Семья алексия 2

05 декабря 2008 13:41

Вести.Ru публикуют текст последнего интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Вестям». Он дал его в конце октября 2008 года. 5 декабря Алексий II скончался.

— Ваше Святейшество, здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Ваше Святейшество, ваши первые сознательные шаги в храме начались, когда вы еще были маленьким мальчиком. В шестилетнем возрасте — ваше первое послушание, вы разливали крещенскую воду. И мы узнали, что ваши родители вначале с небольшим смущением отнеслись к вашему рвению и даже обратились к валаамским старцам за советом. Что они сказали им?
— Я очень благодарен своим родителям, которые воспитали меня в православной вере. Я родился в благочестивой христианской семье. И я считаю, что очень важно воспитание именно в семье, которое дает основание для будущего. Да, действительно, мои родители смущались тем, что я уже в юношеские годы знал все богослужение наизусть и даже служил, и это смущало моих родителей. Поэтому они обратились к валаамским старцам, которые сказали, что если делается все серьезно, то смущаться не надо. И зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что и в школах нужно ввести предмет «Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, должны знать и основы культуры той страны, в которой они живут.
— Ваше Святейшество, вы стали священнослужителем в 1950 году, а к епископскому служению приступили в 1961 году, как раз тогда, когда началась новая волна гонений на церковь. Как церкви удалось выстоять, и почувствовали ли вы на себе лично эти гонения?
— Уже не было прямых гонений, не расстреливали, но вся церковная жизнь — она была под контролем. Даже были области и республики, где и проповеди должны были представлять представителям Совета по делам религии на местах, уполномоченным для проверки. Чиновники, которые чаще всего были атеистами, проверяли, что священник может сказать и чего не может сказать. В 1961 году я стал епископом. Я столкнулся сразу же с желанием закрыть Пюхтицкий успенский женский монастырь в Эстонии — единственный женский монастырь — и 36 православных в основном эстонских приходов, которые, как чиновники говорили, нерентабельны. Но мне удалось отодвинуть закрытие этих приходов. А в начале уже 1962 года я, будучи заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, привез в монастырь первую делегацию лютеранских пасторов из ГДР, которые потом в газете написали восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о закрытии отпал.

Так надо было правдами и неправдами сохранять то от закрытия, что хотели закрыть в то время. Пришлось столкнуться с горем людей, и масса священников, что у меня остались в памяти, когда я вступил в должность управляющего делами – это огромное количество священнослужителей, которые были лишены регистрации гражданской властью и остались без места и средств к существованию. И надо было их обустраивать, устраивать, нужно было дать возможность им продолжать служение.
— Ваше Святейшество, во время вашего патриаршего служения произошло эпохальное событие – объединение двух частей Русской Православной Церкви. Разговоры об этом велись же давно, на протяжении долгих лет. Почему это произошло именно сейчас и что на это повлияло? Как многие говорят, это просто чудо.
— Шли мы к этому долгое время, потому что это плоть от плоти, кровь от крови нашего русского народа. Это люди, которые были вынуждены после революции, после Гражданской войны покинуть свою родину и оказались за рубежом, но сохранили веру, сохранили любовь к родине, сохранили любовь к своей культуре. И у нас внутри, в нашей стране, в жизни церкви, конечно, изменение положения церкви во многом повлияло на решение этого вопроса положительно. Потому что стали открываться храмы, реставрироваться храмы, возрождалась монастырская жизнь, духовное образование, издательство. Люди приезжали сюда и видели, как возрождается церковная жизнь.

Это не только было подписано в храме Христа Спасителя в Москве, но дошло до приходского уровня. Сейчас ведь на каждом заседании Священного Синода нам приходится открывать новые храмы в самых разных местах. Только что был освящен собор в Гаване, только что поставлен вопрос об открытии храма в Венесуэле… Так что в разных местах разбросаны не только первая эмиграция, но и первое, второе и третье поколения, люди, которые сегодня уезжают из-за трудностей за рубеж для того, чтобы работать. Они нуждаются в духовной поддержке, оказавшись в чужой среде, среди чужого менталитета, с чужой культурой. А в русском православном храме они чувствуют живую связь со своей родиной, с церковью.
— Ваше Святейшество, на ваш взгляд, перед какими вызовами сейчас стоит человечество и как бы церковь могла бы помочь человечеству ответить на эти вызовы?
— Я думаю, что однополярность в культуре, однополярность в экономике, однополярность в политике – это не тот путь, по которому должно идти человечество. Человечество должно идти к единению, не создавая однополярного мира. Потому что когда применяется, с одной стороны, двойной стандарт к любым проявлениям жизни в России или в странах ближнего зарубежья, то это несправедливо. Я думаю, что события, которые произошли в Южной Осетии, наглядно показали, как белое выдается за черное и черное выдается за белое. Хотя мы своими глазами видели, сколько жертв было, сколько людей были вынуждены покинуть свои насиженные места, дома которых были расстреляны танками и которые бежали, спасая свои жизни. И Церковь — она всегда призывала к миру, всегда призывала сесть за стол переговоров. И даже во время этого кризиса и с моей стороны, и со стороны грузинского патриарха – католикоса – были обращения с призывом к миру. И у нас добрые отношения между церквами продолжают сохраняться и будут сохраняться. Церковь будет всегда призывать к миру и к согласию между людьми. И то, что произошло – это вообще трагедия, потому что хотели поссорить два православных народа.

— Ваше Святейшество, и вопрос, который я сегодня просто не могу не задать: по поводу сложившейся экономической ситуации в мире. Ее можно рассматривать чисто как экономическую, финансовую проблему, но в то же время это может быть некое испытание, которое послано специально, чтобы люди чему-то научились. Чему можно научиться в этой ситуации, которая сложилась?
— Я думаю, на Западе с высоким уровнем жизни это испытание – не надеяться только на деньги. Поэтому сокращение рабочих мест – это будет для многих испытание. Нам тоже надо подумать о том, что нужно думать не только о материальных благах. Часто проповедуется нам, что только нужно строить хорошую обеспеченную жизнь. Но надо думать и о душе своей. И я думаю, что вот этот экономический, финансовый кризис — он должен заставить людей думать и о душе своей, и не только о судьбе своей, но и о судьбе своих ближних. Надо больше думать и помогать тем, кому тяжело.
— Ваше Святейшество, большое спасибо за ваше время и комментарии.
— Спасибо вам. И желаю вам успеха в вашей деятельности.

Меня уже давно не удивляют разные негативные истории про священников и патриарха. Удивляет другое, что начинают полоскать имена тех, чья память бережно хранится в душе тех, кто этих людей знал, видел, разговаривал. Речь об Алексие Втором (Ридигере). Хорошо знакомы мне и байки внутрицерковные, для своих. Но вот опять, в очередной раз, очередной пакостный перепост церковного баяна, в исполнении некоего Александра Соколовского, собрал на фейсбуке аж 208 публикаций. Речь в этой заюзаной байке идет о том, что на приеме встретились Примаков и патриарх Алексий, и первый углядел на облачении второго надпись на арабском.


Все это сопровождается улюлюканием и ужимками комментаторов. Пару слов о том, кто такой Соколовский. Он из Киева, глава Укрлегпрома, так написано у него на странице в Фейсбуке. Казалось бы, при чем тут Алексий Второй и Соколовский? Ну конечно же, речь о парчовых облачениях. Тема то профильная, тряпичная. Все бы ничего, если бы Соколовский не записывал историю о встрече Примакова и патриарха Алексия по памяти. А она у него, видимо, короткая и клиповая. Помните анекдот про Рабиновича, который выиграл миллион в рулетку? «Да, только не миллион, а три рубля, не в рулетку, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл.».
Так, Алексий Второй почему то в полном литургическом облачении ходил по приемам, встречался со светскими официальными лицами. Ткани парчовые для облачений, издревле везли к нам из Сирии, и никак иначе. Ну и вершина, что куколь Алексия Второго превратился в пересказе Соколовского в омофор, с надписью «Аллах велик» и никто этого не заметил. Ну, не прелесть? Как остроумно! Друзья рукоплещат, тыща лайков, пара сотен репостов, что еще нужно для счастья?
Давайте немного разберемся по существу вопроса. Что такое куколь ? Головной убор патриарха, кипельно белая. На фото выше, Алексий Второй (слева), в обычном своем облачении, беседует с митрополитами, Иоанном Снычевым, и Кириллом Гундяевым. Если Алексий Второй и встречался с Примаковым, то именно в такой одежде. В литургическом облачении он не ходил дальше церковного порога, не то, что по приемам. Куколь, или митра, на голове патриарха на официальных встречах почти всегда.
Что такое омофор ? https://ru.wikipedia.org/wiki/Омофор Для любознательных. Расшитое крестами узкое полотно. Вот здесь, на рождественской службе в Елохове, Алексий Второй стоит в облачении. На на плечах его омофор. Сразу извинюсь за качество фото. Это из моего личного архива, и у меня нет возможности отсканировать фото.Саккос и омофор тяжелые, парчовые, действительно. Их снимают сразу по окончании службы. В таком виде патриарх не ходит по приемам.


На омофоре кресты, даже если предположить, что облачение патриарху подарили в Сирии, ткань (парчу с крестами) совершенно точно набивали на христианской фабрике. Для сирийских христиан арабский родной. От всего исламского они отмежевываются на автомате и надпись такую не заметить не могли.
Вторая ложь в том, что облачение не привозили из Сирии, или еще откуда-то. Все богослужебные облачения еще со времен патриарха Пимена (Извекова), а может и еще раньше, шьют в Софрино. Спросите любого батюшку, он подтвердит. И еще, главная ложь в том, что фактически, Алексия Второго обвинили в неграмотности. Ридигер происходил из хорошей семьи, потомственный священник. Он закончил и семинарию и академию. В семинарии, кстати, изучают историю других религий, иногда весьма дотошно. Надпись «Аллах велик» уж точно может опознать и увидеть любой, кто изучал предмет. Даже я, не зная арабского, смогу ее увидеть. А уж Алексий Второй обладал системными знаниями. Никто и никогда не обвинял его в простоте и неграмотности. Патриарх даже церковные гласы различал на слух, и богословские знания были его коньком.
Байка о надписях на головном уборе Алексия Второго старая, я слышала ее еще в 90-х, но речь в ней шла о том, что глазастый Примаков разглядел «белое на белом», арабское буквенное тиснение в ткани на куколе. Примерно такое же, как водяные знаки на купюрах. Что там было написано, подвердить или опровернуть уже никто не сможет. Т.к. Алексий Второй скончался при весьма туманных обстоятельствах, и Евгений Примаков тоже недавно умер.

В общем, постарайтесь не пересказывать в вольном изложении церковные байки, если не являетесь для начала, ну, хотя бы, крещеным человеком. Эти байки смешны и понятны только тем, кто в теме. А то получится, как в анекдоте про гнусавых и кортавых Битлз, которых сосед напел.

Tags: Алексий Второй, Байки из склепа, Патриарх, Русская Православная Церковь

XV патриарх Русской православной церкви «почил в Бозе» — «уснул в Боге», 5 декабря — в светлый Рождественский пост, на следующий день после одного из главных православных праздников — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он не дожил до своего 80-летия всего два месяца.

Последние годы святейший сильно болел. Подводило сердце (Патриарх страдал ишемией, перенес несколько инфарктов), одолевали проблемы с давлением. А за два месяца до кончины его состояние было критическим: он пережил клиническую смерть и остановку сердца.

Несмотря на все это, весть о его смерти стала для людей полной неожиданностью. Четверо суток, пока тело патриарха находилось в храме Христа Спасителя, день и ночь выстраивались многокилометровые очереди. Люди, не сдерживая рыданий, шли, чтобы в последний раз поклониться великому пастырю.

Каждый был уверен — землю покинул святой человек. Действительно, переоценить то, что сделал патриарх за годы своего правления, сложно. Тысячи восстановленных монастырей и храмов, десятки подворий возвращены РПЦ.

Последние минуты жизни и смерть патриарха держались в строжайшей тайне. Спустя год после кончины святейшего нам удалось приоткрыть эту завесу.

ВЕРНАЯ ФИЛАРЕТА

Накануне Алексий II отслужил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. После приехал в Переделкино — свою любимую резиденцию, в которой жил последние 13 лет, с 1995 года. Именно ее он считал своим домом.

Два гектара земли под строительство было выделено тремя годами раньше. Со временем территорию удалось увеличить до 30 га. Деньги на строительство и благоустройство по просьбе патриарха выделил «Газпром». Резиденцию назвали «Центр православного наследия».

В день смерти первой неладное почувствовала его преданная экономка игуменья Филарета. Матушка уже более 40 лет управляла домашними делами святейшего, ее прислали вести хозяйство из столь любимого патриархом Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Во времена хрущевского правления его попытались закрыть, и своим спасением он обязан именно заступничеству Алексия II, который тогда был епископом Таллиннским и Эстонским.

В помощницах у нее было еще около 12 монахинь. И они перед ней трепетали — понимали не с полуслова, а с полувзгляда.

Постепенно из простой экономки она стала для святейшего самым преданным другом, советчицей, ангелом хранителем. Ей он доверял безгранично.

Как один из ярких примеров того, насколько Алексий II ценил свою помощницу, говорит вот такой случай.

— Когда я и настоятель патриаршего подворья в Переделкино архимандрит Владимир Зорин принесли святейшему на утверждение генплан резиденции, он сразу позвал матушку Филарету, — рассказывает один из благоустроителей патриаршей вотчины в Переделкино Александр Бугаевский. — Спрашивает у нее: нравится проект? Она внимательно посмотрела и одобрила. Патриарх говорит: «Ну раз, матушка, тебе нравится — значит, и мне тоже». И только после этого благословил на начало стройки.

ТАК УМИРАЛИ СВЯТЫЕ

Вставал Алексий II затемно. Молился, умывался и к 8 часам спускался в зал завтракать. Мать Филарета накрывала практически всегда одинаково: «геркулес», глазунья (когда не было поста), чай. На столе всегда был и кофейник. Святейший очень любил взбодриться чашечкой крепкого кофе, если давление позволяло.

Часы пробили десять, патриарх не спускался. Встревоженная матушка постучалась в спальню. Ответа не последовало. Филарета послала за работником и велела немедленно ломать дверь. Святейший на ночь всегда запирался.

Алексия II нашли в спальне, он стоял на коленях, склонив голову. Его сердце уже не билось около часа.

На стенах его спальни не было ни одного свободного места — один сплошной иконостас. Они и стали немыми свидетелями кончины святейшего.

Как рассказал корреспонденту «КП» источник в прокуратуре, информацию о смерти Алексия II не объявляли несколько часов.

Перепуганная монахиня попыталась оказать первую помощь патриарху.

— Уложила тело на пол, под голову положила подушку, — говорит следователь. — А поскольку тело сдвигали с места и мы устанавливали его исходное положение — это затянуло процесс дознания.

После смерти патриарха мать Филарета была убита горем. Она практически не спала 40 дней. Молилась и беспрестанно плакала.

— Ее попытался утешить руководитель пресс-службы Московского патриархата Владимир Вигилянский, — вспоминает очевидец событий. — Сказал, чтобы она так не убивалась, патриарх — святой и попадет сразу в рай. Она ему ответила: «Он был хорошим человеком!»

То, что патриарх умер стоя на коленях, в его окружении стали считать особым знаком избранности. Многие канонизированные святые, такие как Дмитрий Ростовский и Серафим Саровский, уходили из жизни именно так.

НОВЫЙ ПАТРИАРХ, НОВЫЙ ПОРЯДОК

Как и положено по церковному уставу, после кончины патриарха резиденция переходит к новоизбранному первоиерарху. Именно он решает, что делать с хозяйством своего предшественника.

Как говорят об Алексии II люди, которые его хорошо знали и искренне любили, «святейший имел большое сердце и с любовью относился к бессловесным созданиям Божиим», животные это чувствовали и «отвечали ему взаимной любовью».

Один из рабочих резиденции рассказал мне случай, как патриарх спасал котенка, который забрался на дерево, боялся слезть и жалобно мяукал. Алексий II попросил архимандрита Владимира пойти на дорогу и попытаться найти машину с вышкой, хотя откуда ей там было взяться? Отец Владимир спорить не стал, послушно пошел. Патриарх остался возле дерева подстраховать пушистого бедолагу, если надумает сигануть вниз. Буквально через несколько минут архимандрит вернулся на автовышке.

— Помолился и нашел, — отчитался он.

Котенок стал очередным питомцем патриарха.

После кончины святейшего осиротели десяток любимых коров, телята и лошадки на скотном дворе. Три песика — пекинес Пуша, мопс Кеша и карликовый пудель Туся. К последнему патриарх относился с особенной теплотой. В январе 2005 года его подарили дети из Беслана. Ребята передали Алексию II Туську с рук на руки при личной встрече. Осиротели любимый рыжий кот патриарха и кенар, которого святейшему тоже подарили дети — девочки-сироты из Марфо-Мариинской обители. Кроме того, у Алексия II жили павлины, лебеди и козлик.

— Животные первое время после смерти святейшего страдали, — рассказала одна из монахинь, жившая в то время при резиденции. — По другому и не скажешь. Сейчас там никого из прежних зверушек не осталось.

По словам матушки, всех «копытных» перевезли в Борисоглебский женский монастырь в подмосковном Аносино. Настоятелю расположенного там патриаршего подворья архимандриту Спиридону (Иванову) новый патриарх Кирилл поручил капитально отремонтировать коровник, купить современные доильные аппараты, чтобы буренки чувствовали себя комфортно. Настоятельница обители монахиня Варахиила (Бучельникова) ежедневно их навещает.

Всех домашних питомцев покойного патриарха забрала к себе матушка Филарета. После сороковин она переехала из резиденции Переделкино в Москву в Богородице-Рождественский женский монастырь и живет там по сей день. Хозяйством нынешнего патриарха Кирилла занимается новая экономка матушка Иона.

Единственный, кто остался в резиденции после смерти патриарха, его духовник архимандрит Кирилл (Павлов). В этом году, 8 октября, ему исполнилось 90 лет. Старец очень слаб и редко выходит из своей кельи.

— Резиденция в Переделкино будет расти и развиваться, — говорит Александр Бугаевский. — Она станет одним из крупнейших научно-богословских, музейных и духовных центров в стране. Патриарх Кирилл дал мне письменное благословение, по которому я буду продолжать заниматься ее благоустройством. Сейчас на территории резиденции строится крещальный храм, церковноприходская школа, часовня.

Как рассказали в патриархии, мемуары и переписку, которые поначалу планировали издать к годовщине смерти Алексия II, опечатаны и пылятся на полках архива.

Алексий II: «Учёба в семинарии — самый счастливый период в моей жизни»

МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. Духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архимандрит Кирилл (Павлов) скончался в Москве на 98 году жизни. Об этом сообщает официальный сайт Московского патриархата.

«Вечером 20 февраля 2017 года в Переделкино, на 98-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу многолетний духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовник святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандрит Кирилл (Павлов)». — говорится в сообщении.

Биография

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в Рязанской губернии. Известно, что он родился и вырос в верующей крестьянской семье. Но, по его словам, «12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность».

В молодые годы работал технологом на металлургическом комбинате, в армию был призван в конце 1930 годов, служил в пехоте. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны обратился к вере. Вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие, с которым уже не расставался, отмечается в сообщении.

По окончании войны поступил в Московскую духовную семинарию, которая тогда располагалась в Новодевичьем монастыре в Москве, впоследствии окончил и Московскую духовную академию, с этого времени его жизнь была связана с Троице-Сергиевой лаврой. 25 августа 1954 года он был пострижен в монашество, в том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона, а затем — во иеромонаха. Был пономарем, потом казначеем обители, с 1965 года — духовник братии Лавры.

Духовник патриархов

«По свидетельству современников, у него исповедовались в свое время Патриархи Алексий I и Пимен; был духовником Патриарха Алексия II, в связи с чем переехал в Патриаршую резиденцию в Переделкино. Продолжал духовно окормлять монахов Лавры, принимал многочисленных верующих», — говорится в сообщении.

В начале 2000-х со старцем случился инсульт, который сначала обездвижил его, а затем практически лишил возможности общения с внешним миром. Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не искал поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращались к нему, сам поддерживал и утешал окружающих.

Архимандрит Кирилл — Автор многочисленных проповедей и поучений. Он ежегодно отправлял архиереям, священникам, мирянам и даже малознакомым людям до 5 тысяч писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями, отмечают в пресс-службе Московского Патриархата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *