арджуны. Оказывается Камасутра не всем одинаково полезна, ее создатель был…лучше вы услышите об этом сами и удивитесь. Кроме этого узнаем об идеальной кришаитской семье, отношении кришнаитов к гомосексуализму и привязанности к животным. О женской природе (феминистки, приготовьте помидоры) и райских планетах, а так же о том, готовы ли кришнаиты пойти на смерть за веру. Слушаем с вниманием и интересом и высказываем свои мысли по поводу диалога.
2:16 Так все же кришнаит Арджуна или нет?
6:05 Кем для Вас является Христос ?
8:08 Что Вы знаете о православии, о творении святых отцов?
11:36 Как кришнаиты относятся к семье? Отступление: немного о западном кришнаизме.
18:44 Идеальная кришнаитская семья.
20:55 В чем тоталитарность кришнаизма?
22:16 В чем служение жены мужу?
24:02 О Камасутре
28:56 А судьи кто? Кому можно воспользоваться Камасутрой?
31:24 О природе женщин и привязанностях.
37:12 Отношение к гомосексуализму в кришнаизме и христианстве
43:50 О моменте смерти, Камасутре и сансаре.
46:27 О привязанности к животным
48:27 А всем ли Камасутра полезна? В чем таится опасность?
55:02 Что там, на райских планетах?
57:01 Муж кришнаит, жена православная. Как им жить?
1:05:50 Можно ли заставить кришнаита отказаться от своей веры?
1:11:24 О кришнаитских и христианских мучениках за веру.
1:17:13 Так почему все таки кришнаиты дорожат своей «очередной жизнью»
1:21:14 Какое отношение у российских кришнаитов ко Христу?
Арджуна Валлабха дас: Ответы на вопросы#2 — YouTube
В прошлой беседе о. Андрей и Арждуна Валлабха дас начали отвечать на вопросы подписчиков канала. Но неожиданно горячая тема отвлекла от первоначальной цели. Сегодня, наконец, вы получите ответы на вопросы. Дискуссия получилась похожей на американские горки : то темы поднимались высоко в духовный мир, то неслись стремительно на землю грешную. От святых к политике, от блудной страсти к жизни вечной. Как всегда ждем от вас комментариев и уважения к иной вере.
00:00 Приветствие участников дискуссии
01:37 Камасутра и блудная страсть в кришнаизме.
05:44 Семья-печальная необходимость?
08:52 Какой смысл в рождении детей?
12:02 Кому поклоняются кришнаиты? Кто такой Брахма?
13:30 Кришнитские психологи-кто они? Сатья Дас. Матаджи Арчи.
20:04 Отношение кришнаитов к самоубийству.
25:32 Можно ли быть святым вне религии?
34:37 Есть ли Бог в йоге?
43:37 О харе, многострадальном российском народе и патриотизме.
54:32 Возможно ли сменить касту в индуизме?
59:15 Как происходит обучение обрядам в кришнаизме?
1:02:11 Арчана-обряд «Служение Божествам»
1:08:06 Почему Арджуна так долго оставался в кришнаизме, хотя понял порочность системы?
1:11:37 Что такое духовный рост в кришнаизме?
1:19:05 Чем отличается кришнаизм от индуизма?
1:22:22 О Бхагават-Гите
1:26:36 Об «организованной религии» и нежелании в ней находиться
1:32:18 Кришнаизм-страшная тоталитарная секта?
1:35:02 Духовное небытие или вечное бытие?
1:35:34 Об отношении к А.И.Осипову
1:37:41 Циклы и эпохи в кришнаизме. Кали-Юга.
1:39:12 Как спасаются животные?
1:41:52 Может ли быть неиндус индуистом?
1:42:34 Про ад
1:44:09 Поздравления с Новым годом.
Реинкарнация. Киберпоп плюс Арджуна Валлабха Дас — YouTube
Новая встреча Киберпопа с Арждуна Валлабах Дас. Речь идет об интересной теме, часто встречающейся в вопросах подписчиков- реинкарнация в индуизме, в частности, кришнаизме. О карме и манрах, о йоге и очищении. А также о понятиях, встречающихся в обеих религиях: ад и рай, стремление к совершенству, боговоплощении, божественном сиянии. О различиях во взглядах на мир, жизнь, тело человека. Посмотрим на христиан глазами кришнаита и удивимся некоторым вещам в религии Кришны.А вообще-просто будем учиться разговаривать друг с другом: без оскорблений, без вражды и с уважением к вере собеседника.