Семейное чтение

Шананина Наталья Александровна

Совместное чтение детей и взрослых

Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном – благоприятная почва для духовного сближения родителей и детей, основа их эмоционально – насыщенного общения, залог взаимного уважения и роста родительского авторитета. Поэтому не следует забывать о том, что родители, рассказывая и читая детям те или иные произведения,

Создают в семье атмосферу тепла и уюта, а это очень важно для всестороннего развития ребенка. Как больно и горько видеть, что большинство современных детей лишены этого драгоценного удовольствия, к сожалению, очень многие родители заменяют чтение книг, просмотром мультфильмов и компьютером. Проблема чтении – это не проблема одного города, а мировая проблема, действительно люди стали меньше читать. По данным СМИ, лишь приблизительно 15 % родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 60% родителей не читают детям вообще.

Придя работать в детский сад, я столкнулась с проблемой – дети не слушают чтение взрослых.

Первоначально я начала заинтересовывать детей книгой, рассказывала, что в книге очень много полезной информации, рассматривали иллюстрации и само оформление книги.

Ежедневно читала детям книги , ежедневно создавала проблемные ситуации, где ребенку приходилось обратиться к книге .

Например: Я бы почитала вам на сон, но у нас нет книги и ребенок приносит из дома книги или найди иллюстрации к такой – то сказке.

То есть на 1 этапе своей работы я прививала любовь книге, развивала наблюдательность у детей, накапливали жизненный опыт.

Мы с детьми ежемесячно ходили в библиотеку, там нам рассказывали о значении книг, какие бывают книги, чему нас они учат, как нужно относиться к книге.

Ходили на экскурсии в лес, парк, к реке, по улицам горда, вели наблюдение и обсуждение увиденного.

Например: На прогулке девочка увидела красивый лепесток, а это оказалась бабочка и родилось стихотворение: Бабочка. Или другое например девочка пришла из дома и рассказала про свою кошку и родилось стихотворение: Кошка.

Таким образом, я детей подвела к сочинению стихов, где дети проявили свое творчество и свои знания.

Также одно из направлений работы это работа с родителями.

Тут были беседы, консультации. Информация в уголке, родительское собрание и домашнее задание.

Была создана «Литературная гостиная”, где проходили встречи с интересными людьми либо развлечения с родителями. Выявились родители, которые в детстве тоже сочиняли стихи, сказки, рассказы, а один из родителей сочиняет и по сей день. На фоне зародившейся любви к книге. Дети стали боле наблюдательными, и стали сами проявлять инициативу в сочинительстве стихов, пример которых я приводила.

На втором этапе перешли от стихов к сказкам.

Мы разбирали с детьми, что есть в сказке – это начало, середина и конец, затем какие герои бывают в сказке – главный герой (всегда добрый), вспомогательные герои, и иногда есть злые герои, затем какие действия – это добро, справедливость, взаимовыручка, а иногда и зло, борьба и всегда счастливый конец.

Когда все было изучено? дети по моделям пробовали сочинять свою сказку, первая сказка – это » Путешествие арбуза и дыни”

Затем уже дети сочинили сказку на основе вопросов – это сказка » Как могучий дуб спас лисёнка».

Когда было сочинено 6 сказок, мы решили создать книгу сказок. Это и был 3 этап.

Где воспитывалась креативная личность.

Ребёнок не только придумывал сказку, но и рисовал к ней рисунки и воплощал это в жизнь. Были изготовлены индивидуальные книги. Например: Влады Федоровой.

Девочка придумала сказки, стихи, нарисовала рисунки к этим произведениям, и по замыслу девочки художник оформил книгу. Была создана тематическая книжка: «Времена года». Дети сочинили стихи, нарисовали рисунки, сочинили сказку о временах года. Также семейная книга.

Изготовили эту книгу семья Гребёлкиных, отправили на конкурс и получили диплом.

На основе всего выше сказанного я сделала вывод, что если ребёнок сам изготовил книгу; он никогда не пнёт книгу, не вырвет из неё листок, потому – что это труд.

Ребёнок старшего дошкольного возраста- очень творческая личность, и это надо развивать и поддерживать.

В процессе работы, у детей лучше развита монологическая и диалогическая речь, хорошо развиты коммуникативные навыки, большой словарный запас, лучше развиты все психические процессы.

Ребёнок способен сочинять сказки по моделям, способен отражать сочинённые сказки через продуктивную деятельность.

Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Сказочное детство / Традиции семейного чтения

Материалы, присланные пользователямиСемейное чтение. Зачем?
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти…».

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи или его и не было, просто вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся, в чем разница. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжает читать вслух своим чадам.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. Отметим: взрослые читали друг другу, не только в салонах или кружках, но и в семейном кругу. Детей рядом не было, а если и были, то только по недосмотру.

Дети вообще существовали в то время и в таких семьях отдельно от родителей. Говорили родителям «Вы», приходили утром пожелать папеньке или маменьке «доброго утра», а вечером «доброй ночи». Зачастую мамушка (няня) или гувернантка была такому ребенку ближе и понятней, чем собственная мама, и играла в его жизни большую роль. Поэтому и первые сказки ребенок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама. Общение с родителями начиналось позже, когда ребенок подрастал, поступал в гимназию или иное учебное заведение, приобретал статус взрослого. Тогда же он становился участником совместных чтений на взрослой половине.

Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?

Семейное чтение — это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться — зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?

Один из напрашивающихся ответов — дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Но семейное чтение — это не чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, в который дети допускаются лишь по мере взросления. Кроме того, это слишком нерациональный способ приобщения к чтению. Ведь если для неспешного девятнадцатого века чтение вслух — естественное занятие, то сегодняшнему взрослому, живущему в постоянном цейтноте, для того, чтобы выделить время на чтение вслух, требуется совершить подвиг. Проверьте: чтение вслух «Идиота» Достоевского займет у вас около месяца при условии, что ежедневно вы будете уделять этому не меньше часа. А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь — возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните — мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора несопоставимы.

А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

Поэтому безусловно стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое, ведь даже профессиональные актеры читают со сцены то, что им ближе.

И не бойтесь, что вас не оценят и не поймут. Понимание — сложное понятие.

Психолингвистика на своем научном языке определяет его, в частности, как «процесс формирования личностно-смысловых образований, лишь опосредованно связанных со смыслом исходного текста». Это значит, что ваши слушатели могут уловить музыку слов или ритм, запомнить отдельный эпизод или образ, а может быть, ваше волнение или оброненную по поводу прочитаннного фразу. А может быть, ваш не обремененный знаниями и стереотипами взрослый ребенок поймет знакомое вам произведение так по-детски глубоко и серьезно, что заставит и вас увидеть его иначе. Главное, чтобы вы дали ему эту возможность. А это требует соблюдения одного маленького условия.

Не рассматривайте книгу как повод для воспитания, не превращайте совместные чтения в университет культуры с зачетами и экзаменами по окончании курса, не ждите от слушателей определенной, нужной вам, реакции на прочитанное. Это интернет и энциклопедии — способ получения информации, а художественная литература всегда была средством общения — автора и читателя, читающего и слушающего. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления, когда в процессе общения рождается несуществовавшее до этого знание, а не просто усваивается информация.

Чтение вслух — это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение.

И это, конечно, таит опасность, потому что, открываясь, становишься менее защищенным.

Поэтому семейное чтение — занятие для сильных людей, для людей творческих и открытых, свободных и дающих свободу другим. Дерзайте! И, может быть, когда-нибудь, отправив детей к бабушке, вы не пойдете в кино или в клуб, не включите телевизор, а сядете рядом, откроете прозу Цветаевой, или Достоевского, или Фолкнера — и забудете о времени.

Т.В. Степичева,
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Каждый иностранный студент оформляет медицинский сертификат, который помогает ему в лечении возникшего заболевания или обострении хронического.

Для поддержания здоровья созданы условия для занятий спортом, участия в различных секциях при кафедре физического воспитания. Многие студенты участвуют в чемпионате университета по различным видам спорта, в том числе и в национальных видах игр.

Преподаватели университета всегда настраивают иностранных студентов на умелую мобилизацию резервов своего организма, на преодоление неприятных моментов жизненного характера, на уменьшение возможности заболевания.

Литература

1. Березин В. Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука, 2002. 270 с.

2. Витенберг Е. В. Социальные адаптации личности в условиях межкультурного общения. Авт. дисс. канд. псих. наук. СПб., 1999. 16 с.

3. Карпенко Л. А. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. 380 с.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.

The organization of family reading for junior schoolchildren Umarbekova A. (Republic of Kyrgyzstan)

Организация семейного чтения для младших школьников Умарбекова А. А. (Кыргызская Республика)

Умарбекова Анара Анарбаевна / Umarbekova Anara — старший преподаватель, кафедра педагогики, естественно-педагогический факультет,

Таласский государственный университет, г. Талас, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассмотрены значение, цели и задачи семейного чтения для младших школьников и методика его организации для родителей.

Ключевые слова: семья, книга, формирование, воспитание ребёнка, мировоззрение ребёнка, правильный ориентир, жизненные ценности, социальный институт, любовь к чтению, потенциал ребенка, семейное чтение.

В данное время особое внимание обращается на организацию семейного чтения. Так как снижение интереса школьников к чтению обретает в последнее время массовый и тенденциозный характер. Такая ситуация, в свою очередь, негативно влияет на качество обучения. Каким образом можно пробудить интерес ученика к чтению? Как нам представляется, один из возможных путей решения проблемы — это организация семейного чтения. Правильная организация семейного чтения способствует духовному, интеллектуальному развитию школьника, развивая в нём любовь и интерес к чтению. По результатам специальных исследований было доказано, что семейному чтению в семьях, особенно в сельской местности, не придаётся значения на должном уровне. 82 % родителей на вопрос анкетирования об

организации семейного чтения ответили отрицательно. Основные причины такой безответственности родителей объясняются недостаточностью педагогического образования, непониманием конечной цели семейного чтения, неимением представления о детской литературе либо хронической нехваткой времени на воспитание своих детей. Некоторые родители ссылаются, наоборот, на отсутствие всякого интереса детей к чтению книг.

Бесспорно, что такое безответственное отношение родителей к своим детям отрицательно влияет на их духовное, интеллектуальное развитие. В результате отношения между родителями и ребёнком обретают пассивный, отдаленный характер и, как следствие, с возрастом у ребёнка ухудшается познавательная деятельность. И только согласованные действия школы и родителей могут разрешить такую кризисную ситуацию. Учитель как специалист дает необходимые знания и одновременно контролирует действия родителей. Только при обоюдном и согласованном действии цель родителей и педагогов достигают логического конца. Содержание педагогического образования содержит следующие компоненты:

1. Роль семейного чтения в воспитании ребёнка.

2. Цель и задачи семейного чтения.

3. Как можно организовать семейное чтение.

4. Предложения родителям по развитию интереса к чтению.

Семья, формируя мировоззрение ребёнка, даёт правильные ориентиры на жизненные ценности т. е. семья как социальный институт, развивая любовь ребёнка к чтению, направляет его потенциал в мир культуры. Первое знакомство ребёнка с книгой начинается в семье.

Семейное чтение с древних времен служит не только средством воспитания ребёнка, но и предпосылкой, посредством которой ребёнок познаёт азбуку книжной культуры ещё до того момента, когда он ещё не умеет читать буквы.

Семейное чтение формирует отношение ребёнка к книге, развивает интеллект и сознание. Способствует появлению потребности к чтению книг.

Семейное чтение помогает ребёнку освоить родной язык с малых лет. Если с раннего возраста читать ребёнку вслух, он начинает приобретать навыки самостоятельного чтения, и в будущем такие навыки могут послужить базой для развития книжной культуры ученика.

Семейное чтение способствует становлению этического и эстетического восприятия книги. Слушая чтение родителей, ребёнок интуитивно начинает понимать смысловые оттенки слов — возвышенность, уныние, юмор, сарказм и т. д.

Семейное чтение формирует, что немаловажно, восприятие художественных образов. Ребёнок постепенно начинает вникать в эмоциональное состояние персонажей художественного произведения.

Семейное чтение — эффективный путь социализации подрастающего поколения. Только с помощью семейного чтения ребёнок сможет ознакомиться с духовным наследием великих мыслителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семейное чтение как условие повышения уровня знания школьника .

Цели и задачи семейного чтения:

1. Воспитание родителей и детей в любви к книге, повышение грамотности.

2. Повышение эффективности и результативности организации семейного чтения через согласованное действие всех участников образовательного процесса.

3. Поддерживание традиций семейного чтения.

4. Повышение уровня культуры речи родителей и детей.

5. Воспитание любви и бережного отношения к книге.

6. Прививание детям общечеловеческих ценностей и достижение качества образования через семейное чтение .

Медленное развитие мышления ребёнка зачастую связано с малым количеством прочитанных им книг в начальных классах. Поэтому школа с помощью семьи и библиотеки должна способствовать формированию будущего читателя. Контроль над чтением ребёнка должен брать своё начало с его дошкольного возраста т. е. с раннего детства родители, читая книги детям, формируют основу грамотности и культуры будущей личности. Раньше многие педагоги и психологи считали, что говорение, чтение, письмо — это отдельные навыки, которые развиваются в определённой последовательности. Например, они считали, что поначалу ребёнок начинает понимать язык, а после говорить, и только в конце он может понимать чтение. Поэтому раньше формальное обучение грамоте начиналось с помещения ребёнка в школу. В последнее время специалисты больше придерживаются мнения о том, что обучение навыкам грамотности начинается с первых этапов жизни ребёнка, и оно сильно зависит от окружающих. Необходимо продолжать семейное чтение, когда дети учатся в школе. В школе внеклассное чтение контролируется учителем. Но действия учителя по внеклассному чтению реализуются при помощи родителей. К сожалению, многие родители не до конца понимают значимость этой обязанности. Их не интересует внеклассное чтение ребёнка, более того, некоторые родители запрещают читать книги внешкольной программы. В основе таких заблуждений лежит мнение о том, что внеклассное чтение может помешать освоению непосредственно школьной программы, поэтому они должны быть сосредоточены исключительно на школьных учебниках. Но практика показывает, что чтение книг внешкольной программы наоборот способствует глубокому освоению учебной программы.

Как можно организовать семейное чтение? Родители младших школьников при организации семейного чтения должны обращать внимание на следующие моменты:

1. Совместно с ребёнком выбирать книгу для чтения (информировать ребёнка об интересных и новых изданиях).

2. Определить время для чтения в режиме дня.

3. Очень важно начинать семейное чтение с позитивным настроем, и все члены семьи должны сохранять тишину, придавая значение чтению.

4. При определении времени чтения важно учитывать возрастную особенность младшего школьника. Семейное чтение обычно длится в течение 15-30 минут ежедневно. Но в случае, когда ребёнок проявляет интерес, чтение может занять больше времени.

5. Чтобы ребёнок не отвлекался, надо активизировать его внимание во время чтения.

6. Повторное чтение по просьбе детей позитивно действует на формирование их памяти и на развитие речи.

7. Когда ребёнок читает, не рекомендуется стоять за его спиной (это вызывает ассоциацию принуждения ребёнка читать), а нужно сидеть рядом с ним (такое положение показывает участие родителя).

8. Учите детей самостоятельному чтению.

9. Проявляйте интерес к тому, какую книгу читает ваш ребёнок.

10. Всячески поощряйте успехи ребёнка. При этом не надо сравнивать его успех с достижениями других детей, так как такие неуместные сравнения снижает самооценку ребёнка.

11. Когда вы учите ребёнка культуре чтения, будьте для него примером .

Родители при организации семейного чтения для своих детей в сельской

местности должны наладить тесную связь со школьной библиотекой и с учителем. Потому что благодаря этим контактам у родителей будет возможность ознакомиться с детской литературой, которая имеется в школьной библиотеке. Помимо этого родители могут советоваться по таким вопросам, как: какие книги интересуют детей, или как вызвать интерес ребёнка к чтению и т. д. Учитель совместно с родителями

может организовать библиотеку прямо в классах. Книжный фонд подобных библиотек можно обогащать новыми детскими изданиями, которые могут приобретаться по инициативе родителей. Организация таких библиотек пробуждает массовый интерес детей к чтению. И что важно, такое массовое мероприятие зачастую заинтересует неуспевающих учеников.

Обязанности родителей не ограничиваются только приобретением книг, они, начиная с подготовительного этапа, принимают активное участие при организации семейного чтения. Но прежде чем приступить непосредственно к чтению, им необходимо заранее провести подготовительные мероприятия. Сначала родители должны заинтересовать детей, говоря о купленных книгах, рассказать им о том, что эти книги откроют новые тайны, о которых они не знают, и которые полны завораживающих историй и приключений. Подобные приемы очень эффективны, они пробуждают истинный интерес детей к книгам. После таких подготовок можно приступать к чтению. Инициатива и желание детей читать либо слушать должны поощряться родителями.

Как детям дошкольного возраста, так и ученикам 1-2 классов полезно читать вслух. Чтение вслух раскрывает художественность, образность, красочность читаемого текста. Более того, внимательно слушая, ребёнок при чтении повторяет, т. е. подражает интонации взрослых. Благодаря этому у ребёнка формируются базисные понятия художественного чтения. Иными словами, школьник интуитивно воспринимает компоненты интонации — тембр, мелодику, ритм, темп и в процессе чтения старается соблюдать их подобно взрослым. Это ярко выражается, когда ребёнок не монотонно, а где-то выразительно читает диалог между персонажами, чтобы выразить их характер и темперамент. Одновременно у ребёнка развиваются мышление, память, воображение, и чтобы способствовать развитию логики ребёнка уместно озвучивать некие конкретные вопросы, как: «Ты веришь в то, что говорится в произведении?»; «Ты мог бы поступить как главный герой?»; «Как ты думаешь, правильно ли поступил герой?»; «Что было бы, если бы герои поменялись местами?» и т. д. Только через вопросы и озвучивание собственных мнений возможен обмен идеями и опытом. Можно продолжать чтение даже тогда, когда ребёнок читает самостоятельно, и очень важно продолжать обмениваться мнениями по прочитанному произведению. Так как только правильно заданные вопросы и умение высказывать собственное мнение дают возможность понять и запомнить произведение, раскрыть его смысл. Только через чтение можно пробудить интерес к книгам у неуспевающих и малочитающих школьников. Как правило, у учеников такой категории плохо развита техника чтения, поэтому они больше склонны слушать, чем читать самостоятельно. Чтобы активизировать деятельность таких учеников, необходимо больше читать вслух и одновременно давать им читать короткие несложные тексты. Чтобы достичь самостоятельности в чтении ребенка, надо не только читать им вслух, но и приучать озвучивать своё собственное мнение. Следует ожидать, что школьники, у которых плохая техника чтения, могут каждый раз просить взрослых, чтобы они почитали им вслух. В таких случаях родители могут остановить своё чтение на интересных эпизодах, чтобы ребёнок дальше читал самостоятельно. Либо родители устно рассказывают до определённых эпизодов, а дальше предлагают ребёнку самому читать. Для того чтобы узнать, насколько он понял содержание прочитанного им текста, важно задавать контрольные вопросы относительно сюжета. Можно завести тетрадь школьнику, где он может записывать имя автора произведения, его название, дату, когда он читал его, и, конечно же, понравившиеся ему интересные эпизоды. Таким образом, ребёнок собирает своего рода собственное портфолио. К портфолио можно отнести и рисунки, нарисованные школьником по прочитанным им произведениям. Такие действия могут пробудить интерес ученика к чтению.

Родители, формируя культуру чтения ребёнка, не должны забывать о том, что они показывают ему пример. Потому как дети зачастую не видят, как родители читают книги. У многих родителей просто нет времени для чтения, максимум они могут позволить себе прочитать газету. Поэтому, учитывая наши реалии, очень трудно убедить ребёнка думать, что чтение не только интересно и полезно, но также необходимо. Особенно когда основная масса взрослых и детей предпочитают книгам телевидение, компьютер либо мобильные телефоны. И как нам представляется, разумная альтернатива к упомянутым аудио-визуальным средствам — это совместное семейное чтение. Поэтому родители регулярно должны проводить чтения, по частям читая одно детское произведение. Постепенно тематика произведений должна перерасти до уровня классических произведений. Семейное чтение должно быть систематическим и регулярным в течение всего года. И во время летних каникул, правильно используя свободное время детей, родители могут продолжать его в кругу семьи. Как показывает практика, в течение 3-х месяцев, т. е. во время летних каникул у учеников 3-4 классов техника скорочтения понижается на 20 %, а у учеников 1-класса — на 60 % .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этих фактов, родители при определении продолжительности семейного чтения, должны консультироваться с педагогом. Педагог обязан информировать родителей о состоянии скорочтения ученика. Учитывая эту информацию, родители вместе с педагогом определяют в индивидуальном порядке продолжительность времени для чтения. Обычно для семейного чтения уделяется 8 минут ежедневно, постепенно с добавлением по 2 минуты, в итоге время для чтения должно достичь 30 минут.

Советы для родителей по развитию читательского интереса:

• старайтесь пробудить интерес ребёнка к чтению с раннего возраста;

• приобретайте для детей интересные, содержательные и красочные книги;

• чтобы формировать навыки скорочтения у ребёнка, читайте сами для него. Уделяйте время для самостоятельного чтения ребёнка;

• обсуждайте прочитанную книгу в кругу семьи;

• расскажите ребёнку об авторе прочитанной вами книги;

• останавливайте чтение на интересных эпизодах;

• чтобы проверить, насколько ребёнок точно запомнил сюжет прочитанного произведения, расскажите ему сюжет в запутанной, искажённой форме;

• предложите ребёнку прочитать книгу вашего детства, поделитесь с ним вашими детскими переживаниями, связанными с этой книгой. Сравните мнение вашего ребёнка с вашим;

• приобретайте книги любимых авторов вашего ребёнка, организуйте личную библиотеку ребенка;

• организуйте обсуждение о прочитанной книге с участием всех членов семьи;

• учите ребёнка бережному отношению к книге;

• дарите ребёнку книги и не забывайте писать пожелания в них. Через определенное время ваш ребёнок с чувством гордости будет вспоминать эту традицию вашей семьи.

В заключение можно отметить, что без педагогического образования в вопросах по организации семейного чтения для младших школьников родители не смогут достичь существенных, продуктивных результатов. Поэтому следует подчеркнуть важность сотрудничества родителей со школой.

Литература

1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения / З. А. Гриценко. — М.:

Просвещение, 2000 г.

3. Лукзен Л. Н. Растим читателя: советы родителям / Л. Н. Лукзен. — Алматы: 2003. — 3 с.

Teaching robotics to students of engineering profile Akhmetova M. , Kazagachev V. (Republic of Kazakhstan) Обучение робототехнике студентов инженерно-технического профиля Ахметова М. Р.1, Казагачев В. Н.2 (Республика Казахстан)

1 Ахметова Мейрамкул Рахметуллаевна /Akhmetova Meiramkul — старший преподаватель;

2Казагачев Виктор Николаевич /Kazagachev Victor — старший преподаватель, кафедра общетехнических дисциплин,

Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена организации курса обучения робототехнике для студентов инженерно-технического профиля, рассматривается сущность понятия «образовательная робототехника».

Ключевые слова: робототехника, микроконтроллеры, программирование, flowcode. Keywords: robotics, microcontrollers, programming, flowcode.

В России сегодня уровень развития робототехнической отрасли ниже, по сравнению с лидирующими в этой области странами. По данным 2014 года, Сколковского института науки и технологии (Сколтех) в публичном аналитическом докладе «Новые производственные технологии», плотность роботизации промышленности в России в 31 раз меньше мирового уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для изменения сложившейся ситуации предпринимаются определенные шаги. В 2013 году была принята Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, где в список приоритетных направлений исследований и разработок, включено развитие робототехники .

Робототехника — область науки и техники, находящаяся на стыке механики, электроники и программирования. Сегодня разработки робототехники внедряют в различные направления человеческой деятельности: от беспилотных аппаратов -дронов и робоавтомобилей, до бытовой техники и детских игрушек.

Робототехника — универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов — от дошкольников до профобразования.

Образовательная робототехника — сравнительно новая область, как в технике, так и в педагогической науке и занимается проблемами организации учебного процесса и внеурочной деятельности по обучению роботам. Организация процесса обучения невозможно без соответствующих образовательных ресурсов и средств .

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *