Секты тоталитарные

Анна Большова — актриса известная. Она стала звездой «Ледникового периода», много снимается в сериалах («Остановка по требованию», «Жаркий лед» и др.), играет в театре «Ленком» (главная роль в «Юнона и Авось»). И хотя не любит афишировать свою личную жизнь, об одном журналистам известно: у нее нелады с матерью.
Недавно в программе «Женский взгляд» Оксана Пушкина сказала, что Большова ей пожаловалась — получила от матери такое страшное письмо, что теперь вообще ее знать не хочет: якобы мать ее прокляла. Что скрывается за этой неутихающей семейной ссорой? Когда-то ходили разговоры, что Анна Большова попала под влияние секты, а мать этому воспротивилась. Затем сама Анна опровергала слухи — мол, она просто сторонница здорового образа жизни… Мы решили выяснить, где же здесь истина. И вот что узнали.
Как все началось
Анна Большова родилась в интеллигентной дружной семье. Ее мама — медик. Папа — директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики. Родители прожили в браке 30 лет. И все было нормально, пока мама актрисы Наталья Михайловна не познакомилась с удивительной женщиной, с появлением которой семья Большовых начала новый отсчет времени…
По словам Натальи Большовой, она всегда искала духовного развития. А новая знакомая Анна Канаева, которая некоторое время жила в Индии и ей открылись новые знания, увлекла своим учением. «Сначала я со своей семьей посетила лекции Канаевой. А затем, впечатленные, мы приняли приглашение приехать под Харьков в поселение, где располагалась ее община «Долина Солнца», — говорит Большова. Здесь все знали Канаеву под ее духовным именем Асмито. Семья Большовых не жила там постоянно, а просто стала часто туда приезжать… Асмито давала советы, участвовала во внутрисемейных делах. Тогда все это маме актрисы казалось нормальным.
Когда живет большая семья и в ней есть мудрая бабушка, которая что-то тихонько советует, желая добра, ты ее слушаешь, внимаешь советам… По словам Натальи Большовой, ей в «Долине Солнца» было хорошо до тех пор, пока ее не поставили перед фактом — Асмито распорядилась, что муж Большовой будет жить с ней… Этого Наталья Михайловна выдержать не смогла. Ее дочери и муж ополчились против нее, видимо, уже полностью попав под влияние Асмито. Наталья Михайловна была вынуждена уехать из «Долины Солнца». И потеряла свою семью…
Асмито увела мужа
Актриса Анна Большова не захотела поддержать свою родную мать, а начала считать своей мамой Асмито — настолько сильно увлеклась идеями и «общим духом» своей новой большой семьи, «Долины Солнца». О том, что же происходило в этой общине, «Комсомолке» рассказал муж старшей сестры актрисы Сергей Тищенко, тоже оказавшийся под влиянием секты.
— В «Долине Солнца», куда наша семья попала, практиковалось учение индийского мистика Шри Раджниш Оша, убежденного в том, что в каждом человеке скрыт Будда, просветленная сущность, которой нужно дать выход. В поселок Буды в Украине (под Харьковом) люди приезжали специально, чтобы стать учениками Асмито и пройти путь к просветлению, — рассказал Сергей. — На первый взгляд это была обычная деревня — домики, коровники. Одна на всех столовая. Люди вели натуральное хозяйство. Кто-то, продав жилье, перебрался сюда на постоянное жительство. Кто-то, как наша семья, бывал наездами. Знаю, что отец Анны Большовой Леонид отдал в бюджет секты 50 тысяч долларов. Вообще все ученики Асмито должны были беспрекословно слушать наставницу и передавать свои средства на пользу общины — официально она была зарегистрирована в Украине как «Община здорового образа жизни «Долина Солнца».

Семьи в «Долине Солнца» создавались по разрешению Асмито. Она сама говорила, кто с кем будет жить. Если мужчина и женщина, которых соединяла Асмито, не испытывали друг к другу притяжения, в этом виделось преодоление, которое необходимо на пути к просветлению.
Для меня одним из преодолений стало ходить по горячим углям. Я научился этому. Но что меня коробило — то, что личные, интимные проблемы людей выносились на всеобщее обсуждение. Без разрешения Асмито в секте никто не мог вступать с кем-либо в сексуальный контакт. Интимная связь с Асмито считалась престижной. Мне все казалось вполне логичным, пока дело не дошло до меня. Асмито на вечерней проповеди сообщила, что эту ночь с ней проведу я. Моя жена Алена, сестра Ани Большовой, расплакалась, но выбежала из комнаты, чтобы не показать наставнице, что ее огорчает это решение… Мои отношения с женой стали разлаживаться… Тем временем наставница озаботилась судьбой своей любимицы, «визитной карточки» общины актрисы Анны Большовой. К ней она подталкивала своего 16-летнего сына Антона…

Слева направо: отец актрисы Леонид Большов, Анна Большова, ее мачеха Анна (Асмито) с сыном Давидом (на руках) от Леонида Большова и сыном Антоном, сводным братом и экс-мужем актрисы.
Странный брак Анны Большовой
Когда наставница велела отцу актрисы Леониду Большову стать ее мужем, матери Анны это не понравилось. Асмито тут же сообщила членам секты, что Наталья лентяйка и саботажница и ей тут не место. Мать Анны выкинули из секты, а Леонид и Асмито поженились, причем гуру взяла его фамилию и стала Анной Большовой. Говорят, это Асмито решила, что ее сын будет подходящей парой для актрисы. Все вместе они поехали в свадебное путешествие, где вместе обвенчались в церкви. И вместе поселились в московской квартире Большовых. Этот брак звезды «Ленкома» вызвал изумление в светской тусовке.
Большовой было 25 лет, а ее мужу и сводному брату только исполнилось 18. Тем не менее сама Анна рассказывала журналистам, что решение о свадьбе они приняли сами и в их семье все так здорово и дружно. Про мачеху рассказывала с неподдельным придыханием, а про родную маму предпочитала молчать. Однако супружеская жизнь Анны не сложилась, актриса сама позже призналась, что ее муж оказался не готов к этому… Ее вторым мужем стал член общины художник Александр Макаренко. При этом оба супруга стали жить под одной крышей.
Почему «Долину Солнца» прогнали из Украины
— Еще когда я был внутри секты «Долина Солнца», слышал о грандиозных планах наставницы, — рассказывает Тищенко. — Асмито говорила, что Леонид Большов должен подтянуть в общину свои связи и открыть на базе коммуны реабилитационный центр чернобыльцев. Анне Большовой Асмито предлагала открыть в деревне что-то вроде центра отдыха артистов. Над финансовым вопросом плотно работал Леонид Большов. Но сняться с насиженного места «Долине Солнца» фактически пришлось из-за меня. А получилось так, что я, после того как Асмито развела меня с женой, сестрой Анны Большовой, на время уехал в Москву к маме, которая все подсовывала мне почитать литературу о сектах. Мама — верующий человек, и ей изначально не нравилась «Долина Солнца». Когда мне открылось, что я с женой и сыном попал в секту, попытался вытащить оттуда своих. И тогда узнал, как сурова может быть гуру. И какие у нее есть связи. По указке Асмито в отношении меня было возбуждено в Украине уголовное дело о том, что я якобы нанес телесные повреждения людям общины. В процессе расследования стало ясно, что преследовать-то надо саму «Долину». Ведь она не что иное, как секта. Мой адвокат получил официальное заключение об этом. Секту из украинской деревни прогнали.

Что сегодня?
Как нам рассказали, сегодняшние последователи Асмито предпочитают «не светиться». Но, судя по всему, деятельность свою не прекратили. По последним данным, часть членов общины обитает сегодня в Новосибирске, часть — под Тверью, некоторые — в Москве. По словам Сергея Тищенко, в его бытность все члены секты сдавали в общий бюджет заработанные деньги. То же самое делала Анна Большова. Как ему кажется, подобное происходит и сегодня… Тем не менее, само семейство Большовых категорически отрицает, что они якобы держат секту, называя все разговоры об этом наветами недоброжелателей.
Прямая речь
Мама Анны Большовой: «Там остались мои внуки»
Мы дозвонились до мамы Анны Большовой Натальи.
— Наталья Михайловна, как вам удалось вырваться из секты «Долина Солнца»?
— (Тяжело вздыхает.) Я поняла, что в своем стремлении найти духовное развитие заблудилась. Не туда зашла. Теперь понимаю, что моя главная ошибка в том, что я в то хорошее, как мне казалось, место привезла свою семью. Но справилась, выдержала. Но какой ценой! И ладно бы рассталась с мужем, всякое бывает. Но там остались мои дети. А сейчас уже и внуки. Дочки прекратили со мной общение.
— Рассказывают, когда Анна Большова родила сына, вы ей сказали, что не хотите видеть внука: раз дочка предательница, вы ее не простите.
— Это полная чушь. Анна знает мой телефон, но, видимо, не хочет со мной общаться. Я с изумлением в программе Оксаны Пушкиной услышала — телеведущая сказала, что, как ей пожаловалась Анна, когда она родила сына, вскоре получила якобы от меня письмо по электронной почте с такими словами, что, прочитав, пообещала: «Мать никогда не увидит внуков. Нам с ней не о чем говорить после такого!» Вы понимаете, что я ничего не писала?! Кто написал от моего имени ей письмо, я могу только предполагать. Мне прекрасно известно, как Асмито настраивала против меня моих детей.
— Говорили, ваша дочь Анна рассказывала о том, что вы ее прокляли.
— О чем вы говорите! Я верующий человек. Что я только не делала за десять лет разлуки с дочками, чтобы открыть им глаза. Поверьте, я боролась за детей. Но потом мне стало ясно, что все бесполезно.
Мнение церкви
По мнению священнослужителя Анатолия Берестова, который возглавляет Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, «Долина Cолнца» — тоталитарная секта, в которой жизнь людей подчинена одному руководителю. «Ни один человек не вправе вторгаться в душевную жизнь людей и тем более подчинять сознание людей, их душу своей воле, — говорит Берестов. — Я общался с пострадавшими от этой секты людьми, читал документы. О «Долине Cолнца» написал в своей книге «Под маской православия».
Анна Велигжанина, «Комсомольская правда в Украине»

Александр Леонидович Дворкин

Сектоведение

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

(1 Ин. 2,18)

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

(2 Тим.4,3–4)

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.

(1 Тим.4,1)

Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

(Тит.1:10–12)

Душа бо человеческая, яко дух, от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана; Когда от Него отлучиться, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питает…

Святитель Тихон Задонский

Предисловие

Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение” сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия.

Несомненные достоинства собранного и систематизированного материала об учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект делают это исследование настольной книгой миссионера на любом приходе, который живет в окружении агрессивной экспансии деструктивных культов и куда обращаются простые люди, ища защиты и правдивой информации о культах. Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994 года, обязательных для всей Церкви. Православная позиция автора, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений века сего, является ориентиром для любого читателя, который сможет увидеть тоталитарные секты глазами православной традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина «методологический агностицизм” и «бесценностный” подход просто невозможны, так как все мы имеем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованный нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви.

Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский

Третье за пять лет издание (вновь в значительной доработке) книги Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение” свидетельствует в первую очередь о востребованности трудов такого рода. К сожалению, государство и народ в их нынешнем духовном состоянии не смогли адекватно отреагировать на агрессию сект, которые фактически оккупировали всю страну, включая и такие «медвежьи углы”, где и самим медведям не больно весело живется.

«Сектоведение” — труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А. Л. Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением.

Самым крупным недостатком книги является ее малый тираж.

Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем. И поскольку автор все время призывает читателей поучаствовать в процессе улучшения его труда, дерзну высказать также пожелание по совершенствованию книги. В силу того, что автором уже очень много сделано в сфере изучения сект как явления, представляется весьма желательным выделение в отдельную главу и составление возможно полного резюме исследованиям сект со всех сторон: исторической, богословской, государственной, педагогической, психологической и психиатрической, юридической, финансовой, нравственной, духовной, аскетической, философской и т. д., — а также включение в нее еще более подробного рассказа об опробованных методиках профилактики сектантства и реабилитации его жертв.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Предисловие автора к третьему изданию

Объект сектоведения изменяется столь стремительно, что каждое новое издание должно подвергаться значительной переработке. Происходят новые события, возникают и набирают популярность новые секты, изменяются и трансформируются старые. Все это необходимо отражать на страницах книги. Мы вновь выражаем благодарность нашим внимательным читателям, указывавшим на неточности и высказывавшим пожелания об улучшении этой книги.

Целый ряд глав был переписан практически заново, и во все главы были внесены изменения и дополнения. В книгу добавлено значительное количество новых разделов. Все большее влияние в стране приобретают неохаризматические/неопятидесятнические секты, все больше возникает отечественных тоталитарных сект — продукта преломления сознания «Нью эйдж” в постсоветском менталитете. Мы постарались отразить эти процессы в новом издании.

Пока мы не считали нужным писать о нео и псевдобуддийских тоталитарных сектах (за исключением» Аум Синрикё”), действующих у нас или пытающихся обосноваться в нашей стране, таких как «Сока Гаккай”, «Ничирен Шошу”, Карма Кагью”, культ Чинг Хай и пр., — слишком уж маргинальным явлением они пока являются в России. Число последователей каждой из этих групп не превышает ста человек — и это при самых «оптимистических” оценках, и, несмотря на все усилия руководства, роста численности не наблюдается. Тем не менее, возможно, в следующих изданиях, в связи с заметным сейчас ростом пришедшей из Китая секты «Фалуньгун”, будет необходимо добавить в книгу небольшой раздел о псевдобуддийских сектах.

Безусловно, написать о всех сектах, действующих сегодня в России, невозможно. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколько-нибудь исчерпывающий список. Мы стремились представить как можно более широкий спектр различных тоталитарных сект, чтобы у читателя сложилось представление о самых разных их типах. В этом издании мы постарались дать хотя бы краткие характеристики тем тоталитарным сектам, о которых мы не имели возможности рассказать подробно, или, по меньшей мере, упомянуть их в соответствующем контексте. И если по прочтении книги читатель сможет сам разобраться и оценить, что представляет из себя та или иная секта, не упомянутая на этих страницах, мы будем считать нашу задачу выполненной.

В приложении к книге в числе ряда важных документов о тоталитарных сектах, принятых Русской Православной Церковью на ее Архиерейских Соборах и на организованных ею конференциях, читатель найдет и решения прошедшей в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века”. Имеющийся среди них список действующих в России тоталитарных сект хотя, безусловно, далеко не исчерпывающий — все же самый полный на сегодняшний день. Надеемся, что все эти документы станут важным дополнением к книге.

Пишет мне Бойцова Ольга:
Мирослав, у нас в приходах Православных церквей беда. Пришла секта Классические беседы. Во главе стоит Ирина Шамолина. Работает в патриархии советником Дмитрия Смирнова по вопросам семейного образования. Я была в этой организации. Очень сомнительного качества образование за деньги. Но что страшно. Во-первых, они используют очень страшную книгу для деток 12 лет. Сыщик логических ошибок. Эта книга свободно продается на сайте «Центр поддержки семейного образования». Прилагаю несколько цитат. Они извинились, сказали что исправят, хоть там через страницу просто про убийства говорится, но дети в нашем храме по ней занимаются. И еще в 80 городах, в основном в православных приходах. Стоит людям начать критиковать программу (в том числе и священникам), как они налетают и начинается травля тех, кто посмел критиковать. Программа создана протестанским мессионером Ли Бортнис, которая не скрывает своих целей: прозолетизм с помощью программы. Шамолина утверждает, что переделала ее на православную. Я нашла американский блог, где мамы, ушедшие из Классических бесед общаются анонимно, так как организация начинает их травлю. У нас небольшая группа тех, кто пытается бороться с напастью. Но на наши письма в патриархию нет никакой реакции. Дмитрий Смирнов активно общается с Шамолиной, но только на тему семейного образования. Программу Классические беседы он не благословлял. К нему ходили — говорит: разбирайтесь сами. Я очень вас прошу, посоветуйте, что делать, к кому обратиться?

Я пока только ответил: Дорогая Ольга, это книги шизофреников для шизофреников (шизо- френос — расщепление мозга) Ни взрослым, ни детям нельзя мыслить в таких категориях. Я думаю, нужно писать в Патриархию, в Отдел церковного образования, в Московскую Духовную академию и семинарию, ведущим богословам, начиная с Осипова, Скурата, Сидорова, митр. Иллариона (Алфеева), протодиакона Андрея Кураева, прот Артемия Владимирова и проч,чтобы они дали свое заключение. И с этими заключениями — снова в Патриархию. Я думаю, они быстро все это прекратят.

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Сегодня в Узбекистане функционирует ряд духовных и религиозных общин, которые вовлекают в свою деятельность множество людей. Проблема в том, что некоторые из них вызывают много вопросов и даже представляют опасность для общества и государства. Корреспондент Podrobno.uz попытался разобраться в этих сектах, методах их воздействия и возникающих последствиях.

Митрополит Викентий – архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа в интервью Podrobno.uz рассказал, чем опасны секты и как в них попадают граждане Узбекистана.

Путь в секту

– В стране был определенный период, когда различные секты пользовались достаточно большой популярностью, как среди молодежи, так и старшего поколения. На ваш взгляд, почему тогда они оказались настолько привлекательны?

– Для начала отмечу, что главный закон страны – Конституция Узбекистана – гарантирует право на свободное вероисповедание. В законодательстве Узбекистана отсутствует такое понятие, как «секта», а значит и запретить деятельность той или иной организации на основании того, что она является сектой, невозможно. В том числе по этой причине, в открытую мы не можем вести борьбу с сектантами.

Раньше, когда опыта у меня было поменьше, я активно и неприкрыто вел борьбу с ними. Однако моя борьба приносила больше шума, чем результата. Неоднократно разгорался нешуточный конфликт между церковью и сектантами. Представители сект начали приходить в церковь и вести себя неадекватно и развязано. Я понял, что этим методом можно только разъярить сектантов, и не более. Сегодня мы пытаемся больше популяризировать традиционные религии. Чем активней мы будем работать в этом направлении, тем меньше людей будут попадать на удочку сектантов.

Что касается того, почему люди массово шли в секты в девяностых и начале нулевых, то объяснить их интерес очень просто. Во-первых, люди были менее грамотны в вопросе религии, а во-вторых, было неспокойное время. Финансовое положение населения оставляло желать лучшего. Естественно, когда сектанты обещали получить не только душевное спокойствие, но и решить материальные вопросы, люди, не задумываясь, вступали в их ряды.

– Чем опасны секты и как в них попадают?

– В секту не приходят добровольно. Туда впервые человека приводят. Новичка погружают в атмосферу заботы, любви и особого внимания, тщательно скрывая истинные мотивы секты. И у человека создается впечатление, что ему очень повезло сюда попасть.

Сектанты по-разному отталкивают людей от традиционных религий. Если речь идет о православных, то им говорят, что в отличие от церкви они более открыты и всегда готовы за чашкой чая растолковать Евангелие. Да, отчасти они правы, но так было раньше. Сейчас мы тоже проводим собеседования по Священному Писанию и огласительные беседы. Кстати, как только мы начали вести огласительные беседы, к нам стали приходить из сект и возмущаться, потому что они теряют аргумент для обвинения Православной Церкви, что она не занимается с прихожанами.

У сект есть много способов вербовки и удержания своих последователей. Многие думают, что самая большая угроза – это лишение материальных благ. Но это совершенно не так. Да, жертвы отдают сектантам все свои деньги, жилье, автомобиль. Но самое ужасное – это психологическое разрушение человека.

Сектанты изнутри ломают людей, а сломленный и неконтролируемый человек – страшное оружие. Нам сложно работать с пострадавшими от сектантов, так как психика у них серьезна надломлена. Приходится долго и много беседовать с ними, чтобы убедить их встать на правильный путь.

Замечу, что в основе этого не последнее место занимают и политические интересы. Сегодня сектанты ведут деструктивное действие на политическом фоне, это можно увидеть в некоторых странах. Определенные секты активно пытаются внедриться в госорганы и наладить контакт со многими структурами власти.

Кстати, руководители сект в основном находятся за границей. Следовательно, оттуда же поступают финансы. Под видом религии лидеры и адепты сект могут исполнять «грязные дела», возбудить в народе недовольство, ропот, осуждение всех и вся, что является страшной разрушительной силой, способной уничтожить целые государства. Некоторые секты проповедуют чтобы люди не становились донорами и не служили в армии. А ведь вооруженные силы нужны для того, чтобы сдерживать зло, защищать Отечество от внешних врагов, но как видно не все этого понимают.

– По каким признакам можно определить, что близкий человек попал в секту?

– Достаточно просто: по необычному поведению и отношению к близким людям. Многие сектанты не скрывают, что являются членами той или иной общины. Наоборот, они активно начинают навязывать сектантские взгляды, пытаясь вовлечь в эту организацию большое количество людей.

Для этого адепты подбрасывают различные брошюрки и другие агитационные материалы, при этом зазывая на различные сектантские собрания и сходки. Прежде всего, последователи начинают «обрабатывать» свою семью. Нередко, допустим, жена угрожает мужу разводом, если он не примет ее новый образ жизни. Понятно, что дети автоматически попадают под влияние родителя-сектанта. В этом плане, православная церковь толерантно относится к выбору веры. Есть немало семей, где муж исповедует ислам, а жена – христианство, и никто не оскорбляет и не унижает веру супруга.

– Православная церковь ведет совместные работы в этом направлении с представителями других религий?

– Нет, каждый религиозный институт работает самостоятельно. И это самый верный путь, иначе наше объединение против сомнительных общин восприняли бы как то, что мы занимаемся разжиганием религиозной розни. Наша задача – активно популяризовать традиционные религиозные течения, которые в Узбекистане существуют веками.

Жертвами сектантов чаще всего становятся женщины и молодежь

Свобода в выборе вероисповедания привела к росту количества сект, которые сегодня действуют по всему миру. Практически каждый человек рано или поздно может столкнуться с сектой и ощутить на себе последствия ее влияния. Об этом заявил в беседе с корреспондентом АН Podrobno.uz руководитель Центра реабилитации пострадавших от сект при Свято-Успенском Кафедральном Соборе в Ташкенте, протоиерей Сергий Стаценко.

– Могли бы вы дать общую оценку феномена сектантства?

– В первую очередь, я хотел бы определиться с терминологией. Термин «секта» носит чаще негативную окраску. Следуя принципу юриспруденции, нам нельзя называть сектами те религиозные организации, которые имеют государственную регистрацию. Но при этом, существуют и зарегистрированные общины, которые вопреки закону, своими действиями выводят себя за правовое поле.

Вот к таким организациям вполне применим этот термин. А вообще, если упрощать, сектами принято называть религиозные общины, которые замкнуты сами в себе и противопоставляют себя традиционным религиям и современному обществу. Негативность восприятия этого феномена связана с тем, что слишком часто пребывание в таких и подобных организациях связано с тяжелыми последствиями.

Есть религиозные организации и сообщества в Узбекистане, которые не относятся к традиционным религиям, но я бы их не стал называть сектами, поскольку они сумели дистанцироваться от самозамкнутости и успешно интегрируются в межрелигиозный диалог и в общество в целом.

– Кто чаще всего становится жертвой сектантов?

– Основной контингент обращающихся за помощью в наш Центр – это родственники жертв, пострадавших от сектантов или лиц, затянутых в опасные общины. Замечу, около 70% обращений поступает к нам от жертв оккультных групп. Прямыми жертвами сектантов может стать кто угодно без различий по полу, возрасту и социальному статусу.

Это практически всегда затрагивает семьи. Поэтому косвенными жертвами чаще всего становятся взрослые женщины, имеющие одного или нескольких детей. Мужчин обращается всего около 5%. В основном к нам приходят за помощью родные и близкие людей, попавших в секту. В плане пропаганды сектантских взглядов женщины являются более восприимчивой аудиторией, в силу своей большей религиозности. Поэтому больше в секты попадает слабый пол. Молодежь также в силу неустойчивости взглядов легко отзывается на пропаганду.

Неоднократно к нам обращались супруги, чьи вторые половины отдалились от семьи. Самое страшное, что многие из них, уходя в секты, забирают с собой и своих детей. Естественно, в большинстве случаев такие семьи разваливаются. В таких ситуациях здравомыслящие члены семьи хотят одного – скорее вызволить ребенка, насильно затянутого в секту.

Мы стараемся помочь им, чем можем. Если это не в наших силах, и присутствует криминальная составляющая, то советуем обратиться в правоохранительные органы. Кстати, значительное число обратившихся к нам, сами имеют определенные психологические расстройства. Им повсюду видятся заговоры, происки сектантов. Распознать нездоровых людей легко. Стоит задать им конкретные вопросы, как они перестают говорить что-либо внятное. И тут мы понимаем, что имеем дело с больным человеком, и помочь ему, к сожалению, ничем не можем. В лучшем случае, советует принять врачебную помощь.

– Как проходит реабилитация?

– Прежде всего, мы пытаемся успокоить жертву или родственника, чей близкий человек попал в беду. Путем общения совместно пытаемся определить тип секты. Немаловажное значение имеет, кто является лидером общины. Дело в том, что есть люди, которые действительно искренне служат самой идее, а есть те, кто делают на этом деньги.

Бывают вполне благоразумные руководители, с кем можно вести конструктивный диалог и находить понимание. Но, бывает, попадаются невменяемые лидеры – это либо душевнобольные, либо циничные бизнесмены, для которых это лишь форма наживы. Бывают и смешанные типы, где в качестве яркого примера можно упомянуть российскую секту «бога Кузи», недавно осужденного.

В таких случаях секта имеет тоталитарный характер управления. Для подобных организаций характерен авторитарный метод, и тогда права человека внутри такой организации жестко ограничены. Серьезно подавляется воля и стремление к первичному житейскому комфорту. В таких случаях вызволить пострадавших можно только через правоохранительные органы.

Следующий этап нашей работы – налаживание контакта с проблемными людьми. Сектантские взгляды затмевают все человеческие ценности. Мы пытаемся через диалог достучаться до пострадавшего, пробудить в нем любовь к родителям, детям.

Ну а третий, главный принцип реабилитации, который мы исповедуем в нашей работе – это помощь в духовном становлении самих обратившихся за помощью. Человек, имеющий мощный духовный стержень, может стать духовной опорой для своих близких, которые именно из-за своей слабости попали в секту. Поэтому основное бремя реабилитации мы возлагаем на родителей и близких.

– Сколько длится период реабилитации?

– Понятно, что говорить о реабилитации, как о курсе приема каких-либо лекарств, не приходится. Профессиональная реабилитация не может проводиться без психолога, который изо дня в день должен общаться с жертвой сектантов. Если пострадавший находился в тоталитарной секте, то реабилитация должна продолжаться приблизительно столько же, сколько человек прибывал в этом сообществе.

На моей практике было всего два случая, когда вышедшие из секты люди добровольно обратились за помощью в наш Центр. Однако они не нуждались в реабилитационной помощи. Им просто нужны были деньги, чтобы доехать до дома или помочь найти ночлег на первое время.

– Правда, что в секты попадают в основном необразованные люди?

– Это действительно так. У них слабо развито критическое мышление. Люди, которые имеют хорошее образование, владеют высоким уровнем критического мышления. Поэтому, когда эти люди видят противоречия, несостыковки и несуразицу в период начального пребывания в секте, они тут же принимают решение уйти.

Но это не говорит о том, что в секты попадают исключительно малообразованные люди. В ловушку сектантов попадают разные люди. Например, человек, переживший смерть близких, может стать легкой добычей сектантов, особенно, если в этот сложный период его некому поддержать, посочувствовать. Или молодые ребята, которым сложно найти общий язык с ровесниками.

Иногда бывают случаи, когда человек разочаровывается в идее той или иной общины, и покидает секту. При этом они не решаются войти в православие, так как сильно разочаровываются в религии в целом. Многие, к сожалению, после этого начинают спиваться или садятся «на иглу», а кто-то пускается в другие формы разгула. Они пытаются прожечь эту жизнь, и восполнить то, что не добрали в секте. Порой люди уходят из секты психически больными. С ними, порой, даже разговаривать невозможно, не говоря уже о реабилитации.

Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *